Интерактивные технологии в инклюзивном образовании доклад

Обновлено: 13.05.2024

У нас ограниченные возможности.
Так, почему-то, принято считать.
Но кто, скажите, может ограничить
Возможность верить и мечтать.
Назло болезни заниматься спортом!
И не за грамоты, не за призы.
Пусть мы не ставим мировых рекордов:
Рекорды ведь у каждого - свои.
Встречать рассвет! И радоваться жизни!
Писать стихи, когда душа поёт!
Возможности у нас не ограничены,
Когда мы вместе! А не наоборот.

В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условиях общеобразовательных школ.

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Существуют следующие принципы инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет слаживаться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.

Каждая из форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки, но есть и определенные моменты, которые относятся к разряду методических и образовательных требований, необходимых к выполнению педагогом, работающим в интегративном классе. Тема урока или мероприятия, которая должна соответствовать перспективному планированию педагога. Здесь необходимо учитывать преемственность в работе, в отработке навыков и умений поведения ребенка учителем, воспитателем, психологом, учителем-дефектологом, логопедом и другими специалистами.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:

Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности - условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

1.Составлить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь ,найти ручку и т.д.)

Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:

1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

4.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)

5.Формулировать задание, стойте ряжом с ребенком.

6.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка , можно предложить учитывать, такие аспекты:

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

С приходом в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными потребностями преподаватели стали осознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги занимающееся специальным образованием признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты обучающихся с особыми потребностями.

Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

В общеобразовательных школах, реализующих инклюзивное образование, занятия должны проводиться с применением индивидуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

Учитель физической культуры должен учитывать нарушение опорно-двигательного аппарата, обращать внимание на общую и мелкую моторику, в то же время планировать специальные упражнения для укрепления здровья и физического развития детей с ограниченными возможностями. Также при проведении уроков нужно учитывать особенности детей с нарушениями слуха и зрения ( команды давать более громко и четко, демонстрировать показ действия и т.п.), а также организовывать ЛФК.

Богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии , взаимодействие с общественными организациями, работа с родителями, работа учителей в команде, совместная внеклассная работа - вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

он достаточно гибок,

ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

он уважает индивидуальные различия

он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Практика эффективности инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания в разных местах, и традиционный класс - только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда - даже наедине с учителем. Инклюзивный класс - это место, где обучающиеся с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование интерактивных технологий в контексте инклюзивного образования

21 век – век цифровой информации, время, когда очень быстро появляется невероятное количество новых технологий, которые имеют своей целью сделать человеческую жизнь более комфортной.

Цифровыми технологиями охвачены все сферы человеческой жизни. Огромное количество стран имеет положительный опыт использования данных технологий в образовании. Особую роль они играют в образовании людей с особыми потребностями, имеющими ограниченные возможности здоровья и людей с инвалидностью.

Развитие новых технологий обучения, использующих дидактические возможности современной компьютерной техники, средств связи и телекоммуникаций дает основу для решения проблем модернизации системы образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в основном не мотивированы на обучение. Но решить эту проблему могут информационные технологии. Яркие краски, движение, звуковые эффекты – это те факторы, которые достаточно долго могут удерживать внимание ребенка, помогают сделать процесс обучения более осознанным.

Использование интерактивных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения.

Интерактивная доска благодаря своей интерактивности позволяет реализовывать принцип деятельностного обучения, который предполагает обучение с опорой на предметно-практическую деятельность. По мнению А.В.Запорожца, именно предметное действие является исходной единицей мышления. Мышление выступает как свойство самого действия, т.е. как разумное действие. [1, c .48]

Главной отличительной особенностью мультимедийной интерактивной доски как дидактического средства от других учебных информационных средств (учебное телевидение, видео, диафильмы, мультимедийный проектор с экраном и др.) является ее интерактивность – возможность путем прикосновения к поверхности доски управлять объектами: перемещать их в пространстве, увеличить или уменьшить размер, поворачивать, подчеркивать маркером, удалять или клонировать, запускать WEB-страницы, проигрывать звук, видео и пр.

Интерактивные технологии, которые представлены доской Smart Board, позволяют создавать различные задания с использованием возможностей программы. Возможно создать и простые задания (соедини картинки, допиши букву, выбери из нескольких вариантов правильный) и достаточно сложные (анимация, 3 D -моделирование). Но главная особенность, которая их объединяет – смена картинки, экран может закрываться-открываться шторкой, менять цвет, прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием. Исчезновение и появление – важный элемент игры. [2, c .65]

Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к учёбе – яркий показатель эффективности применения интерактивного оборудования в школе. Интерактивная доска становится незаменимым спутником на уроке, отличным дополнением слов, помощником в обучении. Она дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников.

Применение интерактивных досок и другого интерактивного оборудования предоставляет большие возможности, но также требует изменения методических подходов к преподаванию. Кроме того, проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями. Использование интерактивных технологий в инклюзивном образовании помогает создать целостную систему и получить более высокие результаты обучения не только обычных школьников, но и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. – 2004. – №2(4).

Подвальная Е.В. Использование мультимедийных технологий на общеобразовательных уроках в специальных (коррекционных) школах/ Никольская И.А., Подвальная Е.В. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону, 2010. – № 11.

Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии. [Текст] / В.В. Гузеев, – М.: Издательство МГУ, 1992 – 420 с.

ВложениеРазмер
интерактивные методы в психологическом сопровождении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 20.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Теоретическое просвещение по теме.
  2. Формирование у педагогов активной позиции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

В настоящее время в России увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обучение детей с ОВЗ в условиях полной и частичной инклюзии требует качественной организации их психологического сопровождения.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

  • проблема неприятия детей с ОВЗ;
  • проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
  • трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ проводится по направлениям: психодиагностика и психокоррекция, профилактические мероприятия и мероприятия развивающего характера. При этом субъектами психологического воздействия становятся дети с ОВЗ, их сверстники, родители и педагоги.

Психодиагностика охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, речь, двигательную сферу, соматическое состояние, неврологический статус.

Психокоррекция направлена на формирование познавательной, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной, личностной сфер.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в образовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса , который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.

В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования.

Одним из важных и зарекомендовавших себя в коррекционных учреждениях средств психологического сопровождения детей с ОВЗ является сенсорная интерактивная среда.

Современная развивающая сенсорная комната – это особая атмосфера для формирования и обогащения сенсорного опыта, совершенствования работы вестибулярного аппарата и достижения положительных эмоций.

Основные направления использования сенсорной комнаты в условиях инклюзивного образования:

Коррекционно-развивающее воздействие. Мощное воздействие на познавательные процессы ребёнка.

Совершенствование эмоционально-волевых качеств. Устранение повышенной гиперактивности, напряжения, боязливости, утомляемости.

 Формирование коммуникативных навыков, самооценки.

 Улучшение работы мелкой и крупной моторики. Формирование базовых предпосылок психического развития (пространственно-временных представлений, произвольности психической активности, базовой аффективной регуляции).

В сенсорной комнате может работать целая команда специалистов : учителя, психологи, предметники, воспитатели.

Активационный и релаксационный блоки оборудования сенсорной комнаты помогут в решении важных задач на снятие психо-эмоционального напряжения и активизации внимания и повышения работоспособности детей с ОВЗ и их сверстников.

Очень важно практическое отсутствие противопоказаний к посещению сенсорной комнаты у детей с самыми различными диагнозами, так как эта комната может функционировать в светлом и тёмном режимах.

Важно учитывать и широкую вариативность оснащённости и размеров сенсорных комнат. Комнаты комплектуются в зависимости от контингента воспитанников (возраста, диагноза и основных задач специалистов, работающих в ней).

В сенсорной комнате возможны как индивидуальные, так и групповые занятия . Длительность сеансов варьируется в зависимости от возраста и здоровья участников.

Волшебный мир сенсорной комнаты даёт возможность почти мгновенно установить контакт с ребёнком и настроить его на дружескую доверительную работу, повысить его мотивацию в общению и познанию.

Эффективно её использование и в работе с педагогами инклюзивного процесса. Это профилактика и коррекция профессионального выгорания, формирование доброжелательной атмосферы в диаде педагог- воспитанник, стимуляция творческого потенциала педагогов и детей. Все это содействует укреплению адаптационных возможностей и достижению состояния психо-эмоционального комфорта.

В сенсорной комнате возможно использовать самые разные технологии и методики психологического воздействия : сказкотерапии, игротерапии, психогимнастики, сенсорной стимуляции, нейропсихологии и рисуночных техник.

Таким образом, сенсорные интерактивные технологии являются важным звеном инклюзивного образования, многофункциональным и обладающим широким спектров психологического воздействия. Их активное использование в процессе инклюзивного образования даёт высокие возможности в повышении эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения с разным уровнем интеллектуального и физического здоровья.

Автор: Склянная Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Автор: Ковалева Ольга Николаевна

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

The article considers the possibilities of using information and communication technologies in inclusive education, describes the features of the use of ICT technologies in teaching younger schoolchildren with disabilities.

Keywords: inclusive education, information and communication technologies, children with disabilities.

В условиях инклюзивного образования применение информационных технологий в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одно из условий успешной социализации и интеграции таких детей в социуме.

ИКТ - технологии заняли значительное место в жизни каждого из нас. Владение информационными технологиями соизмеримо с такими навыками, как умение читать и писать. Каждому школьнику необходимо не только усвоить знания, но и уметь учиться:

- определять цели учебной деятельности;

- искать способы решения обозначенных задач;

- ориентироваться в информационном пространстве, находить различные источники;

- организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- взаимодействовать с одноклассниками и педагогами.

Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется созданию такого образовательного пространства, которое обеспечит каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимыми условиями с учетом их психического здоровья:

- вариативность, индивидуальность и дифференцированность подходов в обучении;

- осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

- визуализация учебной информации;

- развитие разных типов мышления (абстрактного, наглядно-образного, наглядно-действенного);

- усиление мотивационного компонента процесса учебной деятельности (через визуальные средства, зрительные образы или игру);

- формирование познавательной деятельности [2].

В связи с этим очевидна эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в инклюзивном образовании и их вспомогательных средств в оптимизации учебного процесса лиц с ОВЗ.

Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, которые испытывают большие затруднения в усвоении учебных умений и навыков, и поэтому они нуждаются в создании комфортных условий для обучения.

Информационно-коммуникативные технологии дополняют учебный процесс новыми возможностями.

ИКТ - технологии можно использовать на любом этапе урока:

- на этапе постановки целей и задач;

- на этапе актуализации знаний;

- на этапе первичного усвоения новых знаний;

- на этапе проверки понимания учебного материала;

- на этапе закрепления;

- на этапе контроля знаний учащихся;

- на этапе рефлексии.

Применение в учебно-воспитательном процессе информационных технологий позволяет сформировать навыки и умения у обучающихся с различным уровнем познавательного интереса, сделать уроки увлекательными, динамичными, способствует формированию информационных компетенций учащихся, повышению уровню функциональной грамотности.

Информационные технологии способствуют развитию высших психических функций таких, как восприятие (зрительное и слуховое), память, внимание, ориентировка в информационной среде современного мира; овладению практическими навыками работы с информацией, что благоприятно воздействует на развитие и обучение детей, способствует личностному развитию школьника с ОВЗ.

Процесс обучения младших школьников с ОВЗ с применением информационных технологий опирается на следующие принципы:

- принцип активизации самостоятельности в познавательной деятельности обучающихся;

- принцип интерактивности в обучении;

-принцип мультимедийности в обучении, который позволяет мобилизировать психо - эмоциональную сферу деятельности обучающихся с ОВЗ, воздействовать на логику, мыслительные процессы, восприятие зрительных и слуховых образов, зрительную память учащихся;

- принцип воспитывающего обучения, направленный на воспитание у детей с ОВЗ нравственно - волевых качеств, способствующих разрешению проблемных ситуаций, повышению учебной мотивации и успешности в учебной деятельности;

- принцип опоры на игровую деятельность младшего школьника, который позволяет успешно реализовывать коррекционно-развивающие цели задачи в обучении.

Информационно-коммуникативные технологии способствуют индивидуализации учебного процесса в классе, обеспечивая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, предоставляя возможность обучаться в нужном темпе для прочного усвоения учебного материала и знаний.

Очень важна для учителя успешная социализация младших школьников с ОВЗ в обществе. Используя в обучении информационно-коммуникативные технологии, педагог развивает информационную культуру поведения и деятельности учеников с ОВЗ.

В практике работы учителя начальных классов имеют возможности использовать электронные учебные пособия, которые могут быть представлены в виде:

- справочник с учебными видеоматериалами;

- практическое пособие [1].

Эти технологии дают положительные результаты при применении в урочной и внеурочной деятельности.

Особое значение ИКТ технологии имеют при невозможности организации очного учебного процесса, благодаря которым можно организовать дистанционное обучение школьников с ОВЗ (при длительной болезни, невозможности посещать школу), онлайн - участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях. Данная форма обучения помогает восполнить пробелы самостоятельного обучения, преодолеть коммуникативные барьеры.

Однако не следует забывать о том, что информационно-коммуникативные средства в обучении детей с ОВЗ сокращают непосредственное личное общение ученика с учителем, влияют на здоровье участников этого процесса. Поэтому хочется напомнить, что ИКТ - технологии не должны быть единственным и даже основным средством обучения детей с ОВЗ. Его роль скорее вспомогательная, поддерживающая.

Таким образом, информационные технологии в инклюзивном образовании дают возможность расширения поля деятельности учителя и ученика, сохраняя непрерывность образовательного процесса и познавательный интерес каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также: