Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей к н поливановой доклад

Обновлено: 05.07.2024

В XXI веке основными ценностями цивилизованного мира выступают демократизм, плюрализм мнений и возможность выбора. В современной педагогике данные принципы находят свое отражение благодаря разработке новых воспитательных подходов.

Воспитанием признается результат действий со стороны семьи, школы и окружающей среды в отношении индивида, направленных на прививание навыков для их осуществления во взрослой жизни. Для этого процесса характерно взаимодействие между субъектами, которое сопровождается уважением к индивиду-воспитаннику, а также передачей ему ценностей и норм, способствующих формированию его личности.

Концепция воспитания — это система принципов, направленных на усвоение основных составляющих воспитательного процесса (целей, форм, сути, задачи и методов), способствующих самоидентификации человека и превращению его в личность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

После распада Советского Союза классический подход к воспитанию поменялся. В стране возникла проблема создания и введения в практику новой педагогической концепции с целью формирования единой программы воспитательного процесса. Сегодня в России существует около 30 различных подходов и интерпретаций. Вот некоторые из них:

  1. Социальное воспитание. Концепция базируется на идее системно-социального проектирования, рассматривающего процесс воспитания как целенаправленный и влияющий на поведение и всю последующую жизнь личности.
  2. Концепции коллективного воспитания. Процессы воспитания рассматриваются как управление развитием личности.
  3. Личностная концепция, базирующаяся на антропологическом подходе и основанная на восприятии воспитания как культурного процесса.
  4. Личностно-ориентированный подход самовоспитания, рассматривающий его в качестве процесса для решения проблем, возникающих в течение жизни.

В современной отечественной педагогике отсутствует единая концепция воспитания. На сегодняшний день это является актуальной проблемой, требующей решения.

Подходы и взгляды на воспитание детей в области педагогики

Подход к воспитанию в России берет свое начало из советского прошлого. Однако сегодня современная педагогика старается отходить от устаревших правил и концепций, где во главе угла стояли интересы коллектива. Нынешний же подход основан на главенствующем положении личности и индивида.

Сегодняшняя образовательная система направлена не столько на образование личности, сколько на развитие собственного потенциала и раскрытие заложенных способностей. В основе воспитания лежат принципы гуманизма. Преподаватель активно взаимодействует с ребенком и относится к нему как к личности, заключающей в себе духовное начало.

Главной целью гуманистического подхода выступает развитие человека в разных направлениях, т.к. он выступает как наивысшая ценность.

Действующая концепция основана на следующих идеях:

  • природная сообразность с учетом пола, возраста и особенностей развития ребенка;
  • культурная сообразность: особенность культурной среды, где воспитывается индивид;
  • гуманизация межличностных отношений между воспитателем и учеником;
  • акцент на чувствах ребенка, умение его слышать и понимать.

Самореализация и умение выстраивать гармоничные взаимоотношения личности — задача воспитательного процесса. Взаимодействие между преподавателем и ребенком и роль учителя в формировании личности — эти вопросы исследуются учеными с целью разработки наиболее оптимальной программы образовательно-воспитательного характера.

Современные концепции воспитания

Сегодня существует множество научных концепций воспитания. Рассмотрим самые популярные из них.

Приведенный перечень теорий не является исчерпывающим. Однако любая концепция может остаться нереализованной, если школы не примут их в разработку на практике.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании всегда были актуальными, и сегодняшнее время — не исключение. В социальной и экономической сфере отсутствует стабильность, что влияет и на межличностные отношения, включая семейные.

Появившись на свет, ребенок попадает в семью, затем в школу, в компанию и т.д. Все эти среды неоднородны и часто находятся в противоречии друг с другом. Низкий уровень жизни, отсутствие работы, демонстрация непотребств по телевидению и в интернете, аморальный образ поведения среди окружающих — это приводит к опустошению и деградации.

Многих детей матери не забирают из роддомов, другие растут в малоимущих семьях с низким уровнем культуры, третьих хоть и обеспечивают состоятельные родители, но не оказывают им никакой моральной поддержки.

Неблагоприятные условия воспитания негативно сказываются на внутренней идентификации ребенка и его самооценке. Если в семье им никто не занимается, то ответственность ложится на школу. Разработанные воспитательные концепции, способствующие формированию в человеке развитой личности, самостоятельной и всесторонней, должны устранить недостаток духовного развития в семье.

Новые педагогические тенденции, в основе которых лежит принцип гуманизма, становятся все более и более популярными. Они совершенствуются и постепенно заменяют устаревшие практики. Технологический подход и формирование условий, способствующих формированию полноценной личности, направлены на достижение благоприятного результата.

Поскольку тексты отличаются друг от друга в большой степени по техническим характеристикам, в то время как внутреннее принципиальное и стратегическое содержание их идентично, то анализ рисков, выводы и предложения РВС едины для обоих текстов.

Часть I. Риски и некоторые спорные элементы в Концепции системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей (Родительские университеты)

«Факторный анализ показал, что можно выделить несколько областей родительской самоэффективности, на которые стоит нацелить образовательные программы для родителей:

1) общая оценка своей готовности и способностей решать проблемы с ребенком в случае их возникновения;

Отношение к родителям с позиции оценки родительской компетентности априори содержит в себе и осуждение, т. к. на одном конце оси координат располагается компетентность, а на другом — некомпетентность, там, где говорится об эффективном поведении, эффективных родителях, обязательно подразумевается и наличие неэффективных родителей.

Вовлечение родителей в жизнь с такой системой координат, в систему оценок и осуждения может стать источником стресса, чувства вины и неуверенности родителей. Важно понимать, что любой родитель периодически испытывает чувство вины и неуверенности в своих силах, родитель всегда уязвим, а принцип оценивания может значительно усилить эту неуверенность и чувство вины.

Воспитание ребенка — это подчас тяжелый труд, сопровождаемый негативными эмоциями (требование делать уроки, отказ покупать игрушки и есть сладкое перед обедом) как со стороны ребенка, так и со стороны родителей. Эти негативные эмоции с одной стороны неизбежны, а с другой — важны для эмоционального развития ребенка. Без фрустрации невозможен процесс развития и становления эмоциональной зрелости.

Конечно, положительный эмоциональный фон важен и к нему надо стремиться. Однако родительские требования часто идут вразрез с импульсивными желаниями ребенка, а потому для формирования способности регулировать поведение ребенка родителю, прежде всего, нужна твердость и последовательность, умение сохранять уверенность в собственных силах, несмотря на возможные ошибки, умение выдерживать обиды и другие негативные эмоции ребенка.

Акцент же на положительных эмоциях и выведение их в качестве критерия самоэффективности может создать у родителей иллюзию, что идеальные детско-родительские отношения — это отношения, наполненные только удовольствием.

Подобный подход также может вызвать у родителей чувство вины, а попытка свести все к удовольствию может спровоцировать отказ родителей от всех необходимых мер воспитания, сопровождающихся неизбежным неудовольствием.

Отсутствие в перечне оценок родительской самоэффективности такого важнейшего качества, как умение предъявлять ребенку требования и правила, вероятно, связано с прописанной в Концепции необходимостью следовать иностранным трендам, современным западным ювенальным принципам воспитания, при которых любые попытки что-то требовать от детей, воспитывать в них следование нормам, воспринимаются как насилие над детьми.

Результатом подобных подходов и целей работы образовательных программ, заявленных в Концепции, может статье усиление чувства неуверенности в себе, ослабление способностей родителей воспитывать детей, родительская растерянность и несамостоятельность.

В тексте Концепции, представленном в Общественной палате, также подчеркивается необходимость следовать современным иностранным трендам. Вызывает тревогу стремление авторов использовать в качестве теоретической базы современные западные подходы к воспитанию детей. Подобные стремления нам представляются достаточно опасными.

Современные западные специалисты признаются в том, что новые либеральные формы воспитания, внедренные несколько десятилетий назад, привели к довольно плачевным результатам.

Так, крупный шведский психиатр, специалист в области психического здоровья детей Дэвид Эберхард автор книги “Дети у власти. Чудовищные плоды либерального воспитания” пишет о том, что дети, выросшие в среде, в которой все воспитание направлено только на предоставление детям возможностей получать удовольствия, вырастают слабыми, неспособными преодолевать трудности.

Западные подходы к воспитанию, с их активной пропагандой гомосексуализма среди детей самого малого возраста, с их гендерно-свободными детскими садами, в которых детей запрещено называть женскими и мужскими местоимениями, мало соотносятся, а порой и откровенно противоречат традиционным российским семейным ценностям.

Система воспитания в странах Западной Европы и США оказалась под сильным влиянием ювенальных подходов.

Многие специалисты справедливо считают, что такое поведение – следствие неправильного воспитания, а не признак психического нездоровья. Тем не менее, вместо воспитательных мер детям выписывают лекарства.

Тренд подмены воспитания фармакологическим лечением свидетельствует о том, что либеральная ювенальная система воспитания, которая внедрялась в последние десятилетия в западных странах, не только неэффективна, но и разрушительна.

4. Риск внедрения недоброкачественных и разрушительных программ Концепция предусматривает разнообразные подходы в реализации системы Родительских университетов.

В частности, в Концепции предлагается предоставлять финансирование образовательных программ и создание содержательной части на откуп сторонним организациям.

Авторы Концепции справедливо признают, что информационное пространство наполнено множеством сомнительных теорий относительно воспитания детей. Большими тиражами издаются книги сомнительных авторов. Часто это недоброкачественная продукция, пропагандирующая, порой совершенно противоречивые принципы воспитания.

Оценка данных подходов в настоящий момент не производится, а это значит, что идеи и взгляды, в них содержащиеся, могут попасть в образовательные программы. Контроля качества реализации программ на местах представляется мало возможным. Это также признается авторами Концепции.

Напомним также, что в России такого рода подход к родительству давно продвигается некоммерческими организациями, связанными с Агентством по международному развитию при правительстве США (USAID). Деятельность этой организации запрещена в России, однако теоретические и идеологические конструкты, ею разработанные, продолжают активно внедряться в различные области жизни российского общества. В том числе и в область института семьи, в систему воспитания российских детей.

Подчеркнем, что речь здесь идет о мероприятиях для родителей, которые не имеют желания посещать подобные курсы.

Статья 22.Содействие в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной юридической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение):

1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

Согласно п. 5 ч. 2 статьи 28 Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает: 5) механизм реализации мероприятий по содействию в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальному сопровождению), а также мероприятий по предоставлению такой помощи.

По сути, эта норма – дополнительный шанс установить контроль над семьёй. (Юридический анализ представлен экспертом РВС, членом Общественной палаты РФ Людмилой Виноградовой).

Таким образом, риск внедрения западных антисемейных ювенальных технологий (как в области идеологической, посредством внедрения разрушительных мер воспитания, так и технологически, посредством создания специфического института контроля за семьями) через систему профессиональной помощи родителям в воспитании детей нам кажется весьма высоким, учитывая общую идейную направленность документа (Концепции).

Однако это нисколько не умаляет значение результатов нашего опроса. Потому что те базовые ценности, опираясь на которые люди отвечали на вопросы анкеты, — существуют. И именно они управляют, в конечном счете, поведением и мнениями людей.

Соответственно, выявленная в опросе картина мнений о целях, которые должна ставить перед собой система образования, — это реальность.

Так вот, судя по результатам нашего опроса, современное российское образование воспитывает граждан в прямо противоположном закону направлении.

Опираясь на данные опроса и выявленные тенденции понижения гражданственности и патриотизма, считаем крайне важным четко и понятно, максимально однозначно определить содержание предполагаемых к использованию в системе родительского просвещения и образования (Родительских университетов) программ.

При этом СОДЕРЖАНИЕ образовательных программ нигде не определено и не даны критерии отбора подходящего содержания.

В частности, изучение материалов Ресурсного центра Родительские университеты дает возможность обратиться и к первоисточникам, материалы которых использованы при создании данного проекта.

1. Бандура А. Теория социального научения. [Текст] / А. Бандура. – СПб: Евразия, 2000. – С. 32, С. 85-132.

2. Bandura, A. (1995) Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in Changing Societies (ed. A. Bandura) [Text] / A. Bandura, pp. 1–45. Cambridge University Press.

3. Bandura A., Caprara G.V., Barbaranelli C., Regalia C., Scabini E. (2011). Impact of Family Efficacy Beliefs on Quality of Family Functioning and Satisfaction with Family Life [Text]/ A.Bandura, G.V.Caprara, C.Barbaranelli, C.Regalia, E.Scabini // Applied Psychology

4. Cunningham, C. E. (2006). COPE: Large group, community based, family-centred parent training. [Text]/ C.E. Cunningham. In R. A. Barkley (Ed.) Attention Deficit Hyperactivity: A Handbook for Diagnosis and Treatment. New York: Guilford Press.

5. Busch F.N., Milrod B.L., Sandberg L.S. (2009). A Study Demonstrating Efficacy Of A Psychoanalytic Psychotherapy For Panic Disorder: Implications For Psychoanalytic Research, Theory, And Practice [Text]/ F.N. Busch, B.L. Milrod, L.S. Sandberg // Journal of the American Psychoanalytic Association. Vol.57. No 1. P. 131-148

6. Madsen W.C. (1999). Collaborative Therapy with Multi-stressed Families. [Text]/W.C. Madsen. NY: Guilford Press.

7. Wilson S.R., Gettings P.E., Guntzviller L.M., Munz E.A. (2014). Parental selfefficacy and sensitivity during playtime interactions with young children: unpacking the curvilinear association [Text]/ S.R. Wilson, P.E. Gettings, L.M. Guntzviller, E.A. Munz // Journal of Applied Communication Research. Vol. 42. No. 4. P. 409–431.

30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

70. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий;

76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

77. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

79. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

80. Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации государственной культурной политики.

Чем выше включенность государства, тем выше дополнительные расходы из бюджета на организацию данного образования, чем выше включенность НКО, тем меньше затрат для государства, но при этом и контроль за содержанием, качеством, процессом реализации у государства снижается прямо пропорционально затратам из бюджета.

Соответственно, чем выше включенность НКО в деятельность по ведению тренингов, формированию (т.е. созданию) образа семьи, образа будущего гражданина РФ, тем меньше контроля у государства за качеством предоставляемой услуги, процессом формирования граждан РФ, конечным результатом.

Существенно повышаются риски потери контроля над процессом, а это прямая угроза БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (см. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”).

Соответственно, возникают риски прямого воздействия на родителей из незащищенных слоев населения (родители, потенциальные родители и дети из неполных семей и т.д.), льготных категорий граждан, семей групп риска и т.д. с целью привлечения их к обязательному образовательному процессу по программам с неопределенным на данный момент содержанием, что недопустимо и нарушает принцип невмешательства в дела семьи.

Родители, принимавшие участие в опросе больше заняты поисками привычных для них специалистов, которые до реформ последних лет в достаточном количестве присутствовали в государственной системе образования, как то: – педагог-психолог, – учитель-логопед, – учитель-дефектолог.

А также в системе здравоохранения врач – логопед, физиотерапевт и система физиотерапевтической помощи родителям, в том числе направленная на профилактику и лечение нарушений речи, психоневрологических заболеваний и т.д.

В ходе реформ последних лет в системе образования, направленных на оптимизацию деятельности образовательного учреждения, которая выражалась, в том числе, и в “корректировке” штатного расписания, суть которой сводится к сокращению штатных единиц специалистов психолого-педагогического профиля, возник острый дефицит консультативной помощи, которая ранее предоставлялась родителям данными специалистами. В государственных образовательных учреждениях практически полностью расформирована система Консультативных пунктов, ЦИПРов, логопунктов, лекотек.

Нагрузка на оставшихся специалистов увеличена в несколько раз, время, отведенное на взаимодействие с родителями, сокращено до количества, не отвечающего даже минимальному запросу родителей. Разрушена система коррекционных учреждений, а также комбинированных образовательных учреждений с целью реализации инклюзивного образования.

Но инклюзивное образование не обеспечено необходимым профессиональным кадровым ресурсом, соответственно, дефицит необходимой консультативной помощи по вопросам развития, воспитания, образования детей с ОВЗ также возрос.

2. Разработать содержание программ просвещения родителей, направленное на реализацию задач по сохранение общероссийской идентичности народов Российской Федерации, основой которой является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.


Анализ Концепции системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей (Родительские университеты)

Часть I . Риски и некоторые спорные элементы в Концепции системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей

(Родительские университеты)

1. Риск негативной эффективности (обратный результат) воздействия образовательных программ .

«Факторный анализ показал, что можно выделить несколько областей родительской самоэффективности, на которые стоит нацелить образовательные программы для родителей: 1) общая оценка своей готовности и способностей решать проблемы с ребенком в случае их возникновени я ;

2) общая удовлетворенность ролью родителя ;

3) оценка способностей проводить время с ребенком с удовольствием ;

В тексте Концепции, представленном в Общественной палате, данных целей не содержится, но в нем также отмечается активное использование данных терминов.

Отношение к родителям с позиции оценки родительской компетентности априори содержит в себе и осуждение, т. к. на одном конце оси координат располагается компетентность, а на другом — некомпетентность, там, где говорится об эффективном поведении, эффективных родителях, обязательно подразумевается и наличие неэффективных родителей. Вовлечение родителей в жизнь с такой системой координат, в систему оценок и осуждения может стать источником стресса, чувства вины и неуверенности родителей. Важно понимать, что любой родитель периодически испытывает чувство вины и неуверенности в своих силах, родитель всегда уязвим, а принцип оценивания может значительно усилить эту неуверенность и чувство вины.

Результатом подобных подходов и целей работы образовательных программ, заявленных в Концепции, может статье усиление чувства неуверенности в себе, ослабление способностей родителей воспитывать детей, родительская растерянность и несамостоятельность.

3. Риск использования иностранных моделей воспитания .

В тексте Концепции, представленном в Общественной палате, также подчеркивается необходимость следовать современным иностранным трендам .

Вызывает тревогу стремление авторов использовать в качестве теоретической базы современные западные подходы к воспитанию детей. Подобные стремления нам представляются достаточно опасными. Современные западные специалисты признаются в том, что новые либеральные формы воспитания, внедренные несколько десятилетий назад, привели к довольно плачевным результатам. Так, крупный шведский психиатр, специалист в области психического здоровья детей Дэвид Эберхард автор книги "Дети у власти. Чудовищные плоды либерального воспитания" пишет о том, что дети, выросшие в среде, в которой все воспитание направлено только на предоставление детям возможностей получать удовольствия, вырастают слабыми, неспособными преодолевать трудности.

Западные подходы к воспитанию, с их активной пропагандой гомосексуализма среди детей самого малого возраста, с их гендерно-свободными детскими садами, в которых детей запрещено называть женскими и мужскими местоимениями, мало соотносятся, а порой и откровенно противоречат традиционным российским семейным ценностям.

Многие специалисты справедливо считают, что такое поведение - следствие неправильного воспитания, а не признак психического нездоровья. Тем не менее, вместо воспитательных мер детям выписывают лекарства. Тренд подмены воспитания фармакологическим лечением свидетельствует о том, что либеральная ювенальная система воспитания, которая внедрялась в последние десятилетия в западных странах, не только неэффективна, но и разрушительна.

4. Риск внедрения недоброкачественных и разрушительных программ

5. Риск подмены помощи родителям контролем над ними

Напомним также, что в России такого рода подход к родительству давно продвигается некоммерческими организациями, связанными с Агентством по международному развитию при правительстве США (USAID).

Деятельность этой организации запрещена в России, однако теоретические и идеологические конструкты, ею разработанные, продолжают активно внедряться в различные области жизни российского общества. В том числе и в область института семьи, в систему воспитания российских детей.

Подчеркнем, что речь здесь идет о мероприятиях для родителей, которые не имеют желания посещать подобные курсы .

Статья 22.Содействие в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной юридической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение):

1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Согласно п. 5 ч. 2 статьи 28 Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает:

5) механизм реализации мероприятий по содействию в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальному сопровождению), а также мероприятий по предоставлению такой помощи.

Вопрос этот решается на уровне межведомственного взаимодействия, и, значит, сопровождение может быть навязано гражданину. По сути, эта норма – дополнительный шанс установить контроль над семьёй. ( Юридический анализ представлен экспертом РВС, членом Общественной палаты РФ Людмилой Виноградовой).

Таким образом, риск внедрения западных антисемейных ювенальных технологий (как в области идеологической, посредством внедрения разрушительных мер воспитания, так и технологически, посредством создания специфического института контроля за семьями) через систему профессиональной помощи родителям в воспитании детей нам кажется весьма высоким, учитывая общую идейную направленность документа (Концепции).

Часть II . Общий анализ Концепции системы профессиональной помощи в воспитании детей

Однако это нисколько не умаляет значение результатов нашего опроса. Потому что те базовые ценности, опираясь на которые люди отвечали на вопросы анкеты, — существуют. И именно они управляют, в конечном счете, поведением и мнениями людей. Соответственно, выявленная в опросе картина мнений о целях, которые должна ставить перед собой система образования, — это реальность.

1. Бандура А. Теория социального научения. [Текст] / А. Бандура. – СПб: Евразия, 2000. – С. 32, С. 85-132.

2. Bandura, A. (1995) Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in Changing Societies (ed. A. Bandura) [Text] / A. Bandura, pp. 1–45. Cambridge University Press.

3. Bandura A., Caprara G.V., Barbaranelli C., Regalia C., Scabini E. (2011). Impact of Family Efficacy Beliefs on Quality of Family Functioning and Satisfaction with Family Life [Text]/ A.Bandura, G.V.Caprara, C.Barbaranelli, C.Regalia, E.Scabini // Applied Psychology

4. Cunningham, C. E. (2006). COPE: Large group, community based, family-centred parent training. [Text]/ C.E. Cunningham. In R. A. Barkley (Ed.) Attention Deficit Hyperactivity: A Handbook for Diagnosis and Treatment. New York: Guilford Press.

5. Busch F.N., Milrod B.L., Sandberg L.S. (2009). A Study Demonstrating Efficacy Of A Psychoanalytic Psychotherapy For Panic Disorder: Implications For Psychoanalytic Research, Theory, And Practice [Text]/ F.N. Busch, B.L. Milrod, L.S. Sandberg // Journal of the American Psychoanalytic Association. Vol.57. No 1. P. 131-148

6. Madsen W.C. (1999). Collaborative Therapy with Multi-stressed Families. [Text]/W.C. Madsen. NY: Guilford Press.

7. Wilson S.R., Gettings P.E., Guntzviller L.M., Munz E.A. (2014). Parental selfefficacy and sensitivity during playtime interactions with young children: unpacking the curvilinear association [Text]/ S.R. Wilson, P.E. Gettings, L.M. Guntzviller, E.A. Munz // Journal of Applied Communication Research. Vol. 42. No. 4. P. 409–431.
8. Group-based parent training programmes for improving parental psychosocial health (Review) Barlow J, Smailagic N, Huband N, Roloff V, Bennett C.
А также разработки российских авторов, развивших теорию социального научения Бандуры А. (Albert Bandura) и т.д., и т.п.

В данном указе говорится о том, что :

III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты

30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются:

сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

70. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы:

повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей , а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии;

повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий;

76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:

сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны ;

повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

77. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

79. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

80. Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации государственной культурной политики.

А также в системе здравоохранения врач – логопед, физиотерапевт и система физиотерапевтической помощи родителям, в том числе направленная на профилактику и лечение нарушений речи, психоневрологических заболеваний и т.д.

В ходе реформ последних лет в системе образования, направленных на оптимизацию деятельности образовательного учреждения, которая выражалась, в том числе, и в "корректировке" штатного расписания, суть которой сводится к сокращению штатных единиц специалистов психолого-педагогического профиля , возник острый дефицит консультативной помощи, которая ранее предоставлялась родителям данными специалистами.

В государственных образовательных учреждениях практически полностью расформирована система Консультативных пунктов, ЦИПРов, логопунктов, лекотек. Нагрузка на оставшихся специалистов увеличена в несколько раз, время, отведенное на взаимодействие с родителями , сокращено до количества, не отвечающего даже минимальному запросу родителей. Разрушена система коррекционных учреждений, а также комбинированных образовательных учреждений с целью реализации инклюзивного образования. Но инклюзивное образование не обеспечено необходимым профессиональным кадровым ресурсом, соответственно, дефицит необходимой консультативной помощи по вопросам развития, воспитания, образования детей с ОВЗ также возрос.

- обеспечить законодательные гарантии соответствия образовательных программ и деятельности по воспитанию в системе образования традиционным российским семейным и нравственным ценностям, исключить возможность использования в практике обучения и воспитания в системе образования программ, пособий, учебных и методических материалов, противоречащих традиционным нравственным и семейным ценностям, религиозным и нравственным убеждениям родителей несовершеннолетних обучающихся;

С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте ОП РФ по вышеприведенной ссылке.

2 . Разработать содержание программ просвещения родителей, направленное на реализацию задач по сохранение общероссийской идентичности народов Российской Федерации, основой которой является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

4 . При разработке программного содержания программ просвещения родителей опираться на опыт великих русских педагогов и психологов: Ушинского К. Д., Макаренко А. С., Пирогова Н. И., Одоевского В. Ф., Выготского Л. С. и др.

5. Контроль за содержанием образовательных программ, программ просвещения, консультирования родителей оставить за органами государственной власти.

6. Реализацию системы просвещения родителей проводить в государственной системе образования, используя кадровый ресурс государственных образовательных учреждений. Для этого рекомендуется расширение сети Логопунктов, Консультативных пунктов, ЦИПРов при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

9. Консультативную и образовательную помощь родителям оказывать только по принципу заявительного порядка предоставления образовательных услуг . Это позволит родителям (лицам, их заменяющим) на свое усмотрение обращаться в органы, предоставляющие услуги. И ограничит родителей от нежелательного навязывания предоставления образовательных услуг.

Эксперты Общероссийской общественной организации

защиты семьи

Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой коррекционной педагогики.

Участие родителей в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса.

Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется большое внимание, так как семье принадлежат значительные возможности в решении вопросов воспитания детей с ОВЗ, включение их в социальные и трудовые сферы.

Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания.

Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления.

Для обеспечения эффективной работы с родителями “особых” детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей проблемного ребенка. Специалистам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом образовательного учреждения.

Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

Модель организации помощи семье , воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь три этапа своего развития:

Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребёнка. Педагог показывает родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.

Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Представления и ожидания, связанные с развитием ребенка, восприятие самого ребенка составляют основу “родительских установок” и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы повышается родительская компетенция, родители “особых” детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребенком.

Концепция взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

  1. Семья - центр жизни ребенка;
  2. Семья держит в руках рычаги самочувствия ребенка и его развития;
  3. Семья - величина постоянная, т.к. педагоги, воспитатели, образовательные учреждения приходят и уходят;
  4. Каждый родитель - эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог;
  5. Педагоги - профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в образовательное учреждение не перестанет быть их собственным делом.

Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Сотрудничество со специалистами образовательного учреждения помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Работа с родителями – сотрудничество, участие, включение их в учебно-воспитательный процесс.

Задачи работы с родителями:

- информирование и обсуждение с ними задач и содержания коррекционно-развивающей работы.

Формы работы с родителями детей с ОВЗ

5. Организация выставок работ обучающихся и обсуждение их с родителями.

Родители (законные представители) обязаны:

- выполнять решения органов самоуправления, соблюдать Устав Бюджетного учреждения;

- принимать участие в деятельности родительской общественности;

- поддерживать постоянную связь с педагогами, оказывать им содействие в реализации уставных целей;

- нести материальную ответственность за ущерб, причиненный его детьми имуществу Бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством;

- выбирать формы обучения;

- высказывать свое мнение, критические замечания, вносить предложения в адрес любого работника Бюджетного учреждения.


Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. На мой взгляд, создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие, сотрудничество, взаимоотношения.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Ни для кого не секрет, что Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Современная семья и ее проблемы:

– Слабая социальная защищенность.

– Увеличение числа разводов.

– Ослабление внимания к духовным ценностям.

– Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию — детей.

Проблемы лучше решать, опираясь на два концепта:

Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для эффективной работы и подбора интересных форм взаимодействия с семьей осуществляется анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога способствуют активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные методы воспитания и обучения.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических и развивающих мероприятий для родителей и детей, направленных на совершенствование способов и методов развития ребенка, его творческого потенциала.

Используя предыдущий опыт работы, по сопровождению познавательного интереса у детей старшего возраста мы решили начать работу по сопровождению родителей с младшей группы ведь это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.

из неполных и опекунских, требующих оказания психолого-педагогической помощи и поддержки.

Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях:

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям и обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
  2. Информировать родителей о том, как развить жизненно важные социальные, образовательные и другие навыки у ребенка, сформировать положительную самооценку, раскрыть его способности.
  3. Вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками.

Направления и формы сопровождения родителей распределяются на:

Оказание теоретической помощи родителям:

Оказание практической помощи:

– Обучение дидактическим играм в домашних условиях.

– Проведение совместных досугов.

– Наблюдение за детьми в играх.

Формы педагогического сопровождения родителей: индивидуальная работа с родителями; консультирование (по запросу родителей); малые подгруппы, объединенные одной темой.


Консультация родителей по интересующим вопросам:


Помощь родителям и ребенку преодолении нарушений в развитии в речи:


Тренинги для родителей, консультации для родителей:


Помощь родителям и ребенку в развитии речевых нарушений.

Принципы сопровождения семьи:

– Доверительность отношений — обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

– Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия (мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно).

Постоянный анализ процесса сопровождения семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Банк данных о типологии семей воспитанников. В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

– От 25 до 30 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);

– Старше 30–35 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком.

– Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

  1. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
  2. Состав семьи — полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Использование педагогического сопровождения и изучение семьи воспитанника позволяет воспитателю ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании и развитии детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи.

  1. Анализ сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Показатели результативности проведенной работы:

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование инновационных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, педагогическое сопровождение, практическая помощь, проблема, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

Читайте также: