Обзорный доклад о состоянии неправительственного сектора в казахстане проблемы и перспективы

Обновлено: 02.07.2024

Важной и актуальной задачей является формирование качественного правового, социально-экономического и организационно-методического пространства, способствующего всестороннему развитию институтов гражданского общества, их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международными нормативами и инструментами, определенными в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан.
В настоящее время в Костанайской области сложилось эффективное межсекторальное партнерство. Это свидетельствует о формировании новой культурной среды, являющейся логическим следствием демократических преобразований в обществе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Аналитический доклад о развитии неправительственного сектора в КО 2009 г.doc

Ресурсный центр НПО

о развитии неправительственного

сектора в Костанайской области

Костанай, 2009 г.

Активная демократизация Казахстана в течение десятка лет и вхождение его в 50 конкурентоспособных стран мира приводит к бурному развитию гражданского общества, важным участником которого является неправительственный сектор.

Процесс становления казахстанских неправительственных организаций является одним из наиболее значимых достижений демократического реформирования в Казахстане на пути вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира.

Неправительственные организации являются регулятором общественных отношений. Функционируя в роли посредника между государством и гражданами, НПО пропускают сквозь себя интересы социальных слоев и нацеливают государство на решение актуальных социально проблем. Неправительственный сектор, будучи партнером государства, служит индикатором социального благополучия населения и этим вносит заметный вклад в развитие гражданского общества.

НПО Костанайской области прошли путь от становления до современного уровня в своем развитии в едином фарватере с Казахстанским неправительственным сектором. Это был не простой процесс, он сопровождался трудностями переходного периода и развивался по мере становления партнерских отношений между властью и обществом. На начальных этапах взаимодействие между государственным и гражданским сектором было малоэффективно. Роль НПО для государственных чиновников была малопонятна, отсутствовали межсекторальные механизмы, выявилось несовершенство законодательства, регулирующего деятельность неправительственного сектора и его взаимодействие с государственными структурами.

Особенно сложно формировались механизмы финансовых взаимоотношений. Но, постепенно сформировалась новая система государственного и неправительственного сектора, направленная на решение социальных проблем общества.

В настоящее время неправительственные объединения активно заполняют проблемное поле гражданского общества, однако, до сих пор существует много проблем, требующих аналитического осмысления и своевременного решения.

Важной и актуальной задачей является формирование качественного правового, социально-экономического и организационно-методического пространства, способствующего всестороннему развитию институтов гражданского общества, их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международными нормативами и инструментами, определенными в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан.

В настоящее время в Костанайской области сложилось эффективное межсекторальное партнерство. Это свидетельствует о формировании новой культурной среды, являющейся логическим следствием демократических преобразований в обществе.

Опыт взаимодействия неправительственного сектора и власти в Костанайской области является по-своему инновационным и показательным.

Неправительственный сектор, его место в обществе.

Роль общественных организаций в решении социальных проблем в некоторых сферах является первостепенной. Так как не всегда государственные механизмы могут мобильно отреагировать на изменения в гражданском обществе.

В ряде демократических государств многие из них возникали уже в начале ХХ века и имели большое национальное значение.

Духовная сфера гражданского общества признана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказывать своё мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием.

Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т. д. Государство идее на встречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив, выделение средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. В Казахстане так же сложился разнообразная система связующих межсекторальных механизмов. Их задачи обеспечить координацию партнерских усилий неправительственного сектора и государственных структур в достижении единых целей при решении проблем общества.

Отсутствие проработанной законодательной базы в сфере регулирования партнерских отношений между государственными структурами и НПО, привело к тому, что на протяжении нескольких лет оба сектора, решали сходные социальные задачи порознь.

Для усовершенствования деятельности НПО в социальной сфере, Правительством был принят ряд положений в сфере налогообложения, направленных на стимуляцию благотворительности, а так же грантовой активности на территории Казахстана

Концепция государственной поддержки неправительственных организаций в Республике Казахстан была одобрена Постановлением Правительства РК № 85 от 23 января 2002 года. В данном документе в качестве основных форм государственной поддержки НПО были обозначены информационная, консультативная, методическая, организационно-техническая поддержка, а так же государственный социальный заказ. Государственный социальный заказ был определен как наиболее эффективная, форма государственной поддержки НПО, объединяющая в себе механизма: финансовый и поддержка их участия в реализации государственных социальных программ на условиях государственных заказов.

Неправительственный сектор. За годы независимости Казахстан сумел провести глубокие политические реформы, позволившие поэтапно создать новую политическую систему, сформировать новые институты гражданского общества: политические партии, независимые СМИ. Неправительственный сектор является самым динамично развивающимся из них. Своей деятельностью неправительственные организации (НПО) охватывают практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека и др. На сегодняшний день количество таких вопросов приближается к цифре 6 тыс. Между тем на начальном этапе развития неправительственный сектор был на грани выживания и содержался в основном благодаря зарубежным грантам. На тот момент в Казахстане еще не была сформирована целостная система взаимодействия и сотрудничества государства с НПО. Отсутствовала законодательная база деятельности неправительственных организаций.

Ощутимую роль в укреплении позиций НПО в Казахстане сыграло создание в 2005 г. Гражданского альянса Казахстана (ГА К ). Ранее полноценному развитию неправительственных организаций препятствовало отсутствие стратегии сотрудничества между ними. В деятельности НПО прослеживалась разобщенность, отсутствовала координация усилий по решению социальных проблем. Кроме того, положение усугублялось наличием нездоровой конкуренции среди НПО, схожих по роду деятельности.

Все это в целом отрицательно сказывалось на укреплении НПО и их дальнейшем развитии. Вышеупомянутый Гражданский альянс Казахстана был призван консолидировать отечественные гражданские институты в целях формирования эффективного взаимодействия с властью. Его деятельность обеспечила значительное усиление роли неправительственных институтов в обществе.

На усилении неправительственного сектора сказывается и его участие в законотворческих процессах. В этой связи следует отметить, что в марте 2006 г. по инициативе ГА К при Мажилисе Парламента РК была учреждена Палата общественных экспертов. Создание Палаты общественных экспертов повышает профессионализм принятия законодательных актов. Кроме того, эта Палата осуществляет общественный контроль над деятельностью депутатов Парламента.

Ярким свидетельством возрастания роли неправительственного сектора в жизни страны является прохождение его представителей в лице президента ГА К , сопредседателя Союза женщин-предпринимателей Казахстана А. Соловьевой в Парламент РК. Присутствие представителей НПО во властных структурах создает дополнительные возможности для налаживания равноправного диалога между властью и институтами гражданского общества. Важным шагом в укреплении позиций неправительственного сектора в Казахстане стала конституционная реформа, одно из следствий которой – снятие запрета на государственное финансирование общественных объединений. Этот шаг должен привести к более широкому вовлечению неправительственных организаций в процесс реформ, более тесному взаимодействию и сотрудничеству с государством. Тем самым НПО получили новый импульс для своего развития и участия в решении общественно значимых проблем. Одним из инструментов, усиливающих роль и значение НПО в обществе, является их участие в выборных процессах. Отношение неправительственных организаций к избирательным процессам отражает уровень общественнополитической зрелости самих НПО и готовности государства к демократизации выборов.

Одним из показателей возрастания значимости гражданского сектора в жизни казахстанского общества является проведение ежегодных общенациональных гражданских форумов, высту­пающих эффективной диалоговой площадкой для обсуждения имеющихся проблем и путей их решения на принципах равно­правного партнерства и сотрудничества. На это, в частности, указывает опыт общенациональных Гражданских форумов, проходивших в 2003 и 2005 гг., в ходе которых была полити­чески легитимирована роль неправительственного сектора в демократизации страны, а также положено начало оформлению системного механизма взаимодействия гражданского общества, государственных структур и бизнеса.

Следует отметить, что Президент страны является идеологом приоритетного развития неправительственных организаций и становления гражданского общества в целом, выделяя эти задачи в своих ежегодных посланиях народу Казахстана.

В целом сегодня в неправительственном секторе государство видит надежного партнера по решению проблем социального, экономического, правового характера, так как основным тре­бованием текущего этапа развития является преодоление авто­номности компонентов политической системы и налаживание равноправного сотрудничества.

В Казахстане за более, чем двадцать лет суверенитета сформировался неправительственный сектор, который состоит из общественных объединений, фондов, некоммерческих учреждений, которые занимаются социальными вопросами. Обзорный анализ развития сектора неправительственных организаций в Республике Казахстан показывает, что процесс становления неправительственных организаций в республике прошел несколько этапов.

Первый этапохватывает период с конца 80-х годов по 1994 г. За это время, по оценкам отечественных и международных экспертов, было организовано более 400 неправительственных организаций. При этом они были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости и суверенитета Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований. Основная характеристика — отсутствие системности, стихийность в создании неправительственных организаций. Кроме того, в рассматриваемый период со стороны государства шел процесс выработки общих подходов и приоритетов по отношению к неправительственному сектору.

Второй этап — качественного и количественного роста неправительственных организаций — охватывает временные рамки с 1994 по 1997 гг. Численность неправительственных организаций за этот период возросла с 400 до 1600. Следует отметить не только количественный рост неправительственного сектора, но и дифференциацию по видам деятельности. Количественный рост неправительственных организаций в первую очередь можно объяснить массированной финансовой поддержкой со стороны международных фондов и организаций через систему грантов (index99.kiev.ua.)

Вместе с тем в эти годы была обозначена лишь общая позиция государства в отношении неправительственного сектора, не выработана в полном объеме единая государственная политика по взаимодействию с неправительственными организациями (statbase.kz.). Анализ второго этапа показывает, что неправительственные организации возникали в основном за счет грантов, основными центрами развития неправительственных организаций были крупные города, особенно Алматы, а с переездом столицы в Астану стал активно развиваться неправительственный сектор. К концу второго этапа наметившийся рост неправительственных организаций постепенно переходит в новое качественное состояние. Неправительственный сектор страны нашел свое место в общественном процессе.

Третий этапначинается с 1998 г. и продолжается в настоящее время. Это качественно новый этап, характеризующийся конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с неправительственными организациями.

Анализ развития неправительственных организаций Казахстана показывает, что в настоящее время сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям: экологические — 15 %, детские и молодежные — 13,6, женские — 13,3, медицинские — 13,1, в области культуры, искусства, науки, образования — 12,5, правозащитные — 7,6, по социальной защите — 6,8, по поддержке общественных инициатив — 6, многопрофильные — 4,7, общества инвалидов — 4,4, по реабилитации детей-инвалидов — 3 % (dialog.kz.).

Возникает, в первую очередь, проблема качественной, организационно-практической поддержки общественного сектора. Массированное выделение международных грантов для неправительственных организаций к 1998 г. ограничивается и идет на снижение. В этих условиях важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства.

Вместе с тем слабым местом в развитии неправительственных организаций в настоящее время является неравномерность развития неправительственного сектора в регионах, особенно в сельской местности. Анализ показывает активизацию неправительственного сектора в основном в крупных областных центрах и городах Астане и Алматы. Всего 8 % неправительственных организаций представлено на районном уровне, что совершенно недостаточно для развития общественной инициативы.

К общей характеристике третьего сектора следует добавить следующие отрицательные его черты:

– явная ориентация на политические или государственные структуры;

– фрагментарность проявления их социально-политической активности.

Сюда же следует отнести отсутствие популярных массовых периодических изданий. Слабой остается материальная база общественных организаций. Это, в свою очередь, вызывает их зависимость от материальных вливаний со стороны коммерческих структур или государства.

Все эти негативные моменты существенным образом сковывают развитие гражданского общества в Республике Казахстан. Однако этот процесс неотвратим, его уже невозможно повернуть вспять, как, впрочем, и невозможно искусственно подстегнуть. Казахстанское общество выходит на путь естественного развития и самоорганизации.

Список использованной литературы

Аристотель. Политика. — М.: Наука, 1965. — С. 34..

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. — М.: Наука, 1997. — С. 403.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — М.: Центр, 1999. — С. 113.

Краснин Ю.А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу: Политические исследования. — М., 1996. — С. 235.

Алексеева О.А. Тенденции в развитии третьего сектора в России. — М.: Центр, 1998 — С. 237.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис. — 1992. — № 1–2. — С. 226–233.

Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. - М.: Прометей, 2005. - 160 с.

Юдина Е.Н. Медиапространство как новая социологическая категория // Преподаватель XXI век. -М.: 2008. № 2. - С. 151-154. - с. 151.

Чернявская О.С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. И. И. Лобачевского. - 2008, № 5. - С. 329-335., с. 334

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 304 с.

Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. - 2010. - № 2. - С. 3-14.

Филиппов А.Ф. Социология пространства. - СПб.: Владимир Даль, 2008. - 285 с.

Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. - 336 с., с. 55-56.

Бурдье П. Социология социального пространства. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с. – С. 44.

Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. -Т. 3. - № 4, сентябрь. - 2002. - С. 20-32. - с. 20.

Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 407 с.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 174 с.

Шелонаев С.И. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов// Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. №4. - С.81-85

Степанов, Ж. Интродучере ын студиул журнализмулуй. - Кишинэу, 2010, с. 160.

Фролова, Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: учебное пособие. - М., 2003, с. 9.

Boucher, J.-D. Le reportaje. - Paris, 1995, с. 36.

Степанов, Ж. Импликацииле масс медия ын сфера сочиалэ // Крештеря имрактулуй чер- четэрий ши дезволтаря капачитэций де иноваре. - Кишинэу, 2011, с. 83.

Гражданское общество Казахстана

Одним из важнейших достижений независимости является образование активного и независимого сообществ неправительственных организаций. Сообщества неправительственных организации Казахстана начало динамично развиваться с конца 1990-х годов в условиях тяжелой социально-экономической ситуации.

О становлении и развитии неправительственного сектора за годы независимости Казахстана порталу Qazaqstan Tarihy рассказал кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК Б.Р. Шериязданов.

Соответственно гражданское общество – это важная составляющая часть успешного развития любого государства.

За последние 30 лет сеть неправительственных организаций выросла от 100 НПО до 22 тысяч. В стране появились новые и достаточно сильные инициативы НПО, большинство из которых функционируют успешно, реализуя широкий спектр услуг для общества. В практическом плане институты гражданского общества с каждым годом находят свое применение в политических, социальных, экономических, культурно-гуманитарных сферах жизни государства и общества. Любое современное государство нуждается в надежных партнерах внутри самого общества, которые способны эффективно содействовать решению существующих проблем. Их отсутствие, как известно, исключает всякое прогрессивное развитие общества.

Созданы и продолжают совершенствоваться правовые основы для деятельности организаций гражданского общества. Указом Президента утвержден новый стратегический документ, определяющий основные направления развития гражданского сектора в долгосрочной перспективе – Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2020-2030 гг. Документ определяет основные задачи и приоритеты в сфере взаимодействия гражданского общества и органов власти. В Концепции предусмотрены новые подходы по трансформации деятельности гражданского сектора. Реализация комплекса мер, заложенных в Концепции, определена до 2030 года. Концепция будет реализована в двух этапах: первый этап с 2020-2025 годы и второй этап с 2026-2030 годы. В Концепции развития гражданского общества состоит из 6 разделов, выделены 5 ключевых направлений.

1) создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;

2) поддержка и развитие гражданской активности;

3) повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;

4) укрепление потенциала институтов гражданского общества;

5) вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане.

Инструментами финансовой поддержки институтов гражданского общества также являются государственные премии и грантовое финансирование. Государственной поддержки НПО в виде премий в этом году удостоились 38 НПО на общую сумму 83 млн 340 тыс. тенге. Финансирование проектов НПО было увеличено с 1 млн тг до 27 млрд тенге.

Безусловно, без этого невозможно эффективно работать и гражданскому обществу, и государству. В государственных органах определены Уполномоченные лица по взаимодействию с НПО. Действует Координационный совет по взаимодействию с НПО, являющийся консультативно-совещательным органом в сфере взаимодействия с НПО, где рассматриваются вопросы совершенствования законодательства в сфере НПО, заслушивает отчеты министерств, акиматов областей о реализации стратегических документов, рекомендаций. Наряду с этим, действуют региональные советы по взаимодействию с НПО на областном, городском и районном уровнях, где обсуждаются вопросы взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества. Реализуются совместные социальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан посредством финансовых инструментов государственной поддержки гражданских инициатив: государственный социальный заказ, грантовое финансирование, премии для НПО.

Вместе с тем, планируется усиление статуса общественных советов путем внедрения его в квазигосударственный сектор. На сегодняшний день общественные советы имеются во всех государственных органах. Анализ показывает активизацию НПО в структуре общественных советов, на 10% увеличилась доля членов НПО в составах общественных советов.

Резюмируя всё вышеизложенное, со всей определённостью можно сказать, что укрепление институтов гражданского общества является важнейшим условием реализации конституционных положений об утверждении Казахстана демократическим, правовым, светским и социальным государством.

Читайте также: