Коммуникативные навыки школьников доклад

Обновлено: 30.06.2024

Коммуникативная сфера – это необходимое для каждой личности пространство существования. В наше время каждая сфера жизни человека отличается нестабильностью и напряженностью. Поэтому и конструктивная коммуникативная деятельность приобретает особое значение.

Что такое коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки – это целая личностная система качеств, благодаря которой человек способен добиться хороших результатов в контактах с другими людьми. Эти навыки индивидуальны для каждого отдельного человека. Они являются результатом работы его психики. Только при достаточно хорошо развитых коммуникативных навыках возможно полноценное общение с другими людьми.

Российская наука подробно исследовала такие элементы общения, как взаимодействие на уровне коммуникаций, развитие коммуникативных навыков в процессе образования с точки зрения педагогики и психологии. Проанализировав имеющуюся литературу по теме, можно сделать вывод, что эта проблема изучалась в основном в рамках преподавания в вузах и на этапе средних классов школьного обучения. Однако что касается начального этапа обучения, то изученность этой проблемы остается на достаточно слабом уровне. А ведь именно в этом возрасте закладываются и укрепляются первичные основы для дальнейшего развития.

Возрастные особенности младшего школьника

Развитие навыков коммуникации для учеников младших классов – это особо важная проблема, ведь уровень сформированности этого вида навыков оказывает влияние не только на результаты обучения школьников, но и на процессы формирования их личности и социализации. Навыки развиваются во время деятельности, поэтому коммуникацию можно совершенствовать только во время общения.

Учитывая концепцию Л.С. Выготского, мы можем быть уверены, что развитие коммуникативных навыков у школьников должно быть одной из главных целей образовательного учреждения, ведь эффективность образовательного процесса очень сильно зависит от степени развитости данного вида навыков у учеников.

Устная речь и её компоненты
Обзор процесса и механизмов развития языка, а также его практическое применение. Когда и как дети овладевают речью,…

Проанализировав научную методическую литературу, мы делаем вывод, что вопрос формирования навыков коммуникации изучен многими учеными. Большое внимание в своих исследованиях придавали этому вопросу Е. Пассов, Д. Хаймс, В. Бадер и другие. Однако что касается выделения критериев, по которым можно определить уровень сформированности этих умений в начальной школе, то это практически не исследовано.

Поэтому мы считаем, что существует острая потребность в изучении не только базовых критериев, но и показателей уровня сформированности навыков коммуникации.

Критерии коммуникативных навыков

Критерии – это показатели, с помощью которых можно достаточно быстро оценить достоверность выводов как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Критерии развитости навыков коммуникации учеников начальных классов:

  • знакомы ли дети с правилами общения и способны ли они их реализовать во время вербальных и невербальных контактов;
  • понимают ли они, как применять правила коммуникаций с другими людьми, насколько адекватно они воспринимают текущую ситуацию общения;
  • принимают ли дети правила коммуникаций, насколько ценят их, ориентируются ли на диалогическое взаимодействие для достижения эмпатии;
  • соблюдают ли они эти правила, умеют ли на практике реализовывать как вербальные, так и невербальные способы общения в разных ситуациях общения, могут ли устанавливать конструктивные контакты с окружающими.

Уровни развития коммуникативных навыков

Показатели критериев можно использовать для выделения трех уровней развитости навыков коммуникации у учеников младшего школьного возраста:

  • низкий уровень проявляется в том, что у ребенка практически не развиты способности практически использовать языковую систему, они не полностью владеют навыками коммуникации, у них на элементарном уровне развиты знания о стране языка, они не способны использовать диалектическую речь во время социокультурных коммуникаций;
  • средний уровень проявляется в том, что у ребенка достаточно развиты способности для использования языковой системы на практике, они частично владеют коммуникативной деятельностью, имеется достаточно высокая теоретическая база о стране языка, они применяют диалектическую и социокультурную информацию в разных ситуациях коммуникации;
  • высокий уровень проявляется в том, что дети имеют высоко развитые способности на практике использовать языковую систему, они полностью овладели коммуникативной деятельностью, могут творчески использовать диалектическую и социокультурную информацию в ситуациях коммуникации.

Сегодня среди множества методик развития навыков коммуникации можно выделить в особый ряд проектную деятельность. Организация проектной деятельности мотивирует детей на совместную работу, обучение приобретает личностный компонент, формирует самостоятельность, дает возможность каждому продемонстрировать свои лучшие стороны, использовать их для достижения положительного результата.

Навыки коммуникативной деятельности

Во время проектной работы формируются следующие навыки коммуникативной деятельности:

  • Навыки сотрудничества (ребенок учится коллективно планировать, взаимодействовать с участниками процесса, оказывает взаимопомощь, учится находить и устранять чужие ошибки);
  • Навыки коммуникации (ребенок учится организовывать свои действия со взрослыми и взаимодействовать с ними, учится формулировать правильно вопросы, учится вести диалог, активно участвует в дискуссиях, отстаивает свои точки зрения и ищет компромиссное решение);
  • Навыки презентации (ребенок развивает способность к выступлению, учится правильно строить монологическую речь, уверенно держаться в окружении других, учится отвечать на неожиданные вопросы без подготовки).

Также очень важно и то, что во время проектной деятельности дети проявляют чувство коллективизма, испытывают общую радость. Ведь ученики начальной школы испытывают потребность в положительных эмоциональных ощущениях от появляющихся у них умений, они используют их активно в своей учебной деятельности, что рождает у них переживания радости и положительно окрашивает учебный процесс.

Чтобы выполнить проект, ребенку нужно обладать определенными знаниями и умениями. Если же он совсем ничего не может сделать без поддержки от взрослых, то нельзя давать ему такую работу в качестве проекта. Поэтому подобная деятельность имеет жесткое правило: ребенок должен быть способен действовать самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи более опытного.

Например, если ребенок не имеет определенного уровня знаний об изучаемом проекте, то у него должен быть доступ к источнику знаний, изложенных в доступной форме. Например, это может быть библиотека или интернет. Благодаря работе с источниками, дети учатся получать нужные им знания и использовать их на практике непосредственно в проектной деятельности.

Именно в этом и заключается смысл организации проектной деятельности: навыки и знания, которые приобретаются осознанно во время работы над решением проблемы, имеющей личностное значение, очень легко и прочно закрепляются в сознании ученика. Эти знания переходят из теоретических знаний в практический опыт и легко переносятся на разные виды деятельности в пределах школьного обучения или в повседневной жизни.

Важное направление в развитии коммуникативных навыков – это организация проектов, имеющих социальную значимость.

Социальный проект – это новое социальное явление, которое ставит перед собой цель создать, развить и поддерживать определенные духовные и материальные ценности, которые имеют определенные ограничения во времени и ресурсах, и влияние на социальное положение людей которых имеет положительный эффект.

Этапы развития коммуникативных навыков

Чтобы изучить эффективность социальных проектов во время развития у учеников начальных классов навыков коммуникации, мы провели исследование, которое состояло из трех последовательных этапов.

Первый этап: аналитический.

  • Организация творческой групповой деятельности.
  • Совместное планирование.
  • Выбор партнеров для осуществления проекта.

Второй этап: организационно-деятельностный.

  • Организация процесса проектной деятельности.
  • Выбор материала для создания кормушек и составления проекта будущей поделки.
  • Осуществление шефства над детьми среднего дошкольного возраста.
  • Совместная с детьми из детского сада деятельность по изготовлению поделки.

Третий этап: итоговый.

  • Размещение полученных кормушек в подходящих для этого местах.
  • Анализ проведенной работы и ее результатов.

Из опыта работы по созданию социального проекта

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

  • Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
  • Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
  • Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Формирование гражданской идентичности младшего школьника
Гражданская идентичность и её формирование у младших школьников в проектной деятельности. Педагогические условия формирования…

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) Игровая деятельность;

2) Познавательная деятельность;

3) Проблемно-ценностное общение;

4) Досугово-развлекательная деятельность;

5) Художественно – эстетическое творчество;

6) Социальное творчество;

7) Трудовая деятельность;

8) Спортивно-оздоровительная деятельность;

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.

Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.

В - третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.

Исходя, из выше изложенного, во внеурочное время, в своём классе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

1) мы много рассказываем с учащимися на определенные темы. (О природе, о здоровье, семье и т. д.)

3) Проводим диалогическую форму общения.

Сюда входят ролевые, деловые, познавательные игры. Некоторые дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в проектах.

Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы:

-повышает эрудицию школьников,

-создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Составляющими коммуникативных умений являются:

-умение понимать и принимать мнение другого;

-умение решать конфликт;

-умение адекватно оценивать себя и других.

В классе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т. д.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "даёт" ребёнку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

Итак, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.

1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.

2. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011.

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад" школы - интернат №23 г. Белгород Кондрашина Маргарита Александровна.

Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников Словарный запас ребёнка-школьника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 6 -7 летнем возрасте.

Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Коммуникативная деятельность всегда начинается.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.


Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности, готовую принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях. В этой связи особое внимание следует уделять коммуникативному развитию личности ребенка.

«Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение… [5]. Коммуникативное развитие предполагает и формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения. Но в первую очередь, коммуникативное развитие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности. В системе коммуникации личность рассматривается с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Таким образом, с одной стороны, в основе коммуникативных навыков лежат навыки речевые, с другой – речевые умения и навыки реализуются в процессе общения, коммуникации. Данная взаимообусловленность позволяет использовать понятия коммуникативно-речевые знания/умения/навыки как синонимичные понятия.

Основой для постановки и решения коммуникативных задач могут быть различные творческие задания необычного для младших школьников содержания. Такие задания позволяют проявить фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подборе изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу.

На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия) можно предложить использовать следующие творческие задания: буриме, создание малых фольклорных жанров и т. д. Так, для создания буриме детям предлагаются последние слова каждой строки, наполнить строки содержанием следует самостоятельно. Примеры детских работ: Открыл учитель наш журнал / Взял в руки старенький пенал / А почему сухая тряпка? / Сказал учитель очень мягко. Данный вид работы можно разнообразить, предложив младшим школьникам только начало стихотворения: В школе маленький мальчишка / Потерял рюкзак… Дети сами придумывают сюжет, развивают его, подбирая различные языковые средства, стараясь при этом соблюдать законы построения стихотворного текста (В школе маленький мальчишка / Потерял рюкзак и книжку / Но малыш не унывает / Про двойку мама не узнает).

Существенным элементом в процессе коммуникативного развития младших школьников является их обучение нормам национального речевого этикета, применению его правил в различных ситуациях общения. Этикетные нормы должны стать неотъемлемой частью детского общения, поскольку умение быстро и правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного. Учащимся уже в начальных классах следует прививать мысль о том, что национальный этикет – это достояние культуры русского народа.

Жестово-мимическое сопровождение, количество и качество невербальных сигналов, их социостилистическая характеристика в различных коммуникативных ситуациях также имеют национальную специфику.

Знание речевого этикета, является одним из важнейших для развития культуры речевого поведения как части коммуникативной культуры.

Процесс формирования коммуникативной личности невозможен без использования метода моделирования речевого высказывания, т. е. создание речевых ситуаций, позволяющих ввести ребенка в конкретную ситуацию общения и научить ориентироваться в ней. Данный методический прием предложен Т. А. Ладыженской в конце прошлого века и эффективно используется современными методистами и учителями [7].

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс адресной, упорядоченной педагогической работы. Она включает в себя передачу предметных знаний, знаний об окружающем мире, трансляцию социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, выработку социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативное развитие, речевая ситуация, речевое высказывание, ситуация, умение, учитель, школьник, искусственное говорение, литературное чтение, маленький мальчишка.


Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности, готовую принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях. В этой связи особое внимание следует уделять коммуникативному развитию личности ребенка.

«Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение… [5]. Коммуникативное развитие предполагает и формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения. Но в первую очередь, коммуникативное развитие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности. В системе коммуникации личность рассматривается с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Таким образом, с одной стороны, в основе коммуникативных навыков лежат навыки речевые, с другой – речевые умения и навыки реализуются в процессе общения, коммуникации. Данная взаимообусловленность позволяет использовать понятия коммуникативно-речевые знания/умения/навыки как синонимичные понятия.

Основой для постановки и решения коммуникативных задач могут быть различные творческие задания необычного для младших школьников содержания. Такие задания позволяют проявить фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подборе изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу.

На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия) можно предложить использовать следующие творческие задания: буриме, создание малых фольклорных жанров и т. д. Так, для создания буриме детям предлагаются последние слова каждой строки, наполнить строки содержанием следует самостоятельно. Примеры детских работ: Открыл учитель наш журнал / Взял в руки старенький пенал / А почему сухая тряпка? / Сказал учитель очень мягко. Данный вид работы можно разнообразить, предложив младшим школьникам только начало стихотворения: В школе маленький мальчишка / Потерял рюкзак… Дети сами придумывают сюжет, развивают его, подбирая различные языковые средства, стараясь при этом соблюдать законы построения стихотворного текста (В школе маленький мальчишка / Потерял рюкзак и книжку / Но малыш не унывает / Про двойку мама не узнает).

Существенным элементом в процессе коммуникативного развития младших школьников является их обучение нормам национального речевого этикета, применению его правил в различных ситуациях общения. Этикетные нормы должны стать неотъемлемой частью детского общения, поскольку умение быстро и правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного. Учащимся уже в начальных классах следует прививать мысль о том, что национальный этикет – это достояние культуры русского народа.

Жестово-мимическое сопровождение, количество и качество невербальных сигналов, их социостилистическая характеристика в различных коммуникативных ситуациях также имеют национальную специфику.

Знание речевого этикета, является одним из важнейших для развития культуры речевого поведения как части коммуникативной культуры.

Процесс формирования коммуникативной личности невозможен без использования метода моделирования речевого высказывания, т. е. создание речевых ситуаций, позволяющих ввести ребенка в конкретную ситуацию общения и научить ориентироваться в ней. Данный методический прием предложен Т. А. Ладыженской в конце прошлого века и эффективно используется современными методистами и учителями [7].

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс адресной, упорядоченной педагогической работы. Она включает в себя передачу предметных знаний, знаний об окружающем мире, трансляцию социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, выработку социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативное развитие, речевая ситуация, речевое высказывание, ситуация, умение, учитель, школьник, искусственное говорение, литературное чтение, маленький мальчишка.

Читайте также: