Реквием д б кабалевского доклад

Обновлено: 03.07.2024

Выдающийся российский композитор. Дирижер. Пианист. Педагог. Публицист. Общественный деятель. Академик Академии педагогических наук. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР и РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат трех Сталинских премий.

Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье математика. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву, где в 1922 году окончил школу II ступени № 35. Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, которое окончил в 1925 году. Через пять лет с отличием окончил Московскую консерваторию. Обучался музыке у знаменитых мастеров Николая Яковлевича Мясковского и Александра Борисовича Гольденвейзера.

В творческой коллекции композитора более ста пятидесяти произведений для фортепиано, более двадцати для скрипки и фортепиано, музыка к десяти сонетам Шекспира, четыре симфонии.

С 1932 года на протяжении шестнадцати лет Кабалевский являлся членом правления Союза композиторов Москвы. Также входил в Президиум Организационного комитета Союза Советских композиторов и выступал секретарем правления Союза композиторов страны. С 1962 года стал председателем комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества.

Занимая ключевые административные позиции в Союзе композиторов и Министерстве культуры, а также представляя страну в различных международных культурных организациях, Кабалевский считался одним из наиболее официозных музыкальных деятелей советской эпохи.

Кабалевский являлся Лауреатом Сталинской премии, Народным артистом России, кавалером ордена Ленина, Героем Социалистического Труда.

Дмитрий Борисович Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище столицы.

Герой Социалистического Труда (1974)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946)

Народный артист РСФСР (1954)

Народный артист СССР (1963)

Сталинская премия первой степени (1946) - за 2-й квартет (1945)

Сталинская премия второй степени (1949) - за концерт для скрипки с оркестром (1948)

Премия Ленинского комсомола (1984) - за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества

Четыре ордена Ленина (1964, 1971, 1974, 1984)

Орден Трудового Красного Знамени (1966)

Почетный профессор консерватории в Мехико (Мексика) (1959)

Доктор искусствоведения (1965)

Почетный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1969)

Действительный член АПН СССР (1971)

Почетный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО

Почетный член Международного общества имени З. Кодая (Венгрия)

Сочинения

Оперы

Оперетты

Балеты

Для симфонического оркестра и хора

Для симфонического оркестра

Камерно-инструментальные произведения

2 струнных квартета (a-moll, соч. 8 - 1928; g-moll, соч. 44 - 1945)

Скрипка

Виолончель

Для фортепиано

Для голоса и фортепиано

10 сонетов Шекспира, соч. 52 (1953-1955, перевод С. Я. Маршака)
3 восьмистишия Р. Гамзатова, соч. 74 (1963, перевод Н. Гребнева)
5 романсов на слова Р. Гамзатова, соч. 76 (1963-1964, перевод Н. Гребнева)

Песни

Музыка к драматическим спектаклям

Музыка к кинофильмам

Обработки, редакции, транскрипции

Бах, Иоганн Себастьян. 8 маленьких прелюдий и фуг для органа, токката и фуга до минор для органа, токката и фуга ре минор для органа, вторая органная соната. Обработка для фортепиано.
Мусоргский, Модест Петрович. Интермеццо си минор для оркестра, скерцо си минор для оркестра. Переложение для фортепиано в 4 руки.
Мясковский, Николай Яковлевич. Симфонии № 6 (соч. 23), 12 (соч. 35), 18 (соч. 42). Переложение для фортепиано в 4 руки.
Прокофьев, Сергей Сергеевич. Концертино для виолончели с оркестром (соч. 132). Инструментовка (с учетом авторских указаний), редактирование фактуры сопровождения.
Шуберт, Франц. Фантазия фа минор для фортепиано в 4 руки (D. 940). Обработка для фортепиано с оркестром.

Библиография

Дед - Клавдий Егорович Кабалевский (1844-1915), военный инженер.

Вторая жена - Лариса Павловна Чегодаева (1911-1988).
Дочь - Мария Дмитриевна Кабалевская, директор Музыкального культурно-образовательного центра имени Д. Б. Кабалевского.

Каким угодно могу себе представить "Реквием", но "Реквием" смешной, ржачный - это нонсенс, однако над "Реквиемом" Кабалевского сегодня только обхохотаться можно, это ж пародия, и зашкаливающий за все границы разума и вкуса пафос лишь добавляет музыке трэша. В основном надсаживается хор и гремит оркестровое тутти, но местами композитор и челестой не брезгует - у хорошей хозяйки все идет в дело. Текст принадлежит Роберту Рождественскому, он тоже слеплен из официозных банальностей преимущественно, с бесконечным повторением "памяти павших будьте достойны" и т.п., а вопреки идее "вечного покоя", для всякого нормального, настоящего реквиема базовой, утверждается нечто противоположное, в духе "покой нам только снится". Выражение "оптимистический реквием", правда, ввел не Кабалевский и даже не Рождественский, а коллега последнего (и куда более одаренный) Вознесенский, но к опусу 72 Д.Б.Кабалевского оно подходит идеально: уж если трагедия должна быть оптимистической, раз партия велела, то реквием и подавно: "эта песня о солнечном свете. торопитесь, веселые весны" - святые маршируют.

Однако у Рождественского поэтическая образность, на своем примитивном уровне, косвенно, опосредованно все-таки восходит к христианской если не традиции, то риторике, фразеологии, типа "испить чашу до дна" и т.п.; и формулы стилистически корявые, но действенные, удачно найденные, попадающие в цель - "это нужно не мертвым, это надо живым". У Кабалевского в музыке нет и близко ничего подобного. Собственно, "Реквием" Кабалевского - лишь номинально академическая музыка, фактически же - типичная позднесоветская эстрада с претензией на "классическую" форму; и несмотря на ораториальную структуру опуса его "Реквием" - за исключением сольных номеров женской партии, сработанных под оперные арии а ля Римский-Корсаков (в фестивальном концерте партию меццо-сопрано должна была петь Лариса Костюк, может и неплохо исполнила), представляет собой набор эстрадных песен, только, как и в случае с подражанием оперной классике - скверных, никудышных песен, с невыразительной, невзрачной, скудной мелодикой, ну более или менее сносно оркестрованных.

Между тем Кабалевский утверждал, изничтожая более одаренных конкурентов, идеалы персонажей "антиформалистического райка", и задолго до постановления 1948 года. В кинокомедии 1941 года "Антон Иванович сердится" - на днях ее все тот же канал "Культура", видимо, питающий особую слабость к кОбалевскому, в очередной раз повторял - на которой Кабалевский поработал композитором, герой Павла Кадочникова, композитор Мухин - в общем, тот же Кабалевский, тем более, что по сюжету Мухин "сочиняет" и исполняет его, Кабалевского, музыку, "серьезно" относясь к "легкому" жанру, но настаивая на оптимизме и доступности своего творчества - вопреки своему антагонисту, бездарю, невежде и плагиатору Керосинову (персонаж Сергея Мартинсона - карикатура на "авангардиста"). В общем, все то же - сюитки, поэмки, прекрасные, изящные. Но это в теории. А на практике - унылый, заскорузлый мелодизированный шлак, тонны шлака.

Можно считать, что "Реквием" - не главное достижение композитора Кабалевского и не самое характерное для него сочинение, и правда, у него в "багаже" помимо бесконечных ленинцев, народных мстителей, парадов молодости, всего походного и патетического, поэм к вечному огню и проч., остались не совсем бросовые вещи, к примеру, 2-й виолончельный концерт - ничего себе, наверняка еще что-то, я по уши не закапывался; хотя на фоне не то что Шнитке, Губайдулиной или Уствольской, но даже вполне признанных официально Родиона Щедрина или Бориса Чайковского (последний, по-моему - выдающийся и не в полной мере оцененный композитор) Кабалевский даже в наивысших своих "академических" проявлениях - откровенное убожество.

Советская эстрадная песня, в свою очередь, тоже имеет вершины жанра, и эти вершины связаны уж точно не с фамилией Кабалевского; среди песен гениальной Пахмутовой (которая тоже сочиняла и симфонии, и балеты, и другие "академического" плана вещи, но не пихала их во все щели), включая и откровенно пропагандистские, заказушные, предостаточно подлинных, непревзойденных шедевров на века, никто ведь не скажет, что "И Ленин такой молодой" плохая песня, как бы ни относился к личности Ильича; у Кабалевского с этой точки зрения в "активе" - единственная "То березка, то рябина. " - песенка тоже совершенно идиотическая, положим (автор текста - Антон Пришелец, на него и Прокофьев писал. ), но по крайней мере свое законное место в повседневном культурном обиходе занимающая по сей день. - да ведь и только то, это все, за более чем полувека творчества, покрытого ворохом премий, званий, должностей. - не маловато ли для того, чтоб снова извлекать, поднимать имя композитора, которое даже самый "культурный" телеканал не способен написать без ошибки, и устраивать в его честь персональный фестиваль?!

Добро бы еще Кабалевский успел создать что-нибудь православное, под мощи, под иордань (как та же Пахмутова ныне торопится) - так он как на грех умер на заре перестройки, не то непременно, и сомневаться нечего, подсуетился бы, обгоняя соперников. Впрочем, про ленинцев и из пионерской жизни творения нынче может и не подойдут, зато герои Горловки и разные там вечные огни Брянска - в тренде; у Кабалевского этого добра навалом, не на одну фестивальную программу должно хватить, а хоругви задним числом приложатся.

Один из ярких композиторов советского периода – Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье.

Кратко о Д.Б. Кабалевском

Дмитрий Борисович написал семь инструментальных концертов, пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог – всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов:

  • дата рождения – 30 декабря 1904 года;
  • место рождения – Санкт-Петербург.

С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье.

кабалевский биография и творчество

Детство и юность

Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска – 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский – по композиции.

Профессиональная деятельность

В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт педагогической деятельности, так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию, принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.

Произведения композитора

биография кабалевского фото

Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Награды и звания

Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 – СССР. Был награждён четырежды орденом Ленина (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен Сталинской премии за свои произведения. Являлся Героем Труда. За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году.

д б кабалевский биография

Д. Кабалевский – детям

композитор кабалевский биография

Вторая половина жизни

Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

кабалевский биография для детей

Родители гения

Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора – Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед – Клавдий Егорович – военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский – либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме.

дмитрий кабалевский краткая биография

Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака – Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

дмитрий кабалевский биография

Интересные факты из жизни композитора

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Реферат на тему:

hello_html_564e41e1.jpg

Когда мы говорим о великих личностях, прославившихся на музыкальном олимпе, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности, мы вспоминаем Дмитрия Борисовича Кабалевского - классика советской музыки, крупного общественного деятеля, выдающегося просветителя и педагога. Человека необычайного обаяния, широчайшей эрудиции и глубокого таланта.

Более 40 лет профессор, доктор искусствоведения Д.Б. Кабалевский преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В классе композиции консерватории и в молодежной секции Союза композиторов у него учились С. Баласанян, М. Дунаевский, Г. Струве, А. Пахмутова, Р. Леденев, Э. Денисов, А. Петров. Р. Щедрин и др.

Как публицист, Кабалевский является автором более четырёхсот статей, посвящённых проблемам музыкально-эстетического воспитания, вопросам современного искусства, творчеству выдающихся деятелей культуры.

Общественная деятельность Д.Б. Кабалевского – в Союзе композиторов СССР; в качестве депутата Верховного Совета СССР; в Совете по эстетическому воспитанию АПН СССР, в Международном обществе по музыкальному воспитанию (ISME) – способствовала пропаганде искусства как носителя нравственности.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать, посвятившая свою жизнь семье, детям, была прирождённым педагогом, воспитателем. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя.

Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.

С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одарённость, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Учился до переезда в Москву в 3-классом городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил школу 2-й ступени (1922), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени А.Н.Скрябина (окончил в 1925).

В 1925 году поступил в Московскую государственную консерваторию. В 1927 году Кабалевский оканчивает консерваторию как композитор, через год - как пианист. Его имя занесено на мраморную Доску почёта. На выпускном экзамене Кабалевский представил свои произведения: первый фортепианный концерт и первый квартет. Впервые концерт прозвучал в 1931 году в Большом театре в исполнении автора.

В 1932 году он становится профессором. Много пишет, работает в консерватории, выступает с докладами, в печати. Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-1928 годам.

Много работает Дмитрий Борисович в военные годы, отражая в своём творчестве происходящие события. Он пишет сюиту “Народные мстители”, оперу “В огне”, кантату “Родина великая”, песни: “Наказ сыну”, “Нас победить нельзя”, “В темной роще густой”, “Сын героя” и др. Детская тема остаётся одной из главных и в эти годы. В содружестве с детским поэтом С. Я. Маршаком была написана песня, популярная в те годы, “Четвёрка дружная ребят”. Стихи Маршака сразу же привлекли внимание композитора. Это песня-марш, которая призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе.

Народные песни вдохновили композитора на создание двадцати четырёх фортепьянных прелюдий, которые были написаны1943 году.

Послевоенный период — наиболее богатый по количеству написанных произведений: это оперы, концерты, кантаты, детские песни и фортепианные пьесы, реквием, музыка к кинофильмам. В 1943 году композитор заканчивает концерт для скрипки с оркестром, который вошел в триаду его концертов, предназначенную для учеников музыкальных школ и училищ. В 1949 году он пишет виолончельный, а в 1952 году — третий фортепианный концерт, снова пишет фортепианные пьесы и песни для детской аудитории. Появляются “Семь веселых песен” (слова С. Маршака), “Четыре песни-шутки” (слова С. Маршака и С. Михалкова). Детвора сразу же запела эти замечательные песни. Но одна из них — “Мельник, мальчик и осёл” — полюбилась особенно. Написанная по мотивам восточной сказки, песня остроумно высмеивает мельника, который, подчиняясь чужому совету, каждый раз попадает впросак.

В 1948 году в переводе С. Маршака были изданы “Сонеты” великого английского драматурга и поэта Шекспира. Композитор продолжает писать музыку к кинофильмам. Сюжеты их разнообразны: “Первоклассница”, “Академик Павлов”, “Мусоргский”, “Вольница”, “Феликс Дзержинский”, “Вихри враждебные”, “Хождение по мукам” (“Сестры”, “1918 год”, “Хмурое утро”). В 1969 году Кабалевский заканчивает оперу “Сестры”. Композитор писал музыку и к спектаклям МХАТа, Театра имени Евг. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. Но главное место в его творчестве занимала симфоническая и оперная музыка.

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях.

14 февраля 1987 года Д. Б. Кабалевский скончался. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофёром, но внезапно умолк. Шофёр оглянулся, остановил машину: сердце его пассажира не билось. Так ушёл из жизни, словно на лету, в кипении дел. На вопрос: « что такое счастье?— он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.

Читайте также: