Доклад министра иностранных дел

Обновлено: 05.07.2024

МОСКВА, 14 февраля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин принял доклад министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о реакции Москвы на ответы США и НАТО по гарантиям безопасности.

Ответ НАТО и США на предложения России по безопасности.

Глава государства в понедельник в Кремле провел встречу с руководителем внешнеполитического ведомства, на которой обсудил ситуацию с гарантиями безопасности для РФ.

"Как, по вашему мнению, все-таки есть шанс договориться с нашими партнерами по ключевым вопросам, вызывающим нашу озабоченность, или это просто попытка втянуть нас в бесконечный переговорных процесс, не имеющий никакого логического завершения?" - спросил Путин Лаврова. Министр ответил, что "шанс есть всегда, возможности не исчерпаны", хотя бесконечное ведение разговоров недопустимо. Глава МИД РФ предложил продолжать переговоры.

"Хорошо. У вас уже есть проект ответа на те документы, которые к нам поступили из Брюсселя и Вашингтона?" - поинтересовался президент. Лавров ответил утвердительно.

МИД РФ 17 декабря 2021 года опубликовал российские проекты соглашений о гарантиях безопасности, которые Москва ожидает от Вашингтона и НАТО. Два соглашения - с США и членами альянса - предполагают среди прочего отказ от расширения НАТО на восток, в том числе отказ от принятия в ее состав Украины, а также введение ограничений на размещение серьезных наступательных вооружений, в частности ядерных. Состоялось уже несколько раундов консультаций в различных форматах, однако о каких-то договоренностях пока не было объявлено.

США и НАТО 26 января передали России письменные ответы на предложения по гарантиям безопасности. Американская сторона просила не обнародовать тексты этих документов, однако госсекретарь США Энтони Блинкен и генсек НАТО Йенс Столтенберг перечислили их основные положения. Согласно этим заявлениям, Запад не пошел на принципиальные для России уступки, но обозначил направления для дальнейших переговоров.


21:34 / 2 февраля 2013


Я уверен, что с руководителем такого масштаба нам будут любые свершения по плечу, и с благословения Святейшего Патриарха рассчитываю, что Общество будет еще более активно работать над решением тех благородных задач, которые с момента его создания оно успешно решает. Эти 125 лет в истории Общества вместили в себя, конечно, очень многое. Были и мгновения славы, и годы забвения, немало войн и революций, но главное, что Общество сделало так, что вдали от России появилась ее частичка – частичка, которая оказалась притягательной для тех, кто веками жил на Святой земле. Этот кусочек земли не был ни оплотом колониализма, ни военной крепостью или укрепленным районом, из-за стен которого совершались набеги на туземцев. Это было послание христианской любви, русской культуры на земле, которая знала много пророков.

И горжусь тем, что в 90-е годы прошлого века, в непростое время, ослабленная после распада Советского Союза Россия вступила на путь беспрецедентных преобразований, политического, экономического и духовного обновления.

Так вот в те годы во главе Общества встали российские дипломаты: послы Олег Герасимович Пересыпкин и Алексей Федорович Чистяков. Огромное им спасибо. При них Общество вернуло себе историческое название, приобрело статус международной неправительственной организации.

Мы высоко ценим вклад Русской Православной Церкви и лично Его Святейшества Патриарха Алексия П в возрождение Общества. С глубокой признательностью относимся к тому, что для этого было сделано нашими учеными-востоковедами.

Русская Палестина – это церкви, школы, монастыри, лечебницы. Это запечатленный в камне пример столь востребованного ныне строительства не только и не столько земных храмов, сколько отношений между людьми разных вер и национальностей, отношений, основанных на взаимоуважительном и взаимообогащающем общении.

Именно поэтому и в наши дни, когда столь остро встают вопросы взаимодействия культур и цивилизаций, вопросы о роли религии в жизни стран и народов, общество идет в ногу со временем. Его деятельная подвижническая работа на святой земле — пример служения вере и Отечеству, который сегодня так нужен всем нам.

Нужен как образец взаимодействия государства и Русской Православной Церкви во имя консолидации нашего общества на основе его истинных интересов и вечных ценностей. Нужен как предупреждение о недопустимости конфликта цивилизаций, к которому подталкивают мир экстремисты всех мастей и объективно подыгрывающие им приверженцы односторонних силовых подходов к международным делам.

И здесь Общество с его мирным паломничеством, с образовательными и другими гуманитарными программами служит и, уверен, будет продолжать служить добрую службу России, ее внешней политике. Мы на это очень рассчитываем.

Устанавливая духовную связь со Святой землей, работая рука об руку с представителями других культур и других конфессий, причем не где-нибудь, а в регионе с повышенным конфликтным потенциалом – на Ближнем Востоке, Общество несет миру идеалы добра, идеалы терпимости.

Министерство иностранных дел будет и впредь всячески поддерживать Общество в его усилиях по укреплению духовного и культурного наследия России в Святой земле через программу паломничества, через поддержку очагов русской культуры среди палестинских арабов и их соседей (как православных, так и мусульман), через образовательные обмены и создание медицинских центров, через возвращение созданной усилиями Общества собственности России в Святой земле.

Разумеется, это будет происходить через самое тесное и взаимоуважительное сотрудничество с Русской Православной Церковью.

Для меня большая честь войти в состав возглавляемого Его Святейшеством Патриархом Комитета почетных членов. Надеюсь быть полезным Обществу во всех его благородных начинаниях.

Еще раз искренне желаю успехов Сергею Вадимовичу и присоединяюсь к поздравлениям в адрес Святейшего Патриарха по случаю 17-й годовщины его интронизации.


Многие считают, что настоящими дипломатами не становятся, ими рождаются. Потому что нужно обладать совокупностью специфических характеристик, без которых в этой профессии просто не обойтись. Настоящий дипломат должен пройти долгий путь – учеба, практика, постепенный подъем вверх по карьерной лестнице, и только спустя годы, уметь представлять свою страну на должном уровне. Бытует стереотип, что жизнь дипломата – это сплошные путешествия и приятные приключения, но далеко не все знают, что она состоит из ежедневного тяжелого труда – протоколы, переговоры, урегулирования, компромиссы. И только таким сильным личностям, как Сергей Лавров, удается достичь вершины на этом поприще.

Имя Сергея Лаврова навсегда вписано в историю России как выдающегося Министра иностранных дел. Он самый узнаваемый из всех российских политиков и самый авторитетный среди министров РФ.

Детство и юность

Родился Сергей Лавров 21 марта 1950 года в Москве, хотя некоторые источники утверждают, что это радостное событие произошло в Тбилиси. Отца звали Виктор Калантарян (из других источников – Калантаров). Он проживал в Тбилиси и был армянином по национальности. Мама Калерия Лаврова(Сергей впоследствии взял ее фамилию), по национальности русская, родилась в подмосковном Ногинске, работала в Министерстве внешторга СССР.

Сергей Лавров в юности

В паспорте Лаврова, в графе национальность написано, что он русский. Но сам он всегда говорит, что корни его в Тбилиси, откуда родом его отец, и в жилах его течет отцовская армянская кровь, которая ему абсолютно не мешает.

Родители были работниками сферы внешней торговли, и по роду деятельности часто отправлялись за границу. Поэтому маленького Сережу оставляли с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Дед Борис Лавров занимал должность начальника железнодорожной станции в Ногинске, бабушка трудилась медсестрой.

В первый класс мальчик пошел там же, в Ногинске. Его отдали в специализированную школу им.Короленко с углубленным изучением английского языка. Через несколько лет родители забрали Сережу в столицу, и аттестат он получил в московской школе № 607, которая тоже специализировалась на изучении языков.

Кроме языков ему нравились и точные науки, у Лаврова были хорошие познания физики и математики.

После выпуска из школы, которую он окончил с серебряной медалью, Лавров всерьез задумался о своем будущем. Он отнес документы в МГИМО и МИФИ, но так как в первом из них вступительные испытания начинались гораздо раньше, то выбор был сделан в пользу этого вуза. Сергей стал студентом восточного отделения, чем очень порадовал своих родителей.

В годы студенчества Лавров проявил свой поэтический талант, он сам писал песни и пел их под гитару своим однокурсникам и друзьям. Все летние каникулы будущий министр проводил в студенческих стройотрядах, объездил Дальний Восток, Хакасию, Якутию, Туву. Лавров написал песню, которая впоследствии стала гимном его родного МГИМО. Диплом об окончании вуза Лавров получил в 1972-м. Языки действительно легко давались одаренному студенту, в настоящее время Лавров свободно общается на английском, французском и сингальском.

Сергей Лавров

Трудовая биография Сергея Лаврова началась сразу после выпуска из института – его отправили в качестве стажера в Посольство Советского Союза в Республике Шри-Ланка.

Карьера

Политическая карьера Сергея Лаврова стартовала именно в это время, когда он получил должность старший референт и первый дипломатический ранг атташе. В Шри-Ланке молодой специалист задержался на четыре года, потом снова вернулся в столицу и продолжил работать в МИД СССР. Сразу он был третьим, а вскоре стал вторым секретарем в отделе международных экономических организаций.

Сергей Лавров в начале карьеры в МИД

В 1994-м по приказу Бориса Ельцина Лавров занимает должность постоянного представителя России при ООН, и параллельно он представляет РФ в Совбезе ООН. В это время Лавров становится невероятно популярным политиком не только на родине, но и за ее пределами. Он приобрел необходимый опыт, обзавелся многочисленными знакомствами в Нью-Йорке, и это очень помогло ему вникнуть в изучение глобальных международных проблем. Его очень ценят в СБ ООН.

На всех заседаниях СБ, где присутствовал Лавров, поднимались актуальные вопросы о решении конфликтов, которые происходят в мире. На повестке дня были Ближний Восток, Корейский полуостров, бывшая Югославия, Кипр. Теракт, происшедший в Америке 11 сентября 2001-го тоже стал серьезной проблемой, в решении которой принимал участие и Сергей Лавров.

Страны G7 договорились продолжать начатую политику сдерживания России, заявила в воскресенье, 27 февраля, министр иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс.


Трасс также добавила призыв о том, чтобы на глобальные обсуждения вызвали президента РФ Владимира Путина.

Ранее, 24 февраля, министерство иностранных дел Великобритании заявило, что Лондон будет добиваться полного разрушения экономики России. Министр Трасс тогда пообещала поддерживать Украину экономически, политически и оборонительно.

Угрозы санкций со стороны Лондона бессмысленны и бесполезны, заявили 25 февраля в МИД РФ, комментируя итоги телефонного разговора первого замминистра иностранных дел РФ Владимира Титова с государственным министром по делам Европы МИД Великобритании Джеймсом Клеверли.

В МИДе отметили, что в последние годы власти Великобритании осознанно под разными предлогами разрушали основы отношений с РФ, вели целенаправленную работу по сворачиванию связей практически во всех областях и нагнетали напряженность в международных структурах.

Страны Запада сплотились в разработке антироссийских санкций после того, как президент России Владимир Путин 24 февраля объявил о специальной операции с целью защиты мирного населения Донбасса. После этого украинский лидер Владимир Зеленский обвинил Россию в ударе по военной инфраструктуре страны и ввел военное положение на всей территории Украины. Он также заявил, что Киев разрывает дипломатические отношения с Москвой и отзывает из посольства своих дипломатов.

В Минобороны России подчеркнули, что армия не наносила авиационных ракетных или артиллерийских ударов по городам Украины. Гражданскому населению страны ничего не угрожает. Высокоточными средствами поражения выводится из строя военная инфраструктура.

21 февраля главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник обратились к Владимиру Путину с просьбой признать независимость республик. Соответствующие указы были подписаны вечером того же дня. В присутствии руководителей республик президент РФ также подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и помощи. Документы на следующий день ратифицировали как сами республики, так и российская Госдума.

Обстановка в Донбассе обострилась 17 февраля 2022 года. В Донецкой и Луганской народных республиках сообщили об интенсивных обстрелах со стороны украинских силовиков, в том числе из тяжелого вооружения. Республики объявили всеобщую мобилизацию и эвакуацию мирных жителей на территорию России.

С 2014 года украинские власти проводят военную операцию против жителей Донбасса, которые отказались признавать итоги государственного переворота и новую власть на Украине. При этом в сложившейся ситуации Киев винит Москву. Россия неоднократно заявляла, что не является стороной конфликта.

Текст послания министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова по тематике неделимости безопасности, направленного 28 января с.г. главам внешнеполитических ведомств США, Канады и ряда европейских стран:

 Фото: МИД РФ

- Вам хорошо известно, что Россия всерьез обеспокоена ростом военно-политической напряженности в непосредственной близости от ее западных границ. В целях предотвращения дальнейшей эскалации российская сторона 15 декабря 2021 г. представила проекты двух взаимосвязанных международно-правовых документов - Договора между Россией и США о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности России и государств-членов Организации Североатлантического договора.

Поступившие 26 января 2022 г. ответы США и НАТО на наши предложения свидетельствуют о существенных расхождениях в понимании фундаментального для всей архитектуры европейской безопасности принципа равной и неделимой безопасности. Считаем необходимым незамедлительно прояснить этот определяющий с точки зрения перспектив диалога вопрос.

В Хартии европейской безопасности, подписанной на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г., сформулированы основные права и обязательства государств-участников Организации в отношении неделимости безопасности. Подчеркнуто право каждого государства-участника на свободный выбор или изменение способа обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции, равно как и на нейтралитет. В том же параграфе Хартии это прямо обусловлено обязательством каждого государства не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Там же сказано, что ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо его часть как сферу своего влияния.

На саммите ОБСЕ в Астане в декабре 2010 г. лидерами наших стран была одобрена Декларация, подтвердившая этот целостный пакет взаимосвязанных обязательств.

Однако западные страны продолжают выдергивать из него только нужные им позиции, а именно - право государств на свободный выбор союзов для обеспечения исключительно своей безопасности. Стыдливо опускается "по мере их эволюции", поскольку это положение также являлось составной частью понимания "неделимости безопасности", а именно - обязательного ухода военных союзов от изначальной функции сдерживания и их интеграции в общеевропейскую архитектуру на коллективных, а не узкогрупповых началах. Принцип неделимости безопасности избирательно трактуется для обоснования взятого курса на безответственное расширение НАТО.

Показательно, что в комментариях о готовности развивать диалог об архитектуре безопасности в Европе представители Запада старательно избегают упоминания Хартии европейской безопасности и Астанинской декларации. Ссылаются лишь на более ранние документы ОБСЕ, особенно часто - на Парижскую хартию для новой Европы 1990 г., в которой не содержится ставшего "неудобным" обязательства не укреплять безопасность своих государств за счет других. В западных столицах также пытаются не замечать один из ключевых документов ОБСЕ - Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности 1994 г., где прямо говорится о том, что при выборе способов обеспечения безопасности, включая членство в союзах, государства будут "учитывать законные интересы безопасности других государств".

Так дело не пойдет. Смысл договоренностей о неделимости безопасности заключается в том, что безопасность либо одна для всех, либо ее нет ни для кого. И, как предусмотрено в Стамбульской Хартии, каждое государство-участник ОБСЕ имеет равное право на безопасность, а не только члены НАТО, которые толкуют это право как относящееся исключительно к членам североатлантического "эксклюзивного" клуба.

Не буду комментировать другие установки и действия НАТО, характеризующиеся стремлением этого "оборонительного" блока к военному превосходству и применением силы в обход прерогатив Совета Безопасности ООН. Скажу лишь, что подобные действия идут вразрез с фундаментальными общеевропейскими обязательствами, включая содержащиеся в упомянутых документах обязательства поддерживать военные потенциалы, "соизмеримые с законными индивидуальными или коллективными потребностями в области безопасности, с учетом обязательств по международному праву, а также законных интересов безопасности других государств".

Рассуждая о нынешней ситуации в Европе, наши коллеги из США, НАТО и Евросоюза постоянно взывают к "деэскалации" и призывают Россию "выбрать путь дипломатии". Хотим напомнить: мы уже не одно десятилетие шли этим путем. Важнейшие вехи - документы саммитов в Стамбуле и Астане - есть прямой результат именно дипломатии. Тот факт, что сейчас Запад откровенно пытается в одностороннем порядке ревизовать в свою пользу эти дипломатические достижения лидеров всех стран ОБСЕ, вызывает глубокую тревогу. Ситуация требует честного прояснения позиции.

Мы хотим получить четкий ответ на вопрос о том, как наши партнеры понимают свое обязательство не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств на основе приверженности принципу неделимости безопасности? Как конкретно Ваше правительство намерено выполнять это обязательство на практике в современных условиях? Если Вы отказываетесь от данного обязательства, просим четко сообщить об этом.

Без внесения полной ясности в этот ключевой вопрос, касающийся взаимосвязи прав и обязанностей, одобренных на высшем уровне, невозможно обеспечить баланс интересов, закрепленный в документах саммитов в Стамбуле и Астане. Ваш ответ поможет лучше понять степень договороспособности наших партнеров, а также возможность совместного продвижения в деле снижения напряженности и укрепления общеевропейской безопасности.

Ожидаем оперативной реакции. Она не должна занять много времени - ведь речь идет о прояснении понимания, на основе которого Ваш президент (премьер) подписал соответствующие обязательства.

Также исходим из того, что реакция на данное послание поступит в национальном качестве, поскольку упомянутые обязательства принимались каждым из наших государств индивидуально, а не от имени или в составе какого-либо блока.

Читайте также: