Создание советского государства и права доклад кратко

Обновлено: 03.07.2024

Декрет о мире предлагал немедленно начать переговоры между воющими странами и заключить справедливый демократический мир без аннексий и контрибуций.

Другим видом документов стали Декларации (заявления о намерениях, провозглашение принципов). Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала права человека труда, создавала рабочий контроль на предприятиях. Декларация прав народов России провозглашала равенство и право на суверенитет всех народов.

Конституция 1918 г. - разрабатывалась по предложению левых эсеров. Конституционная комиссия ВЦИК работала в течение трех месяцев.

Конституция закрепляла принцип классовости. Это проявлялось в том, что избирательных прав лишались представители буржуазии, помещиков, а рабочим предоставлялось преимущество перед крестьянами. По ст. 10. объявлялось, что «Российская республика есть свободное государство всех трудящихся России.

Всероссийский съезд Советов - верховный орган власти.

ВЦИК - исполнительный орган съезда и носитель высшей власти между съездами.

Совнарком - рабоче-крестьянское правительство - исполнительно­распорядительный орган управления

Конституция не регламентировала Президиум ВЦИК, но на практике он выдвинулся на первое место (ВЦИК собирался только один раз в два месяца).

Так была похоронена идей Джоржа Локка и Монтескье и разделении властей. Ленин рассматривал это как особое достоинство советской системы.

Избирательная система была основана на отказе от всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании. В высшие органы - многоступенчатые выборы. В местные - прямые. Голосование открытое по предприятиям и учреждениям. Избирательное право предоставлялось с 18 лет. Дискриминация избирательного права - от рабочих - 1 депутат от 2 тыс.,

в деревне - 1 от 125 тыс. Гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Но иностранцы, проживающие на территории РСФСР, принадлежавшие к рабочему классу и т.п. - до 1936 г. пользовались избирательным правом.

Конституция закрепила национализацию банков, рабочий контроль, аннулирование внешних займов (до революции).

Процессуальное право. Суды создавались стихийно и назывались по- разному: народные, пролетарские, революционные, общественной совести и т.п. Избирались на собраниях и руководствовались не законами, а революционной совестью и правосознанием. Отличительные черты: коллегиальность (даже в следствии), устность, гласность, непосредственность.

Декрет о суде №1 22 ноября 1917 г. Ликвидированы прежние суды, адвокатура, прокуратура следователи, упразднен Сенат, Главный военный суд с прокуратурой и следователями, коммерческий суд и др.

Декрет о суде №2 15 февраля 1918 г. создавались окружные суды: три постоянных члена суда и четыре заседателя по гражданским и 12 по уголовным делам. Они могли отводить председателя в любой момент суда. Судоговорение - на языке большинства.

Декрет о суде №3 13 июля 1918 г. - окружным судам были подчинены следственные комиссии. Следствие вела милиция и сами судьи.

30 декабря 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде, по которому вводилась единая форма суда: избираемый судья и 2-6 заседателей.

Суды этого периода стали менее профессиональными, оперировали ссылками на революционное правосознание. При этом среди лиц, отбывавших наказания в лагерях принудительных работ более 50% были направлены туда в административном порядке, а не по суду. Прокуратура не

Нормы обязательственного права: ограничиваются сделки по нефти, хлебу, табаку, золоту, тканям. Они распределялись в плановом порядке.

Трудовое право. В декабре 1918 г. принят Кодекс законов о труде РСФСР: единые нормы продолжительности труда, льготы для подростков и женщин, страхование заменено системой социального обеспечения (выплаты из централизованных государственных фондов). Вводилась трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Уголовное право. Система наказания уголовников была мягкой (жертвы капитализма), а за политические преступления очень жесткая, часто расстрел.

1. В чем особенности формирования пролетарских органов власти и управления в центе и на местах?

2. Разработка и принятия основных отраслей советского права.

3. Разработка, принятие и основные положения Конституции 1918 г.

1. Временное правительство, оформившееся в ходе демократическое революции февраля 1917 г.:

1. Реально осуществляло функции высшего органа государственного управления, сосредоточив в своих руках и законодательную и исполнительную власть

3. Было ограничено в своих политических полномочиях

Г осударственной думой

4. Реально осуществляло функции высшего органа государственного управления, сосредоточив в своих руках законодательную власть

2. (. )- фамилия крупного русского историка, лидера партии кадетов, министра Временного правительства.

3. Орган государственной власти России, уравнявший женщин в политических правах с мужчинами:

1. Г осударственная Дума

2. Временное Правительство.

3. Второй Всероссийский съезд советов

4. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

4. Орган государственной власти России, заменивший подданство гражданством:

1. Г осударственная Дума

2. Временное Правительство.

3. Второй Всероссийский съезд советов

4. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

5. Новая система представительной власти после Октябрьской революции 1917 года называлась:

3. советы комиссаров

4. чрезвычайные комитеты

6. Депутаты на Съезды Советов СССР избирались .

1. по системе равных выборов

2. по системе открытых выборов на собраниях и съездах

3. при тайном голосовании

4. по системе прямых выборов

7. Орган государственной власти, официально провозгласивший Россию республикой:

1. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 25 октября 1917 г.

2. Временное Правительство 1 сентября 1917 г.

3. Государственная Дума 3 марта 1917 г.

4. Второй Всероссийский съезд советов 25 октября 1917 г.

8. Россия по Конституции 1918 г. называлась:

1) Российская Советская Республика

3) Российская республика

9. Конституция РСФСР 1918 г. предоставила право избирать и быть избранными в органы государственной власти

1) рабочим и крестьянам на равных основаниях

2) рабочим по правилу: 1 представитель от 25 тыс. городского населения

3) только члены российской коммунистической партии

4) перешедшим на сторону советской власти государственным служащим

5) только тем, кто добывает средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом

Исполнительную же власть передали так называемому СНК - Совету народных комиссаров. Главой совета был Ленин.

Все эти постановления и указы правительства носили временный характер до голосования Учредительного собрания.

Этот правительственный документ, декларация, был принят 2 ноября 1917 года. Он провозглашал о равных правах и свободах всех граждан страны, свободе самоопределения граждан, уничтожении давлений по национальному признаку.

Под свободой самоопределения понималась свобода в самом широком ее смысле. Предоставлялись права отделения от России и возможности образования отдельного самостоятельного государства.

Говорилось о полной отмене национальных и религиозных привилегий.

Национальным меньшинствам и этническим группам в стране предоставлялась полная свобода в самоопределении и развитии.

Общество перестало официально делиться на сословия 10 ноября 1917 года. Через неделю, 18 ноября правительство уравняло права женщин с мужчинами.

В декабре была организована ВЧК – всероссийская чрезвычайная комиссия – репрессивный карающий орган для борьбы и саботажем против революции.

Уже 23 января, особым указом было провозглашено отделение церкви от государственного управленческого органа и обучающих учреждений.

После получения власти большевистской партии больше не нужны были идеи Учредительного собрания, но отменить их было пока невозможно из-за большой популярности в народе.

Поэтому упреждающие шаги большевики начали делать заранее.

  • В ноябре 1917 года по предложению нового декрета Ленина были арестованы лидеры противоборствующих большевикам политических партий, набравших максимальное количество голосов на Учредительном собрании.
  • 3 января1918года была принята еще одна декларация о правах трудящихся. В ней говорилось обо всех изменениях политического строя с конца октября. Эти изменения были представлены платформой для переустройства общества в пользу социализма.
  • Большевистский режим отверг возможность компромисса между противоборствующими партиями. И 5 января 1918 года вместе с 50-60 тысячами демонстрантов, выступивших с лозунгами, защищающими Учредительное собрание, надежда на компромисс была расстреляна.

Официальный роспуск Учредительного собрания был назначен на 7 января 1918 года.

III съезд совета депутатов, объединивший всю страну, был открыт 10 января 1918 года. Заседание проходило в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, заняв место своего предшественника - Учредительного собрания. Образовалась единая правительственная система рабочих, крестьян и солдат.

Президиумом власти был признан Всероссийский съезд советов. Страна получила официальное название РСФСР.

СНК продолжили олицетворять исполнительную власть.

Источники советского права. Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право. Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс. Создание новых — советских — судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.


Создание СССР стало следствием Октябрьской революции и Гражданской войны в России в 1917–1922 годах. Датой образования СССР стало 30 декабря 1922 года. На момент появления он был самым крупным государством на планете. Для понимания истории XX века следует знать, кто создал СССР и в каком году были образованы республики в его составе, так как их количество менялось.

Основание СССР

Год создания государства стал также годом окончания последнего этапа Гражданской войны. В ноябре Красная армия установила контроль над Владивостоком, хотя основные сражения войны между красными и их противниками завершились к весне 1921 года, когда началось проведение новой экономической политики вместо военного коммунизма.


Рис. 1. СССР 1923 год. Карта.

Причинами основания Советского Союза следует считать:

  • Социалистическую революцию и провозглашение советской власти на большей территории бывшей Российской империи;
  • внешний фактор и угрозу еще одной военной интервенции, как из Европы, так из Азии, со стороны Японии, например;
  • экономическую изоляцию государства от прежних рынков сбыта;
  • процессы централизации 1922 года, например, ликвидацию Дальневосточной республики в ноябре.

В 1922 году большевиками рассматривались два проекта образования СССР и урегулирования в нем отношений между республиками:

  • Проект автономизации И. В. Сталина, то есть включения в состав РСФСР остальных республик на правах автономий.
  • Интернационалистский проект В. И. Ленина. Согласно ему все республики становились равноправными. Он и был принят.

Подписание договора об образовании СССР состоялось 29 декабря на конференции делегаций от съездов республик. 30 декабря он был утвержден I Всесоюзным съездом Советов. Подписи под договором поставили главы делегаций.

На момент образования СССР в него вошли только четыре республики:

  • РСФСР со столицей в Москве;
  • УССР со столицей в Харькове;
  • БССР со столицей в Минске;
  • Закавказская Социалистическая Федеративная Советская республика со столицей в Тбилиси.

В январе 1924 года прошел II съезд Советов СССР, и он утвердил новую конституцию, которая действовала недолго, до 1936 года.

Следует знать, что было до СССР на этой территории. До 1 сентября 1917 года существовала Российская империя, хотя период монархии завершился в марте 1917 года. В сентябре-октябре 1917 года существовала Российская республика с Временным Правительством, а после революции образовалась Советская Россия и ряд правительств на ее территории: белых, эсеровских, национальных.


Рис. 2. Создание СССР 1922 год.

Руководители и органы власти государства

Основателем СССР формально можно считать лидера партии большевиков и руководителя Совнаркома, то есть правительства, — Владимира Ленина. К декабрю 1922 года он уже был тяжело болен и скончался в январе 1924 года. С апреля 1922 года генеральным секретарем ЦК партии стал Иосиф Сталин, который также занимал должность народного комиссара по делам национальностей. Высшим законодательным органом государства был ВЦИК, который возник 27 октября 1917 года. Его с 1919 года возглавлял Михаил Калинин. По важности он считался вторым органом власти после Всероссийского съезда Советов.

Создание общесоюзного правительства СССР и наркоматов (министерств) произошло только 6 июля 1923 года. Международно-правовое признание СССР началось только с июля 1923 года, его признали семь государств: Афганистан, Веймарская республика (Германия), Иран, Монголия, Польша, Турция и Финляндия.

За годы существования Советский Союз вырос территориально. В 1939–1945 годах в его состав вошли: Эстония, Латвия, Литва, Молдова, области западной Беларуси и Украины, включая Закарпатье, Курильские острова, республика Тува и юг острова Сахалин.

Договор об образовании СССР

Рис. 3. Договор об образовании СССР.

Что мы узнали?

Кратко историю возникновения СССР изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов. СССР был образован в 1922 году, и на тот момент в него вошли 4 республики.


В настоящем пособии рассматривается становление и развитие отечественной политической и правовой системы в советский период (октябрь 1917 декабрь 1991 гг.). Большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования общественных отношений на различных этапах существования советского государства. При этом государственно-правовые явления исследуются с точки зрения перспектив их применения в современной юридической практике и государственном строительстве.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1920 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История отечественного государства и права (советский период) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 — 1920 гг.)

§ 1. Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства — Республики Советов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других — насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. — с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов — городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).

1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала — председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы 4 .

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована 5 . Ранее закрепленная система народные суды — революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип — ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие — на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.

§ 2. Формирование советского права

Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.

Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.

Читайте также: