Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса до и во время пандемии доклад

Обновлено: 03.07.2024

Государство старается предотвратить распространение коронавирусной инфекции и сгладить потери, которые несут бизнес и люди.

Расскажу, какие меры господдержки появились.

Кредитные каникулы. Если доход за предыдущий месяц уменьшился более, чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом, можно можно получить полугодовую отсрочку по кредитам. Для этого необходимо обратиться в банк до 30 сентября 2020 года. Отсрочку дадут по следующим видам кредитов:

    потребительский кредит — до 250 000 ₽;

Автоматическое продление пособий и льгот. До 30 сентября 2020 года не придется заново собирать документы и ходить по инстанциям, если истекает срок действия пособий и льгот — теперь их продлевают автоматически.

Пособия на детей до трех лет. Семьи, у которых было или есть право на материнский капитал, с апреля по июнь 2020 года могут получить по 5 000 ₽ в месяц на каждого ребенка до трех лет. Деньги перечисляют, даже если вы уже потратили маткапитал.

Увеличили пособие по безработице. Теперь максимальное пособие составляет 12 130 ₽. В Москве установили дополнительную региональную выплату, в совокупности с другими пособиями по безработице можно получить 19 500 ₽.

Больничные не ниже МРОТ. Если в пересчете на полный месяц выплата по больничному меньше федерального МРОТ, работодатель обязан довести ее до МРОТ — 12 130 ₽. Правило действует до конца 2020 года.

Минимальные комиссии за переводы. С 1 мая 2020 года Центробанк устанавливает предельные комиссии для переводов между физлицами в системе быстрых платежей. За переводы до 100 000 ₽ комиссии нет, свыше 100 000 ₽ — комиссия не более 0,5% от суммы перевода, максимум — 1 500 ₽.

Послабления по кредитам для заболевших коронавирусом. Центробанк рекомендует банкам и микрофинансовым организациям реструктурировать долги заболевших, не начислять пени и штрафы и не забирать имущество в счет долга.

Горячая линия для защиты трудовых прав. Если из-за ситуации с коронавирусом работодатель нарушил ваши трудовые права, то можно пожаловаться в трудовую инспекцию. Правительство пообещало следить за ситуацией на рынке труда и не допускать нарушений прав работников.

Отсрочка по налогам для пострадавших отраслей. Малый и средний бизнес из пострадавших отраслей может получить отсрочку по налогам и страховым взносам. Для этого не нужно специально обращаться в налоговую инспекцию — отсрочку дадут автоматически. Дополнительно компании из пострадавших сфер могут получить индивидуальные отсрочки и рассрочки. Для индивидуальных отсрочек утвердили отдельный перечень пострадавших отраслей.

Арендные каникулы. Малый и средний бизнес может получить отсрочку по аренде госимущества с апреля по июнь 2020 года. Заплатить накопившийся долг нужно до 31 декабря 2021 года.

Если же малые и средние предприятия работают в наиболее пострадавших отраслях и арендуют помещения у государства, то за апрель-июнь 2020 года могут вообще не платить аренду. Чтобы воспользоваться льготой, обратитесь в Росимущество и заключите допсоглашение к договору.

Отсрочку могут получить и арендаторы из пострадавших отраслей, которые снимают помещения, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности. Отсрочка действует с момента введения в регионе режима повышенной готовности или ЧС и до 1 октября 2020 года. Долги по аренде будете отдавать с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Если режим отменят до 1 октября 2020 года, то отсрочка будет распространяться только на половину арендной платы.

Кредитные каникулы. Малые и средние предприятия из пострадавших сфер могут получить отсрочку по кредитам, взятым до 3 апреля 2020 года. Для этого нужно обратиться в банк до 30 сентября 2020 года.

Отсрочку дают максимум на полгода. Проценты за время ее действия начислят и включат в график платежей.

Мораторий на проверки. До 31 мая налоговики не назначают выездные налоговые проверки, а те, что уже начались, приостанавливают.

До 31 декабря 2020 года для малого и среднего бизнеса не будут проводить и другие проверки, кроме налоговых. Исключение — причинение вреда жизни и здоровью, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также проверки, которые проводят для контроля исполнения выданных предписаний.

Отмена взысканий и блокировок для малого бизнеса. До 1 мая налоговики не взыскивают налоги и не блокируют счета за долги по налогам.

Дистанционная торговля лекарствами. Аптеки смогут дистанционно торговать безрецептурными препаратами, если получат специальное разрешение.

Прямая безвозмездная помощь от государства. Малый и средний бизнес из пострадавших отраслей может получить за апрель и май 2020 года по 12 130 ₽ за каждого сотрудника. Для этого нужно сохранить не менее 90% работников, которые числились 1 апреля 2020 года.

Эти деньги можно потратить на неотложные нужды, в том числе на выплату зарплаты. Заявление на помощь можно будет подать в личном кабинете ФНС с 1 мая 2020 года.

защита бизнеса предприниматели

При расчете налога на прибыль будут учитывать затраты на маски и тест-системы. Принят закон, по которому такие расходы, непрофильные для большинства предприятий, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Дополнительно

Налоговые послабления в связи с распространением коронавируса: кому они помогут?

ГД в диалоге с Правительством готовит предложения по поддержке бизнеса

Упрощение регистрации новых лекарств

Временная приостановка проверок малого и среднего бизнеса

При определении базы по налогу на прибыль компаний малого и среднего предпринимательства не будут учитываться субсидии, которые они получат из бюджета на преодоление последствий распространения COVID-19.

Также внесены изменения в 44-ФЗ, предусматривающие снижение нагрузки для участников госзакупок: упрощение закупочных процедур, уменьшение размера обеспечения контракта. Такая мера сохранит для малых и средних предприятий возможность претендовать на участие в госконтрактах.

Упрощение регистрации новых лекарств

Введена возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощена процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

Временная приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получили поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца 2020 года. Также была предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это дало возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия влияла на их финансовое состояние.

29 октября Президент предложил продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2021 год, а также продлить на три месяца отсрочку по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.

В сентября 2021 года Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал Постановление о продлении моратория на 2022 год.

Подробнее

Кредиты предприятий для выплаты зарплаты сотрудникам обеспечит государство

В исправительных учреждениях будет проще наладить производство масок

Производство в исправительных учреждениях ФСИН

Разместить производство в исправительных учреждениях стало проще в соответствии с принятым законом. Упрощение позволяет трудоустроить заключенных и наладить выпуск востребованной продукции, например средств индивидуальной защиты.

Предоставляется право заключать договор аренды или безвозмездного пользования на производственные объекты учреждений УИС без проведения торгов, если ранее проведенные торги признаны несостоявшимися.

Обеспечение гибкости бюджетного процесса

Законом установлено право оперативного использования накопленных средств ФНБ для замещения недополученных нефтегазовых доходов. Также сняты жесткие рамки по срокам проверки и рассмотрения бюджетной отчетности Счетной палатой и контрольно-счетными органами с учетом невозможности в текущей ситуации проводить выездные проверки. Кроме того, дана возможность направлять дополнительные доходы бюджетов на увеличение расходов, а также возможность финансирования новых направлений расходов без изменения закона о бюджете. Обо всем этом можно подробнее прочитать в материале, который наша редакция подготовила с Председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым

Выделение необходимых средств без поправок в бюджет

Правительство наделено правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

Отсрочка переоформления разрешительных документов

Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие определение случаев, когда в отношении лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, носящие бессрочный характер, не применяются требование о прохождении ими периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям и установленные законом последствия непрохождения таких процедур либо изменение сроков (предоставление отсрочки) прохождения этих процедур, а также установление особенностей их проведения.

Согласно Постановлению Правительства, в 2022 году действие разрешительных документов в ряде сфер и отраслей будет снова продлеваться автоматически.

Ранее действовавшие меры поддержки бизнеса

Комиссия по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства

В Государственной Думе восьмого созыва на первом пленарном заседании 12 октября 2021 года был сформирован Комитет по малому и среднему предпринимательству. Основной задачей Комитета является законодательное обеспечение развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также создание комфортной деловой среды для открытия и ведения бизнеса.

Правила предоставления грантов малому бизнесу и социально ориентированным НКО

Поддержка ИП

Снижались налоговые издержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, ИП и социально ориентированным НКО в борьбе с коронавирусом. Их затраты на приобретение имущества для предотвращения распространения, а также диагностики и лечения инфекции были отнесены к расходам, связанным с производством.

Речь идет об имуществе, безвозмездно переданном медорганизациям, органам госвласти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. В составе налогооблагаемых доходов не учитывалось списание задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов.

Кроме того, для ИП — не работодателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших сферах, будут установлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года — 20 318 рублей.

Поддержка самозанятых

Самозанятые граждане в 2020 году могли использовать полученный ими по поручению Президента РФ налоговый капитал в размере 1 МРОТ (12 130 рублей) как для уплаты новых налогов, так и для погашения задолженности по ним. Капитал можно было использовать и в 2021 году, если предприниматель не успеет потратить его в течение текущего года.

Также принятым Государственной Думой законом были распространены на самозанятых отдельные меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, прежде всего финансовую, имущественную, информационную, консультационную и образовательную.

Речь идет в том числе о финансовой и имущественной поддержке — это аренда муниципального имущества по льготным ставкам, льготные кредиты, субсидии и гранты на открытие и развитие бизнеса, доступ к навигатору готовых правовых и бизнес-решений, который поможет занять свою нишу, и бесплатным обучающим семинарам, в том числе дистанционным.

Васильева Оксана Николаевна (Vasilieva Oksana Nikolaevna), доцент, к.ю.н.

Мастерская по ремонту обуви.

Еще в 2016 году был принят документ, целью которого было развитие МСП как фактора инновационного экономического развития, – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Меры регулирования и поддержки должны были обеспечить конкурентную и адаптивную экономику, а также стабильную занятость. За прошедший период можно подвести промежуточные итоги, чтобы понять с чем малый и средний бизнес подошел к началу короновирусной инфекции и локдауну экономики весной 2020г.

Следующим целевым показателем, заслуживающим внимание, является создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях. Так были созданы условия для развития инфраструктуры поддержки МСП, в частности, наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа, инновационно-производственную, имущественную и финансовую инфраструктуру. Но приходится констатировать, что нет единой базы данных по созданным и функционирующим объектам МСП. Существующий Единый реестр на базе Корпорации МСП, не включает в себя объекты из реестра Минпромторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами, также как и нет регионального стандарта развития такой инфраструктуры.

Положительным моментом реализации Стратегии стоит выделить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). При этом само бизнес-сообщество отмечает, что контрольно-надзорная деятельность государства и административное давление являются определяющими факторами, негативно влияющими на развитие МСП.

Можно и дальше вести разговоры о достижении целевых показателей Стратегии, формально которые конечно реализуются. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, Россия остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления МСП.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым. Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличии от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали мер нефинансового характера. Также эти мер имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки МСП и ИП. На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту МСП или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т. д С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику.


Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для системы здравоохранения, граждан и Правительства РФ, а также оказала сильнейшее влияние на экономику страны.

По оценкам ВОЗ, на момент написания отчета число инфицированных коронавирусной инфекцией превышает 4,7 млн человек в мире и 290 тыс. человек в России. По данным Fitch Ratings, в 2020 году глобальную экономику ожидает спад до −3,9% ВВП. Центральный банк Российской Федерации предполагает снижение ВВП нашей страны вплоть до 6%. По мнению Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, число безработных в России к концу 2020 года достигнет 8 млн человек.

При этом авторы исследования выделили основной пул проблем, возникших у бизнеса на фоне вспышки коронавируса, от решения которых зависит успех в борьбе с экономическими последствиями пандемии:

· снижение выручки и рост недоверия клиентов;

· риски заражения сотрудников в ходе реализации рабочих задач;

· перебои в логистических цепочках;

· сложности с продуктивным взаимодействием внутри компаний, с клиентами и партнерами в условиях удаленной работы;

· угроза финансовой стабильности в связи с изменением денежных потоков;

· возрастающая неопределенность, которая требует быстрого принятия решений.

На фоне сложной экономической ситуации Правительство Российской Федерации предпринимает комплекс мер, направленных на снижение потенциального негативного эффекта пандемии на ключевые показатели экономики.

Правительством РФ введены меры для следующих направлений бизнеса:

· все типы предприятий, включая МСП;

· наиболее пострадавшие отрасли экономики;

· наиболее пострадавшие МСП;

Часть мер распространяется на все типы предприятий, включая МСП. Отдельная категория мер разработана для отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за пандемии коронавирусной инфекции.

В текущей ситуации компании могут воспользоваться широким спектром мер, принятых государством для поддержки российского бизнеса, включая налоговые послабления, упрощение процедур регистрации лекарств, государственное обеспечение кредитов для предприятий, предоставление отсрочки платежей по аренде объектов коммерческой недвижимости, меры поддержки в сфере логистики и таможни, а также мораторий на банкротство и специализированные меры, направленные на поддержку отдельных отраслей.

Однако преодолеть кризис, опираясь только на меры поддержки, не получится. Компании должны будут самостоятельно адаптировать свои операционные и стратегические приоритеты.

По мнению авторов исследования, руководителям бизнеса следует особенно внимательно отнестись к операционным приоритетам, в том числе адаптации процессов, систем и подходов по работе с людьми, а также наладить быстрое принятие решений топ-менеджментом. В данном исследовании представлены операционные чек-листы, которые помогут руководству компаний выделить отправные точки для стабилизации и обеспечения непрерывности бизнеса.

Кроме того, в среднесрочной перспективе потребуется адаптировать культуру и стратегию компании под новую бизнес-реальность.

В период выхода из кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, малому и среднему предпринимательству потребуются дополнительные меры поддержки.

Авторы исследования приводят следующие рекомендации по совершенствованию мер по поддержке бизнеса для выхода из кризиса:

· стимулирование реализации крупных инвестиционных проектов (свыше 4 млрд руб.) на территории субъектов Российской Федерации;

· повышение привлекательности территорий опережающего социально- экономического развития, созданных в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах);

· государственная поддержка моногородов, в том числе: возмещение затрат на создание объектов инфраструктуры в моногородах; ускорение принятия нормативного правового акта, определяющего механизмы государственной поддержки предпринимательской деятельности и моногородов в объеме, не превышающем налоговых платежей от новых инвестиционных проектов (TIF);

· создание условий для опережающего развития крупнейших городских агломераций и децентрализации размещения населения и производительных сил, в том числе: ускорение формирования федерального законодательства в части развития агломераций; разработка федеральной программы развития 15 крупнейших агломераций;

· введение дополнительных мер для развития экспортного потенциала; отмена всех штрафных санкций для экспортеров при использовании мер государственной поддержки; установление режима предоставления всех финансовых мер поддержки экспорта, гарантирующего экспортерам получение данных мер поддержки минимум в течение 3 лет;

· дополнительные меры по восстановлению международного туризма;

· установление для инновационных компаний, расположенных на территории технопарков, пониженных тарифов страховых взносов в размере 7%;

· поддержка занятости населения посредством принятия и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Предпринимательство, МСП, Инвестпроекты и Внутренние инвестиции, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, мерам по развитию предпринимательства, а также инвестиционной деятельности.


Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для системы здравоохранения, граждан и Правительства РФ, а также оказала сильнейшее влияние на экономику страны.

По оценкам ВОЗ, на момент написания отчета число инфицированных коронавирусной инфекцией превышает 4,7 млн человек в мире и 290 тыс. человек в России. По данным Fitch Ratings, в 2020 году глобальную экономику ожидает спад до −3,9% ВВП. Центральный банк Российской Федерации предполагает снижение ВВП нашей страны вплоть до 6%. По мнению Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, число безработных в России к концу 2020 года достигнет 8 млн человек.

При этом авторы исследования выделили основной пул проблем, возникших у бизнеса на фоне вспышки коронавируса, от решения которых зависит успех в борьбе с экономическими последствиями пандемии:

· снижение выручки и рост недоверия клиентов;

· риски заражения сотрудников в ходе реализации рабочих задач;

· перебои в логистических цепочках;

· сложности с продуктивным взаимодействием внутри компаний, с клиентами и партнерами в условиях удаленной работы;

· угроза финансовой стабильности в связи с изменением денежных потоков;

· возрастающая неопределенность, которая требует быстрого принятия решений.

На фоне сложной экономической ситуации Правительство Российской Федерации предпринимает комплекс мер, направленных на снижение потенциального негативного эффекта пандемии на ключевые показатели экономики.

Правительством РФ введены меры для следующих направлений бизнеса:

· все типы предприятий, включая МСП;

· наиболее пострадавшие отрасли экономики;

· наиболее пострадавшие МСП;

Часть мер распространяется на все типы предприятий, включая МСП. Отдельная категория мер разработана для отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за пандемии коронавирусной инфекции.

В текущей ситуации компании могут воспользоваться широким спектром мер, принятых государством для поддержки российского бизнеса, включая налоговые послабления, упрощение процедур регистрации лекарств, государственное обеспечение кредитов для предприятий, предоставление отсрочки платежей по аренде объектов коммерческой недвижимости, меры поддержки в сфере логистики и таможни, а также мораторий на банкротство и специализированные меры, направленные на поддержку отдельных отраслей.

Однако преодолеть кризис, опираясь только на меры поддержки, не получится. Компании должны будут самостоятельно адаптировать свои операционные и стратегические приоритеты.

По мнению авторов исследования, руководителям бизнеса следует особенно внимательно отнестись к операционным приоритетам, в том числе адаптации процессов, систем и подходов по работе с людьми, а также наладить быстрое принятие решений топ-менеджментом. В данном исследовании представлены операционные чек-листы, которые помогут руководству компаний выделить отправные точки для стабилизации и обеспечения непрерывности бизнеса.

Кроме того, в среднесрочной перспективе потребуется адаптировать культуру и стратегию компании под новую бизнес-реальность.

В период выхода из кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, малому и среднему предпринимательству потребуются дополнительные меры поддержки.

Авторы исследования приводят следующие рекомендации по совершенствованию мер по поддержке бизнеса для выхода из кризиса:

· стимулирование реализации крупных инвестиционных проектов (свыше 4 млрд руб.) на территории субъектов Российской Федерации;

· повышение привлекательности территорий опережающего социально- экономического развития, созданных в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах);

· государственная поддержка моногородов, в том числе: возмещение затрат на создание объектов инфраструктуры в моногородах; ускорение принятия нормативного правового акта, определяющего механизмы государственной поддержки предпринимательской деятельности и моногородов в объеме, не превышающем налоговых платежей от новых инвестиционных проектов (TIF);

· создание условий для опережающего развития крупнейших городских агломераций и децентрализации размещения населения и производительных сил, в том числе: ускорение формирования федерального законодательства в части развития агломераций; разработка федеральной программы развития 15 крупнейших агломераций;

· введение дополнительных мер для развития экспортного потенциала; отмена всех штрафных санкций для экспортеров при использовании мер государственной поддержки; установление режима предоставления всех финансовых мер поддержки экспорта, гарантирующего экспортерам получение данных мер поддержки минимум в течение 3 лет;

· дополнительные меры по восстановлению международного туризма;

· установление для инновационных компаний, расположенных на территории технопарков, пониженных тарифов страховых взносов в размере 7%;

· поддержка занятости населения посредством принятия и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Предпринимательство, МСП, Инвестпроекты и Внутренние инвестиции, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, мерам по развитию предпринимательства, а также инвестиционной деятельности.

Читайте также: