Доклад на тему цели и задачи правовой экспертизы

Обновлено: 30.06.2024

Экспертное заключение по результатам правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов играет большую роль в правотворческом процессе, так как выявляет недостатки в исследуемом объекте, способствует приведению правового акта или его проекта в соответствие с существующими требованиями, создает основу для совершенствования нормативной правовой базы Российской… Читать ещё >

Принципы и функции правовой экспертизы ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Процесс правотворчества, в том числе и правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, должен соответствовать основным идеям, определяющим содержание и направление правового регулирования — принципам права: общим, межотраслевым, отраслевым. В то же время есть ряд принципов, относящихся непосредственно к правовой экспертизе.

Принципы правовой экспертизы — это система взаимосвязанных между собой основополагающих начал, реализация которых в процессе экспертного исследования направлена на получение качественного результата, используемого в юридическом процессе.

В юридической литературе приводятся следующие принципы правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [1] :

  • • принцип компетентности эксперта — наличие соответствующих предмету экспертизы профиля и уровня профессиональной подготовки эксперта;
  • • принцип независимости эксперта — отсутствие каких бы то ни было факторов, способных повлиять на самого эксперта, на формирование его внутреннего убеждения по вопросам экспертизы, которые могут повлечь вынесения необъективного решения; также должна быть исключена его личная заинтересованность в предмете экспертизы;
  • • принцип научности — при проведении правовой экспертизы должны учитываться все имеющиеся научные разработки и достижения не только юридической науки, но и иных отраслей знания;
  • • принцип информационной обеспеченности — правовая экспертиза должна основываться на использовании широкого круга информации, позволяющей эксперту сделать правильные выводы;
  • • принцип непрерывности — правовая экспертиза должна проводиться во времени как единый непрерывный акт;
  • • принцип оперативности — правовая экспертиза должна проводиться в возможно короткие сроки, но так, чтобы это нс ухудшало ее качества;
  • • принцип системности экспертизы — экспертная деятельность должна быть организована как комплекс согласованных и дополняющих друг друга действий;
  • • принцип последовательности — все действия, составляющие правовую экспертизу, должны осуществляться друг за другом в определенном порядке;
  • • принцип полноты — в процессе экспертизы должны быть осуществлены все необходимые исследования, а также экспертом должны быть представлены ответы на все поставленные вопросы;
  • • принцип соответствия заявленным вопросам — исследование должно проводиться в рамках определенных границ, что, однако, не исключает возможности эксперта дать ответы на вопросы, выходящие за эти рамки;
  • • принцип финансовой обеспеченности — любое экспертное исследование должно финансироваться независимо от удовлетворенности или неудовлетворенности заказчика выводами и рекомендациями экспертизы и др.

Назначение правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов выражается в ее функциях.

Функции правовой экспертизы — система устоявшихся направлений анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в их взаимосвязи и взимообусловленности с целями и задачами права и правовой политики [2] .

Выделяются следующие функции правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [3] :

  • • информационная функция — в результате правовой экспертизы формируется информация, которая может быть использована при принятии тех или иных решений;
  • • юридико-техническая функция — предполагается выявление и устранение недостатков нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, вызванных нарушением правил юридической техники;
  • • объяснительная функция — проведение правовой экспертизы предполагает разъяснение содержания проведенного исследования, его результата, а также использованных методов;
  • • оценочная функция — проведение правовой экспертизы позволяет оценить законность, правомерность и обоснованность нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, его финансовую и организационную обеспеченность;
  • • вспомогательно-аргументационная функция — результаты, полученные при проведении правовой экспертизы, позволяют обосновать точку зрения эксперта;
  • • проверочная функция — при проведении правовой экспертизы устанавливается степень соответствия исследуемого объекта системе законодательства;
  • • редакционная функция — правовая экспертиза помогает в устранении языковых ошибок, приведении текста в соответствие с официальноделовым стилем речи, редакционно-техническим нормативам;
  • • гармонизирующая функция — с помощью правовой экспертизы совершенствуется правовая действительность, в которую полноценно вписывается исследуемый акт;
  • • защитная функция — правовая экспертиза помогает в защите нрав и свобод человека и гражданина, интересов иных участников правовых отношений, основ конституционного строя Российской Федерации, современных правовых ценностей.

Подобное обилие функций позволяет сделать вывод о значении правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в деле формирования качественного, высокоэффективного законодательства, надлежащей реализации права, защиты прав и свобод личности, общества, государства.

7.4. Отдельные аспекты производства правовой экспертизы в Российской Федерации

Деятельность в рамках правовой экспертизы условно можно разделить на три элемента:

  • • изучение состояния правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений;
  • • правовая оценка на предмет соответствия Конституции РФ и федеральных законов формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия и обнародования, если оно имело место;
  • • оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники.

Изучение состояния правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений предполагает выявление места рассматриваемого правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, а также их соотношение. При этом следует проанализировать не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного суда РФ, иных судов.

Правовая оценка целей, задач и предмета правового регулирования

предполагает их анализ на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, основным правам и свободам человека и гражданина; также необходимо исследовать соблюдение правил разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Правовой оценке подлежат и полномочия органа или должностного лица, принявших правовой акт, на осуществление регулирования данного вопроса.

Анализируя конкретные правовые нормы, необходимо особое внимание уделять смыслу нормы и правовым последствиям ее применения. Особую внимательность следует проявлять, когда элементы правовой нормы находятся в разных нормативных правовых актах, а также при возникновении коллизии правовых норм.

При проведении правовой экспертизы необходима проверка соблюдения правил юридической техники. С этой целью в документе исследуются следующие элементы:

  • • форма принятия;
  • • наименование органа, принявшего правовой акт (в целях определения компетенции данного органа);
  • • название, в краткой форме отражающее предмет правового регулирования, которое должно соответствовать содержанию правового акта;
  • • дата и место принятия и (или) подписания;
  • • номер;
  • • полное наименование должности лица, подписавшего правовой акт;
  • • источник официального опубликования;
  • • дата (срок) вступления в силу.

Особое внимание при проверке соблюдения правил юридической техники уделяется использованию юридических терминов. Эксперту необходимо выявить:

  • • употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;
  • • имеют ли термины общепризнанное значение;
  • • обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве.

Для улучшения качества проводимых экспертиз авторы Методических рекомендаций привели примеры наиболее распространенных недостатков нормативных правовых актов, выявляемых при проведении правовой экспертизы, однако перечень этот сильно ограничен. В юридической литературе этот вопрос подробно рассматривается Т. Н. Москальковой и В. В. Черниковым , по мнению которых все нормотворческие ошибки можно свести в пять больших [ руин [4] .

  • • Юридико-идеологические ошибки:
    • — несогласованность проекта с принятыми нормами и тенденциями правовой политики развития российского законодательства, международного права;
    • — преждевременность издания;
    • — неверное определение круга адресатов нормативного правового акта;
    • — неверно избранные методы (способы) правового регулирования;
    • — несоответствие вида нормативного правового акта предмету правового регулирования и др.

    несоответствие исследуемого акта Конституции РФ , общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным актам;

    • — конкуренция правовых норм;
    • — нарушение логического построения проекта, непоследовательность и незавершенность изложения нормативного материала;
    • — неполнота нормативных предписаний;
    • — дублирование норм проекта с правовыми нормами, содержащимися в ранее изданных нормативных правовых актах, а равно внутреннее дублирование и т. п.
    • Юридико-языковые ошибки:
    • — смешение стилей языка;
    • — применение сложных грамматических конструкций в ущерб смыслу;

    использование словосочетаний, правовое содержание которых неопределенно;

    • — неправильное употребление синонимов;
    • — неправильное употребление предлогов и др.
    • Юридико-технические ошибки'.
    • — неправильность расположения реквизитов;

    фомоздкость наименований заголовков, названий разделов, глав, статей;

    • — неверная рубрикация составных частей проекта;
    • — расхождения в названиях документов, указанных в основной части акта, и их названием, указанным в приложении;
    • — неправильное написание дат и т. д.

    По результатам проведенной правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов готовится мотивированное заключение.

    Заключение

    эксперта должно быть представлено в письменной форме и содержать информацию обо всех элементах экспертной деятельности.

    Структура заключения по результатам проведения правовой экспертизы должна включать в себя следующие элементы:

    • • вводная часть экспертного заключения, которая содержит информацию о наименовании проводимой экспертизы, об эксперте, о поступивших для исследования материалах;
    • • описательная часть экспертного заключения, отражающая процесс исследования и изучения экспертом материалов;
    • • заключительная часть экспертного заключения, которая содержит выводы, а также их аргументацию, в том числе со ссылками на законодательство, акты органов судебной власти, международно-правовые акты.

    Согласно Методическим рекомендациям заключение эксперта должно отражать следующие сведения [5] :

    • • реквизиты исследуемого нормативного правового акта или проекта;
    • • повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательсгва, поручения Президента РФ и Правительства РФ , обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, запросы аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и т. д. );
    • • предмет правового регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта РФ, совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ или ведения Российской Федерации;
    • • состояние правового регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;
    • • оценка компетенции принявшего нормативный правовой акт или подготовившего проект нормативного правового акта субъекта;
    • • соответствие содержания правового акта Конституции РФ и федеральным законам;
    • • оценка порядка обнародования (опубликования) правового акта при наличии сведений об обнародовании (опубликовании) правового акта;
    • • соответствие формы и текста правового акта правилам юридической техники;
    • • результаты антикоррупционной экспертизы правового акта (см. гл. 8).

    Экспертное заключение по результатам правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов играет большую роль в правотворческом процессе, так как выявляет недостатки в исследуемом объекте, способствует приведению правового акта или его проекта в соответствие с существующими требованиями, создает основу для совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации.

    В заключение стоит отметить, что правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в современных условиях является неотъемлемым и важным элементом процесса правотворчества. Без осуществления надлежащего экспертного исследования сложно создать правовой акт, который мог бы стать действительно качественным, отражающим достижения юридической науки и практики, а также соответствующий реалиям жизни нашего общества. С учетом этого, вполне обоснованными представляются многочисленные предложения представителей научного сообщества о создании нормативного правового акта, который устанавливал бы единые правила производства правовой экспертизы в Российской Федерации.

    Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    СодержаниеВведение

    1. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации

    1.1 Понятие правовой экспертизы

    1.2 Роль правовой экспертизы в обеспечении правового качества законопроектов в Российской Федерации

    1.3 Задачи при проведении правовой экспертизы в законодательном процессе

    2. Содержание правовой экспертизы нормативного правового акта

    2.1 Правовая экспертиза на предмет соответствия нормативного правового акта системе законодательства

    2.2 Правовая экспертиза на предмет соответствия нормативного правового акта требованиям юридической техники

    2.3 Правовая экспертиза на предмет соответствия антикоррупционному законодательству

    2.4 Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта

    3. Правовая экспертиза нормативных правовых актов на примере Ленинского муниципального района ЕАО

    3.1 Органы осуществляющие правовую экспертизу принимаемых решений Собрания Депутатов

    3.2 Порядок проведения и конечный результат правовой экспертизы принимаемых решений Собрания Депутатов

    Список использованных источников и литературы

    Актуальность темы. Актуальность выбранной темы автором курсовой работы состоит в том, что в настоящее время принятие нормативных правовых актов является сложным процессом, который включает в себя проведения множества анализов на соответствие действующему законодательству, а также проведения различных экспертиз, таких как правовая, антикоррупционная и т.д.

    Также на современном этапе в правовой сфере и практике нормотворчества возрос интерес к проблемам эффективности нормативных правовых актов, состояния правового регулирования, поиску оптимальных инструментов оценки качества законодательства, преодоления нормотворческих ошибок. Реформирование различных сфер общественных отношений, необходимость обеспечения единства правового пространства государства, обуславливает особую роль нормотворческих решений, а также требует их соответствия определенным критериям.

    В связи с этим необходимо комплексное исследование вопросов оценки законодательства, одним из которых является правовая корректность проектируемых и действующих нормативных правовых актов.

    Анализ изученных источников и литературы. В юридической науке спектр исследований, посвященных проблемам технико-юридической проработанности нормативных правовых актов, различным аспектам эффективности законодательства, требованиям к процессу подготовки проектов нормативных правовых актов, достаточно широк. Среди них необходимо отметить работы Сырых В.М., Радько Т.Н., Карасева В.А., Зорькина В.Д., Васильева С.В., и ряда других.

    Цель работы. Целью курсовой работы является определение значения правовой экспертизы в законодательном процессе для повышения эффективности законодательства.

    правовая экспертиза законодательный процесс

    Объектом исследования является правовая экспертиза в законодательном процессе.

    Предметом исследования составляет анализ нормативного регулирования и практики реализации правовой экспертизы как средства повышения эффективности законодательства.


    В статье акцентируется внимание на проблеме, которая возникает при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

    Сегодня экспертному анализу законодательных инициатив уделяется пристальное внимание со стороны государства. Зачастую в регионах и муниципальных образованиях принимаемые нормативно-правовые акты противоречат положениям Конституции РФ. Ошибки технического характера, недостаточная четкость и ясность в выражении законодательной мысли вызывают сложность в восприятии текста закона, неоднозначность в толковании нормативных положений. Это усложняет правоприменительную практику, влечет появление правовых коллизий, нарушает единство правового пространства.

    Одним из инструментов улучшения качества законодательства является экспертиза нормативных правовых актов органов власти. Она является эффективным профилактическим средством, препятствующим нарушению принципов законности, установленных конституционными положениями.

    Р. Ф. Васильев считает, что экспертиза проводится специалистом (их группой или специализированным учреждением); исследуется конкретный предмет; используются профессиональные знания в соответствующей области; оформляется в виде заключения, которое содержит результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы [6].

    По мнению А. А. Разуваева экспертиза это основанное на применении специальных познаний исследование, осуществляемое сведущими лицами (экспертами), выполненное по поручению заинтересованных лиц, с целью установления обстоятельств, существенных для принятия правильных и обоснованных решений и дачи заключения по результатам такого исследования [8].

    А. Ю. Гулягин считает, что экспертиза — это действия органа или конкретного лица, специально уполномоченных на то государством. Эти действия направлены на изучение уже принятого нормативного правового акта или проекта такого акта. Акт оценивается по его форме, содержащимся в нем целям и задачам [3].

    Экспертиза по мнению А. Н. Миронова проводимое специалистом (экспертом), обладающим специальными познаниями, в закрепленном процессуальном порядке, исследование, имеющее целью установления необходимой информации об обстоятельствах, существенных для принятия качественного и эффективного нормативного правового акта лицом (лицами), назначившим экспертизу [7].

    Ю. В. Сидельников дает следующее определение. Экспертиза — оценочно-аналитическая деятельность, выполняемая с привлечением экспертов для анализа и (или) оценки объектов экспертизы с целью подготовки исходных материалов для обоснования принимаемых решений в условиях частичной неопределенности [9].

    Таким образом, мнение авторов объединяет то, что в целом правовая экспертиза нормативно — правовых актов заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования, (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и Федерального законодательства.

    Правовая экспертиза нормативных правовых актов — это комплексный правовой институт, который базируется на нормах различной отраслевой принадлежности (конституционного, муниципального и административного права).

    Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет огромное значение для обеспечения единства правового пространства, повышения качества и эффективности правового регулирования. Данный вид экспертизы выступает инструментом ликвидации пробельности, коллизионности, неопределенности правовых предписаний, иных дефектов правового регулирования, несовершенства юридической техники.

    Правовая экспертиза является фактором повышения эффективности правотворчества, реализации и толкования правовых норм, существенно влияющим на принятие законных управленческих и иных правоприменительных решений. Вместе с тем, в современном правовом регулировании правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их проектов существует ряд недостатков.

    Таким образом, понятие правовой экспертизы рассматривается авторами с разных сторон, и можно сказать, что в российской правовой практике не существует единого определения правовой экспертизы.

    Проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов, требования к их подготовке и принятию, правила юридической техники и прочее.

    Основные термины (генерируются автоматически): правовая экспертиза, экспертиза, акт, правовое регулирование, лицо, правовое пространство, юридическая техника.

    Цель правовой экспертизы заключается в подтверждении юридической частоты объекта приобретения и обнаружении на ранних стадиях сопряженных рисков. Выделены задачи:

    установление: соответствия юридических действий правообладателей и участников сделок ГК и иным правовым актам;

    юридического факта или фактического состава, являющегося основанием для наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения), прекращения права на недвижимое имущество;

    отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации.

    С учетом требований законодательства к содержанию договоров, а также положений Закона о регистрации можно определить следующие условия законности сделок с недвижимостью, проверку которых должны осуществлять регистраторы:

    право- и дееспособность сторон;

    наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;

    соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон;

    наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий;

    принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;

    соблюдение прав участников сделки и третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях;

    отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия - указание этих условий в договоре.

    Правовая экспертиза земельного участка позволяет избежать ситуаций, когда судом признается недействительность договора об аренде, покупке, продаже и т.п. манипуляций с земельным наделом.

    Правовая экспертиза может занимать от двух до шести недель и часто проводится вместе с подготовкой документов, оформляющих сделку.

    Также правовая экспертиза проводится для того, чтобы определить ставку налогообложения. Самым главным аспектом, на который указывает правовая экспертиза документов на владение земельным участком – их соответствие существующему российскому законодательству.

    4.2. Объект права

    Участок общей площадью 7319.6 кв.м, расположен в п. Пугачёво на улице Комарова и представляет собой свободную от застройки территорию.

    Объектом недвижимости является детский сад - представляет собой двухэтажное нежилое здание прямоугольной формы размерами в плане 11,42х79,04м. Площадь застройки составляет 902,64 м 2 . Наружные и внутренние стены основного здания и пристроев кирпичные.

    Год постройки основного здания 1969 г.

    Пристрои построены в 90-х годах прошлого века.

    Основное здание детского сада, центральная часть– двухэтажное, без подвала, с двумя двухэтажными пристроями. Под пристроями имеются подвалы.

    Пристрои примыкают к старому основному зданию с северного и южного фасадов.

    Читайте также: