Курган аржан 1 доклад

Обновлено: 02.07.2024

Погребально-поминальный комплекс Аржан-1, один из самых ранних курганов скифо-сибирского мира, был раскопан М.П. Грязновым и М.Х. Маннай-оолом в 1971-1974 годах.

По хронологической системе, предложенной Л.С. Марсадоловым, курган датируется приблизительно 800 годом до н. э. (820-740). Другие же исследователи, прежде всего Н.Л. Членова, омолаживают курган, перенося дату его сооружения в VII век до н. э. Исследования древесных спилов позволили установить, что курган был сооружен единовременно осенью, в сентябре.

Само название "Аржан" переводится с тувинского как "источник": в углублении на поверхности кургана долгое время находился родник, считавшийся у тувинцев священным. Таким образом, ближайший поселок получил свое название по кургану, а не наоборот, как обычно бывает в археологической практике. Первоначальный диаметр курганной насыпи — 120 м, высота 3-4 м. В 20-е годы XX века родник иссяк, затем насыпь была разобрана на строительные нужды. Первоначальный диаметр курганной насыпи — 120 м, высота 3-4 м. Аржан-1 — самый большой по диаметру среди тувинских курганов.

Несмотря на то что курган был разграблен в древности, в нем удалось найти оружие и великолепные предметы прикладного искусства.

Аржан-2

Погребально-поминальный комплекс был раскопан Центральноазиатской экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством К.В. Чугунова, Г. Парцингера и А. Наглера в 2000-2004 годах в рамках совместного проекта с Германским археологическим институтом.

Этот курган был возведен примерно на 150 лет позже Аржана-1 в 9 км от него. Он меньшего размера, диаметр насыпи — 80 м, высота — 2 м. Помимо самого кургана, комплекс включал кольцевые каменные оградки, внутри которых обнаружены пережженные кости животных, и каменные башни (высотой до 1 м), рядом с которыми найдены кости лошадей.

Пазырыкская культура

Ареал ее распространения — Горный Алтай, причем большинство памятников расположены в пределах российского Алтая. С севера ограничивается степными районами, на юге в монгольском Алтае вдоль южных склонов Салюгемского хребта, на западе по границе с Тувой, на востоке — восточные склоны Алтая. Первые раскопки пазырыкских памятников Берель и Катанда проведены в 1865 году академиком В.В. Радловым.

Особую известность пазырыкская культура получила благодаря раскопкам Пазырыкского могильника (первый курган исследован М.П. Грязновым в 1929 году, четыре остальных — С.И. Руденко в 1950-е годы). Курганы содержали линзы мерзлоты в погребальных камерах, благодаря которым сохранились высокохудожественные предметы из дерева, кожи, меха, войлока. Как археологическая культура выделена В.Н. Чернецовым. Культура относится к скифскому времени (VI-III века до н. э.).

karta-skify

Особенно выделяются три одиночных кургана (1, 2, 8), которые отличаются от всех остальных по форме и положению на местности. Курганы Аржана диаметром 80 м, 105 м и 120 м, и высотой 1 — 1,5 метра. Эти невысокие курганы, имеют большую площадь в виде круглой просторной платформы, сложенной из чистого камня с землей и дёрном, а под камнем обнаружены верхние части деревянных срубов. Аржан – самый большой по диаметру курган в Туве.

Конь-единорог, скачущий по небу и земле, Тыва, курган Аржан.

Конь-единорог, скачущий по небу и земле, Тыва, курган Аржан.

loshad-silverhorseordos-1-v-do-n-e

Значит, Аржан надо рассматривать, как 29 отдельных археологических комплексов, датируемых одним днём, но происходящих из 13 разных географических пунктов. Семь из них относятся к одному большому географическому району и характеризуют культуру его населения.

Курганы Аржан можно назвать аржанским этапом культуры ранних кочевников Тувы. Территория её совпадает, вероятно, с Тувинской и Турано‑Уюкской котловинами, а может быть, заходит и несколько дальше на юг. Шесть других комплексов происходят из каких‑то, видимо, не очень удаленных от Тувы районов с населением, близким по культуре аржанским племенам.

arzhan-5-tuva

Культура ранних кочевников на всем обитаемом ими пространстве была настолько своеобразна и во многих отношениях сходна, что создавалось представление об единой, общей для всех кочевников того времени культуре. Поэтому‑то как античные, так и некоторые современные авторы часто называют одним именем вообще всех кочевников.

Древние греки часто называли скифами причерноморских и среднеазиатских кочевников. Персы считали саками не только собственно саков, но и всех других известных им степных кочевников.

Античные авторы, в первую очередь Геродот, больше всего писали о скифах и савроматах, значительно меньше – о массагетах, саках и исседонах, обитавших в среднеазиатских и западноказахстанских степях, и лишь упоминали о некоторых других легендарных племенах, живших где‑то далеко на востоке. В течение многих лет в центре внимания археологов находились скифские курганы Причерноморья. Русская археологическая наука начиналась с изучения скифских, а затем и античных древностей южнорусских степей. Были раскопаны богатые царские курганы, накоплен большой материал по своеобразному скифскому изобразительному искусству. В царских курганах найдено также много произведений греческого и иранского искусства, несомненно влиявшего на развитие скифского. Скифские искусство и культура изучались в связи с историей искусства Ирана и Греции. Создавались теории происхождения скифского варварского искусства из стран древних цивилизаций: Ионии, Передней Азии, Ирана.

Настала пора коренным образом пересмотреть некоторые наши традиционные взгляды на искусство и культуру ранних кочевников Азии как на периферию скифо‑сарматского культурного мира. Древние племена азиатских степей были такими же творцами и создателями культур скифо‑сибирского типа, что в процессе формирования культуры и искусства скифо‑сибирского типа вклад саяно‑алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов, занимавших далекую периферию древнего кочевого мира.

Памятники относящиеся к аржано‑киммерийскому времени и типу хорошо всем известны как сакские раннескифского времени (VII – V веков до н.э.). Это могильники Уйгарак и Тагискен в Приаралье, Тасмола и другие могильники Центрального Казахстана, некоторые комплексы Семиречья и Памира, давшие в целом богатый и выразительный археологический материал.

skifo-sibirskij-mir

Памятники аржано-черногоровского типа найдены повсеместно в степях Евразии, это свидетельствует о том, что культуры скифо‑сибирского типа формировались по всему поясу степей. Теперь с полной уверенностью можно говорить о едином процессе сложения и развития скифо‑сибирских культур на их начальном этапе – в VIII‑VII веков до н.э. , возможно и IX‑VII веков до н.э., в степях от Дуная до Китая.

22ebef994813

Наибольший интерес представляет погребально-поминальный комплекс Аржан-1. Это один из самых ранних курганов скифо-сибирского мира, он является эталонным памятником предскифской эпохи. Аржан-1 был раскопан М.П. Грязновым и М.Х. Маннай-оолом в 1971-1974 годах.

По хронологической системе, предложенной Л.С. Марсадоловым, курган датируется приблизительно 800 г. до н.э. (820-740) . Другие же исследователи, прежде всего Н.Л. Членова, омолаживают курган, перенося дату его сооружения в VII в. до н.э. Исследования древесных спилов позволили установить, что курган был сооружен единовременно осенью, в сентябре.

Оленные камни Тувы (1—9, 11—13) и Монголии (10). 1 — д. Сосновка; 2 — курган Аржан ; 3 — Орзак-аксы; 4 — второй туранский камень; 5—7 — оз. Белое близ Аржана; 8 — д. Уюк; 9 — Самалгатай; 10 — Кобдо; 11 — Большой Ажик; 12 — Чингатаг; 13 — Уюк-Аржан (5—8, 10 — по: JSFOU, XXIV, 1907, р. 17—29; остальные по эстампажам Аржанской экспедиции)

Погребальное сооружение под насыпью было наземным и сложено из деревянных бревен. Оно также имело вид круглой платформы 2,5-3 м высотой со сплошным бревенчатым потолком, снаружи оно было окружено стеной из бревен, сложенных под наклоном 300, стена пересекалась с накатом, так что по форме сооружение напоминало усеченный конус, диаметром 80 м.

Четырехугольные камеры подпрямоугольной или трапециевидной формы образованы сложенными клетью бревнами. Стены камер были сложены из 3-4 бревен, концы которых были уложены друг на друга без подгонки, с оставлением зазоров между венцами на ширину бревна, максимальная высота клети ‒ 2,5-3 м. Всего было зафиксировано 70 таких камер площадью от 15 до 130 м2. Однако внутри некоторые могли быть разделены на дополнительные секции, таким образом их число увеличивается и достигает почти сотни. Камеры радиально расходились от центра, в котором было основное захоронение, и образовывали кольцевые ряды.

Несмотря на то, что курган был разграблен в древности, в нём удалось найти оружие и великолепные предметы прикладного искусства. Сохранились остатки меховой (собольей) и шерстяной одежды, украшения из золота и камня, бронзовые навершия, кинжалы и боевой чекан из бронзы, бронзовые и костяные наконечники стрел, элементы конского снаряжения (удила, псалии, уздечные ремни и их украшения) из бронзы, золота, серебра, кости, рога, дерева, кожи, в том числе орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле.

подписывайтесь на мой канал

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Ключевые слова: Аржан-1, Центральная Азия, геодези­ческие, астрономические исследования, модель мира.

(geopolitical and astronomical aspects)

Abstract: Archaeological, geodetic and astronomical researches of the Arzhan-1 barrow show that it is not only difficult sepulchral object, but also peculiar "world model" (mandala) of ancient nomads of the Central Asia. The monument dates from the 8th century BC - one of the brightest critical periods in a political, economic and cultural history of the ancient nomadic people of the Euroasian steppe.

Keywords: Arzhan-1, the Central Asia, geodetic, astronomical researches, world model.

Мир центрально-азиатских кочевников в I-м тыс. до н.э. су­ществовал одновременно с цивилизациями Передней Азии, Средиземноморья, Китая и Индии. Не только в оседлых цивилизациях, но и у кочевников были свои выдающиеся, а ныне безымянные политики, воины, мудрецы, художники и религиозные деятели.

Аржан-1 в Туве - самый большой в Саяно-Алтае курган - был раскопан в 1971-1974 годах археологической экспедицией под руководством М. Х. Маннай-оола и М. П. Грязнова . Материалы кургана Аржан-1 заинтересовали специалистов разных областей науки. Многие археологи отметили, что сложная деревянная конструкция кургана Аржан в целом напоминает символ Солнца, но остались не проанализированными связи кургана Аржан с окружающим ландшафтом, не были произведены в 1970-е годы и полевые астрономические исследования.

Новые исследования. Саяно-Алтайской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством автора, начиная с 1987 года, исследования кургана Аржан-1 велись в трёх основных направлениях: археологическом, геодезическом и астрономическом . В археологическом аспекте были вновь вскрыты углы центральной камеры, найден центр кургана, а также выявлены зафиксированные на плане точки на "магистральных" линиях срубов в северном и восточном секторах. Раскопаны две округлые поминальные выкладки из камней с южной стороны от кургана. В одной из выкладок найдены фрагменты керамики, кости коня и других животных. Находка фрагмента сосуда с острорёберным валиком под венчиком позволила по-новому осмыслить вопрос о наличии глиняной посуды у кочевников Саяно-Алтая в VIII-VII вв. до н.э. Среди камней засыпки кургана Аржан на поверхности были обнаружены обломки каменных плиток с выбитыми рисунками животных. С помощью металлоискателя выявлено, что на кургане и в окружающих его выкладках много камней, содержащих железо, а в целом для этого района характерна магнитная аномальность, возможно, связанная с большими залежами железа в горах, обступающих долину.

В геодезическом плане, с помощью теодолита, определены направления и расстояния от центра кургана Аржан до наиболее примечательных горных вершин, их высота; произведена предварительная нивелировка местности; сфотографирована и прорисована панорама гор, окружающих курган и т.п.

В астрономическом аспекте (в работах экспедиции участвовали астрономы Пулковской обсерватории С. С. Смирнов и В. Л. Горшков) уточнены координаты кургана - его широта и долгота, высота над уровнем моря, магнитное склонение; велись наблюдения за восходом и заходом Солнца, Луны и звёзд, особенно в дни, близкие к точке осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Для времени возведения кургана Аржан (VIII в. до н.э.) вычислены астрономически значимые направления и осуществлена их "привязка" к окружающим ориентирам на местности, а также "лучам" деревянных срубов-камер. В день осеннего равноденствия велось наблюдение за солнечными часами с вертикальным и наклонным центральными стержнями-гно­монами, движением тени от них.

Астрономические аспекты. В процессе исследований установлено, что для сооружения кургана Аржан-1 выбрано место весьма удобное в географо-астрономическом аспекте - в центре подтреугольной в плане Турано-Уюкской котловины, вытянутой с запада на восток. Курган находится на небольшой сухой возвышенности к северу от поймы реки Уюк. С северной и южной сторон от центра кургана на относительно небольшом расстоянии расположены самые высокие горы в этом районе, а с восточной и западной сторон - низкие удалённые горы, позволяющие наблюдать восходы/заходы Солнца и Луны в течение всего года. Отмечена определённая корреляция между центром и "лучами" кургана с горными вершинами и западинами, расположенными в астрономически значимых точках равноденствия и солнцестояния, а также положения высокой и низкой луны.

В кургане Аржан-1 до­воль­но чётко прослеживается трёх­членная вертикальная струк­тура - верхний мир (небо = каменная насыпь), средний (центр, по­гре­бения людей и коней, деревянная конструкция) и нижний мир (под­стилающая земля и ниже). Число коней, погребённых в отдельных камерах кургана Аржан, веро­ятно, также отражает опреде­лён­ную символику. Наиболь­шее ко­ли­чество захороненных ко­­ней находится в восточной части кургана: 30 + 30 + 15 + 3 + 12 = 90 коней = 3 месяца. Все­го в Аржане погребено около 160 коней + 15-20 хвостов коней под полом центральной камеры = около 180 = полгода (рис. 1: 5).

Наблюдается спиральное расположение камер, сооружен­ных против хода солнца и луны (против "часовой стрелки"), а также противостояние восточной и западной частей кургана с преобладанием восточной (размеры камер; число коней; в восточной половине кургана по дуге расположено более 300 округлых каменных выкладок, а с западной - выкладок нет и др.).

Идея: восток = весна = восход Солнца = рождение = перерождение (годичного природного цикла жизни и смерти) является гос­подствующей в кургане Аржан. С по­мощью дендро­хро­нологии ус­та­новлено, что кур­ган Аржан был сооружён в ав­густе - сентябре ме­сяце. В связи с этим (сентябрь ± полгода), не ис­ключено, что у кочевников Са­яно-Алтая в конце IX-VIII вв. до н.э. счёт дней в году на­чи­нался в марте месяце, возможно, в день весеннего равноденствия .

Курган Аржан-1 в центре Азии: геополитический и астрономический аспекты

Рис. 1. Икосаэдро-додекаэдрическая модель Земли и курган Аржан-1:

Курган Аржан-1 является одним из самых ранних объектов, но не единственным памятником в евразийских степях, в котором опредмечена идея, согласно которой 1 конь равен 1 дню (или году; см. письменные источники, в которых отмечается, что день богов равен году людей). Эта идея также нашла отражение в числе захороненных коней в курганах Прикубанья, раскопанных Н. И. Веселовским: 360 коней = 1 году (VI в. до н.э.; Ульский Аул, 1898 г.) ; 30 коней = 1 месяцу ( IV в. до н.э.; станица Воронежская, курган № 19, 1903 г.) .

В 70 же километрах к северу от современного центра Азии расположена довольно компактная, четко выраженная, в плане подтреугольная (при взгляде из космоса) Турано-Уюкская котловина, ограниченная со всех сторон горными хребтами. К северу от Пазырыкских курганов на Алтае также находится большая подтреугольная геологическая структура.

Объяснить "аржанский треугольник" можно, исходя из более глобальных геоисторических моделей. Начиная с глубокой древности, Земля в целом и более мелкие образования, представлялись в виде геометрических фигур - квадрата, круга, шара и т.д. Со времен Пифагора-Платона (VI-IV века до н.э.) и позднее многие ученые представляли Землю в виде большой геокристаллической модели ( работы И. Кеплера, А. Гумбольдта, А. Пуанкаре, С. И. Кислицына и др.) . Возможно, одной из наиболее перспективных идей является предложенная Н. Ф. Гончаровым, В. А. Макаровым и В. С. Морозовым икосаэдро-додекаэдрическая система Земли , своеобразный силовой каркас планеты (рис. 1: 1). В 1-м узле этой модели находится комплекс древнеегипетских пирамид в Гизе, во 2-м узле - древнерусский город Киев, в 3-м узле - комплекс сооружений Аркаима-Синташты, в 11-м - Стоунхендж в Англии и т.д. 4-й узел в этой модели был безымянным, но сейчас можно с уверенностью отметить, что именно в нем был воздвигнут курган Аржан-1 .

Геополитическое значение Аржана-1. Более крупные геоструктуры в свою очередь состоят из более мелких треугольных подсистем (рис 1: 2-3). В центре одного из таких "треугольников" скорее осознанно, чем случайно, и был воздвигнут курган Аржан. Геополитически важная и удобная для хозяйственной деятельности обширная долина на пограничье с другими областями не моглa не привлечь внимания древних вождей и жрецов .

В аржанской (Турано-Уюкской) котловине расположено около десяти "цепочек" больших курганов племенных вождей кочевых народов I тыс. до н.э. - это самое грандиозное курганное поле в Саяно-Алтае. В VIII-VII вв. до н.э. богатые курганы вождей кочевых племён в основном воздвигали в пограничных районах.

Аржан - крайний северо-восточный форпост кочевников Саяно-Алтая, расположен в пограничье горных, таёжных и степных регионов, на юге от тагарской культуры в Хакасии и к западу от Прибайкалья.

Чиликтинские курганы в Казахстане сооружены на юго-востоке сакского мира, на окраине Китая и Монголии. Литой (Мельгуновский) курган - на границе степи и лесостепи в Приднепровье. Келермес - на границе гор и степей, в Предкавказье, в период господства кочевников в Малой и Передней Азии. Ко времени наивысшего могущества кочевников в VII в. до н.э. относятся богатые погребения и в районах военных "лагерей" - киммерийцев в Гордионе (Анатолия) и скифов - в Зивие и Хасанлу (Иран). Вероятно, в районе Прикубанья находились места концентрации евразийских кочевников перед походами через Кавказ в Малую и Переднюю Азию. Именно между Кубанью и отдельными районами Центральной Азии прослеживается много культурных связей на протяжении длительного времени, когда наблюдался отток воинственных кочевников из Малой и Передней Азии: в 1-й пол. VII в. до н.э. - во время борьбы Мидии, Фригии и Лидии с Ассирийской державой (Келермес - Чиликта); в V в. до н.э. - во время греко-персидской войны (Семибратние курганы - Пазырык - Филипповка) и др. Этот район, позднее заселённый кубанскими казаками, неоднократно служил базой для сбора интернациональных военных сил перед походами на Кавказ и далее. Неслучайна и идея о том, что 1 конь равен 1 дню, нашла материальное воплощение, как в кургане Аржан в Туве, так и в курганах Прикубанья (Ульский Аул, 1898 г. и др.).

Аржан-1 относится к VIII век до н.э. - одному из наиболее ярких переломных периодов в политической, экономической и культурной истории древних кочевых народов евразийской степи. Это время создания "Илиады" и "Одиссеи" в Греции, "Книги перемен" в Китае, Ведических текстов в Индии. Это эпоха Библейских Пророков в Израиле. Именно в это время происходит резкое изменение "облика" археологических культур Евразии, Америки и Африки. Это время характеризуется крупными природно-климатическими изменениями. В ближайшие годы было бы желательно продолжить палеоастрономические и гео-ландшафтные исследования на курганах в Аржане и на других важных историко-культурных памятниках Тувы.

Читайте также: