Доклад на тему скорочтение

Обновлено: 17.05.2024

Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Мы живем в век информационных технологий, когда объем информации увеличивается каждые два года, а наше умение работать с ней остается на прежнем уровне. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится способность к быстрому и качественному усвоению информации, и обучать этому можно, как только ребенок научился воспринимать и понимать то, что он читает.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Анализируя свой многолетний опыт работы в начальной школе, хочется отметить, что у сегодняшних детей часто встречается низкая скорость чтения, они допускают много ошибок: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов, а это в большинстве случаев затрудняет понимание прочитанного. Показатели техники чтения у детей очень разные - от очень высоких до очень низких. Поэтому здесь необходимо изучить причины и проанализировать факторы, препятствующие развитию скорости чтения, и найти способы их преодоления.

Традиционно в литературе выделяют семь основных причин, среди которых природный темп, регрессия, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. И каждая из них может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, представляет и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, человек с медленным темпом не сможет. Но надо помнить, что хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Причины регрессии в следующем: сила привычки, кажущиеся трудности текста – и отсутствие внимания.
Еще одной причиной является антиципация – это смысловая догадка. Все, наверное, замечали за детьми при чтении, что многие слова они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово, по содержанию.

Малое поле зрения. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается в момент фиксации. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличивать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение).

Следующая причина – это уровень организации внимания. Роль внимания так же велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. И, конечно же, память.

Устранению всех этих недостатков в полной мере способствует внедрение технологий обучения скорочтению.

Скорочтение представляет собой набор приемов и методик, выполнения которых, способствует также и синхронизации обоих полушарий. Всем известно, что левое полушарие отвечает за буквальное понимание слов, работу с числами, структурирование информации, создание алгоритмов, логику, двигательную систему правой половины тела. Правое, в свою очередь, считывает подтекст, отвечает за целостность восприятия, наглядно-образную память, пространственное воображение, неординарность мышления, усвоение информации на уровне мысли, творческие способности. Одновременное включение полушарий позволяет в полном объеме воспринимать информацию. Все это способствует улучшению умственной работоспособности ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Научившись быстро читать, ребенок будет делать это всю жизнь, потому что приобретенный навык закрепляется благодаря формированию в мозгу устойчивых нейронных связей.

Кроме этого, сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД.

Регулятивных: это умение управлять своим вниманием, справляться с информационным завалом,максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенных в чтение.

Познавательных: выделять в тексте самое важное и необходимое, логически рассуждать, пользоваться приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации, обоснованно делать выводы, доказывать, извлекать и анализировать информацию из различных источников.

Коммуникативных: развитие способностей взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.

Личностных: приобретение новых знаний, умений для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности, мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей, умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом, положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности.

Таким образом, скорочтение, пожалуй, это единственный вид умственной деятельности, который позволяет развить весь блок психических процессов.

В моей педагогической копилке содержится много приемов и упражнений для достижения результативности в обучении чтению. На своих уроках я использую разработки Шамиля Ахмадуллина, автора методик в области развития памяти и скорочтения для детей.

Список использованных источников:

1. Кислицина. Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения. // Начальная школа. 2003. № 6. С.50-52

2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2 - е изд. М.: АРКТИ, 2001.

3. Усова Н.К. К вопросу о скорочтении учащихся 1-4 классов, или Профилактика истинных и ложных патологий чтения. // Начальная школа. 2001. № 5. С.110-119.

4. Шамиль Ахмадуллин: Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное. Издательство: Билигва, 2017 г.

Сведения об авторе

Сидоркович Лариса Григорьевна, учитель начальных классов, высшей категории

МБОУ СОШ №3, г. Армавира, Краснодарского края. Стаж работы 37 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление из опыта работы.


Статья для выступления на международной конференции "Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Краткое содержание статьи.

Статья по теме "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Тема выступления в муниципальном этапе конкурса "Учитель года".


Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т.


АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из.


Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных .

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Скорочтение: что это такое, для чего нужно и как освоить этот навык?

Время – один из важнейших ресурсов в современном ритме жизни. Нам не раз приходилось слышать от кого-то из своего окружения, что времени катастрофически не хватает, да и мы сами постоянно ощущаем это. Навыки скорочтения помогут гораздо быстрее справляться с колоссальным потоком всевозможной информации и существенно экономить ценнейший ресурс – время.

В интернете встречается множество статей прямо противоположного толка. В одних утверждается, что скорочтение ничего не даёт, другие приводят разнообразные примеры значительного успеха. Попробуем разобраться в способах, рабочих приёмах и технике освоения именно полезных навыков скорочтения.


Что это такое?

Скорочтение – это:

  • способность человека быстро воспринимать текстовую информацию с высоким уровнем восприятия с помощью особых методов чтения;
  • комплекс навыков по обработке и качественному усвоению информации;
  • полезный инструмент для экономии личного и производственного времени;
  • действенное средство для развития интеллекта и тренировки памяти.

Скоростное чтение – это не самоцель. Важно умение понимать сущность и смысл из письменного текста при быстром и уверенном чтении. Освоив технику скорочтения, можно повысить скорость восприятия в 3-4 раза. Если средней скоростью стандартного чтения взрослого человека считается 200-250 слов в минуту, то при скорочтении она возрастает до 600-700 слов.

Некоторые специалисты отмечают, что при скорочтении процент усвоения материала по сравнению с обычным чтением неминуемо снижается. Вот почему умение выделять из текста главный смысл, сохранять материал в памяти и отсеивать несущественные моменты приобретает при скорочтении особую актуальность.


Основные принципы

При использовании техники скорочтения применяются два основных принципа.

  • Скимминг. Представляет собой визуальный поиск предложений в тексте, чтобы определить подсказки к основному вопросу или к цели чтения. Прочитываются начало и конец текста, затем первое предложение каждого абзаца, чтобы быстро определить, нужна ли дополнительная детальная информация для данного вопроса. Ошибочно считать, что скимминг – случайный процесс, ведь для эффективности чтения нужна структура, важнее то, что прочитано, а не то, что пропущено.
  • Сканирование. Это процесс поиска нужной информации с использованием карты ума, сформированной из скимминга. Для успешного сканирования должно быть понятно, как структурирован материал и что читать, чтобы можно было найти необходимую информацию. Сканирование включает основной тезис, заголовки, факты, важные части информации.

Составляющими техники быстрого чтения являются особые методики обработки текста, поисковые алгоритмы, переработка текста, широкий охват текста одним взглядом.


Зачем это нужно?

  • Тренировка памяти. При скорочтении мозг человека начинает работать на более высоком уровне. Если занятия по освоению техники скорочтения становятся системой, восприятие и запоминание информации совершенствуются, тренируется память.
  • Акцентирование внимания. Методы скорочтения позволяют полностью сосредоточиться на чтении, не отвлекаться на посторонние мысли, далекие от читаемого материала. В результате этого внимание полностью направлено на получение информации из читаемого текста.
  • Развитие логического мышления. Процесс чтения – упражнение для мозга. Тренировка мозга скорочтением помогает эффективнее сортировать информацию и формировать правильные связи с ранее сохранёнными в памяти фрагментами знаний. С повышением скорости чтения автоматически совершенствуется индуктивность мышления.


Польза и вред

Исторически известные факты из жизни всемирно известных личностей пусть косвенно, но всё же являются показателем того, что скорочтение способствует успешности и это не миф. Достаточно сказать, что быстро умели читать наши знаменитые соотечественники Максим Горький, Александр Пушкин, Владимир Ленин, а также зарубежные лидеры различных исторических эпох – Наполеон Бонапарт, Теодор Рузвельт, Джон Кеннеди, Карл Маркс и многие другие известные личности. Из этого следует, что освоение скорочтения – дело стоящее.

Скорочтение – единственный метод, при котором включается умственная деятельность одновременно в обоих полушариях головного мозга. Развитие индуктивности мышления и скорости мыслительных процессов при скорочтении позволит отслеживать авторский замысел и быстро улавливать структуру текста.

Надеяться на прочтение нескольких тысяч слов в минуту без потери понимания не стоит, надо адекватно оценивать реальные возможности человека.


Как развить этот навык?

Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.

Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.

На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:

  • субвокализация (проговаривание текста в уме);
  • регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
  • ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
  • степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
  • поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.


Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.

Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.

Для успешного освоения техники скорочтения потребуется очень много практики. Всё это в совокупности даст возможность правильно воспринимать и сохранять в памяти информацию, а в дальнейшем – практически пользоваться полученными знаниями.



С какого возраста начинать обучение?

Успешные люди во все времена были и остаются объектом восхищения, а нередко и зависти. Большинство родителей хотели бы в будущем видеть своих детей успешными, а многие не просто хотят, а всячески стараются развивать ребёнка. Обучение ребёнка быстрому чтению с пониманием текста и правильной интонацией ставится при этом не на последнее место.

С какого же возраста начинать обучение детей быстрому чтению? Однозначных рекомендаций по этому вопросу нет. Некоторые специалисты считают, что можно начинать учить ребёнка быстро читать уже с 5-7 лет. В этом возрасте мозг способен максимально быстро запоминать материал, но при условии, что ребёнок уже умеет хорошо читать целыми словами, а не по слогам. Другие авторы методик советуют начинать обучение в 7-10 лет, в это время дети уверенно читают слова и чётко понимают написанное.

Но большинство специалистов склоняются к тому, что оптимальный возраст для начала обучения скорочтению – от 10 до 12 лет. В этом возрасте у ребёнка достаточно развита память, он хорошо понимает информацию, запоминает со скоростью произнесённой речи, способен внятно пересказать текст.

Важное и обязательное условие – добровольное желание самого ребёнка заниматься обучением. Нельзя насильно заставлять ребёнка выполнять упражнения, ничего хорошего из этого не выйдет. Методика обучения должна быть подобрана в соответствии с возрастом.


Кому пригодится эта техника?

Навык скорочтения необходим в различных профессиях, связанных с ежедневной необходимостью прочитывать и запоминать большие объёмы текстовой информации. Скорочтение непременно пригодится юристам, педагогам, рецензентам, редакторам, переводчикам – всем, чья сфера деятельности связана с текстами. Трудно переоценить пользу быстрого чтения для студентов – в процессе обучения им приходится прочитывать и обрабатывать массу текстовой информации, чтобы подготовиться к сессии и написать курсовые и дипломные работы. В школьных программах объёмы информации тоже возрастают с каждым годом.

Для тех современных подростков, которые уже в школьные годы задумываются об успешном будущем, навык скорочтения тоже не будет лишним.


Ошибки

Наивно рассчитывать на немедленные результаты и отчаиваться, если при проверке они оказались далеки от ожидаемых. Но если вовремя учесть некоторые моменты перед началом обучения, то можно значительно ускорить этот процесс.

Освоив технику скорочтения, большинство пользуются ею при чтении научно-популярной, деловой или учебной литературы.

Художественную литературу и поэзию можно читать с обычной скоростью, чтобы не потерять эффект наслаждения чтением. Никаких затруднений с переходом от одного способа чтения к другому не возникает.

Что такое скорочтение и как его освоить

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Скорость чтения среднестатистического человека – около 150 слов в минуту. Такого темпа достаточно, чтобы комфортно читать любимые книги и получать от них удовольствие. Но когда речь идет об усвоении большого объема информации, то возникает необходимость читать быстрее. Для этой цели как раз и существует скорочтение. В статье я подробно расскажу, что такое скорочтение, как его освоить и внедрить в свою жизнь.

Скорочтение – что это

Скорочтение – способность усваивать большие объемы информации с помощью использования специальных техник чтения. Люди, освоившие скорочтение, читают в 3–4 раза быстрее тех, кто с этой техникой не знаком. При этом скорочтение представляет собой не чтение в классическом понимании, а скорее сканирование текста.

Целью скорочтения является вычленение важной информации, ее систематизация, классификация и запоминание. Быстрое чтение незаменимо в процессе учебы и работы с большими объемами текста.

Основоположником скорочтения является французский офтальмолог Эмиль Жаваль. В конце XIX века он исследовал движения глаз во время чтения. Ему удалось выяснить, что поле зрения человека шире, чем люди привыкли считать, и часть поля не задействована в чтении. Так появились первые упражнения на развитие скорочтения.

Однако многие люди использовали техники скорочтения интуитивно задолго до официального изобретения метода. К ним относятся, например, Александр Пушкин, Оноре де Бальзак, Николай Чернышевский, Карл Маркс. Не исключено, что выдающихся успехов они достигли в том числе благодаря умению быстро читать.

Виды скорочтения

Скорочтение делится на несколько типов. Они используют разные методы и преследуют разные цели.

Самый сложный и медленный тип скорочтения. Используется для усвоения незнакомой информации. Для таких знаний в нашем мозге еще нет готовой структуры, ее нужно будет создавать с нуля в процессе чтения. Средняя скорость – 3 000 знаков в минуту.

Более простой вариант. В отличие от предыдущего типа здесь уже есть структура для систематизации знаний, нужно лишь заполнить ее новой информацией. Например, когда вы узнаете что-то новое в той области, с которой уже знакомы. Скорость примерно 4 800 знаков в минуту.

Самый быстрый тип скорочтения. Скорость может достигать 15 000 знаков в минуту. Используется для поиска в тексте нужной информации.

Что дает человеку скорочтение

Преимущества скорочтения особенно оценят люди, имеющие дело с большими объемами текста. Юристы, филологи, историки, преподаватели, научные работники. Скорочтение позволяет им серьезно повысить КПД своей деятельности.

Навык быстрочтения очень пригодится во время учебы. Ученики и студенты смогут тратить меньше времени на запоминание материала, лучше понимать его и исключить бессмысленную зубрежку.

Как видите, метод несет в себе сплошные плюсы. Единственный минус – непростой и небыстрый процесс его освоения. Придется проявить упорство и самодисциплину, чтобы начать учиться скорочтению и не забросить на полпути. Но это особенность всех эффективных методов саморазвития. Хочешь получить результат? Будь добр хорошенько потрудиться!

Как развить навык быстрого чтения: эффективные техники и приемы

Готовы переходить к практике? Я представлю вам 8 эффективных техник скорочтения, а вы обещайте, что будете добросовестно их выполнять. Специалисты рекомендуют заниматься по часу в день. Тогда уже через месяц вы сможете читать в 1,5-2 раза быстрее, чем сейчас.

Прежде чем приступить к занятиям, измерьте вашу скорость чтения. Это нужно, чтобы отслеживать и фиксировать результаты. Выберите текст, засеките минуту и прочитайте его вслух. Затем посчитайте количество прочитанных слов. Можете также воспользоваться специальными тестами.

Избавление от проговаривания

Большинство людей во время чтения проговаривают текст. Даже сейчас, когда вы читаете эту статью, внутренний голос озвучивает прочитанное. Постоянное проговаривание замедляет скорость чтения.

Наш мозг способен молниеносно обрабатывать информацию, поступающую от зрительного анализатора. Когда мы смотрим на картинку, нам не нужно мысленно проговаривать, что мы на ней видим. Так же и с чтением текста: совсем не обязательно включать внутреннего суфлера.

Чтобы избавиться от проговаривания, попробуйте во время чтения считать в уме до 30 или напевать песню. Можно также отбивать руками ритм по столу. Поначалу вы будете сбиваться, отвлекаться, а понимание текста будет стремиться к нулю. Но спустя пару недель у вас начнет получаться.

Чтение без остановок

Когда мы читаем, нам кажется, что взгляд плавно движется по тексту. Однако это не так. На каждой строчке мы делаем по 2-3 короткие остановки, общая продолжительность которых составляет примерно 2 минуты на страницу.

Можно вполне обойтись без них. Тренируйте глаза двигаться без остановок. Для этого непрерывно водите пальцем или карандашом под строкой текста. Взгляд будет следовать за движущимся объектом и попутно схватывать текст.

По мере освоения этого упражнения увеличивайте скорость. Глаза будут приспосабливаться и двигаться все быстрее.

Таблицы Шульте

Огромную роль в освоении скорочтения играет периферическое зрение. То самое, которое находится вокруг основного фокуса внимания. Люди редко пользуются им во время чтения. А зря!

Для развития периферического зрения используются таблицы Шульте, названные так в честь немецкого психиатра. Таблица представляет собой квадратное поле, разбитое на равные ячейки, в каждой из которых расположено число.

Таблица Шульте

Ваша задача – сфокусировать взгляд на центральной ячейке таблицы и не двигать его на протяжении всего упражнения. Затем нужно постараться последовательно найти все числа от 1 до 25, используя лишь периферическое зрение.

Спустя несколько занятий у вас будет быстро и легко получаться находить все числа, не двигая зрачками. Тогда усложните задачу: начните тренироваться на таблице с большим количеством ячеек и чисел.

Клиновидные таблицы

Кроме таблиц Шульте для развития периферического зрения используются клиновидные таблицы. Такая таблица представляет собой пирамиду, на каждом уровне которой расположено по 3 числа.

Ваша задача – скользить взглядом по центральному ряду чисел вниз от вершины к основанию пирамиды. При этом нужно фиксировать боковым зрением остальные два числа, находящиеся по бокам от центрального. Чем ниже вы опускаетесь, тем дальше будут находиться боковые числа и тем сложнее их прочитать.

Клиновидная таблица

Лабиринт

На качество чтения очень сильно влияет умение концентрироваться. Развить его помогут любимые всеми с детства нарисованные лабиринты.

Попробуйте пройти весь путь одним только взглядом. Парочка таких лабиринтов в день – и вашей концентрации позавидует любой.

Лабиринт

Интуитивное чтение

Чтобы понять и усвоить текст, совсем не обязательно читать каждое слово в нем. Многие слова не несут никакой смысловой нагрузки, а предложения строятся на основе готовых логических шаблонов. Поэтому начитанному и обладающему богатым словарным запасом человеку не составит труда заполнить недостающие детали текста.

Предлагаю вам такое упражнение. Возьмите книгу и откройте на произвольной странице. В нескольких местах заклейте текст непрозрачным скотчем. Затем прочитайте текст, стараясь воссоздать в уме заклеенный фрагмент.

Знакомство с текстом

Всем нам проще иметь дело с тем, о чем мы имеем хоть какое-то представление. Вставая ночью с кровати, вы спокойно ориентируетесь в своей комнате, потому что знаете ее от и до. Если же вы останетесь с ночевкой в незнакомом месте, то вам придется передвигаться на ощупь в темноте.

Так же и с текстом. Читая его в первый раз, вы можете путаться, терять нить повествования, акцентировать внимание на второстепенных вещах. Поэтому перед тем как приступить к чтению, специалисты советуют ознакомиться с текстом.

Пролистайте все страницы, которые вам придется прочесть, обратите внимание на дополнительные материалы (схемы, диаграммы, таблицы, картинки), бегло пробегитесь по тексту, пытаясь вычленить суть, прочитайте некоторые абзацы. Это позволит вам составить карту текста для лучшего восприятия прочитанной информации.

Средняя линия

Это упражнение для продвинутых, поэтому выполнять его рекомендуется только через месяц после начала тренировок. Посмотрите на изображение книги внизу. Слева показана траектория движения глаз при чтении обычного человека, а справа – человека, освоившего скорочтение.

Как читает обычный человек и человек, освоивший скорочтение

Если заниматься регулярно, то вскоре будете читать естественно и без напряга. А пока давайте постараемся следовать заданной траектории сознательно, вырабатывая привычку.

Возьмите книгу, которую собираетесь прочесть, и начертите на странице линию, как на фотографии справа. Поместите фокус внимания на линию вверху страницы и постепенно опускайтесь вниз, сканируя текст. К моменту, когда вы начнете выполнять это упражнение, у вас уже хорошо будет развито периферическое зрение, но вам все равно будет непривычно.

Поначалу текст воспринимается плохо. Для первых попыток вместо книги можно использовать газету, где ширина текста меньше.

Полезные советы

В перерывах между занятиями также нужно контролировать процесс чтения, чтобы не было регресса. Запомните основные принципы, правила и секреты.

Часто люди отвлекаются во время чтения и начинают думать о чем-то своем. Приходится возвращаться и перечитывать куски текста по второму разу. Это сильно замедляет весь процесс и сбивает ритм. Постарайтесь впредь так не делать.

Чтобы не было соблазна подглядеть в прочитанный текст, закрывайте его листком бумаги. Если считаете, что часть информации не усвоилась как следует, сделайте пометку карандашом на полях, чтобы вернуться к данному отрезку после прочтения всего текста.

Часто в тексте встречается информация, которая требует серьезного осмысления. Человек перестает читать и начинает обдумывать ее. После этого ему нужно снова возвращаться к чтению, наращивать темп, ловить нить повествования. Это отнимает время и негативно сказывается на усвоении данных.

На помощь вам вновь придут пометки карандашом на полях. Делайте их в местах, где вам что-то непонятно и где нужно хорошенько вникнуть в суть. Когда закончите читать, сможете вновь вернуться к ним и спокойно обдумать.

Позаботьтесь о том, чтобы во время чтения вас ничто не отвлекало. Не стоит читать под музыку, во время еды, за просмотром телевизора.

Учитесь концентрироваться на тексте. В голове у вас не должно быть посторонних мыслей. Если фокус внимания так и норовит улететь куда-то далеко, возвращайте его на место усилием воли. Так вы сможете усвоить больше информации. И вам не придется потом возвращаться к прочитанному.

Каждый раз перед началом чтения составляйте список вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Когда у чтения есть цель и заданный вектор, усвоение информации происходит в несколько раз быстрее. Вопросы – это своего рода крючки, за которые цепляется информация и оседает в нашей памяти.

Что толку читать быстро, если большую часть прочитанного человек все равно не может запомнить? Важным дополнением к скорочтению должен стать высокий уровень запоминания информации. Его нужно развивать отдельно. И в этом вам помогут упражнения для улучшения памяти.

Какую книгу вы прочитали последней? Попробуйте вспомнить и пересказать ее содержание. Если всплывают лишь сумбурные отрывки прочитанного, то вам нужно учиться эффективно запоминать информацию.

Чем больше света попадает на сетчатку глаза, тем больший объем текста вы можете захватить одним взглядом. Поэтому прежде чем начать читать, позаботьтесь о нормальном освещении.

Курсы скорочтения

Представленные выше упражнения рассчитаны на самостоятельное обучение скорочтению. Если самодисциплина у вас хромает, подумайте над тем, чтобы записаться на специальные курсы. Под руководством опытного тренера процесс будет идти в разы быстрее. Он и ошибки исправит, и советом поделится, и поможет не потерять мотивацию.

Сегодня в каждом большом городе есть курсы скорочтения, где вы можете заниматься в группах и индивидуально. Если не хотите тратить время на дорогу туда и обратно, советую присмотреться к онлайн-курсам. Они, помимо всего прочего, еще и дешевле.

Скорочтение – Викиум

Скорочтение – курс на популярной платформе для развития мозга. Он состоит из 21 занятия, которые включают в себя теоретическую информацию и отработку упражнений на специальных тренажерах.

Курс поможет вам:

  • научиться включать концентрацию на максимум;
  • развить навык эффективного управления вниманием;
  • улучшить восприятие прочитанного материала;
  • увеличить объем памяти;
  • и, конечно, увеличить скорость чтения в несколько раз.

Стоимость курса – 1 490 руб.

Эффективное чтение – Advance

Курс Эффективное чтение разработан специалистами известного на всю Россию центра образовательных технологий Advance. Центр славится своими авторскими методиками эффективного обучения, основанными на инновационных разработках в области педагогики, психологии и нейрофизиологии.

Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 80–120 минут. В ходе обучения упор делается на развитие концентрации внимания, синхронизацию работы двух полушарий мозга, тренировку памяти, пополнение словарного запаса. Вишенкой на торте является работа над чтением вслух и развитием дикции.

Стоимость обучения – 14 900 руб. Пробный урок можно пройти бесплатно.

Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – 4brain

Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – курс, разработанный командой сервиса 4brain. Он создан специально для людей, которые взаимодействуют с большими объемами текстовой информации. Ну и для тех, кто стремится к постоянному развитию и росту.

Как проходит обучение:

  1. Вы проходите специальный тест, который распознает все факторы, тормозящие процесс чтения.
  2. В соответствии с результатами теста программа составляет для вас индивидуальную программу обучения.
  3. Каждый день вам будет предложено пройти несколько заданий на развитие навыка быстрого чтения. Они займут 20–30 минут.
  4. В ходе обучения вам также нужно будет проходить промежуточные тесты, чтобы оценить динамику и при необходимости скорректировать программу.
  5. В конце вам предстоит пройти большой финальный тест. На него будет выделено несколько дней.

Общая продолжительность курса – 4 недели. По окончании выдается диплом, в котором будут указаны результаты финального теста. Стоимость обучения – 1 990 руб. После оплаты у вас будет неделя, чтобы протестировать курс. Если вы пройдете не более двух занятий и решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

Популярные вопросы про скорочтение

Скорочтение окутано различными мифами и домыслами. Я подготовила ответы на самые популярные вопросы, связанные с ним.

  • Смогу ли я читать обычным способом после того, как освою скорочтение?

Да, конечно. Навык обычного построчного чтения никуда не денется. Как и раньше, вы сможете наслаждаться любимой литературой, смакуя каждое слово. А деловые и учебные тексты проглатывать играючи.

  • С какого возраста можно начинать учиться скорочтению?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые специалисты не рекомендуют заниматься до 14 лет, другие советуют начинать уже в 7–8. В любом случае у ребенка должен быть сформирован навык осознанного чтения и наработана хорошая скорость построчного чтения. Упражнения из нашей статьи подойдут детям с 14 лет. Для более раннего возраста используются другие.

  • Нужны ли какие-то специальные навыки для освоения скорочтения?

Кроме умения читать никаких больше навыков не требуется. В скорочтении нет ничего сложного. Это всего лишь многократная отработка специальных техник и выработка определенных привычек.

  • Навык скорочтения остается у человека навсегда?

Здесь дело обстоит так же, как и с другими навыками. Если вы ими регулярно пользуетесь или хотя бы освежаете в памяти, то они будут служить вам до конца жизни.

  • Можно ли использовать скорочтение для чтения на иностранном языке?

Безусловно. При условии хорошего владения этим языком.

Заключение

Навык быстрого чтения незаменим в современном мире. Если хотите идти в ногу со временем, нужно научиться усваивать новую информацию быстро и эффективно. К счастью, научиться скорочтению может каждый. И сегодня мы с вами рассмотрели, как это сделать. Это непросто, но определенно стоит затраченных усилий.

Если обладаете упорством и хорошей самодисциплиной, можете попробовать освоить скорочтение самостоятельно с помощью различных упражнений, обучающих видео и литературы. Не получится – пройдете курс.

Советую заглянуть в нашу подборку книг по скорочтению. Они помогут вам упростить процесс обучения. В них есть все необходимые упражнения и специальные тексты для тренировок.

Интеллект и скорочтение

Знаете ли вы, что Наполеон мог прочесть 2 000 слов всего за минуту? Владимир Ильич Ленин за это же время читал 2 500 слов, а Максим Горький – почти 4 000 слов [М. Сю, 2016]. Удивительная способность, правда? На каждом углу пестрая реклама призывает отдать ребенка в школу скорочтения. Волей-неволей начинаешь задумываться о том, действительно ли это такой необходимый в современном мире навык.

Если вы заботитесь о развитии интеллекта своего чада или сами не прочь подтянуть умственные способности, то ответ очевиден. Скорочтение – это не просто техника, которая помогает увеличить скорость чтения, а особенная комплексная методика, которая запускает работу определенных участков головного мозга одновременно.

В чем же связь развития интеллекта и скорочтения? Как раз об этом поговорим в нашей статье. Поехали!

О чем, собственно, речь?

Скорочтение – это способность быстро воспринимать текстовую информацию при помощи особых способов чтения. Прежде чем продолжить нашу тему, давайте определимся, с какой скоростью читаете вы: возьмите любой текст на русском языке, засеките на секундомере минуту и прочитайте отрывок текста за отведенное время.

Сколько слов вы успели прочесть за 60 секунд? Вообще, считается, что обычная скорость чтения текста составляет 120-180 слов в минуту. Другие исследования показали, что эта норма достигает примерно 201 слово в минуту. Если речь идет о норме для учащихся начальных классов, то это от 80 до 158 слов в минуту. При скорочтении показатель вырастает в 3-4 раза и достигает 600 слов в минуту, а при применении определенных методик – до 1 000 слов в минуту [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].

Скорочтение появилось благодаря исследованиям Эмиля Жаваля, французского врача-офтальмолога. Он заметил, что во время чтения глаза совершают определенные движения и при этом делают небольшие остановки (фиксации) несколько раз, которые не зависят от знаков препинания. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.

В дальнейшем появились первые школы скорочтения и даже применялись специальные аппараты – тахистоскопы для увеличения скорости чтения, но эффект от них был кратковременным [Э. Маркс-Билл, 2013].

На самом деле, умение быстро читать – это не дар, данный с рождения. Скорость чтения зависит от наличия определенных навыков. Вот они:

А читать вообще полезно?

Признавайтесь, вы прочитывали все книги из списка литературы, который вам давали на лето в школе? Первая мысль, когда получаешь этот впечатляющий своими объемами перечень, о том, как вообще это можно успеть прочитать всего за три месяца, а вторая – зачем именно сейчас, ведь еще вся жизнь впереди?

Конечно, здесь речь идет об интеллектуальном развитии и просвещении. Ученые доказали, что чем раньше ребенок научится читать, тем его умственные способности будут выше в дальнейшем. Исследователи Эдинбургского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент: они наблюдали за развитием однояйцовых близнецов в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет, которые росли в одинаковых условиях.

Выяснилось, что близнецы, читающие с раннего детства, имели лучшие результаты по интеллектуальным тестам, чем их идентичные братья. Проще говоря, чтение напрямую влияет на словарный запас, кругозор и другие умственные способности ребенка.

Еще один эксперимент проводился с несколькими типами людей: со взрослыми людьми, которые с детства любили читать; с теми, кто начинал читать позже предыдущих, и с группой людей, которые не умеют читать вообще. Результаты МРТ головного мозга испытуемых показали, что те, кто читал с ранних лет, имели более развитую затылочную долю мозга, чем все остальные, а это значит, что они могут эффективнее других анализировать визуальную информацию.

Эта особенность способствует развитию творческих качеств, помогает планировать и принимать решения более осознанно. Также у данной группы людей были больше развиты теменные доли мозга, т.е. они лучше пишут и воспринимают прочитанную информацию [M. Szwed, P. Ventura, L. Querido, L. Cohen, S. Dehaene, 2011].

Еще одно исследование провели ученые из Университета Ливерпуля. Их объектом исследования стали студенты литературных факультетов. Благодаря измерению их когнитивной активности, было установлено, что у более начитанных и способных к анализу тестов наблюдалась повышенная активность мозга [N. O’Sullivan, P. Davis, J. Billington, V. Gonzalez-Diaz, R. Corcoran, 2015].

Станислас Деан, французский нейробиолог, наблюдал за реакцией мозга детей во время чтения (они читали, находясь прямо в аппарате МРТ). В итоге было замечено, что даже одно прочитанное слово запускает мозговую деятельность. Сначала мозг воспринимает буквы, как картинку или объект, а потом он подключает в работу визуальный код со знаниями о буквах. Получается, что человек сначала видит буквы, а потом уже воспринимает их значение.

Ученые Университета Эмори выяснили, что во время чтения у человека повышается активность в центральной борозде мозга. В этом отделе нейроны преобразовывают реальные ощущения и размышления. Проще говоря, читатель испытывает эмпатию к герою книги или событию, о котором прочитал, на уровне нейронных изменении, и эти ощущения способны сохраняться несколько дней подряд. Об этом свидетельствуют результаты МРТ участников эксперимента [Emory University, 2013].

Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц: регулярная правильная физическая нагрузка укрепляет мышцы, то же самое происходит и с мозгом человека. А что будет, если усилить тренировки, сделать их более частыми и качественными? Правильно — мышцы начнут расти еще быстрее. Такой же эффект оказывает скорочтение на развитие интеллекта, ведь оно позволяет получать в разы больше информации, чем при привычном темпе прочтения книги, и при этом активизирует работу многих участков головного мозга.

Несколько интересных фактов о скорочтении

При медленном чтении уровень понимания информации составляет 60%, при скорочтении – 80%. Получается, читая текст в обычной скорости, мы теряем 20% информации, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Во время обычного чтения глаз человека делает 12-16 остановок на одной строке, а при быстром – максимум 4 остановки, и этот факт еще раз доказывает, что скорочтение здорово тренирует концентрацию и внимание. При медленном чтении 1/6 часть времени уходит на регрессивные движения глаз, а, как мы уже знаем, устранение регрессии способствует улучшению памяти.

Наполеон Бонапарт в минуту прочитывал 2 000 слов. Оноре де Бальзак мог прочитать роман в 200 страниц за полчаса. Томас Эдисон читал сразу по несколько строк, запоминая текст страницами, благодаря сосредоточению. Вряд ли эти и другие выдающиеся личности обладали навыком быстрого чтения на генетическом уровне. Это результат кропотливого труда и работы над собой, а не врожденный талант [Ю. Жданович, 2019].

Развеиваем мифы о скорочтении

Несмотря на наличие доступной информации, вокруг скорочтения до сих пор ходит много споров. Кто-то считает, что это занятие для избранных, а кто-то думает, что оно может и вовсе навредить.

И еще несколько важных моментов: если вас уверяют, что научиться быстро читать можно за несколько дней – это миф. За процесс обучения данному навыку отвечают определенные структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, которые сформировать за такой короткий промежуток времени невозможно.

Также не стоит надеяться, что, однажды освоив технику быстрого чтения, эта способность останется с вами навсегда. Любой навык требует регулярной тренировки, и скорочтение в том числе. Эффективнее будет прибегнуть к услугам тренера в этой области и пройти соответствующее обучение, ведь сейчас существует множество школ по скорочтению и развитию интеллекта.

Многие считают, что скорочтение заключается в способности читать по диагонали. Такое чтение – один из методов ускоренной работы с текстом. Чтобы его освоить, сначала нужно выполнить основные упражнения, которые тренируют концентрацию, внимание, работу глаз, память, фиксацию взгляда, умение правильно обрабатывать и анализировать большой объем информации, и только потом приступать к диагональному чтению. Как видите, это поэтапный процесс, который подразумевает последовательное развитие интеллектуальных способностей человека и приобретение полезных навыков [А. Полищук, 2021].

Немного практики

Итак, теперь, когда вы окончательно убедились, что скорочтение – это уникальный тренажер для мозга, который по силам каждому, предлагаем перейти от слов к практике. Конечно, курсы и школы по скорочтению помогут вам освоить определенные методики быстрее и эффективнее, чем при самостоятельном их изучении, но любое обучение должно обязательно подкрепляться практикой и полезной литературой. Рекомендуем вам следующие книги:

Интересный метод, который подавляет внутреннее проговаривание текста, разработал Николай Иванович Жинкин, советский психолог и лингвист. Все просто: во время прочитывания текста простукивайте определенный ритм, который отличается от ритма вашей внутренней речи. Так в коре головного мозга вы запустите зону индуктивного торможения, т.е. рефлекс чтения про себя срабатывать не будет.

Многие упражнения для развития скорочтения настолько доступны и универсальны, что их можно выполнять по дороге на работу, в обеденный перерыв и в любую свободную минуту. Например, это: попробуйте читать слова наоборот. Это здорово тренирует концентрацию, ведь чтобы прочитать набор букв, понадобятся определенные усилия [В. Рипа, 2021].

Конечно, техник освоения навыка быстрого чтения очень много, все они направлены не просто на увеличение скорости чтения, а на развитие отдельных интеллектуальных способностей, тренировку определенных зон головного мозга, и при этом методики доступны абсолютно для каждого: не нужно быть гением, чтобы их освоить. Главное – терпение, усердие и понимание, для чего вы это делаете.

Резюме

Скорочтение – это суперспособность, которую может освоить абсолютно каждый. Этот навык будет полезен всем: тем, кто медленно читает, проговаривая каждое слово про себя по слогам; тем, кому необходимо изучить максимум информации за короткий срок. Скорочтение развивает интеллект, тренирует память, концентрацию, внимание, усидчивость, учит работать с большим объемом информации.

Конечно, есть уникальные случаи, когда техника быстрого чтения осваивается интуитивно, но это, скорее, исключение из правил. Чтобы научиться быстро читать, необходимо постоянно практиковаться и быть готовым к тому, что результат не придет сразу. Мы же знаем, что накачать пресс с одного посещения спортзала невозможно. То же самое и с освоением скорочтения: только понимание цели, зачем вам это нужно, и регулярные тренировки помогут прийти к требуемому результату. Как видите, никакого волшебства. Ваша волшебная палочка – это личное желание и усердие, и она в ваших руках.

Читайте также: