Применение полицией отдельных мер государственного принуждения доклад

Обновлено: 05.07.2024

Л Е К Ц И Я

Автор: Волошина Олеся Павловна – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин, подполковник полиции

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Задержание как мера государственного

принуждения, применяемая полицией………………………….…………..6

Вопрос 2. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные

помещения, на земельные участки и территории…………………………13

Вопрос 3. Оцепление (блокирование) полицией участков местности,

жилых помещений, строений и других объектов………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

Продолжительность лекции – 2 часа.

Актуальность темы лекции. В рамках лекции рассматриваются основные правомочия полиции и ее сотрудников, определяющие основу их деятельности.

Теоретическая значимость лекции. В рассматриваемой теме обосновывается значимость предоставленных полиции и ее сотрудникам полномочий по осуществлению мер государственного принуждения.

Практическая значимость лекции. Знания по вопросам, рассматриваемой лекции требуются каждому сотруднику органов внутренних дел в его практической деятельности.

Задачи лекции:

- дать слушателям устойчивые базовые знания по содержанию данной лекции;

- довести до слушателей значимость полученных знаний для их повседневной практической работы.

Основные цели лекции:

- устойчивое усвоение слушателями знаний о правовых основаниях видов государственного принуждения, рассматриваемых в лекции;

- формирование практических умений и навыков, связанных с применением мер государственного принуждения.

- воспитывать уважение слушателей к нормативным предписаниям, в том числе и регламентирующих деятельность полиции;

- воспитывать слушателей в духе неуклонного соблюдения законности и соблюдения прав и свобод граждан.

- развивать у слушателей уровень правосознание;

- формировать способность анализировать, выделять главное;

- совершенствовать умение составлять конспекты, тезисы лекции;

- поддерживать познавательный интерес к изучаемой дисциплине.

Межпредметные связи лекции. Изучение темы по своему содержанию тесно связано с такими дисциплинами, как морально-психологическая подготовка, правовая подготовка и др.

Глубокое и полное изучение материалов темы позволит слушателям понять сущность и назначение полиции, ее значение в деятельности по охране прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка.

Структура лекциисоответствует предписаниямиРабочей учебной программы.

Ключевые понятия, определения, аббревиатура: Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Учебное оборудование и ТСО, которое будет использоваться при проведении занятия.Слайды, иллюстрирующие положения темы.

Вопрос 1. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

Полиция для исполнения своих полномочий наделена правом в предусмотренных законом случаях применять отдельные меры государственного принуждения.

Государственное принуждение– это реакция государственных органов на неправомерное, противоправное поведение людей.

Законодательством Российской Федерации определяются основания для применения органами государственной власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы правонарушений), при наличии которых применяются принудительные средства.

Принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго:

– на правовой основе;

– специально уполномоченными государством органами и лицами;

– исключительно к конкретным субъектам в связи с их неправомерными действиями.

Под задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется по трем различным основаниям, предусмотренным в законах:

1. В рамках уголовного судопроизводства.

2. В рамках производства по делам об административных правонарушениях.

3. В связи с применением мер административного принуждения (пресечения).

(1). В рамках уголовного судопроизводстварассматриваемый вид принуждения представляет собойзадержание подозреваемогов качествемеры процессуального принуждения,применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (см.: пункт 11 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Этот вид задержания осуществляется в процессе предварительного расследования по факту совершенного преступления уже по возбужденному уголовному делу

(2). В рамках производства по делам об административных правонарушениях может осуществляться административное задержание.

Административное задержание предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.3) и представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Признаки административного задержания:

-кратковременность ограничения свободы физического лица;

- применение в исключительных случаях, предусмотренных законом;

- для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении либо для исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Административное задержание вправе осуществлять, в частности, должностные лица органов внутренних дел (полиции):

- при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции);

- либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях;

- а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Как исключение, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения ( ч. 2 ст. 27.5 КоАП);

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест (ч. 3 ст. 27.5 КоАП),

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Этот вид задержание (задержание на местности), собственно, и применяют сотрудники полиции той категории, по которой вы обучаетесь.

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ ОБЯЗАН:

- назвать свои: должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения сообщить причину и цель обращения;

- разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

- разъяснить его права на:

а) юридическую помощь (задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) с момента задержания).

б) услуги переводчика (задержанное лицо вправе пользоваться переводчика также с момента задержания);

в) уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

г) отказ от дачи объяснения.

Сроки всех указанных видов задержания, за исключением административного, исчисляются с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.

Как было отмечено, срок административного задержания исчисляется с момента доставления лица для составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ), а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ).

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

По факту задержания составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Полиция имеет право задерживать: 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления; 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания,

4) лиц, находящихся в розыске;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления; 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих; 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение;

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его права ( на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.)

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается:

1) для спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан: 1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции; 2) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности: 1) при ликвидации последствий аварий, катастроф

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; 3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; 4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; 5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств

Формирование и ведение банков данных о гражданах.

Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Внесению в банки данных подлежит информация: 1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; 2) о лицах, осужденных за совершение преступления; 8) о лицах, совершивших административное правонарушение;

9) о лицах, объявленных в розыск;

10) о лицах, пропавших без вести;

12) о владельцах транспортных средств;

13) о лицах, получивших водительское удостоверение;

14) о лицах, получивших удостоверение частного охранника; 15) о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности;

21) о лицах, владеющих оружием.

Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

В статье рассматриваются особенности применения полицией мер государственного принуждения . Роль государственного принуждения в обеспечении правопорядка не теряет своей актуальности. Правопорядок, являясь основой стабильного функционирования и развития общества и государства, рассматривает систему мер государственного принуждения в качестве одного из обеспечивающих элементов. Государственное принуждение , являясь мерой нивелирования негативных аспектов ситуаций правонарушения, является одним из ключевых аспектов обеспечения правопорядка. В свою очередь, обеспечение правопорядка позволяет достичь высокой степени общественной безопасности , а значит, является залогом оптимального развития общества и государства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мясников Б.В.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности применения полицией мер государственного принуждения. Роль государственного принуждения в обеспечении правопорядка не теряет своей актуальности. Правопорядок, являясь основой стабильного функционирования и развития общества и государства, рассматривает систему мер государственного принуждения в качестве одного из обеспечивающих элементов. Государственное принуждение, являясь мерой нивелирования негативных аспектов ситуаций правонарушения, является одним из ключевых аспектов обеспечения правопорядка. В свою очередь, обеспечение правопорядка позволяет достичь высокой степени общественной безопасности, а значит, является залогом оптимального развития общества и государства.

государственное принуждение, общественная безопасность, полиция, принуждение.

Государственное принуждение в динамическом и статическом аспектах представляет собой форму деятельности государства, его институтов. Следует отметить, что государственное принуждение, несмотря на свойственный ему исторический динамизм, - институт постоянный с точки зрения его целевого назначения, предопределенности правом. Этим объясняется то, что государственное принуждение в современной России не зависит от преходящих политических и других ситуаций, например, от результатов избирательной борьбы, от расстановки сил в Государственной Думе и Совете Федерации, от колебаний и перестановок на вершине государственной машины. Любое общество на каждом этапе своего развития нуждается в обеспечении законности и правопорядка, в дисциплине и слаженности, а, следовательно, в государственном принуждении.

Особенности применения полицией отдельных мер государственного принуждения, таких, как:

- вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

- оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов;

- формирование и ведение банков данных о гражданах, -

Обеспечение законности при применении мер государственного принуждения сотрудниками полиции предполагает не только строгое и неукоснительное соблюдение требований нормативных правовых актов самим сотрудником, применяющим меры, но и немедленное пресечение любых, ставших известными сотруднику фактов нарушений требований законодательства со стороны других сотрудников полиции, должностных лиц и граждан.

1. Предупредительные (превентивные) меры.

Применение мер государственного принуждения предупредительного характера является прерогативой уполномоченных органов власти и их должностных лиц. Основанием применения указанных мер является предположение о ненадлежащем и противоправном поведении граждан.

Целями применения предупредительных мер государственного принуждения являются следующие:

- обеспечение охраны общественного порядка;

- достижение высокой степени общественной безопасности;

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

- обеспечение защиты законных прав и свобод личности;

- обеспечение защиты иных отношений, охрана реализации которых является одной из функций государства.

Наличие мер превентивного характера в механизме государственного принуждения свидетельствует о реализации принципа осмотрительности в деятельности органов власти, о стремлении государства не допускать возникновения критических ситуаций; превентивность означает, что борьба с преступностью должна строиться не на устранении негативных для общества последствий совершения правонарушений, а на недопущении наступления критической ситуации, на предотвращении преступления.

2. Пресекательные меры.

Основная цель реализации мер государственного принуждения пресекательного характера сводится к нивелированию противоправности в жизнедеятельности общества; применение мер пресечения призвано предотвратить наступление негативных последствий от совершения правонарушений, а также обеспечить высокую степень общественной безопасности.

3. Правовосстановительные меры (меры защиты).

Применение мер государственного принуждения рассматриваемой группы по своей правовой сути является способом защиты и восстановления нарушенного права. При этом, элемент принуждения в рамках применения правовосстановительных мер проявляется в обязанности субъекта придерживаться определенной модели поведения, которая может не соответствовать его личным желаниям.

4. Меры юридической ответственности.

Применение мер юридической ответственности в рамках системы государственного принуждения по своей правовой сути характеризует реакцию государственных органов на совершение субъектом противоправных действий либо противоправное бездействие с его стороны; указанная реакция, в свою очередь, проявляется в форме применения наказания к лицу, вина которого в совершении преступления является доказанной. Применяемое наказание в любом случае характеризуется ограничением прав личного либо материального характера.

Следует также отметить, что в качестве основания применения мер юридической ответственности необходимо рассматривать наличие доказанного состава правонарушения.

5. Меры процессуального обеспечения.

Выделение данной группы мер не является общепринятым в теории права и производится не всеми авторами. Меры данной группы призваны обеспечивать законность реализации прочих мер государственного принуждения и нормальный ход юрисдикционных процессов.

Необходимо отметить, что ограничение прав и свобод в рамках реализации мер государственного принуждения не направлено на ограничение права на жизнь. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, то есть определение пределов свободы личности в обществе и государстве представляет собой условие оптимального сосуществования личности и государства. Иными словами, жизнедеятельность индивидуума в рамках общества и государства невозможна без принятия определенных ограничений. Чаще всего в качестве таких ограничений выступают обязанности, которые должны нести все граждане государства.

1) меры физического характера;

2) меры материального (имущественного) характера;

3) меры психического характера;

4) меры морального характера.

Рассмотрим содержание приведенных видов мер государственного принуждения.

Меры физического характера направлены на ограничение свободы и личной неприкосновенности; применение данного рода мер предполагает соответствие правовых процедур нормам ч. 2 ст. 22 Конституции РФ [1]. Так, такие меры, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

применяются только по соответствующему решению суда, до вынесения которого срок содержания под стражей не может превышать 48 часов. Кроме того, следует отметить, что требование о судебном решении касательно такой меры принуждения, как содержание под стражей, относится к ст. 56 и 57 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [3], содержащим нормы о наказании в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.

В числе мер государственного принуждения физического характера воздействия следует также назвать такую меру, как задержание (ст. 22 Конституции РФ). Задержание в данном контексте означает задержание подозреваемого в соответствии с порядком, установленным ст. 91 УПК РФ; кроме того, может иметь место быть административное задержание, порядок применения которого установлен нормами ст. 27.3 КоАП РФ.

Следует отметить, что меры государственного принуждения физического характера воздействия, ограничивая свободу и личную неприкосновенность лица, подозреваемого в совершении преступления, одновременно ограничивают и свободу его передвижения. Так, например, свобода передвижения ограничивается вследствие применения таких мер, как ограничение свободы в целом (ст. 53 УК РФ), домашний арест (ст. 107 УПК РФ), административное выдворение за пределы РФ (ст. 3.10 КоАП РФ).

Таким образом, применение мер государственного принуждения рассмотренной группы в той или иной степени предусматривает физическое воздействие. Ввиду этого, важно в рамках их применения руководствоваться нормами ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которым, недопустимо применение физического вреда, за исключением отдельных случаев (например, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).

Следует отметить, что смертная казнь, сохраняющаяся в российском уголовном законодательстве и регулируемая нормами ст. 59 УК РФ, также относится к мерам государственного принуждения физического характера воздействия.

Правовая природа мер государственного принуждения материального (имущественного) характера характеризуется ограничением права собственности. Порядок применения данного рода мер первично регламентирован нормами ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой, никто не может быть лишен имущества, принадлежащего по праву собственности, иначе как по решению суда.

В свою очередь, лишение имущества по решению суда может быть реализовано, например, в порядке гражданского либо арбитражного судопроизводства в качестве возмещения вреда в соответствии с нормами ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [2]. Иным случаем лишения имущества является его конфискация в соответствии с нормами ст. 243 ГК РФ. Конфискация имущества, являясь по своей сути безвозмездным изъятием, выступает в качестве санкции за совершение правонарушения. Здесь следует отметить наличие правового пробела, - нормой, содержащейся в п. 2 ст. 243 ГК РФ, предусмотрена возможность реализации конфискации в административном порядке, что прямо противоречит нормам ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.

В числе мер государственного принуждения материального (имущественного) характера следует также назвать штрафы, предусматриваемые к взысканию в различных областях действующего российского права.

Прочие меры государственного принуждения также могут носить материальный характер; в числе таких мер следует назвать обязательные работы (ст. 49 УК РФ), исправительные работы (ст. 50 УК РФ),

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

конфискацию орудия совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) и др. Материальный характер носят и некоторые меры пресечения, в частности, залог в уголовном процессе (ст. 106 УПК РФ).

Меры государственного принуждения психического характера могут быть реализованы в различных формах. Так, данные меры могут проявляться в форме юридических мер ответственности; в качестве примера здесь возможно назвать предупреждение, а также лишение специального права. Еще одной формой проявления рассматриваемой группы мер является административное воздействие на правонарушителя.

Основанием применения мер принуждения психического характера воздействия в любом случае будет выступать уклонение лица от исполнения обязанностей, возложенных на него в соответствии с той или иной нормой права. Ввиду этого, форма психического характера принуждения в той или иной степени присуща всем нормативным актам органов власти, устанавливающим запрет и налагающим определенные обязанности; неисполнение возложенной обязанности влечет за собой наступление ответственности.

Меры государственного принуждения морального характера предусматривают не ограничение какого-либо права человека и гражданина, а моральное воздействие в целях коррекции его поведения в обществе. Среди мер рассматриваемой группы следует, прежде всего, назвать предупреждение как вид административного наказания (ст. 3.4 КоАП РФ), а также замечание как вид дисциплинарного взыскания в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) [6].

Применение мер рассматриваемой группы обуславливает необходимость руководствоваться требованиями, установленными нормами ст. 21 Конституции РФ, согласно которой, какие бы то ни было основания умаления достоинства личности отсутствуют в российской правовой практике. Кроме того, важно отметить следующую особенность применения данного вида мер: меры принуждения морального характера воздействия одновременно могут затрагивать и иные права человека и гражданина, в том числе материальные. Среди таких мер, носящих двойственный характер воздействия, следует назвать лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ), лишение звания (ст. 48 УК РФ), лишение специального права как вид административного наказания (ст. 3.8 КоАП РФ).

Таким образом, государственное принуждение представляет собой важнейший способ воздействия на общество в целях охраны и обеспечения стабильности его жизнедеятельности. При этом, представляется возможным утверждать, что государственное принуждение и применяемое право являются логически взаимосвязанными понятиями, поскольку право представляет собой императив государственно-властного характера, реализация которого направлена на охрану ключевых сфер жизнедеятельности общества. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

9. Авдеев Р.В. Предупреждение преступлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. № 6. С. 194-198.

10.Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2011. 576 с.

11.Ардашкин В.Д. О принуждении по современному праву // Сов. государство и право, 1970. № 7. С. 33-39.

12. Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2016. 314 с.

13. Демидов П.В. Частное правовое принуждение как категория современной теории права: научные и практические проблемы. Дис. канд. юрид. наук. Н.Новгород. 2005. 156 с.

© Мясников Б.В., 2019

Студент, магистр, ЮИ ИГУ г. Иркутск, РФ dashakhvoina@mail. т

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Статья посвящена истории становления и развития института уголовной ответственности несовершеннолетних в России. Кратко раскрываются основные этапы развитии уголовного законодательства в доимперский и имперский период. Отмечается последовательное формирование правовых норм о привилегированном характере уголовной ответственности несовершеннолетних.

несовершеннолетние, преступление, уголовная ответственность, наказание, исправительные учреждения.

В развитии уголовного законодательства Российской Федерации можно выделить четыре основных равнозначных исторических периода: доимперский, имперский, советский и современный.

Древнерусское законодательство имело достаточно развитую систему правовых норм, регулирующих имущественные отношения в обществе, но ответственность малолетних (несовершеннолетних) за совершённые ими правонарушения оно никак не устанавливало.

Согласно статье 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Так, согласно ст. 15 данного Федерального закона одной из мер государственного принуждения применяемой полицией является вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В.С. Новиков.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В.С. Новиков.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В.С. Новиков, кандидат юридических наук, доцент, академик Международной академии дополнительного образования

Задержание (1) 1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкос.

Задержание (1) 1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. 2. Полиция имеет право задерживать: 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Задержание 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбы.

Задержание 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений; 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

Задержание 4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим ор.

Задержание 4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений; 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Задержание 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на во.

Задержание 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам; 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

Задержание 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные у.

Задержание 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом; 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

Задержание 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняе.

Задержание 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов; 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства; 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

Задержание 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до п.

Задержание 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Задержание 3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить д.

Задержание 3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. 4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Задержание 5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральн.

Задержание 5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. 6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Задержание 7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с.

Задержание 7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. 8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

Задержание 9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование во.

Задержание 9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. 10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

Задержание 12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанн.

Задержание 12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. 13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Задержание 14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата.

Задержание 14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. 15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Задержание 16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого.

Задержание 16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Краткое описание документа:

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Читайте также: