Азгальдов гарри гайкович доклад

Обновлено: 05.07.2024



В 20 веке перед экспертами различных стран стояла острейшая проблема нахождения надежной методологии оценивания качества (результатов деятельности творческих коллективов и их работников, продукции, услуг и т.п.). В результате в 1968 году в мире появилась новая научная дисциплина квалиметрия, спрос на использование которой существенно вырос в последнее время в связи с бурным развитием интернета и в связи с расширением областей человеческой деятельности, для которых характерна квантификация методов, средств и способов исследований [1].

Как известно, всё, что производит человек (а также с чем он сталкивается в повседневной жизни) выражается совокупностью из четырёх элементов: продукция, услуги, информация и энергия. Каждый из этих элементов наиболее полно характеризуют три фундаментальные величины:

- количество (в принятых единицах измерения);

- затраты на производство, распределение и потребление (использование, эксплуатацию, применение) единицы этого количества;

- качество единицы количества.

Первая из этих величин - количество – уже много столетий является основой расчетов в комплексе технологических дисциплин. Вторую - затраты – тоже очень давно изучают и учитывают в комплексе экономических дисциплин. Что же касается третьей характеристики - качества - то, до недавнего времени, ее практически не учитывали ни в технологических, ни в экономических, ни в управленческих дисциплинах.

Но её численный учёт сегодня очень важен. Во-первых, потому что любому руководителю (исследователю) в процессе его работы приходится сталкиваться с проблемой количественного оценивания качества – например, результатов труда (продукции и услуг); проектирования; производственного или социального процесса; деятельности коллектива (персонала).

Во-вторых, качество нужно уметь количественно оценивать в тех, весьма часто встречающихся в деятельности руководителя ситуациях, в которых ему приходится выбирать лучшее по качеству решение из двух или большего числа вариантов. Например, нужно выбрать лучший по качеству: образец продукции; тип организационной структуры; кандидата на вакансию; проектное решение; комплект оборудования и т.д. Понятно, что для решения задач такого класса обязательно необходимо умение количественно оценивать качество.

И, наконец, в-третьих, количественное оценивание качества необходимо при решении таких социально-экономических задач, в которых, для повышения точности расчетов, нужно учитывать не только количественные, но и качественные факторы: социальные, экологические, эргономические, эстетические и др.

Указанные выше обстоятельства и предопределили возникновение в 20 веке квалиметрии - научной дисциплины, изучающей методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества различных объектов и отдельных их качественных характеристик (в настоящее время не выражаемых в обычных экономических единицах измерения [2]).

Если немного перефразировать Уинстона Черчиля, то квалиметрия - это наилучший способ давать неточные оценки качества в условиях, когда любые другие способы дают еще менее точные оценки.

Предположим, что нам была поставлена задача количественно оценить качество докладов участников конференции (по шести согласованным критериям) и затем, трем авторам лучших (по качеству) докладов вручить премии: за первое место – 100 000 рублей, за второе – 50 000 рублей и за третье – 25 000 рублей.

Эту задачу можно решить разными способами, но поскольку цена ошибки велика и может обернуться для организатора подобной премии потерей репутации и привести к реальным убыткам, решено было привлечь квалиметрологов:

(1) для разработки методики оценивания качества доклада;
(2) для проведения расчетов (на основе разработанной методики);
(3) для выбора трех лучших по качеству докладов.

Начнем с ключевых терминов, которые используются в квалиметрии:

Объект - любой предмет или процесс; применительно к тематике данной конференции:

- одушевленный или неодушевленный;
- продукт труда или продукт природы;
- материальный или идеальный;
- естественный или искусственный;
- продукция или услуга;
- предметы или процессы.

В нашем случае объектом исследования и оценивания является результат творческой деятельности участников конференции (в виде подготовленного доклада в электронной или печатной форме) и процесс его доведения до аудитории (презентация доклада). Пусть для простоты на конференции было всего 5 (пять) докладчиков.

В данной задаче свойства уже определены при ее постановке (но, вообще говоря, определение свойств для оценивания качества объекта – это отдельная и не всегда простая задача [2, с.82]). Представим свойства объекта (доклада) в иерархическом виде (в виде дерева свойств).

Рис. 1. Упрощенная модель качества доклада в виде дерева свойств

Обращаем внимание, что пример условный, в котором представлено всего семь свойств и три яруса. В практических методиках оценки качества [2, c.127] количество свойств и ярусов существенно больше и определяется необходимой точностью и гибкостью модели (модель и методика может учитывать множество свойств и факторов, но быть очень затратной и поэтому мало пригодной для использования 4 ).

Свойство - черта, характеристика, особенность объекта, проявляющаяся в процессе его потребления или использования в соответствии с его назначением.

В нашем примере таких свойств – шесть: актуальность доклада (1), новизна доклада (2), достоверность сведений, представленных в докладе (3), звуковое оформление доклада (4), визуальное оформление доклада (5), легкость восприятия доклада (6).

Качество – свойство, представляющее собой совокупность всех тех и только тех свойств, которые характеризуют получаемые при потреблении объекта результаты (как желательные, положительные, так и нежелательные, отрицательные), но которые не включают в себя затраты денежных средств на его создание и потребление.

Экономичность - совокупность тех свойств объекта, которые характеризуют в комплексе затраты денежных средств на его создание и потребление.

Интегральное качество - такое свойство объекта, которое характеризует совокупность его качества и экономичности.

В нашем примере не стоит задача определять интегральное качество доклада, поэтому мы не анализируем сведения о затратах на создание и демонстрацию доклада на конференции (в качестве примера, к таким затратам можно было бы отнести расходы на привлечение художника, копирайтера, дизайнера, переводчика, стилиста, имидж-мейкера и пр.)

Показатель свойства (качества, интегрального качества) - количественная характеристика свойства (качества, интегрального качества).

Пусть измерены (аналитическим и/или экспертным методом) показатели свойств всех докладов на конференции и результаты занесены в Таблицу 1.

Для каждого свойства экспертным и/или аналитическим методом могут быть определены эталонные и браковочные значения. Для простоты настоящего примера пусть все значения показателей свойств измерены в процентах (таким образом, что их значения могут находиться в диапазоне от 0% до 100%).

Значение показателя - конкретное числовое значение, которое может принять показатель.

Таблица 1. Значения показателей свойств анализируемых докладов

Каждое свойство, кроме абсолютного показателя Qi , характеризуется также и относительным показателем Кi , выражающим уровень проявления свойства относительно некоторых эталонного Qrefi и браковочного Qreji показателей:

Важной особенностью квалиметрического анализа является тот факт, что все сравнения в квалиметрии проводятся по отношению к мировому уровню: МИРОВОЙ УРОВЕНЬ – это такая количественная характеристика объекта (предмета, процесса), которая в данный период времени, для объектов одного и того же назначения даёт информацию о среднем (для заранее заданного числа лучших в мире объектов) значении показателя их качества. Сравнение по отношению к мировому уровню предполагает выбор соответствующих эталонных и браковочных значений.

С учетом того, что эталонное и браковочное значение в нашем условном примере (для простоты демонстрации расчетов) для каждого свойства приняты равными Q ref ii = 100% и Q rej i = 0%, относительные показатели для каждого свойства рассчитаны по формуле (1) и представлены в Таблице 2.

Читайте также: