Коротенький доклад на тему екологічне виховання дошкільнят з методами використання трвз

Обновлено: 30.06.2024

Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни, а также позитивное отношение к себе и другим людям.

Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-

познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:

– охранять и укреплять здоровье детей;

– учить их правильно взаимодействовать с природой;

– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

– формировать и развивать элементарные экологические знания;

– систематизировать знания о живой и неживой природе;

– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного ком-плекса;

– формировать умение решать экологические задачи;

воспитательные :

– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;

– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;

– формировать представление об экологических проблемах своего края;

– формировать представление о себе, как жителе Земли.

– развитие трудовых умений и навыков;

– развитие эстетических представлений.

Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в себя :

профессиональная подготовка педагогов;

создание экологической развивающей среды в ДОУ;

экологическое просвещение родителей;

экологизация различных видов деятельности дошкольников.

Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются :

Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского сада по экологическому воспитанию являются :

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.

Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.

Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.

Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.

Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивиду-альные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся сис-тематически по разработанному плану, с использованием всех видов дея-тельности, в конце года проводится итоговое занятие.

Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата.

Поэтому мы используем принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для :

- познавательного развития ребенка;

- эколого-эстетического развития;

- формирования нравственных качеств;

- формирования экологически-грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности.

- экологического просвещения родителей

Формы работы по экологическому воспитанию :

опыты и эксперименты;

чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п. ;

практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);

практическая работа и поисковая деятельность;

изобразительная деятельность с отображением природы;

развлечения, вечера досугов;

театрализация (экологические сказки и т. д.);

выставки (детское творчество).

Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя три блока.

1 блок – работа с детьми.

Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.

В каждой группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям детей от ясельной до подготовительной групп. В этих уголках дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают листья.

В соответствии с санитарными правилами и нормами, не допускаю-щими размещение в детском саду аквариумов, животных и птиц, вместо представителей животного мира в качестве наглядного материала в групповых комнатах представлены пластмассовые и резиновые фигурки животных, которые дошкольники могу брать в руки без причинения вреда своему здоровью.

В доступном для детей месте в уголках природы размещены детские книги о природе, обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и фауны, а в старшей и подготовительной группах – гербарии, коллекции камней, семян.

В уголках природы на подоконниках расположились мини-огороды. Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течении лета дети всех возрастных групп имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.

Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.

Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними, а также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли. В осенний период на участке дети собирают листья рябины, клена, дуба, каштана, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий, который оказывает большую помощью в распознавании пород деревьев. С наступлением холодов дошкольники совместно с воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.

В нашем детском саду в образовательной деятельности по экологическому воспитанию регулярно используется художественная литература о животных и растениях, которая расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Чтение этих произведений сопровождается просмотром иллюстраций, которые помогают детям лучше понять и представить то, о чем повествуется в рассказе, сказке, стихотворении. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после про-чтения воспитателем художественной литературы, проведённых на участке и в уголке природы наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят воспитателей ответить на волнующие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во время наблюдений и труда.

Опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В ознакомлении с природой особое место в нашем детском саду занимают соответствующие возрасту дидактические игры, такие как "Пищевые цепочки водоёма", "С чем нельзя в лес ходить?" и другие. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют раз-нообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения иг-рать вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения, ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.

Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия учат дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, побуждают к нравственно-эстетическим переживаниям, развивают воображение, формируют навыки, помогающие передавать в работах свое видение красоты природы.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием при-родных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

2 блок – работа с родителями.

Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.

Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские собрания, экологические праздники.

Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:

Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить себя, сформировать положительное отношение к природе.

3 блок – работа с социальным окружением.

Задачи: расширение кругозора дошкольников; обогащение представления детей о разнообразии природного мира; развитие любознательности; формировать представление об экологических проблемах своего края; учить детей правильно взаимодействовать с природой.

Дошкольники старших и подготовительных групп нашего детского сада совместно с воспитателями регулярно посещают краеведческий музей, благодаря этим экскурсиям дети расширяют представления о флоре и фауне нашего края, рассматривают животных и растения, занесенных в Красную книгу Мордовии. Такие посещения краеведческого музея развивают интерес к природе, формируют положительное отношение к ней, желание заботиться и оберегать ее, заставляют задуматься о том, какой вред окружающей среде может причинить человек своими необдуманными поступками.

Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:

• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экология в прямом смысле этого.

Экологическое воспитание дошкольников Целью экологического образования является формирование человека с экологическим мышлением,который способен осознать последствия своих действий.

Экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание дошкольников Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, что делает.

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду проходила экологическая неделя, в рамках которой во всех возрастных группах были проведены разнообразные формы работы.

Мы, взрослые обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры, это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее.

Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах природных явлений и объектов.

При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются: возрастными возможностями детей и характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений; о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда; о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр; знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры , элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.

Ведущая роль отводится наблюдению, которое по праву считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова и др.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Классификации видов наблюдений:

- длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений.

- воссоздающие наблюдения . Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы.

По длительности выделяют эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

Выделяют ряд требований к организации и проведению наблюдений:

1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

Наряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. В процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

Выделяют следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

- картины природоведческого содержания;

- картинки, иллюстрации, фотографии;

- кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь только в результате комплексного использования всех наглядных методов.

Игра - это очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Экологические игры различаются по содержанию (отражение быта, событий), по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок, рассказов; строительные).

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т.д.). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опыты, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука. Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

- Педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например: тепло ли травке под снегом?).

- С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет).

- Обязательное руководство опытом: вопросы, побуждающие ребенка рассуждать, объяснять, сравнивать.

- Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

- При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектом.

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарем природы, схемами, таблицами и т.д. занимает значительное место на занятиях. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; на развитие речи детей; на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Развивающая экологическая среда в ДОУ – также является методом экологического воспитания дошкольников. Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

Т.о, экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы, такие как:

Конкурсы, викторины, брейн-ринги, праздники

Метод экологической идентификации

Игровые технологии

Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Проектные методы.

Кейс-технологии

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

При знакомстве детей с природой, используют разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Используют следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;

экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Природоохранные акции

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Бионика – (от греч. biōn – элемент жизни, буквально – живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.

Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов. Суть этого направления состоит в том, чтобы заимствовать у природы ценные идеи и реализовывать их в виде оригинальных конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий.

Бионика играет большую роль в жизни человека. В каждом творении Природы мы видим высочайшую степень целесообразности, надежности, прочности, экономичности, и в то же время разнообразие форм и конструкций природных творений бесконечно.

Этот синтез биологии и человеческого разума открывает для нас мир растений и животных как неиссякаемый источник новых идей для различных форм моделирования.

Применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в МДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребенка…..4

1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой………………………….7

1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников……………………………………………………………………11

1.4 Создание уголка природы в ДОУ…………………………………………..13

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Цель работы: изучить формы и методы экологического воспитания дошкольников.

Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

Формы и методы ознакомления детей с природой

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

Отношение у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

Нормальный воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку.

В группах старшей и подготовительной к школе нужно знакомить детей по

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту.

1.4 Создание уголка природы в ДОУ

В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников.

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

В данной работе мы поднимаем проблему организации экологического воспитания в старших подготовительных группах детского сада. Решение этой проблемы невозможно без творческого подхода педагогов и родителей.

В нашей работе мы рассмотрели сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка, а также предлагаем ознакомиться с формами, методами ознакомления детей с природой. А поскольку в центре всего педагогического процесса находится ребенок, то нам представляется важным исследовать проблему личностно-ориентированного подхода в экологическом воспитании дошкольников. Во второй главе дипломной работы мы рассматриваем достижения передового педагогического опыта, для создания зоны природы, которая играет первостепенную роль в экологическом воспитании в детском дошкольном учреждении.

На основе полученного опыта мы предлагаем сценарий экологического урока (план), который мы апробировали на практике.

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №1
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №2
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №3
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №4
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №5
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №6
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №7
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №8
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №9
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №10
Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №11

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №1

Слайд 1

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №2

Слайд 2

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №3

Слайд 3

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №4

Слайд 4

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №5

Слайд 5

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №6

Слайд 6

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №7

Слайд 7

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №8

Слайд 8

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №9

Слайд 9

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №10

Слайд 10

Екологічне виховання дітей дошкільного віку, слайд №11

Слайд 11

Читайте также: