Дружба в бизнесе доклад

Обновлено: 15.05.2024

Сколько мрачных историй мы слышали о том, как предпринимательский цинизм разрушил долговечную дружбу. Если собрать все эти истории воедино, получилась бы, наверное, новая теория социализма. Да, бизнес формирует уникальную парадигму мышления. В нем главная цель — деньги, траектория движения — прибыль. Сложные вещи он делает простыми, простые превращает в инструмент заработка. То, что в этой схеме нет места дружбе, — дело естественное. Эмоции предприниматель прячет ровно настолько, насколько они не заслоняют ему зарево денежного потока.

Попытка вести совместный бизнес с другом действительно иногда приводит к потере и того, и другого. Это подтверждает исследование Harvard Business School, согласно которому большинство технологических предприятий разваливаются по причине разногласий между партнерами. Неудивительно, ведь именно стартапы чаще других реализуют управленческую модель, построенную на дружбе. А учитывая, что 9 из 10 стартапов и без того обречены на провал, стоит тщательно подумать, прежде чем превращать дружбу в бизнес-союз.

Плюсы ведения бизнеса с друзьями

Дружба зачастую держится на идентичности этических и философских взглядов. Разделяя общую систему убеждений, друзья легче договариваются друг с другом по многочисленным вопросам, сопровождающим предпринимательскую деятельность на всех этапах. При этом неважно, идет речь о разработке долгосрочной стратегии или выборе логотипа компании, — непринужденность дружеского общения стимулирует открытость дискуссии, когда можно выражать свое мнение без стеснения и формализма.

Минусы ведения бизнеса с друзьями

Советы от тех, у кого получилось

Питер Ян — основал вместе со своими друзьями сеть закусочных Pokéworks

Деловое партнерство чем-то похоже на брак. От своего супруга люди ждут честности, доверия, способности идти на компромисс. Те же качества я хотел бы видеть в своем партнере по бизнесу. Поскольку вы знаете своего друга давно, у вас изначально должно быть понимание: подходит он вам в качестве напарника или из этого ничего не получится. Конечно, не всегда дружеские отношения могут перерасти в успешный бизнес, поэтому при выборе партнера нужно оставаться объективным. Самое главное при создании бизнеса — убедиться, что у вас с другом одинаковые ожидания и ценности. Открытость в общении и радикальная честность являются ключом к тому, чтобы все сохраняли приверженность интересам компании. В нашем предприятии мы стараемся слушать мнение друг друга и оценивать каждое с позиции выгоды для бизнеса. Мы уважаем индивидуальность всех членов команды. И пусть не всегда едины во взглядах, тем не менее учимся идти на компромисс и объективно воспринимать чужую позицию.

Алекс Арлотта — вместе с подругой Саммер Хартшорн основала косметологическую компанию Waxing The City

Когда вы предприниматель, ваш личная жизнь сливается с профессиональной. Соответственно, ваши партнеры — это больше чем люди, с которыми вы просто работаете. Когда мы с Саммер начинали свой косметологический бизнес, то проводили на работе по 18 часов в сутки. И нам не составляло это большого труда. Мы были одинаково одержимы общей идеей. А в перерывах между работой отлично проводили время за обедом или ужином, где могли обсудить какие-то личные вещи. Мы искренне наслаждались обществом друг друга, поэтому и вести дела казалось гораздо легче. И именно в тяжелые периоды бизнеса ты понимаешь, как здорово, что рядом с тобой твой друг.

Когда друзья начинают вести совместный бизнес, они должны быть готовы уделять работе одинаковое количество времени. Если один начинает вкладывать больше усилий, чем другой, появляются обиды, которые ставят под угрозу будущее компании. Когда мы с Саммер создавали Waxing The City, то обе были одиноки, а потому могли посвящать бизнесу большую часть своего времени и энергии. Даже если ваша ситуация иная и вы не можете посвящать все свое время делам — вам необходимо заранее договориться с партнером о своем участии в бизнесе и убедиться, что сможете выполнить эту договоренность.

Трезво оценивайте сильные и слабые стороны своего друга или подруги. Хотя в начале пути вы с партнером и будете выполнять примерно одни и те же задачи, в дальнейшем ваши роли начнут отличаться. Поэтому у вас должна быть взаимная уверенность, что ваш партнер справится со своей. Любой предприниматель нуждается в уверенности, что каждый член его команды является по-своему эффективным. И даже тот факт, что этот член команды — ваш друг, не меняет ситуацию. Не забывайте регулярно общаться с партнером на предмет общих целей. Он все также заинтересован в совместном предприятии? Результаты его работы также хороши, как и прежде? Будьте честны и не позволяйте личным отношениям загораживать очевидную истину. Это и заставляет других людей верить в то, что дружба мешает бизнесу.

Крис Ковелли — вместе с другом детства Гарреттом Грином открыл ресторан Get Fried Fry Cafe

Определяйте роли с самого начала. Одно из самых умных решений, принятых нами на старте создания бизнеса, заключалось в том, что мы закрепили за каждым свою роль на основе наших сильных и слабых сторон. Так стало ясно, кто за что несет ответственность. Именно благодаря этому у нас никогда не возникало конфликтов на почве бизнеса. Оставайтесь открытыми и не спешите отвергать чужие идеи. Раз решаетесь открыть бизнес с партнером, то цените его вклад тоже. Разнообразие мыслей, опыта и знаний не делало хуже еще ни одни бизнес. Так почему оно способно навредить вашему?

Чак Руньон — вместе с другом Дэйвом Мортенсеном создал международную сеть фитнес-клубов Anytime Fitness

По данным ряда социологических исследований, большинство россиян сегодня уверенно полагает, что дружба и бизнес — вполне совместимые вещи. Однако, как показывает опыт владельцев компаний, если друг оказался партнером по бизнесу, легко потерять и бизнес, и друга. Несомненно: общее дело — серьезная проверка друзей. Но нужна ли такая проверка бизнесу?

ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ

В истории многих компаний есть примеры, когда их основатели были давними хорошими друзьями. Так, дружеские узы связывают основателей компании APPLE, ASUS, GOOGLE, MICROSOFT и многих других известных и менее известных фирм. Подобная модель бизнеса, например, часто встречается в восточных компаниях: привлекать в общее дело родственников и друзей там считается обычным делом. Несомненно, начинать дело с друзьями намного проще, чем с малознакомыми людьми: бизнес, основанный на дружбе, имеет немало преимуществ.

Несомненно, доверие — необходимая часть бизнеса. А доверять легче проверенному человеку, с кем знаком много лет. Кроме того, большим плюсом работы с друзьями на первых порах может быть огромная физическая и моральная отдача. Друзья могут работать по двадцать четыре часа в сутки, нередко и без зарплаты. Таким образом, в первое время на энтузиазме друзей может получиться довольно продуктивный бизнес.

Размышляя о бизнесе, построенном на дружбе, руководители компаний отмечают и тот факт, что работа в таком тандеме не прекращается и тогда, когда друзья собираются вместе проводить свободное время. Играя в теннис или ловя рыбу, партнеры-друзья одновременно могут решать и рабочие вопросы.

Однако если друзьям приятно проводить время вместе, совсем не значит, что им будет также легко решать возникающие проблемы в бизнесе. Неформальные отношения вносят в работу немало проблем, которые, как утверждают бизнесмены, способны если и не привести общее дело к краху, то изрядно его потрепать.

С ним согласен и Евгений Потапов, генеральный директор СГ МЕЖРЕГИОНГАРАНТ, который считает, что дружба в бизнесе — одна из серьезнейших ошибок, которые допускают люди. Необходимо четко разделять бизнес и дружбу — при смешении же не получается ни того ни другого. Подобное смешение практически во всех случаях приводит к негативному результату.

ЕСЛИ ДРУГ — ПОДЧИНЕННЫЙ

Другу можно простить промахи в работе, безосновательно повысить премию, списать со счетов организационные нарушения. Выставить требования другу гораздо сложнее, чем постороннему человеку. И начинается смешение понятий дружбы и работы: руководитель щадит друга-подчиненного, неправильно стимулирует его работу, да и во многих других вопросах демонстрирует неправильный подход, забывая, что требования к дружбе и работе абсолютно различны.

При этом, как рассказывает Евгений Потапов, вознаграждение другу было установлено не по результатам его труда, а в соответствии с его жизненными потребностями — расходов на квартиру, одежду, детей и даже трат на домашних животных. В итоге все закончилось серьезной ссорой, которая длилась долгих 10 лет, и только недавно бывшие друзья стали вновь общаться.

В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ

Очевидно, что дружба в бизнесе — вопрос деликатный. Долго ли она продлится, зависит от многих факторов: и от личностных качеств друзей-партнеров, и от умения грамотно распределить роли в бизнесе, и от способности вовремя разрешать конфликтные ситуации.

— Стоит сказать, что отношения двух собственников значительно отличаются от того, что было приведено выше.

Начну с дружбы. Если люди работают профессионально, то это приводит к партнерским и дружеским отношениям. Но по-другому обстоит дело с принципом, если строить бизнес на дружбе. Это уже опасно. В данном случае может произойти конфликт ценностей. Бизнес функционирует нормально, если люди работают ради достижения целей в соответствии с ценностями бизнеса. Но когда основные и главные ценности являются дружбой, то бизнес-ценности становятся второстепенными. Как следствие, бизнес начинает хромать.

— Если правильно строить бизнес, то бизнес-модель будет определяться миссией. А бизнес-миссия определяется видением собственника, иными словами, какая у бизнеса философия, такая и должна применяться бизнес-модель. Как наемный управленец, я придерживаюсь бизнес-модели, которая работает на миссию. Бизнес-модели зависят, прежде всего, от сферы деятельности организации. Например, если вы разрабатываете инструменты, то у вас будет одна бизнес-модель, если продаете коучинг, то другая.

— Вы упомянули коучинг. Уже не редкость, что некоторые руководители используют коучинговые методики в процессе управления. Как, по-вашему, стоит ли за этим будущее или это просто мода? Используете ли Вы коучинговый стиль управления? Расскажите о своей методике управления: на чем Вы делаете в первую очередь акцент?

— Начну так: правильно то, что работает. Эффективность такой работы зависит от множества факторов. Во-первых, от характера бизнеса. Для одного бизнеса является эффективным один способ, для другого другой. Во-вторых, от степени развития организации и характера деятельности сотрудников. Если организация молодая, то, как правило, в ней превалирует директивный стиль управления. Но когда сотрудники осваивают базовые навыки, стиль меняется с директивного на поддерживающий.

Если затрагивать виды деятельности, директивный стиль управления применяется в простых и ясных операциях. Как правило, операции в данном случае рутинные и однообразные. Но, допустим, если речь идет о творческой работе (технический специалист, инжиниринг), то директивный метод здесь опускается и ему на смену приходит поддерживающий стиль, в котором существуют такие понятия, как свободное творчество, особое доверие и оценка окончательного результата.

Вообще коучинг интересен в плане внешнего позитивного воздействия на организацию. В первую очередь, для руководителей. Но внутри организации тоже должны присутствовать элементы коучинга, в частности во время процесса управления.

— Что Вы можете рассказать о контроле над творческими личностями? Ведь к ним нужен немного другой подход…

— Эмоциональный интеллект или компетентность. Современные руководители убеждают себя и других, что эмоции сотрудников только мешают работе. Насколько, по Вашему мнению, уместно проявление эмоций на рабочем месте или их нужно всячески сдерживать? И как вообще эмоциональная компетентность влияет на мотивационный аспект?

— Эмоции проявлять необходимо. Главное, не следует делать каких-то акцентов. Выражение эмоций со стороны руководителя должны быть, то есть определенному состоянию организации и бизнеса или определенному результату должны соответствовать определенные эмоции. Через эти эмоции мы показываем людям наше текущее отношение к результатам или методам управления. Например, если все хорошо — мы должны радоваться, если же все плохо — показывать свое огорчение. Радость и огорчение — мы должны это показывать.

Очень часто сотрудники отделяют свое состояние, то есть свои задачи, от того состояния, в котором находится организация. Если организации плохо, то данное состояние должно адекватно отражаться.

Конечно, было бы ошибкой говорить, что эмоции необходимы в первую очередь. Иногда мы не в состоянии их сдержать. Безусловно, нужно учитывать те ситуации, где могут быть проявлены наши эмоции, но не всегда получится сдержать их.

Эмоции, прежде всего, нужны для четкого понимания сотрудниками основных задач организаций. Сотрудники должны знать, что плохо для организации, а что хорошо.

— Вопрос о методе кейсов. Какие интересные кейсы Вы можете привести в пример? Какие Вы лично используете и почему? Можете рассказать, как у Вас проходит собеседование? Чем Вы обычно интересуетесь и что для Вас является важным?

— Если мы работаем профессионально, то для определенных типов должностей необходимы соответствующие типы качеств. Допустим, для бухгалтера необходима усидчивость, любовь к цифрам, а также приветливость и услужливость по отношению к руководителю. Кстати, услужливость хорошее слово, но для некоторых сотрудников оно почему-то носит негативный характер.

Соответственно, для разной работы нужны разные качества: где-то нужно уметь говорить нет, где-то необходимо обладать коммуникабельностью и т. п.

— Что Вы можете рассказать об управлении мотивацией? Можно ли стимулировать сотрудников или нужно нечто другое?


Итак, возможно ли иметь эффективные деловые отношения с друзьями? Вот 9 советов, которые помогут вам успешно вести дела с друзьями.

Предложите другу мини-проект


Вы доверяете своему другу и, без сомнения, у вас было много разговоров о ваших планах на будущее. Тем не менее ваши друзья действительно (я имею в виду на самом деле) хороши в том, что они делают?

Вместо того чтобы слепо верить их словам, предложите им небольшой проект, а потом просто анализируйте их действия, чтобы подвести итог - годятся ли они для роли бизнес-партнера или нет. К концу вашего небольшого проекта, вероятно, вы узнаете, стоит ли создавать бизнес с другом совместно. Возможно, лучше всего попробовать сделать это по отдельности?

Узнайте об ожиданиях друг друга


Главное в партнерстве с другом, когда это касается бизнеса, заключается в том, чтобы вы оба сразу высказали все свои мысли по поводу ожиданий от предстоящих проектов. Когда вы четко понимаете, что хочет видеть в итоге ваш друг и что хотите видеть вы, вероятно, вы сможете сделать выводы о том, необходимо ли это сотрудничество. Если у вас разные цели, которые никак друг друга не касаются, то, определенно, партнерство - не лучший вариант.

Укрепите все на письме


Как только ожидания будут поняты, зафиксируйте их в письменном виде, как вы бы сделали с любым другим человеком, с которым сотрудничаете.

Обсудите все детали


Когда произойдут встречи? В какое время будут поступать звонки? Является ли Messenger приемлемым или предпочтительным вариантом для электронной почты? Что должно быть сделано для того, чтобы обе стороны могли говорить свободно и прозрачно, особенно если ситуация не работает? Убедитесь, что все изложено в вышеупомянутом соглашении о работе.

Установите расписание для проверок


Обязательно говорите о том, чем вы недовольны


Соблюдайте границы между бизнесом и дружбой


Будьте честны и ясны, говоря о компетентности вашего друга


Вероятно, вам или вашему другу в скором времени надо будет предоставить определенные доказательства того, что вы оба компетентны. В этом случае необходимо излагать все мысли ясно и четко. Вы не должны скрывать некоторые факты о друге, ровно как и он, чтобы избежать возможных проблем в будущем вашего общего бизнеса.

Избегайте предположений


Прежде всего, лучший совет при ведении бизнеса с друзьями - избегать предположений. Пока вы не узнаете все наверняка, не делайте выводов и не пытайтесь предположить, что будет делать ваш друг в результате. Это, как минимум, неприятно.

Читайте также: