Лишение специального права доклад

Обновлено: 30.06.2024

Данное наказание заключается в лишении специального права, ранее предоставленного физическому лицу. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение правил пользования данным правом. => любое нарушение, за которое есть санкция в виде лишения права. Формальность.

Лишение специального права является основным и, как правило, альтернативным видом наказания. При этом альтернативой ему выступает административный штраф. Безальтернативным тоже м.б. – управление ТС в состоянии опьянения.

Назначается только судом. Данное наказание является длящимся. Его исполнение продолжается определенное время. Срок лишения не м.б. менее 1 месяца и не м.б. более 3 лет. Соответственно кратно лишение тоже 1 месяцу.

2 категории лиц, к которым данное наказание не применяется:

1. лица, для которых основной законный способ добычи средств к существованию – использование права.

2. нельзя лишить права управления ТС инвалида, для которого это единственное средство передвижения, если он не управлял им в состоянии алкогольного опьянения.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726. Административный арест назначается судьей. Административный арест не может применяться к определенным категориям лиц: беременным женщинам;

женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп;

военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы;

имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

68. Административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований как меры административного наказания: понятие, содержание, ограничения в применении.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно, как уже отмечалось выше, состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как административное наказание не следует смешивать с такими мерами административного пресечения, как:

§ депортация - принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

§ выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации - принудительная мера, применяемая уполномоченными должностными лицами пограничных органов и связанная с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено:

§ лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;

§ членам совета директоров;

§ лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

§ угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

§ заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

§ наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

§ причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

§ совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

§ совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

§ совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

§ совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

§ совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

§ совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Относительно новым видом наказания за совершение административных правонарушений являются обязательные работы, которые заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

При этом обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами службы судебных приставов.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначены обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно работать, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

Уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

1.Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.2. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

69.Правила назначения административных наказаний: общая характеристика, сроки давности, смягчающие и отягчающие обстоятельства

Общие правила:

• Наказание назначается строго в пределах санкции статьи, установленной КоАПом или законом субъекта.

• Только тот вид, который указан в санкции.

• Выбор конкретного наказания определяется усмотрением судьи или должностного лица, рассматривающего дело.

Усмотрение заключается в том что:

- может применить или не применить дополнительное наказание

- может выбрать наказание в альтернативной санкции

- может выбрать наказание в вилке, указанной в санкции

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Применение макс. и мин. наказания д.б. обосновано, как и выбор более тяжкого вида наказания.

Привлечение лица к ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой он привлекается к ответственности.

Привлечение к административной ответственности не исключает последующего привлечения к гражданско-правовой ответственности. Более того, установление незаконности действия будет преюдициальным фактором.

Пример: незаконная парковка. Если привлекаются по статье самовольное занятие зем.участка, на физ.лицо (а в будке обычно физ.лицо) возлагается минимальный штраф. Факт того, что будка стоит незаконно подтвержден решением уполномоченного органа, и в последующем суде уже никто опровергать этот факт и заново рассматривать не будет.

Есть перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств (ст.4.2 и 4.3).

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым (то есть суд может признать любое иное обстоятельство смягчающим, кроме 2 случаев: обстоятельство является отягчающим или является конструктивным элементом состава).

Перечень отягчающих обстоятельств является закрытым, при этом суд, орган или ДЛ с учетом обстоятельств дела может признать данное обстоятельство в конкретном деле не отягчающим обстоятельством.

Повторное совершение АП (в течение года и однородный объект): суд на свое усмотрение решает этот вопрос.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Т.е. перечень является открытым.

2 случая, когда обстоятельства не могут быть признаны смягчающими: если это обстоятельство является отягчающим, и если это обстоятельство является конструктивным элементом состава.


Лишение специального права является отдельным видом административного наказания и применяется с целью предупреждения совершения иных правонарушений. Рассматриваемый вид наказаний относится к санкциям административно-правовой нормы и применяется при нарушении ее предписания. Проанализированы положения Кодекса об административных правонарушениях как источника информации о процедурах, представляющие собой комплекс мер административного принуждения при совершении административных правонарушений.

Ключевые слова: административное право, специальное право, административное наказание, лишение специального права, принуждение.

Административное наказание представляет собой комплекс принудительных мероприятий, которые носят конкретный характер и обременяют правонарушителя дополнительными обязанностями, либо ограничивают его права и свободы. Сущностью административного наказания является создание неблагоприятных последствий для привлеченного к административной ответственности лица.

Одно из видов наказаний — лишение специального права, дополняющего и развивающего общие права, к которым относятся особенности разных групп населения.

Данное наказание представляет собой особый вид административного взыскания, которое уполномоченный орган налагает на гражданина, совершившего административное правонарушение, либо замеченного в грубом либо систематическом нарушении порядка пользования специальным правом.

Наличие специального права подтверждается разрешительным документом (водительским удостоверением, удостоверением на право управления судном, охотничьим билетом, удостоверением тракториста-машиниста, лицензией на приобретение оружия и патронов к нему либо разрешением на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему в соответствии с ч.1, 3, 3.1. ст.32.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1].

Процедура лишения специального права установлена ч.1 ст.3.8. КоАП РФ и осуществляется в судебном порядке. Срок данного административного наказания установлен в пределах не менее одного месяца и не более трех лет.

Особенной частью КоАП РФ предусмотрено лишение специального права из числа перечисленных ранее. На основании ст.32.5 и 32.6 КоАП РФ возможно лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, однако Особенная часть Кодекса не содержит статей о правонарушениях, предусматривающих в качестве меры лишение специального права на их эксплуатацию [2].

Суть административного наказания — моральное либо материальное воздействие на правонарушителя. Некоторые виды административных наказаний сочетают в себе оба указанных вида воздействия, а также предполагают временные ограничения прав нарушителя (привлечение к исправительным работам, процедура лишения специального права, административный арест).

Лишение специального права на практике в основном применяется к водителям транспортных средств за грубые нарушения Правил дорожного движения, за исключением лиц, пользующихся транспортным средством в связи с инвалидностью, определенных ст.3.8 Коап РФ. К исключениям относятся управление таким транспортным средством в состоянии опьянения, при уклонении от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление места ДТП, участником которого является указанное лицо.

Сфера борьбы с браконьерством значительно расширена с введением ст. 2581 Уголовного кодекса РФ [3]. На наш взгляд, введение данной статьи обусловило усиление профилактического потенциала уголовного закона в сфере борьбы с данным негативным явлением путем выделения особого предмета посягательства и расширения признаков объективной стороны состава преступления. В настоящее время лишение специального права предусмотрено, помимо добычи, за приобретение, содержание, хранение, перевозку, продажу и пересылку представляющих особую ценность диких животных и водных биологических ресурсов.

Уголовным законодательством данное преступление разделено на среднюю и тяжкую категории, что на практике выражается в существенном повышении санкций, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 (средняя) и ч.3 (тяжкая) ст. 2581 Уголовного кодекса РФ. Таким образом, наряду с административной ответственностью, предусматривающей санкции в виде лишения специального права, формируется тенденция к усилению уголовно-правовой охраны компонентов окружающей среды на территории РФ.

Ч.4 ст.3.8. КоАП РФ установлено, что лишение права осуществлять охоту не применима к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Исключения прописаны в ч.1.2. ст.8.37 КоАП РФ: осуществление охоты при нарушении сроков, установленных правилами охоты.

На наш взгляд, наибольшее количество противоправных действий имеет место в отношении ограниченного круга водных биологических ресурсов и диких животных, которые занесены в Красную книгу РФ. Особенно ярко это проявляется на примере незаконной добычи особей тигра, ущерб от которого составляет около 25 млн рублей. Статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ говорит о тенденции к увеличению случаев применения новой нормы на практике.

Перечень предметов преступления содержится в Постановлении № 978 [4], однако его содержание законодательно не раскрыто, в связи с чем можно утверждать о бланкетной диспозиции ст.258 Уголовного кодекса РФ. На наш взгляд, именно в этом заключается недостаточная эффективность ее применения на практике, поскольку отследить все изменения в перечень, установить редакцию применяемого на момент совершения преступления перечня представляется затруднительным. Постановление № 978 не содержит указания на периодичность и порядок внесения в перечень особо ценных биологических ресурсов и ценных животных, не регламентирует порядок исключения из него новых видов рыб, птиц и млекопитающих. На практике видовой состав перечня не менялся, хотя содержание Красной книги постоянно корректируется. Одним из пробелов практического применения представляется отсутствие возможности причислить к объектам особой охраны морские травы и водоросли, что ведет к огромным убыткам для РФ в данной области, сравнимыми только с периодом незаконного вылова водорослей Японией на начальном этапе существования СССР.

Квалифицирующими признаками деяний, описанных в ст.258 Уголовного кодекса РФ, названо совершение уголовно наказуемого деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения и организованной группой. Это связано с распространением в России коррупционного преступного поведения в сфере экологической преступности, общим снижением уровня доходов граждан, когда противоправное использование природных ресурсов становится для местного населения источником существования.

Законодатель при конструировании рассматриваемой статьи ставит совершение преступления как одним лицом, так и группой лиц по предварительному сговору, что нивелирует общественную опасность такого деяния. Более того, отсутствие указания на иных, кроме должностных лиц, на практике приводит к проблемам оценки действия лиц, относящихся к управленческому составу коммерческой организации либо лиц, не наделенных признаками должностного лица. Наиболее ярким примером является вопрос квалификации действий руководителей центров реабилитации и спасения соответствующих диких животных, а также капитанов рыболовецких судов, которые осуществляют добычу особо ценных биологических ресурсов.

Течение периода лишения специального права начинает исчисляться (продолжает исчисляться) со дня сдачи (изъятия) у лица, подвергнутого данному виду наказания соответствующего удостоверения либо специального разрешения (ст.32.7 КоАП РФ).

Лишение специального права как одна из мер административного наказания не преследует целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, либо причинение данному лицу физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридическому лицу [5].

Поскольку лишение специального права представляет собой административное наказание, то процедура его исполнения рассматривается в порядке особого производства. Лишение специального права представляет собой карательную санкцию в отношении нарушителя — физического лица — на использование либо ограничение возможности использования им собственного имущества как источника повышенной опасности вследствие регулярного и грубого нарушения порядка пользования определенным имуществом.

На основании изложенного мы приходим к выводу о реализации данным типом административного наказания двух направленностей — профилактической и предупредительной, в том числе и в отношении лиц, к которым не применялось лишение специального права.

Основные термины (генерируются автоматически): административное наказание, РФ, лишение, Уголовный кодекс РФ, дорожное движение, административное правонарушение, видовой состав перечня, должностное лицо, наказуемое деяние, транспортное средство.

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 3.8 КОАП РФ

1. Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Так, общие положения, касающиеся получения права на управление автотранспортными средствами, предусмотрены в ст. ст. 23, 25 - 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.).

В настоящее время в соответствии со статьями Особенной части Кодекса назначаются лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).

2. В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил (например, управление судном или автомототранспортным средством в состоянии опьянения). Следует иметь в виду, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3). Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права. В настоящее время подобное административное наказание установлено (ст. ст. 12.8, 12.10).

3. Лишение специального права назначается только судьей (см. комментарий к ст. 23.1).

4. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.

5. Кодексом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется этим транспортным средством в связи с инвалидностью, а лишение права охоты - к лицу, для которого охота является источником средств к существованию. Это является одним из проявлений гуманности положений Кодекса.

При совершении определенных нарушений в области дорожного движения вышеупомянутое ограничение в применении лишения права управления транспортными средствами не действует. Имеются в виду следующие случаи: управление транспортным средством в состоянии опьянения; уклонение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (см. комментарии к ст. ст. 12.8, 12.26, 12.27).

КоАП РФ Статья 3.8. Лишение специального права

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

Читайте также: