Доклад о а зори здесь тихие

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Средняя школа №6, им. К. Минина,

г. Балахны, Нижегородской области.

Крылов Андрей

2005 – 2006 уч. год.

Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Разнообразный мир книг.

Героями не рождаются – героями становятся!

Призыв к человечеству.

Список используемой литературы.

Взять, к примеру, Великую Отечественную войну, шестидесятилетие которой недавно отмечалось. Упоминание о ней рождает в умах наших бабушек и дедушек яркие образы былых лет. Покалеченные как физически, так и духовно, они никогда не забудут эти дни страха, смерти и ужаса. Сколько героических подвигов было совершено в годы войны! Не раз русский человек жертвовал собой на благо других. Враг удивлялся твёрдости духа и силе воли нашего народа. Но при этом отпечаток, наложенный Великой Отечественной войной на человека, семью поколение и человечество в целом, не изгладится.

Конечно, мы не можем изменить прошлого, но мы можем не допустить этого в будущем, чтобы победа, добытая кровавой ценой, послужила всему человечеству уроком раз и навсегда. Мало об этом просто говорить, надо принимать конкретные действия. Например, увеличить количество часов по истории для этой темы; уделить большое внимание произведениям писателей-фронтовиков.

Иногда кажется, что на земле никогда не будет мира: постоянные конфликты между государствами не дают спать спокойно миллионам жителей; тотальные войны залили кровью страницы истории человечества. Неужели прошлое ничему не научило человечество? Неужели надо наступать на одни и те же грабли несколько раз? Оружие массового поражения, атомные бомбы… Неужели нельзя остановится, мы же роем сами себе яму? А что если человеческий фактор сыграет роковую роль, и наша планета станет могилой всего человечества, хотя вернее сказать от нашей Земли ничего не останется…

Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Стоит обратить внимание на то, как писатели видят войну своими глазами и как они раскрывают её в литературе не через боевые действия, а через отношения между людьми. Описываются эти отношения чистыми, искренними и бескорыстными, что говорит о том, что даже под страхом смерти люди не разучились любить. А если люди любят друг друга – значит, они живут и будут жить. А ещё в этих произведениях видно, что русский человек очень находчив, выйдет целым и невредимым из любой ситуации.

Война побудила крепкими узами объединиться людей вместе, они стали одним целым, объединённые целью, чтобы на земле был мир. Война, как заведённая на полный ход машина смерти, толкала молодых, ещё с пушком на губах, пареньков брать винтовки и идти защищать родину, матерей, братьев, сестёр, своих девушек, мир во всём мире. Они оставили свои увлечения, любовь и пошли на передовую, чтобы умереть там. Но в то же самое время они хотели жить, любить и радоваться жизни. Ненасытимая пасть смерти поглотила всех, оставив взамен боль в сердце, ужас и разорение. И я надеюсь, никогда люди не забудут тех милых, спокойных с виду пареньков, шагающих навстречу смерти.

Хочется сказать большое спасибо писателям, что они открыли перед нами этот мир холодный, страшный. Низкий поклон им! Давайте не забудем фамилии тех, кто первым встал на защиту родины, смог умереть с честью и достоинством, не посрамив род человеческий. Вспомним тех, кто в тылу день и ночь работал на заводах, в госпиталях голодными и больными. Вспомним тех…

Разнообразный мир книг.

Наш классный руководитель, он же преподаватель русского языка и литературы – Кучина Алла Аркадьевна знакомит нас с произведениями великих авторов, которые не вошли в школьную программу, на уроках внеклассного чтения. После прочтения, мы пишем отзыв о книге. Лучшие отзывы учительница читает всему классу.

Представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился 24 мая 1924 года в Смоленске. Его отец – кадровый офицер, служивший в царской, а потом в красной и Советской армиях. Предки по материнской линии тоже были военными. Борис Львович ушёл на фронт добровольцем со школьной скамьи, участвовал в боях под Смоленском, выходил из окружения. Воевал в воздушно-десантных войсках. После Великой Отечественной войны в 1948 году Борис Львович окончил Военную академию бронетанковых войск, служил в армии, был инженером-испытателем боевых машин на Урале.

Героями не рождаются – героями становятся!

Вот Рита Осянина, прежде Муштакова. Ещё до войны она была уверенной в себе, могла добиться своего, несмотря ни на что. Именно по этому в свои семнадцать с половиной лет она вышла замуж за командира-пограничника. Война лишила её всего: мужа, любви, возможности радоваться жизни. Внешне в повести она спокойна, сдержанна, но по её фразам и ежедневным ночным отлучкам к сыну можно понять истинные чувства героини, её переживания. Теперь свою цель в жизни она видит в мести, кровавой мести, хотя матери это чувство не присуще. Рита, как и остальные героини повести, погибает в неравной схватке с фашистами, выполняющими специальное задание.

Женя Комелькова. Несмотря на все трагедии, она была чрезвычайно общительной, весёлой, озорной и …красивой. И она тоже имела свой личный счёт к врагам. В первые дни войны её семью расстреляли, расстреляли безжалостно всех, а она видела всё. Всё! Война обострила Женькины чувства, и она продолжала верить в себя, никогда не расстраивалась, и даже когда уводила немцев за собой, спасая подругу, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. Евгения Комелькова смогла с честью выполнить свой долг, отомстила за смерть близких и любимых родных, став настоящим героем.

Лиза Бричкина. Всю свою короткую, но насыщенную жизнь она прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же повседневные заботы о больной матери отодвигали это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивали, не перечёркивали-отодвигали. Лиза умела ждать. Война растоптала всё. Но Лиза жила, задыхаясь от застенчивости. Всю любовь своего сердца она отдала коменданту разъезда Васкову, хотя он и не ведал об этом. Лиза погибла, выполняя приказ, и она выполнила его ценой своей жизни.

Галка Четвертак. Своё будущее она выдумала ещё в детском доме. Сердце без ласки и любви жаждало романтики, бурных эмоций, всеобщего поклонения, славы. Галя попала в зенитчицы, упорно проштурмуя военкомат. Но осуществлённая мечта всегда лишена романтики. Будни были совсем не похожи на Галины представления о фронте. Война родила в душе тупой, чугунный ужас, она убила Галю Четвертак, которая даже не успела дойти до немцев и не разу по врагу не выстрелила. Сколько человеческих душ сгубила война.

Соня Гурвич. Дочь медика, она была незаметной и исполнительной, в её жизни были только чистые и возвышенные идеи. Сквозь всё её детство красной нитью прошли постоянные вызовы к больным и смерти людей. Но Соня всегда жила с готовностью помогать другим, помочь в трудную минуту. Она была серой мышкой, а стала бойцом, защитником Родины, и она выполнила свой долг перед Отечеством.

Призыв к человечеству.

Автор: Васильев Б.Л.

“А зори здесь тихие. ” — это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы — девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Вас-кову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами “азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам”.

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за “красного командира” в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Соня Гурвич — сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама — медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.

Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.

Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.

У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.

Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев — Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт — это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.

Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: “Неразумные дети, остановитесь”.

“А зори здесь тихие. ” Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести — непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.

Повесть Бориса Львовича описывает очень грустные события, которые пропитаны героизмом русских женщин, воевавших наравне с мужчинами. Произведение было опубликовано в 1969 году. По данной работе уже не первый раз снимаются фильмы, эта история по сей день многие сердца оставляет неравнодушными.

Эта повесть была написана по вдохновению. Автора задела за живое история, когда солдаты огромной ценой смогли отстоять вверенный им пункт. Это была часть железной дороги, которая располагалась в Кирове. Диверсия немцев была предотвращена. То, что описывается в повести произошло на самом деле, только вместо парней у автора фигурируют девушки. Это было очень неожиданно. Отвага и героизм молодых парней уже никого не удивляли в отличие от героизма девушек.

Название произведения подобрано не случайным образом. Оно кажется очень простым, но несет в себе очень глубокий смысл. Звезды названы зорями, здесь идет отсылка к народному творчеству. Тихие зори означают мирное небо над головой, то есть полная противоположность войне. Главные герои страдают, бьются и погибают именно за это. За мир на родной земле.

Повесть рассказывает нам о пятерых девушках, которые героически сражаются за родную землю. Они были командованием сержанта Васкова. Имели важнейшее задание, которое было благополучно выполнено. Это произведение подтверждает тот факт, что и женщины способны противостоять беспощадной машине войны.

Суть повести заключается в том, чтобы читатель смог познать насколько большая цена была уплачена за его свободу и мирное небо. Молодые люди положили свои жизни, чтобы другие имели свободу. Героини сами еще не знают, что такое жизнь. Для них все только начиналось, но несмотря на их доли выпали очень тяжелые испытания. Девушкам в юные годы пришлось принимать очень сложные решения.

Женские образы позволяют понять всю жестокость войны, ее страшный посыл. Примечательный момент, когда сержант размышляет о девушке-зентчитце, которая погибла. Ведь Соня могла бы еще родить много детей, а они в свою очередь внуков и так далее. Однако, теперь перерезана эта нить. Каждого человека можно сравнить с маленькой нитью, которая является частью огромной пряжи всего человечества. Во время войны многие нити беспощадно резались, причем навсегда. Столько поколений было стерто с лица земли. Война не только разрушает отдельно взятую судьбу, но обрывает существование родов.

2 вариант

История написания

Подвиг женщин, их самопожертвование во имя победы, а еще – война женскими глазами и есть основной тематикой произведения.

Сюжет и герои произведения

Интересна и композиция. Повествование идет от лица сержанта, именно его глазами мы видим происходящие события. Лирические отступления, воспоминания из прошлого, еще более сильно в эмоциональном плане подчеркивают всю трагедию войны.

Герои повести – совсем еще молоденькие девчонки-зенитчицы, которые попадают под командование старшины Васкова. Они еще не совсем понимают, что такое война, но готовы дать отпор врагу и их первый бой станет для них последним.

Старшине Васкову направляют в подчинение 5 девушек, еще вчерашних выпускниц. Имея непростой характер, он все-таки относится к ним по-отечески и находит взаимопонимание. Храбрый и смелый, Васков, оставшись после боя один, очень переживает смерть девчонок. Он усыновляет сына Риты, как и обещал ей.

Рита Осянина потеряла мужа на второй день войны. У нее есть сын, но ненависть к врагу зовет ее на фронт, где она была сначала санитаркой, затем оканчивает зенитную школу.

Женю Комелькову, дочь офицера, также встретило горе. Она была свидетелем расстрела своей семьи, а ее укрыла соседка и также имеет ненависть к врагу. На вид очень красивая девятнадцатилетняя, рыжеволосая с зелеными глазами озорная девушка. Но смерть она встречает мужественно, защищая других.

Очень тихой и застенчивой была Лиза Бричкина, которая любила природу. Так же тихо она и утонула в болоте, отправившись за подкреплением.

Соня Гурвич – городская девчонка, которая не успела окончить университет. Она старательна и исполнительна, погибает из-за того, что не могла поступить иначе.

Самой молоденькой была детдомовка Галя Четвертак, которая от войны ожидала романтики, а оказавшись на ней, испугалась и в панике погибла.

Главная мысль

Молоденькие девушки, которым бы жить, рожать детей и быть счастливыми, в минуту ненастья добровольно встают на защиту страны, исполнив свой долг перед Родиной. Они отдали свои жизни за независимость страны. Это и есть главной мыслью повествования автора.

Анализ 3

По словам самого автора, в основу сюжета легло событие, что действительно произошло. Семь солдат, которые проходили службу на какой-то территории Кировской железной дороги, одержали победу над группой немецко-фашистских захватчиков. В сражении с представителями диверсионной группы они сумели остановить взрыв на своей территории. Но им пришлось пожертвовать своей собственной жизнью, поэтому никто не выжил, кроме командира. Он был в дальнейшем награжден медалью. Васильев увидел в этой истории нечто интересное, потому решил написать про это повесть. Но потом он подумал, что такого рода идей много заложено в книгах и решил чуток изменить своих героев – место парней заняли девушки. Это понравилось читателю, так как в то время участь женщины на войне была мало освещена.

Жанр произведения – это повесть. Не объемная и читается быстро. К направлению реалистической военной прозы произведение относится из-за реальных действий, использованных для фабулы.

В повести подняты такие важные темы, как героизм, положение женского пола на войне, чувство долга незначительного человека, смелость, любовь к Отчизне.

Проблема войны, трусости и памяти также являются необходимыми составляющими произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Васильева А зори здесь тихие

Популярные сегодня темы

Людям свойственна тяга к объединению, к зависимости от мнения других людей. Именно поэтому политические силы часто формируют из людей толпы. Конечно, толпа в некотором смысле трудно управляется

Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями

Первое сентября – начало учебного года. Дети каждый год с началом осени идут в школу, студенты в вузы и колледжи, педагоги на свои рабочие места. Так продолжается уже несколько столетий во всём мире.

Наряду с миролюбивыми героями пьесы, есть те, кто всяческими силами старается не дать сблизится двум семьям. Одним из таких персонажей является Миркуцио.

  • История создания
  • Секрет названия
  • Жанровое своеобразие
  • Сюжетная линия
  • Кратко о героях
  • Композиционные особенности
  • Основные темы и проблемы
  • Идея произведения

А зори здесь тихие где происходит действие

История создания

А зори здесь тихие анализ произведения

Эта история заинтересовала писателя, и он изложил её на бумаге. Когда Васильев начал писать произведение, то понял, что подобных подвигов во время войны было много. Ему нужно было показать частный случай. Тогда Васильев решился на то, чтобы в отряде были не мужчины, а девушки. Это наполнило повесть новыми красками. Ещё никто из писателей не освещал женскую долю на войне.

А зори здесь тихие анализ

Секрет названия

Школьникам важно понять, почему повесть необычно называется. Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности. Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея. Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным.

Жанровое своеобразие

Сюжетная линия

А зори здесь тихие жанр

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Васков сумел обезоружить оставшихся немцев и взял их в плен. Вскоре пришла подмога. Через много лет Васков установил на могиле девушек мраморную плиту. Он приезжает туда вместе с сыном погибшей Риты Осяниной, которого воспитывал. Такова аннотация книги.

Анализ а зори здесь тихие васильев

Кратко о героях

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:

Анализ а зори здесь тихие

А зори здесь тихие писатель

  1. Васков Федот Евграфович. Командует небольшим военным подразделением № 171. В свои 32 года он дослужился до старшины. Федот был храбрым, ответственным и надёжным бойцом. Командир борется за дисциплину в подразделении. Он, как заботливый отец, переживает за каждую девушку. В мужчине сочетались доброта, простота и требовательность. В конце он остаётся жив, только потерял руку.
  2. Рита Осянина. Дослужилась до младшего сержанта, была командиром отделения. До войны вышла замуж и родила сына. Муж погиб в первые дни сражений. Оставив сынишку, она оправилась служить. Всегда серьёзная Рита была настойчивой и отважной. Смертельное ранение заставляет её выстрелить себе в висок. В предсмертные минуты героиня просит Васкова заботиться о её сыне.
  3. Женя Комелькова. Обладала очень красивой внешностью, была офицерской дочкой. Всю её семью расстреляли фашисты, только Жене удалось выжить. Девушка очень храбрая, не побоялась отвлечь немцев от раненой Риты Осяниной. В перестрелке с диверсантами она героически умирает с песней на устах.
  4. Лиза Бричкина. Жила в сельской местности, привыкла к тяжёлому труду. С юных лет ухаживала за больной матерью. Хорошо знала лес, где работал её отец. Васков отправляет девушку за подмогой, но она тонет в болоте.
  5. Соня Гурвич. Она выросла в городе, имела еврейские корни. Хорошо владела немецким языком, поэтому Соню использовали в качестве переводчика. У девушки не всё получалось на войне, но она старалась. На немцев наткнулась случайно, неся Васкову забытый им кисет. Её закололи ударом в грудь.
  6. Галя Четвертак. Была самой младшей в группе. Девушка воспитывалась в детском доме, потом училась на библиотекаря. За романтикой пошла воевать. Пугливую Галю убивают немцы, когда она запаниковала и выбежала из укрытия.

Композиционные особенности

Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.

Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:

Анализ произведения а зори здесь тихие

  1. Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
  2. Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
  3. Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
  4. Кульминация. Момент гибели девушек.
  5. Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
  6. Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.

Основные темы и проблемы

Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.

Васильев а зори здесь тихие анализ

Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями. Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.

Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:

  • разрушительность и ужас войны;
  • память о погибших;
  • трусость.

Идея произведения

А зори здесь тихие история создания

После прочтения повести Васильева старшеклассники пишут сочинение с выводами по книге. Им легко уловить главную мысль произведения — женщинам не место на войне. Их жизни растоптали вражеские солдатские сапоги. Девушки бросили вызов очень коварному сопернику. Автор старается донести читателям, как важно сохранить историческую память. Во имя мира были принесены немыслимые жертвы. Смысл этой борьбы в том, чтобы все нации осознали своё место и осудили насилие, преступления против человечества. По сюжету повести снято несколько фильмов и сериал.

Юные, любящие, нежные героини разительно контрастировали с нечеловеческим лицом войны. Образы девушек с их мечтами и воспоминаниями получились у писателя очень светлыми. Они погибли, но даже после смерти утверждают жизнь и милосердие.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие…” будет полезен учащимся 8 классов при подготовке к урокам литературы. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о женщине на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, кадровый военный, прошедший всю войну – Борис Львович Васильев.


Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.

Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге семи нестроевых солдат на узловой станции в Кировской области в 1942 году. Они ценой своей жизни остановили неприятеля. Но автор понял, что в этом сюжете нет ничего нового.

И он решил, что в подчинении у старшины будут девушки-зенитчицы, а не мужчины, ведь женщинам на войне приходилось сложнее. В 60-ые годы тема “женщина и война” была новой в нашей литературе. Повествование заиграло другими красками. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну, и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Тема новая для военной прозы: драматизм и трагизм положения женщины, ставшей солдатом на войне. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина Васков с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжает на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести, звучит как мысль о том, что жизнь продолжается. Спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в названии повести: в природе всё тихо и мирно, но за это спокойствие отдали свои жизни совсем молодые люди, девушки, жизнь которых только начиналась.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное. В изображении автора трагизм переплетается с пронзительной лиричностью, нежностью. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны, наивны, но полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “солдаты” были более опытны и подготовлены. Но война не ждёт готовности, смерть на войне не всегда подвиг, иногда случайность, которая произошла по глупости или неопытности. В этой правде – секрет успеха произведения и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. Повесть как бы говорит будущим поколениям: война – это страшно, она не различает пола и возраста, и мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

В повести 14 глав и эпилог. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события старшины Васкова очень важен для писателя. Через его, мужское, восприятие даются образы нежных, трогательных девушек-зенитчиц, раскрываются мотивы, по которым они оказываются на фронте. Повествование чередуется с лирическими отступлениями, отрывками из детства героев, из воспоминаний разных лет, которые всплывают в памяти командира и его бойцов.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа – его детства, начала взрослой жизни. Так мы узнаём о семье героя, характере, событиях, которые сформировали взгляд на жизнь. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Произведение написано в популярном жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто, пройдя фронтовые дороги младшим офицером, стал писателем, освещая события, пережитые в годы Великой Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее оттого, что рядом со смертью соседствуют атрибуты мирной жизни женщины – забота о чистоте, о внешности, желание нравиться, мечты о любви. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Читайте также: