Доклад инновационные формы работы с родителями

Обновлено: 30.06.2024

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг. [1]

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Источником инноваций является проблема.

В нашем дошкольном учреждении тоже возникла проблема по взаимодействию с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками.

Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников. [1]

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода.

С целью решения вышеперечисленных проблем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. [2]

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.

1

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

Коллектив МБДОУ №7 ст. Ладожской находится в постоянном поиске новых, современных форм, методов взаимодействия с родителями.

Изучая с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности мы познакомились, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные. Рассмотрели и формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы.

Поэтому приходилось придумывать, комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

В своём дошкольном учреждении мы практикуем такую открытую форму с родителями как демонстрация достижений детей.

Информация о детях- очень важный и пока ещё малообеспеченный пласт культуры взаимодействия детского сада и родителей.

Сбор информации о достижении детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Воспитатели – люди творческие, наделены изобретательными способностями, креативны, так что варианты оформления достижений детей неисчислимы: в виде цыплят, лучиков солнца, цветов, автопортретов детей, к которым или рядом с которыми крепятся записки с описанием достижений в приёмной.

Например: Полина (5 лет).

Достижение: умеет договариваться, планировать работу.

Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей для нас важная перспектива. Этим самым мы показываем родителям замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии мы решили изменить содержание объявления. Например:

Теперь у нас на игровой площадке есть настоящая песочница. Мы с удовольствие играем в куличики, строим дома и дороги. Вот только песок всё время стремиться рассыпаться. Пожалуйста, помогите сделать на наше песочнице бортики. Мы вас ждём и обязательно вам поможем.

Следующая форма оповещение родителей о запроса- детей. Здесь мы используем модель трёх опросов в любое свободное время воспитатель может поговорит с детьми о том, что они знают или хотят узнать, например, о кошках (космосе, динозаврах). Все высказывания детей записываются в специальную таблицу. Возле каждого высказывания ставиться им автора.

Кошки бывают сиамские, они очень злые и кусачие.

Какие кошки самые большие в мире? (Настя.)

Спросить у родителей

Заполнение таблички и вывешивание её в приёмной сопровождается обязательным написанием объявления.

Воспитатели и ваши детки.

В результате такого опроса родители увидят сферу интересов своих детей и получат представления о том, какими способами они готовы получать новые знания. Это, без сомнения, поудит родителей включиться в обсуждение темы с детьми: задать им вопросы, подсказать что-нибудь, ответить, рассеять сомнения и предпринять активные действия - пойти в библиотеку, поискать в интернете необходимый материал, почитать энциклопедию, прийти в группу и пообщаться с детьми.

При подготовки к родительским собраниям, беседам, консультациям педагоги нашего детского сада используют следующие формы работы с родителями:

Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

Особо отмечу инновационную форму работы с родителями, которая практикуется в старшей группе второй год - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

Исходя из выше перечисленного, видно, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, семинаре или конференции.

Педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием к их осуществимости и целесообразности. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов.

Не выходя за пределы своего коллектива, уже в известной мере знакомого и сплоченного, родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания.

Обобщение семейного опыта родителями может оформляться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций. Но родители уже по традиции, оформление выбирают в виде мультимедиа презентаций и слайд-шоу.

Так же мы используем следующие инновационные формы взаимодействия с родителями- это педагогический совет с участием родителей, где родители участвуют в заседаниях педсовета в качестве экспертов и критиков.

Педагоги придумывают всё новые способы вовлечении родителе в воспитании их же собственных детей.

Мы считаем что, пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Педагоги предлагают родителям готовые знания: что-то из детской психологии, что-то из методики оздоровления, что-то из практики обучения. Но как и во всяком учении, родители берут из своего предложенного лишь то, что созвучно их собственным мыслям, соответствует их потребностям.

И мы предлагаем начинать не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той просто причине, что их не было рядом.

Теперь словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызывает у нас затруднений.

Об эффективности проводимой работы с родителями в нашем детском саду свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Наши рекомендации родителям не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

1. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.

6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979.

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогом и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

Сделать каждую встречу с родителями познавательной и интересной, оказать им практическую помощь в решении педагогических проблем, обобщить лучший семейный опыт помогут следующие мероприятия:

- Посещение семей дошкольников, особенно актуально при

формировании младшей группы. Первый визит в семью, особенно если

ребенок еще не ходит в детский сад, - ответственный момент, часто он

определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться

к его советам, наладится у них контакт и взаимопонимание. Это далеко

не простой шаг и для воспитателя и для родителей, но сделать его

необходимо в первую очередь ради ребенка.

естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это

прежде всего, способ познакомить родителей с условиями,

содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной

работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей

поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании

ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с

приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может

многому научить родителей.

- Создание библиотеки для родителей – обогащение и пополнение знаний

родителей в вопросах педагогики и психологии. Знакомство с задачами

нравственного воспитания, которое оказывает на личность особое

влияние и становится тем важнейшим фактором, который

активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.

Обеспечить родителей литературой для самообразования.

- Родительское собрание в форме дискуссий – круглый стол. Особенность состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. В работе с родителями следует выбирать не назидательную позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем, самоанализ.Организуя дискуссию, ориентируем участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым

формируем у родителей опыт конструктивного участия в обмене

мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих

дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной

личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в

окружающем нас мире.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ.

предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора

становятся действенность тематики обращений родителей (название

почты должны стимулировать), ответная реакция воспитателя и

администрации (ее адекватность, оперативность, доступность и

гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованность, деятельную

и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы

своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания

возможность дальнейшего планирования родительских собраний на

- Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества и др.

- Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания

позволяют папки-передвижки . Обычно в них подбирается

тематический материал с иллюстрациями и практическими

рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации

Праздники - особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и воспитателей; родителей – детей – воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого терпения, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастает его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат – будьте уверены! – обязательно будет.

В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне хотелось бы представить некоторые инновационные формы работы с семьёй в детском саду.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, воспитанием в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, а детский сад посещают от случая к случаю.

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.

В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.

К ним относятся:

• Дни открытых дверей.

• Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

• Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением

инновационных форм:

3. Социально – педагогический тренинг

4. Психологический тренинг (игра)

7. Консультативный пункт

8. Организация работы семейных клубов по интересам;

9. Дни открытых дверей;

10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;

11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;

12. Семинары –практикумы;

14. Круглый стол;

16. Обмен опытом семейного воспитания;

17. Организация совместной деятельности детей и родителей.

Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

2. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

3. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.

Лекционная форма родителями не воспринимается.

4. Психологический тренинг.

В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход , подводит итог дискуссии.

Важно иметь в виду форму дискуссии:

• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.

• Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

• Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).

• Разработать обращение к родителям.

Практическое занятие по какому-то вопросу.

Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

8. Дни открытых дверей.

Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.

• свободный обмен мнениями

• все активны и равны

• каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен

• говори, что думаешь, и думай, что говоришь

• главное - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются

• острое, меткое слово приветствуется

• перешептывания на месте и шутки неуместны.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат:

- родители станут активно участвовать в жизни детского сада,

- станут верными помощниками воспитателей

Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовил: воспитатель,

Чеканова Н.Г.

Досуговые формы взаимодействия используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Формами их выражения служат совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные формы взаимодействия преследуют цель ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а также формирование у родителей практических навыков воспитания детей. К ним относятся: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении также используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Методы активизации, или активные методы, предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации уменьшают давление шаблонов и стереотипов

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание совета при ДОУ. Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Задачами являются содействие:

- привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;

- организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в ДОУ;

- улучшению условий труда педагогического коллектива;

- организации совместной деятельности с родителями.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах. Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие;

- учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, может найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Читайте также: