Исторические корни местного самоуправления доклад

Обновлено: 28.04.2024

Сегодня любое развитое общество невозможно представить без местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

История становления местного самоуправления в россии.doc

Сегодня любое развитое общество невозможно представить без местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.

Мировой практикой накоплен многолетний опыт организации и функционирования местного самоуправления, сложилось несколько моделей этого института. Местное самоуправление рассматривается как один из элементов конституционного строя.

Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья – становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.

Вопросы, касающиеся местного самоуправления, на протяжении многих лет привлекали к себе внимание учёных. Этой актуальной во все времена теме посвящались научные статьи, монографии, диссертационные исследования.

Среди российских учёных, рассматривающих вопросы самоуправления, можно назвать С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Л.А. Велихова, Ю.А. Дмитриева, Н.А. Емельянова, О.Е. Кутафина, Л.Е. Лаптеву, В.И. Лешкова, В.В. Таболина, И.Д. Черника, Б.Н. Чичерина, В.И. Фадеева, Н.В Щербакову и многих других.

Цель курсовой работы – изучить историю становления местного самоуправления в России. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • проследить путь исторического развития Российского местного самоуправления, выделив положительные и отрицательные результаты реформ разных лет;
  • дать более развёрнутое понятие местного самоуправления как одной из основ конституционного строя;
  • рассмотреть современную модель местного самоуправления в Российской Федерации, раскрыть основания и меры ответственности, предусмотренные законодательством для местного самоуправления;
  • сформулировать перспективы его развития в будущем.

1. Местное самоуправление в дореволюционной России

1.1. Зарождение и развитие местного самоуправления

В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную. Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской традиции решать на вече проблемы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной самостоятельности.

Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица [13].

Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI века, не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.

Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.

Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.

Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.
Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей. В качестве наказания по обычным уголовным делам применялись битье кнутом на торговой площади, денежные взыскания. За серьезные, особенно противоправительственные, преступления полагалась казнь.

Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия "земским" и "губным" старостам, избираемым населением. В их задачу входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления.

В XVII веке в государстве произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления. Был введен институт воевод как основного звена местного самоуправления. В 1625 году в 146 городах с уездами появляются воеводы, назначенные Разрядным приказом и утвержденные царем.

Как правило, они назначались на срок до трех лет и за свою службу получали денежное жалование и поместья. В крупных городах было по несколько воевод.

В 20-30-е гг. XVII века формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2 - 3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.
Губные и земские учреждения получили распространение в основном в городах европейской части России. Но губное управление переживало в XVII веке кризис. Воеводы нередко использовали губные избы как дополнительный административный аппарат.

Интересный опыт реформ местного самоуправления был накоплен в годы царствования Петра I. Изменения в местном самоуправлении были связаны в первую очередь с реформированием всей административно- территориальной структуры России.

Губернии состояли из губернского города (административного центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд, т. е. создание губерний не упразднило уездов, а объединило их вокруг нескольких центров. В 1719-1720 гг. Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций (позднее - на 50), которые стали основными единицами губерний. Уезды объединялись в провинции, провинции - в губернии.
В 1723-1724 гг. была проведена реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В Москве был создан новый орган местного самоуправления – Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров [15, С.34].

В других городах России учреждались земские избы с выборными бурмистрами (подчинялись ратуше, а не воеводе), которые, как указывалось в документах, ведали вся¬кими расправными делами между посадскими и торговыми, управляли казенными сборами и градскими повинностями и т. д.
Реформой 1723-1724 гг. в развитии городского самоуправления была сделана попытка расширить круг деятельности учреждений самоуправления.
Они не только отвечали за сбор податей, осуществляли полицейский надзор, но и были обязаны заниматься социальной сферой, в частности развитием народного образования.

Авторы, изучающие историю развития местного самоуправления в Петровскую эпоху, особо отмечают особенности организации судопроизводства: суд был независим от администрации.

Сословный принцип формирования органов местного самоуправления и усиливающийся контроль над их деятельностью со стороны государственных органов в связи с расширением государственного аппарата и его вмешательством в городские дела свидетельствовали о продолжающемся процессе ограничения и усечения прерогатив городского самоуправления.

Местные органы, созданные при Петре I, оказались нежизненными. Россия не была готова к отделению суда от администрации, надзора - от исполнения, финансового управления - от полиции и т. д. Вновь созданные учреждения требовали огромных средств. И уже в 30-е г. от многого пришлось отказаться. Вернулись к прежней системе уездного деления. К 1727 году Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Единственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах - воевода.

Новая система местного управления была закреплена инструкцией от 12 сентября 1728 года, которая усиливала власть воевод и губернаторов: уездный воевода подчинялся провинциальному, а тот - губернатору, который сносился с центральными учреждениями. Губернаторы и воеводы осуществляли свои функции через канцелярии, а с 1763 года каждому губернатору для содействия в исполнении законов была дана воинская команда. С начала 60-х годов в подчинение губернаторам и воеводам попали и полицмейстеры. Восстановленные в 1743 году магистраты и ратуши тоже подчинялись губернаторам и воеводам [19, С.162].

Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.

Обратить внимание на эту сторону русской общественной жизни Екатерину II заставили бесчисленные злоупотребления администрации и широко распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату, городские обыватели по одному от города, прочие сословия и звания по одному от своей провинции. Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого социального заказа стало появление наиболее значительных до второй половины ХIХ века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в нас­тоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в пе­риоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем прос­ледить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.

Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу, суть которой заключается в понимании местного са­моуправления не как специфического публично-пра­вового института, обладающего рядом формальных юридических признаков и поэтому производного ис­ключительно от государства, его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естествен­ной формы самоорганизации населения с целью непо­средственного управления общественными, и, прежде всего производственными, процессами .[1]

Предложенная концепция до бесконечно­сти раздвигает границы понятия местного самоуправления. В него включаются общественное, территори­альное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.

Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:

Первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную.

Второй период свя­зан с образованием и развитием государства и приня­тием христианства на Руси.

Периодизация истории местного самоуправления в России:

Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении об­щинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же само­управление зарождается там и тогда, где и когда появ­ляются союзы общин, объединившихся на основе эко­номических и политических интересов на определен­ной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.

3. Местное само­управление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капита­лизма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.

4. Местное государственное управ­ление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России.

Нельзя говорить, что в нашей стране местное самоуправление по решению государства было упразднено с 1917 по 1990 г. Ни в одном, даже самом централизо­ванном, государстве не могут быть полностью сведе­ны на нет все формы самоорганизации населения. Общест­венное территориальное самоуправление фактически действовало на территории нашей страны в данный период, причем в самых разнообразных фор­мах. По-видимому, в советский период отечественной истории под органами местного самоуправления необходимо понимать местные государственные ор­ганы публичной власти, обладавшие незави­симостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти. Иначе нельзя объяснить 73-летний перерыв в более чем 1000-летней истории существования мест­ного самоуправления на территории нашей страны, которое до этого не прерывалось даже во время монголо-татарского ига или опричнины.

5. Местное самоуправление современной пореформен­ной России в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено структурирование органов местного самоуправления.

В заключение данного пункта необходимо отметить, что отсутствие четко сформулированного понятия ме­стного самоуправления, единого для всех этапов его развития в России, — причина отдельных, в том числе концептуаль­ных противоречий, которые могут возникать при использовании исторического подхода в отношении местного самоуправления.

Список литературы

Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.

[1] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.

Гост

ГОСТ

Особенности организации самоуправления в период от Древней Руси до 1917 года

Первейшей формой осуществления местного самоуправления в период Древней Руси было вече, представляющее собой непосредственную и представительную демократию.

Как результат, в качестве прообраза самоуправления в России рассматривают организацию власти в древнерусских городах, таких как Псков, Новгород и прочие. Сход жителей или городское вече наделялось широким спектром прав, в том числе правом приглашения князей, являвшихся только военачальниками. Для сельских земель формой самоуправления с древних времен являлась крестьянская община, формировавшаяся на базе общинной земли, распределяемой между членами общины.

Местное самоуправление было практически полностью уничтожено в 1570 году в период правления Ивана Грозного, который уничтожил Псковскую и Новгородскую республики. Как результат, в России до 1917 года существовала централизованная система царской власти, не приветствовавшая местного самоуправления.

Однако даже в этот тяжелый период местное самоуправление периодически, то набирало силу, то ослабевало. Даже в период властвования Ивана Грозного существовали губные и земские старосты, которые избирались населением, обладали достаточно широкими полномочиями, но преимущественно выполняли поручения централизованной власти. При этом постепенно выборная система местного управления была вытеснена бюрократическим аппаратом.

Петр I учредил бурмистрову палату в Москве, в других городах - выборные избы. После его смерти система была упразднена, ее снова заменило назначение чиновников.

В результате применения этого акта были сформированы уездные и губернские дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения и прочие органы. При этом в основе сформировавшейся системы самоуправления находился сословный принцип, ее функционирование подчинялось строгому контролю государственных чиновников. Смерть Екатерины II приостановила начавшуюся реформу.

Готовые работы на аналогичную тему

Также определенными этапами развития местного самоуправления в России можно обозначить земскую и городскую реформы, проведенные в период правления Александра I. К в соответствии с этой реформой был предусмотрен выборной механизм создания земских собраний, призванных осуществлять общее руководство местными хозяйственными делами. В этот период влияние общин крестьянства играло значительную роль.

Местное самоуправление в городах реализовалось посредством выборных органов –Городских Думы и Управы. При этом на местах функционировали органы государственного управления.

Действия земских и городских органов не подчинялись местной администрации, но контролировались министром внутренних дел и губернаторами.

Несмотря на ограниченность прав местного самоуправления, чиновники были недовольны сложившейся ситуацией и требовали усиления централизованной власти. В результате Александр III пересмотрел Положение о земских и городских учреждениях, обеспечив повышение роли государства в решении местных проблем.

Временным правительством после февральской революции 1917 года также были предприняты попытки проведения реформы местного самоуправления. Временным правительством были приняты нормативные акты, регулирующие земское и городское управление. За относительно небольшой период времени власти сумели воссоздать около 10.000 волостных земств, однако реформа завершена не была в результате Октябрьской революции.

Местное самоуправление в советский период

В советское время местное самоуправление не приветствовалось по причине того, что явно противоречило в своей идее диктатуре пролетариата. Органы городского и земского самоуправления были заменены системой советов. Советская система строилась на принципе единства всех уровней управления и жесткой подчиненности. Действия советов контролировались коммунистической партией.

Гражданская война нанесла большие потери экономическому развитию государства, в связи с чем в период НЭПа были допущены существенные послабления, в том числе и в виде децентрализации власти. В этот период на местном уровне решались такие вопросы как благоустройство территорий, их землеустройство, организация промышленности, коммунального снабжения, местного транспорта, пожарного и похоронного дела. Также в это время создавались муниципальные банки и муниципальные электростанции.

В тридцатые годы XX века были приняты Положения о городских советах и местных финансах, активно развивалась муниципальная наука. В конце тридцатых годов проведение ускоренной индустриализации способствовало росту централизации хозяйственной жизнедеятельности. Сельские уезды и волости были заменены крупными районами, более удобными для централизованной власти. Практически полностью местное самоуправление было ликвидировано.

Централизация власти была закреплена в Конституции страны 1936 года и действовала без каких-либо изменений до начала девяностых годов.

С формальной точки зрения советскую власть считали демократичной, поскольку большая часть органов управления формировалась путем выборов, однако зачастую эти выборы были безальтернативными.

Местное самоуправление в постсоветский период

Смена политического строя возродила интерес к местному самоуправлению, преобразования в экономической сфере поставили государство перед необходимостью изменения системы местных властей. В апреле 1990 года было введено понятие коммунальной собственности и сформулированы законодательные начала местного самоуправления. В результате местное самоуправление стало возрождаться на местах. Систему Советов сменили главами администраций, осуществляющих управление местными делами в соответствии с принципом единоначалия. С 1993 по 1995 годы в стране главенствовала исполнительная власть, в этот период только в небольшом количестве поселений существовали органы местного самоуправления. Причем их полномочия носили ограниченный характер.

Фактически возрождение местного самоуправления началось с 1995 года, когда был принят новый закон, регулирующий его принципы, и стало осуществляться формирование новых органов местного самоуправления путем проведения выборов.

Прообразом современного самоуправления можно считать введение Петром I западной модели городского управления. В 1711-1724 гг. в городах вводился институт городовых магистратов, которые в начале своей деятельности исполняли функции административно-финансовых и судебных учреждений, а также осуществляли надзор за сбором государственных налогов и пошлин. Постепенно им были переданы обязанности по контролю над соблюдением внутреннего порядка и городским благоустройством. Выборы членов городовых магистратов осуществлялись жителями города. Бурмистров избирали на пожизненный срок, что обесценивало саму идею их выборов. Городские жители фактически могли лишь надеяться на должную исполнительность своих кандидатур.

Органы местного самоуправления, созданные во времена правления Петра I, на практике оказались малоэффективными. Российское государство было не готово отделить администрацию от суда, контроль от исполнения, управление финансами – от полиции и т. п. Сформированные учреждения требовали больших материальных затрат. Уже в 1730-е гг. основную их часть пришлось ликвидировать и вернуться к системе уездного деления, которая существовала раньше. В губерниях центральным органом юстиции и управления становились губернаторы, а в провинциях и уездах – воеводы.

Последующее значительное реформирование системы самоуправления было реализовано в конце XVIII века Екатериной II. В процессе реформы были приняты законодательные акты, которыми закреплялись отдельные принципы местного управления на территории царской России. К таким актам относятся Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое положение 1785 г.) и Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.).

Реализация местного самоуправления осуществлялась при помощи двух дум – Шестигласной и Общей. Общая дума исполняла распорядительные функции. Состав Шестигласной думы избирался из Общей думы. Она являлась не только исполнительным органом Общей думы, но и отвечала за решение ряда задач Общей думы. Основные отличия заключались в том, что для решения наиболее значимых вопросов созывалась Общая дума, а Шестигласная дума отвечала за оперативное ведение городских дел. При этом распорядительная функция дум фактически ограничивалась губернским правлением.

Описанная система самоуправления просуществовала до начала 1871 г. При этом становление эффективного общественного самоуправления так и не состоялось. По мнению многих исследователей, этому помешало существовавшее крепостное право и сопротивление чиновников.

В целом реформа поставила государственного крестьянина под такой жесткий бюрократический контроль, что, с правовой точки зрения, вероятно, неправильно говорить о самоуправлении.

В 1861 г., одновременно с освобождением от крепостного права, бывшие помещичьи крестьяне получили двухуровневую (или двухступенчатую) систему самоуправления собственности, которая в 1866 г. была распространена также и на государственных крестьян.

В результате реформы 1861 г. неформальная самодеятельная крестьянская организация окончательно трансформировалась из института обычного права в институт государственного права, то есть общине был предоставлен статус крестьянской корпорации недвижимости с правом юридического лица, юридически регулирование его деятельности и контролем со стороны администрации. Последний изначально был осуществлен посредниками по линии мира, но в 1874 г. они были отменены, а в деревне не было органов администрации короны, кроме полиции.

Местное самоуправление в российском государстве, в своем современном представлении, начало свое формирование после проведения Земской реформы в 1864 г. и Городской реформы в 1870 г. Проведение этих реформ стало фундаментом для развития всесословного самоуправления, осуществлявшего свою деятельность на основании принятого 1 января 1864 г. Положения о губернских и уездных земских учреждениях, а также Городового положения 1870 г.

Районные и провинциальные земские учреждения включали в свой состав провинциальные и уездные земские собрания (административные органы), а также провинциальные и окружные администрации (исполнительные органы).

Процесс формирования представительных органов земства осуществлялся при помощи организации многоступенчатых выборов и косвенного представительства. При этом избиратели разделялись на три курии:

1) представители сельских общин;

2) городские жители, владеющие недвижимостью в городе;

3) землевладельцы, независимо от класса.

Провинциальные и уездные земские собрания происходили с периодичностью один раз в год и длились, как правило, несколько дней.

Исполнительный орган уездного или провинциального земства, округа и провинциального земского совета обычно состоял из председателя и членов, избранных провинциальными и районными земскими ассамблеями. Кандидатура председателя районного земского совета утверждалась губернатором, а председатель провинциальной администрации назначался министром внутренних дел.

Земские учреждения фактически не имели независимой власти. Для того чтобы обеспечивать исполнение принятых решений, им необходимо было обращаться в государственные органы (полицию и др.).

Следует отметить, что проведенная реформа характеризовалась территориальной ограниченностью: лишь 34 губернии Центральной России попадали в число тех, где должны были быть созданы земские учреждения.

Во-первых, произошло преобразование земских институтов, состоявших из всех сословных классов, в классные. Также, претерпела изменения процедура проведения выборов гласных, изменилось и их количество.

Соответственно, большинство мест в земских учреждениях были отданы дворянам. Об этом также свидетельствует тот факт, что с 1890 г. провинциальные лидеры дворянства и председатели районных земских советов были обязательно включены в состав провинциального собрания.

Во-вторых, изменились требования к лицам, обладающим правом участия в выборах гласных земских учреждений. Согласно Положениям 1890 г. право участия в избирательных съездах предоставлялось лицам, имеющим российское гражданство, достигшим возраста 25-лет, владеющим в течение года землей или иной недвижимостью общей стоимостью не меньше 1,5 тыс. рублей.

В-четвертых, ужесточался механизм координации решений, которые принимались земскими ассамблеями. Аналогично с Положением 1864 г., наиболее значимые решения земского собрания должны были получить обязательное одобрение губернатора или министра внутренних дел.

В конце XIX в. вопрос о судьбе земств стал предметом разногласий на бюрократических вершинах России.

Таким образом, городское управление в царской России имеет ряд характерных особенностей, среди которых следует отметить, в первую очередь, многообразие форм самоуправления, что напрямую связано с особенностями национальных, культурных и религиозных традиций, а также показателями социально-экономического развития территорий. Второй особенностью местного самоуправления является неучастие (запрет участия) местных органов власти в политической жизни, поскольку считалось, что основная задача органов самоуправления состоит в решении первоочередных вопросов, возникающих в жизни местного населения. Еще одной характерной особенностью можно считать передачу органам местного управления широких полномочий в экономической и хозяйственной сфере.

Следующий этап развития местного самоуправления связан с изданием Временным правительством Декларации от 03 марта 1917 г., которая определяла одной из основных целей реформу местного самоуправления, а также устанавливала всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. было утверждено волостное земство и его представительный орган – волостное земское собрание, состоявшее из гласных, избиравшихся на трехлетний срок.

После революции органы городского и земского самоуправления подлежали ликвидации как элементы буржуазного государства. Старые органы самоуправления были ликвидированы на основании Циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 г. Также были распущены органы местного самоуправления, выступившие против советской власти, а остальная их часть была включена в систему местных Советов.

Формирование правовой системы советского государства, характеризовалось революционным отказом от всех существовавших буржуазных элементов, в том числе и упразднением старых законов. Было принято новое законодательство, обеспечивающее регуляцию общественных отношений в новых исторических условиях нового государства.

Основой организации советской власти стал принцип демократического централизма, определявший единственными органами власти Советы народных депутатов, объединенные единой системой управления. Местные органы власти выступали в роли структурных подразделений единой централизованной вертикали государственного управления.

Сегодня статус местных представительных органов определяется ФЗ №131-ФЗ. Следует отметить, что с момента принятия закона в него было внесено более 100 поправок (115 по состоянию на 01.08.2020). Это свидетельствует о продолжении непрерывного процесса развития и совершенствования правового регулирования деятельности местных органов самоуправления. Между положениями ранее существовавшего законодательства и действующими современными правовыми актами существуют определенные сходства и различия. Это является подтверждением определенной исторической преемственности в вопросах законодательного обеспечения работы органов местного самоуправления.

Таким образом, в процессе исторического развития местное самоуправление постепенно трансформировалось в важнейшую часть современного общества, мощный инструмент общественного развития и первичный уровень взаимодействия граждан и органов государственной власти.

В нашей следующей статье охарактеризованы Модели местного самоуправления .

Читайте также: