Стратегическое и ситуационное управление доклад

Обновлено: 29.04.2024

Продолжаю довольно трудный цикл статей на тему как убить качество. Сегодня мы поговорим о ситуационном управлении организацией.

Итак, системное управление - это выстраивание системы управления. Что такое система? Лучший пример Системы - это живой человеческий организм, внутри которого есть самые разные элементы, каждый выполняет свою функцию, порой очень отличную от "соседей" по системе. Но организм этот живет и развивается вполне себе успешно.

Да, под влиянием внешней среды, под влиянием внутренних факторов, он учитывает риски и возможности. Но он самодостаточен в принципе. Вы же не думаете о том, что надо вот сейчас сделать вдох, а сейчас вот выдох. Не думаете, на сколько миллиметров подвинуть руку и в какую сторону, чтобы нитка вошла в ушко швейной иголки.

Так в чем же ценность системного управления? И в чем его недостатки?

Системное управление организацией предполагает наличие отработанных процессов, которые функционируют взаимосвязанно и одновременно. И корректно при этом. Тогда на руководителя организации ложатся в идеале только обязанности по принятию ключевых решений на основе данных, полученных из Системы управления.

Например, наш мозг говорит нам, что нужно поесть только тогда, когда внутренние сенсоры организма (точки управления) подают ему согласованный сигнал об истощении. И мозг не интересуется внутренними процессами организма. Он принимает ключевое решение.

Итак, основное преимущество системного управления заключается в автоматизации процессов, обеспечении возможности руководителя сосредоточиться на ключевых решениях, определяющих путь организации. Решение частных вопросов подпроцессов управления возлагается на нижестоящих руководителей.

Недостатком системного управления по большей части является его инертность, то есть неспособность системы быстро отреагировать на резкие изменения внешней или внутренней среды организации. Хотя, сейчас дело сдвинулось с мертвой точки с помощью внедрения систем управления рисками. Это позволяет системе оперативно реагировать на возникающие угрозы, но, опять же, только при условии заранее просчитанных рисков. А все на свете заранее учесть невозможно.

Вот тут СТОП. Если руководителю вашей организации пофиг на процессы, то закрывайте эту статью. Честно? Я даже ее писать не хочу сейчас, потому что вот. Даже у себя не хочу дальше этим заниматься. У нас все больше по ситуации, да и ладно. Может вам пригодится. (ремарка от 2021 года)

Что же такое управление ситуационное?

Ситуационное управление - это принцип управления, при котором руководитель верхнего звена вынужден быть "везде и всегда". Вникать во все вопросы в каждой конкретной ситуации, принимать не стратегические, а тактические, сиюминутные решения. Перегорела лампочка в цехе? Решение о ее замене принимает генеральный директор. Нижестоящие люди либо снимают таким образом с себя ответственность, либо не имеют соответствующих полномочий.

Чаще всего бывает первое - ведь так проще, сказать "не моя компетенция" и переложить ответственность выше.

Что интересно, чем больше выстраивается "вертикаль", тем сильнее управление уходит от институционального к ситуационному. То есть не "Ремонтная служба реагирует на то, что лампочка сгорела", а "Руководитель приказал лампочку сменить". Четкий пример, когда система не работает, а идет реакция только по вертикали, по ситуации - это крах любой системы.

Руководитель не может следить за всеми лампочками, а замена одной лампочки по прямому указанию проблемы-то не решает, в цехе все равно темно.

Но у ситуационного управления есть достоинство, правда, только одно. Ситуационное управление крайне быстро реагирует на изменение внешней или внутренней обстановки ( прим. статья писалась в 2014 году, теперь автор очень сильно в этом сомневается на уровне организации. Но оригинальный текст не изменяю ).

Примеры: заноза в пальце - команда мозга - выброс определенной химии в кровь - заживление ранки. Ну или протестные настроения - вывод полиции на улицы - сроки организаторам - все снова ровно.( С тех пор все сильно изменилось. См. предыдущую врезку )

Но недостатков ситуационного управления очень много. В первую очередь, недостатком является то, что при значительном масштабе организации руководитель будет просто не в состоянии удержать под контролем все ситуации, по которым нужен контроль и принятие решений. Это с определенного порога (более 7 ситуаций) невозможно.

Во вторую очередь возникает проблема осведомленности руководителя. Чтобы "раскопать" истоки проблемы нужно потратить дни и недели для понимания ситуации. Руководители это не любят, поэтому чаще всего идет в работу решение типа "Мне сказали, что так будет хорошо, сделать, отчитаться завтра!" .

Принятие таких решений чаще приносит больше вреда, чем пользы, но руководителю деваться некуда, такой ресурс как время для него имеет очень большую ценность.

А, поскольку решения принимает руководитель, то в выигрыше тот, кто лучше вдует ему в уши то что надо самому. Человек в вершине вертикали управления, не имея горизонтальных связей, быстро попадает под влияние тех, кого приблизил к себе (ну они же не могут врать!) и быстро отрывается от реальности (потому что врут остальные!). Итог - аналог старческого маразма.

Остальные недостатки ситуационного управления вытекают из всех перечисленных выше.

Пример? Да не вопрос!

А теперь у меня есть ряд вопросов:

1. Руководство страны знает про системное управление ? Или решает проблемы раз в год ситуационно. Проблема требует "Большой СИСТЕМНОЙ, К СОЖАЛЕНИЮ для нас, РАБОТЫ". А вы нахера там сидите? Воистину, говорят правду, когда не понимают что говорят. Признались, что они по ситуации.

2. В чьих интересах строилась "вертикаль власти" , по сути, модель ситуационного управления, если понятно, что да, власть будет в одних руках, но эти одни руки реально управлять в этой модели не смогут, нереально в одних руках удержать все частные проблемы каждого гражданина страны.

3. Почему президент решает вопросы одной свалки , а не строит систему утилизации отходов , которую можно так или иначе применить и в Волгограде и в Мурманске?

4. Почему для того чтобы убрать свалку в одном конкретном городе, президенту нужен пинок по заднице в виде вопроса из прямой линии? И что делают чиновники на местах , если за конкретную свалку президент пинает тепепрь министров?

5. Самое главное, где будет следующая свалка, на место которой перевезут существующую? Поручение ведь конкретно, чтобы этой свалки не было. Ну не будет этой, а мусор-то девать куда. Чувак, которого Путин чморит, ведь прав, надо работать системно, а не так, что "через месяц доложите!".

Вот вам и системное управление. Наивно внедрять системный подход на предприятиях при таком руководстве страной.

Вывод только один - популизм, пиар, не более. Решать проблемы системно руководство страны не хочет. А скорее всего, не умеет просто. Ну а теперь спустимся ниже, на уровень вашего предприятия, вашей компании. Я ставлю голову на гильотину, в 99% случаев у вас та же ситуация. Особенно, если вы работаете на государство. Потому что каков поп, таков и приход.

Вывод. Хотите убить качество - уходите от системного управления к ситуационному. Верный путь. Проверьте на себе, если не думаете о будущем.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Губкинский институт (филиал)

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТАКафедра экономики, маркетинга и менеджмента

по предмету:'' Управление социальным развитием ''

на тему:'' Стратегическое и ситуационное управление социальными процессами ''

Студента IV курса

Факультета ''Менеджмент и управление''

Шлагина Станислава Григорьевича

Потапова О.Н. г.Губкин

Содержание. Введение. 4 1.Управление социальными процессами как система 51.1. Современное управление и его классификация 61.2. Объект и субъект управления социальными процессами 81.3. Система управления социальными процессами 101.4. Социальные системы и их составляющие 11 2. Ситуативность и системность в менеджменте 132.1. Управление по обстоятельствам 142.2 Ситуационный, или контингентный подход в управлении 16 Литература. 27

Введение. 1.Управление социальными процессами как система

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями управления социальными процессами, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и управления социальными процессами, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента. Фундамент научного менеджмента заложен трудами М.Вебера, Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони, Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области “гуманизации труда” и новых форм организации управления социальными процессами, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом, или (что более верно) управление человеческими ресурсами.

1.1. Современное управление и его классификация

С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.Управление социальными процессами включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальными процессами являются:

административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных

Первый представлен теориями управления социальными процессами, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно- методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и управления социальными процессами, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Содержание работы

Введение. 3
1.Управление социальными процессами как система 4
1.1. Современное управление и его классификация 5
1.2. Объект и субъект управления социальными процессами 7
1.3. Система управления социальными процессами 9
1.4. Социальные системы и их составляющие 10
2. Ситуативность и системность в менеджменте 12
2.1. Управление по обстоятельствам 13
2.2 Ситуационный, или контингентный подход в управлении 15
Литература. 19

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

по предмету:"" Управление социальным развитием "" на тему:"" Стратегическое и ситуационное управление социальными процессами

Студента IV курса

Факультета ""Менеджмент и управление""

Шлагина Станислава Григорьевича специальность 061100 шифр 15991729

1.Управление социальными процессами как система 4

1.1. Современное управление и его классификация 5

1.2. Объект и субъект управления социальными процессами 7

1.3. Система управления социальными процессами 9

1.4. Социальные системы и их составляющие 10

2. Ситуативность и системность в менеджменте 12

2.1. Управление по обстоятельствам 13

2.2 Ситуационный, или контингентный подход в управлении 15

1.Управление социальными процессами как система

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний.

Первый представлен теориями управления социальными процессами, являющимися частью более общих политико- экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно- методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и управления социальными процессами, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Фундамент научного менеджмента заложен трудами М.Вебера, Ф.Тейлора,

А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони,

Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области “гуманизации труда” и новых форм организации управления социальными процессами, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом, или

(что более верно) управление человеческими ресурсами.

1.1. Современное управление и его классификация

С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление социальными процессами включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальными процессами являются:

. административно- государственное (политическое) управление,

. управление социально- культурной сферой (духовным производством),

. управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально- экономической системы. Это - уровни управления.

В рамках управления социальными процессами выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды управления социальными процессами.

Таким образом, объектом и предметом теории управления социальными процессами как науки выступают социальные системы и системы управления ими.

Управление социальными процессами вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно- государственное

(политическое) управление; управление социально- культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

Иными словами, классификация видов управления социальными процессами соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид управления социальными процессами включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы

(управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления. Классификация

(типология) управления представлена на рис.1.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу управления социальными процессами и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию управление социальными процессами. Различают три основных вида менеджмента: социально- политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта управления социальными процессами. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.

В наиболее общем виде процесс управления социальными процессами можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса управления социальными процессами - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой

- их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего управления социальными процессами, включая его составные части, уровни и звенья (рис.2).

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление

(в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно- контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.

1.2. Объект и субъект управления социальными процессами

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенные голландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются друг от друга по этно-психологическим параметрам.

. Основные понятия науки управления.Понятия. В широком смысле .В узком смысле.

. Управление .Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе. Технологическая организация объекта управления

. Менеджмент. Всеобщий принцип управления социальными процессами; власть и искусство управления людьми. Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей.

. Администрирование. Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент. Разработка и постановка целей, определение политики организации.

Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и

Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия,

Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция,

Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и

Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями управления социальными процессами выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели управления социальными процессами нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

Содержание науки управления социальными процессами - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе управления социальными процессами. Отсюда теория управления социальными процессами - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

Управление социальными процессами как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом управление социальными процессами является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

1.3. Система управления социальными процессами

Сущность управления социальными процессами определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система управления социальными процессами включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления социальными процессами, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально- культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.

Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний и умений ориентироваться в меняющейся обстановке.

Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают тройку "состояние объекта управления" - "располагаемые управляющие воздействия" - "последствия управляющих воздействий''.

Вложенные файлы: 1 файл

срс 2 Ситуационный подход.docx

Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают тройку "состояние объекта управления" - "располагаемые управляющие воздействия" - "последствия управляющих воздействий''.

Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении.

С одной стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия способные оказать влияние на развитие ситуации.

Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением объекта управления и его функционирования во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения.

Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения а, не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать порой значительных потерь ресурсов и времени.

В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ.

Ситуационный анализ — это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Ситуационный анализ является в некотором смысле противоположностью стратегическому управлению.

Действительно, стратегическое управление идет от глобального представления организации, ее целей и способов их достижения, которые в дальнейшем конкретизируются, детализируются, воплощаются в виде планов и заданий.

Но путь от выработки стратегии организации до ее воплощения в виде планов и заданий достаточно велик.

Стратегическое управление сегодня используется далеко не во всех организациях. А там, где оно действительно используется, неизбежен разрыв между оперативно принимаемыми решениями и решениями стратегического характера, точно так же как судну, плывущему к четко определенной цели, имеет смысл обогнуть встретившуюся на пути отмель или архипелаг островов, а не двигаться по прямой.

Ситуационный анализ в противоположность технологиям стратегического управления идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности организации, по которым должно быть принято управленческое решение.

Однако технологии ситуационного анализа позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации. Они позволяют, основываясь на более глубоком анализе ситуаций, установлении тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации.

Таким образом, если технологии стратегического управления ориентированы на движение управленческой мысли от общего к конкретному, то технологии ситуационного анализа — от конкретного к общему.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Действительно, только органичное соединение стратегического управления и ситуационного анализа приводит к наиболее значительным результатам при управлении современной организацией.

Поэтому напрасно некоторые авторы сожалеют о том, что в реальной практике управления такое большое значение придается оперативным управленческим решениям — текучке.

Так, например, Клифф Боумен считает, что "основным препятствием для начала проработки и воплощения новых стратегий являются повседневные дела. Текущие проблемы не дают реализовать стратегические планы".

Противопоставление технологий стратегического управления и ситуационного анализа вряд ли правомерно. А самое главное, вряд ли плодотворно.

Повседневные дела и текущие проблемы являются в первую очередь объектами ситуационного анализа. Правомернее было бы говорить о том, что организациям, руководству которых основное время приходится уделять решению "сиюминутных" проблем, более целесообразно двигаться к стратегическому управлению с использованием технологий ситуационного анализа.

Ситуационный подход предполагает, что в деятельности организаций, в особенности родственного профиля, есть много общего. В то же время каждая ситуация индивидуальна, и управленческое решение необходимо принимать в той конкретной ситуации, которая сложилась для объекта управления в данный момент.

В ситуационном анализе, так же как в системном анализе и в любой другой науке об управлении, разработаны универсальные технологии, методы, приемы, которые годятся не только для одной отдельно взятой ситуации принятия решения, но и для целого класса ситуаций.

Однако только специально проведенный анализ именно той ситуации, которая сложилась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет профессиональному менеджеру выбрать ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели.

Одна и та же стратегическая идея, скажем, выбор структуры организации, может быть реализована по-разному. Различные организационные структуры рассмотрены достаточно обстоятельно в книгах, посвященных кадровым решениям. На какой из них лучше остановиться — это уже результат ситуационного анализа, учитывающего и характер деятельности организации, и внешнюю среду, в которой организация функционирует, и внутреннюю культуру, и кадровый состав.

Алгоритм принятия решений при ситуационном подходе может включать следующие операции:

1) обнаружение (контроль) проблемы;

2) сбор информации о ситуации;

3) анализ информации о ситуации;

4) диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;

5) определение целей управления ситуацией при решении проблемы;

6) разработка критерия оценки эффективности решения;

7) генерация перечня возможных управляющих по отношению к подсистеме, являющейся источником проблемы, воздействий;

8) прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации (а не системы, как в предыдущем случае);

9) верификация и оценка вариантов решений;

10)принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Центральную роль, при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они — ключ к пониманию ситуации, а значит, к принятию эффективных управленческих решений.

Поэтому одной из основных проблем, решаемых ситуационным анализом, является установление факторов, определяющих развитие ситуации.

Если мы захотим выделить все факторы, в той или иной степени влияющие на развитие ситуации, то это будет задачей, с одной стороны, нереальной, а с другой — лишенной смысла.

Нереальной она будет потому, что на развитие ситуации влияние, может быть, незначительное, оказывает очень много факторов.

Кто поручится, что дождь и непогода за окном или семейные и прочие неурядицы не повлияли хоть в какой-то степени на настроение руководителя, проводящего важное совещание?

Задержки или брак в производстве какой-либо маловажной на первый взгляд детали могут привести к сбоям в работе главного конвейера.

Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки анализ ситуации становится практически невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество получаемого результата в силу перечисленных выше причин не повышается, а снижается.

Поэтому одной из основных задач ситуационного анализа является установление не всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.

В заключении представим методологию ситуационного подхода, которую можно объяснить как четырехшаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Читайте также: