Доклад про село унцукуль

Обновлено: 20.05.2024

Первая - насечка металлом по дереву - это местный промысел, давний и знаменитый - шутка ли, но век назад здешние вещи производили полный фурор в Европе и Америке, прогремели славой на выставке в Париже , лавки унцукульских мастеров были во Франции , Британии и даже за морем в Вашингтоне.

Вторая крутая вещь - виды красоты невозможной.

В целом весь Дагестан этим славен, не только Унцукуль, но всё-таки - не у каждого такая краса за окном.

А третья крутая вещь - местный пионерлагерь , где, со специфическим дагестанским патриотическим задором, легко соседствуют Сталин и Курбан-Байрам, гимн России и намаз, Бенджамин Франклин и Тарас Шевченко - ну, в общем это такой неукротимый поток сознания, что прекрасен как отдельное явление.

Так, про насечку, а точнее инкрустацию дерева металлом - берется деревянная заготовка, тонко-тонко нарезается узор, в каждую прорезь вставляется тонкий лист металла (всё ручками-ручками, естественно).
Далее шлифуется и лакируется.

Вот этот узор - это не краска, каждая чёрточка это утопленный в дерево металл.

У унцукульцев куча своих секретов, которые передаются только от мастера к мастеру - и только от аварца к аварцу (Унцукуль - село аварское , моноэтничное).

Попытки промышленного шпионажа бывали - безуспешно. Унцукульцы говорят, что мы торгуем нашими изделиями - но не торгуем секретами.
Ну и попробуй проникни в тайны моноэтничного села, где все друг друга всю жизнь знают.

Сейчас промысел не столь известен, как был ранее - маркетинг хромает, но всё так же крут.
При местном пионерлагере прилагается по этому делу музей.

Не только промысла, а и вообще всякого этнографического.

Ну, колорита в Дагестане в любом случае хватает, музей сойдет для сельской местности, но всё-таки более всего меня впечатлил не музей, а тот пионерлагерь, в котором он находится.

Потому-что пионерлагерь - ва-аще чума!

Если скрестить советский формализм, кавказскую пылкость, российскую раздолбанность, тягу к тостам, любовь к мудрствованиям аксакалов, ислам, политику, квасной (или какой, айранный?) патриотизм и т.н. патриотическое воспитание, бойскаутов - получится ошеломительная эклектика, компот так компот, солянка с перцем.

Гимн России соседствует с мануалом по намазу (лагерь детский, если что, напоминаю).

Зайчики и белочки Дагестана - с Курбан-Байрамом.

Марк Твен и "Работайте, братья!".

Сталин - икона над кретиноскопом.

Махач - у меня одна ассоциация: деревенская дискотека, кто-то не ту девку за мягкое взял, слово за слово, лбы подтянулись, а пойдём выйдем? - а пойдём выйдем: и уже на задворках дискача развернулся махач.

- Саня-я-я, сзади заходи, за зебры его хватай, за зебры.
Я знаю-знаю, речь о кавказском соколе революции, Махаче Дахадаеве - он, как-никак, самый известный уроженец села - и именно в его часть назвали Махачкалу , столицу республики - но всё равно, потешно.

А есть несколько экспрессивные - Тарас Григорьевич Шевченко гуторит - в ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.
Вам не кажется, что несколько грубовато и категорично?


Селение Унцукуль один из центров народных художественных промыслов Дагестана. В ауле издавна изготавливают разнообразные изделия из кизилового, абрикосового или орехового дерева. Это трости, вазы, карандашницы, декоративные блюда, панно, и пр. Все изделия украшают тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой и оригинальным и самобытным орнаментом, геометрическим в своей основе.

Зародилось это искусство в XVIII в на основе существующих до этого богатых традиций изготовления художественно оформленного холодного оружия с серебряной насечкой по железу и кости (рогу) и художественной резьбы по дереву. В прошлом унцукульские мастера славились как искусные оружейники. После окончания Кавказской войны царское правительство наложило запрет на производство холодного и огнестрельного оружия. Сейчас Унцукульская фабрика художественной обработки дерева выпускает широкий ассортимент изделий с металлической инкрустацией — трости, ступки, декоративные панно, блюда, шкатулки, вазы, сервизы, броши, ножны кинжалов, чаши и многое другое.

Ярким своеобразием и самобытностью отличаются и женские украшения унцукульских мастеров насечки по дереву. Это браслеты, кулоны, брошки, серьги, пудреницы и т.д., отделанные традиционным для Унцукуля геометрического характера орнаментом, нередко и изобразительными мотивами – стилизованными изображениями птиц и животных.

В Унцукуле насечкой по дереву занимаются все с самого раннего возраста. Профессия переходит из поколения в поколение.
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов как-то написал

Если вы попросите семилетнего горского мальчика нарисовать дом, он его нарисует так же, как и любой другой семилетний ребенок. Но если вы попросите его наложить орнамент на блюдо или кувшин, то его работа может поспорить с рисунком профессионального художника-декоратора. Ведь он-горец! И его учили этому искусству тысячу и семь лет. В нем живет поэт, композитор, художник.

Работа унцукульских мастеров трудоемкая, требующая выработку специальных навыков, точно расcчитанных операций и приемов. Орнамент строгий, графичный, состоит из сочетания геометрических форм и изображений сомерных знаков. Композиция основывается на раппортном повторении ряда узорных элементов, образующих орнамент свободной горизонтальной или вертикальной симметрии.

Коллекции изделий унцукульских мастеров хранятся в Государственном музее искусств народов Востока, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург),а также в республиканских музеях — дагестанском объединенном историко-архитектурном музее им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском музее изобразительных искусств им П.С. Гамзатовой.

Расположено на левом берегу Аварского Койсу, в 147 км к юго-западу от железнодорожной станции города Буйнакск.

История



Селение Унцукуль известен как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла Истоки ее уходят в далекое прошлое – в XVII-XVIII века. Пока до сих пор не выяснено происхождение местного мастерства. Е.М. Шиллинг считал, что насечка металлом по дереву ведет свое происхождение от инкрустации по металлу, и что при этом имелся промежуточный этап инкрустации деревом по камню, что делалось с архитектурными целями. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление предметов быта из кизилового дерева, украшенных художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы. Если до конца XIX века рынком сбыта продукции были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу. В те далекие годы унцукулец Магомед Юсупов открыл свою мастерскую даже в Вашингтоне. Предметы, изготовленные им, имели небывалый успех. Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские.Новые нетрадиционные вещи в Унцукуле стали делать с 1921 г., когда в подарок В.И.Ленину от всего Дагестана два мастера Н. Ханбудаев и М. Кебедов изготовили письменный прибор, на котором орнамент был подобран с большим вкусом. Поиски нового привели к появлению оригинальных по форме и очень красочных по орнаментации ступок, ваз, ковшей, даже телефонного аппарата, деревянных плакеток с изображением фантастических птиц и животных. В 1929 году в Унцукуле была создана промысловая артель, которая в 1958 году была преобразована в фабрику художественных изделий. Свою продукцию унцукульцы неоднократно показывали на выставках во Франции, США, Бельгии, в частности в 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени. Но и сегодня унцукульские изделия из ценных пород дерева с насечкой и инкрустацией мельхиором выполнены в древнейших уникальных традициях народных промыслов. В основе унцукульского орнаментального рисунка лежит четко фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название "ишан" (узор, знак). Характерной особенностью орнамента является адресная принадлежность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделии присутствует древний символ - солярный знак. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного, с великолепной текстурой, дерева традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту, уникальность, царственную роскошь и благородство. По красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, а также остроумной смелости и незатейливости технических приемов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в декоративном искусстве.

Унцукуль: село мастеров

История происхождения названия


Как бы там ни было, народ здесь живет талантливый и самобытный. Дагестанское село Унцукуль расположилось в горной лощине. На весь мир прославили дагестанское село инкрустированные изделия работы местных умельцев.

Над высокими горами неспешно встает солнце, освещая картину просыпающего селения. У подножия гор сверкает водохранилище, в небо взметнулись тонкие свечи минаретов. Прекрасно природа и села, и его окрестностей. Неудивительно, что в такой красоте родился удивительный промысел.

Промысел

Уникальна его технология. На заготовке выводят рисунок. Затем прорезают ложбинку, вбивая в не молотком металлическую пластину. Поражает и то, что кажущиеся на готовой вещи гвоздиками фрагменты, на самом деле – проволока, под которую и делали выемку, вбивая затем так, чтобы снаружи оставалась лишь точечка. Ее-то и принимают за шляпку гвоздя.

Мастерских в селе достаточно. Из поленьев в них рождаются настоящие шедевры. Территория здесь исключительно мужская. Приход женщины – работа прервана, тем более запрещено трогать инструменты и материалы, которыми пользуется мастер.


Тем не менее, выполняет мужчина подготовительную работу. Инкрустацией чаще всего занимаются именно женщины. Однако есть исключение: если изделия предназначены для выставки, работа полностью выполняется мужскими руками.

На протяжении долгого времени уникальные вещи пользовались известностью лишь среди жителей Кавказа. Причина в том, что Унцукуль лежит в отдалении от дорог, да и добраться сюда очень сложно. Мастерство оттачивалось столетиями, да и дата появления лишь предположительная.

Расцвет и признание

В Европе изделия появились лишь в начале прошлого столетия на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Но это не помешало им завоевать любовь. Европейцы пришли в восторг от унцукульского творчества.

Мастерские по изготовлению шедевров появлялись после триумфа со многих странах. Мастера выпускали украшенные оригинальными узорами вещи. Секреты мастерства переходят лишь от мастера к мастеру, и только от аварца к аварцу.


Изделиями унцукульцы торгуют, но не продают секреты. Да и в селе все друг с дружкой знакомы, сразу видно, кто есть кто. Потому и безуспешны все попытки промышленного шпионажа.

Самобытность работ умельцев впервые получила высокую оценку в конец позапрошлого столетия. На промышленной выставке в Нижнем Новгороде продукция получила несколько наград.

Развивался промысел и в советское время. Небольшие артели объединились в фабрику. Когда Советский Союз исчез, сохранить промысел удалось лишь за счет инициативы самих жителей селения и их отношения к национальной культуре.

Особенности

Наравне с изделиями кубачинских мастеров работы мастеров из Унцукуля признаны образцами национального творчества. Техники исполнения в их основе лежат уникальнейшие. Оригинальность и качество оценены по достоинству любителями изысканного эксклюзива.


При взгляде на готовые изделия сложно понять, сколько времени и сил требует работа над ним. Однако радующие глаз шедевры начинаются с выбора материала.

Изначально в Унцукуле использовали древесину кизила. Отличает ее прочность. Затем началось употребление других вариантов, груши, ореха и абрикоса. Своими особенностями обладает каждый вид, но все отличает вязкость и твердость. Благодаря им материал гнется в разные стороны.

Ветки кизила и боярышника брали для мелких изделий, ручек кнутов и нагаек. Более крупные вещи все чаще делали из боярышника с орехом. Ветви для работы подбирают те, которым не менее пяти лет. Предпочитают древесину с красивой гладкой текстурой, легко поддающиеся полировке.

Ветки подбирают нужной толщины. Далее следует обработка огнем, распрямление. Если это необходимо, материал сгибают, добиваясь нужной формы.


После подготовительной работы начинается основной этап. Изделие обретает нужный вид, проходит обработку на токарном станке. Очень важно, чтобы древесина была полностью сухой. Иначе брак неминуем: на подготовленном к декорированию изделие могут появиться трещины.

Технология

Работают умельцы в технике орнаментальной насечки металлом по дереву. В узорах используют растительные и геометрические мотивы. Инструментов в работе используется немного. Если первоначальная обработка проводится на токарном станке, то орнамент наносится при помощи небольшого молоточка и резца:

  1. Нанесение узора – занятие, для которого необходимы предельная внимательность, аккуратность и тщательность. Поначалу делают эскиз на бумаге. В точности изображение переносят на заготовку из дерева.
  2. На древесине делают небольшой надрез. В него вставляют латунные, медные, мельхиоровые либо серебряные пластинки.
  3. Излишек металла убирают острыми специальными ножницами.
  4. Резкими точными ударами молотка вбивают пластинку внутрь надреза.
  5. Из пластинок делают дорожку. Дополнительно ее можно украсить фигурными мелкими деталями из цветного дерева, кости, поделочных камней.


Могут мастера воспользоваться специальными гвоздиками, чтобы облегчить себе работу.

На инкрустацию одной трости берут несколько тысяч кусочков. Материалы могут быть разными, пять различных движений требуется на каждый вид материала. Работа весьма кропотливая и трудоемкая.

Готовые изделия отличает оригинальность и тонкое мастерство. Деревянные инкрустированные вазы покоряют красотой. Отличает их и будто воздушный изысканный узор, а также сверкающая полировка.

Не менее эффектно выглядят другие изделия ручной работы с резьбовым орнаментом. Кроме благородства материала и богатства оформления отличает их высокая художественность исполнения.


Красота всегда в почете

Все чаще для инкрустации вместо серебра и золота берут металл, ведь на ценности изделия такая замена не отражается. Окрашивают изделия обычно в коричневые оттенки, от темного, обычного, до вишнево-коричневого.

В селении действует фабрика, есть музей. Правда, в настоящее время количество работников не больше десятка, но заказы все мастера выполняют штучные. В музее же хранятся изделия невероятной красоты. Они прославились на весь мир.

В селе работает около двухсот мастеров-одиночек. Но такого количества умельце очень мало, учитывая масштабы планеты. Да и намного реже теперь творения местных умельцев появляются на выставках.

Село смотрится современно и, одновременно, традиционно. Спутниковые тарелки выглядят оригинально на крышах сельских домиков, соседствуя с гнездами ласточек. Однако всем, кто хотя бы раз побывал в Унцукуле, хочется вновь вернуться сюда.


Природа

Еще одной достопримечательностью является потрясающая природа. Кроме волшебных закатов с восходами здесь изумительнейшие виды. Снимки получаются профессиональными, яркими.

Да и наблюдения за работой мастеров немало стоят. Появляется желание остаться здесь и своими руками создавать эту красоту, взяв в руки крошечный молоточек.

Правда, придется примерить на себя роль ученика, старательного и послушного. Мастером за столь короткое время стать, увы, не получится.

Однако все усилия стоят того, чтобы наконец увидеть результат труда, изысканный шедевр.

Есть в селении еще одна достопримечательность. Это лагерь для детей. В нем сочетается все лучшее, взятое от советской эпохи, кавказской самобытности, бойскаутов и современного российского менталитета. Эклектика невероятная.


Читайте также: