Общекультурное направление внеурочной деятельности доклад

Обновлено: 14.05.2024

В данной статье вы сможете познакомиться с особенностями общекультурного развития личности в младшем школьном возрасте, а так же узнать, как поспособствовать его развитию во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: общекультурное развитие, младшие школьники, внеурочная деятельность, начальная школа.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. С точки зрения педагогики: личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. В период младшего школьного возраста личность терпит большое количество изменений, как физических, так и психологических. Это происходит потому, что человек, вступает в новую социальную роль – ученик, в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В младшем школьном возрасте у обучающегося происходит резкий переход от игровой деятельности, к учебной. Поэтому следует выделить некоторые особенность учебного процесса в этом возрасте: учебная деятельность способствует рефлексии своих действий у младших школьников, а так же контролю и подчинению своих действий определённым правилам, установленным школой. Эти особенности следует учитывать и при организации внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования появились изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане с 1 сентября 2012 г. Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе [2]. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить его личностные способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В этот период ребенок пытается определить свои личностные интересы, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом – грамотно совместить общее и дополнительное образование, чтобы добиться желаемого результата.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, при которых осуществляется решение задач их воспитания и социализации. Для решения этих задач школа предоставляет следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [1, с. 233)]. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели организации внеурочной деятельности необходимо следовать следующим принципам:

- принцип учета потребностей обучающихся и их родителей;

- принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе;

- принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности;

- принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения;

- принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности;

- принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

- принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности;

- принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

- принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе [3].

Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [2]. Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Задачи: развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей; формирование коммуникативной общекультурной компетенции; овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного общения; формирование интереса к творческим профессиям. Планируемые результаты представлены в таблице.

Уровни планируемых результатов внеурочной деятельности.

Результаты первого уровня

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;

Приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;

Концерт, внутри классное или внутри школьное мероприятие.

Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.

Экскурсии, поход на природу.

Результаты второго уровня

Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа;

Посещение музеев родного края.

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.

Результаты третьего уровня

Участие в акциях художественно-эстетического направления в окружающем школу социуме.

Принятие участия в различных акциях своего города.

Деятельность обучающихся осуществляется в различных формах обучения. Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.). Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия. К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, семейное обучение, самообучение. Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты. Необходимо знать, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство. Формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее. Однако, самые подходящими формами организации обучения во внеурочной деятельности по общекультурному направлению являются кружок, клуб, студия, театра, так как они позволяют сконцентрировать внимание детей и вызвать у них интерес и стремление развиваться в рамках общекультурного направления. А реализовать эти формы в процессе обучения помогают наглядные, дидактические и практические методы.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Москва – в образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Мастерская, кружок как формы внеурочной деятельности общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. Выбор данных форм организации деятельности в зависимости от возраста, интересов, творческих возможностей учащихся. Выделение их структурных компонентов и обоснование оптимальных вариантов реализации. Алгоритм организации и проведения одной из указанных форм организации внеурочной деятельности (на примере по выбору студента).

Общекультурное направление внеурочной деятельности

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.

Цель общекультурного направления:

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
  • формирование коммуникативной общекультурной компетенции;
  • овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
  • овладение навыками межличностного общения;
  • формирование интереса к творческим профессиям.

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;

- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

- уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

- культуры отношений человека с человеком;

- культуры быта, поведения в семье и обществе;

Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.

Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-прак­тических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не озна­чает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4.Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

5.широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

6.нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;

7.отсутствие домашнего задания

Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

3. В основе образовательно­го процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: ов­ладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного по­мещения – мастерской.

5. Разнообразная деятель­ность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

6. Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

1.Предварительно пересмотреть учебную программу кружка, изучить учебно-тематический план, журнал кружковой работы, конспекты предыдущих занятий, согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определить взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. 2.Определить направление деятельности на занятии, то есть поставить цель.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть конкретна и достижима за одно занятие

3.Определить задачи проведения занятия. Задач должно быть не больше 3-х и они должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия.

4.Определить и выбрать тип и структуру занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, учащихся, слушателей.

5.Составить план проведения занятия. Определить основные этапы занятия, их последовательность. Время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа; формы, организующие работу педагога и детей, продумать методы обучения и воспитания.

6.Продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного компонента учебного материала.

7.Необходимо продумать дидактические средства и приёмы, техническоеоснащение кружка, которые будут использованы на занятии.

До начала занятия:

- Придите за 10-15 минут до начала занятия.

- Подготовьте помещение, проверьте наличие пособий, инструментов и материалов, лично убедитесь в исправности электрооборудования.

- Проверьте подготовленность рабочих мест для учащихся.

- Еще раз продумайте ход занятия

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.

Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

3. Этап открытий новых знаний. Постановка проблемы

4. Выдвижение гипотезы

6. Рефлексия( 10 мин)

Требования которые необходимо выполнять при подготовке и проведении занятия:

1. Диагностичность цели занятия, её конкретизация в задачах,

описание ожидаемого результата

2. Четкость этапов занятия,их соответствие задачам

3. Занятие отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации,

его форма отличается от урока

4. Учащиеся участвуют в постановке цели занятия, планировании работы

5. На занятии ведется работа по формированию УУД, педагог правильно называет формируемые УУД

6. Занятие способствует формированию ценностей, в процессе занятия учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося

7. Занятие отражает логичное использование современного оборудования

8. Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию

педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия

9. В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей, способствующие формированию сотрудничества, активной позиции, толерантности

10. Обучающиеся включены в ситуации контроля и оценки,

на различных этапах занятия используются приемы обучения рефлексии.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять рамки общения в социуме.
  • Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Общекультурное направление внеурочной деятельности.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т.д.
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
- уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
- культуры отношений человека с человеком.
- культуры быта, поведения в семье и обществе.
- культуры образования.
- культуры труда.
- культуры творчества.
Формы общекультурного направления могут быть представлены кружками рисования, вокальным кружком, театральной студией, посещением музеев, картинных галерей, этическими беседами.
Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
В школе активно поддерживаются мысли о том, что каждый учитель и ученик могут иметь полезное дело по душе. Подобный подход к делу способствует развитию у учащихся ответственности за свои дела, поступки, дисциплины.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к "победе" над обстоятельствами, над самим собой.
Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня. Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля силами самих учащихся.
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

Из опыта моей работы в данном направлении.

Уже 2-й год я занимаюсь с детьми во внеурочном объединении "Домисолька". Мною была разработана программа общекультурного направления по данной теме.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Изучение музыки на занятиях направлено на достижение следующей цели: создание условий для формирования основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи:

  • прививать интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • прививать основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
  • научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
  • сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышление о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на внеурочную деятельность кружка "Домисолька"" в 1 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 33 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Идея развития творческого воображения средствами музыки и других видов искусства в реализации непроста. Это не простое рисование, музицирование или пение. Это творчество более высокого уровня. Это интеграция всех видов искусства, это поиск собственных возможностей и талантов личности, рождение потребности заниматься им не только в рамках музыкальных занятий.
Предложенная тематика занятий – это идея, выраженная в игровой форме. Игра – это эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания "Я" как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:
знать:

  • элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.

Формы контроля

Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:

  • сольные выступления,
  • хоровые конкурсы,
  • полугодовые отчетные концерты.

Результаты работы нашего объединения:
2014-2015 учебный год – 4 "Б" класс.
-Участие в школьном концерте, посвящённому Дню Учителя. Танец "Флеш-моб"
-Участие в школьном концерте, посвященному Дню Матери. Танец " Мама-мамочка моя"
- Участие в Новогоднем представлении. Танец "Добрый жук", песня "Снежинка".
-Участие в городском вокально-хореографическом фестивале "Вдохновение весны". Музыкальный спектакль "Волк и семеро козлят на новый лад".
Праздник "Выпускной в начальной школе".
2015-2016 учебный год – 1 "Б" класс.
-Утренник "Мы школьниками стали" - танец "Доброта", песни и стихи.
-Утренник "Новогодняя сказка" - танец "Новогодние игрушки".

Основной целью реализации общекультурного направления является активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Исходя из основной цели образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становится самостоятельной и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.

Одной из острейших на настоящий момент проблем в условиях современного компьютерного мира, окружающего подрастающее поколение, является развитие творческих способностей, в данном случае- артистизма.

Особое значение театральное творчество приобретает именно в начальной школе, оно не только воспитывает, но и обучает с помощью игры, а знакомство с позицией актёра способствует накоплению и развитию эмоционального, нравственного и трудового опыта ребёнка.

Опыт других преподавателей показывает, что театр в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников. Театрализованная деятельность предполагает всемирное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.

Учащиеся младших классов более, чем другие дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие, нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников, приобщение их к общечеловеческим ценностям.

В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

ГЛАВА 1. Общекультурное направление внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.

Целью общекультурного направления является формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;

- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

- уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.

Необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В этот период ребенок пытается определить свои личностные интересы, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом – грамотно совместить общее и дополнительное образование, чтобы добиться желаемого результата.

Деятельность обучающихся осуществляется в различных формах обучения. Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.). Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия.

Читайте также: