Принципы рационального чтения доклад

Обновлено: 16.05.2024

Чтение как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Принципы чтения как процесса усвоения: обучение через понимание, гибкость. Недостатки традиционных методов чтения, планирование чтения.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.06.2018
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Способы повышения качества и скорости чтения учебной и научной литературы

Список использованной литературы

Введение

речевой чтение традиционный обучение

Сегодня значительное количество людей занимается информационным трудом в процессе учебной, научной и другой профессиональной деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением и использованием информации.

Учебный процесс - один из наиболее массовых видов информационного труда. Основным источником информации в учебном процессе по-прежнему остается чтение. К настоящему времени назрел вопрос о проведении практических занятий по ознакомлению студентов, аспирантов, соискателей с обзором известных научно-методических материалов по освоению техники быстрого чтения.

Существует противоречие между малой скоростью чтения, которой реально владеют вышеназванные субъекты учебного процесса, и большим объемом учебной информации, которую им необходимо освоить. Данное противоречие не разрешимо без овладения с помощью специальных тренировок и приемов рациональным, в частности, ускоренным, чтением.

Увеличение скорости и качества чтения - это вопрос, который нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от других насущных вопросов современного общества, в котором информация и знания являются главными продуктами производства. Повышение объема памяти, развитие внимания, речи, творческих навыков, развитие способностей быстрого конспектирования, - вот далеко не полный перечень вопросов, которые являются одновременно и основными условиями повышения скорости чтения, и результатом усилий, приложенных в данном направлении.

Способы повышения качества и скорости чтения учебной и научной литературы

1. Обучение через понимание

Читатель должен усваивать, или обучаться, через понимание, а не запоминание. Обучение через запоминание пригодно лишь, когда мы имеем дело с несвязанными предметами, которые при чтении общеупотребительной литературы встречаются крайне редко. Суть запоминания состоит в повторении, но даже самое медленное чтение недостаточно для этого; более того, если и возможно запомнить текст наизусть, это не обязательно приведет к тому, что читатель поймет его. Обучение через понимание требует отбора материала и его анализа; при запоминании весь материал поглощается без разбора с помощью многократного повторения.

Так как существует предел количеству информации, которая может быть усвоена в определенное количество времени, то читатель должен постоянно менять скорость чтения. Когда смысл понять трудно, он должен читать медленнее; когда смысл понятен, ему требуется меньше времени и он может читать быстрее.

Для того чтобы получить больше времени для усвоения материала, читатель может проглядеть быстро статью, чтобы понять ее суть; затем быстро прочитать ее, чтобы получить общую информацию; и, наконец, просмотреть текст в поисках отдельных специфических деталей, которые можно усвоить с помощью запоминания. Таким образом, он переходит от общего к частному и может постепенно сопоставить информацию с существующими у него знаниями; более того, такое повторение является конструктивным, а не механическим. Правильно распределяя свое время и усилия, читатель сберегает время и увеличивает свою продуктивность.

· текст -- объект восприятия и познания заложенной в нем содержательной информации;

· головной мозг -- перерабатывающее и управляющее устройство.

И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов, их последующее запоминание и умение выразительно читать предлагаемый текст.

Недостатки традиционных методов чтения. Можно выделить несколько основных недостатков традиционных методов чтения и типичных ошибок в обучении чтению.

Первый из них -- артикуляций при чтении.

Второй принципиальный недостаток -- малое поле зрения при чтении.

Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты -- оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко и глубоко проясняющие смысл текста. В популярной литературе иногда ошибочно говорят об угле зрения; это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью.

Третий недостаток -- регрессия при чтении.

Под этим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова.

Последний, четвертый недостаток -- отсутствие внимания при чтении.

Как было установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего -- чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически, и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что он думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново.

Кроме того, такой читатель, как уже отмечалось выше, все читает с одинаковой скоростью: и методическое письмо министерстве, и увлекательный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием.

В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов. Использовались и такие технические средства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменить темп своего чтения.

В настоящее время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения. Большим успехом пользуется метод выборочного чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также техника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США), техника, заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и нескольким опорным словам.

Интересна методика, основанная на том, что в одном абзаце, как правило, содержится лишь одна основная мысль. В процессе чтения необходимо ставить перед собой следующие задачи:

· отыскивать основные мысли -- наиболее важную информацию в тексте;

· подкреплять их второстепенными мыслями, которые оформлены как в виде предложений, так и в виде примеров (фактического материала).

· вычленять основные и второстепенные мысли и устанавливать между ними связь, давая им собственные лаконичные формулировки, благодаря чему текст лучше воспринимается и надежнее запоминается;

· не концентрируйте внимание на несущественной информации (вводные слова; фразы, использующиеся для логической связи; неинтересные для вас сведения).

1) ключевые слова;

2) смысловые ряды;

3) доминанта - значение.

«Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Планирование чтения. Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. Прежде всего, планируется содержание чтения.

Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо составить список основной литературы, затем либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области знания являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить смысл иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям: иностранных слов, энциклопедическому, философскому, экономическому и другим.

Способы чтения. Следующим этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения [книги]. Существует целый ряд таких способов. Вот некоторые из них.

Просмотр книги. Этот способ применяется обычно при поиске тех или иных сведений, фактов, методов исследования проблемы и т. п. Просмотр научных работ может быть эффективным только при условии, что читатель обладает системой знаний в данной области науки, владеет навыками быстрой ориентации в тексте, выделения основных положений, идей автора, понимания и оценки системы доказательств и фактов [приведенных в книге].

Выборочное чтение. Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. Применять этот способ при изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме нерационально.

Полное, медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используют именно этот способ чтения. Однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен. В процессе такого чтения внимание читателя не концентрируется на основных частях текста. Не выделяются теоретические положения и основные факты, не анализируются система доказательств, логика изложения материала. При таком чтении не происходит совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем не оперативно, с пропусками и искажениями.

Заключение

Бурно развивающийся мир выдвигает нам все новые и новые требования. И единственный способ им соответствовать - постоянно повышать уровень своего образования. Судите сами: каждые 18 месяцев количество информации в мире удваивается, а наши навыки ее восприятия практически не изменяются со школьной парты. Неудивительно, что мы зачастую не успеваем прочитать все, что запланировали. К счастью, наука тоже не стоит на месте - появляются все новые и новые методики восприятия информации. Овладеть ими несложно, было бы желание.

Чтение учебной и научной литературы - сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Чтение является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством, невозможно. Поэтому самое главное - научиться, самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать основное, нужное, творчески применять его в своей профессиональной деятельности.

Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего - умение читать.

Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.

Цели чтения. Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

· О приобретении необходимой информации;

· О развитии своих способностей, прежде всего, внимания, логической памяти, мышления.

Обе они органически взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста.

Список использованной литературы

4. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. - М.: Школа рационального чтения, 2001.

5. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. - М.: Эксмо, 2006.

6. Зиганов М.А. Скорочтение. - М.: Эксмо, 2007.

7. Зяблицева М.А. Мнемотехника. Секреты суперпамяти. - М.: Эксмо, 2009.

8. Савко И.Э. Русский язык. От фонетики до текста. - М.: Харвест, Попурри, 2005.

9. Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. - 2007. - № 2. - С. 49-53.

Подобные документы

Характеристика чтения и его роли в современном обществе. Теоретическое исследование текста и процесса чтения. Чтение, как процесс усвоения. Недостатки традиционных методов чтения. Исследование особенностей и сложности методик повышения скорости чтения.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 14.08.2010

Анализ научной литературы, посвященной методологии проведения внеклассного чтения. Подготовка и проведение внеклассного чтения на уроках литературы. Составление плана урока внеклассного чтения по поэме Б. Ахмадулиной "Сказка о Дожде" для учащихся 7-8 кл.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 18.09.2010

Понятие "быстрого чтения" как сплошного чтения текста, обеспечивающего полное, качественное усвоение прочитанного и выполняемого нетрадиционными методами. Основные способы чтения и нормативы их скорости. Условия и правила освоения приемов быстрого чтения.

реферат [50,3 K], добавлен 30.08.2012

Техника чтения - основа умения читать на родном и иностранном языках. Характеристика основных особенностей английского языка применительно к обучению правилам чтения. Рассмотрение методического пособия для обучения правилам чтения на начальном этапе.

курсовая работа [48,2 K], добавлен 08.11.2014

Содержание требований и программы по литературному чтению направленных на формирование навыка чтения. Понятие выразительности чтения, компоненты выразительного чтения. Формирование навыка выразительности чтения на уроках литературного чтения во 2 классе.

курсовая работа [101,4 K], добавлен 12.03.2017

Понятие навыков чтения у младших школьников. Суть и понятие чтения. Этапы становления навыков чтения. Работа над правильностью и сознательностью чтения. Методические основы формирование навыка чтения у школьников. Подходы к выбору методов чтения.

курсовая работа [96,7 K], добавлен 07.01.2009

Чтение как вид речевой деятельности, основные характеристики процесса выразительного чтения, методы формирования его навыков. Значение интонации, повышения и понижения голоса. Преимущества и недостатки различных методик при обучении выразительному чтению.

Поток материала для чтения в виде деловых писем, газет, специальных публикаций, циркуляров, частной корреспонденции, служебных записок и т.п. становится все более насыщенным.

Примерно 30% своего времени менеджеры тратят на чтение! Совершенствование техники чтения означает поэтому совершенствование вашей организации труда!

Различные способы и формы рационального чтения можно сгруппировать в зависимости от того, используются ли они до, во время или после самого процесса чтения. Метод SQ 3R основывается на всех трех фазах.

Здесь речь идет в конечном счете о том, чтобы определить, какие части соответствующего текста (книги, газеты, статьи, циркуляра) могут представлять интерес с точки зрения личных и профессиональных целей, а какие — нет. Независимо от того, с какой скоростью вы читаете, вы сможете путем целенаправленного, селективного чтения сэкономить массу времени.


Сортируйте поэтому свой материал для чтения и читайте лишь то, что вам безусловно нужно для получения информации!

Как можно прочитать 200 страниц за одну минуту? Очень просто: вы должны в течение этой минуты, просмотрев содержание, определить, что книга объемом 200 страниц не подходит вам, и потому решить ее не читать! Критический анализ программы чтения на день у большинства руководителей показал бы, что многое вообще можно было не читать.

Рациональное чтение прежде всего предполагает целенаправленный отбор и принятие решения относительно того, надо ли тот или иной материал читать вообще, и если да, то в каком объеме

Следующие вспомогательные вопросы должны способствовать тому, что чтение будет вами восприниматься в меньшей степени как спонтанный, эмоционально управляемый акт (например, из любопытства к своей почте), а в большей мере как рациональный процесс:

- Что я должен прочитать?

- Что я обязан прочитать?

- Что я хочу прочитать?

- Что я хочу с этим предпринять?

- Что можно было бы прочитать позднее?

- Что мне вообще не нужно читать?

Отдавайте себе отчет в том, что за иной материал для чтения вы должны заплатить цену в деньгах, но за любой материал для чтения необходимо заплатить цену во времени! (см. начальную главу о ценности времени).


Каким временем для чтения вы вообще располагаете в течение дня или недели, чтобы прочесть все то, что должны или хотели бы прочитать?

Обходитесь по-хозяйски со своим временем и выбирайте материал для чтения, сообразуясь со своими целями по следующей схеме.

1. «Просеивайте имеющийся материал для чтения, прежде чем обрабатывать его!

2. Собирайте также небольшие тексты для серийной обработки в рабочие блоки и резервируйте в своем недельном плане по крайней мере один час для их прочтения!

Если вы после фазы селекции приняли первое позитивное решение, а именно ближе заняться соответствующим текстом, вы можете читать его в зависимости от целеустановки, руководствуясь следующими методами.

Первое восприятие содержания, чтобы определить, что ожидает читателя (последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать данный текст).

Отыскать существенное (определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна совсем).

Обобщение содержания и критическая оценка прочитанного материала (фиксация основных мыслей по поводу прочитанного).

Здесь тоже надо работать целеориентированно, стремиться читать только самое важное!

10 правил совершенствования методики чтения

1. При просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию вы хотите из него получить. (Один из специалистов рекомендует, например, перед прочтением книги составить список вопросов, на которые хотелось бы получить ответы в данной книге.)

2. Просмотрите названия глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или краткое содержание, а также предисловие, вступительные замечания и введение.

3. Выясните, что бы вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные и заключительные фразы, а также на ключевые слова.

4. Не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора. (Но, пожалуйста, не в этой книге!)

5. Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять прежде всего смысл высказываний частного и общего порядка.

6. Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова и предложения, а также таблицы.

7. Указатели в виде слов обращают ваше внимание на определенные вводные замечания, усиления или акценты в тексте:

8. Опускайте малоинформативные пассажи и замедляйте темп чтения на важных участках текста.

9. Учитывайте также специфику структуры различных текстов:

- справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат в начале, а второстепенную — в конце;

- в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении;

- специальные статьи содержат во введении описание проблемы, в основной части — разработку путей ее решения и в заключительной части — выводы или взгляд в будущее.

10. Обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок и т. п.

Наряду с улучшением методики чтения вы можете отдельно или параллельно повысить скорость чтения. Без специальной тренировки взрослый человек способен прочитывать 200—250 слов в минуту (слов/мин), после овладения соответствующей техникой скорость возрастает до 400—450 слов/мин и более! Обучаясь быстрому чтению, вы одновременно тренируете свою способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.

Таковы аргументы, которые должны убедить вас освоить быстрое чтение либо на специальных курсах, либо путем самообучения с помощью специальной литературы. Потребуется лишь регулярная получасовая тренировка в течение месяца, чтобы повысить свою личную скорость чтения.

Читать быстрее можно за счет:

а) избавления от вредных привычек и отвлекающих факторов;

б) совершенствования методики чтения.

10 факторов, мешающих быстрому чтению

1. Чтение по буквам или по слогам.

Если взгляд тащится от буквы к букве или от слога к слогу, каждый из этих знаков становится точкой фиксации, и чтение получается спотыкающимся, темп — низким. Цель состоит в том, чтобы сразу фиксировать как можно больше слов. В большинстве случаев вы по немногим слогам можете узнавать слово целиком.

2. Внутреннее проговаривание читаемого (вокализация).

3. Возвращение к прочитанным местам в тексте.

Если ваш взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному (три строки вперед, одна назад), то вы искусственно увеличиваете объем текста и снижаете скорость чтения.

4. Поверхностное чтение.

Скорость чтения возрастет, если вы сможете охватывать сразу целые группы слов, несущие определенный смысл.

7. Чтение по буквам.

Не говоря о том, что этот метод как таковой является чрезвычайно расточительным, в большинстве случаев достаточно бывает лишь несколько букв, чтобы узнать все слово, например р. б. ч. я. м. т. д. ка.

8. Движения головой (вместо слежения глазами).

Необходимые движения глаза производят намного быстрее, чем голова!

9. Позы, неудобные для чтения.

Не читайте, например, лежа, поскольку так быстрее наступает усталость и снижается внимание.

10. Внешние факторы, такие, как неудовлетворительное освещение, отвлечение, шум и т. д.

Убыстрение за счет улучшения методики чтения: читать больше за меньшее время


Курс быстрого чтения с помощью таких разнообразных упражнений, как:

- избавление от вредных привычек при чтении;

- упражнения на концентрацию;

- нормализация поля зрения и удвоению и даже утроению к чтению!


Привыкайте к тому, чтобы важные тексты не только читать, но и обрабатывать после прочтения. Путем выделения важных мест (пометок, выписок из текста) вы обеспечиваете лучшее усвоение материала и облегчаете повторное чтение.

Техника маркировки текста (пометок). Смысл и преимущества пометок как вспомогательного средства при чтении состоят в следующем:

- пометками устанавливаются приоритеты, поскольку выделяются важные места;

- пометки помогают дополнительно структурировать текст (условные знаки);

- пометки облегчают нахождение и повторное прочтение важных мест текста;

- пометки способствуют тщательному обдумыванию и лучшему восприятию и запоминанию (не в последнюю очередь благодаря визуальному выделению нужных мест).

В качестве методов и способов маркировки текста возможны, например, разного рода подчеркивания, отметки и записи на полях и т.п.

Большое распространение приобрели фломастеры с толстой линией. По сравнению с обычными они имеют то преимущество, что выделяют целое поле, и этим облегчается его повторное нахождение. Соединительные линии между словами указывают на ассоциации. В качестве наиболее целесообразного метода маркировки текста зарекомендовали себя условные знаки, которые часто употребляются еще в процессе чтения.


Разработайте собственные обозначения. Книги — за исключением букинистических ценностей — являются предметами повседневного пользования.

Лишь в том случае, если книга или материал интенсивно проработаны, т.е. содержат разнообразные подчеркивания и пометки, они становятся по-настоящему ценными текстами!

Если вы приспособились к какой-то определенной системе маркировки (например, каждый цвет имеет определенное значение), постарайтесь сохранить ее и регулярно использовать. Но помечать надо экономно и целенаправленно!

Основной принцип выписывания такой же, как и маркировки:

- Лишь самое существенное и в кратчайшей форме!

Различают три основные формы выписывания:

В этом случае следует соблюдать такие правила цитирования, как точное указание источника и корректное воспроизведение выдержки, — обязательно для докладов, рукописей и научных работ!

Помните, однако, о том, что ксеро- и фотокопирование заменяют расточающее время выписывание дословных цитат!

В этом случае мысль автора передается собственными словами. Безупречная в научном отношении работа предполагает такого рода смысловые воспроизведения. Делается такая выписка в соответствии с теми же правилами, что и дословная цитата.

В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подобный обзор содержания может быть важным подспорьем Для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

Основные мысли текста вы можете изложить своими словами на специальной карточке. Ниже следует формуляр для составления конспективной выписки из книги.

Обзор текста вы можете составить также посредством логической структуры, вместо того чтобы следовать повествовательной схеме.

Преимущества логической структуры состоят в следующем:

- содержание текста перерабатывается так, чтобы правильно были представлены внутренние взаимосвязи содержания;

- удается избежать многословия, поскольку опускаются соединительные слова, детали и т.д.;

- информация становится более обозримой и запоминаемой;

- выделенные ключевые слова помогают при последующем просмотре ассоциативно вспомнить о деталях.

С помощью конспективной выписки можно также составить представление о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчает нахождение этих мест.

Так же как и техника маркировки текста, составление выдержек предполагает разнообразные подходы с элементами творчества, например:

- выписка основных пунктов;

- выписка ключевых понятий и слов;

- диктовка на магнитофон;

- различные комбинации указанных форм.

Разработайте свою собственную систему составления выдержек и постоянно совершенствуйте ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе вы сможете составить архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам. Выписывайте важнейшую информацию и составляйте из нее архив для последующей расшифровки и обработки! Старайтесь и в этом деле установить приоритеты!

В качестве обобщения по рациональному чтению могут служить принципы нижеследующего трех- или пятиступенчатого метода, с помощью которого можно эффективно обработать соответствующую книгу или статью по специальности. Этот метод называют также SQ 3R:


Пять ступеней, в частности, предусматривают:

Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом. После проработки таких вспомогательных материалов, как:

- предисловие и введение,

- оглавление и текст на обложке;

- рубрики и подзаголовки глав;

- резюме и выводы;

- поименный и предметный указатель, можно уже судить о содержании и решить, какие разделы вообще нужно прочитать.

2. Постановка вопросов.

Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению):

- Идет ли речь о новой или уже известной информации?

- Идет ли речь в данном источнике информации о фактах, мнениях, гипотезах?

- Какие главы или пассажи являются важными, а какие — нет?

- Какие намерения преследует автор в изложении?

- С какими воззрениями можно согласиться, а каким — возразить?

- Какую предварительную подготовку предполагает текст?

- Чем отличается содержание прочитанного от моих прежних знаний?

- Следует ли для меня из прочитанного необходимость действия?

Постановка вопросов помогает отделить существенное от несущественного, читать критически и концентрированно, исключает необходимость повторного чтения.

Следующая ступень — целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами, предлагаемыми автором: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками.

В остальном можно и должно пользоваться описанными выше приемами быстрого чтения. Для проработки специальной литературы мы рекомендуем следующие две ступени пятиступенчатого метода.

Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения. Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает наступление усталости.

Даже если методические приемы SQ 3R кажутся непривычными, при определенной тренировке вопросы и критическое отношение к тексту возникают сами собой — исходя из интересов и соответствующего уровня знаний.

Ясно, что рациональное чтение может обусловливать также повторные просмотры того же материала, причем каждый из этих проходов по тексту служит определенной цели.

- первый проход: селекция материала — установление последующих шагов;

- второй проход: ориентирующее, изучающее, обобщающее чтение;

- третий проход: углубленное (быстрое) чтение с пометками;

- четвертый проход: обобщающее чтение с целью перепроверки (постановки вопросов);

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Рациональное чтение. Презентация на заданную тему содержит 34 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель семинара Вы будете владеть набором техник, позволяющих качественно улучшить качество работы с печатной информацией

В среднем человек читает менее 4 книги в год, представляете, на какой уровень Вы поднимитесь читая по 10 книг в месяц Работа над техниками, представленными в данной презентации даст Вам такую возможность

Подготовительный этап поможет: Поставить цели чтения, чтобы процесс чтения был наиболее эффективным Выбрать правильные книги, а не тратить время на всё подряд

Процесс выбора книг Постановка целей чтения Формирования широкого списка: Конкретная область знаний Советы Рейтинги Другие факторы (автор, обложка, отзывы) Формирование короткого списка: Просмотр содержания Чтение аннотации и отзывов на обложке Выбор книг для углублённого чтения Основные мысли Картинки, графики, схемы Начало и окончание глав

Что нужно знать о скорости чтения (этот слайд очень важен) Скорость мысли быстрее скорости чтения Чем лучше Вы разбираетесь в теме, тем быстрее Вы читаете Чем больше Вы читаете, тем быстрее Вы читаете У людей есть множество вредных привычек: вредное питание, курение, алкоголь и пр. Неправильное чтение — это тоже одна из плохих привычек, причём эта привычка устраняется наиболее просто. Все знают как похудеть, но вокруг множество толстых людей; многие знают как бросить курить, но в большинстве помещений чувствуется стойкий запах сигарет; простое знание как правильно читать также даст результат менее чем у 2 % людей. Чтение – это навык, который необходимо тренировать

Как читать эффективно Читать с конкретной целью Менять скорость чтения в зависимости от содержания Читать без проговаривания текста внутренним голосом Охватывать взглядом целиком строку, абзац или страницу Концентрироваться

1. Читать с конкретной целью Необходим: Предварительный просмотр Написание списка вопросов к книге (удобно в форме Mind Map)

Упражнение Чтение на комфортной скорости (1 мин.) Чтение в 2 раза быстрее комфортной скорости (1 мин.) Чтение по абзацам на высокой скорости (1 мин.) Чтение на комфортной скорости (1 мин.) Скорость чтение на 4-м этапе должна возрасти по сравнению с 1-м

3. Читать без проговаривания текста внутренним голосом Со времён Древней Греции детей учат читать по слогам Но глаза – часть мозга и для понимания текста его проговаривание не обязательно Устранение проговаривания сложная, но решаемая задача, требующая до месяца регулярных тренировок При тренировках понимание текста должно отсутствовать!

4. Охватывать взглядом целиком строку, абзац или страницу Возможности зрения позволяют видеть не одно слово, а от 3-х слов до целой страницы. Это необходимо использовать! Широта угла зрения развивается упражнениями, вождением автомобиля и командными видами спорта

5. Концентрироваться Создать условия: удобное место (можно читать стоя), отключить компьютер, отложить телефон и пр. Установить лимит времени Устраивать перерыва Представлять апельсин над темечком (там находиться зона концентрации) Читать одним глазом (попеременно) Задавать вопросы следуя по тексту

Чтение – взаимосвязанная последовательность действий, которая предусматривает восприятие, осмысление, переработку, хранение информации. Основным каналом восприятия является зрительный, но кроме него информация поступает по речеслуховому и речедвигательному каналу (анализатору).

Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие памяти, внимания, мышления, приводит к бессистемности и, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Отметим типичные недостатки традиционного чтения.

1. Отсутствие гибкой стратегии. Люди, как правило, одинаково медленно читают как детективный роман, так и научную статью или учебную литературу, хотя нетрудно заметить, что информационная насыщенность их различна, и, значит, подход при чтении должен быть разным. Умение выбрать оптимальный способ чтения с учетом поставленной цели, характера материала, бюджета времени и называется гибкой стратегией чтения.

3. Регрессия. Другой недостаток традиционного чтения – регрессия, т.е. непроизвольное возвратное движение глаз человека к недопонятому слову или словосочетанию, привычка возвращаться глазами к прочитанному тексту без особой необходимости. Данное действие читатель часто совершает механически, теряя при этом скорость чтения. Таким образом, совершаются холостые движения глаз или повторное прочтение отдельных участков строки. Для некоторых читателей характерен тот факт, что независимо от сложности текста они прочитывают его посредством постоянных регрессий дважды. При этом регрессии вызваны не упущенным смыслом фразы, а страхом его упустить, сомнением в своих возможностях понять ее. Эта вредная привычка снижает скорость чтения и может привести к потере главной идеи текста. Конечно, не все совершаемые читателем возвраты при чтении обусловлены привычкой, подстраховаться. Нередко при чтении сложного, насыщенного информацией текста возникают вопросы, требующие обдуманного и вторичного прочтения данной части текста. Такие возвраты называются рецитациями, в отличие от механических регрессий они бывают, неизбежны и носят целенаправленный осмысленный характер. Однако рекомендуется все-таки их избегать, заменяя повторным прочтением материала после окончания первого. Это способствует более глубокому осмыслению уже однажды прочитанного текста.

Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под ней подразумеваем не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего, умение рационально читать. Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.

Как правильно организовать чтение. Важнейшим условием рациональной работы с книгой является умение:

- четко сформулировать цели,

- выбрать мотивацию к эффективному чтению,

- выбрать оптимальный способ чтения.

Следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

1) приобретение необходимой информации;

2) развитие своих способностей, прежде всего, логической памяти, мышления, внимания.

Обе они взаимосвязаны, и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста. Правильно читая научную или учебную книгу, мы следим за ходом мысли автора, продумываем его рассуждения, усваиваем методы, изложенные в книге, учимся доказывать объяснять.

Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. В первую очередь планируется содержание процесса чтения. Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо:

1) составить список основной литературы,

2) затем самостоятельно либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.

3) Затем составляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изучения проблемы, трудоемкости планируемой работы и сроков ее завершения. При умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но и сохранить на долгие годы высокую умственную работоспособность

Устают не столько оттого, что много работают, а от того, что не умеют правильно организовывать свою работу.

Чтобы настроить свой мозг перед началом чтения, нужно:

- сделать краткую ревизию уже имеющихся знаний по данному вопросу. Это облегчит восприятие информации, которая будет поступать при чтении, поможет установить в уме правильные связи.

- если материал совсем новый, то имеет смысл обратиться к справочной литературе, чтобы создать кое-какие зацепки, которые помогут удержаться свежей информации.

- Обязательно наметьте себе вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в тексте.

Правильное распределение времени в процессе чтения, поэтапность и последовательность в усвоении сложного материала способствуют наиболее полному и глубокому его пониманию.

Необходимость соблюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведение прибавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки. Начать работу с книгой нужно с предварительного ознакомления с ней.

- Прежде всего, необходимо рассмотреть ее построение. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект, или на карточки, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому, они принадлежат и из какой работы взяты.

- После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.

- Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям. Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить понимание иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходиться обращаться к словарям иностранных слов, энциклопедическому, философскому и другим.

Важным этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения книги, он осуществляется в зависимости от целей чтения.

Существует целый ряд различных способов чтения. Рассмотрим наиболее эффективные.

Во время такого чтения необходимо уловить структуру материала, его основные мысли и направления, не читая его подробно. Результатом такого прочтения текста является оценка его необходимости и ценности для вас. Умение определять структуру текста, соподчиненность его частей ( глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунком, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями вырабатывается постепенно при чтении многих книг с различной структурой и является очень важным.

Этот способ обычно используют в процессе чтения газет, журналов, сборников, статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. При изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме этот способ нерационален.

Полное, медленное чтение без анализа текста

Используются специальные тренировочные упражнения, благодаря которым обучающийся добивается существенного увеличения угла (поля) зрения. Возникает эффект панорамного видения текста (эффект фузионной дивергенции, т.е. разведение зрительных осей глаз). За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Динамичное чтение используют, когда необходимо прочесть большое количество литературы в короткие сроки. Такая методика позволяет ускорить чтение без ущерба усвоения сути текста и обеспечивает оперативное извлечение информации.

Основные резервы повышения скорости чтения:

- следование четкой цели в процессе чтения;

- подавление возврата к прочитанному;

- овладения навыками сжатия текста, оперативного извлечения из него сути, содержащейся в ключевых словах;

- умение игнорировать избыточную информацию;

- привычка прочитывать за один раз между остановками глаз до 2-3 и более слов, при этом как можно меньше возвращаться к прочитанному или блужданию по странице;

улучшение памяти и внимания

Таким образом, в зависимости от цели чтения и содержания материала необходимо уметь выбрать оптимальный способ чтения. Для повышения эффективности чтения желательно дифференцированно подходить не только к различному содержанию материала, но и к его частям

1. Когда мы говорим, то произносим слово за словом, пишем мы тоже последовательно, по линиям (строкам). Поэтому устная и письменная речь обычно рассматривалась как линейный процесс коммуникации. Однако современные исследования показывают, что головной мозг работает намного более многомерно и схематично, и поэтому линейное толкование внешней речи и письма является значительным упрощением сложной работы мозга. Линейное развитие речи – элемент за элементом – не означает линейного восприятия поступающей в наш мозг информации. Наш мозг работает преимущественно с ключевыми понятиями в их взаимосвязи и зависимости. Поэтому нужно не столько внимательно изучать каждое предложение текста, сколько искать главную идею и основные мысли. Тем более что некоторые тексты содержат много избыточной информации (до 70-80%), в то время как смысловое ядро заключается в оставшихся 20-30%.

2. Процесс извлечения информации из текста сугубо индивидуален. В его основе лежат накопленные читателем знания и опыт о предмете чтения, поэтому объем извлекаемой информации у разных людей может быть различен.

3. Так как мы думаем быстрее, чем читаем, то при быстром чтении понимание текста выше, чем при медленном.

4. Наш мозг вместо дословного чтения постепенно осуществляет в ходе чтения перекодирование содержания в собственной мысли.

5. Определенное противоречие при чтении возникает между стремлением быстро пройти текст и необходимостью понимать смысл прочитанного. Это противоречие можно разрешить, вырабатывая в себе способности при чтении материала сразу понимать его смысл и значение.

Для повышения эффективности чтения важно внимательно следить за ходом мысли автора, манерой его изложения. Выявление логической структуры текста позволяет глубже постигнуть мысль, вокруг которой группируется фактическое содержание. Большую помощь в этом оказывают абзацы и

слова – ориентиры , содержащиеся в тексте.

Слова – ориентиры можно сравнивать с дорожными указателями, которые говорят нам о направлении, поворотах и разветвлениях дороги (в нашем случае – мысли автора). Они помогают предвидеть, где и когда появится нужная информация. Наиболее часто встречаются следующие слова-ориентиры:

Научившись видеть слова-ориентиры в тексте, вы будете без труда следовать логике развития событий и соответственно адаптировать темп чтения к важности текущего момента.

Приемы осмысления текста

В процессе чтения полезно задавать себе вопросы по содержанию и стараться найти на них ответы в самом тексте, или, мысленно обращаясь к другим известным источникам, предугадывать то, о чем будет сказано далее.

Полезно использовать следующую систему приемов осмысления текста.

2. Постановка вопросов – предложений. Этот процесс не только активизирует процесс чтения книги, но и способствует восстановлению в памяти ранее усвоенных знаний в данной области, а также систематизации знаний, их обобщению и осознанию.

3. Предвосхищение плана изложения текста. Этот прием позволяет читателю как бы войти в творческую лабораторию автора, выдвигать гипотезы, предвидеть логический план содержания книги.

3. Предвосхищение содержания. Использование этого приема предполагает наличие у читателя определенной суммы знаний в данной области. Этот прием способствует формированию умений доказывать, обосновывать свою мысль, строить цепь рассуждений и фактов, т.е помогает развитию способностей к научной работе.

4. Мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли.

5. Критический анализ текста и его оценка. Это система отдельных приемов, которая выражается в дополнениях к изучаемому тексту, в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения.

Овладение рациональными приемами чтения потребует немало времени и сил. Однако это необходимо для повышения качества и скорости чтения и является одним из условий овладения творческим стилем чтения учебной и научной литературы.

Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения, полезно провести анализ своего чтения.

Приготовьте мягкий карандаш.

А теперь предлагаем Вам ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете Вы сами, обводя карандашом соответствующее число балов.

1) Всегда ли Вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

- Всегда очень четкую и чтение мотивировано….10

-Всегда приблизительно и без мотива……………6

2) Меняете ли Вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

- Скорость определяю перед началом

- Всегда читаю со средней скоростью…………. 2

- Всегда читаю очень медленно………………….0

3) Удается ли Вам целиком сосредоточиться на тексте?

- В основном удается………………………………6

- Лишь в случае, если материал очень

4) Можете ли Вы быстро понять структуру читаемого текста?

- Построение текста чувствую всегда…………..10

- Мне удается быстро понять, какие разделы

- После прочтения небольшой части уже

представляю себе структуру ……………………..4

- Разбираюсь в структуре только после того,

как прочитаю весь текст……………………………2

- На структуру не обращаю внимания……………..0

5) Можете ли Вы понять смысл целого предложения или хотя бы части

- Могу, если текст легкий…………………………. 6

6) Возвращаетесь ли Вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

- Если есть непонятные места,

- Иногда возвращаюсь из-за

непонимания слов………………………………. 4

- Иногда, если не понимаю смысла текста………2

- Возвращаюсь часто по различным

7) Водите ли Вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

- Голова и руки всегда без движения…………….10

- Иногда двигаю головой………………………….6

- При чтении важных мест вожу пальцем

8) Проговариваете ли Вы вслух или про себя то, что вы читаете?

- Всегда читаю молча и думаю,

что не проговариваю………………………………10

- Не могу ответить точно…………………………..6

- Произношу отдельные (трудные) слова…………4

- Часто ловлю себя на том, что

проговариваю читаемый текст…………………….2

- Всегда читаю с артикуляцией…………………….0

9) Возникает ли у Вас образные представления того, что читаете?

10) Как двигаются Ваши глаза при чтении?

- Вертикально, плавно и быстро

по середине страницы………………………………..10

- Зигзагообразно от строки к строке…………………6

- С остановками на каждой строке………………………2

- С остановками на каждом слове……………………….0

Общее число балов.

Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: опытный читатель получает общее число балов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения – от 70до80; эрудированным (но не обученный быстрому чтению) – от 40до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 балов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.

Выполнив задание, подсчитайте общее количество балов, которое у вас получилось в итоге, и запишите его в тексте сверху.

Читайте также: