Доклад психические процессы важные для профессионального самоопределения

Обновлено: 05.07.2024

§ 10. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Л юбая работа требует определенной скорости, темпа её выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т.д. Более того, в некоторых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности.

В основе формально-динамических особенностей психики лежат некоторые врожденные особенности, на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы. Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов.

Психические процессы – основа всей жизнедеятельности человека, они тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия, а внимание без мышления.

1. Ощущениеотражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль. Ориентироваться в мире человеку помогают следующие важные ощущении:

https://pbs.twimg.com/profile_images/809363296734343169/Kk-EQYBs_400x400.jpg

  1. Зрительный – цвет, величина, конструкция расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук, шум;
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, солёное, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве;
  9. Органические – голод, жажда, общее самочувствие.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.

2. Восприятиеотражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль.

Зрительное (рассматривание)– для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета. Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяют её температуру и количество примесей. Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, водителям, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

https://a.d-cd.net/1653c6es-1920.jpg

Слуховые ощущения (слушание) – являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Летчики и авто-техники по звуку определяют частоту вращения двигателя.

Осязательные ощущения (ощупывание) должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.

Вкусовое, обонятельное . Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера.

Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.

3. Вниманиенаправленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.

По степени активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.

Произвольное внимание , в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.

https://konspekta.net/studopediaru/baza25/12429786795866.files/image003.jpg

Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным. Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.

Внимание очень важный психический процесс. Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Внимание характеризуется следующими качествами: объёмом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.

Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии как диктор, бухгалтер, экономист, оператор, машинистка, телеграфист, экономист, агроном и прочие

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера…

Устойчивость внимания – длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, фрезеровщикам, конструкторам.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, учителей, следователей, продавцов, водителей и др..

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя, наладчика оборудования, оператора добычи нефти, педагога.

  • приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;
  • всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;
  • браться за интересную, трудную, но посильную работу; тренировать профессиональное внимание;
  • повышать устойчивость внимания;
  • тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий темп работы;
  • уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или её цели.

4. Представлениенаглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. Бывает временное, пространственное, визуальное, абстрактно-логическое.

5. Воображениепсихический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность.

https://secure.diary.ru/userdir/8/1/1/2/81122/84678735.jpg

6. Мышлениеособая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос, возникший в сознании. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.

Мышление состоит из нескольких операций.

1. Анализ – мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.

2. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а различиями будут их размер и цвет.

4. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.

По характеру решаемых задач выделяют мышление: предметно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Иногда, как вид, выделяют интуитивное мышление.

Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наиболее характерен этот вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному. Людей, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение, у них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы.

Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.

Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара. Наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Но, как и темперамент, очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.

Словесно-логическое мышление – осуществляется с помощью логический операций над понятиями.

Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет и так далее. Если наиболее развито словесно-логическое мышление, то подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.

Чтобы определить, какой вид внимания у вас развит больше и лучше – существуют специальные психологические методики, их можно найти в специальных справочниках или на специализированных сайтах.

7. Памятьспособность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти, характерный для него. Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

Кроме того существует: слуховая, зрительная, словесная, тактильная (осязательная) памяти.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам, конечно же, знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная , т.е. автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Кратковременная память – быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок (мама попросила сегодня купить сахар, завтра это помнить уже не надо).

Оперативная память – хранение информации на определённый срок.

Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминание. Лучше запоминается то, что связано с интересами личности. Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности Логическая связь мыслей способствует запоминанию

8. Проявления силы-слабости нервной системы выражаются в нескольких показателях:

во-первых , сильная нервная система обладает более высокой работоспособностью, т.е. человек способен в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение, сохранять работоспособность;

во-вторых , в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям (более высокая чувствительность характерна для лиц со слабой нервной системой);

в-четвертых , в показателях способности выдерживать действие сверхсильных раздражителей (эта способность выше у лиц с сильной нервной системой).

Новые слова и понятия

Ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, память, нервная система

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Занятия 13.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Занятия 13.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Занятия 13 -14

 Ощущение Восприятие Представление Воображение Внимание Мышление Память

Ощущение Восприятие Представление Воображение Внимание Мышление Память

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействую.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Характеристика ощущений Вид ощущений Характер ЗРИТЕЛЬНЫЕ Цвет, величина, конс.

Характеристика ощущений Вид ощущенийХарактер ЗРИТЕЛЬНЫЕЦвет, величина, конструкция, рас-положение предметов в пространстве СЛУХОВЫЕРечь, звуки, шумы ВИБРАЦИОННЫЕКолебания упругой среды ОБОНЯТЕЛЬНЫЕЗапахи ВКУСОВЫЕКислое, сладкое, горькое, соленое

Характеристика ощущений Вид ощущений Характер КОЖНЫЕ Прикосновение, температу.

Характеристика ощущений Вид ощущенийХарактер КОЖНЫЕПрикосновение, температура, боль СТАТИЧЕСКИЕПоложение тела в пространстве КИНЕТИЧЕСКИЕКоординация и контроль движений ОРГАНИЧЕСКИЕОбщее самочувствие, чувство голода, жажды, внутренние болевые ощущения

Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Виды восприятий Восприятие Действие ЗРИТЕЛЬНОЕ Рассматривать СЛУХОВОЕ Слушат.

Виды восприятий Восприятие Действие ЗРИТЕЛЬНОЕРассматривать СЛУХОВОЕСлушать ОСЯЗАТЕЛЬНОЕОщупывать ВКУСОВОЕПробовать на вкус ОБОНЯТЕЛЬНОЕЧувствовать запах

Задание 1. Перед вами три рисунка с так называемым двойным изображением. 1. 2.

Задание 1. Перед вами три рисунка с так называемым двойным изображением. 1. 2. 3. Какое изображение на каждом рисунке вы увидели первым, какое вторым?

Задание 1. Перед вами три рисунка с так называемым двойным изображением. 1. З.

Задание 1. Перед вами три рисунка с так называемым двойным изображением. 1. Заяц или утка 2. Ваза или два профиля 3. Профиль молодой женщины или старухи

Что показывает опыт ? В этом опыте заключается так называемая избирательность.

Что показывает опыт ? В этом опыте заключается так называемая избирательность восприятия, когда из множества возбуждений, которые поступают в наши анализаторы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обратим внимание.

Память - Способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению.

Память - Способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта.

Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Не.

Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памятиНеобходима в профессиях ПроизвольнаяВо всех НепроизвольнаяВо всех КратковременнаяКассир, машинист, стенографист, оператор, диспетчер ОперативнаяДиспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта ДолговременнаяУчитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат

Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Не.

Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памятиНеобходима в профессиях Тактильная (осязательная)Хирург, электрик, скульптор СлуховаяМузыкант, чтец, тракторист ЗрительнаяЛетчик, водитель, фотограф ОбзорнаяХудожник, архитектор, актер ЭмоциональнаяАртист, композитор, писатель ДвигательнаяСпортсмен, летчик, водитель СловеснаяУчитель, актер, переводчик

Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе.

Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении.

Виды представлений ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пространственные Временные Абстрактно-логиче.

Виды представлений ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пространственные Временные Абстрактно-логические Визуальные

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе материала.

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений.

Воображение (ФАНТАЗИЯ) Важнейшая составная часть профессиональной деятельност.

Воображение (ФАНТАЗИЯ) Важнейшая составная часть профессиональной деятельности ХУДОЖНИКА МОДЕЛЬЕРА ДЕКОРАТОРА ДИЗАЙНЕРА ПИСАТЕЛЯ УЧЕНОГО

Внимание - направленность и сосредоточение сознание человека на определенном.

Внимание - направленность и сосредоточение сознание человека на определенном объекте.

Виды характеристик внимания

Виды характеристик внимания


Мышление - процесс отражения действительности, высшая форма творческой активн.

Мышление - процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построени.

Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут. 1)24 21 19 18 15 13 _ _ 7 2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100 3)16 17 15 18 14 19 _ _ 4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78 5) 7 16 19 5 21 16 9 _ 4 6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94 7)24 22 19 15 _ _

Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построени.

Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут. 1)24 21 19 18 15 13 12 9 7 2) 1 4 9 16 25 36 49 64 81 100 3)16 17 15 18 14 19 13 20 4) 1 3 6 8 16 18 36 38 76 78 5) 7 16 19 5 21 16 9 29 4 6) 2 4 8 10 20 22 44 46 92 94 7)24 22 19 15 10 4

Оценка результата выполнения задания Оценка производится по количеству правил.

Оценка результата выполнения задания Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Норма - 3 и выше. Методика оценивает логичность мышления.

1. 5 2. ЗАЯЦ. 3. 14. (Вычитайте 4 от предыдущего числа). 4. МЫШКА или КАМЫШ.

1. 5 2. ЗАЯЦ. 3. 14. (Вычитайте 4 от предыдущего числа). 4. МЫШКА или КАМЫШ. 5. 14 (Числа расположенные по диагонали, напротив, соотносятся как 2:1). 6. У (Прибавляйте 4 к порядковому номеру предыдущей буквы). 7. ДОРОГА. 8. (4 x 5) - (3 + 7). 9. ПОТЕРЯТЬ СОЗНАНИЕ. (Все остальные фразы - это синонимы). 10. 24. (Число внутри треугольника равно сумме чисел окружающих. Так, 4+13+3=20; 7+16+4=27; 9+14+1=24). 11. НОСКИ (Остальные слова - это различные виды обуви).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 743 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.10.2017 8698
  • PPTX 460 кбайт
  • 595 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Молчанова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На этом уроке мы поговорим о психических процессах. Дадим расшифровку каждому понятию и узнаем, как они влияют на выбор профессии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Психические процессы, важные для профессионального самоопределения"

Начнём с того, что определим, что же такое психические процессы. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.

Разберём подробнее каждый психический процесс.

Дадим определение.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.

В отличии от ощущений, восприятие – это отражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.

Восприятие делиться на несколько частей: зрительное, слуховое, осязательное и обонятельное.



Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.

Перейдём к вниманию. Дадим определение.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Разберёмся с видами внимания.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей.

Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.


Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным.

Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.

Внимание очень важный психический процесс.

У него есть несколько качеств, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.

Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии такие как диктор, бухгалтер, экономист, оператор и прочие.

Следующее качество – это концентрация внимания.

Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера.

Следующее качество – устойчивость.

Устойчивость – это длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, конструкторам.

Ещё одним качеством внимания можно назвать переключение.

Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, следователей, продавцов, водителей и учителей.

И последнее качество внимания, о котором мы поговорим – это распределение внимания.

Это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя и наладчика.

Поговорим о мышлении.

Это особая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление состоит из нескольких операций.

Первая – анализ. То есть мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.

Следующая операция – абстрагирование. То есть выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений. Нахождение сходства и различий между ними. То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а различиями будут их размер и цвет.

Синтез. Мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.

И последняя операция – обобщение. Эта операция заключается в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.

Выделяют несколько видов мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наиболее характерный такой вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которой характеризуется опорой на представления и образы.

Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, то мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.

Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара и так далее.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который осуществляется с помощью логический операций над понятиями.

Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет. И так далее.

Как же определить какой вид внимания у вас развит больше и лучше?

Для этого существуют специальные психологические методики. Их можно найти в специальных справочниках или на специализированных сайтах.

А теперь давайте узнаем, как влияет тип мышления на выбор профессии.

Люди, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – это люди, которых называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение. У них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.

Если у вас наиболее развито словесно-логическое мышление, то для вас подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.

А вот наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет.

Но, как и темперамент очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.

Поговорим о памяти.

Память – это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте.

Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память. Запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам конечно же знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная. То есть автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Краткосрочную память. Это быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок.

Оперативную память. Это хранение информации на определённый срок.

Долговременную память. Эта информация запоминается надолго.

Подведём итоги урока.

Сегодня мы поговорили о психических процессах. Мы дали расшифровку каждому понятию и узнали, как они влияют на выбор профессии.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

№ слайда 1

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Психические процессы ОщущениеВосприятиеВниманиеПамятьМышлениеКакова роль психиче

№ слайда 2

Психические процессы ОщущениеВосприятиеВниманиеПамятьМышлениеКакова роль психических процессов в профессиональном самоопределении?

Ощущение Отражение отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно возде

№ слайда 3

Ощущение Отражение отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса - восприятия

Восприятие Отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздейс

№ слайда 4

Восприятие Отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.ВосприятиеЗрительное Слуховое Осязательное ОбонятельноеНа успешность овладения профессией влияют особенности вашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности

Память Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведе

№ слайда 5

Память Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте.Произвольная память НепроизвольнаяСловесно-логическая память Наглядно-образнаяОперативная память Долговременная

Внимание Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на

№ слайда 6

Внимание Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для личности определенную значимость.ВниманиеНепроизвольное Произвольное Послепроизвольное

Внимание характеризуется качествами

№ слайда 7

Внимание характеризуется качествами

Мышление Особая форма отражения окружающей действительности, устанавливающую свя

№ слайда 8

Мышление Особая форма отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Виды мышления

Мыслительные операции

№ слайда 9

Выявление уровня кратковременной наглядно-образной памяти Ваша задача заключаетс

№ слайда 10

Выявление уровня кратковременной наглядно-образной памяти Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов таблицы. После того, как таблица будет убрана, вы должны нарисовать те образы, которые запомнили.

Определение вида мышления 1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из

№ слайда 11

Определение вида мышления 1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?2. От города А до города В – 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км. в час. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км. в час. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?3. На столе 8 спичек, сложены в фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников. Как надо переложить четыре спички, чтобы получилось один квадрат и четыре треугольника? 4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг.). Но молотка нет. Как решить задачу? (4 минуты)

Обработка результата Если вы правильно и быстро решили первую задачу, то у вас х

№ слайда 12

Обработка результата Если вы правильно и быстро решили первую задачу, то у вас хорошо развито образное мышление;Если задачу вторую – логическое;Задачи третью и четвертую – практическое мышление

Оценка логического мышления Вам представлены семь числовых рядов. Вы должны найт

№ слайда 13

Оценка логического мышления Вам представлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. (5 минут)24 21 19 18 15 13 _ _ 71 4 9 16 _ _ 49 64 81 10016 17 15 18 14 19 _ _ 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 787 16 19 5 21 16 9 _ 42 4 8 10 20 22 _ _ 92 9424 22 19 15 _ _

Оценка произвольного внимания 2 минуты

№ слайда 14

Читайте также: