12 решений для нового образования доклад

Обновлено: 08.07.2024

5 апреля Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок опубликовали экспертный доклад "12 решений для нового образования". Доклад уже называют проектом реформы образования, запрос на которую был сформулирован в обращении Президента Федеральному собранию.

Если вы еще не читали, вот краткий свод проектов и их сути:

  1. Поддержка раннего развития
    Проект предполагает создание службы сопровождения физического, психического и социального развития для детей от 0 до 3 лет, что подразумевает регулярное посещение и консультирование семей специалистами.
  2. Школа цифрового века
    Проект предполагает внедрение цифровых учебно-методических комплексов в школьные предметы и дисциплины дополнительного образования, а также создание и продвижение онлайн-курсов.
  3. Современная материальная инфраструктура образования
    Проект предполагает оснащение школ необходимым оборудованием (повышение скорости интернета, средства дизайна, кап. ремонт, создание культурно-образовательно-спортивных организаций и тд)
  4. Равные образовательные возможности и успех каждого
    Внедрение программы годичной подготовки к школе, инструментов адресной поддержки малообсепеченым семьям, реформирование стипендиальной системы в вузах.
  5. Новое технологическое образование в школе и СПО
    Модернизация содержания образовательных программ в школа и СПО по естественным наукам, информатике и технологиям. Внедрение аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров, а также соответствующих цифровых комплексов программного и методического обеспечения.
  6. Развитие и поддержка талантов
    Проект предполагает расширение содержательного спектра и возрастных границ предметных олимпиад и конкурсов, обеспечение учащихся возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне, развитие системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах школы.
  7. Запуск системы непрерывного образования
    Формирование 200 современных методически и технологически оснащенных Центров образования взрослых на базе многопрофильных колледжей, вузов, корпоративных университетов и тд. Предоставление возможности каждому взрослому гражданину пройти переподготовку или повышение квалификации.
  8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях
    Передача университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки и пр.). Введение онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно) в образовательные программы региональных вузов.
  9. Фундаментальные и поисковые системы в высшей школе, глобальные университеты РАН
    Создание передовой экспериментальной базы для крупных международных проектов с участием 40 вузов. Создание не менее 50 международных исследовательских центров.
  10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования
    Внедрение дружественных миграционных процедур для данной категории студентов от этапа набора до выхода на рынок труда; грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов и тд.
  11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех
    Обновление стандартов образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, а также распространение современных воспитательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага.
  12. Кадры для развития образования
    Разработка и реализация высокотехнологичных программ педагогического образования с усиленной практической составляющей, создание системы постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, запуск программ стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Некоторые комментарии к докладу:

Все 12 проектов-направлений — довольно целостная карта изменений. У меня нет вопросов к этим ориентирам развития образования.

  • Какие механизмы выберет руководство страны: будут использовать государственные деньги для привлечения инвесторов? Или тупо расходовать проценты ВВП через ведомственные неэффективные механизмы закапывания этих денег в нелепых формальных показателях?
  • Возможно ли разделение функций — чтобы ведомство управляло самим процессом образования, а механизмами развития, в том числе финансовыми, занимались специально созданные проектные офисы?

Максим Дулинов, директор по общему и профессиональному образованию РАНХиГС:

Глеб Гаращук, глава штаба Уполномоченного по правам студентов Москвы и МО:

Ключевым термином доклада является человеческий капитал, потому что образование — это неизбежно инвестиционная сфера. Однако уникальность её в том, что с одной стороны, инвестиции в неё требуются значительные, а с другой — неочевидно, как рассчитывать рентабельность этих инвестиций. В связи с этим нельзя рассматривать образование и науку как область исключительно государственных инвестиций. Бизнес является не менее важным инвестором, который в том числе способен рыночным образом оценить отдачу и правильность текущих инвестиций. Образовательная модель, которую мы сейчас имеем, появилась более века назад, и в отличие от экономики и общества она практически не изменилась. И именно через взаимодействие с бизнесом и другими негосударственными экономическими структурами возможно создать гибкую, современную, адекватную к потребностям общества модель образования. Сделать это возможно только благодаря значительному вниманию к кадрам как в части подготовки, так и в части материальной поддержки. Нужно опереться на молодежь, на вчерашних выпускников, которые лучше других понимают, что и какими средствами нужно сделать, которые имеют силы и настрой совершать подвиги и создавать Россию будущего, в которой им жить.

Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.

Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.

1. Поддержка раннего развития

В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.


2. Школа цифрового века

Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

3. Современная материальная инфраструктура образования

Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:

1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.

5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.


4. Равные образовательные возможности и успех каждого

Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.

5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании

Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.


6. Развитие и поддержка талантов

7. Запуск системы непрерывного образования

Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.


8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях

9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук

Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.


10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования

В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:

  • дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
  • создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
  • грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
  • строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.

11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех

Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

12. Кадры для развития образования

Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)

Реформа рассчитана на 6 лет, предварительная стоимость, с учётом бюджетного и внебюджетного финансирования - 8,3 трлн. руб.
Заявленные в докладе проекты по цифровизации общества и реформе образования, в той или иной мере, уже последовательно реализуются и внедряются во все сферы жизни, меняют облик коммуникаций, социальных и межличностных отношений. Поэтому доклад не является отвлечённой теорией, но программой для практической реализации.

7.1-7. Проект по запуску системы непрерывного образования, подразумевает поставить под контроль занятость и компетентности всех наёмных работников. При текущей политике в развитии экономики, роботизации и автоматизации, будет продолжаться сокращении производств, рабочих мест, и соответственно, спрос на квалифицированных работников. При этом, квалификация не гарантирует соответствующей трудозанятости и достойного уровня зарплаты.
Что касается непрерывного образования, то идея хорошая, но не в рамках предложенного проекта и бюрократической инициативы. Наблюдаются явные акценты на ликвидацию классического среднего-специального и высшего образования, курсов по повышению квалификации, перепрофилирование образовательных и научно-исследовательских государственных учреждений в коммерческие компании, которые предоставляют платные образовательные услуги, и соответственно падение уровня образования и квалификации.

8.1-7. Осуществление Проекта по превращению ВУЗов в центры инноваций в регионах и отраслях фактически приведёт к сокращению и ликвидации ВУЗов, как полноценных образовательных учреждений, преобразует оставшиеся в коммерческие и внесистемные элитарные структуры.
Во времена СССР результаты от деятельности науки оценивались по количеству поданных патентов и рацпредложений, числу их использования в производстве, эффективности от внедрений, в млн. руб. А сейчас, в информационную эпоху, основной результат от научной деятельности - количество публикаций в международных журналах и индекс цитирования.
Корректное ли это сравнение?
С высокой вероятностью осуществление этой программы приведёт к увеличению цифрового формализма и бюрократии, полной профанации научной деятельности, замене отечественных интересов международными и коммерческими, снижению интеллектуального и профессионального уровня выпускников.

10.1-7. Идея Проекта по увеличению доходов от экспорта образовательных услуг хорошая, но её реализация невозможна без развития собственного фундаментального и перспективного образования/науки, синергии лучших образцов, доработанной системы и опыта советского образования, запрета слепого и безграничного технического внедрения цифрового и дистанционного суррогата. Технологии и программы должны органически применяться в системах, лечить, а не ломать, подменять и имитировать.


Проектом руководят бывший министр финансов Алексей Кудрин и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Они объясняют, что сфера образования значит для экономики страны:

Чтобы изменить образование по проекту Кудрина и Кузьминова, нужно 4,5 триллиона рублей. Вот на что они пойдут — мы выбрали проекты о машинном обучении, геймификации и новых технологиях.

Школа цифрового века

Цифровые технологии помогают учиться. Пока в Татарстане планируют запретить школьникам использовать мобильные телефоны, авторы доклада предлагают интегрировать их в обучение.

Использовать игры и симуляторы. Это вовлечет детей, сделает обучение наглядным и поможет развивать гибкие навыки: работать в команде, мыслить критически и творчески.

Внедрять дистанционное и смешанное обучение — это когда изучаешь материалы как удобно, а на семинары и экзамены приходишь в класс. Так дети изучают предметы, недоступные в школе, и выбирают педагогов в любой точке мира. Дистанционное обучение помогает освоить материал быстрее: например, научиться программировать за год.

Материальная инфраструктура школы

Невозможно учиться по электронным методичкам и внедрять дистанционное обучение, если школы устроены и оснащены, как в конце прошлого века. Нет пространств для совместной работы и индивидуальных мест, общего доступа в интернет.

Образовательных учреждений все еще не хватает. 15% школьников учатся во вторую и третью смену, 300 тысяч детей 2—3 лет не получают мест в яслях и следовательно — раннего развития.

Чтобы решить эти проблемы, авторы проекта предлагают пять шагов.

1. Подключить все школы к интернету со скоростью 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с — к 2023-у. Дома с таким интернетом можно смотреть сериалы в HD-качестве. В школах это поможет формировать цифровую инфраструктуру.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.


В 2008 году в моей школе появились интерактивные доски. Это казалось магией

3. Ежегодно создавать 70 тысяч мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи школьных зданий: это решит проблемы второй и третьей смены. Отремонтировать пять тысяч школ, которые непригодны для обучения.

5. Модернизировать инфраструктуру в селах: создать культурно-образовательно-спортивные организации, заменить или отремонтировать 12,5 тысяч школьных автобусов.

Развитие и поддержка талантов

Российская система поддержки талантов охватывает 7% детей и профессии, которые занимают 4% рынка труда. Это академические науки школьного цикла и спорт. Технологии, творчество, предпринимательство, социальные и не школьные науки — не у дел.

Чтобы это изменить, авторы проекта хотят, чтобы ученики осваивали любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн — с поддержкой профильных вузов и дистанционных программ. Чтобы помочь школьникам, планируют создать систему профессионального самоопределения и профильного обучения в 10—11 классах.

Еще хотят ввести льготные образовательные кредиты: субсидировать половину стоимости обучения для студентов, которые сами оплачивают обучение или живут отдельно от семьи. Для этого нужно сдать ЕГЭ на 80 баллов и выше или победить в профильной олимпиаде.

Система непрерывного образования

В России 17% взрослых участвует в образовании. В Евросоюзе — 40%. Мы не видим причин тратить деньги и время, чтобы повышать квалификацию и тем более менять ее. Причина — непонятно, какие преимущества дает дополнительное образование. А еще это неудобно и долго.

Авторы доклада предлагают создать программы переподготовки и повышения квалификации для взрослых. Для этого использовать модели заочного обучения и инструменты MOOC, а после программы — помогать устроиться на работу.

Содержание школьного образования

Проект предлагает обновить стандарты образования: развивать навыки XXI века и новую грамотность, распространять современные воспитательные практики.

Авторы делают акцент на гибких и метапредметных навыках — умении получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.

В полном тексте — цифры, сроки, результаты проектов и предостережения: что случится, если оставить как есть. Еще авторы пишут о том, как превратить вузы в инновационные центры, развивать технологическое образование и научную работу, экспортировать знания, растить кадры и создавать равные возможности для учеников.

Читайте также: