12 решений для нового образования доклад
Обновлено: 08.07.2024
5 апреля Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок опубликовали экспертный доклад "12 решений для нового образования". Доклад уже называют проектом реформы образования, запрос на которую был сформулирован в обращении Президента Федеральному собранию.
Если вы еще не читали, вот краткий свод проектов и их сути:
- Поддержка раннего развития
Проект предполагает создание службы сопровождения физического, психического и социального развития для детей от 0 до 3 лет, что подразумевает регулярное посещение и консультирование семей специалистами. - Школа цифрового века
Проект предполагает внедрение цифровых учебно-методических комплексов в школьные предметы и дисциплины дополнительного образования, а также создание и продвижение онлайн-курсов. - Современная материальная инфраструктура образования
Проект предполагает оснащение школ необходимым оборудованием (повышение скорости интернета, средства дизайна, кап. ремонт, создание культурно-образовательно-спортивных организаций и тд) - Равные образовательные возможности и успех каждого
Внедрение программы годичной подготовки к школе, инструментов адресной поддержки малообсепеченым семьям, реформирование стипендиальной системы в вузах. - Новое технологическое образование в школе и СПО
Модернизация содержания образовательных программ в школа и СПО по естественным наукам, информатике и технологиям. Внедрение аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров, а также соответствующих цифровых комплексов программного и методического обеспечения. - Развитие и поддержка талантов
Проект предполагает расширение содержательного спектра и возрастных границ предметных олимпиад и конкурсов, обеспечение учащихся возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне, развитие системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах школы. - Запуск системы непрерывного образования
Формирование 200 современных методически и технологически оснащенных Центров образования взрослых на базе многопрофильных колледжей, вузов, корпоративных университетов и тд. Предоставление возможности каждому взрослому гражданину пройти переподготовку или повышение квалификации. - Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях
Передача университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки и пр.). Введение онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно) в образовательные программы региональных вузов. - Фундаментальные и поисковые системы в высшей школе, глобальные университеты РАН
Создание передовой экспериментальной базы для крупных международных проектов с участием 40 вузов. Создание не менее 50 международных исследовательских центров. - Повышение глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования
Внедрение дружественных миграционных процедур для данной категории студентов от этапа набора до выхода на рынок труда; грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов и тд. - Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех
Обновление стандартов образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, а также распространение современных воспитательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага. - Кадры для развития образования
Разработка и реализация высокотехнологичных программ педагогического образования с усиленной практической составляющей, создание системы постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, запуск программ стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.
Некоторые комментарии к докладу:
Все 12 проектов-направлений — довольно целостная карта изменений. У меня нет вопросов к этим ориентирам развития образования.
- Какие механизмы выберет руководство страны: будут использовать государственные деньги для привлечения инвесторов? Или тупо расходовать проценты ВВП через ведомственные неэффективные механизмы закапывания этих денег в нелепых формальных показателях?
- Возможно ли разделение функций — чтобы ведомство управляло самим процессом образования, а механизмами развития, в том числе финансовыми, занимались специально созданные проектные офисы?
Максим Дулинов, директор по общему и профессиональному образованию РАНХиГС:
Глеб Гаращук, глава штаба Уполномоченного по правам студентов Москвы и МО:
Ключевым термином доклада является человеческий капитал, потому что образование — это неизбежно инвестиционная сфера. Однако уникальность её в том, что с одной стороны, инвестиции в неё требуются значительные, а с другой — неочевидно, как рассчитывать рентабельность этих инвестиций. В связи с этим нельзя рассматривать образование и науку как область исключительно государственных инвестиций. Бизнес является не менее важным инвестором, который в том числе способен рыночным образом оценить отдачу и правильность текущих инвестиций. Образовательная модель, которую мы сейчас имеем, появилась более века назад, и в отличие от экономики и общества она практически не изменилась. И именно через взаимодействие с бизнесом и другими негосударственными экономическими структурами возможно создать гибкую, современную, адекватную к потребностям общества модель образования. Сделать это возможно только благодаря значительному вниманию к кадрам как в части подготовки, так и в части материальной поддержки. Нужно опереться на молодежь, на вчерашних выпускников, которые лучше других понимают, что и какими средствами нужно сделать, которые имеют силы и настрой совершать подвиги и создавать Россию будущего, в которой им жить.
Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.
Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.
1. Поддержка раннего развития
В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.
2. Школа цифрового века
Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.
3. Современная материальная инфраструктура образования
Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:
1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.
2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.
4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.
5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.
4. Равные образовательные возможности и успех каждого
Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.
5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании
Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.
6. Развитие и поддержка талантов
7. Запуск системы непрерывного образования
Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.
8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях
9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук
Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.
10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования
В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:
- дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
- создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
- грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
- строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.
11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех
Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.
12. Кадры для развития образования
Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.
Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.
Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)
Реформа рассчитана на 6 лет, предварительная стоимость, с учётом бюджетного и внебюджетного финансирования - 8,3 трлн. руб.
Заявленные в докладе проекты по цифровизации общества и реформе образования, в той или иной мере, уже последовательно реализуются и внедряются во все сферы жизни, меняют облик коммуникаций, социальных и межличностных отношений. Поэтому доклад не является отвлечённой теорией, но программой для практической реализации.
7.1-7. Проект по запуску системы непрерывного образования, подразумевает поставить под контроль занятость и компетентности всех наёмных работников. При текущей политике в развитии экономики, роботизации и автоматизации, будет продолжаться сокращении производств, рабочих мест, и соответственно, спрос на квалифицированных работников. При этом, квалификация не гарантирует соответствующей трудозанятости и достойного уровня зарплаты.
Что касается непрерывного образования, то идея хорошая, но не в рамках предложенного проекта и бюрократической инициативы. Наблюдаются явные акценты на ликвидацию классического среднего-специального и высшего образования, курсов по повышению квалификации, перепрофилирование образовательных и научно-исследовательских государственных учреждений в коммерческие компании, которые предоставляют платные образовательные услуги, и соответственно падение уровня образования и квалификации.
8.1-7. Осуществление Проекта по превращению ВУЗов в центры инноваций в регионах и отраслях фактически приведёт к сокращению и ликвидации ВУЗов, как полноценных образовательных учреждений, преобразует оставшиеся в коммерческие и внесистемные элитарные структуры.
Во времена СССР результаты от деятельности науки оценивались по количеству поданных патентов и рацпредложений, числу их использования в производстве, эффективности от внедрений, в млн. руб. А сейчас, в информационную эпоху, основной результат от научной деятельности - количество публикаций в международных журналах и индекс цитирования.
Корректное ли это сравнение?
С высокой вероятностью осуществление этой программы приведёт к увеличению цифрового формализма и бюрократии, полной профанации научной деятельности, замене отечественных интересов международными и коммерческими, снижению интеллектуального и профессионального уровня выпускников.
10.1-7. Идея Проекта по увеличению доходов от экспорта образовательных услуг хорошая, но её реализация невозможна без развития собственного фундаментального и перспективного образования/науки, синергии лучших образцов, доработанной системы и опыта советского образования, запрета слепого и безграничного технического внедрения цифрового и дистанционного суррогата. Технологии и программы должны органически применяться в системах, лечить, а не ломать, подменять и имитировать.
Проектом руководят бывший министр финансов Алексей Кудрин и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Они объясняют, что сфера образования значит для экономики страны:
Чтобы изменить образование по проекту Кудрина и Кузьминова, нужно 4,5 триллиона рублей. Вот на что они пойдут — мы выбрали проекты о машинном обучении, геймификации и новых технологиях.
Школа цифрового века
Цифровые технологии помогают учиться. Пока в Татарстане планируют запретить школьникам использовать мобильные телефоны, авторы доклада предлагают интегрировать их в обучение.
Использовать игры и симуляторы. Это вовлечет детей, сделает обучение наглядным и поможет развивать гибкие навыки: работать в команде, мыслить критически и творчески.
Внедрять дистанционное и смешанное обучение — это когда изучаешь материалы как удобно, а на семинары и экзамены приходишь в класс. Так дети изучают предметы, недоступные в школе, и выбирают педагогов в любой точке мира. Дистанционное обучение помогает освоить материал быстрее: например, научиться программировать за год.
Материальная инфраструктура школы
Невозможно учиться по электронным методичкам и внедрять дистанционное обучение, если школы устроены и оснащены, как в конце прошлого века. Нет пространств для совместной работы и индивидуальных мест, общего доступа в интернет.
Образовательных учреждений все еще не хватает. 15% школьников учатся во вторую и третью смену, 300 тысяч детей 2—3 лет не получают мест в яслях и следовательно — раннего развития.
Чтобы решить эти проблемы, авторы проекта предлагают пять шагов.
1. Подключить все школы к интернету со скоростью 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с — к 2023-у. Дома с таким интернетом можно смотреть сериалы в HD-качестве. В школах это поможет формировать цифровую инфраструктуру.
2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
В 2008 году в моей школе появились интерактивные доски. Это казалось магией
3. Ежегодно создавать 70 тысяч мест для детей ясельного возраста.
4. Построить две тысячи школьных зданий: это решит проблемы второй и третьей смены. Отремонтировать пять тысяч школ, которые непригодны для обучения.
5. Модернизировать инфраструктуру в селах: создать культурно-образовательно-спортивные организации, заменить или отремонтировать 12,5 тысяч школьных автобусов.
Развитие и поддержка талантов
Российская система поддержки талантов охватывает 7% детей и профессии, которые занимают 4% рынка труда. Это академические науки школьного цикла и спорт. Технологии, творчество, предпринимательство, социальные и не школьные науки — не у дел.
Чтобы это изменить, авторы проекта хотят, чтобы ученики осваивали любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн — с поддержкой профильных вузов и дистанционных программ. Чтобы помочь школьникам, планируют создать систему профессионального самоопределения и профильного обучения в 10—11 классах.
Еще хотят ввести льготные образовательные кредиты: субсидировать половину стоимости обучения для студентов, которые сами оплачивают обучение или живут отдельно от семьи. Для этого нужно сдать ЕГЭ на 80 баллов и выше или победить в профильной олимпиаде.
Система непрерывного образования
В России 17% взрослых участвует в образовании. В Евросоюзе — 40%. Мы не видим причин тратить деньги и время, чтобы повышать квалификацию и тем более менять ее. Причина — непонятно, какие преимущества дает дополнительное образование. А еще это неудобно и долго.
Авторы доклада предлагают создать программы переподготовки и повышения квалификации для взрослых. Для этого использовать модели заочного обучения и инструменты MOOC, а после программы — помогать устроиться на работу.
Содержание школьного образования
Проект предлагает обновить стандарты образования: развивать навыки XXI века и новую грамотность, распространять современные воспитательные практики.
Авторы делают акцент на гибких и метапредметных навыках — умении получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.
В полном тексте — цифры, сроки, результаты проектов и предостережения: что случится, если оставить как есть. Еще авторы пишут о том, как превратить вузы в инновационные центры, развивать технологическое образование и научную работу, экспортировать знания, растить кадры и создавать равные возможности для учеников.
Читайте также: