Влияние религии на культуру доклад

Обновлено: 04.07.2024

Культура в широком смысле включает религию как форму культуры. Среди концептуальных подходов к пониманию культуры есть вариант сведения культуры к религии, верованиям, священному, культу.

Место религии (религиозной культуры) в культуре, ее влияние на отдельные части и культуру в целом, как правило, диктуется конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

В отечественном светском религиоведении проблема соотношения культуры и религии стала рассматриваться сравнительно недавно. Философия религии несовместима с вульгарным подходом к религии, где она низводится до явления вне культуры, антикультуры, и не приемлет соответствующего уровня размышления в религиозно-философской традиции. Религия является элементом культуры, который в определённых исторических условиях играет в системе духовной культуры существенную роль. Религия связана в основном с репродуктивным (нетворческим) элементом духовной культуры. Сущность религии не содействовала развитию личности, чего нельзя сказать о внерелигиозных функциях религиозных организаций. Последние в определённых условиях могли выполнять творческие функции по отношению к личности, социальной (класс, этнос) группе и обществу в целом (Д. Угринович).

Теология о взаимосвязи религии и культуры.

Светская теория о месте религии в культуре.

В светской теории культуры религия рассматривается в связи с другими явлениями культуры. Конкретная значимость религиозного феномена в каждой концепции представляется по-своему, в зависимости от исходной позиции мыслителя, а также от понимания культуры и религии в данной теоретической системе.

Концепция социокультурного прогресса К. Маркса и Ф. Энгельса строится на способе производства материальных благ, определяющем общественно-экономическую формацию (тип общества), а также смену формаций в направлении от социальной необходимости к социальной свободе. Религия является формой идеологии, наиболее удалённой от материальных отношений. Место религии в идеологической надстройке означает, что она – по сравнению с другими явлениями надстройки – в наименьшей степени зависима от изменений в реальном базисе и, в свою очередь, минимально воздействует на материально-производственные отношения. Это взаимовлияние проходит через другие формы идеологии: право, политику, искусство, мораль. Ф. Энгельс разделяет точку зрения своих современников на основные этапы развития культуры – дикость, варварство, цивилизация. В концепции постиндустриального (информационного) общества (З. Бжезинский, Д. Белл, А. Тоффлер и другие), три стадии развития общественных систем опираются на экономику, технологию производства. Религия играет определённую роль в каждой из стадий, - от доминирования церкви и армии в социальной организации традиционного (аграрного) общества, до одного из множества элементов духовной культуры в постиндустриальном обществе.

Ф. Ницше строит свою философию культуры на приоритете искусства, неправомерно оттеснённого наукой. Христианство, как образ религии, философ представляет негативным мировоззрением, нарушившим естественный ход развития культуры Европы. Нарушена гармония двух начал: дионисийского (игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность). Чрезмерное развитие аполлинизма с христианским мировоззрением в основе и соответствующей наукой превращают мир в чрезмерную упорядоченность, где нет места игре жизни, где господствует посредственность. Время этой антикультуры минует, для её преодоления необходим нигилизм – полное отрицание испорченной культуры и натуры. Воля к власти освободится от упорядоченности, с помощью которой правит посредственность. Борьба с христианским мировоззрением – составная нигилизма Ф. Ницше.

П.А. Сорокин теорию о типологии цивилизаций представляет в концепции культурных суперсистем. Культура всегда больше, чем организм или экономизм. Всякая великая культура есть единство, все составные части которого выражают одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. В соответствии с ценностями, Сорокин выделяет в культуре три типа суперсистем: идеационную (господствуют разум, воображение и религиозная культура), сенситивную (чувственная сторона и устремление к материальным ценностям), идеалистическую (интегральная, переходная). В идеалистической суперсистеме осуществляется синтез рационального и чувственного элементов. Все типы культуры равноценны. Так, например, в культуре Европы XI-XIIвеков господствует идеационная суперсистема, в европейской культуре XIIIвека - идеалистическая. Общеевропейская культура XVI-XXвеков опирается на сенситивную. Современный сенситивный человек стремится к материальным ценностям, благосостоянию, комфорту, наслаждению, власти, славе и популярности. Эта культура угасает, на смену придёт идеационная. Вопреки мнению О. Шпенглера, смертная агония инертных культур есть родовые муки высвобождения новой формы культуры. П. Сорокин убеждён, что пока жив человек, культура не погибнет; он надеется, что возрождение культуры современности будет достигнуто на принципах альтруизма и этики солидарности.

Для социокультурных образований Востока характерно стремление сохранить выверенные веками жёсткие нормы социального, нравственного, религиозного поведения и мышления. В многообразии восточных цивилизаций чаще всего выделяют китайскую (китайско-конфуцианскую), индо-буддийскую (индуистскую) и арабо-исламскую (исламскую, арабскую) суперсистемы. Место религии в этих культурах–цивилизациях подчеркивается уже в названии.

Современную духовную культуру Казахстана и её перспективы не понять без выявления взаимодействия цивилизационного и формационного, кочевого и оседлого, восточного и западного, тюркского и славянского, домусульманского и исламского, религиозного и светского элементов. Среди ценностей современного Казахстана - признание религии полноправным элементом культуры и духовной жизни, религиозный плюрализм, конфессиональная безопасность, приоритет светской культуры.

Сущностные характеристики религии в культуре.

Философское обобщение культурологического подхода к религии позволяет рассмотреть её как явление (часть) культуры (целое). В деятельностной концепции культуры религия предстаёт религиозной культурой, взаимодействующей с нерелигиозной культурой в широком смысле – совокупностью дорелигиозного (миф) и секулярного элементов духовной культуры. Религиозное и нерелигиозное являются сферами культуры.

Религия принадлежит к духовной культуре и взаимодействует с материальной культурой как непосредственно, так и опосредованно (с помощью других составных частей духовной культуры).

Религиозная культура обладает относительной самостоятельностью, то есть способностью к саморазвитию, свойствами изменяться под воздействием нерелигиозной культуры и обратного воздействия на нее.

Как специфический тип мировоззренческой культуры, религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического и философского, соотносится с религиозным сознанием в единстве обыденного и теоретического и потому является одновременно развитым и массовым мировоззрением, в этом смысле единственным из трёх исторических типов мировоззрения.

Религиозная культура представляет собой целостное образование в единстве объективного и субъективного. Религиозность, соотносимая с духовностью, является социокультурным качеством личности и группы, способом бытия религиозной культуры в субъективности.

Основа религиозных ценностей состоит в противоречии теоцентризма и антропоцентризма. В единстве теизма и гуманизма изначально заложены принадлежность религиозных ценностей к разряду высших ценностей культуры и различие религиозных и гуманистических ценностей.

Из соотношения религиозного и светского элементов можно выделить три основных типа положения религии в культуре.

Религиозная культура совпадает с духовной. Сознание и поведение индивидов и групп имеют религиозный характер. Социальные отношения, социальные и этнические общности выступают как религиозные отношения и этноконфессиональные общности. Система ценностей конструируется ценностью священного. Политические институты слабо дифференцированы и подчинены институтам религиозным. Пожалуй, самым ярким примером типа является средневековая культура Востока и Запада.

Религиозная культура является ведущим элементом духовной культуры. Религия и мистика определяют обыденную культуру, доминируют в нравственности, искусстве, гуманитарном знании. Есть господствующая конфессия. Этническая и религиозная общности частично не совпадают. Сферы экономики, политики и права относительно свободны от влияния религии. В современном мире формы этого типа положения религии в культуре присутствуют в католических, мусульманских странах Латинской Америки, Азии, Африки, в регионе индо-буддийской культуры.

Религиозная культура является второстепенным элементом духовной культуры.Религиозная жизнь представлена многими конфессиями, обычно сохраняется приоритет одной, традиционной конфессии. Религия сравнительно влиятельна в сфере нравственности, в семье, в социальных и этнических субкультурах. Религиозная и этническая общности разграничены. Экономика, политика, право, элитарные субкультуры независимы от религии. В конституции может подчеркиваться светский характер государства и религиозный плюрализм в обществе, провозглашаться свобода совести. Религиозным организациям обеспечена (традицией или правом) возможность участия в политической и культурной жизни общества, а также влиять на средства массовой информации. Этот тип положения религии в культуре характерен для Канады, США, большинства стран Европы и СНГ.

История культуры знает примеры обострения взаимоотношений конфессиональных культур, религиозного и светского элементов культуры (цивилизации). Религия бывает источником конфликта, но чаще формой социального или этнического противостояния, содействующей его обострению или разрешению. Примерами межконфессиональных конфликтов могут служить многочисленные религиозные войны, а также экономическое и внеэкономическое регулирование в интересах господствующей конфессии, этноконфессиональной общности в странах с многими конфессиями. Иллюстрацией обострения конфликта религиозного и светского элементов культуры являются взаимоотношения церкви и коммунистической партии в России – СССР в 1903-1941, 1956-1965 годах.

Духовность и религиозность.

Наше понимание духовности опирается на деятельностный подход к определению религии и культуры, предполагающий выделение позитивной духовности (истинная, праведная) и негативной духовности (отрицательная или бездуховность). Позитивная духовность включает такие характеристики, как идеи и чувства добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия, жажды знаний и сохранения мира с людьми, достойного отношения к природе. Позитивная духовность гуманна, негативная – бесчеловечна.

Духовность – это и творческая сущность человека. В истории отношений науки и религии есть множество примеров нетерпимости представителей церкви к научному творчеству и его деятелям. О враждебности христианского церковного сознания по отношению к творчеству человека писали У. Шекспир, И. Гете, Л. Фейербах, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Л. Толстой, другие представители литературы, философии и науки. По мнению Н. Бердяева, негативное отношение к творчеству человека наблюдается и в ХХ веке, хотя христианство уходит от старой духовности с её страхом и униженностью человека, к духовности новой с творческой активностью духа, заботой обо всём человечестве. Н. Бердяев в размышлении над догматом христианства о человеке как образе и подобии Бога делает вывод, что человек несёт в себе божественный дар творчества. В творчестве человек обретает свободу и приближается к Богу. Такие идеи религиозной философии ближе к диалогической гуманистической светской культуре, чем суждения, в том числе светские, об однозначном отношении религии к свободе воли и творчеству.

Главным в сложном понятии духовности является глубокое сочетание мощи и величия человеческого духа в неустанном творческом поиске истины, добра, любви и красоты, постоянной заботы о каждом человеке и человечестве, а также о биосфере. Нет монополии на духовность (как и бездуховность) у светской и религиозной подсистем духовной культуры. В сущностном для культуры преодолении бездуховности и утверждении позитивной духовности они могут взаимодействовать, осуществляя взаимоконтроль и взаимопомощь.

В современных определениях духовность – интегральное качество личности, включающее её нравственное, эстетическое, интеллектуальное, экологическое содержание и направленное на утверждение подлинного гуманизма в каждом индивиде (Л. Буева, Г. Платонов, А. Косичев).

Для светских и религиозных теоретиков культуры очевидна потребность у значительной части современных людей в религии как средстве упрочения личной духовности. Вера в реальность сверхъестественной санкции хотя бы частично удерживает религиозных людей от духовной неустойчивости, преступлений и других проявлений бездуховности, а реальная деятельность в религиозной группе удовлетворяет потребность в общении и социализации, компенсируя субъективное или объективное отчуждение. Для человечества принципиально важно присутствие у людей позитивной духовности (сакральной или секулярной), требуется совместная деятельность религиозных и нерелигиозных организаций по распространению и реализации содержания духовности в её моральном, социальном, интеллектуальном, эстетическом и экологическом компонентах.

Формировать в себе духовность – значит, не проходить мимо зла, творящегося вне нас. Формировать в себе духовность – значит, всем нам проявлять больше выдержки и терпения, чтобы удержаться от взаимных обид, оскорблений и соблазнов. Формировать в себе духовность – это значит основательно воспитывать дух подлинного гуманизма с учётом современного состояния философии, наук, литературы и искусства, уровня развития экономики, социокультурных и политических отношений в мире и отечестве.

Духовность не только выражение характера общества, но и фактор его развития.

Религия всегда имела большое значение для развития культуры в процессе цивилизации человечества. Религия и культура связаны тесно и неразрывно, и изменение верований сказывается на развитии культуры самым непосредственным образом. Например, влияние религии на античную культуру явило миру древнегреческую мифологию, которая, в свою очередь, породила античный театр и оказала большое влияние на европейскую культуру. Тициан, Шекспир, Моцарт, Рубенс не раз обращались к ней в своих творениях. Библейские мифы рождали все новые образы в искусстве, а евангельские сюжеты стали неисчерпаемым вдохновением для многих художников, поэтов и музыкантов.

Религия и культура слитны воедино с самого зарождения истории человечества. И о влиянии изменения религии на развитие культуры очень наглядно демонстрирует принятие Православия на Руси, которое вывело страну на совершенно новый уровень развития. Православие оставило свое наследство в культуре в виде храмового строительства, печатания книг, написания икон, изготовлением облачения. Все это относится к материальной культуре. Кроме этого, большой след оставила церковь в духовности народа. Здесь большое влияние на формирование сознательности оказали духовная музыка, проповеди и вероучения.

Роль религии в культуре неоспорима и существует такое мнение, что без религии не может быть и настоящей культуры. Христианин высокой культуры должен уподобляться Иисусу Христу, который не видел различий между народами, для него были лишь люди как таковые. Он должен иметь истинное милосердие, которое является движением души, а не исполнением своего долга и путем ко спасению. Он должен быть высоконравственным, терпимым и смиренным человеком, главным для которого в жизни является любовь ко всем людям, не осуждение и всепрощение.

Мы уже выяснили, что религия и культура имеют общие корни. Культура – это связь поколений, это культ предков. Античная культура оказала большое влияние на христианскую церковь, римская, в свою очередь – на католическую, византийская культура заняла значительное место в православной. Это сказывается в архитектуре храмов, в написании икон, в религиозной музыке и литературе. Через религиозную культуру церковь приобщает людей к миру искусства, развивает в них художественное восприятие.

Религия и культура неотделимы, так как религия оказывает достаточно большое влияние на светскую культуру, которой дарит художественные образы и сюжеты из своей истории. Отсутствие этих образов значительно обеднило бы эту самую культуру и лишило ее художественной выразительности. Еще с древних времен человек осознавал, что он идет по жизни не сам, что существуют те сверхъестественные силы, которые им руководят и управляют миром. То есть, с самого начала культура находилась под влияние религии, сначала примитивной и чисто интуитивной, затем более высокой и сознанной.

Религия удерживает общество в неких границах культурной модели, она – ключ к истории. Невозможно понять культуру общества, не зная религии, которая за ней стоит. Религиозным вдохновением создавались первые художественные образы в литературе, в возведении храмов и изготовлении скульптур. Стремление к высшим силам и их покровительству в примитивных религиях порождали шаманов и священные танцы, в высших – создание храмов, икон и божественной литургии. Поэтому каждая великая культура представляет собой тандем божественного движения и человеческого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

Реферат по дисциплине

Выполнил: слушатель курсов Папахова Наталья Константиновна,
культпросветработник, учитель математики

Что такое культура? …стр.3-6

3. Основные направления влияния религии на культуру стр.10-12

Список литературы … стр.13-14

Введение

Многие годы говорится о падении духовности в России и мире, о необходимости возрождения духовности. Собираются форумы, создаются законы. Но по-прежнему происходит падение нравственности. Потому вопрос, что такое культура и каковы основные направления влияния религии на культуру? – является одним из актуальных вопросов современности. Цель работы: найти определение культуры, которое бы стало импульсом к возрождению духовности, определить место религии в культуре и выявить основные направления влияния религии на культуру.

Для определения направлений влияния религии на культуру необходимо определиться, о каких понятиях идёт речь, и выявить взаимосвязи культуры и религии.

Вне системы моральных ценностей невозможно представить существования религии как социального и духовного феномена.

Интересной представляется также следующая мысль: «Противопоставляя друг другу религию, философию и науку, мы часто забываем их родство. Для того чтобы иметь полные знания, осмыслить проблему достоверности знаний, необходимо изучать их во взаимосвязи, взаимозависимости, когда ошибки одной подсистемы общей системы знаний преобразуются, видоизменяются другой. Уничтожение одной из подсистем создает условия для усиления ошибок другой. При этом возрастают потери не только отдельных подсистем, но и системы в целом.

Задача состоит в оценке имеющихся или вновь накопленных знаний, их достоверности, в разработке критериев, с помощью которых можно количественно оценить потери, сопутствующие применению полученных недостоверных знаний при создании материальной культуры. Ведущая роль при этом принадлежит духовной культуре, пониманию, осознанию себя.

В последнее время человек в научном познании, технике расширяет свои знания, а во внутреннем мире, духовной, моральной культуре – теряет, становится рабом своих неуемных желаний и жадности. В жизни отдельной личности и человечества в целом роль различных ошибок возрастает, и возрастают потери от этих ошибок, следовательно, роль риска в человеческой деятельности становится существенной.

1. Что такое культура

2. Религия

Религии как объединения верующих возникали в разные времена, в разных частях планеты, они несут в себе особенности понимания мира тем или иным народом, но все равно мы можем найти в них много общих черт. Содержательная основа религий имеет примерно одинаковое построение:

1. Космогония или история происхождения мира;

2. История предшествующих времён и история появления конкретной религии;

3. Этика – свод правил, советы, заповеди, адресованные людям;

4. Примеры жизненных ситуаций;

5. Наличие религиозного текста, обрядов и ритуалов.

Сначала необходимо именно восстановление, потому что интеллект занял в человеке господствующее место, интеллект связан с грубоматериальным миром, а сердце, через которое проявляется бессмертный дух человека, замолчало, и связь с Высшим, с Вечным, то есть с Богом, прервалась. Поэтому сначала требуется восстановление этой утраченной связи с Божественным.

На следующем этапе религия – это уже осуществлённая живая связь с Богом. Это не значит, что не существует людей, которые имеют постоянную связь с Богом, например, Сергий Радонежский, Иоанн Златоуст и святые отцы православной церкви, а также святые других религиозных конфессий.

Н.К. Рерих рассказывает об Иоанне Кронштадтском, который часто посещал дом Рерихов на Васильевском острове в Санкт-Петербурге:

Этика – наука о морали и нравственности. Без этики человеческое общество становится звероподобным. Этика – основа религии, потому невозможно быть действительно религиозным, будучи при этом безнравственным. Настоящая религия не может быть безнравственной, так как всегда ориентирует и побуждает человека соизмерять свою жизнь с Абсолютным, Божественным.

Основываясь на позиции Ильина можно сделать вывод, что если какая-то составляющая бытия человека, его действия или проявления исключает Бога, то это явление не может быть отнесено к культуре.

Единство религий

Это правило есть и при том появилояь независимо друг от друга в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов – что говорит о единстве Источника – Божественной Мудрости, Едином Источнике всех религий.

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости, было и остаётся одним из постоянных предметов этических размышлений.

Основные направления влияния религии на культуру

Поскольку культуру в данной работе рассматривается как синтез религии искусства и науки, то прежде чем рассмотреть влияние религии на культуру, необходимо рассмотреть взаимосвязи: религии с искусством и наукой.

3.1 Религия и наука

Наука приближается к религии, становясь одухотворённой наукой, а религия становится научно обоснованной.

Конечно, религия неотделима от науки в синтезе культуры, а наука от религии. Религиозная вера в Высшее позволяет верить в те знания, которые даются свыше, а затем подтверждать их опытным путём, то есть научно. Благодаря религии наука выходит за пределы видимого материального мира. Кроме того, научные исследования без этики, лежащей в основе религии, могут завести прогресс в тупик или даже к краху цивилизации и даже гибели планеты.

И обратно: религия, благодаря содружеству с наукой, приобретает тоже новые знания и распространяется ещё больше по сердцам и умам людей.

3.2 Религия и искусство

3.3 Основные направления влияния религии на культуру:

В научных работах конкретно этот вопрос если и рассматривается, то под культурой обычно понимается искусство и раскрывается именно влияние религии на искусство в разные исторические периоды. Тогда как можно бы исследовать вопрос о том, как нравственность возрастала при появлении новой религии, например христианства.

Некоторые авторы рассматривают влияние религии на социальную жизнь, цивилизацию, политическую жизнь общества, даже финансы. Тогда указываются обычно следующие направления влияния религий: 1.Сознание людей. 2.Идеологическая поддержка или противоборство. 3. Деятельность религиозных организаций.

В некоторых работах рассматривается вопрос о влиянии религии на духовность в обществе. Но это свойственно религиозным философам, с точки зрения теологии своей конфессии. Этот подход уводит в частное рассмотрение какой-то религиозной конфессии и в нём нередко отсутствует, на мой взгляд, объективность.

Место религии в культуре в различных аспектах и воззрениях рассматривается в Учебном комплексе Дика П.Ф., т.1. Основы культурологии.

Как заметил В.Б Живитин: « Церковь сегодня олицетворяет духовную власть над народом. Ей это не дано – это только от Бога. Она есть школа этики нравственности, как вуз. Она имеет право учить духовности человека, общество, если они принимают это добровольно.

Культура – есть проявление духовности, её выражение, а потому логично рассматривать влияние религии на культуру через душевный и духовный мир человека, что в научных работах не затрагивается.

Заключение

В этом контексте религия – путь к культуре, а культура – путь к религии. Религиозный аспект является одной из неотъемлемых составляющих понятия культуры. Часть всегда влияет на целое, также как целое влияет на его составляющие части. В данном случае речь идёт о синтезе частей, а не простом сложении, а потому взаимовлияние частей между собою и с целым очень велико.

Без наличия определённого уровня культурности, то есть духовности. невозможно подойти по существу к религии. Рерих писал, что культурой оживляем религию. И это понятно, ведь только определённого культурного уровня человек правильно воспримет все положения, которые существуют в религиозных системах, не станет фанатиком или лицемером.

Культура – почитание Света, как синтез науки, религии и искусства, уже включает в себя и религию. Культура есть выражение духа человека, и потому влияние на культуру возможно только через дух. Знание, что человек есть триединство духа, души и тела существует во всех религиях. При этом воцерковленные люди нередко об этом даже не подозревают. Но одна религия не может выразить культуру, всё духовное развитие человека, так как является только частью её.

Влияние религии (единения с Богом, с Высшим) на культуру происходит через взаимодействие с наукой и искусством, а также непосредственно через сознание и сердце человека. Религия одухотворяет искусство и науку, одухотворяет жизнь человека. Результат этого одухотворения – повышение нравственности, следствие – улучшение качества во всех сферах жизнедеятельности человека. Однако, если под религией понимать существующие конфессии и религиозные организации, то влияние на культуру может быть и противоположным, поскольку противопоставление одной религиозной конфессии другим ведёт к конфронтации в обществе, а отход руководителей и деятелей религиозных конфессий, организаций и течений от нравственной жизни, нарушение основ религий – этики, приводит к ещё большему падению нравственности в обществе.

Список литературы

2. Дик П.Ф. Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть I. Теоретический курс. Костанай, 2010

6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1-3. – М., 2003

13. Чеглаков О.Н. Культуру в жизнь! Программа действий в Новую Эпоху в соответствии с философией Н.К. Рериха. – СПб, 2015

14. Швейцер Альберт. Культура и этика. URL:

Краткое описание документа:

Многие годы говорится о падении духовности в России и мире, о необходимости возрождения духовности. Собираются форумы, создаются законы. Но по-прежнему происходит падение нравственности. Потому вопрос, что такое культура и каковы основные направления влияния религии на культуру? – является одним из актуальных вопросов современности. Цель работы: найти определение культуры, которое бы стало импульсом к возрождению духовности, определить место религии в культуре и выявить основные направления влияния религии на культуру.

Для определения направлений влияния религии на культуру необходимо определиться, о каких понятиях идёт речь, и выявить взаимосвязи культуры и религии.

Вне системы моральных ценностей невозможно представить существования религии как социального и духовного феномена.

Интересной представляется также следующая мысль: «Противопоставляя друг другу религию, философию и науку, мы часто забываем их родство. Для того чтобы иметь полные знания, осмыслить проблему достоверности знаний, необходимо изучать их во взаимосвязи, взаимозависимости, когда ошибки одной подсистемы общей системы знаний преобразуются, видоизменяются другой. Уничтожение одной из подсистем создает условия для усиления ошибок другой. При этом возрастают потери не только отдельных подсистем, но и системы в целом.

Задача состоит в оценке имеющихся или вновь накопленных знаний, их достоверности, в разработке критериев, с помощью которых можно количественно оценить потери, сопутствующие применению полученных недостоверных знаний при создании материальной культуры. Ведущая роль при этом принадлежит духовной культуре, пониманию, осознанию себя.

В последнее время человек в научном познании, технике расширяет свои знания, а во внутреннем мире, духовной, моральной культуре – теряет, становится рабом своих неуемных желаний и жадности. В жизни отдельной личности и человечества в целом роль различных ошибок возрастает, и возрастают потери от этих ошибок, следовательно, роль риска в человеческой деятельности становится существенной.

1. Что такое культура

2. Религия

Религии как объединения верующих возникали в разные времена, в разных частях планеты, они несут в себе особенности понимания мира тем или иным народом, но все равно мы можем найти в них много общих черт. Содержательная основа религий имеет примерно одинаковое построение:

1. Космогония или история происхождения мира;

2. История предшествующих времён и история появления конкретной религии;

3. Этика – свод правил, советы, заповеди, адресованные людям;

4. Примеры жизненных ситуаций;

5. Наличие религиозного текста, обрядов и ритуалов.

Сначала необходимо именно восстановление, потому что интеллект занял в человеке господствующее место, интеллект связан с грубоматериальным миром, а сердце, через которое проявляется бессмертный дух человека, замолчало, и связь с Высшим, с Вечным, то есть с Богом, прервалась. Поэтому сначала требуется восстановление этой утраченной связи с Божественным.

На следующем этапе религия – это уже осуществлённая живая связь с Богом. Это не значит, что не существует людей, которые имеют постоянную связь с Богом, например, Сергий Радонежский, Иоанн Златоуст и святые отцы православной церкви, а также святые других религиозных конфессий.

Н.К. Рерих рассказывает об Иоанне Кронштадтском, который часто посещал дом Рерихов на Васильевском острове в Санкт-Петербурге:

Этика – наука о морали и нравственности. Без этики человеческое общество становится звероподобным. Этика – основа религии, потому невозможно быть действительно религиозным, будучи при этом безнравственным. Настоящая религия не может быть безнравственной, так как всегда ориентирует и побуждает человека соизмерять свою жизнь с Абсолютным, Божественным.

Основываясь на позиции Ильина можно сделать вывод, что если какая-то составляющая бытия человека, его действия или проявления исключает Бога, то это явление не может быть отнесено к культуре.

Единство религий

Это правило есть и при том появилояь независимо друг от друга в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов – что говорит о единстве Источника – Божественной Мудрости, Едином Источнике всех религий.

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости, было и остаётся одним из постоянных предметов этических размышлений.

3.Основные направления влияния религии на культуру

Поскольку культуру в данной работе рассматривается как синтез религии искусства и науки, то прежде чем рассмотреть влияние религии на культуру, необходимо рассмотреть взаимосвязи: религии с искусством и наукой.

3.1 Религия и наука

Наука приближается к религии, становясь одухотворённой наукой, а религия становится научно обоснованной.

Конечно, религия неотделима от науки в синтезе культуры, а наука от религии. Религиозная вера в Высшее позволяет верить в те знания, которые даются свыше, а затем подтверждать их опытным путём, то есть научно. Благодаря религии наука выходит за пределы видимого материального мира. Кроме того, научные исследования без этики, лежащей в основе религии, могут завести прогресс в тупик или даже к краху цивилизации и даже гибели планеты.

И обратно: религия, благодаря содружеству с наукой, приобретает тоже новые знания и распространяется ещё больше по сердцам и умам людей.

3.2 Религия и искусство

3.3 Основные направления влияния религии на культуру:

В научных работах конкретно этот вопрос если и рассматривается, то под культурой обычно понимается искусство и раскрывается именно влияние религии на искусство в разные исторические периоды. Тогда как можно бы исследовать вопрос о том, как нравственность возрастала при появлении новой религии, например христианства.

Некоторые авторы рассматривают влияние религии на социальную жизнь, цивилизацию, политическую жизнь общества, даже финансы. Тогда указываются обычно следующие направления влияния религий: 1.Сознание людей. 2.Идеологическая поддержка или противоборство. 3. Деятельность религиозных организаций.

В некоторых работах рассматривается вопрос о влиянии религии на духовность в обществе. Но это свойственно религиозным философам, с точки зрения теологии своей конфессии. Этот подход уводит в частное рассмотрение какой-то религиозной конфессии и в нём нередко отсутствует, на мой взгляд, объективность.

Место религии в культуре в различных аспектах и воззрениях рассматривается в Учебном комплексе Дика П.Ф., т.1. Основы культурологии.

Как заметил В.Б Живитин: «Церковь сегодня олицетворяет духовную власть над народом. Ей это не дано – это только от Бога. Она есть школа этики нравственности, как вуз. Она имеет право учить духовности человека, общество, если они принимают это добровольно.

Культура – есть проявление духовности, её выражение, а потому логично рассматривать влияние религии на культуру через душевный и духовный мир человека, что в научных работах не затрагивается.

Заключение

В этом контексте религия – путь к культуре, а культура – путь к религии. Религиозный аспект является одной из неотъемлемых составляющих понятия культуры. Часть всегда влияет на целое, также как целое влияет на его составляющие части. В данном случае речь идёт о синтезе частей, а не простом сложении, а потому взаимовлияние частей между собою и с целым очень велико.

Без наличия определённого уровня культурности, то есть духовности. невозможно подойти по существу к религии. Рерих писал, что культурой оживляем религию. И это понятно, ведь только определённого культурного уровня человек правильно воспримет все положения, которые существуют в религиозных системах, не станет фанатиком или лицемером.

Культура – почитание Света, как синтез науки, религии и искусства, уже включает в себя и религию. Культура есть выражение духа человека, и потому влияние на культуру возможно только через дух. Знание, что человек есть триединство духа, души и тела существует во всех религиях. При этом воцерковленные люди нередко об этом даже не подозревают. Но одна религия не может выразить культуру, всё духовное развитие человека, так как является только частью её.

Влияние религии (единения с Богом, с Высшим) на культуру происходит через взаимодействие с наукой и искусством, а также непосредственно через сознание и сердце человека. Религия одухотворяет искусство и науку, одухотворяет жизнь человека. Результат этого одухотворения – повышение нравственности, следствие – улучшение качества во всех сферах жизнедеятельности человека. Однако, если под религией понимать существующие конфессии и религиозные организации, то влияние на культуру может быть и противоположным, поскольку противопоставление одной религиозной конфессии другим ведёт к конфронтации в обществе, а отход руководителей и деятелей религиозных конфессий, организаций и течений от нравственной жизни, нарушение основ религий – этики, приводит к ещё большему падению нравственности в обществе.

Список литературы

2. Дик П.Ф. Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть I. Теоретический курс. Костанай, 2010

6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1-3. – М., 2003

13. Чеглаков О.Н. Культуру в жизнь! Программа действий в Новую Эпоху в соответствии с философией Н.К. Рериха. – СПб, 2015

Религия (от лат. religio - святыня, предмет культа) - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные различия. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а, стало быть, создаются условия появления индивидуальности. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроекцию (самотворчество). Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение философии.
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, включая творческую деятельность по их производству, а также способы их применения и передачи. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовной К. (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещение и т.д.). К. - явление историческое, развивающееся в зависимости от смены социально-экономических формаций. В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную культуру от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт "элиты", марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственных или опосредствованных формах К. создается деятельностью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духовная К. не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т.д.). В классовом обществе К. принимает классовый характер как по своему идейному содержанию, так и по своей практической направленности, что при капитализме выражается в наличии двух К. в каждой национальной К.: господствующей буржуазной и существующей в виде более или менее развитых элементов демократической и социалистической К. угнетенных масс. С этим связана необходимость разграничения понятий "К. буржуазного об-ва" и "буржуазная К." (т.е. К. господствующего класса). Социалистическая К., наследуя все прогрессивные достижения прошлого, в корне отличается от современной буржуазной К. и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции, что отражает общее превосходство социалистического способа производства над капиталистическим. Ее создание и утверждение невозможно без социалистической революции, составной и неотъемлемой частью которой является культурная революция. Отличительными чертами социалистической К. являются: народность, коммунистическая идейность и партийность, научное мировоззрение, социалистический гуманизм, коллективизм, социалистический патриотизм и интернационализм. Руководящую роль в создании и развитии социалистической К. играет Коммунистическая партия, под воздействием которой протекает вся культурно-воспитательная деятельность социалистического государства. В условиях социализма происходит расцвет национальных по форме, социалистических по содержанию К., интенсивнее становится обмен материальными и духовными ценностями между нациями, культурная сокровищница каждой нации все больше обогащается творениями, приобретающими интернациональный характер. Это способствует формированию будущей единой общечеловеческой К. коммунистического общества.
Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.
Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

Храм - это не только место богослужения, это - крепость, эмблема силы и независимости государства или города, исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области - церковь Св. Георгия в Старой Ладоге - была построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена Святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова - Троицкий собор (1365-1367 гг.) - был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятником утверждения Киевского государства был Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом Мудрым в XI в. на месте одержанной над печенегами победы. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства, на фоне великолепных фресок здесь происходили торжественные церемонии вокняжения великих князей, назначения высших чинов, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. При Софийском соборе в Киеве собиралась первая на Руси библиотека, велось летописание.
Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели и большое культурное значение; в них воплотились история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое, единственно верное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались гармоничного сочетания храма с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества - церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимирско-Суздальской земле.

Религия оказала большое влияние на литературу. Три основные мировые религии - буддизм, христианство и ислам - дали миру три великие книги - Веды, Библию и Коран*.

Коран (VII-VIII вв. н. э.) - главная книга исламского вероучения, излагающая основы представлений мусульман о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлений, назидательные рассказы и притчи. В Коране, кроме того, представлены древ-неарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству эти священные книги - источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов.

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира. Кроме того, обращаясь к земной жизни Христа, на долю которого выпали предательство, преследование, неправый суд, русские писатели XX века проводили тем самым параллель с теми муками, которые переживали многие их современники на протяжении советского периода истории России.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными интересами, заботясь лишь о материальном (пище, одежде, жилье), тогда культура и общество в целом неизбежно оказываются в кризисном состоянии. Так было на закате античности, это происходит и сейчас. Выход из тупика - в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной, основе.

Религия и мораль

Принятое Киевской Русью в конце Х в. христианство (в восточной, византийской форме - православие) является господствующей религией на территории нашей страны на протяжении уже десяти столетий.

Образ Христа всегда был символом духовного поиска и служения добру, а религия служила, в частности, утверждению высоких моральных ценностей. Церковь утешала, успокаивала одиноких и отчаявшихся, давала примеры подвижнической жизни. Кроме культа Христа и Богоматери, в православии широко развито почитание святых - подвижников, святителей, столпников, юродивых, - людей, которые поднялись над житейской суетой, посвятив себя служению Богу и бескорыстной помощи людям. Наряду с местными святыми, почитание которых происходит в отдельных городах и местностях, церковью канонизировано и множество общероссийских святых, таких как преподобный Сергий Радонежский, святитель Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербуржская, святой благоверный князь Александр Невский и др.

Христианская религия как учение, наставляющее своих адептов на путь спасения, дающее примеры духовного подвига, требующее исполнения нравственных законов и заповедей, неразрывно связана с моралью.

Однако религиозность не является мерилом нравственности человека. Нельзя сказать, что все верующие являются нравственными людьми, а атеисты - наоборот. Среди тех и других были и есть и безнравственные, и высоконравственные люди.

Библия говорит о том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен, поэтому все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет; ему предоставлен свободный выбор.

Для чего нужны нравственное совершенствование, высокая духовность? Ведь жизнь конечна, все тленно, все заберет смерть. Может быть, надо спешить и брать от жизни все, что можно? Однако богатство, слава и власть преходящи. Потребительство неизбежно приводит личность к деградации, наступают разочарование и душевная пустота.

Главное в проповеди Христа то, что он пришел в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия.

Не согласен с тем, что цель религии - "создание особого мировоззрения". Это только инструмент. Цель - захват власти над паствой. Превращение героя, царя, Бога в идола.

Спасибо автору за содержательную и обстоятельную статью.
Позвольте остановиться на тех моментах, по которым у меня другое мнение.

С буржуазной культурой в трактовке автора можно согласиться (можно и не). Но вот, где он видел "социалистическую" культуру? То, что он пишет - песня ни о чём.
Религии "не мыслимы без эмоционального отношения к миру".
Конечно "не мыслимы". Потому что обращены к "пастве", скоту. Поэтому религии пользуются образно-чувственным языком, присущим животным. И избегают вербального языка человека-разумного, точного, жёстко используемого в науке и юриспруденции.
(См. мою стаью "Два языка общения".)
Рассматривать образ Христа как идеал нравственного совершенства, я думаю, не корректно. (Заставлять женщину мыть ему ноги!) Другое дело, "Бог есть любовь." Сотрудничество вместо конкуренции - это идея "социума людей" - Спирали, развивающейся из Спирали "Человек". А это объективно всегда "всемогуще и непознаваемо", т.е., божественно.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: