Интересы россии в арктике доклад

Обновлено: 28.06.2024

.
.

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация


За последнее десятилетие значительно возрос интерес к Арктическому региону со стороны всего мирового сообщества. Примечательно, что Арктика сегодня попадает не только в сферу геополитических интересов циркумполярных стран (России, США, Канады, Дании и Норвегии), но и других государств, расположенных далеко от этого региона (Китая, Японии, Южной Корее), а также ряда международных организаций, которые ранее не участвовали в арктических делах (НАТО и ЕС). Для России, начавшей освоение полярного региона еще восемь столетий назад, Арктика и сегодня остается неотъемлемой частью российского геополитического пространства.

Открытие в Арктике богатейших запасов природных ресурсов (в частности, углеводородов и руд), возможность организации и развития новых глобальных маршрутов обусловили переоценку геополитического положения региона и привели к нему внимание многих влиятельных государств мира. В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91% природного газа и 80% (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий [4] . Россия – ключевой игрок в Арктике. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долларов. А общая стоимость разведанных запасов – 1,5-2 трлн. долларов [5] . Приведенные данные свидетельствуют о низкой степени разведанности и освоения недр, однако в будущем российский шельф может стать основным источником нефти и газа для России, а также для мирового рынка в целом.

Источник: Российский Совет по международным делам

использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

сбережение уникальных экологических систем Арктики;

использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.

В сфере экономического развития приоритетом для России в Арктической зоне является расширение ресурсной базы. В настоящее время Арктическая зона обеспечивает 11% национального дохода России, притом, что здесь проживает около 1,4% населения всей страны [10] . В арктическом регионе находится более половины российских запасов редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение. В частности, месторождения хрома на Ямале и на Кольском полуострове жизненно важны для экономики, так как с распадом СССР Россия лишилась источников хрома с Кемпирсайского месторождения, которое осталось в Казахстане. На рыбохозяйственный комплекс Арктического региона приходится до 15% от общих объемов уловов водных биоресурсов и производимой рыбной продукции в России [11] .

В организации арктической политики России необходимо делать упор на обеспечение комплексного развития региона и социально ответственной политике. Реализацию экономической составляющей геополитических интересов России в Арктике А.Г.Дугин предлагает проводить на основе многоуровневой интеграции Севера, которая бы значительно повысила автономность и региональную самостоятельность, но не ослабляла бы стратегическую связь с Центром. Основными направлениями деятельности государства в Арктической зоне должны стать обновление инфраструктуры, вложение финансовых средств по принципу государственно-частного сотрудничества в конкретные проекты, привлечение необходимых трудовых резервов и решение социальных проблем коренного населения, реиндустриализация Арктики на базе передовых и экологически безопасных технологий. Кроме того, необходима трансформация сырьевой экономики в экономику знаний: имеется в виду развитие современной нефте- и газоперерабатывающей промышленности, на выходе которой – продукция глубокой переработки (с высокой добавленной стоимостью).

Немаловажным для России является и обеспечение экологической безопасности в Арктике. Уникальные экосистемы Арктики требуют бережного и ответственного отношения, поэтому экономическое освоение региона актуализирует проблему соблюдения экологических требований по охране и защите окружающей среды как со стороны России, так и со стороны ее зарубежных партнеров. Сохраняется опасность радиоактивного загрязнения Арктики, негативное влияние на полярные экосистемы оказывает также атмосферные потоки и течения, приносящие на север загрязняющие вещества из Западной Европы. Кроме того, проблема сохранения арктической биосферы остро встает и в отношении деятельность иностранных компаний на Крайнем Севере. Именно государство должно осуществлять оценку воздействия на окружающую среду и проводить экологическую экспертизу, выработать механизмы финансовой ответственности отечественных и зарубежных компаний в случае аварии, а также поддерживать разработку новых конкурентоспособных и экологически чистых технологий.

Одним из перспективных направлений в освоении Арктики являются Северный морской путь и организация транзитных и кроссполярных маршрутов. Северный морской путь (СМП) – национальная транспортная артерия. Для России СМП – единственный транспортный путь, обеспечивающий интеграцию отдаленных районов Крайнего Севера страны и их ресурсы в экономику. В настоящее время США и ряд стран НАТО стремятся интернационализировать СМП и вытеснить оттуда Россию, ведь в случае продолжения таяния льдов, СМП может превратиться в важный транспортный коридор мирового значения. Россия пока сохраняет свое преимущество, поскольку льды у российских берегов тоньше, чем за пределами двухсотмильной зоны, но необходимо развивать инфраструктуру СМП в следующих направлениях:

обеспечить контроль за выполнением федеральных целевых программ по строительству ледокольного и вспомогательного флотов;

модернизировать существующие порты и построить новые терминалы с учетом возможного увеличения грузопотока;

создать службу поиска и спасения на море для обеспечения безопасности судов на протяжении всего маршрута и др.

В арктической стратегии России поставлена задача по организации и эффективному использованию транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов требует создания и поддержания соответствующей инфраструктуры. Кроссполярные маршруты представляют наиболее динамично развивающееся направление, для освоения которого России необходимо: модернизировать и заменить изношенный парк малых воздушных судов, поддерживать производство моделей отечественных самолетов, предназначенных для работы в Арктических условиях, обеспечить диспетчерское сопровождение гражданских трансарктических полетов, организовать пункты гидро- и метеонаблюдения и пр.

Источник: NASA, информационный офис Центра логистики Крайнего Севера, проект транспортной стратегии России до 2030 года

Одним из факторов обеспечения интересов России в Арктике является развитие техники и технологии: в случае дальнейшего технологического отставания России следует ожидать негативных последствий не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Сохраняется риск того, что разработка российских полярных ресурсов будет производиться на условиях поставщика технологий. Сегодня в освоении Крайнего Севера на первый план выходит фактор экономического присутствия – обеспечение которого, в свою очередь, напрямую связано с уровнем развития техники и технологии. Развитие фундаментальной науки также является одной из важных задач, реализация которых обеспечит долгосрочное развитие Арктики: именно научные исследования предоставляют базу для определения правового статуса территорий Крайнего Севера.

Россия стремится к сохранению статуса Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества. В своей арктической политике Россия опирается на нормы международного права, в частности, на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., участниками которой являются все циркумполярные государства, кроме США. В соответствии с Конвенцией, все прибрежные арктические государства распространили свою юрисдикцию на арктический шельф и эксклюзивную экономическую зону в Северном Ледовитом океане шириной 200 морских миль, с правом дальнейшего расширения шельфа до 350 миль, если они докажут, что шельф является продолжением их континентальных платформ. США, не являясь членами Конвенции 1982, оставляют за собой право не ограничивать ширину своего шельфа в Северном Ледовитом океане, что может служить источником дополнительной напряженности в регионе.

В условиях возрастающего интереса мировых держав к Арктике, намечается опасная тенденция милитаризации региона. Это явно прослеживается в усилении военного присутствия и активности ряда стран в Арктике, в модернизации вооруженных сил и инфраструктуры на Крайнем Севере, а также интенсивном использовании вооруженной силы с целью защиты своих экономических интересов. Ряд государств сегодня проводит политику изменения правового режима арктических пространств: они пока не ставят под сомнение юрисдикцию циркумполярных стран, однако активно стремятся изменить статус-кво.

Источник: Российский Совет по международным делам

Так Кирунская декларация по случаю восьмой Министерской сессии Арктического Совета от 15.05.2013 года предоставляет статус наблюдателей Китаю, Южной Корее, Италии, Индии, Японии, Сингапуру и Европейскому союзу. Примечательно также, что в ходе последнего заседания Арктического Совета, ключевым направлением деятельности которого прежде являлась экологическая составляющая, особое внимание уделялось экономическому освоению региона, развитию сотрудничества между государством и бизнесом для обеспечения устойчивого развития Арктики. Общим результатом перечисленных трансформаций в рамках Арктического Совета становится глобализация Арктики, которая перенесет акцент с экологической составляющей освоения региона на экономическую: в центре внимания окажутся добыча полезных ископаемых и развитие транзитных маршрутов. С введением в систему управления арктическим регионом новых игроков, традиционно арктические государства могут утратить часть своего влияния.

Пупкова А.А.

2 Международное право // Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: Высшее образование, Юрайт, 2009. С. 188.

[8] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // Российская газета, 27.03.2009.

[9] Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000. С.175.

[10] Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. № 29 (122). С.3

[12] Самарина А. Министерство Арктической безопасности // Независимая газета, 01.07.2014.

[13] Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. № 29 (122). С.9


Россия является крупнейшим арктическим государством мира, и ни одна актуальная проблема современной Арктики не может быть решена без ее деятельного участия и поддержки, не говоря уже о том, чтобы пытаться решать такие проблемы вопреки ее воле и в нарушение действующих норм международного морского права. Международное сотрудничество в регионе арктических государств и их институтов становится императивом.

Арктика традиционная сфера российских интересов

Интерес многих неарктических государств к Арктике стал расти сравнительно недавно по мере изменения ее геополитического положения. Для России она столетиями оставалась неотъемлемой частью ее хозяйственных и политических интересов, средой обитания значительного числа российских граждан.

Таким образом, Россия проявляла интерес к Арктике еще в те времена, когда о ресурсном богатстве ее шельфа и изменении климата не было и речи.

Права на природные ресурсы Арктики


Открытие в Арктике богатейших запасов углеводородов и других природных ресурсов, возможность появления там новых глобальных торговых маршрутов обусловили переоценку геополитического значения Арктики и привлекли к ней внимание многих влиятельных государств мира.

Приверженность России секторальному подходу к разделу Арктики и жесткая трактовка режима внутри ее арктического сектора могли оказаться недостаточными для обеспечения ее национальных интересов в новых условиях. В 1997 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., участниками которой являются все арктические государства, за исключением США.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. все прибрежные арктические государства, включая Россию, распространили свою юрисдикцию на арктический шельф и эксклюзивную экономическую зону в Северном Ледовитом океане шириной 200 морских миль, разделив между собой в рамках этих зон природные богатства Арктики. Более того, Конвенция дает им право претендовать на дальнейшее расширение шельфа до 350 морских миль, если они докажут, что подводный хребет Ломоносова – продолжение их континентальных платформ. Соединённые Штаты, вторично отказавшись присоединиться к Конвенции, оставили за собой право не ограничивать ширину своего шельфа в Северном Ледовитом океане. Тем не менее, поставив свою подпись под Иллулисатской декларацией пяти прибрежных арктических государств 2008 года, США согласились действовать в Арктике на основе существующего международного права, в частности, морского, и стремиться к мирному решению всех возможных пересекающихся притязаний на континентальный шельф.

На расширение шельфа до 350 морских миль претендуют Россия, Канада и Дания (в лице Гренландии). Решение по этому вопросу уполномочена принимать Комиссия ООН по границам континентального шельфа, куда претенденты должны представить свои заявки и соответствующие доказательства. Россия сделала это и в настоящее время занимается сбором доказательств.

За пределами зон юрисдикции прибрежных арктических государств в Арктике могут возникнуть пространства, которые станут общим достоянием человечества. Пока преждевременно рассуждать о границах этих пространств, так как решения по указанным вопросам не приняты. Эксплуатация ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа прибрежных арктических государств перейдет под контроль Международного органа по морскому дну. Однако отказ США присоединиться к Конвенции 1982 года делает вероятность появления таких пространств весьма призрачной

Руководствуясь положениями Конвенции 1982 г. в отстаивании своих прав в Арктике, Россия в то же время не готова полностью отказаться от секторального подхода и использования его в качестве удобного метода делимитации Арктики, разграничения зон экологической ответственности, оказания навигационных услуг и решения других подобных задач.

Попытки изменения правового статуса арктических пространств

Они, в частности, активно лоббируют идею заключения специального договора по Арктике, аналогичного Договору по Антарктике, хотя вопрос о ничейном характере арктических территорий и пространств не является более актуальным. Эти страны поощряют предложения, направленные на установление режима международного управления делами Арктики (Arctic governance), не поднимая вопросы о международном управлении делами Средиземноморского и Балтийского морей или Тихого и Индийского океанов. Ими выдвигаются предложения преобразовать Арктический совет из международного форума высокого уровня, работающего на основе консенсуса, в одну из международных межправительственных организаций. Это неизбежно потребует заключения специального международного договора и фактически приведет к установлению режима международного управления делами Арктики.

Северный морской путь как национальная транспортная артерия


Следует также иметь в виду, что свобода навигации и безопасность навигации по СМП – далеко не одно и то же, когда речь идет о Северном Ледовитом океане. Ответственность за предотвращение ущерба для окружающей среды от навигации не приспособленных к арктическим условиям судов несут прибрежные арктические страны. В связи с этим было бы целесообразно не только осуществлять национальный контроль над соблюдением требований безопасной навигации в этих водах, но и совместно выработать и утвердить в рамках Международной морской организации общие правила такой навигации.

Институты международного партнерства в Арктике


Следует напомнить, что помимо Арктического совета в первой половине 1990-х годов по инициативе стран Северной Европы по периметру их границ были созданы Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Их полноправными участниками являются все пять североевропейских государств и Россия.

На статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете претендует и ЕС, хотя три его государства-члена – Дания, Финляндия и Швеция – являются его постоянными членами, а Германия, Франция, Великобритания, Польша, Нидерланды имеют статус постоянных наблюдателей. Дело здесь не в заинтересованности ЕС в получении постоянной информации о деятельности этого органа, а в стремлении утвердить свою институциональную причастность к арктическим делам. Не все постоянные члены Арктического совета готовы с этим согласиться. Это отнюдь не исключает использования финансовых, технологических и иных возможностей государств-членов ЕС и их частных компаний в решении актуальных проблем современной Арктики при безусловном признании прав прибрежных арктических государств на шельф и исключительные экономические зоны.

Государства, международные организации и частные компании, заявляющие о своей озабоченности делами Арктики и желании участвовать в решении ее проблем, могут на практике делать это только в сотрудничестве с арктическими государствами, прежде всего прибрежными, при обязательном признании их юрисдикции в Арктике. Учитывая долю арктических пространств, на которые распространяется российская юрисдикция, успешное решение современных проблем Арктики немыслимо без участия Российской Федерации. Государства, искренне стремящиеся поставить ресурсы и возможности современной Арктики на службу всему человечеству, не могут не сделать выбор в пользу сотрудничества в решении этих проблем с Россией.

1. Международное право / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. С. 188.

2. Там же. С. 189.

3. Там же. С. 190.

Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере

В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

  • Россия;
  • Канада;
  • США (Аляска);
  • Норвегия;
  • Дания (Гренландия).

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.


Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:


Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Как осваивали Арктику разные страны

Российская империя, СССР и снова Россия

В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:

  • Мурманская область;
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • некоторые районы Республики Коми, Карелии, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.

В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.

Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.

Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.

В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.

Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.

Другие страны

Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.

Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.

Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.

Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.

Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.

Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.

Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.


ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Гост

ГОСТ

Интересы России в Арктике

Арктика – это северная полярная область Земли, включающая в себя материковые окраины Евразии и Северной Америки, практически весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Тихого и Атлантического океана.

Современная Арктика служит точкой пересечения интересов различных государств, межправительственных и неправительственных организаций. Арктическая зона – территория диалога. В ее освоении и развитии заинтересованы многие страны мира, за сам регион идет непрекращающаяся борьба.

Исторически Арктика играет важную роль в развитии России. В современном мире Арктическая зона имеет для Российской Федерации колоссальное значение в природной, военно-стратегической, экономической и гуманитарной областях. Именно в Арктике базируется самый сильный российский флот. Здесь же расположены крупнейшие базы российских атомных ракетных и многоцелевых подлодок. Важным является регион с точки зрения ресурсного обеспечения. Здесь добывается:

  • почти 100% российских алмазов, редких и редкоземельных металлов;
  • 90% российского кобальта и никеля;
  • 80% всего природного газа;
  • 60% меди;
  • 17% российской нефти.

На Арктический регион приходится порядка 20% совокупного экспорта страны и около 10% российского ВВП. Более десятка лет развития Арктики на самом высшем уровне считается одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности страны и ее экономического развития.

Эксперты выделяют две группы приоритетов России в Арктике – обеспечение безопасности и развитие российской Арктики.

Очевидно, что для современной России арктическое направление международного сотрудничества считается одним из наиболее приоритетных в разрезе внешней политики. Как показывает практика, наиболее эффективным политико-правовым механизмом сотрудничества РФ с другими странами выступает Арктический совет.

Арктический Совет и место России в нем

Арктический совет является ведущим Межправительственным форумом, содействующим сотрудничеству в Арктике. Создан он был еще в 1996 году. Сегодня в его состав входит 8 арктических государств (рисунок 1), 6 постоянных участников, представляющих коренные народы Арктики, а также 38 неарктических государств, неправительственных, межправительственных и межпарламентских организаций, выступающих в роли наблюдателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Состав Арктического совета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо прочего в рамках Арктического совета создано и функционирует 6 рабочих групп, отвечающих за различные направления деятельности:

  • Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике;
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды
  • Рабочая группа по устранению загрязнения Арктики;
  • Рабочая группа по сохранению арктической фауны и флоры
  • Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценка;
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Россия в 2021-2023 гг. выступает в роли председателя Арктического совета, деятельность которого направлена на развитие сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и обеспечение устойчивости развития приполярных районов. Сама по себе площадка является довольно гибкой и эффективной, что позволяет решать самые разнообразные вызовы в регионе, включая общую напряженность в отношениях между арктическими государствами и спорные вопросы между ними.

Все инициативы и проекты, реализуемые в рамках Арктического совета, финансируются одной либо несколькими арктическими странами. Ряд проектов получает поддержку от других организаций. Собственный программный бюджет у Арктического совета как форума отсутствует. В то же время участие в Арктическом совете дает возможность странам привлекать внебюджетные финансовые средства для реализации совместных проектов. Это немаловажно.

Арктический совет не может вводить в действие или реализовывать свои рекомендации, оценки и руководства. Ответственность за это возлагается на каждое отдельно взятое арктическое государство. Стоит также отметить, что, согласно Оттавской декларации, мандат Арктического совета однозначно исключает вопросы военной безопасности.

Проблемы арктического сотрудничества

Проблемы арктического сотрудничества в значительной степени предопределяются не только общим уровнем напряженности в отношениях между арктическими государствами, но и наличие между ними спорных вопросов, основным из которых, конечно же, выступают притязания стран на Арктический шельф.

Не обошла стороной циркумполярный север и проблема напряженности в отношениях между Россией и странами Запада. Негативное влияние на арктическое сотрудничество оказывают санкции. Множество западных партнеров вышли из энергетических проектов на российском севере после обострения отношений в 2014 году на фоне событий на Украине. Кроме того, были заморожены проекты по финансированию в рамках линии Европейского банка реконструкции и развития. Это, в свою очередь, снизило возможности привлечения заемных средств для реализации важных и значимых для арктической зоны РФ проектов, модернизации предприятий и обеспечения энергоперехода.

Одной из ключевых проблем в сфере международного сотрудничества в Арктике на протяжении многих лет выступает архипелаг Шпицберген. Особое значение он представляет для России, которая является единственной вместе с Норвегией страной экономического присутствия на архипелаге. Разногласия вокруг архипелага Шпицберген, а вместе с ними и проблемы определения правового режима прилегающих к нему морских районом проистекают их определения его правового статуса.

Еще одной важной проблемой взаимодействия на современном этапе выступает реализация правовых решений Арктического совета во внутригосударственной сфере. Несмотря на то, что в России законодательно закреплены полномочия и обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации решений, принятых Арктическим советом, данные органы власти не специализируются полностью на Арктике.

Читайте также: