Формы государственно частного партнерства доклад

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса – государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, по традиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Глава 2. Модели государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Глава 3. Применение государственно-частного партнерства в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГЧП БЕЛЕНИНИК.doc

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет Государственное управление и экономика

По дисциплине: Государственно – частное партнерство

Тема: Формы и модели государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

3 курса, 1 группы ГУЭ

Глава 1. Формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Глава 2. Модели государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Глава 3. Применение государственно-частного партнерства в Российской Федерации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса – государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, по традиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области.

Эти изменения характеризуют ослабление непосредственного влияния государства в экономике и параллельное усиление ее государственного регулирования в различных формах. Причиной такого поведения является недовольство государства работой публичных служб по обеспечению и обслуживанию общества. Вытекающее из этого следствие представляет собой партнерство государства и частного сектора.

Все же такие изменения и стратегии создают особую неопределенность, и исследование и анализ государственно-частного партнерства несет в себе актуальный характер и представляет научный интерес. Данная тематика рассматривалась и анализировалась в трудах различных авторов, в особенности В.Б. Варнавского, О. Вильямсона, Д. Гримси, С.А. Карпова, М. Льюиса, П. Розенау.

При изучении статей данных авторов отмечается вполне достаточное и оптимальное количество полных и явных исследований тематики государственно-частного партнерства в российской практике.

Цель работы – изучение форм и моделей государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

- рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства;

- провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на российском рынке;

- выявить имеющиеся сложности развития государственно-частного партнерства и проанализировать тенденцию развития нового экономического отношения в российской экономике.

Глава 1. Формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

При такой трактовке под определение государственно-частного партнерства попадают и государственные закупки, и аренда государственного имущества, и приватизация, и иные формы взаимодействия бизнеса с государством, имеющие договорной характер.

На практике же государственно-частное партнерство имеет ряд существенных отличий от иных договорных форм взаимодействия бизнеса и государства, к ним относятся:

  • средне- и долгосрочный характер взаимодействия;
  • соинвестирование проекта, как со стороны частного, так и публичного партнера;
  • разделение рисков между государством и бизнесом;
  • предметом соглашения являются имущественные объекты или общественно-значимые услуги, для оказания которых необходимо создание или реконструкция имущественного объекта;
  • бизнес участвует не только в создании / реконструкции объекта соглашения, но и в его дальнейшей эксплуатации и / или техническом обслуживании.

Таким образом, под государственно-частным партнерством, исходя из практики реализации подобного вида экономического взаимодействия в Российской Федерации и специфики правовой системы, будем понимать – «Средне- и долгосрочное взаимодействие государства (публичного партнера) и бизнеса (частного партнера), чаще всего реализованное в виде соглашения (договора), в соответствии с которым публичный партнер передает на период

В таком взаимодействии государство играет ключевую роль, поскольку объектом соглашения является, в первую очередь, государственное имущество, а предметом – реализация государственных функций.

Государственно-частное партнерство имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д.. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.

Другой формой государственно-частного партнерства являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

Еще одной широко распространенной в России формой государственно-частного партнерства являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

В России на данный момент наибольшее распространение получило государственно-частное партнерство в форме концессии, то есть соглашения, по которому одна сторона (концессионер) обязуется создать или реконструировать определенный имущественный объект, право собственности на который остается за второй стороной (концендентом), которая в свою очередь передает право владения и пользования объектом на продолжительный срок концессионеру.

Распределение возможных форм взаимодействия бизнеса и государства по срокам реализации и степени вовлеченности бизнеса (рискам) представлено на рисунке ниже [14].

Как видно государственно-частное партнерство является самой долгосрочной формой взаимодействия, при этом распределение рисков между бизнесом и властью зависит от выбранной формы государственно-частного партнерства: от минимальных для бизнеса в случае реализации классических концессионных соглашений с компенсацией выпадающих доходов концендентом, до максимальных, при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, при которых публичный партнер не гарантирует минимальной загрузки или не несет обязательств по регулярным платежам частному партнеру за использование объекта соглашения.

Основные ограничения, не позволяющие использовать все формы государственно-частного партнерства в России:

1. Отсутствие единого законодательно закрепленного определения и подходов к реализации государственно-частного партнерства. Отсутствие понятия и специфики государственно-частного партнерства в федеральном законодательстве приводит к различному пониманию и трактовке данной формы экономического взаимодействия участниками процесса, и затрудняет его применение, что создает риски признания ряда проектов нелегитимными.

2. Отсутствие возможности получения прав собственности на объекты соглашения о государственно-ча стном партнерстве частным партнером. Законодательство в области конкуренции предусматривает обязательное проведение отдельных конкурсных процедур для аренды и передачи в пользование государственной собственности, что ограничивает возможность инвестора по привлечению заемного финансирования (запрет на передачу объекта в залог).

3. Несовершенство бюджетного законодательства. Отсутствует правовой механизм выделения бюджетных ассигнований для исполнения долгосрочных обязательств государственного/ муниципального заказчика при реализации комплексного проекта.

4. Отсутствие законодательных оснований для обеспечения гарантий и иных преимуществ частному партнеру со стороны публичного партнера. В соответствии с законодательством в области конкуренции и бюджетным кодексом публичный партнер не может предоставить какие-либо дополнительные гарантии и взять на себя обязательства долгосрочного характера в рамках договора с частным партнером. Согласно действующему законодательству в России полностью легитимной может считаться лишь одна из девяти форм государственно-частного партнерства – концессия.

Глава 2. Модели государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Читайте также: