Доклад о коренных народах сахалина

Обновлено: 30.06.2024

Айны – коренной народ Японских островов. Он населял их многие тысячи лет до прихода туда собственно японцев. Жили айны также на соседних Южных Курильских островах и острове Сахалин.

Как они выглядели

Однако другие путешественники 19 века, сходясь в описании у айнов пышной волнистой шевелюры и густых бород у мужчин, утверждали, что айны имеют светлый цвет лиц и отличаются высоким ростом. В описаниях всегда есть субъективизм. Смотря с кем сравнивать, и кто пишет.

Очевидно, по сравнению с туземцами большинства островов Тихого океана, айны и вправду были светлолицыми и высокорослыми. Но по сравнению с европейцами, особенно русскими, они представали такими, какими их описал Крузенштерн: тёмными и невысокими.

Учёные в наше время считают коренных айнов самой северной ветвью большой австралоидной расы.

Изобретатели первой керамики

Айны – народ древней культуры. Они одними из первых на Земле изобрели керамику – ещё за 13 тысяч лет до нашей эры. До прихода японцев на острова, которым они дали своё имя – не ранее 4 века до нашей эры – айны жили охотой и собирательством.

Японцев, живших земледелием, было намного больше. С того участка земли, где добывала пищу одна семья айнов, могло прокормиться в тысячу раз больше японцев. Подавляющее численное преимущество решило исход многовекового противостояния. К 15 веку айны были истреблены на острове Хонсю, а в 18 веке японцы развернули покорение Хоккайдо.

Японцы не считали айнов за людей. В ход шли всевозможные средства истребления. Приобретение у европейцев огнестрельного оружия в 17 веке расширило возможности японцев. Айны не оставались в долгу. Японские легенды наполнены воспоминаниями о страшных лесных демонах, убивавших своих беспечных и зазевавшихся жертв. Демоны это и есть айны. Но силы были слишком неравны.

Под натиском японской экспансии всё больше айнов перебиралось на Сахалин, ставший в 19 веке русским владением. Но в 1905 году Южный Сахалин перешёл во владение Японии . Все айны жили там, так как на севере острова климат для них был слишком холодным. Во время Второй мировой войны японцы выселили всех сахалинских и курильских айнов на Хоккайдо. Там их остатки проживают по сей день.

Айны стали одним из туристических брендов Хоккайдо. Правда, их первоначальный облик сильно изменился благодаря многовековому смешению с японцами. И только на старинных фотографиях можно увидеть, как выглядел этот народ, изготовивший первую посуду на планете.

Если вам понравилась публикация - не забудьте:

- нажать "палец вверх";

- подписаться на канал;

- оставить комментарий.

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись

Обсудить публикацию вы можете в нашем чате в телеграмм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коренные малочисленные народов севера

Описание презентации по отдельным слайдам:

Коренные малочисленные народов севера

Коренные малочисленные народов севера

На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на се.

На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) — в центральной части, и айны — на юге. Отмечалось также небольшое количество эвенков. Нивхи — наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. На данный момент к коренному населению на Сахалине можно отнести в общей сложности около 3500 человек. Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Коренные народы Сахалина


Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне завис.

Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.

Коренное население области - малочисленные народы Севера (нивхи, ороки (уйльт.

Коренное население области - малочисленные народы Севера (нивхи, ороки (уйльта), эвенки, нанайцы преимущественно проживают в шести районах районах области: Александровск-Сахалинский, всего - 203 чел., из них: нивхов - 118 чел., эвенков - 78 чел., нанайцев - 1 чел., и др. - 6 чел.; Охинский, всего - 1232 чел., из них: нивхов - 1170 чел., эвенков - 48 чел., Ногликский, ороков - 3 чел., нанайцев - 5 чел., орочей - 7 чел. и др. - 4 чел.; всего - 1038 чел., из них: нивхов - 775 чел., эвенков -85 чел., ороков - 146 чел., нанайцев - 7 чел., и др. - 5 чел.; Тымовский, всего - 236 чел., из них: нивхов - 224 чел., нанайцев - 3 чел., эвенков - 1 чел., ороков - 3 чел.; Поронайский, всего - 463 чел., из них: нивхов - 158 чел., ороков - 163 чел., нанайцев - 110 чел., эвенков - 24 чел. и др. - 8 чел.; Смирныховский, всего - 26 чел., из них: ороков - 10 чел., нанайцев - 9 чел., нивхов - 1 чел., и др. - 6 чел., где проживают 94 процента от их общей численности. (3395 чел. народов Севера области на 01.01.2000г., в т.ч. в районах компактного проживания - 3198 чел.). Наиболее многочисленными являются нивхи - 2550 чел., ороки (уйльта) - 344 чел., эвенки - 253 чел., нанайцы - 189 чел. Из них 53 процента проживают в городской, 47 процентов - в сельской местности. Из общей численности коренных малочисленных народов Севера 1280 чел. (37,7 %) составляют дети и подростки до 18 лет. Доля лиц старших возрастных групп (старше трудоспособного возраста) в общей численности аборигенного населения Севера составляет всего 6,5 процента, в то время как в среднем по стране - 19,6 процентов.

В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвен.

В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы. У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них, считал человек, зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи. Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования аборигенов Сахалина и Курильских островов. Люди поэтому обожествляли природу. Нивхи представляли Сахалин живым существом – огромной нерпой. Полуостров Шмидта - головой этой нерпы, мысы Анива и Крильон - ее задними ластами.

ТЕМА: Коренные жители Сахалина.

I. Народности 4

II. Традиционные занятия 8

2.2. Рыболовство 8

2.3. Разведение домашних животных 9

I.Народности

Много веков живут на острове Сахалин нивхи, одна из древнейших народностей, обитавших в нижнем течении реки Амур. Позднее сюда переселились ороки (ульта, эвенки и нанайцы.

Нивхи — наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Они занимались рыболовством, промыслом нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя.

Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. Важную роль в жизни ороков играли рыболовство и промысел морского зверя.

Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции.

Айны – потомки древнейшего населения Японских островов, Южного Сахалина и Курильских островов. Так сложилось, что на протяжении довольно значительного периода времени земли айнов разделяли дальневосточные владения России и Японии. Выход русских землепроходцев на побережье Тихого океана, открытие Сахалина и Курильских островов, их исследование, заселение и хозяйственное освоение совпали по времени с подобным освоением японцами о. Хоккайдо. К середине XIX века курильские и сахалинские айны в основном становятся подданными России, хоккайдосские айны – подданными Японии.

Во второй половине XIX – первой половине XX вв. государственная принадлежность айнов неоднократно менялась. Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все айны стали японскими подданными. В этот период сахалинские и курильские айны подверглись сильнейшей японизации.

Согласно статистическим данным, на Сахалине к концу 1941 года проживало 1 272 представителя айнского народа. Но в период 1945–1949 гг. большая их часть покинула остров. Японские учёные рассматривают этот процесс как репатриацию (возвращение японских подданных на родину). В России же существует иная точка зрения. Среди причин внезапного переселения называются родственные связи айнов с Сахалина и Хоккайдо, общая японизация айнского общества, многочисленные слухи, якобы русские не удержатся долго на Сахалине и будут в итоге побеждены японцами, а айны, оставшиеся у русских, будут рассматриваться как изменники.

После 1990-х годов в Японии был проведён социологический опрос сахалинских айнов, покинувших остров, с целью выяснить, насильственным ли путём производилось переселение или на добровольной основе. Основными побудительными мотивами были названы:

1. незнание языка и нежелание жить под надзором коммунистической партии;

2. ощущаемая нехватка продовольствия;

3. родственники некоторых уже переселились на Хоккайдо;

4. наличие японского гражданства.

Основными видами деятельности айнов за всю их многовековую историю были охота, рыболовство и торговля, сохранявшиеся как в период японского господства над Южным Сахалином, так и во время СССР.

Охота давала мясную пищу членам общины, а также материал для пошива одежды и обуви В горах охотники добывали медведей, дикого северного и благородного оленей, кабаргу, зайцев, лисиц, соболей, белок. Для поимки крупных животных использовали разные способы. В древности в охоте на медведя использовали копье. На звериных тропах ставили петли, капканы, самострелы и другие приспособления. Охотники наряду с дорогим огнестрельным оружием охотились с помощью лука и стрел. Наконечники копий, инкрустированные серебром и обычно хранившиеся в специальных чехлах, были эталоном богатства в общине и передавались по наследству от отца к сыну.

В прошлом с распространением меновой торговли и ростом спроса на пушнину на китайском, а затем и русском рынке среди аборигенов стала быстро распространяться добыча пушного зверя. Охота проводилась зимой, когда мех пушных животных был особенно хорош. В снаряжение охотника кроме орудий промысла и оружия, съестных припасов входили лыжи-голицы с гладкой поверхностью либо подбитые оленьим мехом (камусом) или мехом нерпы. Мех был необходим, чтобы не скользить по насту, не проваливаться в глубокий снег. В день охотник проходил в полном снаряжении до 20 километров. Продажа шкурок приносила хороший доход хозяйствам. Пушнину меняли на продукты питания (рис, крупу, соль, сахар, водку, табак, изделия из металла, украшения, ткани, и другие вещи в китайских и японских торговых факториях, а со второй половины XIX века - и в торговых лавках русских купцов и торговцев.

Весной и осенью ловили перелетных птиц (лебедей, гусей, которые в огромных количествах прилетали на заливы и озера Сахалина. Была распространена охота на глухарей, на морских птиц. Уйльта и нивхи собирали яйца птиц.

Рыболовство было важным занятием коренных народов Сахалина и Приамурья. В этом промысле были заняты все члены семьи: мужчины и дети ловили рыбу, женщины занимались ее разделкой и приготовлением. Лососи, идущие на нерест с июня по октябрь, а также многие другие виды рыб, являлись основным продуктом питания.

В различных районах у общин существовали разные способы и приспособления ловли рыбы: на открытых морских участках, в заливах строили заездок, использовали сеть, невод, на реках использовали сети, гарпун, разные виды остроги, удочки, крючки, ловушки.

Уйльта также для рыбной ловли в реке использовали острогу со съемным крючком (таасума, ловушки, сплетенные из веток ивы в виде корзины, массивные крючки для ловли тайменей и кеты. В заливах Охотского моря рыбу ловили сетью.

В больших количествах ловили сельдь, из которой вытапливали жир. Сельдевой промысел был популярен среди сахалинских айнов (Онуки-Тирни, 1996). Зимой коренное население занималось подледным ловом рыбы на озерах, заливах, реках с помощью удочки-махалки. У нивхов северо-восточного побережья был популярен подледный лов наваги специальной сетью. Рыбу не только ели, шкурки рыб готовили для шиться одежды и обуви.

2.3. Разведение домашних животных

Разведение домашних животных было распространенным занятием у народов Приамурья и Сахалина. Нивхи, нанайцы, ульчи разводили ездовых собак для упряжки в нарты. Причем исследователи прошлого отмечали наличие особенной породы сахалинских ездовых собак у нивхов. Существовали свои секреты и правила селекции породы, дрессировки животных и запряжки в цуг. Животные были выносливы и не боялись суровых зим. Они перевозили на нартах разные грузы на десятки и сотни километров.

Уйльта и эвенки разводили домашних северных оленей для использования в качестве транспорта. Они ездили верхом на оленях, запрягали их в нарту, навьючивали на них грузы. Как отмечали уйльта, сахалинские олени местной породы были выше и упитанней тех особей, что попали с материка вместе с эвенками. Многие столетия оленеводство было важной этнокультурной чертой уйльта, предки которых сформировали свою систему доместикации таежных животных и выработали свой жизненный уклад. Так, уйльта летом кочевали в прибрежной зоне Охотского моря, где лето влажное и прохладное – часты туманы и дожди. Эта погода прекрасно подходила северным оленям, плохо переносившим жару. Они паслись на вольном выпасе без коралей (специальных изгородей, где устраивали дымокуры). А люди могли спокойно готовить рыбу на зиму в реках и заливах, особенно не заботясь о пропитании оленей.

Из рассказов уйльта стало известно, что во время поминального обряда по покойному родственнику умерщвляли домашнего оленя белой масти. Считалось, что олень будет нужен умершему в загробном мире для кочеваний.

В нивхском мифе о сотворении земли участвовал и олень. Главное божество Тайрхнанд еха, верхом на олене и бил хлыстом налево и направо. От этих ударов рождались реки и горы. В мифологии эвенков был известен образ летающего оленя.

2.4. Применение лекарственных растений аборигенами о. Сахалина.

Изучение использования растений для медицинских целей аборигенами острова может значительно расширить наши знания о лекарственных свойствах и возможности применения гораздо большего числа видов растений. Этнографы, изучавшие нивхов, ороков, эвенков Сахалина, привели данные по использованию ими всего около двух десятков лекарственных видов растений.

Примеры употребления растений в качестве лекарственных средств

Ель аянская – туськ, пишу, пры, прун

Пихта сахалинская – нарни, нярнги

Кедровый стланник – хим, химн

При жаре, простуде ребенку клали на грудь нагретые веточки, лечили нарывы, парили мозоли, отваривали при цинге, наскобленные мелкие стружки подкоркового слоя прикладывали на гноящуюся рану. Стлаником (лучше весной) парили при ревматизме поясницу, прикладывали и обтирали нагретыми в воде стружками и веточками, водой обтирали ноги, суставы. Ороки лечили нарывы нагретыми на костре веточками или пропариванием.

Можжевельник сибирский – ойра, ойре, ойри, ойр.

На Охотском побережье Сахалина ягоды кустарника считали хорошим средством при эпидемиях и кашле, веточки с ягодами развешивали снаружи дома над дверью. Тауч, желая обезопасить дом от молний, грома, сжигал на печке ветки или забрасывал на чердак. В этих случаях ойре выполнял магическую роль оберега, так как, по представлениям нивхов, черт боится иголок, ягоды и дыма этого растения. По указанию шамана ветками окуривали помещение. Сахалинские нивхи окуривали помещение и без шамана – в случаях тяжелых болезней: при гриппе, при эпидемиях, после смерти человека. Можжевельник нередко жгли вместе с багульником. Ягоды ели при гриппе, поносе, кашле, астме, болях в горле.

Осина обыкновенная. – каньчхар

Кору скоблили ножом и натирали спину, грудь, голову простуженного ребенка.

Рябина бузинолистная – мезла накс, митяк, метяк, коск

При кашле младенца мыли настоем на коре, ветвях, древесине. Мелко наскобленным лубом парили, накладывали на нарывы. Митяк ныкс кипятили и грели, парили суставы. При болезни горла старик наскабливал мелкую как вата стружку – чавр, ее кипятили и прикладывали завернутой в заячью шкурку, чтобы сохранить тепло. Ороки кипятили сок и пили при поносе.

Черемуха азиатская – кып, кап

Ели ягоду, пили отвар, когда болел живот, для этих целей на Амуре ягоду сушили впрок. При поносе взрослый ел ягоду, а ребенку давали сок. Черемуховой стружкой перевязывали рану. Ороки с. Вал также пили сок, из него делали и вино. Плоды использовали от поноса (ягоду и листья отваривали, ягоду сушили на зиму.

Береза белая. – хивс, хивс дигр

Ороки березовый сок давали при поносе детям. Эвенки от болей живота использовали настойку или отвар березовых почек. Многие дальневосточные народы пользовались в качестве бинта тонким слоем бересты. Интересно, что гольды при сыпи и коросте прикладывали именно свежую бересту.

Багульник крупнолистный – тыкр

В обряде камлания шаман выпивал воду с опущенной в нее веточкой ели или пучком багульника. Вдыхаемый шаманом дым и настой багульника, видимо, действовали как наркотик и, наверное, заменяли у нивхов использование мухомора, широко практикуемого народами Камчатки и Курил.

1. Айны : проблемы истории и этнографии : [сборник статей]. – Южно-Сахалинск : ИМГиГ, 1988. – С. 3–4.

2. А. П. Чехов и Сахалин : взгляд из XXI столетия : материалы международной научно-практической конференции, 21–22 сентября 2010 года. – Южно-Сахалинск : Колорит, 2011. – С. 95–96.

3. Роон Т. П. Коренные народы / [Т. П. Роон; отв. Ред. М. М. Прокофьев]. – Южно-Сахалинск, 2010. - С. 25.

4. Колосовский А. С. Применение лекарственных растений аборигенами о. Сахалина // Краевед. бюл. – Южно-Сахалинск, 1990. – № 4. – С. 120–142.

5. Василевич Г. М. Эвенки : историко-этнографические очерки (XVIII–начало XX в.) / Г. М. Василевич ; АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. – С. 174-179.

6. Легенды и мифы Севера : Сборник / [сост., примеч. В. М. Санги; вступительная статья А. В. Пошатаевой]. – М., 1985. – С. 191-194.

7. Соловьева О. Ф. Современные праздники коренных малочисленных народов Сахалина // Вестник Сахалинского музея. - 2013. - № 20. - С. 80-86

8. Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов : религиозные воззрения в традиционном айнском обществе. - Москва : Наука, 1988. – С. 95–128.

Какие коренные народы проживают на Сахалине до сих пор

9 августа – Всемирный день коренных народов мира (празднуется уже 23 года). На Сахалине этот праздник ждут очень многие, ведь отмечать его принято с размахом не только коренным народам, но и всем жителям области. В этот день проходит много мероприятий, прийти и поучаствовать в которых может любой желающий.

Четыре народа

­ Как на Сахалине отмечается праздник коренных народов?

­ Этот праздник отмечается как в областном центре Сахалина, так и в районах области. Проводятся различные культурные и спортивные мероприятия. В рамках грантовых проектов многие общественные организации проводят различные семейные спортивные состязания, как, например, в Ногликском районе. В Южно-­Сахалинске практически все областные музеи в рамках праздника проводят образовательные занятия. Мы в художественном областном музее стараемся ко Дню коренных народов мира приурочивать открытие выставок, связанных с творчеством коренных малочисленных народов Севера, проводим занятия для детей, различные мастер­-классы. В течение четырёх лет в рамках проекта мы презентовали видеофильмы, на которых были записаны мастер­-классы по резьбе по дереву, обработке кожи рыбы, бересты.

В нашем музее в этом году состоится открытие выставки, на которой будут представлены рисунки детей из фондов Института художественного образования и культурологии Российской Академии образования (г. Москва). Из этих фондов на нашей выставке будет пятьдесят рисунков. Также мы дополним выставку ещё и рисунками детей современного периода – 2000-­х годов. Причем рисунки из института были собраны с северных регионов, не только из Сахалинской области. Там есть и рисунки детей Камчатки, Якутии, Долгано-­Ненецкого округа, Красноярского края, Ямало-­Ненецкого округа. Мы также обратились в регионы, и нам предложили детские рисунки Красноярский край, Камчатский край, Хабаровский край. Разумеется, в выставке будут участвовать и работы детей Сахалинской области. На выставке будет представлено более ста детских рисунков.

­ Какие коренные народы проживают сейчас на Сахалине? Каких уже нет?

­ У нас на Сахалине проживают нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Нанайцы к нам были переселены после окончания Второй мировой войны. В 1946 – 1947 годах из Хабаровского края в Поронайский район приехало несколько семей. Часть из них в советский период переехали в Южно­-Сахалинск, где они проживают и сегодня. Если рассматривать именно коренные народы, то стоит отметить, что на Сахалине, к сожалению, больше не проживают айны. Они являются коренным народом Сахалина, Курильских и Японских островов. Часть айнских семей на юге Камчатки живут до сих пор. Там живёт несколько семей, которые идентифицируют себя как айны и пытаются добиться защиты своих прав. У нас в Сахалинской области на данный момент не проживают ни чистокровные, ни хотя бы айны во втором поколении. На острове есть представители этого народа в четвёртом поколении. Но они не называют себя айнами и не числятся в каких-­либо статистических источниках.

Традиционное место проживания нивхов на Сахалине – это Охинский, Тымовский, Ногликский, Александровск-­Сахалинский, Поро­найский, Смирныховский районы, а также город Южно­-Сахалинск. И до сих пор представители данного народа живут практически во всех районах своего исторического проживания. Большая часть уильта проживают в Ногликском, Поронайском районах и в административном центре области. Эвенки – Ногликский и Александровск-­Сахалинский районы. Основная часть нанайцев проживает в Поронайском районе и в городе Южно-­Сахалинске.

Поддержка есть

­ Что сейчас делается, какие льготы существуют для этих народов?

­ Сохраняют ли они быт, культуру, праздники?

­ Разумеется, они поддерживают быт и культуру своей семьи. Всё зависит от хозяйственной деятельности народов. У них в семьях дети занимаются рыболовством, охотой, а также другими традиционными видами деятельности. Это всё развивается. Очень большая сложность со знанием языка – современные дети его практически не знают, ведь никаких школ нет. Раньше были уроки родного языка, учебники, программа. Сейчас обучение необязательно, поэтому возникли проблемы сохранения родной речи.

­ Идёт ли смешение народностей сейчас? Исчезают ли они или, наоборот, следят за сохранением популяции?

­ Довольно много смешанных браков, дети которых все равно называют себя представителем коренного народа, продолжают развивать и чтить традиции своей семьи.

Справка

Всего в Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов общей численностью 316 011 человек (по данным переписи 2010 года). В Сахалинской области проживают нивхи (2 844 человека), уйльта (364 человека), эвенки (340 человек), нанайцы (202 человека). До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек). Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты. Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.

Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Читайте также: