Интеллект антропоидов и человека сходство и различия доклад

Обновлено: 08.05.2024

Мышление и интеллект: общая характеристика
Роль мышления в приспособлении к среде обитания
Экспериментальное исследование мышления
животных
Сравнительная характеристика интеллектуального
поведения человека и разумного поведения
животных

4. Содержание

1. Мышление и интеллект
1.1 Определение мышления
1.2 Функции мышления у человека
1.3 Исторические и современные представления о мышлении у животных
1.4 Критерии наличия мышления у животных
1.5 Определение интеллекта
1.6 Функции интеллекта у человека
1.7 Критерии наличия интеллекта у животных
2. Роль мышления в приспособлении к среде обитания
2.1 Значение эволюции мышления в концепции А.Н. Северцова
3. ТУТ ДОПИШИ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ЧАСТЬ

5. Определение мышления

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого
лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных
свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира. (З.А. Зорина, И.И. Полетаева)

6. Основные функции мышления

7. Исторические и современные представления о мышлении у животных

8. Критерии наличия мышления у животных

Критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие
признаки:
• «Экстренное появление ответа в отсутствие готового решения" (А.Р. Лурия, 1966)
• «Познавательное выделение объективных условий, существенных для
действия" (С. Л. Рубинштейн, 1958)
• «Обобщенный, опосредованный характер отражения действительности,
отыскание и открытие существенно нового" (А.В. Брушлинский, 1983)
• «Наличие и выполнение промежуточных целей" (А. Н. Леонтьев, 1979)

9. Определение интеллекта

Интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и
восприятия до мышления и воображения.
А.Н. Леонтьев (18.02.1903— 21.01.1979)

10. Функции интеллекта у человека

Выделяют три функции интеллекта в познании человеком действительности:
способность к обучению;
оперирование символами;
способность к активному овладению закономерностями окружающей среды

11. Критерии наличия интеллекта у животных

12. Значение эволюции мышления в концепции А.Н. Северцова

13. Ключевые термины

• Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение
действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование
образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях
и отношениях между объектами окружающего мира
• Интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от
ощущения и восприятия до мышления и воображения
• Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на
основе отражения существующих между предметами связей и отношений,
решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте.
• Орудийная деятельность — это направленное использование предметов для
воздействия на компоненты природной среды или экспериментальной
ситуации.

С помощью задач ,представленного ниже, типа началось непосредственное экспериментальное исследование зачатков
мышления животных. Впервые их использовал В. Келер (1930). В его опытах создавались проблемные ситуации,
представлявшие новизну для животных, а их структура позволяла решать задачи экстренно, на основе анализа
ситуации, без предварительных проб и ошибок. В. Келер предлагал своим обезьянам несколько задач, решение
которых было возможно только при использовании орудий, т.е. посторонних предметов, расширяющих физические
возможности животного, в частности "компенсирующих" недостаточную длину конечностей.
Задачи, применявшиеся В. Келером, можно расположить в порядке возрастания их сложности и разной вероятности
использования предшествующего опыта. Рассмотрим наиболее важные из них.

Использование палок
Достижение приманки с помощью
сооружения "пирамид" ("вышек")
Орудийная деятельность шимпанзе

Интеллектуальное поведение шимпанзе вне экспериментов
Завершая описание этой группы методик изучения мышления животных, необходимо отметить, что полученные с их помощью результаты
убедительно доказали способность человекообразных обезьян к решению такого рода задач.
Шимпанзе способны к разумному решению задач в новой для них ситуации без наличия предшествующего опыта. Это решение осуществляется
не путем постепенного "нащупывания" правильного результата методом проб и ошибок, а путем инсайта - проникновения в суть задачи благодаря
анализу и оценке ее условий. Подтверждения такого представления можно почерпнуть и просто из наблюдений за поведением шимпанзе.
Убедительный пример способности шимпанзе к "работе по плану" описал Л. А. Фирсов, когда в лаборатории недалеко от вольеры случайно забыли
связку ключей. Несмотря на то, что его молодые подопытные обезьяны Лада и Нева никак не могли дотянуться до них руками, они каким-то образом
их достали и очутились на свободе. Проанализировать этот случай было нетрудно, потому что сами обезьяны с охотой воспроизвели свои действия,
когда ситуацию повторили, оставив ключи на том же месте уже сознательно.
Оказалось, что в этой совершенно новой для них ситуации (когда "готовое" решение заведомо отсутствовало) обезьяны придумали и проделали
сложную цепь действий. Сначала они оторвали край столешницы от стола, давно стоявшего в вольере, который до сих пор никто не трогал. Затем с
помощью образовавшейся палки они подтянули к себе штору с окна, находившегося довольно далеко за пределами клетки, и захватили ее. Завладев
шторой, они стали набрасывать ее на стол с ключами, расположенный на некотором расстоянии от клетки, и с ее помощью подтягивали связку
поближе к решетке. Когда ключи оказались в руках у одной из обезьян, она открыла замок, висевший на вольере снаружи. Эту операцию они раньше
видели много раз, и она не составила для них труда, так что оставалось только выйти на свободу.
В отличие от поведения животного, посаженного в "проблемный ящик" Торндайка, в поведении Лады и Невы все было подчинено
определенному плану и практически не было слепых "проб и ошибок" или ранее выученных подходящих навыков. Они разломали стол именно в тот
момент, когда им понадобилось достать ключи, тогда как в течение всех прошлых лет его не трогали. Штору обезьяны тоже использовали по-разному.
Сначала ее бросали как лассо, а когда она накрывала связку, подтягивали ее очень осторожно, чтобы та не выскользнула. Само же отпирание замка
они неоднократно наблюдали, так что трудности оно не составило.
Для достижения поставленной цели обезьяны совершили целый ряд "подготовительных" действий. Они изобретательно использовали разные
предметы в качестве орудий, явно планировали свои действия и прогнозировали их результаты. Наконец, при решении этой, неожиданно возникшей,
задачи действовали они на редкость слаженно, прекрасно понимая друг друга. Все это позволяет расценивать действия как пример разумного
поведения в новой ситуации и отнести к проявлениям мышления в поведении шимпанзе. Комментируя этот случай, Фирсов писал: "Надо быть
слишком предубежденным к психическим возможностям антропоидов, чтобы во всем описанном увидеть только простое совпадение. Общим для
поведения обезьян в этом и подобных случаях является отсутствие простого перебора вариантов. Эти акты точно развертывающейся поведенческой
цепи, вероятно, отражают реализацию уже принятого решения, которое может осуществляться на основе как текущей деятельности, так и
имеющегося у обезьян жизненного опыта" (Фирсов, 1987; курсив наш. - Авт.).

Интеллектуальное поведение животных характеризуется
следующими особенностями:
1. Животные проявляют способность к интеллектуальным действиям
при возникновении препятствий на пути к достижению цели. Если
можно овладеть пищей обычным образом, с помощью безусловных
рефлексов и выработанных в течение жизни навыков,
интеллектуальные действия не наступают.
2. Интеллектуальные действия возникают для решения новой задачи
и состоят в изобретении нового способа действия.
3. Эти действия не имеют шаблонного характера, они
индивидуализированы: одни животные решают задачу одним
образом, другие — иначе.
5. Интеллектуальные действия животных имеют примитивный
характер и не вытекают из знания объективных законов природы.
Интеллектуальные действия даже высших обезьян по своему характеру
не выходят за пределы круга задач, выдвигаемых естественными
условиями их жизни.
6. У животных интеллектуальные действия не занимают
главенствующего положения в их поведении. Главными формами
приспособления к окружающей среде у них остаются инстинкты и
навыки. Даже у высших животных интеллектуальные действия
проявляются от случая к случаю: они возникают у них, но не
приобретают основного значения и не закрепляются в их опыте.
7. Изобретенные способы действий не передаются от одного
животного к другому и не являются, таким образом, продуктом
видового опыта. Они остаются достоянием только того отдельного
животного, которое их обнаруживает.

20. Список используемой литературы

По мнению большинства антропологов, главным стимулом для развития умственных способностей у приматов являются сложные общественные отношения. На снимке: макаки резусы (фото с сайта pin.primate.wisc.edu)

По мнению большинства антропологов, главным стимулом для развития умственных способностей у приматов являются сложные общественные отношения. На снимке: макаки резусы (фото с сайта pin.primate.wisc.edu)

В соответствии с этим, комплекс тестов, разработанный исследователями, состоял из шести тематических блоков. Подробное описание методики и видеоклипы находятся в открытом доступе в дополнительных материалах к статье. Каждая обезьяна и каждый ребенок проходили весь комплекс тестов; это занимало от 3 до 5 часов.

Степень вариабельности (разброс) результатов оказался у всех трех видов одинаковым; в социальной сфере он выше, чем в физической. Впрочем, этот результат авторы считают не очень надежным — здесь могли сказаться специфические особенности заданий, входивших в два тематических блока.

У всех трех видов оба пола показали одинаковую результативность в решении социальных задач. В решении физических задач у людей девочки оказались чуть-чуть способнее мальчиков, а у шимпанзе — наоборот.

Кроме того, дети в ходе тестирования вели себя в целом более робко и проявляли меньше интереса к новым объектам, чем обезьяны. У детей никакой корреляции между темпераментом и результативностью не обнаружилось, а среди обезьян более смелые лучше справлялись с физическими задачами.

Авторы намерены в дальнейшем применить свой комплекс тестов к 50 другим видам приматов. Это позволит с большой детальностью реконструировать последовательность развития различных интеллектуальных способностей у приматов в ходе их эволюции.

Источник: Esther Herrmann, Josep Call, María Victoria Hernàndez-Lloreda, Brian Hare, Michael Tomasello. Humans Have Evolved Specialized Skills of Social Cognition: The Cultural Intelligence Hypothesis, есть также полный текст // Science. 2007. V. 317. P. 360–366.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Интеллект животных и человека.docx

Интеллект животных и человека

Интеллект человека

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Интеллект животных

Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии[1], cравнительной психологии и зоопсихологии.

История развития представлений об интеллекте животных

… то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Интеллектуальные способности животных

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга.

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость. Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. В качестве примера можно привести широко известный пчелиный танец. Форма его элементов (виляние, перемещение по кругу) отделены от содержания (направление, расстояние, характеристики источника корма).

Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, действия говорящих птиц (майны, попугаи ара) не отвечают этому определению.

Одним из подходов к изучению языка животных является экспериментальное обучение языку-посреднику. Большую популярность приобрели подобные эксперименты с участием человекообразных обезьян. Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, первые попытки обучения их человеческому языку потерпели неудачу.

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов. Более того, приматы способны производить арфиметические операции.

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса - лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления, и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов.

Все началось с работ профессора А. Портмана из Зоологического института города Базель (Швейцария). Исходя из последних научных данных, Портман создал так называемую "шкалу разума", которая в свою очередь расставила всех живых обитателей планеты по местам, согласно их интеллекту.

И вот что получилось: на первом месте, несомненно, человек (214 баллов), на втором - дельфин (195 баллов). Третье место безоговорочно занял слон (150 баллов), а наши младшие братья - обезьяны заняли только четвертое место, заработав при этом всего 63 балла. За ними идут зебра (42 балла), жираф (38 баллов), лиса (28 баллов) и так далее. Самым недалеким в плане интеллекта, согласно шкале Портмана, оказался бегемот - он набрал всего 18 баллов.

Многие утверждают, что дельфины достойны внимания, а их разум опередил человека. Доказано, что дельфины обладают абстрактным мышлением, отождествляют себя с изображением в зеркале и имеют хорошо развитую и до сих пор толком не изученную систему сигналов.

Дельфин по имени Полорус Джек двадцать пять лет "работал". лоцманом в Новой Зеландии. Он настолько профессионально проводил суда через опаснейшие проливы, что капитаны кораблей доверяли ему гораздо больше, чем профессиональным лоцманам-людям.

Еще одна знаменитость - дельфин Таффи, сначала долгое время работавший почтальоном, проводником и подносчиком инструментов в одной американской подводной экспедиции. Затем смышленого дельфина приняли на работу ракетчики. Он успешно выполнял задания, связанные с поиском в океане и доставкой к берегу отработанных ступеней ракет.

Пару лет назад в морской аквариум неподалеку от Майами ученые доставили нескольких только что пойманных в океане дельфинов и подсадили их к уже одомашненным особям, разделив на всякий случай перегородкой. По свидетельству сторожей, всю следующую ночь из аквариума доносился шум - это старожилы завязали разговор с вновь прибывшими. Причем дельфины общались через перегородку, не видя друг друга.

Как вы помните из истории, даже видов людей было несколько, а остался один Homo Sapiens. Те же неандертальцы, которые ничем нам не уступали в интеллекте, вымерли в процессе эволюции. Почему же мозг настолько развит оказался только у человека? Почему те же шимпанзе не эволюционировали в разумных обезьян? Попробуем объяснить эту загадку природы.

Интеллект нужен не всем?

Говорить о человеке как о вершине эволюции, конечно, некорректно. Вспомнить тех же дельфинов, у которых сильно развит интеллект: они даже дают друг другу имена. Но при этом большинство животных не слишком умны по сравнению с нами. Ученые объясняют это тем, что разум - это не движущая сила эволюции. У всех видов развиваются только те качества, которые нужны им для выживания. И интеллект чаще всего им просто не нужен.

Например, человеку разум нужен для решения сложных задач - изобретения инструмента, изготовления оружия, создания теплой одежды и т.д. Всего того, что было необходимо для выживания в сложных условиях. А зачем интеллект животным, которые видят на расстоянии сотен метров, остро чувствуют запахи и предсказывают изменение погоды - им не нужно для этого оборудование, как нам. Они и так неплохо подготовлены.

Зачем разум медузе, которая не решает в жизни сверхсложных задач? Знай себе, плавай, в поисках пищи, а потом пугай отдыхающих на берегу моря. Тот факт, что другие виды животных населяют планету тысячи лет, уже говорит о том, что они достаточно подготовлены к жизни. Их некуда улучшать.

У человека больше времени для развития

Ну и нельзя забывать о том, что человек не просто эволюционировал, но и совершил технический прогресс. Изобретение за изобретением - и вот нам не надо уже охотиться на дичь, чтобы приготовить обед и пополнить свою энергию. Промышленное развитие освободило человеку много времени. Мы можем тратить его на развитие своего интеллекта - образование, создание новых технологий и т. д. У животных же такой возможности нет.

А вы согласны с такой гипотезой? Напишите свое мнение в комментариях ↓ А также предлагайте темы для новых статей - давайте вместе сделаем канал интереснее!

Если Вам понравилась статья, пожалуйста , поставьте "ПАЛЬЧИК ВВЕРХ" и ПОДПИШИТЕСЬ на канал! Это очень мотивирует работать дальше и искать интересные материалы для Вас !

Читайте также: