Развитие средств массовой информации и коммуникации доклад

Обновлено: 19.05.2024

На сегодняшний день, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и массовой информации, о степени свободы средств массовой информации от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие массовой информации и средства массовой информации………. 4
2. Роль средств массовой информации в организации информационных процессов………………………………………………………………………….7
3. Понятие свободы массовой информации и ее пределы……………. ……. 9
4. Роль массовой информации в развитии личности, общества и государства………………………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………. …. 14
Список использованной литературы ………………………………………. 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по сми.doc

1. Понятие массовой информации и средства массовой информации………. 4

2. Роль средств массовой информации в организации информационных процессов……………………………………………………… ………………….7

3. Понятие свободы массовой информации и ее пределы……………. ……. 9

4. Роль массовой информации в развитии личности, общества и государства………………………………………………… ……………………11

Список использованной литературы ………………………………………. 16

На сегодняшний день, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и массовой информации, о степени свободы средств массовой информации от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

1.Понятие массовой информации и средства массовой информации

Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

К объекту права средство массовой информации причислить весьма не просто, поскольку:

ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы 2 ;

ему придана способность к осуществлению деятельности 3 ;

средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено, его деятельность может быть прекращена или приостановлена.

2. Роль средств массовой информации в организации информационных процессов

Информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно- коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения.

Под информационными процессами понимаются процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации. Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. На протяжении 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообщества находятся проблемы концентрации СМИ, опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма и мнений и др. В разных странах процессы концентрации СМИ идут по-разному, а также по-разному борются с этими процессами. Так, в США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации в СМИ являются антитрестовские законы, которые неоднократно использовались американскими судами. В других странах (Франция, Великобритания, Норвегия), несмотря на наличие общего антиконцентрационного законодательства, эти отношения достаточно детально регулируются особыми законодательными актами о СМИ.

Безусловно, в последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации.

Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:

- возможность компактно хранить большие объёмы информации,

- возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,

- возможность с высокой скоростью передавать информацию по теле коммуникациям на любые расстояния.

Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана. Очень часто на практике найденные в компьютерных базах документы затем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы.

Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей компьютерных технологий. Иногда пользователи преувеличивают их, ожидая услуги, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Следует четко понимать, что компьютерные программы, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. 4

3. Понятие свободы массовой информации и ее пределы.

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. 5

Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием новых средств коммуникации в свободу массовой информации, по праву считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и культурного многообразия.

Свобода массовой информации является не антиподом, а одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку, во-первых, она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, во-вторых, защищает общественное и индивидуальное сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования, в третьих, стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы. И в этом смысле информационная безопасность должна рассматриваться как связующее звено между политикой обеспечения национальной безопасности и политикой развития информационной инфраструктуры свободного общества.

Понятие свободы массовой информации теснейшим образом связано с категорией плюрализма СМИ, который является выражением идеологического и политического разнообразия, гарантированного Конституцией РФ. Информационный плюрализм предполагает, с одной стороны, множественность независимых и автономных средств массовой информации, имеющих доступ к достаточному числу разнообразных источников информации, средств производства и распространения продукции СМИ, а с другой – отражение ими разнообразия политических, социальных, религиозных и культурных взглядов при соблюдении редакционный независимости и уважении тех правил саморегулирования, которые могут быть самостоятельно выработаны работниками СМИ.

4. Роль массовой информации в развитии личности, общества и государства.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. На современном этапе информация занимает все большее место, заставляя по-новому оценить ее значение во всех сферах жизнедеятельности. Распространение информации радикально изменило общество, сделало возможным приобщение к культурным ценностям больших слоев населения, позволило людям более оперативно общаться между собой. Информационные технологии широко внедряются в образование, здравоохранение, связь, транспорт, финансы, торговлю и т.д., порождая новые возможности для формирования информационного общества в России.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пономарева Александра Игоревна

Статья посвящена этапам развития СМИ и форм коммуникативного взаимодействия .

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пономарева Александра Игоревна

Развитие информационных технологий и их влияние на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза

Main Stages of History and Development of Media and Communication

The article is devoted to stages of development of media and various forms of communicative interaction .

А.И. ПОНОМАРЕВА аспирантка МГЛУ*

Основные этапы исторического

развития средств массовой информации и коммуникации

1 Cм.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978, с. 24.

В целом концепция Маклюэна достаточно точно определяет основные вехи развития средств и форм социальной коммуникации: периоды господства устных форм коммуникации, господства письменных, особенно печатных форм и современный этап развития электронных средств

1 См.: Маклюен М. Галактика Гутенберга. Киев. 2004; Он же. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.-Жуковский, 2003.

коммуникации. Однако в деталях (причем существенных) эта общая схема нуждается в определенной корректировке. Причем акценты в ней, на наш взгляд, должны быть расставлены несколько иначе.

Но прежде чем переходить к анализу основных этапов развития средств социальной коммуникации, необходимо определить (уточнить) следующие ее содержательные разновидности (формы).

Во-вторых, все формы социальной коммуникации могут быть разделены на коммуникацию частную и коммуникацию официальную. Это разделение очень редко проводит-

ся в литературе по социальной коммуникации , но оно имеет важное значение. К частной коммуникации относятся все формы общения, осуществляемые в общественной жизни между частными лицами, например, обычные беседы, телефонные разговоры, общение в социальных сетях

1 См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, с. 178.

2 См., например: Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб., 2002.

1 См.: Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI в. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология, 1999, № 4, с. 90.

как обратной связи со своими читателями, слушателями, зрителями они (в полном объеме) изначально не осуществляли, хотя некая обратная связь, например через почту, с этими СМИ, несомненно, осуществлялась. На современном этапе развития этих средств положение дел существенно изменилось. Но это произошло в основном за счет развития электронных технических средств передачи и представления информации.

Данное развитие СМИ, по-нашему мнению, осуществлялось следующим образом.

Его начальным этапом, как подмечено Маклюэном, было общество, в котором господствовала устная форма коммуникации. Никаких технических средств коммуникации на данном этапе еще не существовало, а все виды и формы общения осуществлялись в условиях прямого контакта между людьми - на расстоянии прямой видимости и слышимости между ними и только в режиме реального времени. Для массовой коммуникации ее участники должны были собираться в одном месте - в театре, на площади, стадионе и т.д. В такой форме осуществлялись частная и официальная, односторонняя и двусторонняя коммуникации.

Причем, уже на этой стадии развития социальной коммуникации явственно обозначилось разделение и обособление двух ее магистральных направлений: коммуникации в пространстве и коммуникации во времени. Разные люди с разными способностями и возникавшие вокруг них разные социальные институты взяли на себя функции поддержания этих двух направлений социальной коммуникации. Так, например, сказители, рапсоды, бояны, философские и обычные школы для детей осуществляли передачу социальной информации во времени (от поколения к поколению), а всякого рода курьерские институты передавали ее в пространстве.

1 Игнатов И.Н. Происхождение СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1978, № 4, с. 38.

С появлением письменности изменились и средства передачи информации во времени. Институты рапсодов, сказителей, жрецов, школ и т.д. пополнились летописцами, библиотеками, архивами, музеями и другими собраниями и хранилищами записанной информации. Кроме того от общества потребовалось развитие грамотности с необходимостью обучения достаточно широкого числа людей умению читать и писать. С технической же стороны, на этом этапе впервые появился еще один вид (или еще одна составляющая) средств коммуникации, а именно - средства записи информации на материальный носитель (стило, резак, перо, кисть и т.д.), а также средства хранения записанной информации (глиняные и восковые дощечки, папирус, пергамент и т.п.).

1 См.: Немировский Е.Л. Технические аспекты изобретения Иоганна Гутенберга // КомпьюАрт, 2000, октябрь.

ных текстов (и графических изображений) и сделали возможным их действительно массовый выпуск. Типографии также сделали возможным и рентабельным выпуск регулярных печатных изданий - журналов и газет (ежегодников, ежемесячников, еженедельников и даже ежедневных изданий). Некой разновидностью мини-типографии стала впоследствии пишущая машинка.

Однако появление этих новых средств записи и воспроизведения звуков не привело к появлению новых средств доставки. По-прежнему здесь использовалась почта. Однако развитые вскоре технологии записи и воспроизведения звуков и изображений с помощью электротехнической и электромагнитной техники позволили использовать эти принципы и для передачи записанной информации на большие расстояния по проводам или через эфир. Телефон, телетайп и радио подняли всю сферу социальной коммуникации на качественно новый уровень и позволили

добиться еще большей массовости в информационном охвате населения. Очередным прорывом в этом отношении стало изобретение телевидения.

Наконец, появление компьютера позволило объединить телефон, телетайп и телевизор в одном устройстве, способном на тех же принципах записывать (хранить), передавать, воспроизводить информацию в обеих ее естественных для человека формах: аудиальной и визуальной. С помощью периферийных устройств (клавиатуры, сканера и принтера) компьютерная техника позволяет записывать, передавать и воспроизводить также и текстовую информацию, что делает ее техникой поистине универсальной. Таким образом, компьютерная техника как бы завершает собой все направления развития технических информационных средств, объединяя их в единое универсальное техническое средство.

В заключении представим схематически всю историю развития технических средств социальной коммуникации и передачи информации.

На исходном ее рубеже имеются только естественные средства, каналы коммуникации и передачи информации. А именно звуковой и визуальный каналы передачи и восприятия информации, язык в качестве искусственного средства кодирования и декодирования ее и человек как естественный носитель и передатчик информации в пространстве и ее хранитель во времени.

На втором этапе появление принципиально новых средств кодирования (письменность), хранения (пергамент, папирус, бумага) и записи информации приводит к появлению еще двух новых каналов коммуникации и передачи информации - почты и библиотеки (в широком смысле как учреждения для хранения рукописей, документов и т.д.). Высшим уровнем развития на этом этапе является изобретение печати, ускоряющей и облегчающей массовое тиражирование рукописных текстов.

На третьем этапе появление принципиально новых неписьменных средств записи и считывания информации, сначала механических (фонограф и граммофон), а затем электротехнических, позволяет добиться массовой передачи информации на значительные расстояния и с огромной скоростью (провода и эфир делают ее практически мгновенной).

Наконец, на последнем, современном этапе с появлением возможности кодирования информации не в аналоговой, а в цифровой форме возникает принципиально новое средство записи, хранения, передачи и воспроизведения информации - компьютерная техника и Интернет. Объединяя в себе и средство коммуникации, и средство хранения и передачи социальной информации во времени, Интернет становится единым универсальным каналом социальной коммуникации, причем все более массовым.

Таким образом, всю историю развития средств массовой коммуникации (и социальной коммуникации вообще), по нашему мнению, следует делить не на три, а на четыре описанных выше принципиальных этапа ее развития. При этом вторым основным этапом следует признать не развитие средств печати (как это представлено в концепции М. Маклюэна), а развитие письменности в целом, в рамках которой печать играет роль высшего уровня ее развития (лишь в плане обеспечения массовости тиражирования письменных текстов). Что же касается последнего этапа в развитии средств социальной коммуникации, то им следует признать не развитие радио и телевидения, на котором и остановился М. Маклюэн, а развитие компьютерной техники и Интернета. Специфической особенностью этого этапа является достижение универсальности в средствах записи, хранения, тиражирования, передачи, воспроизведения информации, как звуковой, визуальной, так и письменной.

Пономарева А.И. Основные этапы исторического развития средств массовой информации и коммуникации. Статья посвящена этапам развития СМИ и форм коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова: информация, коммуникация, этапы развития СМИ, формы коммуникативного взаимодействия.

Ponomareva A.I. Main Stages of History and Development of Media and Communication. The article is devoted to stages of development of media and various forms of communicative interaction.

Keywords: information, communication, stages of development of mass media, forms of communicative interaction.

Гост

ГОСТ

Исторические этапы развития массовых коммуникаций — это история прогресса средств массовой передачи информации.

Введение

Массовыми коммуникациями являются сложившиеся исторически и развивающиеся с течением времени технически опосредованные процессы создания, сохранения, трансляции, распределения, восприятия информации и информационного обмена среди социальных субъектов и объектов, являющихся информационными источниками. Средства коммуникации считаются вещественным, материальным компонентом процесса коммуникации и всегда отражают собой метод передачи, хранения, выработки и распространения культурного наследия в людском сообществе.

Массовые коммуникации являются одним из важнейших явлений и сегодняшнего людского сообщества. Они сильно влияют на формирование общественных отношений, реально присутствуют в процессе выработки нынешнего общественного мнения, а также сопряжены с рекламными компаниями.

Исторические этапы развития массовых коммуникаций

Базовая модель процесса коммуникации была реализована очень давно в работах древних учёных. К примеру, Аристотель говорил, что все процессы общения включают в свой состав минимум три компонента:

Говорящим индивидуумом Аристотель, вероятно, обозначал не одних ораторов, произносящих речи, но и писателей, так как уже в те времена культура письма находилась на достаточно высоком уровне. Да и сам Аристотель опубликовал отдельные свои работы именно в письменном формате. Но, если сравнивать его коммуникационную социальную модель с современной трактовкой Шеннона и Лассуэлла, то можно заметить, что она не упоминает вовсе технические средства коммуникации между источником и приёмником информации, то есть средства записи, сохранения, размножения, трансляции и приёма информации. Это легко можно объяснить низким уровнем социального, культурного и технического развития античного общества. Отсюда следует ввод, что в дальнейшем всё историческое развитие социальной коммуникации состоит в непрерывном совершенствовании именно технического оборудования, которое при Аристотеле практически отсутствовало или было в стадии разработки.

Готовые работы на аналогичную тему

Если рассматривать историю человеческого сообщества с позиций прогресса технического коммуникационного оборудования, то следует выделить три главных этапа:

  1. Племенное сообщество характеризуется господством устных коммуникационных форматов.
  2. Индустриальное сообщество. Основным средством коммуникации является печатная продукция.
  3. Электронное сообщество. Основными средствами массовых коммуникаций стали электронные средства, такие как Интернет, телевидение и так далее.

В общем и целом такая концепция достаточно правильно отражает главные этапы прогресса методов и средств социальной коммуникации, но в деталях, причём достаточно существенных, эта структура подлежит некоторой корректировке. При этом акценты в ней нужно расположить немного по-другому.

Средства массовой информации – это мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.

На рубеже XXI века сложилась структура Российского радиовещания, которая проявилась в возникновении нового для нашей страны коммерческого радио, конкурентной борьбы за слушателя и формирования радиорынка.

Процессы трансформации радиовещания обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену массовому радиовещанию Советского Союза приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.

Немаловажную роль в формировании новой системы радиовещания в России сыграл опыт зарубежных коллег. Первыми коммерческими радиостанциями, осваивающими просторы российского FM-диапазона, были европейские музыкальные станции. Коммерческие радиостанции вынуждены заботиться о собственной индивидуальности, о своей узнаваемости в эфире, неповторимости своего облика, что неизбежно приводит к разнообразию радиостанций. В радиоэфире стали появляются новые тематические программы, открытые дискуссии на самые актуальные темы, вырабатываются подходы к освещению острых проблем и событий. Этот процесс привел к тематическому разнообразию вещания, расширению жанровой палитры, освоению разнообразных способов формирования новостных и информационных передач. Дальнейшее развитие этого процесса привело к специализации радиостанций на том или ином виде информации, на тематике, виде вещания.

Все эти и многие другие факторы сформировали на сегодняшний день новую систему радиовещания, в основе которой лежит типологическое разнообразие радиостанций.

Именно поэтому тема работы является актуальной.

Цель данной работы – выявить тенденции в современном радиовещании.

1) рассмотреть понятие и краткую историю возникновения СМИ;

2) конкретизировать проблемы и перспективы современного радиовещания в России;

Работа написана на основе литературы и статей по проблеме.

радиовещание массовый информация

Глава 1. ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Краткая история средств массовой информации

Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации – устным словом. Зарождение подлинно массовой информации связывается с появлением бумаги и печатного станка. Впервые бумага была изготовлена в Китае, и потребовалось десять веков, чтобы она появилась в Европе, где её широкое экономическое применение началось только в конце XIV века. И. Гуттенберг, отлив специальные литеры из смеси свинца и сурьмы, в конце 1445 года отпечатал типографским способом первую книгу.

С появлением в 1847 году типографской машины, а затем линотипа (механизированного набора) распространение печатного слова приобретает массовый характер.

Первая почтовая карета, проехавшая по дорогам Англии в 1784 году, была, безусловно, шагом вперёд. Но появление в 1840 году телеграфа произвело подлинный переворот в области распространения информации. Стали создаваться первые телеграфные агентства, резко увеличилось число газет и журналов.

Сейчас трудно представить себе повседневное существование без телефона, хотя телефон, изобретённый в 1870 году, ещё сто лет назад казался ненужной роскошью. То же самое можно сказать и о радио, появившемся благодаря изобретениям итальянца Маркони и нашего соотечественника А.С. Попова.

ХХ век подхватил эстафету открытий в сфере передачи и распространения информации. Беспроволочный телеграф, чёрно – белое, цветное, кабельное и спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи – всё это дало человечеству двадцатое столетие, столетие массовой коммуникации.

Производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей повлияло на структурное изменение производительных сил и производственных отношений. С помощью персонального компьютера, например, стало возможным выполнять работу на дому, передавая результаты труда по модему.

Индустрия коммуникации и информации приобретает в некоторых странах такой экономический вес, что во многих странах становится ключевым элементом, заменяющим в процессе создания национального продукта тяжёлую и обрабатывающую промышленность[1].

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХV века вплоть до наших дней в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные и телекоммуникационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации и коммуникации. В этот процесс включена сегментация социокультурного информационного пространства региона, специализация средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации – печати, радио, кино, телевидения, видео. К новейшим СМИ относятся компьютерные сети, в частности, такая как Интернет, а в настоящее время к ним примыкает и мобильный телефон.

Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентаций, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания

В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роли печати, радио, Интернета и теле­видения как субъектов СКД определяются тем, что, во-первых, они выступают в роли проводников культуры, открывая всему человечеству доступ к ценностям культуры, а, во-вторых, в них самостоятельно создаются такие ценности (художественные фильмы и спектакли, различные жанры передач, например, КВН, ток-шоу, всевозможные игры и т.д.). Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, интенсивность, влиятельность, еще больше усиливают эти роли.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя.

Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и общении, дискуссионной постановке вопросов. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные издания), возможность оперативных и частых публикаций (газеты), хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы) Недостатки: трудности доставки в отдаленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации.

По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя другими людьми. Кроме того, телевидение способствует возникновению чувства общительности, раскованности, хорошего расположения духа.

Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляемость рынка видеопродукции, формирование пассивного восприятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Преимущества телевидения: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные государственные и общественные структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы многочисленных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно.

Все большей популярностью и распространенностью пользуется Интернет, объединяющий в себе и усиливающий возможности всех СМИ. Его особенностью является оперативность обратной связи, когда пользователь может тут же высказать свое мнение и получить ответ. Недаром и периодика, и телевизионные каналы сейчас обязательно имеют свои сайты в Интернете.

В социально-культурной деятельности СМИ представлены все функции. Если выстраивать их по степени значимости, то на первом месте будет развивающая, затем информационно-просветительная, рекреационная, культуротворческая, коммуникативная. В разных СМИ и в разных жанрах эта структура функций может меняться. Так, в Интернете резко усиливается значение коммуникативной функции, на канале МТВ - рекреативная, причем, с развлекательным уклоном, в литературных журналах - культуротворческая и т.д.

В досуговой сфере СМИ выступают:

1. как предоставляющие самостоятельные досуговые занятия, причем, просмотр телепередач у большинства населения является основным досуговым занятием;

2. как создатели новых культурных ценностей - от досуговых моделей для различных групп населения и кончая телесериалами;

3. как поставщики образцов для деятельности других субъектов СКД. например, КВН, "Что, где, когда" как развивающе-развлекательная форма перешли в СКД клубов, школ, вузов и т.д.

4. Как поставщики материалов для других досуговых занятий, например, подготовку социально-культурных программ, пуб­лицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информаци­онных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информа­ции.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.

Читайте также: