Институт психологии ран доклад

Обновлено: 02.07.2024

Сборник посвящен теме, актуальность которой стремительно возрастает в современную эпоху, когда кардинально расширяются возможности вербальной коммуникации, изменяются ее формы; картина мира, создаваемая средствами массовой информации, и виртуальный мир Интернета приобретают для человека значение второй реальности. Результаты исследования организации дискурса, функционирующего в разных сферах действительности, позволили авторам выявить и описать некоторые закономерности его ситуационной и личностной детерминации. Характеризуются специальные виды дискурса, выработанные в повседневной жизни, политике, науке, новые тенденции, которые получают распространение в связи с современными информационными технологиями. Большое внимание уделяется вопросам интенциональной организации дискурса, которые тесно связанны как с личностной сферой коммуникантов, так и с ситуационным контекстом и выступают интегрирующим началом многих включенных в сборник работ.
Проведенный теоретический анализ, изложенные результаты эмпирических исследований, оригинальные методические разработки представляют интерес для специалистов в области психологии речи, психолингвистики, социальной психологии, психологии личности, психологов-практиков. Издание адресовано также специалистам смежных наук - филологам, социологам, антропологам, философам.

Сборник посвящен теме, актуальность которой стремительно возрастает в современную эпоху, когда кардинально расширяются возможности вербальной коммуникации, изменяются ее формы;…

Приведенные в книге материалы отражают новый этап исследования речевого онтогенеза с акцентом на его самую раннюю фазу. Разрабатываются теоретические представления о логике речевого развития; приводятся новые факты; описаны прежде не отмечаемые исследователями явления; сравниваются случаи нормального, задержанного и искаженного развития. Исследования темы речевого онтогенеза в нашей стране не выпадают из общего мирового потока! В то же время они имеют свои оригинальные черты. К ним можно отнести разработку таких тем, как осмысленность ранних детских вокальных и двигательных проявлений; их временные границы и длительность; психофизиологические механизмы их протекания и развития; источники внутренней активности речи и форм ее проявления (интенций); включенность растущего малыша в коммуникативную ситуацию, пути влияния последней и др. Соответствующие вопросы рассмотрены в книге в теоретическом и экспериментально-эмпирическом плане. Большое внимание уделено также методическим разработкам. Далеко не все проблемы освещены в книге с исчерпывающей доказательностью. Авторам предоставлена возможность высказать собственное мнение и провести последующую, можно надеяться, продуктивную дискуссию по предложенным проблемам.

Приведенные в книге материалы отражают новый этап исследования речевого онтогенеза с акцентом на его самую раннюю фазу. Разрабатываются теоретические представления о логике…

В книге представлены материалы научных исследований сотрудников и соискателей лаборатории инженерной психологии и эргономики, других лабораторий Института психологии РАН, а также различных научных центров и учебных заведений России. В книгу включены работы по широкому кругу вопросов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Все материалы объединяются общей направленностью на развитие и реализацию положений системного, деятельностного и личностного подходов в изучении психологии профессиональной деятельности.

В книге представлены материалы научных исследований сотрудников и соискателей лаборатории инженерной психологии и эргономики, других лабораторий Института психологии РАН, а также…

Коллективная монография посвящена современным разработкам идеи системности в психологии. Различные аспекты психики и поведения человека рассматриваются с точки зрения их целостности, порождения и развития. Описываются новые методы исследований психических явлений и эмпирические данные, раскрывающие их природу. Анализируются закономерности организации, функционирования и развития целостных психических образований. Особое внимание уделяется содержанию и формам системной детерминации психики (ее компонентов и субкомпонентов).

Книга предназначена для психологов, биологов, философов, социологов, педагогов, а также для всех, кто интересуется проблемами современной психологической науки и тенденциями ее развития.

Коллективная монография посвящена современным разработкам идеи системности в психологии. Различные аспекты психики и поведения человека рассматриваются с точки зрения их…

ISBN: 5-9270-0067-3
Год издания:2004
Издательство: ИП РАН
Серия:Труды Института психологии РАН
Язык:Русский

Когнитивная психология, возникшая на Западе в 50-е и 60-е годы как противопоставление бихевиоризму, привлекла внимание исследователей к скрытым, "внутренним" психическим процессам человека, сблизилась с информационным подходом, широко открыла дорогу применению функциональных моделей, повысила интерес к разработкам специфических методик, подняла требования к точности проведения экспериментов и интерпретации данных, ввела специфическую терминологию (репрезентации, ментальные пространства).

Предтечей современного когнитивизма в нашей стране был Е.И.Бойко. С начала 50-х годов он разрабатывал оригинальное направление исследований, целью которых было изучение психологического строения и физиологических механизмов специально человеческих высших психических процессов, придающих поведению человека характер произвольности и разумности.

Созданное Е.И.Бойко в 50-70-е годы направление исследований было продолжено его последователями, учениками и учениками учеников. Он создал исследовательскую школу, продолжающую развитие его идей в наши дни. Освещению исследований школы Е.И.Бойко посвящен настоящий сборник. Он состоит из двух частей. Работы, собранные в первой части, концентрируются вокруг разных аспектов использования показателей времени реакций (ВР) для изучения структуры, динамики и закономерностей психической деятельности человека при восприятии и анализе непосредственных зрительных и звуковых сигналов. Во второй части представлены исследования разных аспектов речевой деятельности человека.

Когнитивная психология, возникшая на Западе в 50-е и 60-е годы как противопоставление бихевиоризму, привлекла внимание исследователей к скрытым, "внутренним" психическим процессам…

Институ́т психоло́гии Росси́йской Акаде́мии Нау́к — учреждение, входящее в состав секции философии, психологии, социологии и права при отделении общественных наук РАН. Основан в 1971 году.

Содержание

Структура

Институт включает 17 научных подразделений, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования по 15 научным направлениям:

    ; ; ; ; ; ; , экономическая психология и этническая психология; и психология труда; ; ;
  1. психология способностей, психология речи и психолингвистика;
  2. математическая психология;
  3. психология посттравматических состояний; ;
  4. экологическая психология.

Сотрудники

В институте работает более 20 докторов наук и более 100 кандидатов наук.

История

Формально институт был основан Решением Президиума АН СССР от 16 декабря 1971 г. [1] Практическая работа по развертыванию института началась весной-летом 1972 года: создавались научные подразделения нового института, набирались научные сотрудники. Осенью 1972 в институт психологии в полном своем составе перешло целое научное подразделение из института философии АН СССР — сектор философских проблем психологии под руководством Екатерины Васильевны Шороховой.

С 1972 г. в новом институте начинается активная научная деятельность: начинают работать семинары, на которых выступают и дискутируют сотрудники всех лабораторий, готовятся первые публикации. Параллельно также проходят и строительно-ремонтные работы: при участии всех сотрудников происходит перепланировка помещений, готовятся первые экспериментальные комплексы.

История Института психологии связана с такими именами как член-корр. АН СССР, проф. Б. Ф. Ломов (создатель и первый директор Института с 1971по1989); член-корр. РАН, проф. А. В. Брушлинский (директор Института с 1989 по 2002 г.); первый лауреат Золотой медали имени В. М. Бехтерева, заслуженный деятель науки России, основатель научной школы по психологии творческого мышления и интуиции проф. Я. А. Пономарёв; создатель субъективной психофизики проф. К. В. Бардин; член-корр. АПН СССР, известный психофизиолог проф. В. Д. Небылицын, известный нейрофизиолог, создатель научной школы проф. В. Б. Швырков, психолог и организатор науки проф. В. Н. Дружинин, известный социальный психолог М. И. Бобнева.

В память о Б. Ф. Ломове на здании Института установлена мемориальная доска.


19.00.00 Психологические науки

УДК 316.6

Модераторами семинара являлись заместитель директора по науке Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Андрей Владиславович Юревич и ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Николаевна Савченко. С приветственным словом к участникам семинара обратился научный руководитель Института психологии РАН, академик РАН, доктор психологических наук, профессор Анатолий Лактионович Журавлёв, который в своем выступлении заострил внимание присутствовавших на актуальность рассматриваемых вопросов на семинаре для современного общества.


В рамках семинара были рассмотрены вопросы, касающиеся проблем:

  • социализации личности в контексте цифровизации;
  • правовой ответственности и репутационной безопасности личности в современных условиях;
  • условий и факторов сохранения психологического здоровья и духовного потенциала, развития креативности личности в условиях инновационного образования;
  • психологии межличностных и групповых отношений в контекстекиберсоциализации;
  • психологических особенностей девиантности в киберсреде;
  • киберспорта и психологических особенностей личности киберспортсмена;
  • использования искусственных нейронных сетей в психологической работе.



Заведующий научно-исследовательской психофизиологической лабораторией Московского гуманитарного университета, доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Михайлович Звоников в своём выступлении отметил ряд проблем, возникающих при взаимодействии человека с роботизированными системами, на примере использования беспилотных летательных аппаратов:

– морально-этическая и юридическая проблема: не установлена ответственность за ошибки робота или роботизированной системы, в том числе при боевом применении, то есть не определены разграничения и степень участия человека в возникающих инцидентах;

– личностная проблема: возникающие сложности для операторов при работе в полуавтоматическом режиме и в режиме перехода от автоматического управления к ручному (вопросы профессионально-психологического отбора; организация обучения и подготовки операторов, а также психологического обеспечения их деятельности).

Жизнь с появлением информационных и роботизированных систем не становится легче, она становится иной, нередко более напряжённой и сложной. По крайней мере, на это указывают исследования функционального состояния операторов сложных роботизированных систем.

Основные выводы исследования можно свести к следующим двум позициям:

– респонденты рассматривают коррупцию как двустороннее взаимодействие (взяткодатель и взяткополучатель), без осмысления (понимания) ущерба интересам общества и государства;

– в понимании респондентов коррупционное взаимодействие оценивается с помощью психологических представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, без осознания правовых аспектов проблемы.

Д.А. Китова также заметила, что обращение к современным цифровым ресурсам науки позволит получить новые знания о феномене коррупции через изучение интернет-ресурсов и проведение на них метаисследований с использованием современных информационных технологий.

Теоретический анализ исследований проблемы официального признания компьютерного спорта (К.В. Сурконт), характеристик компьютерного спорта как новой спортивной дисциплины и области интересов спортивной психологии (Н.В. Богачева, Д.В. Смит), психологических особенностей игроков в компьютерные игры (А.А. Аветисова; Barlettetal.; Jing Fengetal), психологических коррелятов увлеченности компьютерными играми (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров; P.M. Greenfield) позволил сделать выводы, послужившие основой сравнительной характеристики условий деятельности киберспортсменов и футболистов. В исследовании приняли участие 72 спортсмена мужского и женского пола в возрасте от 17 до 32 лет: 36 киберспортсменов из разных регионов России и 36 футболистов, представителей двух любительских сборных Чувашской Республики. Игровой стаж киберспортсменов – от 3 до 10 лет, а футболистов – от 8 до 20 лет.

Результаты эмпирического исследования показали, что киберспортсмены имеют менее развитые коммуникативные способности, чем футболисты; среди киберспортсменов чаще встречаются меланхолики и холерики, в то время как среди футболистов больше флегматиков и сангвиников; киберспортсмены продемонстрировали высокий уровень интеллектуальных способностей, футболисты продемонстрировали средние показатели интеллекта.

В описаниях ценности победы в спортивных соревнованиях у киберспортсменов преобладают эстетическая направленность высказываний (зрелищность и красота победы) и социальная направленность (возможность повысить свой социальный статус). Футболисты также отмечали, что победа положительно влияет на изменение социального статуса и материального обеспечения. Важно отметить, что и киберспортсмены и футболисты имеют определённые религиозные представления, позволяющие им достичь высоких спортивных результатов, они верят, что для победы большое значение имеют удача и помощь высших сил.

И.В. Черемисова указала, что материалы исследования могут быть использованы для оптимизации процесса подбора игроков в команду киберспортсменов в профессиональном киберспорте.

Татьяна Александровна Симакова – ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России, кандидат психологических наук в докладе, посвящённом анализу психологических механизмов позитивной киберсоциализации обучающихся, подчеркнула необратимость и объективность цифровизации современного образования. При этом был сделан акцент на том, что возрастание позитивных возможностей субъектов инновационной образовательной среды находится в прямой зависимости от увеличения киберрисков. Наряду с традиционно обсуждаемыми рисками киберсреды (электронными, потребительскими, коммуникативными и контентными) был психологически обоснован и охарактеризован риск репутационно-правового саморазрушения пользователей интернет-ресурсов. В докладе было отмечено, что путь предотвращения кибердевиантности предполагает определение психологических механизмов, лежащих в основе позитивной киберсоциализации и методов их диагностики. Т.А. Симакова поделилась опытом разработки диагностической методики по определению психологических особенностей киберсоциализации.








ВЕБИНАР: Сновидения как ресурс бессознательного. Практика использования в психологическом консультировании

Школа тренерского мастерства. Алгоритм работы с личностными проблемами

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

50 лет Институту психологии РАН

/module/item/name

История Института психологии РАН начинается 16 декабря 1971 г., когда в системе Академии наук СССР был подписан приказ о создании института психологии. Первым директором ИП АН СССР был назначен Борис Федорович Ломов.

Весной и летом 1972 года создавались научные подразделения нового института, набирались научные сотрудники. Осенью 1972 года из Института философии АН СССР в полном своем составе перешло в институт психологии целое научное подразделение — сектор философских проблем психологии под руководством Екатерины Васильевны Шороховой. С 1972 г. в новом институте начинается активная деятельность: научная (работают семинары, на которых выступают и дискутируют сотрудники всех лабораторий, готовятся первые публикации), строительно-ремонтная (при участии всех сотрудников происходит перепланировка помещений, готовятся первые экспериментальные комплексы) и общественная.

Руководители

С 1971 по 1989 гг. директором ИП АН был Борис Федорович Ломов, член-корреспондент АН СССР, доктор психологических наук, профессор.

С 1989 по 2002 г. директором института был Андрей Владимирович Брушлинский, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор.

С 2002 г. институт возглавлял Анатолий Лактионович Журавлев, академик РАН, доктор психологических наук, профессор.

С 2018 г. директором института является Дмитрий Викторович Ушаков, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор.

Научные школы

Научная школа субъектного подхода в психологии С.Л. Рубинштейна — А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой

Школа системно-эволюционного подхода П.К. Анохина — В.Б. Швыркова

Школа психологии речи и психолингвистики Е.И. Бойко — Т.Н. Ушаковой

Школа психологии творчества и одаренности Я.А. Пономарева

Школа психологии и психофизиологии индивидуальности Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына — В.М. Русалова

Школа исследований познавательных процессов в деятельности и общении Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина и В.П. Морозова

Школа истории психологии Е.А. Будиловой и Л.И. Анцыферовой

Школа психологии личности К.К. Платонова, Е.В. Шороховой, К.А. Абульхановой и Л.И. Анцыферовой

Школа психологии мышления А.В. Брушлинского и Д.Н. Завалишиной

Школа психологии способностей и психодиагностики В.Д. Шадрикова — В.Н. Дружинина

Школа инженерной психологии и психологии труда Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.А. Бодрова, А.И. Галактионова и В.Ф. Венды

Школа социальной психологии К.К. Платонова и Е.В. Шороховой

Школа психологии управления Б.Ф. Ломова и В.Ф. Рубахина

Школа психофизики К.В. Бардина и Ю.М. Забродина

Школа математической психологии В.Ю. Крылова

Научные подразделения ИП РАН

Лаборатория психологии познавательных процессов и математической психологии
Проблематика лаборатории: системная организация психики; разработка системной методологии изучения когнитивно-коммуникативных процессов.
Заведующий: Самойленко Елена Станиславовна

Лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Проблематика лаборатории: системогенез и системная организация поведения; психофизиологические закономерности формирования новых элементов опыта при научении; Поведенческие и морфологические особенности формирования новых элементов опыта в онтогенезе. Системная организация поведения исследуется с позиций системно-эволюционного подхода с применением методов нейронаук, психофизиологии и экспериментальной психологии.
Заведующий: Александров Юрий Иосифович

Лаборатория социальной и экономической психологии
Проблематика лаборатории: структура и динамика психологических отношений личности и социальной группы в условиях совместной деятельности: типология субъективного экономического благополучия личности и социальной группы; доверие личности к организации и рекламе; групповые нормы и ценности; экономическая социализация личности; динамика порога толерантности личности в изменяющихся условиях; феномен психологического времени группы.
Заведующий: Нестик Тимофей Александрович

Лаборатория психологии личности
Проблематика лаборатории: личность в современной России: психологические характеристики, социальные проявления, факторы формирования.
Заведующий: Юревич Андрей Владиславович

Лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Заведующий: Харламенкова Наталья Евгеньевна

Лаборатория психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии
Заведующий: Занковский Анатолий Николаевич

Лаборатория психологии и психофизиологии творчества
Проблематика лаборатории: психологические и психофизиологические закономерности творческого процесса: природа творчества; психофизиологические показатели творческого потенциала личности и высших психических процессов; когнитивные основы творчества; творчество и интеллект в социальном контексте.
Заведующий: Ушаков Дмитрий Викторович

Лаборатория психологии речи и психолингвистики
Проблематика лаборатории: психологические механизмы формирования дискурса и его функционирование в разных условиях коммуникации и социальных контекстах: организация дискурса и дискурсные практики в разных сферах современной жизни: городская среда мегаполиса, интернет-сайты, социальные сети, повседневное общение, кризисные ситуации, совместная интеллектуальная деятельность, кинодискурс и др.; влияние параметров ситуации и психологических характеристик субъектов общения на организацию дискурса; взаимодействие собеседников и конверсативные тактики; веномены, принципы и закономерностей дискурсивного воздействия; дискурсивные способности; эмоциональная экспрессивность дискурса; методические разработки в области интент-анализа, психодиагностических шкал контент-анализа, психологического тестирования, оценки способности к восприятию эмоциональной экспрессивности речи.
Заведующий: Павлова Наталия Дмитриевна

Лаборатория истории психологии и исторической психологии
Проблематика лаборатории: развитие психологической мысли в России: история развития духовно-нравственного направления в отечественной психологии; соотношение научного и обыденного психологического знания; психоисторический и субъектный подходы к интерпретации в авторских концепциях; анализ исследований проблемы терроризма; история гендерных исслеледований в отечественной психологии.

Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Проблематика лаборатории: ресурсные функции способностей разного уровня; онтологическая теория интеллекта (интеллект как форма организации ментального опыта); понятийные способности в структуре интеллекта; когнитивные стили как метакогнитивные способности; когнитивные, метакогнитивные и интенциональные предпосылки интеллектуальной компетентности; творческие аспекты практического мышления; специфика способностей зрелого субъекта (духовные способности, творческие способности, мудрость); интеллектуальный контроль как ресурс совладающего поведения; психология эстетических способностей.
Заведующий: Волкова Елена Вениаминовна

​Периодические издания Института

Психологический журнал
Выходит с 1980 года.
Главный редактор: Журавлев Анатолий Лактионович

Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология
Выходит с 2016 года.
Главный редактор: Журавлев Анатолий Лактионович

Организационная психология и психология труда
Выходит с 2016 года.
Главный редактор: Занковский Анатолий Николаевич

Natural Systems of Mind
Выходит с 2021 года.
Главный редактор: Волкова Елена Вениаминовна, Трофимова Ирина Николаевна

Ученые записки Института психологии РАН
Выходит с 2021 года.
Главный редактор: Лебедев Александр Николаевич

Читайте также: