Арбитражные суды округов доклад

Обновлено: 17.05.2024

Федеральные арбитражные суды округов – суды второй инстанции по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В Российской Федерации действуют федеральные арбитражные суды: 1) Волго-Вятского округа; 2) Восточно-Сибирского округа; 3) Дальневосточного округа; 4) Западно-Сибирского округа; 5) Московского округа; 6) Поволжского округа; 7) Северо-Западного округа; 8) Северо-Кавказского округа; 9) Уральского округа; 10) Центрального округа.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть также созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи федерального арбитражного суда округа, входящие в состав президиума этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя федерального арбитражного суда округа сроком на два года.

Президиум федерального арбитражного суда округа наделен следующими полномочиями:

· утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

· рассматривает другие вопросы организации работы суда;

· рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум федерального арбитражного суда округа созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум федерального арбитражного суда округа правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума федерального арбитражного суда округа принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа. В федеральном арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа и возглавляет их председатель, утверждаемый президиумом этого суда сроком на три года.

Председатель федерального арбитражного суда округа. Председатель федерального арбитражного суда округа является судьей, осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК, и наделен следующими полномочиями:

· организует деятельность федерального арбитражного суда округа;

· распределяет обязанности между заместителями председателя федерального арбитражного суда округа;

· формирует из числа судей федерального арбитражного суда округа судебные составы;

· созывает президиум федерального арбитражного суда округа и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;

· осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;

· представляет федеральный арбитражный суд округа в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

· осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия федерального арбитражного суда округа. Федеральный арбитражный суд округа наделен следующими полномочиями:

· проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

· изучает и обобщает судебную практику;

· готовит предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализирует судебную статистику.

Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ также могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в РФ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

· рассматривает материалы по изучению и обобщению практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

· решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

· избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ;

· утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

· рассматривает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

· утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;

· утверждает в порядке, предусмотренном законом, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

· утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей этого суда, входящих в состав его президиума;

· утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ судей этого суда, входящих в состав его президиума;

· утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов;

· решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в РФ в соответствии с законом.

По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

· рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;

· рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ. В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ:

· организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

· созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению;

· осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;

· распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

· формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;

· выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные законом к его ведению;

· представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Совет председателей арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.

Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде РФ. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с применением законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

· рассматривает дела в порядке надзора по проверке на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров, а также о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

· изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

· решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

· осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

· решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом об арбитражных судах РФ и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов в Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов — были образованы в соответствии с Законом об арбитражных судах от 28 апреля 1995 г. Фактически начали действовать с 1 января 1996 г. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

Существовавшая ранее двухзвенная система арбитражных судов приводила к тому, что значительное количество решений, принятых арбитражными судами основного звена, приходилось пересматривать в Высшем Арбитражном Суде РФ, что значительно затрудняло выполнение им других основных полномочий.

Чтобы преодолеть эти трудности, решено образовать десять федеральных арбитражных судов округов.

В Российской Федерации действуют:

1)Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики, Ярославской области;

2)Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;

3)Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

4)Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

5)Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области

7) Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской власти, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;

8)Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;

9)Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми, Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.

Состав округов может быть изменен только федеральным законом.

Находятся суды каждого из округов в административном центре одного из субъектов Федерации, входящих в состав соответствующего округа. Решение по данному вопросу принимается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению его Председателя, согласованному с местной администрацией. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "Об утверждении мест постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов" от 3 июля 1995 г. № 26 установлено, например, что суд Волго-Вятского округа находится в г. Нижнем Новгороде, Восточно-Сибирского — в г. Иркутске, Дальневосточного — в г. Хабаровске, Северо-Кавказского — в г. Краснодаре.

В своей деятельности федеральный арбитражный суд округа осуществляет следующие полномочия:

- проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации инстанциях;

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

- обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

- изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализирует судебную статистику.

В состав федерального арбитражного суда округа входят:

1. Президиум ФАСО.

2. Председатель ФАСО.

3. Заместители председателя ФАСО.

4. Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений:

5. судебная коллегия по рассмотрению споров, воникающих из административных правоотношений:

Основные процессуальные полномочия арбитражного суда среднего звена осуществляются в его судебных коллегиях. Именно там рассматриваются в порядке кассации жалобы лиц, участвовавших в деле при рассмотрении спора по существу, на вступившие в законную силу решения нижестоящего арбитражного суда и постановления его апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба может быть подана в течение одного месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда. Она подается в федеральный арбитражный суд соответствующего округа через арбитражный суд субъекта Федерации, принявший решение или постановление.

О принятии к производству дела по кассационной жалобе один из судей арбитражного суда среднего звена выносит определение. При этом копия определения направляется лицам, участвующим в деле. По ходатайству лиц, участвующих в деле, арбитражный суд кассационной инстанции вправе приостановить исполнение решений, принятых ранее. Дело в суде кассационной инстанции рассматривается в месячный срок со дня поступления его в федеральный арбитражный суд округа.

Кассационное производство в арбитражных судах по новому за­конодательству приобрело ряд существенных особенностей, отличающих его от одноименного производства в прежних арбитражных судах и ныне действующих судах общей юрисдикции. Из таких особенностей следовало бы выделить, пожалуй, три:

- в кассационном порядке в арбитражных судах проверяется только правильность применения судом первой или апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права. Другими словами, обоснованность принятого решения проверяться не должна;

— к кассационным жалобам предъявляются весьма жесткие требования: к примеру, если в жалобе не указывается точно, какой, по мнению автора жалобы, закон был нарушен, то она "без разговоров" возвращается автору;

— новое законодательство не требует безоговорочно, чтобы кассационная инстанция, обнаружив при рассмотрении кассационной жалобы те нарушения закона, о которых ничего не сказано в жалобе, соответствующим образом реагировала и на них. А это значит, что такой инстанции закон разрешает не проверять в полном объеме законность действий нижестоящей инстанции.

Рассмотрев дело в порядке кассации, федеральный арбитражный суд округа выносит одно из следующих постановлений:

об оставлении решения суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения;

—об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;

—об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;

—об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;

—об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.

Помимо проверки в кассационной инстанции законности судебных актов, вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации, судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Судебные коллегии в арбитражных судах среднего звена создаются из числа судей этого суда и утверждаются президиумом данного суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя суда. Председателю суда предоставлено право в случае необходимости своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.

Кассационное разбирательство в судебных коллегиях произво­дится коллегиально, не менее чем тремя судьями - профессионалами, входящими в какой-то из судебных составов той или иной судебной коллегии, сформированных в данном суде. Составы эти являются относительно стабильными образованиями, формируемыми персонально из числа членов конкретной судебной коллегии. Решение по этому вопросу принимает председатель окружного суда. Что касается председателей судебных составов, то они утверждаются президиумом суда. Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя данного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи федерального арбитражного суда округа, входящие в состав его президиума, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда среднего звена. К полномочиям президиума относится утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассмотрение иных вопросов организации работы суда, а также вопросов судебной практики. Его заседания созываются председателем суда по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Председатель суда является прежде всего судьей и осуществляет процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением конкретных судебных дел. Но он выполняет и ряд организационных полномочий:

—организует деятельность суда;

—распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

—формирует судебные составы;

—созывает президиум своего суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные Законом об арбитражных судах к ведению президиума;

—осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности его работников;

-представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными организациями;

—осуществляет иные полномочия, установленные Законом об арбитражных судах.

В пределах своих полномочий председатель издает приказы и распоряжения.

В случае отсутствия председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя — один из заместителей председателя.

Вообще же, заместители председателя являются судьями и осуществляют все процессуальные полномочия, присущие судье данного суда. Помимо этого они в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, а также организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда.

Арбитражные суды округов являются судами:

  • по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов:
    1. арбитражных судов субъектов РФ;
    2. арбитражных апелляционных судов;
  • по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;
  • первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В Российской Федерации действуют 10 арбитражных судов округов (п.2 ст. 24 ФКЗ):

  1. арбитражный суд Волго-Вятского округа;
  2. арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
  3. арбитражный суд Дальневосточного округа;
  4. арбитражный суд Западно-Сибирского округа;
  5. арбитражный суд Московского округа;
  6. арбитражный суд Поволжского округа;
  7. арбитражный суд Северо-Западного округа;
  8. арбитражный суд Северо-Кавказского округа;
  9. арбитражный суд Уральского округа;
  10. арбитражный суд Центрального округа.

Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

Состав арбитражного суда округа

Арбитражный суд округа действует в составе (ст. 25 ФКЗ):

  1. президиума арбитражного суда округа;
  2. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа действует в составе:

  • председателя арбитражного суда округа;
  • заместителей председателя;
  • председателей судебных составов;
  • судей.

Судьи арбитражного суда округа, входящие в состав президиума, утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда округа.

Полномочия президиума арбитражного суда округа:

  1. утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  2. рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  3. рассматривает вопросы судебной практики.

Полномочия арбитражного суда округа

Арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ):

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику ;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику ;
  • рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

1. Функции арбитражных судов

Арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

1) разрешение споров, возникающих в процессе

предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Новые функции Арбитражного суда, которые возникли в связи с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Сегодня основная задача арбитражных судов состоит “в эффективной защите нарушенных прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью”. Для того, чтобы сделать правосудие подлинным, надо было провести четкие разграничения подведомственности, чтобы передать споры с участием акционерных и иных хозяйственных обществ в одну судебную систему.

Кроме того, как выяснилось, в новом АПК зафиксирован чрезвычайно важный для административного судопроизводства принцип доказывания. Он состоит в том, что именно на государственном органе лежит бремя доказывания законности тех актов и действий, которые он предпринял по отношению к предпринимателю.

Введен также новый институт арбитражного заседателя - это будут не люди с улицы, а специалисты, которые должны знать соответствующее предпринимательское дело, чтобы рассматривать сложнейший предпринимательский спор, например, в сфере банковской и кредитной деятельности.

Изменилась и роль прокуроров в арбитражном процессе. Так, раньше прокуроры своими исками совершенно необоснованно вмешивались в частные дела. Теперь они этого делать не могут. Нет больше прокурорского надзора и за судами - отныне прокурорам запрещено вносить протесты.

Предполагается, что возрастет роль мирового соглашения в арбитражном процессе. Если дело тщательно подготовлено на открытой состязательной основе, стороны заранее предвидят результат рассмотрения дела. Они становятся склонными к компромиссу. В этой ситуации многие истцы отзывают исковые заявления, видя бесперспективность дальнейшего спора. Стороны заканчивают дело миром. Необходимость в вынесении судебного решения исчезает.

Многих предпринимателей от участия в судах останавливает дороговизна судебных процессов. Чаще процессы затягивает неправая сторона, тем самым увеличивая судебные расходы другой стороны. В новом АПК установлено, что неправая сторона, проигравшая спор, возмещает все судебные расходы другой стороны, в том числе и расходы, связанные с наймом адвоката.

В Арбитражном кодексе предусмотрено использование упрощенных процедур, которые возможны только с согласия сторон. Есть, в частности, бесспорные дела, на которые не стоит тратить время и средства.

2. Основные задачи арбитражных судов

Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ", обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.

Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. (табл.1)

Система арбитражных судов

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Т.о. общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

Что Вы посещаете?

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Чтобы защита прав и законных интересов была реальной, необходимо эффективное правосудие. При этом эффективность правосудия должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как средство достижения другой цели — защиты нарушенных субъективных, частных и публичных прав и интересов посредством судебной деятельности1.

Итак, эффективность представляет собой свойство, благодаря которому достигается поставленная цель. Эффективность правосудия – это показатель его качества, а потому при определении эффективности правосудия следует исходить из его сущности, которую в самом общем виде можно представить как деятельность суда, направленную на достижение предусмотренных законом целей.

Этому способствует наличие процессуальных гарантий — юридических средств, призванных создавать на всех стадиях судопроизводства благоприятные условия для беспрепятственного осуществления предоставленных лицам, участвующим в деле, процессуальных прав.

Такими процессуальными гарантиями выступают основные принципы арбитражного судопроизводства, закрепленные в ст. 5—11 АПК РФ. Представляется, что их реализация в процессе судебного разбирательства в полной мере служит залогом принятия законного, обоснованного и справедливого решения, что, по сути, и означает эффективное правосудие.

АПК РФ 2002 г. содержит принцип состязательности сторон при осуществлении судопроизводства. Что же понимается под состязательностью в действующем арбитражном процессуальном законе?

В самом общем виде процессуальный закон требует от сторон доказать свои требования (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Для участия в доказательственной деятельности стороны и другие лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом полномочий (ч. 1 ст. 41 АПК РФ). Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что более половины процессуальных прав лиц, участвующих в деле, касаются доказательственной деятельности.

Что Вы посещаете?

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Важно отметить, что это именно права сторон, которыми они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.

Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий; оказывает содействие в реализации их прав; создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ст. 9 АПК РФ).

Отсюда задача суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения каждого дела установить достоверные сведения о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам нормы материального права, т. е. предоставить защиту нарушенным субъективным правам посредством принятия судебного решения либо отказать в такой защите, если будет установлено отсутствие нарушенного субъективного права.

Заключение

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

Читайте также: