Психиатрия в кино доклад

Обновлено: 18.05.2024

28 февраля — Международный день редких заболеваний. О некоторых из них люди, далекие от медицины, узнают только из кино и книг. Так, редкие психические расстройства стали основой многих литературных произведений и фильмов. Вспомним самые яркие из них

Синдром Зелига: он же Зеркальный синдром или Синдром хамелеона

Оскроносный фильм основан на реальных событиях. В основе — биография лауреата Нобелевской премии по экономике Джона Форбса Нэша. Он был гением, поборовшим параноидную шизофрению, и в этой борьбе ему помогла верная супруга Алисия. Правда, фильм подвергался критике за некоторую недостоверность: кинематографу свойственно приукрашивать истории для придания им увлекательности. Так, в действительности, у Нэша были лишь слуховые галлюцинации. В фильме же красочно изображены и слуховые, и зрительные галлюцинации: герой далеко не сразу осознал, что его работа в ЦРУ, сосед по комнате Чарльз и его племянница, девочка Марси — плод воображения. Но если в первой половине фильма эта болезнь ставит под удар карьеру ученого, даже его жизнь и безопасность окружающих, то к концу картины Нэш, благодаря поддержке своей супруги, одерживает верх над недугом. И хотя его благодарственную речь на церемонии вручения Нобелевской премии слушают и его галлюцинации — агент ЦРУ Парчер, Чарьльз и маленькая Марси — они уже не властны над Нэшем.

Синдром интерметаморфоза: иллюзия перевоплощения

Он же Синдром Тодда. У пациента нарушается восприятие формы, пространства и времени. Кто-то чувствует себя лилипутом среди огромных вещей, кто-то великаном в крохотной комнатушке, а по мнению иных замедляется течение времени. Некоторые неправильно воспринимает тактильную или слуховую информацию: например, пациентам кажется, что часть их тела непропорционально увеличилась. При этом болезнь никак не касается функции зрения или слуха — все дело в восприятии мозгом. Помните, как Алиса, съедая волшебные пирожки и выпивая жидкость из бутылочки, то увеличивалась, то уменьшалась в размерах? А однажды ее шея так удлинилась, что ее сочли за змею? Некоторые исследователи считают, что создатель сказок об Алисе Льюис Кэролл страдал подобным расстройством — отсюда и столь странные фантазии о метаморфозах его героини.

Изображение больных в искусстве, особенно массовом, играет огромную роль в формировании отношения к ним общества — а оно было непростым на протяжении всей истории человечества. Религиозные и политические установки, принудительная госпитализация, стигматизация в быту — пациентов выбрасывали из общественной жизни, а кино эту тему активно эксплуатировало, пугая мрачными стенами психушек или черезмерно романтизируя болезнь. Этот гид — попытка разобраться, как менялся взгляд кинематографистов на психические расстройства и как он влиял на отношения зрителей к людям с ментальными расстройствами.

1930–40-е: больной-агрессор и ужасы психбольниц

К этому времени психиатрические больницы перестают быть похожими на тюрьмы, как это было долгое время, однако больные по-прежнему беззащитны: им сложно найти работу и получить образование, не говоря уже о том, что в США, Германии и Швеции действовал закон о принудительной стерилизации подобных пациентов. Социализация практически невозможна, ведь общество не понимает, как относиться к таким людям.

Толпа превращается в единое целое, нечто действительно страшное, жаждущее мести и смерти. Бекерт выглядит одновременно отталкивающим и жалким: это не сильный злодей, а неприятный маленький человек с неестественной мимикой и голосом, срывающимся на визг, которому Ланг всё же осмеливается посочувствовать.

Другой тип убийц, который надолго приживется в кино, — это персонажи, обладающие чертами больных диссоциальным расстройством личности.

Манипулирование людьми, отсутствие эмпатии, игнорирование законов, раздражительность, склонность к насилию — всё это доводят до предела.

Фильм стал новаторским и сумел изменить общество: после его выхода в 26 штатах США было принято новое законодательство о содержании психбольниц.

Кроме того, Лерой задается вопросом о роли генетики: бабушка Роды оказывается серийной убийцей, что и определяет судьбу ребенка. Этот сюжет согласуется с теорией многих исследователей того времени о том, что дети психически больных унаследуют заболевание у своих родных, — и он не способствует дестигматизации.

В этот же период многих режиссеров начинает интересовать проблема кризиса личности: кинематографисты предпринимают в том числе серьезные попытки понять и осмыслить происходящее в голове у больного. Расстройства используются не только ради того, чтобы сделать фильм более остросюжетным или кассовым, но и для создания глубокого авторского высказывания.

1970–80-е: карательная психиатрия и слэшеры

Помимо склонности к насилию у всех этих героев есть общие черты: травматические события из детства, отсутствие общения со сверстниками, буллинг, ментальные нарушения. Подобную биографию имеют многие реальные серийные убийцы и преступники — например, Чарльз Мэнсон или Джеффри Дамер.

К концу 80-х в большинстве западных стран госпитализация становится добровольной; врач перестает быть суровым надзирателем — он вовлекает пациента в процесс лечения, которое по возможности базируется на взаимном уважении и принципах открытости. В кино эта тема также меняется, и больше всего это касается шизофрении: кинематографисты показывают больных как часть общества, которая может социализироваться и существовать не только в больницах или тюрьмах.

Молодой человек по имени Питер выходит из психиатрической лечебницы: он должен найти свою дочь Николь и попробовать начать новую жизнь. Как только он садится в машину, в нее попадает футбольный мяч, который неудачно бросила какая-то девочка; Питер выходит и дальше слышны только ее крики — девочку больше не видно. Все остальные детали обрывочны: большая оранжевая сумка на заднем сидении, мучительные флешбэки (или галлюцинации) главного героя, вечно преследующая полиция — ничего не помогает понять, что же произошло на самом деле.

2000-е: аффективные расстройства и романтизация болезни

2010-е: постепенная дестигматизация

Сегодня киногерои с ментальными заболеваниями и невротическими расстройствами — обычное дело, причем болезнь может не являться центральной сюжетообразующей деталью, и это постепенно формирует новую социальную норму. Тема становится всё шире и ищет новые форматы: это может быть не только полный метр, но и сериалы; ромкомы, направленные на широкий прокат, черные комедии, анимация или независимое малобюджетное кино.

Наступает период дестигматизации психически больных людей, чему всячески способствуют известные кинематографисты и музыканты: например, в 2017 году почти 40 знаменитостей признались в наличии ментальных заболеваний и призвали людей, которые также от них страдают, не бояться говорить об этом и просить о помощи.

В подростковом возрасте Селеста (Рэффи Кэсседи/Натали Портман) пережила массовую стрельбу в школе, написала об этом песню и очень быстро стала звездой: и не обычной певицей, а поп-иконой, которая должна вести за собой униженных и оскорбленных, подбадривая их своими жизнерадостными хитами и безупречным внешним видом.

Селеста щедро отдает бесчисленной толпе свою энергию, которой у нее фактически не осталось: она измотана, устраивает бесконечные истерики своей дочери и сестре во время их редких встреч, страдает от панических атак, всевозможных зависимостей и одиночества.

Конечно, это история в первую очередь о внутренней сделке, которую приходится совершать ради славы — практически фаустовский сюжет, но та беспомощность, с которой сталкивается нездоровая и измученная героиня, — повод поразмышлять о том, что неуязвимых людей не существует: побег от внутренних демонов — дело нелегкое, как для подростка или домохозяйки, так и для поп-звезды.


1950-70 гг. – время значительных изменений в психиатрии. Осваиваются новые методы лечения, наука о психике обогащается знаниями, психологи и психотерапевты ищут более эффективные подходы к психоэмоциональным проблемам. Параллельно с этими процессами в медицине, в кинематографе растет популярность жанров и сюжетов, связанных с погружением в причудливый мир разнообразного психического опыта человека: фильмы ужасов, триллеры, фантастика. Новые концепции психиатрии влияют не только на собственно медицинскую практику, но и на культурные стереотипы и темы в искусстве.

Параллельная история психиатрии и англо-американского кино 1950-1970 гг выглядит так:

– Теория двойной связи Грегори Бейтсона – попытка найти психологические причины шизофрении


– Публикации об антидепрессивном действии имипрамина, первого трициклического антидепрессанта


– Эксперименты Гарри Харлоу с обезьянами – создание животной модели клинической депрессии


– Принятие в Великобритании Закона о психическом здоровье — важная веха в деинституализации психиатрии.

– Начало коммерческого использования в США Либриума (хлордиазепоксид, анксиолитик из группы бензодиазепинов)






– Эксперимент Рональда Лэнга по созданию терапевтической общины в Кингсли-Холле






– Начало применения лития для лечения мании




Кинематограф десятилетиями и даже столетиями спекулирует на теме психических расстройств. Увы, в подавляющем большинстве случаев ради острого сюжета и яркого визуала сценаристы идут на искажение фактов: большинство психически больных людей у них либо маньяки, либо отталкивающие извращенцы, либо совсем уж нереалистичные чудики.

А меж тем, люди с психическими расстройствами живут рядом с нами, мы взаимодействуем с ними каждый день и далеко не всегда замечаем, что где-то что-то пошло не так. Некоторые болезни очевиднее других, а некоторые и вовсе можно скрывать от любопытных глаз.

Посмотрим, как подходят к теме психических расстройств киноделы, которым важны факты, а не фантазии?

Приятного чтения и просмотра!

Тебя никогда здесь не было

You Were Never Really Here, 2017

Жанр: триллер, драма, детектив.

Режиссёр: Линн Рэмси.

В ролях: Хоакин Феникс, Екатерина Самсонова, Алекс Манетт.

Диагноз: ПТСР.

Прежде чем стать сумасшедшим Джокером, Хоакин Феникс блеснул в малоизвестном фильме (ах, минутка иронии!) про ветерана вьетнамской войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Вернувшись домой к старушке-матери, он смог монетизировать свои специфические армейские навыки только одним способом: стать наемником. В основном – наемным убийцей…

Однако новое задание ставит крест на привычной жизни: пытаясь вызволить девочку из притона для богатых извращенцев, герой переходит дорогу очень неприятным и опасным людям.

Фильм мрачный, депрессивный, с тревожным суицидальным настроением и длинными планами страдающего Хоакина, которого мучают флешбеки и желание со всем покончить.

До костей

To the Bone, 2017

Режиссёр: Марти Ноксон.

В ролях: Лили Коллинз, Киану Ривз, Кэрри Престон.

Диагноз: нервная анорексия.

Кто сказал, что анорексия бывает только у девочек-школьниц? Эллен уже вышла из подросткового возраста, хоть и весит, как истощенный десятилетний ребенок. В ее анамнезе – психованная мать, вечно отсутствующий отец, гиперопекающая мачеха и некая трагедия в социальных сетях.

Она знает наизусть калорийность всех продуктов, ходит с синяками на спине из-за постоянного качания пресса, кочует из одной клиники реабилитации в другую и прячет под многослойной одеждой исхудавший скелет. А еще она умирает – без шуток.

Последний шанс девушки – полудомашняя клиника эксцентричного психолога, которого играет Киану Ривз. За компанию с Эллен будут лечиться бывший балетный артист, девочка-единорожка, анорексички, булимички и саркастичная девушка с ожирением. Фильм малоизвестный, но очень хороший – честный и душевный, однако совсем не сопливый.

Острые предметы

Sharp Objects, сериал, 2018

Жанр: триллер, драма, криминал.

Режиссёр: Жан-Марк Валле.

В ролях: Эми Адамс, Патриша Кларксон, Крис Мессина.

Диагноз: делегированный синдром Мюнхаузена.

Симптом неуточненного диагноза: сэлфхарм (самоповреждение).

Камилла Прикер – типичная неудачница. Она много пьет, много режет себя, плохо ест, еще хуже спит и совсем фигово работает журналисткой в издании средней руки. Главный редактор – он же лучший и единственный друг героини – предлагает ей вернуться ненадолго в родной городок и написать статью о смерти местной девочки. Нехотя Камилла соглашается, но по приезду сразу же об этом жалеет – демоны прошлого охватывают девушку куда сильнее и больнее, чем обычно.

Читайте также: