Христиан вольф психология доклад

Обновлено: 18.05.2024

Исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания как основной объект философии Локка. Вольф как автор теории, получившей название "психология способностей", ее сущность и содержание. Учение Гартли и его значение в психологии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.05.2014
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Джон Локк (1632-1704)

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. В конечном счете, ощущение является источником всякого знания.

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция (самонаблюдение). Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания, доставляются душе двумя указанными путями - через ощущение и рефлексию. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами. Первичные качества - это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи - плотности, протяженности, формы и др. - точно воспроизводят их. Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т.д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц.

Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т.е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений.

2. Христиан Вольф (1679-1754)

Способности рассматривались как проявления этой активности, причем главной считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания. Вольф писал о том, что душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного познания, ясные и отчетливые - на уровне разума. Однако эти представления не статичны, с каждым представлением сопряжено стремление. Если с представлением объекта связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это представление. При мысли о неудовольствии возникает противоположное стремление.

Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы. Т.е., в одном ряду выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических. Эти ряды неразрывно связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был выдвинут Лейбницем. Однако Лейбниц в соотношении души и тела видел взаимосвязь монад во Вселенной, Вольф же соотносит психические и физические процессы внутри самой монады. Тем самым душа-монада отделалась от Вселенной и получала в качестве коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единичное тело. Так психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) была превращена в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу).

Главной заслугой Вольфа была идея о спонтанной активности души, порождающей весь мир представлений и стремлений.

3. Давид Гартли (1705-1757)

Учение Гартли - это первая материалистическая концепция бессознательного. Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии.

психология локк вольф гартли

- выведение фактов из явлений из существенных основ (соответствует задачам рациональной психологии)

- описание этих фактов и явлений (соответствует задачам эмпирической психологии)

- установление количественных отношений (к психологии не относится)

Расширил границы предмета психологии: вопросы логики, эстетики, морали и т.д.

Критика Вольфа - критика психологии как науки.

Главным успехом Вольфа в области эмпирической психологии можно признать тематизацию психических способностей, превращение их в предмет отдельной науки и отыскание для них множества эффективно работающих дефиниций. Вместе с тем, его систематизация психологического материала выявила ряд нерешенных проблем, которые стали отправными точками для дальнейшего развития немецкой психологии.

Дж. Локк - родоначальник классического английского ассоцианизма.

Все знания от опыта. Человек от рождения чистый лист бумаги. Разделяет опыт:

- внешний - продукт воздействия внешних объектов на органы чувств

- внутренний - рефлексия - ощущение удовольствия, боли, вкуса, прикосновения; источник их - божественная сущность души.

Первоощущения ассоциируются в более сложные явления - англ. Ассоцианизм: в основе первоощущения, которые соединяясь по закону ассоциаций организуют более сложные психические явления.

Дж. Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

Д. Гартли - Классический ассоцианизм.

Также воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии.

Критикует Локка о вторичных ощущениях, все сводится к первичным ощущениям и закону ассоциаций. Принимает идею о единстве души и тела. Ощущения дрожание органов чувств при воздействии внешнего объекта на органы чувств, передаются по волокнам в мозг. В мозге приходят в согласованное дрожание, что является физической основой для ассоциирования ощущений. Главное условие для ассоциации - смежность во времени и пространстве - основной принцип ассоциаций:

- выведение всего психологического из ощущений

- связь психологического с физиологическими процессами в нервной системе

- рассмотрение ассоциаций как закономерных механических процессов.

Современники сравнивали Гартли с Ньютоном: как Ньютон установил законы объяснения материального мира, так Гартли установил законы для ума. Духовный мир Гартли представлял механистически, по аналогии с физическим. В системе Гартли психика выступает процессом, параллельным процессам мозга, что не позволяет раскрыть ее собственные свойства. В ней нет субъекта, нет личности.

Подобные документы

Сущность и значение, а также философские основы ассоциативной психологии, определившие ее механистическое и материалистическое понимание психики человека. Классический этап развития данного направления в науке, его отражение в исследованиях Д. Гартли.

реферат [18,5 K], добавлен 14.03.2015

Исследование явлений сознания как продукта индивидуального опыта, происхождения достоверности и объема человеческого познания в эмпирической концепции Джона Локка. Анализ гештальтистской теории поведения животных и теории психофизического параллелизма.

реферат [18,6 K], добавлен 18.05.2011

Ассоциация как механизм функционирования сознания и психики. Развитие концепции ассоцианизма. Эмпирическая психология и ее основные направления. Учение Дж. Локка о простых и сложных идеях. Изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта.

реферат [18,5 K], добавлен 14.10.2014

Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

контрольная работа [27,1 K], добавлен 16.10.2011

Значение и происхождение термина "психология". Предмет психологической науки, проблема научной парадигмы, естественнонаучные и гуманитарные подходы в психологии. Специфика научно-психологического познания. Связь психологической теории и практики.

Хри́стиан фон Вольф (нем. Christian Freiherr von Wolff ; 24 января 1679, Бреслау, Силезия, Священная Римская империя — 9 апреля 1754, Галле, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта.

Доска на доме во Вроцлаве (Бреслау ) где Вольф родился и жил, 1679-99

Христиан Вольф родился в Бреслау в бедной семье. Он изучал математику, физику и философию в Йенском университете. В 1703 году, Вольф получил звание приват-доцента в университете Лейпцига, где он читал лекции до 1706 года, когда ему предложили должность профессора математики и натуральной философии в Галле. Вследствие обвинения в атеизме учёный был вынужден оставить должность и покинуть Пруссию. Он отправился в Гессен, где преподавал до 1740 г. в Марбургском университете. В том же году король Фридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где он вновь начал преподавать в университете Галле. В 1743 Вольф стал ректором университета, на каковом посту и оставался до конца своих дней. Одним из учеников Х. Вольфа был М. В. Ломоносов.

Как философ Вольф находился под большим влиянием Лейбница, с которым он был лично знаком и вёл переписку. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. Кроме того, его влияние испытала традиция рационализма. Разработанная им и предельно чётко изложенная в его трудах онто-теологическая концепция вольфианства (англ. wolffianism ), представляющая собой ветвь лейбницианства, являлась доминирующей философской системой в Германии середины XVIII века, несмотря на многочисленные нападки оппонентов, например Иоахима Ланге. Впоследствии её подверг решительной критике Иммануил Кант.

Был иностранным членом Берлинской, Парижской и Петербургской Академий Наук, а также Лондонского Королевского научного общества. При жизни пользовался известностью и авторитетом в учёных кругах.

2. Творческий вклад

Не будучи по-настоящему оригинальным мыслителем и учёным, Вольф, тем не менее, отличался поистине энциклопедической образованностью, чёткостью формулировок, тщательностью и педантичностью анализа.

Христиан фон Вольф считается крупным представителем естественного права и основателем юриспруденции понятия XIX в. (то есть юриспруденции, исходящей из посылки, что правопорядок состоит из закрытой системы норм). Именно Вольф заложил основы философской терминологии немецкого языка; многие, определённые им слова немецкого языка, такие как Bedeutung (значение) , Aufmerksamkeit (внимание) , an sich (сам по себе, в себе) , вошли позднее в повседневный язык.

· 1720 Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und des Menschen (Разумные мысли о Боге, мире и человеке )

· 1721 Vernünftige Gedanken von dem gesellschaftlichen Leben der Menschen (Разумные мысли об общественной жизни человека )

· 1728 Philosophia rationalis sive logica

· 1737 Theologia naturalis

· Institutiones Iuris Naturae et Gentium

· 1746 Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов, Императорской академии наук член и химии профессор


Христиан фон Вольф (1679-1754) был философом-рационалистом немецкого Просвещения. Список его трудов включает более 26 наименований, охватывающих более 42 томов, касающихся, прежде всего, таких областей, как математика и философия. Его часто считают центральной исторической фигурой, которая связывает философские системы Лейбница и Канта. Хотя влияние Вольфа было в значительной степени изолировано от немецких школ и университетов во время и сразу после его жизни, он получил международное признание.

Он был членом-нерезидентом всех четырех крупнейших европейских научных академий: Королевского общества Лондона в 1709 году; Берлинской академии в 1711 году; Петербургской академии в 1725 году; Парижской академии в 1733 году. Следует отметить тот большой вклад, который внесли основные идеи Христиана Вольфа в немецкую философию Просвещения. К его чести, он является первым философом, который создал в Германии полную систему философии на своем родном языке.

портрет Христиана Вольфа

Заслуги в науке

книги Христиана Вольфа

Биография

Преподавательская и научная деятельность

Поработав по году в Гданьске, Веймаре и Гиссене, Вольф получил в 1707 году место в Университете Галле (как профессор математики и естественной философии). Сначала он читал лекции в области математики и физики, позже он подобрал курсы философии и быстро заработал хорошую репутацию среди студентов. Основные идеи Христиана Вольфа вобраны в его многочисленных трудах. В течение следующих 15 лет он публиковал свои основные работы по математике, а также начал создавать свою философскую систему (в первую очередь немецкую логику в 1712 году и немецкую метафизику в 1719 году). Свод его трудов обычно делится на немецкие и латинские произведения. В течение примерно первых 20 лет своей карьеры главной заботой философа был выпуск произведений на немецком языке.

дом Вольфа в Гелле

Обвинения

8 ноября 1723 года Вольф был сослан из Пруссии королем Фридрихом-Вильгельмом I. Рационалистический подход к богословию и нравственности подвергся резкой критике со стороны группы пиетистов в Галле. В начале 1720-х годов пиетисты постепенно обретали благосклонность со стороны короля, что в конечном итоге привело к изгнанию философа.

Эмиграция

Маргбургский университет

Возвращение

Концепция философии

Идентификация Вольфа как академического философа полезна для понимания представления и развития его философских взглядов. В начале своей карьеры, вскоре после его изгнания из Галле, он в основном представлял свою работу на немецком языке. Его причины выбора немецкого, а не латинского или французского языка, которые были в то время стандартными для академической философии, можно рассматривать как тактические и теоретические. До него было очень мало философских работ, написанных на немецком языке. Предоставляя трактаты по логике и метафизике, философ смог заполнить заметный пробел в учебной программе немецкого университета и в то же время продвигать свои собственные философские идеи.

памятная табличка в Бреслау

Практическая философия

Теоретическая философия

Онтология или метафизика Христиана Вольфа

В системе Христиана Вольфа случайные вещества – это свойства, которые существуют в силу необходимости вещи. И, по словам Вольфа, есть три основных класса случайностей: правильные атрибуты, общие атрибуты и способы (методы).

Надлежащие и общие атрибуты вещества определяются сущностью вещи. Надлежащие атрибуты – это свойства вещи, которые определяются всеми необходимыми сведениями, вместе взятыми, а общие атрибуты – это свойства вещи, что определяются только некоторыми, но не всеми ее важными элементами.

портрет Вольфа в интерьере

Психология (эмпирическая и рациональная)

Размышления философа о душе (или разуме) имеют как эмпирическую, так и рациональную составляющую. Во многом приверженность его эмпирическим знаниям с рационалистической точки зрения олицетворяется в его подходе. Вклад Христиана Вольфа на психологию имеет большое значение. Он полагает в общих чертах, что можно сначала установить набор принципов о душе, основанных на наблюдении и опыте, а затем продолжить объяснять (через концептуальный анализ), почему и как человеческая душа такая, как она есть. Интроспекция или эмпирическое знание собственного сознания рассматривается им как особый случай знания. Он дает отправные точки, как для доказательства существования человеческой души, так и для определения ее основных операций, таких как познание, восприятие и апперцепция. Эмпирическая психология Христиана Вольфа – это наука об установлении через опыт принципов, которые объясняют причину тех вещей, что происходят в человеческой душе. Рациональная психология - это наука о тех вещах, существование которых возможно благодаря человеческой душе.

письмо Бернулли Христиану Вольфу

Христиан фон Вольф (1679-1754) был философом-рационалистом немецкого Просвещения. Список его трудов включает более 26 наименований, охватывающих более 42 томов, касающихся, прежде всего, таких областей, как математика и философия. Его часто считают центральной исторической фигурой, которая связывает философские системы Лейбница и Канта. Хотя влияние Вольфа было в значительной степени изолировано от немецких школ и университетов во время и сразу после его жизни, он получил международное признание.

Он был членом-нерезидентом всех четырех крупнейших европейских научных академий: Королевского общества Лондона в 1709 году; Берлинской академии в 1711 году; Петербургской академии в 1725 году; Парижской академии в 1733 году. Следует отметить тот большой вклад, который внесли основные идеи Христиана Вольфа в немецкую философию Просвещения. К его чести, он является первым философом, который создал в Германии полную систему философии на своем родном языке.

портрет Христиана Вольфа

Заслуги в науке

книги Христиана Вольфа

Биография

Преподавательская и научная деятельность

Поработав по году в Гданьске, Веймаре и Гиссене, Вольф получил в 1707 году место в Университете Галле (как профессор математики и естественной философии). Сначала он читал лекции в области математики и физики, позже он подобрал курсы философии и быстро заработал хорошую репутацию среди студентов. Основные идеи Христиана Вольфа вобраны в его многочисленных трудах. В течение следующих 15 лет он публиковал свои основные работы по математике, а также начал создавать свою философскую систему (в первую очередь немецкую логику в 1712 году и немецкую метафизику в 1719 году). Свод его трудов обычно делится на немецкие и латинские произведения. В течение примерно первых 20 лет своей карьеры главной заботой философа был выпуск произведений на немецком языке.

дом Вольфа в Гелле

Обвинения

8 ноября 1723 года Вольф был сослан из Пруссии королем Фридрихом-Вильгельмом I. Рационалистический подход к богословию и нравственности подвергся резкой критике со стороны группы пиетистов в Галле. В начале 1720-х годов пиетисты постепенно обретали благосклонность со стороны короля, что в конечном итоге привело к изгнанию философа.

Эмиграция

Маргбургский университет

Возвращение

Концепция философии

Идентификация Вольфа как академического философа полезна для понимания представления и развития его философских взглядов. В начале своей карьеры, вскоре после его изгнания из Галле, он в основном представлял свою работу на немецком языке. Его причины выбора немецкого, а не латинского или французского языка, которые были в то время стандартными для академической философии, можно рассматривать как тактические и теоретические. До него было очень мало философских работ, написанных на немецком языке. Предоставляя трактаты по логике и метафизике, философ смог заполнить заметный пробел в учебной программе немецкого университета и в то же время продвигать свои собственные философские идеи.

памятная табличка в Бреслау

Практическая философия

Теоретическая философия

Онтология или метафизика Христиана Вольфа

В системе Христиана Вольфа случайные вещества – это свойства, которые существуют в силу необходимости вещи. И, по словам Вольфа, есть три основных класса случайностей: правильные атрибуты, общие атрибуты и способы (методы).

Надлежащие и общие атрибуты вещества определяются сущностью вещи. Надлежащие атрибуты – это свойства вещи, которые определяются всеми необходимыми сведениями, вместе взятыми, а общие атрибуты – это свойства вещи, что определяются только некоторыми, но не всеми ее важными элементами.

портрет Вольфа в интерьере

Психология (эмпирическая и рациональная)

Размышления философа о душе (или разуме) имеют как эмпирическую, так и рациональную составляющую. Во многом приверженность его эмпирическим знаниям с рационалистической точки зрения олицетворяется в его подходе. Вклад Христиана Вольфа на психологию имеет большое значение. Он полагает в общих чертах, что можно сначала установить набор принципов о душе, основанных на наблюдении и опыте, а затем продолжить объяснять (через концептуальный анализ), почему и как человеческая душа такая, как она есть. Интроспекция или эмпирическое знание собственного сознания рассматривается им как особый случай знания. Он дает отправные точки, как для доказательства существования человеческой души, так и для определения ее основных операций, таких как познание, восприятие и апперцепция. Эмпирическая психология Христиана Вольфа – это наука об установлении через опыт принципов, которые объясняют причину тех вещей, что происходят в человеческой душе. Рациональная психология - это наука о тех вещах, существование которых возможно благодаря человеческой душе.

письмо Бернулли Христиану Вольфу

Читайте также: