Профессиональные консалтинговые ассоциации доклад

Обновлено: 30.06.2024

В связи с ускоренным послевоенным развитием экономики в 50-60 гг. ХХ века консалтинг приобрел все возрастающее значение как элемент рыночной инфраструктуры. В 70-80 гг. развитие сферы консалтинговых услуг стабилизировалось и сохраняет устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды в развитии мировой экономики. Произошла дифференциация консалтинговых услуг, перечень их вырос до 100 видов и более. По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых стран выделено как отдельный вид услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. долл., в Европе – 8 млрд. долл., в Японии – 2,5 млрд. долл. Нужно иметь в виду, что приведенные данные показывают только оборот менеджмент-консалтинга, если учесть и другие профессиональные услуги (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастет в несколько раз. Достаточно заметить, что годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению только в США составляет около 50 млрд. долл.

Большинство крупнейших консалтинговых фирм по своему происхождению являются американскими, каждая из которых имеет филиалы в десятках стран, с персоналом от 50 до 100 % состоящего из местных консультантов.

1) Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 из стран Западной Европы и 8 из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации-члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12000 консультантов;

Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессиональных услуг и профессионального поведения своих членов.

Для достижения этих целей применяются следующие основные элементы саморегулирования и развития профессии:

1) квалификационные требования к членству;

2) кодексы этики консультантов;

3) обмен опытом и обучение (конференции, курсы и семинары для консультантов).

В большинстве ассоциаций и институтов консультантов членство совпадает с сертификацией, то есть членское удостоверение выступает в качестве документа, подтверждающего соответствие члена определенным стандартам квалификации и профессионального поведения. В некоторых ассоциациях, например в голландской, применяется специальная процедура сертификации (обычно по стандартам ISO-9001) как для членов, так и для не членов ассоциации. Иногда процедура сертификации осуществляется профессиональными организациями консультантов совместно с правительственными органами по аккредитации. Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют так же организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (ЕFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (АМА), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).

Реформирование российской экономики повлекло за собой увеличение и расширение спроса на консалтинговые услуги. Ключевые позиции консультационных услуг в России в 1997 г. состоялись в следующих сферах:

  1. реструктуризация;
  2. управление финансами (консультирование по рынку корпоративных ценных бумаг, инвестиции, бухгалтерский учет и налогообложение, неплатежи предприятий-должников, снижение издержек в условиях роста цен);
  3. юридическое консультирование (отношения с акционерами, отношения с государственными органами и деловыми партнерами);
  4. маркетинг;
  5. управление производством;
  6. общее управление и стратегическое планирование;
  7. управление человеческими ресурсами.

В 1998 г. эксперты отмечали устойчивый рост спроса на аудит и консультирование по налогам и праву. В 1996 г. российские и иностранные консультационные фирмы заработали на заказах зарубежных клиентов, работающих на рынке России, 550 млн. долл. В тоже время российским предприятиям было оказано услуг на 173 млн. долл. Практика показала, что на самом деле спрос со стороны российских клиентов был во много раз выше, но оплатить услуги консультантов могли не все. Большое место в работе консультантов в России отводится начинающим предпринимателям, сотрудничество с которыми осуществляется по следующим направлениям: обучение желающих начать свое дело; подбор и подготовка управляющих кадров; услуги по формированию учредительских документов и регистрации предприятий; открытие счета в банке; оказание помощи по стратегическому и оперативному управлению.

Малый бизнес пользуется услугами консультантов для удовлетворения своих потребностей в информации, методах коммуникации, приобретении навыков, связанных с организацией производства и управления. Для консультационно-информационной поддержки малых и средних предприятий в РФ на государственном и региональном уровнях формируется сеть консультационных организаций. Вот несколько примеров. В рамках Морозовского проекта создано более 50 региональных учебно-деловых центров (УДЦ), Они оказывают квалифицированные услуги в следующих направлениях:

  1. - подготовка и переподготовка кадров;
  2. - консультирование;
  3. - обеспечение доступа к инвестициям;
  4. - информационная поддержка.

В мировой экономике в целом консалтинговые услуги развиваются опережающими

темпами по сравнению с другими отраслями мировой экономики. Развивается диверсификация видов услуг, нарастает также тенденция осуществления комплексных консалтинговых проектов, в ходе которых предоставляются услуги различных типов и направлений. С точки зрения методов консалтинг по прогнозу в XXI веке будет интегративным, то есть объединяющим экспертное, процессное и обучающее консультирование либо в лице одного консультанта, либо в форме консультационной команды.

Особенно быстрое развитие консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы и в Китае.

Области применения консалтинга: субъекты и объекты, классификация консалтинговых услуг, регулирование консультационной деятельности

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам. Консультантами выступают опытные специалисты. Основная цель консалтинга — решение той или иной проблемы в бизнесе и достижение поставленных целей.

Что такое консалтинг

Когда предприниматель только начинает заниматься бизнесом, он почти неизбежно сталкивается с разными сложностями по налоговым, финансовым и маркетинговым вопросам. По мере масштабирования деятельности количество проблем возрастает: как лучше распорядиться полученной прибылью, каким образом привлечь инвесторов, в какую сторону развивать продукт.

Можно долго искать оптимальные решения самостоятельно и учиться на своих ошибках, но куда лучше спросить у опытных специалистов, чтобы с первого раза всё сделать правильно. Для этого и существует консалтинг.

Зачем нужен консалтинг

Цель консалтинга — улучшить определенные показатели бизнеса: рентабельность, прибыльность, эффективность, ликвидность, рыночную стоимость. Компания, которая не имеет в своём штате нужных специалистов, обращается за консультациями к сторонним экспертам.

Задачи консалтинга могут быть разными, например:

  • Помощь в составлении бизнес-плана.
  • Комплексная разработка маркетинговой стратегии.
  • Правильное позиционирование компании на рынке.
  • Внедрение маркетинговых инструментов в существующую модель бизнеса.
  • Анализ бизнеса, ниши, целевой аудитории, продукта компании.
  • Сопровождение сложных сделок и оформление выгодных договоров.
  • Оптимизация текущих бизнес-процессов.
  • Сокращение издержек и потерь на всех уровнях.
  • Повышение качества управления организацией.
  • Составление финансового прогноза для компании.

Консалтинг нужен, чтобы помочь бизнесу эффективно решить возникшие или прогнозируемые проблемы, исключить ошибочные решения и достичь запланированных целей.

Виды консалтинга

Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.

По предмету

Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.

Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.

Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.

По методу

Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.

Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.

Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.

По направлению

При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).

Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:

  • Общие направления. Сюда относят определение эффективности системы управления, оценку бизнеса, вопросы слияния и приобретения, развитие компании, совершенствование организационной структуры, стратегическое планирование.
  • Администрирование. В этой категории исследуют всё, что связано с администрированием офиса, управлением отделами, планированием рабочего пространства, регулированием рисков, обеспечением безопасности.
  • Финансовое управление. Включает исследование систем учёта, финансовых оборотов, вопросов увеличения прибыли и доходов, налогообложения, себестоимости.
  • Управление кадрами. Это культура корпорации, обучение менеджменту, поиск и отбор кадров, вопросы мотивации и поощрения.
  • Маркетинг. К данной категории причисляют сферу рекламы и сбыта, дизайна, исследований рынка, ценообразования, розничных продаж, отношений с общественностью и маркетинга в разных его проявлениях.
  • Производство. Это автоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, закупки, использование оборудования, контроль качества, упаковка и прочие производственные вопросы.
  • Информационные технологии. В этот раздел входят сферы, которые касаются автоматизированных систем управления, административных и информационно-поисковых систем, проектирования, разработки и установки систем.
  • Специализированныеуслуги. Сюда входят такие виды консалтинга, как юридический, экологический, информационный, инженерный, телекоммуникационный и прочие варианты, которые требуют узконаправленной специализации эксперта.

Формы консалтинга

В процессе реализации консалтинг может принимать следующие формы:

  • Консультации. Как правило, это разовые консультационные услуги по возникающим у клиента вопросам.
  • Аналитика. Эксперт изучает различные данные, анализирует их в привязке к нужному результату, формирует гипотезы и предлагает решения, которые помогут клиенту достичь нужной цели.
  • Прогнозирование. Специалист применяет различные методы и инструменты для моделирования будущих ситуаций. В итоге клиент может найти оптимальный для себя путь развития.
  • Ревизия и аудит. Консультант исследует бизнес клиента, выявляет все недостатки и ошибки, подсказывает способы устранения негативных моментов.
  • Участие в деятельности клиента. В этом случае эксперт сопровождает клиента от начала и до конца. Сначала анализирует бизнес, находит недостатки, ищет решения, а потом помогает эти решения внедрить. Оценивает результаты и вносит корректировки при необходимости.

Чем занимаются консалтинговые компании

Услуги консалтинга могут предоставлять частные специалисты или консалтинговые компании. Частные эксперты преимущественно работают в пределах очень узкой специализации и имеют небольшой круг клиентов. Нередко таких специалистов приглашают в штат компании или привлекают для постоянного сотрудничества.

Консалтинговая компания — это организация, которая объединяет несколько экспертов. По своей форме такие организации бывают:

  • Внешние. Независимые предприятия, обслуживающие всех желающих.
  • Внутренние. Структурные подразделения или компании, которые принадлежат корпорации или группе компаний и работают с ограниченным кругом клиентов.

Консалтинговая компания оказывает клиентам консультационные услуги, которые включают несколько этапов:

  1. Изучение текущей ситуации, определение проблемы.
  2. Анализ данных, поиск оптимального решения.
  3. Внедрение решения.
  4. Анализ достигнутых результатов.

Реализация проекта в рамках консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от масштаба компании и сложности решаемой задачи.

Список консалтинговых компаний, популярных на рынке СНГ:

    — финансовый консалтинг для крупного, среднего и малого бизнеса, для частных лиц и сотрудников. — бухгалтерский консалтинг. — налоговый консалтинг. — управленческий консалтинг. — финансовый, операционный, налоговый, правовой и бизнес-консалтинг. — HR-консалтинг. — корпоративный консалтинг. — брендинговый консалтинг. — маркетинговый, операционный, стратегический консалтинг. — стратегический маркетинговый консалтинг.

Большинство консалтинговых компаний в работе специализируются на каком-то одном направлении. Исключение составляют лишь гиганты, которые работают во всех отраслях, например, KPMG или Deloitte, но их правильнее называть консалтинговыми корпорациями.

Вне зависимости от того, какие виды консалтинга предлагает консалтинговая компания, ее специалисты должны иметь не только соответствующее образование, но и практический опыт в нужной сфере. Поэтому сотрудниками консалтинговых компаний зачастую становятся бывшие управленцы и специалисты, которые имеют значительный стаж работы в штате различных компаний.

Как выбрать консалтинговую компанию

Процесс выбора консалтинговой компании для сотрудничества можно поделить на два этапа. Сначала вы составляете список из нескольких потенциальных партнёров, а уже потом выбираете одну компанию, которая лучше всего подходит для решения ваших задач.

Чтобы выбрать возможных претендентов:

  1. Узнайте, оказывает ли компания необходимые вам услуги.
  2. Посмотрите кейсы, почитайте отзывы реальных клиентов.
  3. Оцените квалификацию сотрудников и убедитесь в наличии практического опыта.
  4. Закажите первичную консультацию или отправьте заявку с вопросом о вашей задаче.
  5. Запросите коммерческое предложение.

Форма заявки на сайте консалтинговой компании Concept lab

На сайте Concept lab есть не только форма, где можно описать свою задачу по маркетингу и прикрепить нужные файлы, но и шкала креативности. С ее помощью можно сразу обозначить, насколько сумасшедший результат вы хотите получить

На основе собранной информации составьте список из 5-6 подходящих партнеров. После этого определите приемлемые для себя сроки, условия и стоимость проекта. Пообщайтесь с каждым претендентом, чтобы оценить подход компании — как она планирует решать вашу задачу, как будет выявлять проблемы, как предполагает оценивать результат. Для решения сложных задач лучше выбирать компании, которые ориентированы не только на разработку, но и на внедрение изменений.

В процессе выбора обратите внимание на рейтинги консалтинговых компаний, которые помогут найти ведущих профессионалов. Например, рейтинг от RAEX:

Пример рейтинга консалтинговых компаний

Как правило, любая услуга консалтинга начинается с определения конкретной проблемы. Затем специалист анализирует сложившуюся ситуацию с учётом всех данных, предоставленных клиентом, и выполняет поиск возможных решений. Далее, в зависимости от формы консалтинга, эксперт либо консультирует клиента по проблемному вопросу либо непосредственно участвует во внедрении решения, в том числе анализирует достигнутые результаты и определяет эффективность изменений.

Другие виды профессиональных услуг бизнесу возникли раньше, чем консультирование. Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Одним из первых профессиональных консультантов в этой области стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор (автор известной системы тейлоризма). Первая фирма по менеджмент-консалтингу — "Служба исследований бизнеса" (Business Research Services) была образована в 1914 г. в Чикаго. В 20-30-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-е гг. — и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).

Консалтинговый "бум" 50-60 гг., названный "золотым веком" консалтинга и связанный с ускоренным послевоенным развитием экономики, привел к усилению его значения как элемента рыночной инфраструктуры. В 70-80-е гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался и сохранял устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды мировой экономики. Консалтинговые услуги дифференцировались, и их перечень возрос до более чем 100 видов.

По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых странах мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. дол., в Европе — 8 млрд., в Японии — 2,5 млрд. дол., а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. Следует иметь в виду, что вышеприведенные данные показывают "чистый" оборот менеджмент-консалтинга; при учете других профессиональных услуг (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастает в несколько раз.

Существует интересная закономерность в распределении объема консалтинговых услуг в мире. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее огосударствленной. Такая корреляция объясняется, на наш взгляд, тем, что консалтинг представляет собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, альтернативную централизованной. Консалтинг, являясь методом внедрения научных знаний в экономику, выполняет те функции ее рационализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление.
Большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая из них обычно имеет филиалы в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.

Ниже приведена информация о 30 крупнейших консультационных фирмах мира (табл. 1).

Адрес головного офиса

The Alexander Consulting Group

125 Chubb Avenue, Lindhurst, New Jersey 07071, US

AM D'Alessandro, Chairman & Chief Executive Officer

American Management Systems

1777 Kent Street Arlington, Virginia 22209, US

Charles Rossotti, Chairman

69 W Washington Street Chicago, Illinois 60602, US

George Shaheen, Managing Partner

2 Copley Place Boston, Massachusetts 02117-0897, US

T: 1-617-572-2000 F: 1-617-572-2427

W Mitt Romney, Chairman & Chief Executive Officer

Roland Berger & Partner

Arabellastrasse 33, 8000 Munich 81, Germany

T: 49-89-9223-0 F: 49-89-9223-202

Roland Berger, Chaiman & Managing Partner

8283 Greensboro Drive, McLean, Virginia, 22102 US

T: 1-703-902-5000 F: 1-703-902-3333

William Stasior Chairman & Chief Executive

Bossard Consultants

14, rue Rouget De Lisle 92441 Issy-les-moulineaux cedex, France

Jean Pierre Auzimour, Chairman

The Boston Consulting Group

Exchange Place Boston, Massachusetts 02109, US

T: 1-617-973-1344 F: 1-617-973-6049

John S Clarkeson, Chairman

Tour Chenonceaux, 204, Rond-Point du Pont de Sevres 92516-Boulogne, France

T: 33-1-4620-6060 F: 33-1-4620-6088

Yves Cannae, Chairman

1 Embankment Place, London WC2N 6NN, UK

Paul Batchelor, Chairman Int MCS Group

CSC Consulting

2100 East Grand Avenue, El Segundo, California 90245 310, US

T: 1-310-615-1700 F: 1-617-499-1855

William R Hoover, President & Chief Executive Officer

1200 McGill College Avenue, Bureau 2300 Montreal, Quebec, Canada H3B 4G7

T: 1-514-877-3301 F: 1-514-866-0423

Pierre Ducros, Chairman & Chief Executive Officer

Deloitte Touche Tohmatsu International

1633 Broadway New York, New York 10019, US

T: 1-212-492-4143 F: 1-212-492-3993

Donald R Shyder, Director, MCS

787 Seventh Avenue New York, New York 10019, US

T: 1-212-773-3000 F: 1-212-332-9805

Roger Nelson, Chairman MCS Committee

25 Airport Road Morristown, New Jersey 07960, US

T: 1-201-285-9000 F: 1-201-285-9020

David Peiger, Chief Executive Officer

Grant Thornton International

800 One Prudential Plaza, 130 E Randolph Drive Chicago, Illinois 60601-6050, US

T: 1-312-856-0001 F: 1-312-616-7052

Robert A Kleckner, Managing Director

1500 Street, NW, Suite 1000, Washington DC 2005-1298, US

Chris R Matthews, Chairman & Chief Executive Officer

100 Half Day Road Lincolnshire, Illinois 60069, US

Dale Gifford Chief Executive Officer

A Foster Higgins & Co

125 Broad Street, New York 10004, US

Robert F Powell, Chairman & Chief Executive Officer

222 W. Adams St, Chicago, Illinois 60606, US

Fred G. Steingraber, Chairman & Chief Executive Officer

KPMG Peat Marwick

PO Box 74111, 1070 ВС Amsterdam, The Netherlands

T: 31-20-656-6700 F: 31-20-656-6777

PJ Butler, Chairman

Arthur D. Little

25 Acorn Park, Cambridge, Massachusetts 02140-2390, US

Charles R LaMantia, President & Chief Executive Officer

55 East 52nd Street New York 10022, US

Frederick W Gluck, Managing Director

Mercer Consulting Group

1166 Avenue of the Americas New York, New York 10022, US

T: 1-212-345-4500 F: 1-212-345-4944

Peter Coster, President

123 Buckingham Palace Road London SW1W9SR, UK

T: 44-71-730-9000 F: 44-71-333-5050

Jon Moynihan, Group Chief Executive

Park House, Wick Road Egham, Surrey TW20 OHW, UK

T: 44-784-434411 F: 44-784-437828

George Cox, Chairman & Chief Executive Officer

Price Waterhouse

Milton Gate, 1 Moor Lane, London EC2Y 9PB, UK

AG Thorne, World Service Leader, MCS

1700 Palm Beach Lakes Boulevard West Palm Beach, Florida 33401, US

T: 1-407-697-9600 F: 1-407-687-1302

John Prosser, Chief Executive

245 Park Avenue, New York 10167, US

T: 1-212-309-3400 F: 1-212-309-3730

John T Lynch, Chairman

The Wyatt Company

601 Thirteenth Street, N.W., Suite 1000, Washington D. C. 20005-3808, US

Michael H. Davis, President & Chief Executive Officer

Из 30 перечисленных в табл.1 фирм 21 (70%) американского происхождения, 4 — английского, 2 — французского, по одной — немецкого, голландского и канадского.

Пять из них — "Делойтт энд Туш" , "Эрнст энд Янг", "КПМГ", "Артур. Д. Литтл" и "Прайс Вотерхауз Куперс", имеющие наибольший оборот (более 5 млрд дол. в год каждая), называют "большой пятеркой". Следует, правда, отметить что по своему происхождению они являются не менеджмент-консалтинговыми, а аудиторскими. До сих пор основным источником дохода для них является аудит, поэтому оборот менеджмент-консалтинговых услуг в этих фирмах не больше, чем у "чисто" консалтинговых фирм, приведенных в табл.1.

На перечисленные крупнейшие консалтинговые фирмы приходится около 50% мирового оборота консалтинговых услуг.

В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики — индустрией, находящейся в процессе становления. В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности (такой, например, как профессиональная деятельность художника или писателя) в индустрию рассматривается тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Кроме того, о превращении консультирования в индустрию консалтинга свидетельствуют все большая технологизация его методологии (подробнее см. раздел 2.7 данного пособия), развитие стандартизации качества услуг и рост материально-технической оснащенности работы консультантов. В качестве признака недостаточной развитости консалтинговой отрасли рассматривается отсутствие индустриальных методов подготовки самих консультантов. В отличие от обучения, например, инженеров она осуществляется в основном "в процессе работы" или в рамках "внутрифирменного обучения". Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канада), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.

В странах Центральной и Восточной Европы, а также в республиках бывшего СССР консалтинг как деятельность независимых фирм, реализующих свои услуги на рыночных началах, возник лишь в конце 1980-х гг.

Согласно проведенному в 1996 г. исследованию мирового рынка консалтинга основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля.

Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.

  1. внутренние кодексы этики и стандартов практики профессиональных ассоциаций консультантов и других специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса (аудиторов, юристов, специалистов по подбору кадров);
  2. систему государственных нормативных актов , прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг;
  3. международные стандарты качества предоставления услуг — например, стандарты ISO-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO). Возможно также применение стандартов Европейского фонда управления качеством (EFTQM). Эти правила конкретизируются по отношению к консалтинговым услугам обычно самими профессиональными ассоциациями, которые осуществляют сертификацию и контроль;
  4. системы правил найма консультантов , принятых в правительственных и межправительственных организациях: ЕС, ЕБРР, Мировом банке и т.д.;
  5. системы внутренних правил консалтинговых фирм ;
  6. системы правил отбора и найма консультантов у фирм-клиентов .

    1) Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 из стран Западной Европы и 8 из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации — члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов;

    1) квалификационные требования к членству;
    2) кодексы этики консультантов;
    3) обмен опытом и обучение (конференции, курсы и семинары для консультантов).

Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (АМА), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).

В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими отраслями мировой экономики темпами. Согласно вышеуказанному обследованию общемирового рынка консалтинга ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг в 1996-2000 гг. должен составить 15%. С одной стороны, будет развиваться диверсификация типов услуг, а с другой — будет нарастать тенденция к осуществлению комплексных консалтинговых проектов, в ходе которых предоставляются услуги различных типов и направлений. С точки зрения методов, по этому прогнозу, консалтинг XXI в. будет интегративным, т.е. объединяющим экспертное, процессное и обучающее консультирование либо в лице одного консультанта, либо в форме консультационной команды.

Особенно быстрое развитие консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай.

Консалтинг – производство советов. Консультант = советник.
Консалтинг – это вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития.
Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций.

Консалтинг – это деятельность фирмы по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широким вопросам экономики, управления и права.

  1. Консалтинг как процесс производства изменений, в которые вовлечены различные субъекты и объекты

Консалтинг – это консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспертной деятельности, в сфере исследования и прогнозирования рынка, разработки маркетинговых программ и т.п., предоставляемое специализированными консалтинговыми компаниями.

Консалтинг – это профессиональная помощь, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.


II. Процесс возникновения консалтинга.
В самом широком смысле слова консультирование как форма предоставления независимых советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. Однако как вид профессиональной деятельности оно зародилось сравнительно недавно. Другие виды профессиональных услуг бизнесу возникли раньше, чем консультирование. Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX века, по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область проффесиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова.
Этапы развития консалтинга в мире:

  1. Зарождение и развитие. Первыми консультантами становятся бывшие предприниматели, бизнес-люди, которые достигли определенных успехов в бизнесе, но по определенным причинам отошли от дел. Они стали предлагать свой опыт молодым руководителям. Один из первых профессиональных консультантов – Фредерик Тейлор, основатель научной организации труда (НОТ). Основал первую консалтинговую фирму “Служба исследований бизнеса” (1914 г., Чикаго).

Подобные фирмы возникали также в Европе (20-30 гг. 20 в.), в Азии, Африке, Латинской Америке (40-е гг.).

  1. “Золотой век” консалтинга/ консалтинговый бум (50-60-е гг.). В этом периоде отмечается бурное развитие консалтинга, что связано с ускоренным развитием экономики после войны. Наблюдается восстановление народного хозяйства, рост конкуренции, вследствие чего повысился спрос на профессиональных консультантов, т.е. профессиональные консультанты ‑
  2. стали более востребованными. Консультантами становятся люди разных профессий, т.к. нужны были советы в разных областях.

Консультирование приспосабливалось под запросы клиентов (например, с учетом типа производства, масштаба деятельности организации).

Бурному росту консалтинговых фирм способствовало также развитие методологии консалтинга. На этом этапе развития, в отличие от предыдущего, простой передачи опыта стало уже недостаточно.

Одной из отличительных черт периода стало образование компаний по Т-образному профилю. Основу таких компаний составляли эксперты, которые изучали общие законы управления, необходимые для внедрения их специальных знаний, а “универсалы” (“дженералисты”) разрабатывали особые подходы, методы, углубляясь в узкие сферы деятельности. General expert.

Также отличительной особенностью данного периода стало появление института внутреннего консультирования (1950-е гг.). Клиенты, заинтересованные в привлечении консультантов, задумывались о возможной утечке информации посредством консультантов. Клиенты стали приглашать консультантов стать штатными сотрудниками. Таким образом, они гарантировали себе условия неразглашения информации, постоянный доступ к консультанту и вживание консультанта в коллектив (уже хорошо знает тонкости организации). С другой стороны, консультанты становятся оседлыми, утрачивают взгляд со стороны, предлагают типичные подходы. Поэтому, крупные фирмы приглашают также и внешних консультантов.

  1. Переход к индустрии консалтинга (70-80-е гг.). Темпы роста консалтинговых услуг и фирм немного снизились, но все равно оставались высокими. Продолжался процесс дифференциации услуг, расширения спектра услуг. Консалтинговые услуги дифференцировались, сегодня выделяют более чем 100 видов.

На этом этапе клиенты стали обращаться уже за комплексным консультированием, которое захватывает несколько сфер управления (например, финансы, HR, производство). Такое комплексное (интегрированное) консультирование приводит к тому, что консалтинговые услуги стали оказываться командами консультантов. Каждый консультант из группы специализировался на своей отрасли. И теперь консалтинговые услуги носят характер жестких преобразований. Одновременно идет процесс интеграции: консультанты-одиночки все чаще становятся сотрудниками консалтинговых фирм, которые в свою очередь объединяются в национальные консалтинговые ассоциации и далее – в мировые консалтинговые ассоциации. В результате, уровень качества предоставляемых услуг повышается, идет процесс унификации и стандартизации профессиональных услуг.

Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Клиенты могут обращаться в консалтинговые ассоциации, чтобы узнать о качестве предоставляемых фирмой услуг, о ее проектах, об отзывах. В рамках ассоциаций также проводят массовые, крупные маркетинговые исследования, что способствует развитию рынка консалтинговых услуг. Членство в ассоциации чаще всего совпадает с сертификацией услуг, что повышает уровень качества предоставления услуг. Существует несколько ведущих профессиональных объединений консалтинговых фирм:

  1. ФЕАКО - Федерация европейских ассоциаций консультантов по экономике и управлению (Федерация европейских ассоциаций консалтинговых фирм и консультантов – разные источники). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. Объединяет консалтинговые фирмы, которые работают в разных сферах предоставления консалтинговых услуг: аудит, менеджмент, тренинговые компании, ПР-специалисты и др.
  2. АМКФ - Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (Ассоциация международных консалтинговых фирм – разные источники), основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок "Всемирная ассоциация консалтинговых фирм". В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира.
  3. ICCO – Международный комитет ассоциаций компаний-консультантов в области общественных связей. Создана в 1986 г. В 2001 г. В состав комитета вошла Россия, ее представляет национальная ассоциация АКОС – Ассоциация компаний-консультантов в области общественных связей.

Главная задача комитета - обеспечение высокого уровня качества консалтинговых услуг в сфере связей с общественностью, их унификация и стандартизация. Определение главных тенденций развития PR в мире. Чтобы вовремя скорректировать работу консультантов. Разработка международной программы, подбор партнеров для осуществления международных

Читайте также: