Актуальные проблемы инновационной деятельности в образовании доклад

Обновлено: 02.07.2024

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития образования России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива школы на 2003-2007 годы стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.

ВложениеРазмер
innovatsionnaya_deyatelnost_ou.doc 110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность ОУ: проблемы, достижения, перспективы.

Зубова Наталья Олеговна, зам.директора по УВР и НМР ОУ №321

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития образования России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива школы на 2003-2007 годы стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.

Успех практической реализации инновационных процессов в большей степени зависит от уровня готовности учителя к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе. В этой связи на этапе становления представляется важным переосмыслить и обновить структуру, содержание, формы и методы повышения квалификации учителей в системе непрерывного последипломного образования. В школе разработаны программы совершенствования системы методической деятельности педагогов и профессионального развития молодых педагогов. Построение мероприятий происходит на основе структурно-уровневого подхода (профессиональный базовый уровень - уровень молодого специалиста, профессиональный продвинутый уровень - уровень профессионально-адаптированного учителя. профессионально-повышенный уровень - уровень учителя-методиста, учителя-экспериментатора, профессионально-высокий уровень - уровень учителя-инноватора, учителя-исследователя и учителя-руководителя), что подразумевает дифференциацию обучения в соответствии с уровнем профессиональной компетентности учителя. И тут важно выделить работу с молодыми учителями, работу с учителями, сопротивляющимися внедрению всего нового. Например, программа развития профессиональной компетентности молодых педагогов включает:

  1. Руководство педагогической практикой студентов, наставничество
  1. Организацию диагностических исследований
  2. Теоретические, практические, тренинговые занятия
  3. Работу клуба молодого учителя
  1. Проведение ежегодной Недели молодого учителя в школе, в план проведения которой обязательно входят разные мероприятия (открытые уроки и внеклассные воспитательные мероприятия, выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми учителями, смотр кабинетов, "Круглый стол" с администрацией и другими специалистами, интегративные занятия молодых и опытных коллег и т.д.)
  2. Организацию и проведение годового практикума
  3. Разработку индивидуальной программы профессионального роста молодого учителя и т.д.

Основным результатом данной программы становится обеспечение личностной, социальной, профессиональной поддержки молодых учителей.

Папки - портфолио всех педагогов требуют значительного места в кабинете заместителя директора и не могут быть рационально использованы в работе. Поэтому, в рамках работы над проектом, был создан отчетный документ - портфолио деятельности педагога, методического объединения, описывающий полученные результаты за каждый учебный год. Приведем пример портфолио члена МО.

I. ПОРТФОЛИО ЧЛЕНА МО ………… (…………………уч.год)

1. Общие сведения

знаки отличия, грамоты, благодарности, курсы повышения квалификации за данный учебный год (указать место прохождения, в т.ч.школьные семинары, год, тему); перспективные курсы повышения квалификации (указать тематику, место прохождения, цель), повышение квалификационной категории (дата присвоения, номер приказа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Эта система представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования: новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций); управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы качества профессионального образования педагога и студента. Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития.

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности в образовании: в работах Ф. Н. Гоноболина, В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, А. К. Марковой, Н. Д. Никандрова. Обращение к теории и практике изучения достижений педагогической действительности, распространение передового педагогического опыта и инновационная деятельность учителя исследуется Ю. К. Бабанским, В. Ю. Кухаревым, М. М. Поташником.

Анализ современных подходов к инновационной деятельности в образовании (Г. И. Герасимов, Ю. В. Громыко, Л. В. Илюхина, М. В. Кларин, М. А. Мкртчян, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова) позволил определить ее сущностное содержание — это целенаправленное введение новшеств (нововведений) в образовательном учреждении с целью повышения качества образования.

Взаимосвязь науки и инновационной деятельности обнаруживается в том аспекте, что наука является источником появления инновационных идей: на уровне открытий — это получение нового знания о том, как нечто может быть; на уровне изобретений — получение нового знания о том, как нечто можно получить [4]. Вместе с этим, новые научные идеи через механизмы трансляции инноваций, а именно проектную деятельность и подготовку педагогических кадров, могут быть реализованы в практике.

Однако, как показывает сама практика инновационной деятельности, в целом ещё не разработана целостная система управления непрерывным профессиональным развитием педагога; недостаточно представлены механизмы личностно-профессионального развития преподавателя высшего учебного заведения, которые бы соответствовали требованиям Концепции модернизации российского образования и Болонской Декларации.

Современное профессиональное образование ориентировано на специалиста, выпускника высшего учебного заведения, который в свою очередь должен ориентироваться на приоритеты в политике, экономике, образовании, носящие квазиактуальный характер. Современный выпускник вуза должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее и случающееся с ним.

Современные психолого-педагогические подходы к изучению феномена внедрения инноватики в образование раскрываются, прежде всего, в представлении об образовании взрослых как интеграции консалтинговой, исследовательской и образовательной деятельности.

Среди множества подходов к организации такой необходимой профессиональной подготовки в высшей школе в научной литературе имеют место быть следующие передовые подходы:

2. личностно-деятельностный подход , связанный с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны обеспечить переход от абстрактного формирования личности к педагогике развития личности;

3. полисубъектный (диалогический) подход , обеспечивающий субъектную позицию будущего специалиста, отношение к нему в вузе как уникальной личности, персонализацию профессиональной подготовки;

4. индивидуально-творческий подход , определяющий структуру взаимодействия преподавателя и студента [1, с. 47].

Реальная практика профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе указывает на то, что преподаватели разрабатывают свои варианты педагогических технологий, которым присущи свои особенности. Так, опираясь на психологическую основу учебной деятельности и механизмы развития психических и личностных свойств и качеств будущих специалистов, появляются педагогические технологии, учитывающие, прежде всего, индивидуальность личности, внутренние потребности и потенциальные возможности.

При организации инновационной деятельности в образовательных системах среди ведущих качеств личности, наряду с компетентностью, знаниями, столь же значимыми становятся инициативность, готовность к инновационным изменениям [3].

Высокая степень сформированности навыков творческого профессионально-педагогического мышления и эффективного общения педагога также являются основами успешности его профессиональной деятельности и отражают личностную и социальную зрелость профессионала.

В современных условиях важным качественным показателем инновационного подхода в профессиональной подготовки в вузе будущего специалиста является учет индивидуальных особенностей личности. Формирование и развитие индивидуальности чрезвычайно важны потому, что от решения этой задачи зависит то, как будет студент, а затем начинающий специалист осуществлять самореализацию и саморазвитие в профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность позволяет будущим специалистам приобретать свойства и качества личности, развивает у них психические функции и процессы, которые в свою очередь способствуют личностно-профессиональной самореализации педагога, способствуя активному вхождению его в инновационные образовательные процессы.

Из вышесказанного вытекает, что созрела практическая потребность в создании условий для личностно-профессионального развития преподавателя вуза с учетом современных тенденций развития образования, объективных педагогических процессов в высшей профессиональной школе, новой социально-экономической ситуации, уровня профессионализма и образовательных потребностей преподавателя.

Современный преподаватель высшей школы как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества и рассматривается с психологической точки зрения наличия у него интеллектуальных, личностных, и профессиональных предпосылок к инновационной деятельности. Преподаватель вуза — личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т. е. решать творческие, проблемные задачи предметно-профессиональной деятельности.

1.Гребенюк Т. Б. Проблемы психологизации процесса профессиональной подготовки специалиста в ВУЗе. Калининград. Вестник КГУ. Вып.2. 2005.

2.Левина М. М. Образование как гуманитарная ценность в современной культуре // Общество, образование, человек: сборник тезисов. Ярославль, 1998. Ч. 1. С. 84.

3.Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

5.Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 1995.

Гост

ГОСТ

Сущность инноваций в системе обучения

Под инновацией понимают что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Исходя из этого, инновация понимается и как средство, и как процесс. Вне зависимости от того в качестве чего применяется инновация (средство или процесс), основным является то, что вводится что-то новое.

Непосредственно в педагогическом процессе инновация применяется для введения новых целей, методов, средств, приемов и технологий обучения и воспитания, а также с целью совершенствования совместной деятельности педагога и детей.

Основная цель инновационной деятельности в системе обучения – подготовка полноценного члена общества, готового продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях.

Сущность инновационной деятельности в обучении заключается в переориентации обучения, во главу образования ставится потенциал личности и его успешное развитие.

В настоящее время образование должно быть направлено на развитие механизма инновационной деятельности, поиска разнообразных творческих и креативных путей решения практических и жизненных задач (ситуаций).

Таким образом, инновационная деятельность в системе обучения направлена на качественное изменение личности ребенка, в сравнении существующими традиционными системами воспитания и обучения.

Достижение цели становится возможным при внедрении в образовательную деятельность инновационных технологий. Инновации внедряются в дидактические и воспитательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях. Они призваны для того, чтобы мотивировать детей на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, творческого подхода к решению практических задач и жизненных ситуаций, максимальное раскрытие природных способностей и врожденных задатков.

Готовые работы на аналогичную тему

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения достигается посредством введения новейших достижений науки и практики в учебную (воспитательную) деятельность.

Значимость инноваций в образовании заключается в том, что благодаря им, можно не только раскрыть потенциал ребенка, но и достичь его нравственного совершенства, способного обеспечить эффективную социализацию и последующую жизнедеятельность в рамках современного социума.

На сегодняшний день инновационная деятельность в системе обучения является одним из приоритетных направлений развития государства и его экономики, науки и техники. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.

Проблемы образования накапливаются во всех его сферах – методологии, технологии и стандартизации. Тем самым подготовка современных членов общества осуществляется в рамках морально устаревшей системы образования.

Выделяют следующие актуальные проблемы существующей системы образования:

  1. Образовательные стандарты и учебные программы не всегда полностью соответствуют интереса и способностям учащихся, а также тем запросам к подрастающему поколению, которые предъявляются к нему со стороны общества.
  2. Значительно различие в темпах развития науки и техники, и их процессу внедрения в учебную деятельность.
  3. Конфликт между сторонниками концепции многостороннего развития и узкой специализации.

Таким образом, указанные проблемы требует пересмотра существующей системы образования, внедрения в нее новых, современных и актуальных технологий обучения. В первую очередь это касается совершенствования системы подготовки педагогических кадров.

Проблемы инноваций в образовании

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения столкнулось с рядом проблем, буквально на первых этапах разработки и внедрения.

Основные проблемы инновационной деятельности в системе обучения:

  1. Невозможность предсказать эффективности внедряемой инновации.
  2. Недостаточная оснащенность образовательного учреждения необходимыми методическими и техническими средствами для реализации внедряемой технологии.
  3. Недостаточная профессиональная подготовка педагога, отсутствие у него практического опыта работы с инновационной технологией.

Однако, несмотря на существующие проблемы, попытки внедрения инновационной деятельности в обучение проводятся постоянно. В настоящее время инновационную деятельность принято классифицировать и подразделять на несколько видов. Каждая из инноваций имеет свои проблемы.

Классификация видов инновационной деятельности и их актуальные проблемы применения в системе обучения:

  • Аналоговая инновация – основана на изменении оценочной шкалы учащихся (1000 бальная шкала). Проблема введения данной инновации заключается в том, что по итогу обучения учащимся выдают аттестаты, в которых согласно законодательству должны стоят оценки, установленные государственным стандартам по пятибалльной шкале.
  • Комбинированная инновация – объединяет между собой несколько образовательных блоков, которые при объединении выдают совершенно новый подход к обучению. Проблема внедрения заключается в том, что не все общеобразовательные школы имеют необходимую техническую и методическую оснащенность и обеспеченность кадрами, способными данную инновацию реализовать.
  • Ретро инновация – внедрение в процесс образования исторических подходов. Чаще всего организуются на базе лицеев и гимназий, так как они обладают всеми необходимыми ресурсами.
  • Сущностная инновация – внедрение в процесс обучения инноваций, которые ранее не использовались и являются тестовыми. Проблема внедрения такой инновации состоит в том, что невозможность дать гарантированной ответ на то, будет ли она эффективна в обучении.

Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обученности, современной молодежи.

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННО МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КРИТИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / INNOVATIVE-THINKING PERSONALITY / CREATIVENESS / ADAPTABILITY / ENTERPRISE / AWARENESS / COMMUNICATIVENESS / CRITICALITY / INNOVATIVE PROCESSES / PROFESSIONAL EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барахович Ирина Ильинична

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Барахович Ирина Ильинична

Оценка готовности менеджеров к инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования(по результатам экспертного опроса)

PROBLEMS OF INNOVATIONS IN EDUCATION

In this scientific paper Russian researchers give their point of view about irreversibility in the process of the development of Russia, its society and education in the way of innovative transformation. The necessity in working out the demands to university graduates from the point of view of their readiness for innovative activity is underlined. Explaining the necessity is done according to the results of the analysis of Krasnoyarsk students' answers who evaluated themselves according to the indicators determining them as personalities who can join the processes of assimilation, introduction and production of innovations. The suggestion that success in innovative activity depends on a person's ability to build interaction and make dialogue is given in this paper.

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Инновации в образовании, инновационно мыслящая личность, креативность, приспособляемость, предприимчивость, информированность, коммуникативность, критичность, инновационные процессы, стандарт профессионального образования.

Показателями инновации в данной трактовке являются:

— устойчивое развитие человека в личностных и общественных проявлениях; самого общества; изменения качества жизни человека — здоровье, образование, наличие комфортного жилья, семьи, детей, профессиональная карьера, отдых, общественный статус и т. д.;

— изменение технологических процессов, механизмов и способов достижения результата преобразования;

— изменения в постановке общественных и государственных целей и задач на основе фундаментальных исследований, удовлетворяющих жизненным потребностям человека.

Реализация названной цели отчасти обозначена в требованиях к подготовке бакалавра и магистра по направлению Педагогическое образование. На протяжении последних десяти лет ученые и практики разрабатывают условия для развития инновационности работников образования — экономические и материально-технические, для освоения, внедрения и порождения инноваций, анализируют первый

— приспособляемость мыследеятельности личности к реалиям, изменениям, вызовам социального и экономического развития, умение видеть смысл и значение того или иного явления, происходящего события, процесса, раньше других генерировать новообразования и разрабатывать способы их внедрения; оптимистично смотреть на вводимые новшества в организации деятельности и на предполагаемый результат;

— креативность мышления как творческая направленность на создание принципиально новых идей, нетрадиционных схем мышления; способность к обучению, освоению новых обязанностей, нахождению нетривиальных решений проблемы, используя условия, обстоятельства, знания, другие ресурсы оригинальными способами. Это содержательный, объективный в оценках других человек, успешно реализующий свою индивидуальность;

— предприимчивость личности, способной извлекать пользу из представленных возможностей; обладание практической сметкой, энергичность, находчивость, изобретательность, способность рисковать, генерировать идеи и т. д. Осознает выгодность того или иного действия, способна к сотрудничеству. Умеет брать на себя ответственность и управлять ситуацией;

— осторожность в принятии решений основана на логичности мышления, целенаправленности мысли и действия, связана с аналитичностью, развитой интуицией, реалистическим отражением явлений, умением доказывать, опровергать, убеждать, устанавливать взаимосвязи вещей и т. д.;

— критичность в оценке собственных возможностей и проявление личностных качеств, способность аккумулировать для рационального решения той или иной задачи знаниевый потенциал, методический и организационный ресурс, технический инструментарий для создания модели, конструкции, команды, представляющий собой новые технические решения, преобразования действительности;

Для того чтобы выявить, насколько оптимистично студенты смотрят на нововведения, насколько они креативны, предлагалось определить свое отношение к заданным позициям. Аналогично выявлялась готовность к совершению определённых преобразующих действий (дополнительное обучение, самообразование, значительные временные затраты и т. д.). Оценить уровень приспособляемости, предприимчивости, гибкости респондентов позволила их готовность в период преобразования менять свои привычки, если в этом будет необходимость. Далее оценивались их намерения и технологичность в принятии решений, основанные на логичности мышления, целенаправленности мысли и действия, развитой интуиции, реалистическом отражением явлений, умении доказывать, опровергать, убеждать, устанавливать взаимосвязи. Ценности и цели создания команды для реализации той или иной идеи, ответственность за вводимые новшества определялись на основании намерений строить взаимоотношения и проявлений ролевых позиций в команде. Самооценка уровня коммуникативности студентов определялась по их отношению к поступкам партнёров по взаимодействию.

По готовности к преобразованиям предпочтения оказались следующими: 48 % респондентов относится к людям легко обучаемым, их не смущает освоение новых обязанностей. На помощь извне они не рассчитывают, содержательны, дают объективные оценки труда других членов команды. Необходимо отметить, что как сту-денты-гуманитарии (44 %), так и будущие инженеры (52 %) не страшатся работы и с желанием берутся за выполнение неизвестных заданий, т. е. готовы экспериментировать. Примерно 47 % опрошенных в значительной степени беспокоятся за то, как будет оценен их труд со стороны, особенно соответствие уровню компетенции. У этих респондентов есть опасения того, что, если их обязанности изменятся, то

они не смогут выполнять поручения на том же профессиональном уровне и это явится ударом по их профессиональному авторитету (имиджу). Среди них около 48 % студентов гуманитарных факультетов и около 40 % технических. Лишь 8 % опрошенных подчеркивают, что для них важен только их личный результат. Здесь участники готовы на любые действия: открытые выступления, заявления, письменные доклады и заявления, сговор, которые поддержат постоянство и высокую оценку их деятельности. Этот факт характерен в равной степени (50 %) как для гуманитариев, так и для студентов технических специальностей.

Насколько для инициатора преобразований, инноватора важна поддержка группы, команды, в которую он входит, мнения распределились следующим образом: 58 % респондентов в меру критичны, самоуверенны, с завышенной оценкой своих творческих способностей. Не тратят время на убеждение окружающих в своей правоте, настаивают на своем. Находят единомышленников и в любом начина-

Успех нововведений связывается с умениями или неумениями личности эффективно взаимодействовать. Часто высказывается мнение, что провал преобразований нередко зависит от неумения коммуницировать. При этом 70 % опрошенных относят себя к людям достаточно критичным к своим способностям ладить в коллективе (команде, группе); принимающим ответственные решения, обдумывающим свои поступки по отношению к другим. Они стараются не обижать человека ни словом, ни делом, быть отзывчивыми и покладистыми в делах. Таких людей понимают и принимают в команде и отдают им роли как инициатора и координатора в группе, так и исполнителя — разработчика той или иной идеи. Среди студентов гуманитарных факультетов их 76 %, а технических — 64 %.

Таким образом, результаты обследования отношения студенческой молодежи к изменениям, нововведениям можно интерпретировать следующим образом и обозначить их следующие зависимости.

Достаточно высоко (76 %) молодые люди оценивают свои креативность и оптимизм в отношении к результатам нововведений, свое влияние на окружающих в организации инновационной деятельности (58 %) и свою коммуникативную компетентность (70 %). Причем студенты гуманитарных специальностей преобладают в коммуникативности и влиятельности на окружающих, но проявляют гораздо меньший оптимизм в успешности предполагаемых инновационных преобразований. Мы полагаем, что объяснение этой ситуации кроется как раз в том, что за счет преобладания в коммуникативности и влияния на коллектив (а значит, владения большей информацией, способами эффективного взаимодействия, достижения взаимопонимания и т. д.) формируются достаточно ценные установки на систематический анализ целей, задач, хода действий и соответствия им предполагаемого результата. Это позволяет будущим педагогам готовить себя к действиям

Ситуация меняется, как только оцениваются включенность в процесс, в деятельность, готовность к совершению определенной мыслительной деятельности, деятельности вообще. Например, довольно большое количество (48, 44 %) опрашиваемых тревожатся потерять свой уже сложившийся авторитет в учебе, работе, если придется включиться в инновационный процесс, а часть (8 %) молодых людей волнуют (интересуют) только личный успех и продвижение. При этом будущие педагоги оказываются менее готовыми включиться в преобразования, проявляют меньшую готовность к переобучению, больше тревожатся о своем статусе и профессиональном авторитете. Возможно, причиной этому является объективная ситуация — жесткие современные требования общества и государства к педагогу и традиционно сложившийся в обществе имидж педагогического работника как человека консервативного, что ассоциируется с основательностью, фундаментальностью, классическим пониманием культурного человека.

Итак, на основании ориентиров, характеризующих личность, способную мыслить и действовать инновационно, из группы опрошенных можно выделить молодых людей (около 20 %), обладающих готовностью к сотрудничеству, имеющих высокую степень приспособляемости, социальной адаптации и обладающих стремлением и готовностью к самостоятельности, независимости, риску, экспериментаторству, свободомыслию, проявляющих гибкостью, предприимчивостью; способных к переобучению.

Однако большая часть опрошенных (около 70 %) проявляют склонность к обособлению, скепсису, равнодушны, не умеют отстаивать свою точку зрения, ведут себя покорно, подчиненно; не уверены в себе, в то же время аккуратны, имеют высокое чувство ответственности, расчетливы, практичны, не стремятся к переменам и достижениям.

Исследователи определяют, что введение инноваций в образование связано с современной практикой образования (по сути, коммуникативной); с определением условий, закономерностей, средств, форм, методов, технологий педагогической деятельности (коммуникативной); с изменениями, происходящими с участниками педагогического процесса [Хуторской, 2008, с. 13]. Для успешного развития инновационных процессов необходимо и достаточно: понимания неотвратимости и значимости изменений как в обществе в целом, так и в образовании как общественном его институте; восприятия и принятия общественного заказа на изменение образования; формулирования целей и задач, стоящих перед современным образованием; убежденности в содержательности инновационных преобразований; партнерских стратегий в выборе средств и способов их реализации; диалогового подхода в оценке результатов преобразований.

На основании результатов опроса и сделанных замечаний можно предположить, что:

— подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности в практике образования должна стать требованием стандарта профессионального образования;

Эти проблемы могут разрешаться в результате организации широкого коммуникативного процесса, на основании построения конвенциональных коммуникативных стратегий и тактик в обществе на уровне структур, институтов, отдельных групп ученых и практиков образования.

1. Бакумцев Н.И. Инновационный менеджмент и охрана промышленной собственности. Волгодонск, 2003.

3. Делия В.П. Инновационная образовательная среда гуманитарного вуза. Актуальные проблемы педагогической инноватики: материалы межд. науч.-практ. конф. / под ред. В.П. Делия. Балашиха: ИСЭПиМ, 2009. 373 с.

4. Каплан С. Л. Становление и развитие инновационных процессов в российском образовании: дис. . д-ра пед. наук. М., 2004. С. 347.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации в системе образования: проблемы и тенденции.

Встает вопрос: если инновационные процессы в образовании так положительно сказываются на гуманизации, индивидуализации подрастающего поколения, то почему "прогрессивная часть человечества" в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения?

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под инновациями я понимаю существенные изменения в одном или нескольких пунктах:

1. содержании образования,

2. методах преподавания,

3. формах контроля качества обучения.

Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Качественное образование общешкольное, является основным инструментом развития всего общества. Как добиться качества?

В образовательный процесс необходимо внедрять инновации. Общество развивается стремительно. Это вызывает необходимость такой организации системы образования и самого образовательного процесса, которые могли бы подготовить сегодняшних учеников к жизни в быстро меняющихся условиях.

Инновационные технологии в образовании многообразны: это и организационная работа с детьми, и формирование здоровой личности, и воспитание патриотизма, и проведение олимпиад, и индивидуальный подход в обучении. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

В данном контексте основополагающую роль продолжает играть школьный наставник: учитель, классный руководитель, организатор проекта, В инновационном пространстве повышаются требования к самой личности наставника. Он теперь должен не просто много знать, но и быть информированным в самых последних новостях знания. Не просто компетентен, но профессионал в самом глубоком смысле: интеллектуальные возможности сопряжены со способностью освоить новейшие технологические достижения, в том числе информационные. Истинные инновации - это давно забытые старые истины в иной интерпретации методов и приёмов обучения.

Современную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Определённо, современная система школьного образования нуждается в совершенствовании. Попробуем разобраться. Инновации в обучении предусматривают новые методики преподавания, включая мультимедийные программы и авторские разработки.

Инновационные методы обучения помимо положительных сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике. К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно, сельские. Ещё и ЕНТ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕНТ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям (может, надо разработать альтернативные?). В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка и/или его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕНТ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями

ИКТ – прекрасная технология в совершенствовании системы образования, но на практике далеко не всегда и не везде она повышает мотивацию к изучению других предметов, скорее наоборот, - ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. Эффективность труда ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся новыми видами деятельности. На данный момент эти некогда инновационные технологии обучения становятся все более привычными и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными.

Что же касается системы портфолио в психо-педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из-за этого страдает учебный процесс.

Сумма школьных знаний достаточно многообразна, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Конечно, происходящие сегодня инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы. Так, например, информационно-компьютерные технологии призваны облегчить учащимся путь освоения программных технологий для будущей профессии.

Говоря о современных педагогических технологиях, мы должны учитывать, что истинные инновации в области педагогики – это отражение давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Инновации в образовании – процесс сложный Пути повышения эффективности образования проблема всех педагогов. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная реализация непременно ведет к колоссальным достижениям в системе образования. Внедрение инновационных технологий позволяет повысить качество обучения и уровень подготовки школьников

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать необходимый материал и развивать творческий потенциал в предметной деятельности.

Воспитательная инновационная деятельность в школе помогает духовно ориентировать личность в направлении созидания согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях

А психолого-педагогические инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности.

Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала .Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе

Информационные технологии это не только технология, предполагающая внедрение в образование компьютера, но и любой процесс, связанный с обработкой информации.

Применение новых информационных технологий в образовательных учреждениях, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В соответствии с программой информатизации, наша школа уделяет особое внимание развитию информационного обеспечения школы. Применение ИКТ на уроках и во внеклассной работе решает многие педагогические задачи: 1. Позволяет представить учебный материал более доступно и понятно, повышает степень наглядности; 2. Делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным; 3. Способствует реализации развивающего обучения, формирует навыки исследовательской деятельности обучающихся; 4. Позволяет преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного обучающегося; 5. Позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении; 6. Вызывает высокую степень эмоциональности учащих- ся, оживляют учебный процесс; 7. Повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний обучающихся, их творческой активности.

Конечно, есть и определенные сложности. И они, в первую очередь, касаются готовности учителя работать на современном оборудовании. Мало того, что педагог должен обучиться работе с интерактивной доской, то есть, освоить ее программное обеспечение и возможности, но и потом находить время на подготовку к урокам. Но все это, как говорится, временные трудности. При большом желании научиться работать с интерактивной доской и другим современным оборудованием достаточно легко. Зато потом вы почувствуете все плюсы от использования на уроках всех их технических возможностей. Увеличение умственной нагрузки у детей заставляет педагогов задуматься, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. И огромную помощь здесь оказывает компьютер. В школе он - своеобразный посредник между учителем и учеником. И главное его преимущество в том, что он позволяет работать с каждым в отдельности. А индивидуализация обучения, как известно, улучшает качество подготовки. Конечно, это не означает, что компьютер нужно использовать повсеместно и забыть о традиционных учебниках и устном объяснении учителя. Применение компьютера целесообразно при диагностическом тестировании усвоения материала, при обучении, при работе с отстающими учениками, при отработке элементов изучаемого материала.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) одно из ключевых условий образования. Недаром этой проблеме уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Но существуют факторы, препятствующие внедрению инноваций.

Отсутствие должного финансирования.

Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района.

В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей.

Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите.

Неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров

Слабая и практически отсутствующая технически-информационная база.

Личностные факторы: свободное время на чтение; волевые; возможно, темперамент, черты характера учителя и т.д.

Экономические: отсутствие реальных рыночных отношений в образовании, следовательно, не стимулирует личность учителя к развитию.

Материальные: нехватка средств в силу индивидуальных причин.

На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять из них, то позитивное, что они несли. Но, пожалуй, основополагающим в этом вопросе будет соответствие материальной базы образовательных учреждений сегодняшнему дню. Невозможно учить считать на деревянных счетах, когда ребенок в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с электроникой, компьютерами и т.д. Поэтому основная тенденция развития инновационного образования (не умаляя значимости остальных) – это оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей на протяжении всего учебного года, обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации, повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ, Создание методической - информационной базы, доступность и возможность выхода в информационную сеть каждому педагогу учебного учреждения. Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Естественно, что такой путь школы не могут преодолеть в одиночку. Им нужна помощь на государственном уровне.

Читайте также: