Способы распознавания и нейтрализации манипулятивного воздействия доклад

Обновлено: 05.07.2024

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнёров.

Противостояние манипулированию требует умения, во – первых, распознавать манипуляции , во – вторых, их нейтрализовать.

Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок.

· Открытое объявление о недопустимости использования манипуляций ;

· Разоблачение уловки, т. е. раскрытие её сути (особенно эффективно, если удаётся не только назвать используемую ) уловку "по имени", но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

· повторное напоминание о недопустимости использования уловок;

· "информационный диалог" (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;

· "конструктивная критика" (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

· "цивилизованная конфронтация" (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение);

· "уловка на уловку" (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительно-; го результата).

Заключение

Таким образом, манипуляции как очень распространённый способ взаимодействия людей является в некоторых случаях очень опасным. В нашем обществе сложно разоблачить истинных манипуляторов, которые злоупотребляют доверием других людей и нормами этики. Важно помнить, что не каждый человек сможет стать манипулятором и манипулируемым. Нужен багаж знаний социально – психологических.

Практически все мы – манипуляторы, но только разного пошиба.

Как отмечал ещё гоголь, Россия славится плохими дорогами и дураками. Поэтому и прежде, и сейчас для нас срабатывает фундаментальный закон манипуляции:

На дурака не нужен нож:

Ему с три короба наврёшь –

И делай с ним, что хошь!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А БОНЧ-БРУЕВИЧА

Гуманитарный факультет

Кафедра СО и РЯ.

ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ

СПб

ПЛАН

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Понятие психологической защиты.

2 Виды психологических защит.

3 Базовые стратегии психологических защит.

4 Механизмы специфических и неспецифических психологических защит.

5 Как распознать манипулятивное воздействие.

6 Манипуляции, от которых не следует защищаться.

“Если обобщить выводы многочисленных и изощренных экспериментов, то

можно сказать, что мы — люди — необоснованно считаем себя умнее, рациональнее,

тверже и последовательнее, чем мы есть на самом деле. Мы опасно недооцениваем

силу влияния как различных ситуаций, так и других людей. Мы способны вести себя

воспитание, школьное и высшее образование не дают ни информации, ни навыков,

необходимых для реалистичного и здравого понимания самих себя и окружающих. Мы

регулярно обманываем самих себя, ошибаемся в понимании других людей и ситуаций.

Мы слишком часто не рассуждаем рационально, а рационализируем, то есть

оправдываем свои заблуждения. Мы не анализируем обстоятельства, а поддаемся

кандидат философских наук

Я хочу, чтобы человек, который читает мою работу, ни в коем случае не смотрел на оборот этой страницы..

Вступление.

Конечно же каждый знает о том, что в мире его существует манипуляция[1]. Однако встречается она гораздо чаще, чем человек может предположить. Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования и т.д. - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Однако в данной работе своё основное внимание я уделю не манипуляции самой, а возможностям защиты от неё.

Понятие психологической защиты.[2].

В ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ, которое способно нанести ущерб целостности личности или её индивидуальной обособленности, возникает защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.

Виды психологических защит.

В зависимости от защищающего субъекта и от направленности можно выделить 2 группы психологических защит.

Во-первых, это могут быть соответственно межличностные и внутриличностные защиты, и, во-вторых, защиты бывают специфическими и неспецифическими.

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других. Такие психологические защиты называются внутриличностными.

Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента.

Кстати, если верить статистике, то к данному моменту 95% людей, читающих мою работу, уже посмотрели на обратную сторону того листа, на котором я прошу Вас не делать этого. Если Вы попали в эти 95%, то Вы поддались моей манипуляции. Не значит ли это, что тема работы актуальна.

В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты.

Специфические психологические защиты – это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ.

Неспецифические психологические защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации[4]. Благодаря этому виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок (о них я буду вести речь ниже). Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

манипуляции в общении

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

манипуляции в деловом общении

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

Воздействие страхом

манипуляции в общении виды приемы

Воздействие виной

Воздействие неуверенностью в себе

Воздействие гордостью

Воздействие жалостью

психологические манипуляции в общении

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

манипуляции в межличностном общении

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

В семейных отношениях

характеристика манипуляций в общении

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

манипуляции в общении и их нейтрализация

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

В повседневной жизни приходится часто сталкиваться с ситуациями, когда требуется воздействовать на другого человека. Для многих это входит в их прямые обязанности. Это руководители, менеджеры, продавцы, преподаватели, воспитатели, родители, врачи, психологи.

Владение соответствующими психотехнологиями влияния делает работу представителей этих групп значительно более продуктивной.

Повышенный интерес к этим технологиям проявляют и деловые люди, желающие более эффективно взаимодействовать и со своим персоналом, и с деловыми партнёрами.

Технология манипуляции зарекомендовала себя одной из наиболее действенных в плане практических результатов методик.

Знакомство работников с рядом этих методов затруднено несколькими обстоятельствами. Во-первых, описания в большинстве случаев рассчитаны на профессиональных психологов и сложны для освоения практиками. Популярные же изложения излишне упрощены, что резко снижает по многочисленным источникам. В-третьих, и это главное, все эти техники представлены сами по себе, реализуют принципиально разные подходы.

Цель данного реферата – рассказать о манипуляции, её признаках и видах, а также о правилах её нейтрализации.

Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

1) попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление);

2) замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражения адресата (скрытое управление).

Скрытое управление – это такое управляющее воздействие его инициатора, при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно, без видимого нажима со стороны инициатора.

Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.

Скрытое управление производится помимо воли адресата, оно предполагает возможное несогласие адресата с тем, к чему его склоняют (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Морально ли тайно управлять другим человеком (адресатом воздействия) против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель – получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление адресатом против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, является называем манипуляцией. Инициатор управляющего воздействия манипулятор, а адресат воздействия – жертва манипуляции.

Таким образом, манипулирование – это частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, вносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

Однако чаще скрытое управление преследует вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво побуждая его к правильным действиям. То же самое – во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях адресат сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией. Это позитивное скрытое управление.

Универсальную модель скрытого управления можно представить в виде следующей схемы:



Сбор информации об адресате производится с целью обнаружения возможностей, реализуемых в следующих блоках модели скрытого управления.

Аттракция (дословно – притяжение) имеет целью создать условия для привлекательности, позитивного восприятия инициатора адресатом: вызвать к себе расположение последнего.

Побуждение к действию нередко является результатом всех описанных действий (мишень + приманка + аттракция), но может достигаться специальными средствами (например, внушением, приемами убеждения и психологическим давлением).

В ряде конкретных случаев отдельные блоки универсальной схемы могут присутствовать неявно. Например, необходимая информация об адресате может быть уже априори известна инициатору, а аттракция – результат сложившихся ранее отношений.

Виды манипуляций :

Тройная спираль Мильтона Эриксона. Спираль состоит из трёх не связанных между собой маленьких историй. Манипулятор начинает рассказывать первую и, когда подходит к самому интересному моменту, без всякой связки переходит ко второй истории. Рассказывает вторую историю до кульминационного момента и вновь без связки переходит к третьей, которая должна содержать собственно текст внушения. После этого заканчивает вторую и первую истории.

Можно придумать несколько фраз, построенных по этому принципу, и использовать их в своем бизнесе.

Якорная техника . Она является самой мощной техникой манипуляции сознанием. У каждого есть такая песня или мелодия, услышав которую, он вспоминает свое прошлое и как бы возвращается в то время. У каждого образ смеющегося ребенка вызывает определенные чувства. У каждого есть якоря, и этих якорей очень и очень много. И якоря могут быть в любой модальности и зрительные, и слуховые, и кинестетические. Якорь можно использовать для вызывания любого чувства вновь и вновь. Манипулятор может установить якорь, который будет вызывать у другого человека нужные чувства даже тогда, когда его нет рядом.

Знание универсальной схемы скрытого управления позволяет выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Осуществить защиту можно, следуя приводимой ниже универсальной блок-схеме:


Не давайте информации о себе

Осознайте, что вами управляют

Рассмотрим подробно каждый блок.

Не давайте информацию о себе.

1. Поскольку первым шагом скрытого управления является получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего, необходимо по возможности не дать инициатору сведений о себе.

3. Культивируемая в славянской культуре личная скромность также является защитой от манипулирования. Скромность является антиподом хвастовства. Хвастун же вызывает зависть и, следовательно, антипатию. Хвастун является легкой добычей для манипуляторов.

Однако есть факторы, являющиеся общими для всех. Каждый человек хочет выглядеть привлекательно, держаться достойно, ощущать свою значимость, удовлетворять свои потребности. Кроме того, все подвержены действию шаблонов и стереотипов поведения. Манипуляторы обычно знают эти общие факторы и могут попытаться использовать их.

В силу этого рассмотрения первая ступень защиты от манипуляций может значительно уменьшить вероятность попасть под скрытое управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью.

Осознайте, что вами управляют.

4. Осознание опасности. Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и защититься.

5. Невербальные признаки. Манипулятора легко могут выдать жесты, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности жестикуляция левой рукой.

6. Вербальные признаки. Анализ высказываний манипуляторов показывает присутствие в них следующих моментов:

– ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата;

– присутствуют элементы скрытого принуждения;

– наличие подготовительной преамбулы перед непринуждающими словами манипулятора;

– конструкция предложения предполагает дефицит времени, отпущенного адресату на принятие решения.

Пассивная защита .

В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту. Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.

Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих случаях:

– когда вы не знаете, как поступить;

– когда не хотите портить отношения с манипулятором.

Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.

1. Никак не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли. В разговоре это сделать нетрудно.

2. Заговорите совсем о другом (основание то же);

5. Переспросите, повторив просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь. Это заставляет манипулятора разъяснять свою просьбу, что дает адресату время для обдумывания, как с минимальными потерями выйти из ситуации.

Активная защита

Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает свои попытки.

Ведь его главное преимущество – в стремительности натиска, неожиданности, когда у адресата нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение манипулятором посягательства, во-первых, дает время адресату для подготовки наилучшего ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных манипуляторов существуют активные методы защиты.

Дело в том, что манипуляция является конфликтогеном, поскольку может привести к конфликту, а активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтогенов, манипулятор (сразу или потом) ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона обычно не заинтересована.

Кроме случаев прямой зависимости, есть еще и препятствия: воспитание, привычки соблюдать определенные нормы общения, в частности избегать высказываний, могущих обидеть собеседника. Воспитанному, интеллигентному человеку психологически труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

Контрманипуляция

Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.

Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто неясно, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, – психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора.

В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. Контрманипуляция представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.

1. 30 способов манипуляции и управления людьми / Авт.-сост. Д.И. Дудинский. – М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2006. – 96 с.

3. Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения/ В.Н. Куликова. – М.: АСТ, 2006. – 93 с.

4. Лагутина Т.В. Чтение чужих мыслей – как понять себя и других/ Т.В. Лагутина. – М.: АСТ, 2006. – 61 с. – (Дом, семья, досуг).

6. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния / В.П. Шейнов. – М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005. – 448 с.

Глава I . Характеристика манипуляций, как психологического явления в обществе.

Глава II . Основные приемы защиты от манипуляций.

2.1. Отношения манипулятора и его жертвы.

2.2. Противодействие конкретным манипуляциям.

Человек в информационно-техническом обществе

. использованы для разработки методики анализа "Человек в информационно-техническом- обществе". Теоретическое значение изучения проблемы "Человек в информационно-техническом обществе" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика . привести исследователя к ограниченному взгляду на природу, на весь мир в целом. УСИЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ведущая тенденция науки–приращение абстрактности. Это .

Основная цель манипуляции это добиться от своего партнера по общению желаемого, не учитывая его интересы. Таким образом, под манипуляцией понимается следующее, преднамеренное и скрытое побуждение другого человека на выполнение действий, к переживанию определенных состояний, принятию решений, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Истинная цель всегда скрыта от жертвы манипуляций и при раскрытии этой цели общение переходит на качественно другой уровень – не всегда приятный для манипулятора. Манипуляция – это эффективный инструмент общения, но почти всегда не этичный. Как любой эффективные инструмент, манипуляция опасна и обоюдоостра – вскрывшаяся манипуляция разрушает доверие, вызывает злобу и обиду жертвы и также негативно отражается на самом манипуляторе. Негативное влияние на манипулятора выражается следующим – раздражение, тревога, досада, чувство вины, что в свою очередь затрудняет деловое и личностное общение.

Манипуляция – это использование стимулов, которые заранее предопределяют реакцию на них, и которые используются именно для того, чтобы вызвать такую реакцию. Манипуляция – строится на предположении о тех реакциях, которые вызовет тот или иной стимул. Манипуляция всегда основана на предположениях о реакциях на те или иные стимулы, которые являются результатом или социального обобщения, или индивидуального знания о человеке. В манипулятивном акте обязательно содержится знание о том, какая реакция должна последовать на предъявленный стимул. И чем точнее это знание, тем эффективнее будет манипуляция. Особенно хотелось бы подчеркнуть одну важную вещь, которая, несмотря на всю свою самоочевидность, остается незамеченной. Манипуляция всегда – это знание о реакции, а это значит, что реакция – уже существует независимо от того, знаем ли мы о ней, или не знаем. Также можно сказать, что манипуляция массовым сознанием — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

С манипуляциями мы сталкиваемся каждый день, на каждом шагу, поэтому очень важно разобраться в процессах манипуляций. Это проблема стала особенно актуально в XX-XIX веке, это связано с появлением СМИ. Ведь мы все знаем, что СМИ оказывает большое влияние на людей, в связи с этим необходимо знать, как защитить себя от такого воздействия и остаться индивидом, то есть сохранить свои личностные качества. Но при этом манипуляции, как я уже сказал, были всегда, начиная с древних времен. В нашем же обществе все пытаются манипулировать друг другом, начальник подчиненными, а они им; государство своими гражданами, а они в ответ манипулируют им, ну по крайней мере пытаются манипулировать; да вообще все кем-нибудь манипулирует, либо становятся жертвами манипуляций, поэтому актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.

Цели и задачи моего реферата заключаются в следующем:

Проблема: Какова сущность манипуляций, как психологического явления?

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный .

. исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают . ценностями, они составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества. Вступление общества в новую информационную эпоху своего развития определило возникновение и новых .

Цель: Раскрыть сущность манипуляций, как психологического явления в современном обществе.

Задачи: 1. Раскрыть основные технологии манипуляций.

2. Показать психологические механизмы воздействия при манипуляциях.

3. Показать сущность взаимоотношений манипулятора и жертвы.

4. Раскрыть основные приемы защиты от манипуляций.

Методы: — Анализ

Глава I . Характеристика манипуляций, как психологического явления в обществе.

Совершенно точно можно сказать, что само явление манипулирования появилось сразу же с человеком, ведь даже среди животных есть манипуляторы. В любой стаи животных есть вожак и он манипулирует остальными особями в стае, преимущественно путем устрашения. Так же можно отметить тот факт, что большинство людей склонны чтобы ими манипулировали, в связи с этим появляются люди манипуляторы. В манипуляторов люди могут превращаться из-за не желания достигать своих целей честным путем, ведь манипуляции практически всегда производятся с целью получения односторонней выгоды. В современных условиях Манипуляция рассматривается как «акт влияния на людей и управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как

Глава II . Основные приемы зашиты от манипуляций.

· Не показывать слабости;

· Осознавать, что вами пытаются манипулировать;

Ключевая задача – это выявление самого факта манипулятивного воздействия и его мощности, так как именно от этого зависит негативное последствие воздействия на вас манипулятора.

Первым признаком того, что вами пытаются манипулировать является чувство неудобства, для защиты достаточно сказать себе: стоп, мной манипулируют – этого простого осознания хватит для того, чтобы взять себя в руки и начать защищаться.

Открытое обсуждение недопустимости манипуляций, но часто оно нарушается манипулятором, поэтому на этот способ полагаться не стоит.

Разоблачение уловки, то есть раскрытие ее сути. При реализации такого приемы обе стороны понимают, что подловить друг друга не удастся и редко идут на повторное применение манипуляций.

Уловка на уловке. Применяется если все другие способы не дали результатов. Тут побеждается, как говорится сильнейший.

Выявление логических ошибок и их нейтрализация. Ошибки делятся на: паралогизма (не намеренные ошибки) и софизмы (намеренная подмена истинности ложностью).

Базовые защитные установки:

Распознавание манипулятивного воздействия.

· Личный опыт в общение с человеком;

· Дисбаланс в распределении ответственности;

· Деформация уравновешенности элемента в ситуации;

· Дефицит времени при принятие решений.

Основными психическими механизмами воздействия являются: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение — это бессознательная форма включения личности в определенное психическое состояние. Заражение осуществляется путем передачи психического состояния, обладающего большим эмоциональным зарядом. Возникает психический фон заражения, который находится в прямой зависимости от количества людей и степени идуктора (источника заражения).

Заражение, особенно эмоциями, — это сопереживание общего психического состояния группой людей одновременно. Чем выше уровень развития личности, тем слабее действие механизма заражения. Защитится от такого воздействия не составит труда человеку с высоким развитием личности, людям которые не обладают такими навыками следует учится управлять своими эмоциями, либо избегать общения с эмоциональными людьми.

Внушение – это направленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс основанный на передачи информации, основанный на некритическом восприятие. Внушение производится путем непосредственного прививания психического состояния, причем внушаемое воздействие не нуждается в доказательствах и логике. Это эмоционально-волевое воздействие. Эффективность внушения зависит от авторитетности источника информации. Человеку необходимо развивать личные качества такие как сила воли, характер.

Убеждение — основано на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться от человека согласия. Представляет собой интеллектуальное воздействие на человека через обращение к его собственному критическому суждению. Для защиты от данного способа манипулирования важно четко помнить цель разговора и не отходить от нее, дабы манипулятор не смог внушить вам свою логику.

Подражание — специфика состоит в том, что осуществляется не просто принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстративного поведения.

2.1 Отношения манипулятора и его жертвы.

Уверенное (ассертивное) поведение.

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

· Я имею право быть выслушанным и принятым серьезно;

· Я имею право быть независимым от доброй воли других;

· Я имею право быть нелогичным в принятии собственных решений;

· Я имею право делать ошибки и быть за них ответственным;

· Я имею право иметь и выражать свои собственные чувства и мнения;

· Я имею право на изменение своего мнения;

Одним из способов манипулирования является демонстрация безразличия. Манипулятор просто хочет подтолкнуть вас на эмоции и привести в состояние легкого аффекта, когда можно внушить все что угодно или получить любую информацию. Не поддавайтесь на провокацию.

Выделяют следующие черты манипуляции:

1. Осознанность манипулятором своих целей и средств.

2. Скрытость целей манипулятора.

3. Скрытость средств манипулятора.

4. Принятие адресатом (объектом манипуляции) на себя ответственности за происходящее.

2. Способ получения информации об окружающем мире

Люди, использующие манипулятивный стиль общения, достигают своих целей с минимальными затратами. Основные приемы данного общения основаны на подаче заведомо ложной информации и ее утаиванию, поэтому уменьшается суммарный объем информации при принятии важных решений вследствие чего снижается эффективность работы.

Для манипуляций характерны следующие черты:

-неясность, нечеткость выражений мыслей и просьб;

-использование эмоционально окрашенных аргументов, когда упор делается на моральные или иные ценности, что должно склонить партнера к согласию; стремление переложить ответственность за развитее и исход событий на жертву манипуляций.

Для манипулятора характерны следующие черты:

-использование других людей в качестве вещей и объектов;

-отношение к другому человеку как к объекту, орудию манипулирования;

-попытки программирования мыслей, эмоций, намерений;

-управление, контроль, эксплуатация, принуждение, господство, применение силы, косвенное воздействие, направленность на душевное состояние и внутренний мир другого человека.

1-й способ: прикинуться случайным человеком;

2-й способ: поставить под сомнение только что сказанное;

3-й способ: сделать вид, что его слова относятся к другой личности;

4-й способ: сделать вид, что он не разобрался в ситуации.

Психологические способы воздействия в процессе общения

. личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности . воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм. В качестве субъектов социальных влияний могут выступать .

Типичные игры, в которые играет манипулятор:

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е. — М.: Речь, 2003.

Общая психология: Учебник /под редакцией Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И.-.М. :Издательство ЭКСМО, 2006.-560с – (Образовательный стандарт XXI).

Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. −Л.: Лениздат, 2005.− 144с.

Как добиться успеха:Практ. Советы деловым людям/Под общ.ред. В.Е. Хруцкого.− М.:Республика, 2005.−510с.

Примеры похожих учебных работ

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек – общество — .

. общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый род сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие . зависят степень воздействия человеческого общества на природные .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. Все чувства вибрируют привычно ответно на тонкие воздействия. Хорошо, когда чувства утонченны и внетелесны. Ночь . интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может .

Психология манипуляции

. активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им. Манипуляция -- это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий. Манипуляция -- это .

Механизмы манипулятивного воздействия в общении. Защита от них

Понятие манипуляции. Природа манипуляции

. на человека (группу, общество); · манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна; для манипулятора важно, .

Проблема манипуляции в педагогической деятельности

. на родовую принадлежность понятия. Поэтому необходимо указать, что манипуляция является видом психологического воздействия. Основной сущностный признак манипуляции - стремление манипулятора к по­лучению одностороннего выигрыша. Но этот критерий .

marionetka_1 (216x245, 15Kb)

Ежедневно нам приходится сталкиваться с манипуляциями в коллективном и семейном общении. Сознательно или невольно, но люди имеют свойство давить на других и управлять развитием взаимоотношений в выгодном им русле. Задачей уверенного и рассудительного человека является распознавание манипулятора и осознание того, что он пытается управлять Вами не в Ваших интересах. Как можно противостоять хитрым поведенческим приемам, сохранив при этом душевное спокойствие?

Манипуляция – что это?

Манипулятор словами побуждает человека переживать определенное душевное состояние, удобное для принятия нужного решения или совершения действий в интересах манипулятора. Последние при этом скрыты от собеседника.

Цель манипулятивного поведения

Все уловки манипулятора напрямую направлены на достижение желаемого от партнера по общению, используя одну силу слов вкупе с невербальными сигналами. Если Вами манипулируют, Вы можете этого не заметить. Почему так? Цели и средства управляющего Вашим поведением человека неявны, но ответственность за все поступки и принятые решения полностью принадлежит Вам.

Признаки манипулятора и его характерные черты

Распознать человека, который пытается использовать Вас в качестве объекта для удовлетворения своих интересов, можно по нескольким признакам:

- попытка запрограммировать мысли, намерения и эмоциональное состояние собеседника,

- целенаправленное воздействие на психическое состояние человека, направление его действий, контроль, скрытая эксплуатация, косвенное воздействие на внутренний мир партнера по общению,

- использование людей в качестве вещей, а не отношение к ним, как к личностям.

- неопределенность и нечеткость выражения своих просьб и мыслей,

- использование аргументов с эмоциональной окраской, в частности, с упором на моральные ценности или другие методы воззвания к чувству долга,

- перекладывание на собеседника ответственности за последующие события и их результат.

Как определить, что Вы подвергаетесь психологическому воздействию?

Основным признаком того, что Вы беседуете с манипулятором, является чувство неловкости или неудобства. Вы внезапно ощущаете эмоции, которые могут последовать, если Вы не выполните определенных действий. Стыдно, неловко, аморально, плохо – определений чувств множество. Однако их объединяет одно: внезапность возникновения, которую подстроил манипулятор.

Страх, обида, стыд, гордость и зависть – это основной набор рычагов, командам которого послушно следует каждый из нас. Манипулятор создает ситуацию, заставляя Вас переживать определенное чувство и двигаться в направлении, предусмотренном его интересами. Поддаваться на скрытые провокации подобного рода или стоит им последовать?

Нейтрализация манипуляций

Раскрыв уловку партнера, Вы оказываетесь перед выбором: уступить ему в достижении его целей или же использовать защиту. Защита от манипуляций в общении может быть двух видов: пассивная и активная.

Пассивная защита предполагает игнорирование реплик и действий манипулятора, молчание, перевод темы и равнодушие. Зачастую это срабатывает, и инициатива может перейти в Ваши руки для активной защиты, если Вы хотите поставить на место дерзкого человека.

Активная защита – это демонстрация собственной ясной мысли и озвучивание скрытых намерений и методов собеседника. Покажите, что Вы заинтересованы в достижении своих целей, а не в потакании желаниям другого человека, который целенаправленно провоцирует Вас на подобное поведение.

Самым мудрым решением будет предотвращение неприятной ситуации путем профилактической защиты от любых поползновений манипуляторов, а именно:

- непредсказуемость (любая реакция, отличная от ожидаемой, запутывает манипулятора и гасит его энтузиазм),

- уход от ситуации (прерывание контакта, увеличение дистанции или перевод темы беседы),

- блокировка (психологическая изоляция, контроль и недопущение увеличения степени воздействия на Вас манипулятивных уловок),

- изгнание (радикальная мера, направленная на удаление манипулятора из своего окружения путем лишения дома, увольнения или тривиального бойкота),

- управление (совершение действий, противоположных ожидаемым, для запутывания манипулятора и перехвата инициативы управления в свои руки),

- замирание (застывание в текущем настроении и отсутствие эмоциональной реакции на действия и слова оппонента),

- игнорирование (искажение подаваемой информации, демонстративно не воспринимая манипулятора всерьез).

Случается, что хорошие отношения стоят в системе ценностей выше, чем бытовые некритичные ситуации, поэтому вести или быть ведомым – каждый решит сам.
отсюда

Читайте также: