Доклад формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся

Обновлено: 06.05.2024

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми.

Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки отрицательного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
Как реализуется поставленная цель мною в качестве классного руководителя в деле формирования навыков здорового образа жизни?

Организация экскурсий по родному краю, посещение театра, музеев тоже способствуют формированию здорового мировоззрения. Ребята должны понимать, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки.

В осенне-зимний период традиционно проводится беседа с учащимися по профилактике гриппа, дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний.

В уголке взвода размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.).

  • устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни;
  • стремление к постоянному поиску знаний, к самообразованию;
  • проявление творческой активности.

Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников.

Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с учащимися в воспитательном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Из опыта работы школы над проблемой организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей.

ВложениеРазмер
doklado_zdorove.docx 42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Докладчик: Дешевых И.Н.,

директор ОГОУ С(К)ОШ №23 VIII вида

Формирование культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни предполагает:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса;
  • формирование у обучающихся и работников стремления к укреплению своего здоровья;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Поэтому учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер.

Важнейшими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей, являются:

  • контроль за состоянием здоровья и особенностями развития ребенка как показателями уровня функционального благополучия;
    - соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма школьника;
    - рациональный режим труда и отдыха с гигиенически полноценным сном и достаточным пребыванием на свежем воздухе;
    - соответствие условий среды, в которой осуществляется учебный процесс (микроклимат, уровень освещения, школьное оборудование), гигиеническим нормативам и требованиям;
    - учет особенностей адаптации детей к условиям школьного обучения;
    - повышение двигательной активности учащихся;
    - создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона в течение учебного процесса.

В школе создана система работы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, в которую вовлечены классные руководители, учитель физкультуры, социально-психологическая служба, медицинские работники, работники столовой.

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания детей в образовательном учреждении, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, влажная уборка, режим проветривания и др.
  • Профилактическое и соматическое лечение детей по назначению врача – психиатра ( профилактика неврозов, коррекция резидуально- органического фона).
  • Психокоррекционные и психопрофилактические занятия с детьми педагогом-психологом для снятия психоэмоционального напряжения и утомления.
  • Дневной сон для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости и сложной структурой дефекта.
  • Своевременное прохождение учащимися медицинских осмотров с оценкой состояния их здоровья, физического развития; дообследование нуждающихся, своевременное направление к специалистам для обследования и назначения лечения.
  • Вакцинация детей согласно национального календаря профилактических прививок.
  • Оздоровительные мероприятия с целью снижения острой заболеваемости, в том числе ОРВИ и гриппа:
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Вакцинация против гриппа;
  • Включение в рацион питания соков, фруктов; в осенне-зимний период – лука и чеснока;
  • Проведение динамической перемены.

Анализ статистики здоровья и сохранности здоровья показывает :

Наблюдается тенденция снижения количества заболеваний простудными, инфекционными заболеваниями благодаря ежегодной, плановой вакцинации и витаминизации. Также огромное влияние на повышение иммунитета обучающихся оказывает периодическое оздоровление детей в санаториях и пришкольном оздоровительном лагере в летний период .

Благодаря высокопрофессиональной деятельности педагогов школы, учителя ЛФК, направленной на коррекцию всех психофизических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается улучшение соматического состояния здоровья, коррекция осанки и плоскостопия.

В школе имеется оборудованная столовая на 70 посадочных мест. Во время учебного процесса организовано бесплатное горячее двухразовое питание: завтрак и обед. Горячим питанием охвачены все учащиеся школы. Имеется меню, согласованное с органами Роспотребнадзора.

Применение здоровьесберегающих технологий обучения на уроках начинается с начальных классов, где используются упражнения для коррекции зрения, разгрузки позвоночника, упорядочения дыхания. В старших классах для активизации работы головного мозга, снятия напряжения и утомляемости также используется комплекс физических упражнений до и после урока, а для глаз – во время урока.

Ученикам, начиная с первого класса, прививаются навыки личной гигиены и гигиены занятий физическими упражнениями.

В соответствии с современными требованиями были пересмотрены и скорректированы цели, задачи, содержание, организационно-методические подходы к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме школьного дня, а именно: утренней гимнастике (зарядке), гимнастике до занятий, физкультминуток, играм на переменах, спортивному часу в группе продленного дня, прогулкам, экскурсиям.

В системе научно-методического обеспечения образовательного процесса функционирует социально-психологическая служба, которая решает проблемы диагностики уровня психологического развития школьников, выявляет интересы, потребности, трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им помощь и поддержку.

Ежегодно проводится оценка состояния здоровья учащихся , изучается школьная документация: медицинские карты, классные журналы. В результате чего была получена информация об уровне заболеваемости учащихся, определено число учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, выявлена норма в дозировании домашних заданий.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на сохранение здоровья школьников, их полноценного физического и психологического развития. Деятельность учителя основана на формировании у учащихся мотивации к занятиям, при этом учитываются их возрастные особенности . Воспитывается устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Учебно-материальная база позволяет полностью выполнить программу по физическому воспитанию, но есть к чему стремиться. Спортзал не располагает всем необходимым спортивным инвентарем , недостаточное количество лыж, нет спортивной площадки на школьном дворе, на которой можно было бы заниматься в любую погоду.

В школе работают спортивные секции: по гимнастике и Общей физической подготовке.

Учитель физической культуры, классные руководители проводят беседы с родителями о значении физической культуры для детей школьного возраста, о цели и содержании физической культуры, о здоровом образе жизни об оказании первой медицинской помощи .

На родительские собрания приглашаются врач –педиатр, фельдшер, вместе с которыми обсуждаются вопросы здоровья детей .

Проводятся классные часы, посвященные сохранению здоровья и укреплению иммунитета, безопасности дорожного движения, правилам поведения на улице, тематические беседы, утренники, лекции, конкурсы рисунков, различные акции.

Совместная работа с органами здравоохранения и РУВД, Спид-центром посвящена профилактике токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя.
Физическая культура и здоровый образ жизни пропагандируется через беседы, библиотечные уроки , уроки окружающего мира, биологии, географии, ОБЖ, СБО, физической культуры.

Педагогический коллектив считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика - значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. В массовой школе условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. В связи с этим здоровье – важнейший фактор, определяющий физическую и умственную работоспособность, успеваемость и поведение школьника.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества.

Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учебное заведение Республики Крым

Доклад на тему:

Подготовила: воспитатель Бойко Е.Н.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. В массовой школе условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. В связи с этим здоровье – важнейший фактор, определяющий физическую и умственную работоспособность, успеваемость и поведение школьника.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества.

Приобщение младших школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации. Ценность, которая признается всеми без исключения – это здоровье человека. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья младших школьников, с каждым годом, ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 40-45% школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого шестого ребенка отмечается анемичный синдром; до 20% учащихся начальных классов имеют хронические тонзиллиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем болезни органов пищеварения. За годы обучения в начальной школе в четыре раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции часто являются недостатком в организации школьного обучения.

Здоровье является необходимым условием полноценной жизни человека и, в значительной степени, определяется личной ответственностью за его благополучие. Осознание значимости собственного здоровья и необходимости соблюдать здоровый образ жизни – основа здоровья любого человека.

Учебные заведения должны стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школы проходит всё население, и на данном этапе социализации личности, формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Здоровый образ жизни можно характеризовать как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья. Используя гигиенические знания, свою активность, а главное – мотивацию, вполне реально, опираясь на резервные возможности организма, обеспечить выполнение своих жизненных помыслов и осуществить свои профессиональные возможности.

Научить младшего школьника следить за своим здоровьем, сохранить и укрепить его могут учитель начальных классов, воспитатель. Они могут активно влиять на формирование здорового образа жизни у учащихся непосредственно на всех уроках, на самоподготовках. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Одним из возможных путей решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные методы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования: особенности формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

- изучить психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме;

- проанализировать особенности процесса формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников будет эффективным, если учитель начальных классов будет проводить игры, викторины, конкурсы, классные часы о здоровье, соответствующие возрасту детей младшего школьного возраста.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья младших школьников, и вообще населения через изменения стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных условий, связанных с жизненными ситуациями.

Одной из главных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Чтобы младшие школьники решили для себя быть здоровыми, нужно сформировать у них правильные представления о здоровье, здоровом образе жизни. Каждый человек должен ответственно относиться к проблеме здоровья.

Кузнецова Л.В. отмечает, что в нашей стране внедрение ЗОЖ идет медленно, и эффект минимальный. Из объективных причин, по ее мнению, можно выделить слабую экономическую базу развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие традиций ЗОЖ, а также недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотиваций и потребностей в двигательной активности.

За здоровье необходимо бороться каждому из нас. Учителя, воспитатели и родители должны ежедневным примером прививать детям любовь к здоровому образу жизни, беречь и сохранять свое здоровье и здоровье близких и родных. Если каждый будет заниматься сохранением и укреплением здоровья, тогда мы будет по-настоящему здоровы и у нас будет здоровое поколение.

Всегда человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. Единственный путь освобождения сознания от иллюзий – это наш собственный опыт. Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся являются: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; нормализация учебной нагрузки; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, бодрость, энергию, достичь долголетия. Необходимо с младшего школьного возраста осознать полученную информацию и постараться сделать это постулатом всей жизни.

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.

Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы. Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена.

Формировать представления о здоровом образе жизни можно разными способами. Проводить с детьми различные беседы, тесты. Например, приучить детей составлять режим дня и в один из классных часов корректировать их режим дня, чтобы они соответствовали формированию здорового образа жизни.

Самое главное условие здоровой организации режима в семье является забота о гигиене квартиры, дома. Комната ребенка должна часто проветриваться. Родители должны заботиться о свободном времени ребенка, чтобы оно проходило в подвижном состоянии, желательно на свежем воздухе.

Основным условием организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильная последовательность различных видов деятельности. Следование режиму дня воспитывает у младших школьников бережливое отношение к времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.

Из всех факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека и от которых зависит работоспособность, наиболее важным является рациональное питание. Рациональное питание – важнейшее условие профилактики различных болезней; физиологически полноценное питание здоровых людей, удовлетворяющее потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии.

Вопросам питания в настоящее время, как фактору, влияющему на здоровье, придается большое значение. Питание необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей, поступление энергии, биологически активных веществ. Обмен веществ и энергии, структура и функции всех клеток, тканей, органов и всего организма в целом находятся в прямой зависимости от характера питания. Поэтому педагоги, медицинские работники школ, родители должны понимать важность питания для детского организма и уделять ему большое внимание. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода – являются основными веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма.

Питание необходимо рассматривать как фактор, приводящий к здоровому образу жизни. Наука о питании существует не только для специалистов, но в первую очередь – для всех нас. В каждом доме, семье ей должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знания о законах питания, режиме труда и отдыха должны приобретаться с детства. Режим питания включает время и количество приемов пищи, распределение суточного пищевого рациона по энергоценности, качественному составу, набору продуктов и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Гигиеническое воспитание, осуществляемое в тесном единстве с другими направлениями воспитания младших школьников, служит решению задачи – гармоническому развитию человеческой личности.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, которая, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Гигиена сна предусматривает сон в одно и тоже время, с незначительными отклонениями во времени.

Здоровый образ жизни – это первичная профилактика, в основе которой заложены уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования.

На образ жизни учащихся наиболее эффективно может влиять педагогическое воздействие.

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на улучшение и сохранение своего здоровья. Каждый должен заботиться о своем здоровье. Каждый учитель должен быть приверженцем здорового образа жизни, так как педагог, прежде всего, воспитатель и пример для подражания.


детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

7. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

8. ФГОС ставит задачу организовать рациональный режим дня, обеспечить учащимся сбалансированное питание, предоставить регулярное медицинское обслуживание и благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия и таким образом способствовать укреплению здоровья младших школьников и формированию здорового образа жизни.

Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.

Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы – дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования: самбо, акробатика, футбол.

3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

Педагог обязан ежедневным примером прививать младшим школьникам любовь к здоровому образу жизни, беречь здоровье.

Важно еще со школьной скамьи осознать, что здоровье для человека – это главная ценность. Здоровье нужно сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. Лишь, когда растущий человек для себя поймёт, что сохранение и укрепление здоровья – это личный долг каждого, – тогда мы будем по-настоящему здоровы и будет здоровое поколение.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах не сложно организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого необходимо, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

С целью расширения представлений школьников об окружающем мире, формирования у них навыков здорового образа жизни преподаватели кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности Армавирского Государственного Педагогического Университета организовали работу клуба “Школа здоровья” на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школы-интерната III-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

Мы стали участниками реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, имеющими социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Мы – твоя семья” при поддержке Фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детского благотворительного фонда “Виктория” (г. Москва).

  • содействовать сохранению здоровья учащихся школы-интерната;
  • вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины;
  • формировать безопасное поведение детей с ограниченными возможностями.

Наша программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое “здоровье” и что такое “болезнь”, подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Практическим вкладом в реализацию программы “Мы – твоя семья” стал Сборник методических материалов “Тематические уроки здоровья” в 2-х частях. Автор данной статьи – составитель Сборника адресует его педагогам, воспитателям, социальным работникам и всем тем, кому небезразлично здоровье наших детей.

Под руководством преподавателей кафедры студенты старших курсов социально-педагогического факультета, факультета технологий и предпринимательства, филологического факультета проводят “Уроки здоровья” в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы работы позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей и совершенствуются психические процессы.

Студенты-волонтеры ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

Настоящее театрализованное представление с помощью мягких игрушек организовали студенты социально-педагогического факультета – будущие социальные педагоги. А будущие учителя начальных классов провели “Урок Айболита” о культуре питания. Живой интерес у детей вызвали стихи и загадки о полезных ягодах, овощах и фруктах. Они активно их отгадывали, за что в награду получали апельсины, мандарины и бананы.

Студенты филологического факультета провели урок здоровья в необычной форме: “Суд над СПИДом”, о чем писала городская газета “Армавирский собеседник”. Перед студентами стояла непростая задача: силой голоса, особой интонацией передать трагедию поломанных судеб, загубленных надежд. “Жертвы СПИДа” призывали ребят не рисковать своими мечтами, прекрасным миром, который ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.

Проведению уроков здоровья мы готовим студентов перед выходом на педагогическую практику в школы города и края. При кафедре биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности АГПУ для них читаются спецкурсы: “Гигиенические основы образования учащихся”, “Охрана репродуктивного здоровья”, “Основы здорового образа жизни”, “Профилактика употребления психоактивных веществ” и др. Несколько лет при кафедре работает “Школа здоровья”, в рамках которой студенты-волонтеры проходят соответствующую подготовку по разным направлениям: экологическому, патриотическому, антинаркотическому и валеологическому воспитанию школьников.

Валеологическое образование будущих педагогов мы начинаем с самого главного – с формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. И никакие новации, никакая инициатива и творчество не должны идти впереди заботы о здоровье детей.

Большинство участников исследования (97%) указывают на необходимость ведения здорового образа жизни. В качестве основных аргументов они называют следующие: “быть здоровым”, “быть сильным”, “быть красивым”. Видимо это связано с возрастом испытуемых (в исследовании принимали участие, в основном, студенты первых курсов), их стремлением нравиться противоположному полу. В ответах студентов-заочников сравнительно больше таких аргументов, как “быть успешным в делах”, “быть всегда в форме”, “иметь здоровых детей”. Вот некоторые выдержки из размышлений студентов: “Здоровый образ жизни вести необходимо, так как это краткий путеводитель по дороге к личному счастью и благополучию”, “Здоровый образ жизни – это билет в будущее, будущее без детей – инвалидов”, “Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то последующие поколения столкнутся с еще большими проблемами”, “Образ жизни задает ритм самой жизни”, “Благодаря здоровому образу жизни я легко адаптировалась к студенческой жизни вдали от дома”. Вот так далеко могут простираться толкования о здоровье, здоровом образе жизни, если дать возможность молодым людям подумать.

Итак, необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни осознается почти всеми участниками исследования. Но за этим пониманием не всегда стоят реальные действия по их выполнению, что, скорее всего, объясняется нежеланием менять выработавшиеся привычки, стереотипы поведения. К сожалению, лишь в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, жизненный кризис) человек вынужденно изменяет свой образ жизни, начинает ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких для него людей.

Начатое исследование представлений о здоровом образе жизни показывает актуальность данного направления работы в профессиональной подготовке будущих учителей. Ведь реализация задач, стоящих перед школой в области формирования здоровья молодого поколения, требует подготовленных кадров.

К сожалению, вопросы гигиенического воспитания учащейся молодежи не выделяются в специальную дисциплину, а вопросы формирования здорового образа жизни рассматриваются лишь в некоторых дисциплинах кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности и в основном на первых курсах. Хотя, как известно, процесс валеологического образования должен быть непрерывным.

На практических занятиях по дисциплинам, изучающим организм человека, студенты осваивают методики, которые формируют социальную потребность быть здоровым. Знания, полученные на занятиях, будущие учителя закрепляют во время педагогической практики в школе, на детских площадках, а также в условиях оздоровительных летних пионерских лагерей.

Вопросы валеологического образования мы постоянно включаем в тематику научно-исследовательской работы студентов. Под нашим руководством будущие педагоги участвуют в проведении профилактических дней в школах города, выступают среди учащихся по проблемам укрепления здоровья. Стало уже традицией проведение городской экологической конференции накануне Всемирного дня здоровья (7 апреля).

В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, завтра будет поздно.

высокую ку льтуру труда, быта и взаимоотноше ний с обще ством и пр иродой.

Сегодняшн ее состояние здоровья д етей вы зывает серьезн ую тревогу .

Здоровье – категория резерв ов жизни, жизне способнос ти человека как

целостного су щества в еди нстве его тел есных и психич еских хара ктеристик.

Такие резервы, ж изнеспос обность фо рмируются в проц ессе воспита ния

ребёнка в семье и ш коле. В наше в ремя пони мание здоровья как катего рии,

значимой для жиз ни общества, на ходит все более широк ое распростране ние.

Решать оздоровител ьну ю задачу на занятия х по физическ ой ку льтуре

Младший шко льный возраст - это период интенс ивного у своения самых

разных правил, н е только учебны х, но и обществен ной жиз ни. Всю

информацию, к оторую дети этог о возраста полу чают из вне шнего мира, он и

буквально впит ывают как гу бки. Кроме тог о, дети этого возраста наиб олее

восприимчив ы к тому, что им г оворят взрослые. Поэтому профилактику

отклоняющегося п оведения и з лоупотре бления псих оактивными вещ ествами

необходимо проводить у же в младшем школь ном возрасте, еще до того, ка к

дети приобрету т дезадаптивные форм ы поведени я и начну т употреблять

алкоголь, наркот ики и дру гие психоакти вные вещества. Дет ям важно, ка к

они приобретаю т новые знани я. Если этот процес с будет на вязанным и

Здоровый образ жизн и личности школьника представляет со бой

многофункциональ ную совоку пность, которая вклю чает в себя з нания и

представлен ия о здоровье как ж изненной це нности чел овека, о ЗОЖ,

сформированн ые привычки и мотивацию своего поведен ия как здо рового

человека, у мения и навыки здор ового поведения на ос нове пост оянной

двигательной акт ивности, не приятие вр едных привыче к, что позв оляет вести

здоровый стиль ж изни и быть физ ически и с оциально акт ивным, з доровым

Здоровый сти ль жизни ш кольника вклю чает в себя следующие

- организацию сво бодного в ремени с п реобладанием дв ижений,

Основные усл овия формирования здорового образа жи зни у школьник ов

- формирование з наний мл адшего школ ьника о здоровье, ЗОЖ, о

собственном зд оровье, о здор овых и вредн ых привычка х расту щего человека,

о нормальном н равственном и отклоняющемся п оведении де тей и

- организован ная двигатель ная активн ость учащихся в условия х

использования сп ециально раз работанн ых методик и те хнологий

- формирование ценностного отношени я к здоровью, здор овому образу

- формирование з доровых нав ыков и привыч ек учащихся.

Успешная у чебная деятельность и с остояние з доровья дете й не могу т сегодня

рассматриваться изолирова нно дру г от друга. Они взаимосвязан ы и требую т

к себе присталь ного внима ния взрослых , учителей и р одителей. Хороше е

здоровье благ оприятству ет полноценно му развитию дете й. Общая цель всей

деятельности в да нном нап равлении – не только научить ребенка о бъективно

оценивать сво и действия и поступки, а р азвить веру в свои возможност и и

силы, адекватн о реагировать на сл ожную жизненную ситу ацию и делать сво й

собственный вы бор. Помочь ему дост игну ть социально - значимых

результатов в жизни, и получить грам отно и своев ременно дозирован ную

информацию о разру шающем эффекте вредных привы чек не тольк о на

организм чел овека, но на саму жизненну ю ситуацию. Успешность работ ы в

формировании з дорового образа ж изни заключается в работе: ребен ок –

родитель – педаг ог. Известно, чт о здоровые п ривычки фо рмирую тся с самого

раннего возраст а ребенка. Поэт ому роль и значе ние семьи, семейного

воспитания в этом п роцессе должно быть обязатель ным. Родителям

необходимо еже дневно, изо дня в день, незаметно и неу клонно вест и

воспитание своег о ребенка, чт обы он осознал нео бходимост ь укрепле ния

родителям нео бходимо иметь о пределе нную теорет ическую и практическу ю

подготовку в этих вопроса х, котору ю в полной ме ре дает ко ллектив школы,

т.к. каждый пе дагог ставит од ной из главны х своих задач ра боты с клас сом –

Читайте также: