Транснациональные корпорации японии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: транснациональные корпорации (ТНК), корпорации, Япония, Юго-восточная Азия, Сингапур, Малайзия, инвестиции

В статье анализируются современные инвестиционные стратегии на глобальных рынках транснациональных корпораций Японии и стран Юго-Восточной Азии. Автор, опираясь на официальные данные ЮНКТАД, приходит к выводу, что различаются объемы суммарных и зарубежных активов корпораций этих стран: у ТНК Японии они исчисляются сотнями миллиардов долларов, тогда как у ТНК из ЮВА — десятками миллиардов долларов. Однако это не влияет непосредственно на географический охват деятельности их корпораций — в обоих случаях транснационализация предпринимательства имеет не только региональный, но и глобальный охват. Однако сфера деятельности ТНК Японии и стран ЮВА несколько отличается: исторически сложилось так, что японские ТНК наиболее успешно развиваются в сегментах автомобилестроения, производства бытовой техники и электроники, тогда как современные ТНК из страны ЮВА занимают ниши ресторанного бизнеса, производства продуктов питания и напитков, строительства и недвижимости. Выявляется, в ЮВА наибольших масштабов транснационализации достиг бизнес в Сингапуре и Малайзии, т. е. транснационализация предпринимательства развивается в субрегионе весьма неравномерно.

Keywords: transnational corporations (TNCs), corporations, Japan, Southeast Asia, Singapore, Malaysia, investments

The article analyzes modern investment strategies in the global markets of transnational corporations in Japan and South-East Asia. The author, based on offi cial UNCTAD data, comes to the conclusion that the volumes of total and foreign assets of corporations of these countries diff er — Japanese TNCs have hundreds of billions of dollars, while South Asian TNCs have tens of billions of dollars. However, this does not directly aff ect the geographical scope of their corporations — in both cases, the transnationalization of entrepreneurship has not only a regional but also a global scope. However, the scope of activities of TNCs in Japan and Southeast Asia is somewhat diff erent-historically, Japanese TNCs are most successfully developing in the segments of automotive, household appliances and electronics, while modern TNCs from Southeast Asia occupy niches in the restaurant business, food and beverage production, construction and real estate. It is revealed that business in Singapore and Malaysia has reached the largest scale of transnationalization in Southeast Asia, i.e. the transnationalization of entrepreneurship is developing very unevenly in the subregion.

У 20 % из 100 крупнейших глобальных ТНК на сегодняшний день страна происхождения расположена в Восточной и Южной Азии. Из них 10 ТНК — японских, 6 — китайских, еще 2 — из Гонконга и Тайваня. Это показывает, насколько значительно возрос уровень транснационализации китайского бизнеса к 2018 г. Данная тенденция развивается на фоне общего роста количества ТНК в мире. Так, в начале 1990-х гг. насчитывалось около 36,6 тыс. ТНК в мире и 174,9 тыс. их зарубежных филиалов, причем в развитых странах базировалось 92 % всех ТНК. В первой декаде XXI в., примерно в 2004–2005 гг., число ТНК в мире увеличилось до 70 тыс., количество зарубежных филиалов — до 690 тыс. 25,8 % всех ТНК базировалось в развивающихся странах: 21,2 % в Азии, 4,2 — в Латинской Америке, 0,5 % в Африке 2 . Таким образом, страны Азии добились впечатляющих успехов в XXI веке в транснационализации свох предприятий.

Мищенко Яна Вадимовна, ТНК Японии и АСЕАН: актуальные тенденции развития, сотрудничество и конкурентный потенциал в XXI веке. Международная экономика №1 2020. 2020;1.

За период с 1988 по 1990 гг. Япония экспортировала в форме прямых инвестиций капитал стоимостью 126 млрд. долл. США, не считая реинвестиций заграничных отделений, т.е. вышла на первое место по интенсивности ежегодного вывоза капитала в форме прямых инвестиций, отодвинув на второе и третье места соответственно Великобританию и США. В те же годы заграничные прямые инвестиции Великобритании с учетом реинвестиций составили 94 млрд. долл. США, а США (также с учетом реинвестиций) - 72 млрд. [6].

Большую долю в объемах инвестиций в экономику Японии сыграли ТНК.

Таблица 2 – Размещение ТНК на территории Японии

Отрасль ТНК Страна-владелец
Автомобилестроение Дженерал Моторс, Форд, Крайслер США
Тойота, Хонда, Сюзюки, Мазда, Ниссан, Митсубиси Япония
Даймлер - Бенц, Фольксваген, БМВ, Порше Германия
Рено, Пежо - Ситроен Франция
ФИАТ Италия
Вольво, Скания Швеция
Дэу, Киа Южная Корея
ЭВМ, компьютерные Ай Би Эм, Интел, Эппл, Хьюлед - Паккард США
НЭК, Хитачи, Фудзицу Япония
Оливетти Италия
Производство сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин Катерпиллар США
Комацу Япония

Источник: составлено автором по [6, 9]

В Японии насчитывается 168 транснациональных корпораций.

Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее:

1. наибольшую группу составляют американские ТНК;

2. наиболее быстрорастущие ТНК — японские;

При образовании корпораций в Японии решающую роль играют факторы: взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных мощностей.

Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает:

• участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;

• соблюдение принципа единогласия в принятии решений;

• отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника; предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться и они обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции;

• использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

• постоянное совершенствование искусства управления, в том числе качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности; контроля за ходом производственного процесса.

Примечательно, что японцы переносят свой стиль управления и на дочерние компании зарубежных ТНК, базирующиеся в Японии. Так, находящиеся в Японии дочерние компании американских корпораций "ИБМ", "Ксерокс" используют японский стиль и опыт управления, контроль качества продукции.

Для многих стран именно японская, а не американская система организации управления стала эталоном. Японских рабочих отличает высокий уровень образования, технологический опыт и стабильность. Япония создает уникальную, базирующуюся на самых передовых технологиях инфраструктуру, является лидером в области качества продукции, а по темпам роста производительности труда обогнала все другие страны.

История успеха Toyota

Началом истории компании Toyota можно считать 1933 г., когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся автомобильный департамент.

Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

В 1935 г. была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA), и первым грузовиком Model G1, а в 1936 г. автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка/

Через год, в 1937 г., автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую название Toyota Motor Co., Ltd.

После Второй Мировой войны, в 1947 г., началось производство еще одной модели — Toyota Model SA.

В 50-х гг. проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд, а в США была основана компания Toyota Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский рынок.

Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась неудачей — но впоследствии, сделав выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.

Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом — в Южной Африке, в Европе и Азии.

Добилась успеха Toyota на рынке США — модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 г., быстро получила широкое распространение и стала самым популярным на иностранном рынке японским автомобилем. В следующем, 1966 г., Toyota выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль — Corolla, производство которого с успехом продолжается и по сей день.

Преодолев энергетический кризис и финансовые трудности, введя режим жесткой сырьевой экономии, разработав под давлением законодательства, касающегося загрязнения воздуха, эффективную выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную политику, Toyota вступила в следующее десятилетие.

В начале 80-х гг., а точнее, в 1982 г. компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства. В 1983 г. Toyota подписывает многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США.

Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой марки, как Lexus — подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей высокого класса. До этого Япония ассоциировалась с небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; а с появлением Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение изменилось.

1990 г. ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра — Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается первая авторизованная сервисная станция в тогда еще Советском Союзе. Toyota продолжает свою мировую экспансию — открываются филиалы во всё новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты.

Кроме этого, очень активно идут научно-технические исследования.

В 2000 г. продажи модели Prius достигли 50 тыс. по всему миру. В 2002 г. Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.

На сегодняшний день Toyota — один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 млн. машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд. В группе Toyota — множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями.

2. транснациональные корпорации это

Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) —
компания (корпорация), владеющая производственными
подразделениями в нескольких странах.
По другим источникам, определение транснациональной
компании звучит так: компания, международный бизнес
которой является существенным. А также компания, на
зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их
общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более
странах.

3. Транснациональные корпорации Японии

К тнк Японии относятся:
• Toyota motor, Honda motor - в
автомобилестроении
• Hitachi, Sony, NEC - в электронике
• Toshiba, Fujitsu, Canon - в производстве
компьютерной техники

4. Toyota motor

6. Honda motor

Honda motor-международная
промышленная компания, известная в
первую очередь как
производитель автомобилей и мотоциклов.

Компания основана в 1948, основатель — Соитиро
Хонда .
Решение компании о выходе на автомобильный
рынок было весьма неодобрительно встречено
японским правительством, так как считалось, что
Honda, конкурируя на мировом рынке
с Toyota, Nissan и Mitsubishi, в итоге навредит
интересам страны. Однако, давление государства
было проигнорировано руководством компании.
После энергетического кризиса 1973 года (резкий
рост цен на нефть из-за ограничений на добычу,
введённых странами Персидского залива)
экономичные автомобили Honda стали
бестселлерами на рынке США, а в меньшей степени
также и Европы.

8. Hitachi

Ltd.— японский конгломерат, один из
крупнейших в мире. Основан в1910 году в
городе Хитати. В настоящее время главный офис
компании находится в Токио.
Сегодня Hitachi — это финансовопромышленная группа. В её состав входит более
1100 компаний:
Консолидированные дочерние компании (450
компаний в Японии, 484 — за рубежом);
Неконсолидированные дочерние компании (79
компаний в Японии, 86 — за рубежом.)

9. Sony

Corporation — одно из операционных
подразделений, входящих в состав холдинга Sony
Group. Занимается выпуском домашней и
профессиональной электроники, игровых консолей и
другой высокотехнологичной продукции. Кроме
того, Sony является одним из крупнейших в
мире медиаконгломератов, владея
звукозаписывающей маркой Sony Music
Entertainment, киностудиями Columbia Pictures
и TriStar Pictures, а также полным архивом фильмов
компании MGM (совместно с компанией Comcast);
оказывает финансовые услуги.

11. NEC

13. Toshiba

Corporation — крупный
международный концерн, работающий в
области электротехники, электроники,
энергетического оборудования, медицинского
оборудования. В 2014 году компания заняла 145
место в Fortune Global 500. Штаб-квартира
расположена в Токио.

15. Fujitsu

Limited — крупная японская
корпорация, производитель электроники и ИТкомпания. Работает на глобальном уровне, имеет
дочерние подразделения во всем мире.

В 1923 году была основана японская компания Fuji Denki
Seizō K.K. — совместное предприятие по выпуску
электрического оборудования Siemens AG и Furukawa
Denki Kōgyō. Позднее, в 1984 году эта компания стала
называться Fuji Electric.
20 июня 1935 года из состава Fuji Denki Seizō
K.K. выделяется компания Fuji Tsūshinki Seizō,
занимавшаяся оборудованием для телефонии и ставшая
впоследствии компанией Fujitsu.
Компания тесно сотрудничает с концерном Siemens AG.
В апреле 1978 года между компаниями было заключено
соглашение о совместном производстве компьютеров.
В 2008 компания Siemens заявила, что компьютерный
бизнес не является для компании профильным, и вышла
из предприятия. Соответственно, Fujitsu выкупила долю
партнеров за €450 млн и получила в наследство все
региональные офисы и штат сотрудников Fujitsu Siemens
Computers.

17. Canon

ánon Inc. — транснациональная машиностроительная
компания со штаб-квартирой в Токио, занимающаяся
производством различной продукции для фиксации,
обработки и печати изображений, а также разработкой
решений в области информационных
технологий и телевещания. На конец 2014 года группа
компаний Canon включала 261
консолидированное дочернее общество, в ней работают
около 192 тысяч человек по всему миру.
Помимо производства электроники Canon спонсирует
деятельность ряда международных общественных
организаций, среди которых Международный Красный
Крест иВсемирный фонд дикой природы.

История компании начинается в 1933 году с
основания двумя токийскими инженерами её
предшественницы — лаборатории точных
оптических приборов. Основатели — Горо Ёсида и
Сабуро Утида — поставили своей целью выпуск
японской 35-миллиметровой фотокамеры, которая не
уступала бы по качеству немецким аналогам. Для
этого они разбирали и изучали устройство немецких
фотоаппаратов Contax и Leitz-Camera, считавшихся
наиболее качественными в то время.
Первый прототип был получен уже в 1934 году,
однако действительно работающий образец
инженерам удалось сконструировать к концу 1935
года, который к началу следующего года был
выпущен на рынок под названием Hansa Canon и
был оснащён объективом производства компании
Nippon Kogaku, известной сегодня как Nikon.

Тема данной работы актуальна потому, что Японская модель характеризуется долгосрочной ориентацией на инвестиции в промышленность и тесными связями между промышленным и финансовым секторами.

Опыт японских ТНК все чаще становится основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающихся оптимальной организации обмена ресурсами в любой экономике.

В социально-экономической области процесс глобализации тесно связан с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК и с передвижением капиталов за пределами национальных границ.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Голубчиков Е., Матрусова Т.Н., Бабанова К.Б., Паршин А. и др.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы рассмотреть особенности деятельности японских ТНК.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать роль Японии в современной экономике;

2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об особенностях деятельности японских ТНК;

3. Систематизировать и обобщить существующие выводы по данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.

Список использованной литературы

Список литературы:

1.Бабанова К.Б. Современные ТНК в мировом хозяйстве.//Зарубежные и Российские компании: Современный этап развития./Под ред. В.П. Колесова, Е.А. Касаткиной. М.: МАКС Пресс, 2001.

2.Бабанова К.Б. Стратегии ТНК в условиях глобальной экономики.//Экономические стратегии. 2006.№ 4.

3.Голубчиков Е. Международная деятельность японских транснациональных компаний: особенности организационного построения // Менеджмент сегодня, № 3, 2002.

4.Матрусова Т.Н. Японская система управления трудом в условиях глобализации экономики // Труд за рубежом № 119.09.2007

Читайте также: