Античная педагогическая мысль доклад краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

3.2. Развитие педагогических идей в философии античного мира.

Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. По мнению Сократа, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.

Платон считал, что воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16–17 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20–30 лет должны заниматься изучением наук. Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.

Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе, причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года – литературу, историю, философию, математику, астрономию.

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие педагогических взглядов в эпоху Античности и Средневековья, повлияли на эволюцию образования в целом.

В древнеримской философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35–90 гг.), который, будучи практикующим педагогом и юристом, выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования ритора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. Педагогические взгляды М.Ф. Квинтилиана оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в эпоху Возрождения.

Гост

ГОСТ

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире

Античное образование – это система образования в Древней Греции и Древнем Риме.

Исторически сложилось, что понятие античности относится к истории и культуре древней Греции. Так как античность является преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, она стала основанием развития всей европейской цивилизации.

Истоки античной культуры уходят в III-II тысячелетие до н.э., и обнаруживаются в крито-микенской культуре, сыгравшей роль связующего звена между греко-римской и древнейшей цивилизаций. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в это время сформировалась самобытная культура, которая славилась искусством, знаниями в сфере эзотерики.

Традиция письма, которая зародилась на острове Крит, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до настоящего слогового письма. Письмом владели только вельможи и знатные жрецы, а также состоятельные граждане, которые могли учиться в специальных школах, которые создавались при храмах и дворцах. Отдельные правила письма, заложенные еще на острове Крит, например, написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и пр., распространились по всему миру и сохранились до наших дней.

Дальнейшее развитие воспитания и процесс зарождения педагогической мысли Древней Греции связывают с культурой городов-полисов, то есть государств VI-IV веков до н.э. В период расцвета Древней Греции определяющая роль была отведена двум городам-полисам: Спарте в Лаконии и Афинам в Аттике. В этих государствах сформировались свои особые воспитательные системы: афинская и спартанская. К отличиям этих двух систем общественного воспитания можно отнести несколько особенностей в экономическом, географическом и политическом развитии, состояние культуры городов-полисов. Воспитание подрастающего поколения в Древней Греции начали рассматривать в качестве одной из важнейших государственных функций.

Готовые работы на аналогичную тему

И в Спарте, и в Афинах образование почитали в качестве необходимого и неотъемлемого свойства достойного гражданина полиса. Если о человеке хотели сказать что-то дурное, то говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать. Лишиться права и возможности превратиться в образованного человека рассматривалась в качестве одной из больших зол.

Воспитание в Спарте

Воспитанием спартиатов преследовалась основная цель – подготовить крепкого воина. Идеал спартанского воспитания – физически развитый и сильный духом молодой человек, разбирающийся в военном деле. Государством жестко регламентировалась и контролировалась система воспитания детей. Сильных и здоровых младенцев передавали на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенная роль в процессе воспитания детей первых лет жизни была отведена физически здоровым и опытным кормилицам.

После того, как ребенок достиг возраста 7 лет, обязанности по его воспитанию принимало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в агеллы, а руководил ими известный властям человек – пайдоном. На этом этапе дети приобретали минимальные навыки письма и чтения, а все остальное время отводилось на их физическую подготовку (бег, борьбу, прыжки, метание копья и дисков, рукопашный бой), а также закаливание.

Воспитанников приучали стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть покорными и немногословными. Любой намек на красноречие пресекали. Дети всегда должны были ходить босиком, спать на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки ходили только в легком плаще в качестве верхней одежды. Кормление детей было скудным, их приучали воровать, но если подросток попадался на воровстве, его строго наказывали ударами плетьми, причем не за сам факт воровства, а за то, что он был пойман, то есть потерпел неудачу.

Юношей, достигших возраста 14 лет, посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор воспитанники приобретали некоторые гражданские права. В процессе посвящения подросток подвергался различным болезненным испытаниям, например, унизительной публичной порке, которую нужно было выдержать без слез и стонов.

В программу обучения юношей в возрасте 15-20 лет добавляли еще музыку, пение военных песен и религиозные танцы, которым был характерен в основном боевой, воинственный характер. Методы воспитания становились еще суровее. Нравственно-политическое воспитание молодых людей было возложено на представителей старшего поколения, отважных и опытных воинов, которые беседуя с юношами, рассказывали им легенды о героических событиях прошедших лет.

Воспитание девочек и девушек в Спарте почти не имело отличий от воспитания юношей. Минимальное внимание в их обучении уделяли общеобразовательной подготовке и более пристально занимались физическим воспитанием и военными упражнениями. Задачами спартанских женщин являлось несение охраны жилища и держание в повиновении рабов во время отсутствия мужа во время военных действий и подавления восстаний среди рабов.

Воспитание в Афинах

Иначе было организовано воспитание в Афинах. К середине I тысячелетия до нашей эры Афины превратились в центр ремесел и торговли, стали прекрасным городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями поэтов и философов, а также с гимнастическими залами и обширной системой школ. Афинское воспитание динамично развивалось в социально неоднородном обществе, было ориентировано на интересы разных слоев населения.

Цель афинского воспитания – развивать всестороннюю личность как физически, нравственно, умственно, так и эстетически. По сути речь идет о разностороннем формировании личности, в первую очередь с развитым интеллектом и телесной культурой.

Все свободные афиняне до 7-ми летнего возраста воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчики из состоятельных семей свободных граждан достигали возраста 7-ми лет, они приступали к обучению в частных и общественных учебных заведениях.

Девочки же продолжали получать семейное воспитание, обучаясь ведению домашнего хозяйства. Афинские традиции предусматривали для девушек исключительно домашнее воспитание. В семье афинские девушки получали элементарные навыки письма и чтения, а также основы музыкальной подготовки.

Начальное образование 7-14 лет мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах проводили учителя-дидаскалы. В школу дети ходили в сопровождении одного из рабов, которых называли педагогами, а дословно поводырями.

Следующий этап в обучении детей в древних Афинах наступал в 14 лет, когда мальчики переходили на обучение в гимнастическую школу – палестру, или школу борьбы. Далее, с 18 лет изучали философию, политику, литературу, риторику и диалектику.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. Предпосылки появления категории "интерес" в античной педагогической мысли………………………………………………………. 4
РАЗДЕЛ 2. Воспитание в Древней Греции и Риме…………………………. 6
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции……………………6
2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме………13
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогичекая мысль античности.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭНГЕЛЬССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ст. группы ООС-41
Бурова А.В

Проверил:
Семенова Т.В

РАЗДЕЛ 1. Предпосылки появления категории "интерес" в античной педагогической мысли………………………………………………………. 4

РАЗДЕЛ 2. Воспитание в Древней Греции и Риме…………………………. 6

1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции……………………6

2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме………13

Список использованной литературы

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.

РАЗДЕЛ 1. Предпосылки появления категории "интерес" в античной педагогической мысли

Благодаря своим способностям и помощи учителя человек может стать искусным мастером, но, согласно Сократу, процесс познания ограничен властью богов. Предполагается, что развитие интереса в то время также ограничивалось властью богов, то есть, считалось спонтанным, самопроизвольным.

В современной психологии стремление понимается либо как активная сторона потребностей, либо как потребностные отношения, в которых предметное содержание еще свернуто .

РАЗДЕЛ 2. Воспитание в Древней Греции и Риме.

1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

На островах Эгейского моря, прежде всего на Крите, и на материковой территории Греции в 3—2-м тысячелетиях до н.э. сложился особый тип культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем.

В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н.э. на Крите зародился вид письменности, восходивший к пиктографическим знакам, к протошумерской письменности и отражавший потребности храмов и дворцовых хозяйств.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе получает распространение слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. В критском письме уже появились знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, другие признаки постепенного перехода к алфавитному письму.

Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков.

В период расцвета Эллады, в VI—IV вв. до н.э., ведущую роль среди составлявших ее мелких государств-полисов играли Афины в Аттике с республиканским строем правления и Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями, власть которых существенно ограничивалась Советом старейшин — герусией. Эти два полярных полиса, города-государства, дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире.

Воспитание полноправных граждан Спарты было целиком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществлен один из первых известных человечеству опытов огосударствления личности. Благодаря подробным описаниям воспитания спартиатов, которые приведены Ксенофонтом, Плутархом, Павсанием, можно восстановить его достаточно целостно. В Спарте целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования человека.

Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам. Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы, ценились во всей Греции. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; приучали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и предупреждать капризы детей.


В демократических Афинах до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. ^

Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, Которые находились под покровительством муз, по греческой мифологии — дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом. В мусических школах дети заучивали отрывки из классической литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Еврипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно связаны, что обучать им мог один учитель, параллельно обучая детей игре на кифаре, музыкальном инструменте щипкового типа. Игре на флейте в афинских школах не обучали, поскольку, по мнению афинян, она не сочеталась с устной речью, а тем самым с интеллектуальным развитием детей. В палестрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях.


Образование сегодня представляет собой многосложную структуру, ориентированную, прежде всего не только на рынок труда, но и на формирование в человеке как личности таких качеств как целеустремленность, критическое мышление, креативность и т. п. История образования на ранних этапах развития человечества и до наших дней приобретала различные вектора развития, которые детерминировались развитием экономической и технократической мысли. Однако многие методики и формы подачи материала были заложены еще с древних времен. Возникновение принципов воспитания сопряжено с возникновением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. Сегодня педагогика и образование являются важнейшими механизмами передачи знаний. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время, когда воспитание оформилось как специальная социальная функция. Общие черты принципов передачи знаний последующим поколениям наблюдались уже около 250 тыс. лет назад, в сообществах палеоантропов. Важно понимать, что развитие приемов передачи знаний тесно связано с развитием самого человечества. Во времена античной культуры вместе с развитием земледелия, ремесленничества и особенно философских идей и доктрин, важным встает вопрос о передаче знаний последующим поколениям. Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и системы образования имеют прямую зависимость.

Во времена античности наиболее ярко были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В это время получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, начала оформляться система образовательных учреждений. Для данного этапа характерны три периода развития: архаичный (IX в. до н. э. — VIII в. до н. э.), период расцвета Эллады (VII в. до н. э. — IV в. до н. э.), эллинистический период (III в. до н. э. — I в. до н. э.). [5,7]

Во времена архаичного периода обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством наставников. Школьной формы обучения в Древней Греции еще не существовало, однако, внимание общественности к обучению и воспитанию физически и нравственно развитого грека было велико. Об этом свидетельствуют произведения Гомера и Гесиода.

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
  2. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
  3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.
  5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  6. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
  7. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  8. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
  10. Моздалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
  11. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К. И. Соловьевой. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): Спарта, время, Афины, воспитание, развитие, школа, военная подготовка, древнегреческий философ, особое внимание, сократическая беседа.

Читайте также: