Активные методы обучения в начальной школе доклад

Обновлено: 25.06.2024

Автор: Волохова Галина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБПОУ МГОК г. Москва
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Активные методы обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Применение активных методов обучения в

начальной школе.

Подготовила Волохова Галина Юрьевна

высшая квалификационная категория.

Применение активных методов обучения в начальной школе.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих

активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности

учащихся в процессе освоения учебного материала.

Суть, ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся

вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по

интересом к учебной деятельности. И это, главным образом, определяет

эффекты данной технологии.

Активные методы обучения строятся на:

деятельностном подходе к обучению,

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации работы,

творческом характере обучения,

диалоге и полилоге,

Активные методы обучения подразделяются на

- методы начала урока,

- методы выяснения целей, ожиданий, опасений,

- методы презентации учебного материала,

- методы организации самостоятельной работы над темой,

- методы презентации результатов практической работы,

- методы подведения итогов.

Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные

задачи того или иного этапа урока.

1. Динамично помогают начать урок

такие методы, как «Галерея

выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно

большего количества одноклассников. Такие

забавные игры позволяют

весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями,

2. Очень важным для учителя является включение в урок активных

методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как

«Разноцветные

каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для

вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и

более четко определить, что они ожидают

(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего

опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.

После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания,

опасения и подводятся итоги.

3. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый

материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как

группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь,

ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и

прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и

прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика.

Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе.

Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем

4. При организации

самостоятельной работы над новой темой

важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как

же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для

работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного

поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму зна­ний, но и развить у них интерес к учению, нау­чить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение програм­много материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практи­ческих действий. Этому могут способствовать ак­тивные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, ко­торые побуждают учащихся к активной мысли­тельной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самосто­ятельное овладение учащимися знаниями и уме­ниями в процессе активной мыслительной и пра­ктической деятельности.

Особенности активных методов обучения со­стоят в том, что в их основе заложено побужде­ние к практической и мыслительной деятельнос­ти, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов об­условлено тем, что перед обучением встали но­вые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельнос­ти и развитие познавательных интересов и спо­собностей, творческого мышления, умений и на­выков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В век информационного бума знания не­обходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразова­ния, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интел­лектуально-эмоциональный отклик на процесс по­знания, стремление учащегося к учению, к выпол­нению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Эффективными активными мето­дами обучения учащихся начальных классов на уроках можно назвать следующие.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы про­блемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфлик­та; ситуация несоответствия; ситуация нео­пределённости; ситуация предположения; си­туация выбора.

Нетрадиционное начало традиционного уро­ка — эмоциональный настрой на урок (эпи­граф, костюмированное появление, видеофраг­мент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Презентация учебного материала — исполь­зование информационных технологий, элек­тронных учебных пособий, интерактивной до­ски и др.

Реализация личностно-ориентированного и индивидуально дифференцированного под­хода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

Нетрадиционные виды уроков: лекции, эк­скурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

Игры, игровые моменты (ролевые, имитаци­онные, дидактические).

Организация релаксации и подведение итогов.

Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Если ребёнок затрудняется сформулировать свои желания и опасения, он может выбрать из заготовленных вариантов. Это сэкономит время.

Учитель предлагает определить тему уро­ка. На доске написаны слова: 1 столбик — мышь, дочь, ложь; 2 столбик — шалаш, грач, малыш. Дети выбирают из карточек № 1 и № 2 нужные и прикрепляют на доску. Сравнивают слова каж­дого столбика. На доске появляется группа кар­точек существительных без Ь, с Ь, род. Дети фор­мулируют тему.

-В словах на доске выделите корень. Ученик в слове снегопад выделяет один корень.

-Вы согласны? Два разных мнения (осознание противоречия). Кто прав?(Учебная проблема как вопрос)

Дети определяют спряжение глаголов, среди них смотреть и стелить. Для проверки спрягаем глаголы на доске. Дети осознают, что известное правило неприменимо – глаголы – исключения(учебная проблема как тема урока)

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Части речи. Имя сущ., прил и т. д., наречие

Этап урока: проработка содержания темы.

Количество участников: весь класс.

Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.

Продолжительность проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: не требуются.

Предварительная подготовка: не требуется.

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом, и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.


Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он помо­жет также неуверенным и стеснительным учени­кам активнее участвовать в упражнении.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяс­нить, что ребята усвоили хорошо, а на что необ­ходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволя­ет скорректировать урок на будущее.

Таким образом, использование активных ме­тодов обучения позволяет обеспечить эффек­тивную организацию учебного процесса.

Активные методы позволяют изменить взаимоотношения учителя и обучающегося:

ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

общение в системе ученик-учитель,

наличие творческих заданий

демократический стиль обучения

Благодаря использованию интерактивных методов:

учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;

учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

процесс обучения во многом идет через проживание опыта

ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися

все ученики активно взаимодействуют между собой.

обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока

Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Гарипова Резеда Ильдусовна, учитель начальных классов,

МОАУ СОШ №13 городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, garipova _13@ mail . ru

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать своими эмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Лискинского района Воронежской области

«Применение активных методов обучения

Подготовила: учитель начальных классов

Черноротова Елена Николаевна

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму.

(Древняя китайская мудрость)

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.

АКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

ГРУППОВЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ, КВН;

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ и др.

Отличительная особенность активных методов:

обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным;

осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического исследования;

организуется формирование новой установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе творческого труда.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.Организации релаксации и подведения итогов.

7.Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
8.Нетрадиционные виды уроков : экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Остановимся на некоторых из них подробнее.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Данный прием требует от ученика не просто читать , а вчитываться в задание , в текст , отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации.

Метод исключения

Работа над темой урока:

-А теперь ищем ответ на главный вопрос: Кто такие насекомые?
1 группа получает рисунки насекомых: (бабочка, комар, пчела, клоп, кузнечик, стрекоза) и определяют части их тела. Ученик показывает на бабочке части её тела, остальные ученики этой группы хлопают, если эта часть имеется у их насекомых.

- тело, состоящее из трёх частей: головы, груди, брюшка.

- хоботок (у стрекозы и божьей коровки – челюсти, питаются другой пищей)

2 группа определяет отличительный признак насекомых.

- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют крылья всегда насекомые? (нет, н-р, ---)

- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют усики, всегда насекомые? (нет, н-р, ---)

-Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют глаза всегда насекомые? (нет, ----)

- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют хоботок или челюсти всегда насекомые? (нет, н-р, ----)

-Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют голову, грудь, живот

всегда насекомые? (нет, н-р, ---)

- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют 6 ног всегда насекомые? У кого ещё имеются 6 ног? А наш муравьишка кто?
Итак, вывод 2 группы и чтение вывода по учебнику.
3 группа доказывает, почему сороконожка, рак и паук не насекомые?

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики, у активных методов обучения есть свои плюсы и минусы.

Активные методы обучения:

реализуют потребности личности в активности;

формируют самое главное - трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать;

вырабатывают умение решать проблемы.

Активные методы обучения активизируют мыслительную деятельность учеников, приучают их к принятию самостоятельных решений, а также способствуют формированию умений и навыков.


Выступление на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах". Методика групповой работы. Элементы. Объясняются принципы педагогики игры и технологии активных методов обучения.

Содержимое разработки

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.


Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных, правильно ответили на вопросы.

Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится , учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.

50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные.

Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.

Концептуальные позиции активных методов обучения.

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

взаимное обогащение учащихся в группе;

организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

распределение начальных действий и операций;

коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

обмен способов действия для решения проблемы;

взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения. Она несёт вспомогающую функцию во всём процессе обучения. Заданием педагогики игры является предоставление методик, которые помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Педагогика игры помогает ведущему реализовать различные потребности участников: потребность в движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Она также помогает перебороть робость, застенчивость, а также существующие общественные стереотипы. Деятельность данного типа может принести много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.


ринципы педагогики игры:

1.Добровольность участия.

2. Избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.

3. Разнообразие используемых форм.

4. Обращение внимания на все уровни коммуникации.

Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает оттого, что забывается о чувствах и эмоциях ученика.


Методики активных методов обучения предполагают работу в группах сменного состава.

Методика деления на группы.

Деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более 9 человек.



Проблема

+ (преимущества)

- (недостатки)

и приходят к совместному решению.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.


а втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.




Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Активные методы обучения учителя начальных классов школы №5 г. Светлого постепенно вводят в свою практику на различных уроках, во внеклассной работе, на родительских собраниях.


Родительское собрание «Как

повысить самооценку ребёнка?


Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).

Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.


-80%

Читайте также: