Информационные центры россии доклад

Обновлено: 30.06.2024

В стране существует система информирования об информационных ресурсах, в которую входят различные информационные службы - от государственных информационных учреждений до библиотек. Для всестороннего информирования ученых и специалистов всех отраслей науки и техники в нашей стране была в свое время сформирована мощная система Государственной научно-технической информации (ГСНТИ). В состав этой системы входят федеральные органы информации, отраслевые и региональные центры НТИ, тысячи органов НТИ и научно-технических библиотек в производственных объединениях, научно-исследовательских учреждениях и вузах. Библиотеки составной частью входят в систему информации, так как с незапамятных времен значительная часть информационных ресурсов сосредоточена в их фондах.

В основном эта система действует и сегодня. Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и развитие рынка информационных продуктов и услуг.

Основной принцип функционирования ГСНТИ России – централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками, а также многократное использование этой информации через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.

К федеральным органам НТИ, которые обеспечивают формирование, ведение и использование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся десятки организаций информационного профиля. Это крупнейшие информационные службы:

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Минпромнауки России и Российской академии наук (федеральный фонд по опубликованным документам и депонированным рукописям по естественным и техническим наукам);

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук (федеральный фонд опубликованных документов по общественным наукам);

Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Минпромнауки России (федеральный информационный фонд отчетов по НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и диссертаций);

Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) Роспатента (Государственный патентный фонд);

Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных стандартов (ВНИИКИ);

Российская книжная палата МПТР России (федеральный фонд опубликованных в России произведений печати и государственной библиографии);

В информационных фондах этих организаций накапливаются, обрабатываются и предоставляются пользователям десятки миллионов информационных источников в области науки и техники.

Информационная продукция федеральных органов НТИ – это текущие научно-вспомогательные и регистрационные библиографические и пособия, адресно-справочные, фактографические и полнотекстовые базы данных (БД).

Каждое звено ГСНТИ выполняет свои задачи.

Так, Российская книжная палата получает из типографий, в установленном законом порядке, так называемый обязательный экземпляр (в действительности не один, а до шестнадцати экземпляров каждого издания), составляет библиографические описания изданий и материалов в них, а затем публикует эти описания в "Книжной летописи", "Летописи журнальных статей" и аналогичных указателях. Сотрудники ВИНИТИ и ИНИОН составляют рефераты и аннотации новых научных публикаций по естествознанию, технике, социальным и гуманитарным наукам, которые затем публикуются в реферативных журналах (РЖ).

Познакомимся с некоторыми информационными учреждениями России.

Ежегодно информационная система ВИНИТИ, включающая Реферативный журнал в традиционном печатном варианте, электронный реферативный журнал, базы данных и другую аналитическую информацию, пополняется более чем полутора миллионом документов, из которых 40 % составляют отечественные издания, 60 % - зарубежные. ВИНИТИ обрабатывает литературу более 80 стран мира на 40 языках.

Всерос-ий институт науч.и техн. инф-ии рос. академии наук (ВИНИТИ РАН)- один из ведущих центров России - обслуживает своих польз-ей с 1952 г. Ежегодно обрабатывает поток мир. научно-техн. лит-ры, поступающей б. чем из 100 стран мира на 60 языках по ест., точным, тех. и прикладным наукам, а также отраслям нар. хоз-ва и некоторым комплексным проблемам. Генерирует документальные и фактографии-ческие БД, документальные БД, фактографические БД, осущ-ет депонир-ие науч. работ, предоставляет инф. услуги, включая теледоступ к БД с ретроспективой 10 лет.

ВИНИТИ генерирует в России 60-70% инф-ии, на базе кот. издает РЖ: сводные тома по осн. отраслям ест. и техн. наук и отдельные выпуски по межотраслевым проблемам. Кроме РЖ ВИНИТИ издает также экспресс-информацию (ЭИ) - периодическое инф. издание, освещающее наиболее интересные зарубеж. публикации в области науки и техники.

Институт научной инф-ции по общественным наукам Рос. академии наук (ИНИОН РАН) -система изданий ИНИОН РАН состоит из б/граф. указателей лит-ры, РЖ и сборников, проблемно-тематических сборников, специализир. инф. изд-ий, дайджестов, альманахов, научно- инф. журналов, пресс-обзоры. Кроме того, ИНИОН выпускает непериодические издания и монографии, альманахи, б/граф. указатели, б/граф. БД на компакт-дисках, дайджесты и др.

РКП – явл-ся б/граф. центром по регистрации печатной продукции и выпуску спец. инф-ии об этой продук-ции. Палата осущ-ет учет выходящей в стране многообразной печатной продукции и текущую инф-ию о ней. Все вторичные источники инф-ии РКП называются летописями.

Осн. направления деят-ти РКП:

- гос. б/граф. учет изданий, публикуемых на территории РФ;

- формир-ие электр. банка данных гос. б/графии;

- издание гос. б/граф. указателей;

- организация и обеспечение сохранности изданий с 1917 г. в Нац. книгохранилище (Архив печати);

- обеспечение деят-ти Нац. агентства РФ по международной стандартной нумерации (ISBN) и др.

Всерос-ий научно-тех.инф-ый центр (ВНТИЦ) - федеральный фонд России по непубликуемым источникам инф-ии (отчетам о НИР и ОКР, кандидатским и докторским диссертациям) по всем областям науки и техники: анализ и распр-ие инф. мат-ов, доступ к БД.

снижение затрат за счет уменьшения потерь; повышение прибыльности; захват большей рыночной доли;

поддержание конкурентного преимущества; ориентация на персонал.TQM - это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень упр-ния предприятием, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальн. экономики. Принципы TQM:1. Удовлетворение потреб-ля означает удовлетворение нужд и разумных ожиданий потреб-ля и поддержание отношения, при котором нужды потреб-ля ставятся на 1 место. (Телеф.звонок от кого–либо, кто потребляет мои продукты – мой потреб-ль –это не прерывание моей работы; это моя работа.) 2. Упр-ние через данные (часто определяемое как обращение с фактами) означает, что все рабочие, включая менеджеров, управляют своей работой путем сбора объективных данных и нахождения решений, основанных на этой инф-ии.3.Уважение к людям означает, что каждому из нас необходимо прислушиваться и поддерживать возможности всех других служащих для самомотивации и творческого мышления. Уважение к людям – один из важнейших принципов TQM. Это означает уважение спо собностей каждого человека к творческому мышлению и его/ее возможностей к самомотивации. Но эти слова будут бессмысленны, если мы не будем практиковать этот принцип ежедневно в нашей работе.




- для этого нужна достоверная и полная инф-ия, которая должна тщательно собираться и всесторонне изу- чаться. TQM в биб-ке -новая система принципов, инструментов и методов организации инф-но– биб. обслуж-я, обеспечивающих такой уровень упр-я биб-ой, который бы позволил добиться удовлетворения инф.потребности в стремительно изменяющихся условиях инф.общества. Это способ достижения удовле- творенности чит-ля б-ки путем включения всех биб-рей в изучение того, как надежно производить и достав-лять кач-ные инф-но– биб-ые продукты и услуги. Потребители. Согласно философии качества, потреб-ль – это также и человек или группа людей, которые участвуют в рабочем процессе и, получая результат (продукт или услуга), действуют в зависимости от него.Типы потреб-ей: внешние потребители – чит-ли –конечные польз-тели, чьи устойчивые требования будут удовлетворены вашим продуктом или услугой. - внутренние потреб-ли -те, которые работают в вашей биб-ке и увеличивают ценность продукта или услуги, которые вы представляете. - потребителем след. процесса – тот кто по ходу процесса использует или видоизменяет продукт процесса, например, руководители биб-ки. Устойчивые требования-стандарт кач-ной работы, на который согласились поставщики и потреб-ли. Для того, чтобы удовлетворить внеш. потреб-ей, ваш продукт должен соответствовать устойчивым требованиям: - утверждают, какой д/б продукт, для того чтобы он соответствовал нуждам потре-ля. (Например, правильно обработан ное издание в течение какого-то кол-ва дней после поступления в б-ку.) - нужны для того, чтобы удов- летворить нужды и разумные ожидания наших потреб-ей инф-ии, чит-ей биб-и. В биб-х, обычно, устойчи вые требования подтверждаются стандар-тами, нормативами и метод.решениями, обсуждаемыми коллеги- ально и принятыми на метод.советах данной биб-ки. - однажды установленные, устойчивые требования служат целью и способом для всего технолог. цикла биб-ки, производства её кач-ных продуктов и услуг. - требуют проверки и пересмотра. ISO 9000 — серия междунар-ых стандартов, описывающих требо вания к системе менеджмента кач-ва организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Междун. организации по Стандартизации . В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).Серии стандартов ИСО 9000:

- МС ИСО 9000– 3: 1991 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч.3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.

Всерос-ий институт науч.и техн. инф-ии рос. академии наук (ВИНИТИ РАН)- один из ведущих центров России - обслуживает своих польз-ей с 1952 г. Ежегодно обрабатывает поток мир. научно-техн. лит-ры, поступающей б. чем из 100 стран мира на 60 языках по ест., точным, тех. и прикладным наукам, а также отраслям нар. хоз-ва и некоторым комплексным проблемам. Генерирует документальные и фактографии-ческие БД, документальные БД, фактографические БД, осущ-ет депонир-ие науч. работ, предоставляет инф. услуги, включая теледоступ к БД с ретроспективой 10 лет.

ВИНИТИ генерирует в России 60-70% инф-ии, на базе кот. издает РЖ: сводные тома по осн. отраслям ест. и техн. наук и отдельные выпуски по межотраслевым проблемам. Кроме РЖ ВИНИТИ издает также экспресс-информацию (ЭИ) - периодическое инф. издание, освещающее наиболее интересные зарубеж. публикации в области науки и техники.

Институт научной инф-ции по общественным наукам Рос. академии наук (ИНИОН РАН) -система изданий ИНИОН РАН состоит из б/граф. указателей лит-ры, РЖ и сборников, проблемно-тематических сборников, специализир. инф. изд-ий, дайджестов, альманахов, научно- инф. журналов, пресс-обзоры. Кроме того, ИНИОН выпускает непериодические издания и монографии, альманахи, б/граф. указатели, б/граф. БД на компакт-дисках, дайджесты и др.

РКП – явл-ся б/граф. центром по регистрации печатной продукции и выпуску спец. инф-ии об этой продук-ции. Палата осущ-ет учет выходящей в стране многообразной печатной продукции и текущую инф-ию о ней. Все вторичные источники инф-ии РКП называются летописями.

Осн. направления деят-ти РКП:

- гос. б/граф. учет изданий, публикуемых на территории РФ;

- формир-ие электр. банка данных гос. б/графии;

- издание гос. б/граф. указателей;

- организация и обеспечение сохранности изданий с 1917 г. в Нац. книгохранилище (Архив печати);

- обеспечение деят-ти Нац. агентства РФ по международной стандартной нумерации (ISBN) и др.

Всерос-ий научно-тех.инф-ый центр (ВНТИЦ) - федеральный фонд России по непубликуемым источникам инф-ии (отчетам о НИР и ОКР, кандидатским и докторским диссертациям) по всем областям науки и техники: анализ и распр-ие инф. мат-ов, доступ к БД.

снижение затрат за счет уменьшения потерь; повышение прибыльности; захват большей рыночной доли;

поддержание конкурентного преимущества; ориентация на персонал.TQM - это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень упр-ния предприятием, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальн. экономики. Принципы TQM:1. Удовлетворение потреб-ля означает удовлетворение нужд и разумных ожиданий потреб-ля и поддержание отношения, при котором нужды потреб-ля ставятся на 1 место. (Телеф.звонок от кого–либо, кто потребляет мои продукты – мой потреб-ль –это не прерывание моей работы; это моя работа.) 2. Упр-ние через данные (часто определяемое как обращение с фактами) означает, что все рабочие, включая менеджеров, управляют своей работой путем сбора объективных данных и нахождения решений, основанных на этой инф-ии.3.Уважение к людям означает, что каждому из нас необходимо прислушиваться и поддерживать возможности всех других служащих для самомотивации и творческого мышления. Уважение к людям – один из важнейших принципов TQM. Это означает уважение спо собностей каждого человека к творческому мышлению и его/ее возможностей к самомотивации. Но эти слова будут бессмысленны, если мы не будем практиковать этот принцип ежедневно в нашей работе.

- для этого нужна достоверная и полная инф-ия, которая должна тщательно собираться и всесторонне изу- чаться. TQM в биб-ке -новая система принципов, инструментов и методов организации инф-но– биб. обслуж-я, обеспечивающих такой уровень упр-я биб-ой, который бы позволил добиться удовлетворения инф.потребности в стремительно изменяющихся условиях инф.общества. Это способ достижения удовле- творенности чит-ля б-ки путем включения всех биб-рей в изучение того, как надежно производить и достав-лять кач-ные инф-но– биб-ые продукты и услуги. Потребители. Согласно философии качества, потреб-ль – это также и человек или группа людей, которые участвуют в рабочем процессе и, получая результат (продукт или услуга), действуют в зависимости от него.Типы потреб-ей: внешние потребители – чит-ли –конечные польз-тели, чьи устойчивые требования будут удовлетворены вашим продуктом или услугой. - внутренние потреб-ли -те, которые работают в вашей биб-ке и увеличивают ценность продукта или услуги, которые вы представляете. - потребителем след. процесса – тот кто по ходу процесса использует или видоизменяет продукт процесса, например, руководители биб-ки. Устойчивые требования-стандарт кач-ной работы, на который согласились поставщики и потреб-ли. Для того, чтобы удовлетворить внеш. потреб-ей, ваш продукт должен соответствовать устойчивым требованиям: - утверждают, какой д/б продукт, для того чтобы он соответствовал нуждам потре-ля. (Например, правильно обработан ное издание в течение какого-то кол-ва дней после поступления в б-ку.) - нужны для того, чтобы удов- летворить нужды и разумные ожидания наших потреб-ей инф-ии, чит-ей биб-и. В биб-х, обычно, устойчи вые требования подтверждаются стандар-тами, нормативами и метод.решениями, обсуждаемыми коллеги- ально и принятыми на метод.советах данной биб-ки. - однажды установленные, устойчивые требования служат целью и способом для всего технолог. цикла биб-ки, производства её кач-ных продуктов и услуг. - требуют проверки и пересмотра. ISO 9000 — серия междунар-ых стандартов, описывающих требо вания к системе менеджмента кач-ва организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Междун. организации по Стандартизации . В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).Серии стандартов ИСО 9000:

- МС ИСО 9000– 3: 1991 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч.3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.

Российские военные нанесут удары высокоточным оружием по объектам на Украине, откуда идут информационные атаки. Об этом 1 марта заявили в Минобороны РФ.


Как отметили в российском оборонном ведомстве, информационные атаки на Россию проводятся 72-м главным центром информационно-психологических операций вооруженных сил Украины совместно с подразделениями киберопераций СБУ, используя аппаратно-программные комплексы и объекты связи в Киеве.

По данным Минобороны, с началом проведения специальной операции многократно выросло количество информационных атак на различные российские госучреждения. Отмечается, что гражданам России непрерывно поступают звонки с угрозами физического устранения, а также о минировании школ, детских садов, вокзалов, других объектов социальной инфраструктуры.

С 2014 года украинские власти проводят военную операцию против жителей Донбасса, которые отказались признавать итоги государственного переворота и новую власть на Украине.

Обстановка обострилась 17 февраля 2022 года. В Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР) сообщили об интенсивных обстрелах со стороны украинских силовиков, в том числе из тяжелого вооружения. Республики объявили всеобщую мобилизацию и эвакуацию мирных жителей на территорию России.

21 февраля главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой признать независимость республик. Соответствующие указы были подписаны вечером того же дня. Также российский лидер и главы республик Донбасса подписали договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые, среди прочего, предусматривают предоставление права по строительству военных баз на территории сторон и оказание военной помощи друг другу.

24 февраля Путин объявил о начале специальной операции с целью защиты мирного населения Донбасса.

Читайте также: