Доклад информационная безопасность младшего школьника

Обновлено: 18.05.2024

Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет – это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.

Понятия "виртуальная культура", "всемирная паутина", "сеть сетей" и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

Но существует и обратная сторона медали. Сегодня мы поговорим о том какую угрозу несет интернет подросткам.

Итак, какие бывают виды онлайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического, нравственного здоровья и полноценного развития ребенка.

3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности. Может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

4. Особую опасность представляют для незрелой психики детей электронные ресурсы, созданные и деструктивными религиозными сектами.

5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию.
Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое.

6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Помимо указанной информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.

7. Психологами отмечается интернет-зависимость среди подростков, которая появляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

В первую очередь конечно это информационно-просветительская деятельность, которая должна учитывать целый ряд факторов, она должна носить характер не только повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно работают с детьми и детским контентом, но она должна так же воздействовать на формирование грамотного и ответственного сознания у детей и родителей. И в данном случае очень высока роль школы, как транслятора позитивных воспитательных ценностей: школа является очень важным каналом для распространения подобной просветительской информации.

Итак что же должны знать родители.

2. Создайте вокруг ребенка атмосферу безопасности. Если интернет-пространство кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте ребенку поддержку и проявляйте любовь.

Работа школы сегодня так же должна быть направлена на развитие и умение грамотно использовать интернет подростками. Ведь интернет – это не только очаг разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Мы должны научить учащихся правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый, поэтому от того какими вырастут наши дети, как смогут защитить себя в интернете зависит от нас, взрослых (педагогов, родителей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Мы живем в мире информационных технологий, который преподносит нам невиданные до сих пор возможности. Такой феномен современной действительности как Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, помогающий реализовать себя практически во всех сферах. Интернет общемировая система, объединяющая в себе разного рода компьютерные сети для передачи между ними информации, а также хранения информации. Объединяет свыше 50 млн. коллективных и индивидуальных пользователей (каждый со своим электронным адресом) во всем мире. Колоссальное количество информации, содержащееся в нем, может оказаться как невероятно полезным, так и невероятно опасным, особенно это касается юных пользователей, число которых с каждым днем увеличивается. Овчинников И. Г и Курзаева Л.В утверждают, что в связи с растущей акселерацией младшего поколения, проблема влияния Интернета и всего того, что он в себе содержит, становится все более острой. Проводя большое количество времени в поисках информации, работе с компьютерными программами и развлечениями в виртуальном пространстве, появляется новая проблема ¾ нехватка общения и самовыражения за счет него. Ее решением на сегодняшний день стали социальные сети, которые также являются одной из причин увеличивающегося количества времени, проводимого в сети интернет детей и подростков. Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в интернете.[2] Психологи Карабанова О.А. и Белогуров А.Ю говорят, что для решения проблемы растрачивания ими свободного времени впустую и просмотра сайтов содержащих информацию исключительно для взрослой аудитории необходима разработка активных действий и введение профилактик в работе с компьютерами. Однако очень важно и то, как они проводят время в социальных сетях и Интернете и, что именно мотивировало их посетить тот или иной сайт, какие цели они преследовали. В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в младшем школьном возрасте в 9-10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами, при всем этом с каждым годом интернет-пользователь неуклонно молодеет. [1]

Так какие же опасности в себе могут нести социальные сети для младшего школьника?

Во-первых , заводя свою личную страничку в какой либо соцсети ребенок все больше начинает проводить времени в интернете, что грозит ему не только ухудшением физического здоровья (ухудшение зрения, искривление позвоночника, проблемы с суставами и т.д.), но и психического.

Во-вторых , зачастую информация в сети интернет не ограничивается никакими рамками, поэтому ребенок может столкнуться с совершенно недетскими опасными вещами, что для его психики может оказаться абсолютно губительно (порнографические материалы, насилие, жестокое обращение и т.д.).

В-пятых , создавая свою страницу в какой-либо социальной сети, любому пользователю необходимо вводить личную информацию, начиная годом рождения и заканчивая местом его проживания. Публикация, какой бы то ни было, личной информации может привести к её использованию другими людьми в целях выгоды. Чем больше информации о человеке указано на его странице, чем больше фотографий, показывающих обстановку дома и личного имущества опубликовано, тем больше вероятность того, что страницу могут взломать, вымогать деньги или даже ограбить.

В-шестых , самая, казалось бы, безобидная и неочевидная опасность, которая может вызвать необратимые последствия. Дети, выросшие в социальных сетях, утрачивают навыки межличностного общения — они не умеют краснеть, прикасаться друг к другу, давать спонтанную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и вести диалог. Комментарии и общение онлайн, это все имитация реального эмоционального диалога. Умение общаться со сверстниками, работать в группах и всем коллективом является коммуникативным универсальным учебным действием необходимым для развития гармоничной личности ребенка.

Как же защитить ребенка от этих опасностей и при этом не лишать его возможности пользоваться социальными сетями?

Первым и самым главным способом защиты являются, как ни странно для некоторых, не высокотехнологические программные продукты безопасности, а элементарные профилактические беседы. Честный разговор на интересующие ребенка темы поможет защитить его лучше, чем все приложения родительского контроля вместе взятые. Ведь большинство ошибок в интернете дети совершают либо по незнанию, либо из жгучего любопытства узнать про запретный плод. А самоконтроль – это лучшая система защиты. Хотя, конечно, всё это не исключает и установку дополнительных средств обеспечения детской безопасности. Которые, несмотря на свои недостатки, всё же смогут большей частью защитить ранимую психику детей от опасностей интернета.

До 13 лет необходимо договориться с ребёнком о том, что страница в социальной сети у ребенка и родителей будет общая, и что родители в любой момент могут зайти в неё и проконтролировать её содержание. Родителям младших школьников просто необходимо всегда быть в курсе того, чем занимается ребенок, сидя за компьютером, с кем он общается и как проводит время.

К средствам защиты младшего школьника в интернете относятся дополнительные модули к антивирусным пакетам, а также детские браузеры, и различные программы фильтры. Наиболее продвинутые приложения позволяют не только запрещать загрузку нежелательных сайтов, но и ограничивать время нахождения ребенка в интернете, а также записывать посещенные сайты и сообщать родителям о попытках взлома. Для их установки не требуются специальные знания, главное войти на компьютер под администратором и защитить приложение сложным паролем.

Так же необходимо предоставлять для детей как можно больше возможностей общения со сверстниками, различные игры, направленные на работу в группах, творческая деятельность, проектная и коллективная деятельность помогут школьнику не выпадать из реальной действительности и не потерять коммуникативных навыков. Необходимо наглядно показать насколько важно для людей живое общение, которое социальные сети никогда не смогут заменить. Плюс ко всему, проблемы со здоровьем из-за большого количества времени, проводимого за компьютером необходимо решать с помощью активных коллективных игр, как в классе, так и на улице.

Чтобы сократить время пребывания школьников во всемирной сети, следует занять его и заинтересовать увлекательными заданиями непосредственно на компьютере. В младшем школьном возрасте все красочное и яркое дети воспринимают как игру. Используйте эту особенность детского сознания. Вместо общения в социальных сетях они могут освоить простейшие программы обработки фотографий, создания презентаций или, например, создания музыки. Такие меры способны развивать креативность и творческие задатки, а главное они интересны и увлекательны. Интернет в таком случае будет крайне полезен для демонстрации своего творчества в социальных сетях.

В заключение можно сказать, что младшие школьники ¾ представители нового цифрового поколения чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно и пользуются ее ресурсами больше половины младших школьников и довольно часто. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, однако, несмотря на всю его полезность, он имеет и негативные стороны, от которых детей необходимо защитить приведенными в статье методами и средствами.

Карабанова О.А., Белогуров А.Ю. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: использования интернета для детей младшего школьного возраста: методическое руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. ¾ М.: Федеральный институт развития образования, 2012.

Овчинникова И. Г., Курзаева Л.В., Профилактика кибеэкстремизма в системе образования: базовые решения на основе компетентности подхода // Фундаментальные исследования 2013. №10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К числу наиболее актуальных проблем в области информатизации начального образования и раннего обучения информатике сегодня относится проблема обеспечения информационной безопасности младших школьников.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проведение эпизодических внеурочных мероприятий, например классных часов, дает возможность познакомить учащихся с опасностями и проблемами, с которыми они могут столкнуться в Интернете, но не позволяет сформировать должного уровня знаний и навыков учащихся в области информационной безопасности. Более целесообразным представляется организация систематических внеурочных мероприятий, которые охватывают не одно занятие, а целый блог. Кроме того, разработка отдельного блога, посвященного изучению правил безопасного пребывания в Интернете, продиктована тем, что учебники начальной школы, представленные в федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, практически не представляют материала для изучения данной темы.

Разрабатывая урок нужно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов: занятия проходят в игровой форме, используются адаптированные русские народные сказки по тематике изучаемой темы, часть материала представлена в стихотворной форме, используются ребусы, загадки. Особое место на уроке уделено творческим заданиям, которые способствуют формированию таких личностных качеств школьников, как любознательность, трудолюбие, наблюдательность, самостоятельность. Урок ориентирован на развитие критического мышления. Занятия строиться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и концепцией системно-деятельностного подхода, который подразумевает активную и разностороннюю максимально самостоятельную познавательную деятельность учащегося, в процессе которой формируется личность учащегося, то есть школьник не получает знания в готовом виде, ученик посредством незначительной помощи (направления) учителя, анализируя полученную задачу, самостоятельно приходит к правильному выводу.

Домашние задания для учащихся носят рекомендательный характер и направлены на выполнение творческих заданий, например таких, как выполнение рисунков, сочинение стихотворений, сказок на заданную тему.

Эффективным методом для развития творческого потенциала учащихся, закрепления пройденного материала, а также повышения заинтересованности урока других учащихся школы является проектная работа. Выполнение проектной работа реализуется в течение всего курса и может включать, например, создание стенгазеты, которая подразумевает работу всей группы обучающихся. Ученики по мере прохождения тем урока изображают на стенгазете разнообразные рисунки, правила, запреты, телефоны доверия, контакты, куда можно обратиться со своей проблемой. По завершению проекта стенгазету можно разместить на видном месте в школе. Отмечено, что ученики других классов, которые не проходили курс, активно интересуются сделанной руками учеников других классов стенгазетой и информацией, размещенной на ней. Таким образом, урок начинает охватывать не только учащихся, которые посещают урок, родителей данных учащихся, но и учеников других классов.

После прохождения тем ученики совместно с педагогом, могут подготовить открытое занятие для учащихся других классов. Самостоятельное проведение учениками такого рода занятия способствует закреплению материала, а также способствует повышению уровня интереса к проблеме обеспечения информационной безопасности других обучающихся и педагогов.

Формирование знаний и навыков младших школьников в области обеспечения информационной безопасности является актуальной педагогической задачей для современной общеобразовательной школы, эффективное решение которой возможно в форме систематических внеурочных занятий, направленных на подготовку учащихся к безопасному использованию ресурсов Интернета в учебной деятельности и социальном пространстве.

Бокова Л.Н. За рубежом поражены масштабностью и эффективностью нашего Единого урока и перенимают российский опыт // Единый урок безопасности. 2017. № 4(26). С.5-9.

Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Игры, мультики, учёба // Дети в информационном обществе. 2014. № 17. С. 34–43.


Психолого-педагогические условия развития информационной безопасности младших школьников

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С одной стороны, интернет-технологии помогают быстро и оперативно получать нужную информацию, с другой стороны, являются источником распространения негативной информации.

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности школьника.

К одному из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности можно отнести обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Большинство авторов придерживаются мнения о том, что и нформационная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее формирование и полноценное раз витие человека. Информационная безопасность младшего школьника - педагоги­ чески направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной уг­ розе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия.

Сущность развития информационной безопасности школьника состоит в умении выявлять информационную угрозу; определять степень ее опасности; уметь предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

В качестве условий развития информационной безопасности выделяются:

- целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды;

- реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера;

- обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере;

- реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.

Нами было проведено экспериментальное исследование (с учащимися 2-х классов).

Цель констатирующей части экспериментальной работы состояла в определении исходного положения дел по формированию информационной безопас­ности младших школьников в образовательных учреждениях.

Мы определили для себя задачи предстоящей деятельности:

Выяснить, знают ли учащиеся начальных классов о существовании информационной угрозы, источниках информационных угроз.

Что является определяющим источником информации для учащихся начальных классов?

Знают ли педагоги и родители о существовании информационной угрозы и источниках информационных угроз?

Констатирующий этап состоял из нескольких серий исследований. Были проведены: анкетирование, опрос, наблюдение. Это позволило сделать следующие выводы: у опрашиваемых детей не сформировано представление об угрозе, идущей от информации, нет навыков определения и идентифицирования информацион­ной угрозы, это подтвердило необходимость проведения специально организо­ванных занятий, направленных на формирование информационной безопасности.

Следующим шагом в эксперименте стало проведение анкетирования педагогов.

При работе с педагогами, мы выбрали методы анкетирования, опроса и беседы.

Как показали результаты опроса педагогов, большинство из них недостаточно ясно представляют себе содержание теоретических понятий. Более то­го, по мнению некоторых из них, специально обучать информационной безопас­ности не обязательно, т.к. этот процесс совершается сам собой, автоматически, по мере овладения обучаемыми жизненным опытом. Работу по обучению учащихся информационной безопасности педагоги не проводят, т.к. не обладают специаль­ными целостными знаниями по данному вопросу и навыком организации специ­альной работы с учащимися по информационной безопасности.

Таким образом, появилась необходимость оказания помощи педагогам по данной проблеме (необходим цикл специальных занятий теоретического и практического содержания).

Работа с родителями также носила определенный целевой смысл. Главным для нас было выяснить, знают ли родители о существовании информационной угрозы и умеют ли оградить своего ребенка, как дети проводят свободное время, и умеют ли они контролировать интересы и досуг детей. В результате проведённой работы мы выявили основные тенденции: многие родители имеют слабые представление об информационной угрозе. Таким обра­зом, родителям также необходима информационно-разъяснительная, просветительская работа по вопросу информационной безопасности. Следовательно, необхо­димо разработать цикл родительских собраний по проблемам информационной безопасности.

Совместно с классным руководителем 2-го класса (где проводилось экспериментальное исследование) была разработана программа, направленная на формирование информационной безопасности младших школьников (2 этап – формирующий).

Программа включала в себя следующее:

- разработать занятия для учащихся 2-х классов (внеклассные мероприятия, направленные на формирование умения выявлять информационную угрозу);

- отработать ряд комплексных занятий среди учащихся экспериментальной группы по формированию умения выявлять информационную угрозу;

- разработать программу обучения педагогов;

- разработать программу просветительских занятий для родителей.

На заключительном этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:

- выявить изменения в знаниях учащихся об информационной безопасности;

- определить эффективность проведения занятий по информационной безопасности младших школьников;

- выявить эффективность проведенной работы с педагогами;

- проанализировать итоги проведенной работы с родителями учащихся начальных классов.

Результативностью развития информационной безопасности младших школьников стали показатели знаний об информационной безопасности, умение выявлять информационную уг­розу и навыки адекватного реагирования на информационную угрозу.

Для проведения диагностики учащихся применялись методы, использовавшиеся нами на этапе констатации эксперимента, а также и дополнительные методы: интервьюирование, собеседование, изучение продуктов детского творчест­ва (сочинения, письма), ситуации ценностного выбора, игровые задания, анализ независимых мнений, взаимо- и самоанализ учащихся в ходе работы на занятиях по информационной безопасности.

Эффективность разработанных занятий отслеживалась через уроки информационной безопасности, сочинения, наблюдения за учащимися, проведение специальных срезов по выявлению результативности среди родителей и педагогов.

Анализируя эффективность занятий по информационной безопасности можно сделать следующие выводы:

В начальных классах происходит знакомство с понятиями: информация, информационная безопасность, угрозы, исходящие от информации, учащиеся первого класса еще не связывают данные понятия со своей жизнью. Они делают открытия в знаниях. Они знают, что есть телевидение, радио, печатная продукция, мультипликационные фильмы и диски для компьютерных игр, но о возможном влиянии положительном либо отрицательном на здоровье, личные качества ребе­нок не знает и не связывает данные понятия со своей безопасностью.

Читайте также: