Психологическая классификация воинских должностей доклад

Обновлено: 04.05.2024

Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического от­бора при первоначальной постановке на воинский учет; ознако­мить с психологической классификацией воинских должностей.

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Одним из основных мероприятий первоначальной постанов­ки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на во­инский учет и имеют довольно четкое представление о том, что пред­ставляет из себя професси­ональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероп­риятий.

Вопросы для активизации знаний.

1. В чем состоит цель проведения профессионального психологи­ческого отбора при первоначальной постановке на воинский учет?

2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?

3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физиче­ская. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие фи­зические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

I. Общие положения

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору прово­ дятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психо­ логического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специ­ алистами по профессиональному психологическому отбору.

4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах являет­ ся одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологи­ ческих качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на во­ енную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

9. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется — профессиональная пригодность):

а)рекомендуется в первую очередьпервая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б)рекомендуетсявторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в)рекомендуется условнотретья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г)не рекомендуетсячетвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [. ]

10. При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

— высокая нервно-психическая устойчивость;

— хорошая нервно-психическая устойчивость;

— удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

— неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профес­сиональной пригодности, не могут быть:

— направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в об­щественные объединения и учебные воинские части;

— направлены на обучение в военно-учебные заведения;

— приняты на военную службу по контракту на соответствующие воин­ские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию професси­ональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), ус­тановленные Психологической классификацией воинских должностей, за­мещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [. ]

14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [. ]

15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной при­годности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответ­ствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [. ]

29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.

31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет не­штатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-про­фессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование. [. ]

Результаты социально-психологического изучения, психологиче­ского и психофизиологического обследования, заключение о профес­сиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III , V , VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора воен­ного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами граж­данина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и позна­вательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентиро­ваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правиль­ные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и раз­борчивая речь

Командир боевой машины. Командир орудия

Командир боевого поста

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концент­рация. Опера­тивная память. Быстрота мышле­ния, умение выделить в информа­ции главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

Наводчик орудия (танка, САО и др.)

Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприя­тия. Устойчивость внимания. Опе­ративная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвиж­ность нервной системы. Правиль­ная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

Радиотелеграфист, радист, радио­телефонист. Телеграфист. Наблю­датель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость вни­мания. Быстрая сенсомоторная ре­акция. Подвижность нервных про­цессов. Двигательная память. Ко­ординация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (тан­ка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самооб­ладание.

Специалисты воздушно-десант­ных, десантно-штурмовых, разве­дывательных подразделений, мор­ской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Об­щеобразовательная и техническая грамотность

Аккумуляторщик. Дизелист. Мо­торист. Механик. Мастер (радио­мастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Особых профессионально важных психологических качеств не требу­ется

Стрелок. Помощник гранатометчи­ка. Заряжающий и др.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Домашнее задание.


Развитые организаторские и познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность. Ясная и разборчивая речь.

Командир танка, боевой машины, орудия, установки. Старшина команды, командир отделения, боевого поста. Начальник команды, мастерской. Начальник поста (акустического, кодировочного, охраны и обороны и др.). Начальник пункта (разведывательного, снаряжения и др.). Начальник радиостанции, станции (помех, телеграфной и др.).

2. Операторские (сенсорно-гностические).

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концентрация внимания. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками. Ответственность и аккуратность.

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ, систем измерений и др.). Наводчик орудия (танка, САО и др.). Наводчик - оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.) Комендор. Радиометрист. Снайпер и др.

3. Связи и наблюдения (сенсорные).

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприятия. Устойчивость внимания. Оперативная память. Развитое чувство ритма. Выносливость и подвижность нервной системы. Правильная дикция. Разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук.

Радиотелеграфист, телеграфист, радист, радиотелефонист. Наблюдатель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик.

4. Водительские (сенсомоторные).

Распределение и устойчивость внимания. Быстрая сенсомоторная реакция. Подвижность нервной системы. Двигательная память. Координация движений руками и ногами.

Водитель. Механик - водитель (танка, БМП, БМД, САУ и др.). Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

5. Специального назначения (моторно-волевые).

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость. Решительность. Самообладание. Сообразительность. Смелость.

Специалисты воздушно - десантных, десантно - штурмовых, разведывательных подразделений, морской пехоты и др.

6. Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники).

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Общеобразовательная и техническая грамотность.

Аккумуляторщик. Дизелист. Моторист. Механик. Мастер (радиомастер, телефонный мастер и др.). Электрик. Электромонтер и др.

Особых профессионально важных психологических качеств не требуется.

1. Для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования необходимы следующие помещения:

2. Класс и кабинет оборудуются в отдельных отапливаемых помещениях с достаточным естественным и искусственным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, потолок и стены помещений должны быть окрашены в спокойные тона. Ограждающие конструкции и покрытие пола должны обеспечивать снижение уровня проникающего шума до 45-35 дБ.

Содержание, отопление, проветривание и противопожарное оборудование помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и классам для учебных занятий.

Класс и кабинет оборудуются достаточным количеством электророзеток с подводкой напряжения сети 220 В, 50 Гц, рассчитанного на общую потребляемую мощность не менее 5 кВт, и системами защиты от перегрузок и централизованного обесточивания.

3. Класс для группового обследования должен располагаться в помещении площадью не менее 50 кв.м и высотой не менее 2,5 м.

Столы и стулья размещаются из расчета 25-30 рабочих мест со свободными проходами не менее 0,5 м. За каждым столом рекомендуется размещать не более двух человек. Рабочие места должны быть пронумерованы.

4. Кабинет для индивидуального обследования и собеседования должен располагаться в помещении площадью не менее 10 кв.м и высотой не менее 2,5 м.

Результаты психологического и психофизиологического обследования по методикам (в баллах по 10-балльной шкале)

Заключение о профессиональной пригодности к подготовке и военной службе на воинских должностях (категории)

1. Журнал учета - основной документ учета работы военного комиссариата по профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, призыву на военную службу, а также поступающих на военную службу по контракту.

2. Журнал ведется специалистом по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу, и отдельно на граждан, поступающих на военную службу по контракту.

3. Записи в журнале производятся в порядке прохождения гражданами мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

4. Наименования методик (показателей методик) психологического и психофизиологического обследования, используемых при проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору в военных комиссариатах, проставляются в графах 4-14.

5. Журнал хранится у специалиста по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата в течение 10 лет.

Результаты психологического и психофизиологического обследования по методикам (в баллах по 10-балльной шкале)

Заключение о профессиональной пригодности к подготовке и военной службе на воинских должностях (категории)

1. Журнал учета - основной документ учета работы военного комиссариата субъекта Российской Федерации по контролю обоснованности и достоверности выносимых в военных комиссариатах заключений о профессиональной пригодности граждан к военной службе на воинских должностях по призыву или по контракту и для поступления в военно-учебные заведения.

2. Журнал ведется специалистом по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата субъекта Российской Федерации на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, призыву на военную службу и поступающих в военно-учебные заведения, и отдельно на граждан, поступающих на военную службу по контракту.

3. Записи в журнале производятся в порядке проведения контроля обоснованности и достоверности выносимых в военных комиссариатах заключений о профессиональной пригодности и проведения дополнительных мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами, не согласными с заключениями о профессиональной пригодности и подавшими жалобы на решения призывных комиссий, комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

4. Наименования методик (показателей методик) психологического и психофизиологического обследования, используемых при проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору в военных комиссариатах, проставляются в графах 5-15.

5. Журнал хранится у специалиста по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата субъекта Российской Федерации в течение 10 лет.

В соответствии с психологической классификацией воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индиви­дуально-психологическим качествам специалистов на классы основных сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологи­ческие, и прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологичес­ких качеств.

Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо выделяются должности командиров отделений, экипажей, стан­ций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Каждая командная воинская должность содержит обязанности организатора, воспитателя и специалиста.

По обязанностям, правам, ответственности и требованиям к начальникам, организаторам и воспитателям подчиненных все командные воинские должности схожи между собой. Вместе с тем по обязанностям специалистов они существенно отличаются друг от друга. Командные воинские должности есть у операторов и связистов, у водителей и технологов, в подразделениях специального назначения и прочих. Так, должность командира мотострелкового отделения отличается от должности командира отделения гидроакустикой подводной лодки.

Все командные воинские должности схожи по общим обязанностям и ответственности командира отделения.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил указывается, что командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он является непосредственным начальником личного состава отделения.

Успешность выполнения обязанностей на командных должностях определяется наличием у сержантов и старшин совокупности глубоких и устойчивых знаний, умений и навыков, индивидуально-психологических качеств, необходимых начальнику и воспитателю подчиненных, высококлассному специалисту.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитыми организаторскими и познавательными (интеллектуальными) способностями, умением ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью, ясной и разборчивой речью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.

Прочие воинские должности

К прочим воинским должностям относятся такие, которые не требуют от военнослужащих особых профессионально важных психологических качеств, например, заряжающий, кладовщик, писарь, повар (кок), помощник гранатометчика, стрелок, чертежник, и т. п.

1. Какие есть классы воинских должностей?

2. Что собой представляют воинские должности специального назначения и какие вы знаете родственные этому классу воинской должности примеры гражданских профессий?

Какие существуют воинские должности?

Классы сходных воинских должностей

В соответствии с психологической классификацией воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индиви­дуально-психологическим качествам специалистов на классы основных сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологи­ческие, и прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологичес­ких качеств.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.

Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.


Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

  • водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
  • соблюдать установленные правила движения;
  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.
  • высокой нервно-психической устойчивостью;
  • развитой зрительной и слуховой памятью;
  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
  • умением сохранять работоспособность;
  • нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;
  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Дополнительные материалы к § 35

Технические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.


Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.

Прочие воинские должности

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.

(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.

Читайте также: