Истоки народной нравственности вера традиции и ритуалы доклад

Обновлено: 17.05.2024

Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Традиции и обычаи русского народа

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье ( перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье ( в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха ( первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка ( первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица ( в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Источники нравственности… А что такое источники? И что такое нравственность? Как часто мы задаем себе эти вопросы?

Источник – это место, где что-либо рождается, появляется, начинает свое распространение.

Нравственность – это определение собственных ценностей и уважение таких же ценностей, принадлежащих другим. Так вот такими источниками нравственности являются – традиции, обычаи и религия.

Сменяются одна цивилизация другую, изменяются формы жизни, меняется лицо Земли, но неистребимой, неутолимой остается духовная жажда человека, стремление припасть к этим источникам нравственности.

Ничто так не укрепляет источники нравственности, как традиции и обычаи. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь человечества. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для всего мира.

Обычаи касаются межличностных отношений, требуя проявления нравственных качеств: почитания родителей, вежливости, порядочности, тактичности, сдержанности, взаимопонимания, взаимопомощи, гостеприимства, милосердия.

Главным источником нравственности любого народа является религия. Основа любой религии – это нравственные заповеди. Любите всех людей, делайте добро вашим врагам и молитесь за тех, кто вас обижает. Если вы хотите, чтобы все были с вами ласковы и добры, поступайте и сами так же. Ни о ком не говорите дурно, тогда и о вас не будут говорить; всем и все извиняйте, и вам будут извинять; помогайте другим, и вам помогут. На хорошем цветущем дереве не вырастут плохие плоды, так и хороший, добросердечный человек не сделает худого дела. Все религии мира учат жить по нравственным заповедям, не нарушать их.

В настоящее время мы утрачиваем важные духовные ценности и понятия. Эгоизм, индивидуализм, стремление к наживе все прочнее обосновываются в сердцах людей, они перестают любить не только ближних, но и близких, а любят лишь самих себя. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы обычаи, традиции и вера в Бога стали востребованными в нашей жизни. Чтобы как можно больше людей припадало к этим источникам нравственности и получало духовное исцеление.

В течение всей истории человечества у всех людей всегда существовало понимание о правильном и неправильном поступке, о том что можно делать и что нельзя - что не полагается, о хорошем и о плохом, о добре и о зле. На этих основах построена вся культура и цивилизация человека и его общества. На эти постулаты и равняется человек со своим поведением.

Хороший и объективный наблюдатель замечает разницу в поведении и мышлении у разных народов. На поверхностном уровне кажется все одинаково, но при более подробном наблюдении видится большая разница.

Откуда все это появилось и где истоки этих знаний? Какая разница у разных народов и почему? На эти вопросы очень важно иметь ответы, так как крайне-либеральная культурная революция, которая разрушает все существующие культуры и устои и которая началась на Западе, постепенно захватывает Восточную Европу и весь остальной мир.

1 Разрушающее и созидающее поведение

1.1 Условия для здоровой продуктивной жизни.

Инженеры разработали автомобиль, и он хорошо работает при определенных условиях, скажем, бензин и масло должны быть как указано. Когда эти условия удовлетворены, то машина будет работать хорошо и долго. Если эти условия нарушаются, скажем, в бензин попадает вода и т.п., то машина будет работать, но не так эффективно и ее рабочая жизнь будет короткой.

Господь Бог есть Творец всего мира, видимого и невидимого, природы, животных и нас самих. Он сам и есть Творец и Разработчик нас всех. Так вот, Он нам и дал Закон Божий и сказал, чтобы мы жили по нему и тогда наша жизнь будет нормальной и без перебоев. Если же мы этого не будем придерживаться, то, конечно, тогда у нас и появятся затруднения.[1]

1.2 Добро и зло.

Разрушающее поведение давно принято называть грехом и осуществлением зла. Оно приносит беду, боль, травму людям, обществу и самому грешащему. Грех и зло это язва, мор, чума. Созидающее поведение называется добродетелью и осуществлением добра. Это все противоположное греху - радость, вдохновение и все хорошее.

По требованию науки, все это можно доказать экспериментальным способом. Но эти истины настолько очевидны человеку с жизненным опытом, что не требуют никаких доказательств.

Из такого определения добра и зла довольно очевидно, что человек или общество, которые стараются исключить греховное и разрушающее из своей жизни, будут преуспевать. Другой человек или общество, которые не смогли это сделать, взращивают разрушительные процессы, которые в конце концов должны привести к кризису. То есть человек или общество саморазрушается. Об этом Церковь учит уже 2000 лет. Она учит нас познавать, что такое грех и изгонять его из нашей жизни.[3]

2 Ступени нравственных систем

2.1 Нравственные системы.

Основываясь на выше сказанном Божественном откровении, можно условно различить пять систем нравственности. Нравственность: (1) естественную, (2) древне-еврейскую, (3) христианскую инославную (не православную), (4) христианскую православную и (5) противоестественную. Все эти нравственные системы имеют большое влияние на людей, которые в них родились, выросли и живут, а также и на всю культуру страны. Можно взять качества народного характера и мы увидим большую его согласованность с соответствующей нравственной системой.[2]

2.2 Нравственность естественная.

Естественная нравственность - это нравственность откровения. В совести каждого человека вписан естественный нравственный закон. Поэтому, человек инстинктивно чувствует что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, что полезно и что нет. На этих чувствах основываются все языческие и нехристианские системы нравственности во всем мире.

Основываясь на этом внутреннем законе, у всех народов существуют понятия о добре и зле. Но, из-за греховности человека, эти понятия не совершены. Человек не видит свои ошибки и постоянно себя оправдывает. Например, в культуре может существовать рабство, человеческие жертвоприношения, ужасная жестокость, месть и т.п. Человек ко всему этому привыкает, оправдывает и считает нормальным.[5]

Древний мир достиг много в науке, искусстве, философии и т.п., но нравственно он был примитивен и блуждал. Хорошо известный разврат был в Риме до пришествия Иисуса Христа

2.3 Нравственность древне-еврейская.

Более высокие, чем естественная человеческая совесть, нравственные постулаты были даны Господом Богом древним евреям. Это произошло, когда Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова) пророку Моисею на горе Синай на пятидесятый день Исхода евреев из Египта.

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.

2. Не делай себе идолов и не служи им.

3. Не говори имя Господа Бога если не нужно.

4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу.

5. Почитай отца и мать твоих.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не говори неправду про других.

10. Не желай ничего чужого; не завидуй.

Здесь уже есть вера в одного Бога - создателя всего мира, всемогущего, праведного, всезнающего и т.п., почитание родителей, запрещение убийства, святость брака, запрещение кражи, лжи, и даже зависти.

Поэтому древние евреи очень отличались от язычников своей высокой моралью. Но, они, а с ними и теперешние евреи, понимали и понимают эти заповеди буквально и считают, что в них сказано все, что нужно было сказать и ничего нет недоговоренного.[1]

2.4 Нравственность христианская.

Христианская нравственность - это нравственность сверхъестественного откровения (Ново-Заветная). Новозаветное сверхъестественное откровение есть вершина нравственного закона. Ее открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Во-первых, Иисус Христос учил понимать десять Заповедей не буквально, а более глубоко. Во-вторых, Он высказал Заповеди Блаженства и, в-третьих, Он еще высказал много других поучений.

Древние евреи и их потомки теперь толкуют заповеди буквально, а Иисус Христос толкует их широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок, который прямо или косвенно ведет к нарушению заповеди. Другими словами, заповеди толкуются не буквально, а соблюдается и их дух. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми, которые придерживаются первого или второго.

Учение Господа Иисуса Христа находится в Священном Писании (Библии) в Новом Завете - в Евангелии и Апостоле. Четыре Евангелия написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Апостол - это собрание сочинений апостолов, которые проповедовали христианство после вознесения Господа Иисуса Христа. Заповеди Блаженства поются на Литургии во время Малого входа.

Кроме Заповедей блаженства Господь Иисус Христос еще многое что учил. Он учил, что Господь Бог заботится обо всем и о всех и особенно о людях -- каждом из нас. Он учил молиться, учил не осуждать, любить всех, включая врагов, что каждый человек твой брат, не делать другим то, что мы не хотим, чтобы нам делали, делать добрые дела, быть скромным, не быть материалистами, стремиться быть лучше и многое другое. Он учил, что первая и самая большая заповедь это любить Господа Бога, Его учение Закон Божий и исполнять Его волю, и вторая, созвучная с первой, это что нужно любить всех людей и помогать им.

Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди, по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас, какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают десять Заповедей, а пополняют их.

Десять заповедей и Заповеди Блаженства в течение почти 2000 лет являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы отражают влияние этих заповедей. Заповеди нам указывают, какое поведение человека разрушительно для него и для общества, а какое созидательно. Соблюдение заповедей создает мир, тишину, любовь и благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение.

Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и постепенно омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.[4]

Нужно отметить, что последнее время во многих странах наблюдается постепенный отход от христианских начал и ценностей в жизни.

2.5 Нравственность православная.

Православная нравственность - это нравственность сверхъестественного откровения. Как уже было сказано выше, новозаветное сверхъестественное откровение есть вершина нравственного закона. Ее открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Во-первых, Иисус Христос учил понимать Десять Заповедей не буквально, а более глубоко. Во-вторых, Он высказал Заповеди Блаженства и, в-третьих, Он еще высказал много других поучений.[5]

Митрополит Антоний (Храповицкий), Киевский и Галицкий (позднее первый первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) пишет, что активная и плодотворная работа над изменением себя к лучшему есть самая главная отличительная черта православия:

Есть более узкое понимание учения Иисуса Христа и более широкое. В более узком центр внимания на внешних добрых делах. В более широком говорится о внешних и внутренних добрых делах - то-есть и о духовном самовоспитании. Таким образом, в Православии очень развиты внутренние добрые дела. У инославных о них очень мало говорится. Считается, если вы молитесь и делаете добрые дела, то Господь Бог пошлет вам в награду изменение в вашем характере. Этот факт оказал колоссальное влияние на культуру Запада.[2]

2.6 Нравственность инославная.

Как было уже сказано выше, в наше время христианство разбилось на много групп с разными учениями. Некоторые из этих церквей и обществ далеко ушли от христианства. Таким образом, можно сказать, что инославное христианство -- это разжиженное (разбавленное) христианство. В своей гордыне они считают себя правыми и занимаются миссионерской работой среди незнающих, включая русских.

Кроме того, инославные церкви и группы находятся под большим влиянием нравственного упадка на Западе, о котором говорится в следующем параграфе. Дело дошло до того что, нравственность западных христиан стала на много хуже, чем в нехристианских странах. В результате этого, многие язычники (нехристиане) в ужасе от поведения так называемых христиан и шарахаются от них.

2.7 Нравственность противоестественная.

2.8 Нравственность общечеловеческих ценностей.

Православному христианину, знающему и живущему по своей вере, предложенные программы по общечеловеческим ценностям покажутся детским лепетом. Церковь уже 2000 лет занимается воспитанием верующих и у нее не превзойденный опыт в этой области.

3 Направленность культуры

Если мы понаблюдаем за направленностью культуры любого народа, то можно прийти к каким-то общим знаменателям. Чувствуется какой-то тон, который может хорошо или плохо действовать на человека и на все общество. Направленность культуры имеет большое влияние на характер и мировоззрение людей, которые живут в ней. Она зависит от нравственной системы, которая находится в основе всей народной жизни.[6]

3.1 Направленность русской культуры.

Недавно молодой русский философ Александр Дугин очень хорошо подметил, что, несмотря на атеизм и неукрощенный капитализм, основные народные ценности и направленность жизни и культуры оставались во время царской, советской и постсоветской России одни и те же вверх.

Сравнивая направленность русской и западной культур, мы увидим, что традиционные русские ценности не разрушают, а созидают человека, общество и культуру и поэтому они более здоровые чем западные.

3.2 Направленность западной культуры.

Вестернизация жизни и культуры в России или в любой стране - это шаг к медленному разрушению и самоубийству, которое сейчас происходит на Западе. Русские люди должны строить свою страну и жизнь, исходя из своего исторического опыта. Как раньше, так и сейчас русская культура и вся жизнь в стране должна иметь направленность к хорошему, красивому, к правде и истине, к справедливости, к Богу. От других стран нужно брать только то, что подходит и что созвучно русскому духу. Кроме того, все изменения должны происходить постепенно и ни в коем случае реформами.

Список использованных источников:

1. Антонов, М.Ф. Нравственность / М.Ф. Антонов – М: 1984 – 284с.

2. Мотяшов, В.П. Богатство духа и дух богатства / В.П. Мотяшов – М: 1985 – 426с.

3. Спасибенко, С.Г. Социально-психологические основы / С.Г. Спасибенко – М: 2001 – 356с.

4. Козлова, О.Н. Нравственное воспитание / О.Н. Козлова – М: 2005 – 544с.


Разработка поможет сформировать у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Описание разработки

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части - детях. Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены.

Молодое поколение оказалось под давлением все более усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно.

Современная молодежь находится в своего рода нравственном вакууме, многие из них затруднены в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.

В формировании духовно-нравственных установок современного молодого человека играют роль различные факторы (семья, подростковая группа, телевидение, школа).

Очень часто оказывается, что ценности, пропагандируемые в семье, входят в противоречие с ценностями, которые пытаются навязать с экрана телевидения, возникают в компании сверстников.

Поэтому роль школы, как реального противоядия давлению телевидения, улицы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности.

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны - важнейший принцип государственной политики сегодня.

Подлинная народная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать. В условиях экологических и социальных катаклизмов становятся актуальными задачи учителей, берущих на себя ответственность за передачу знаний традиционной культуры подрастающему поколению, воспитанию бережного отношения к традициям.

Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы вписаться в историческое бытие своего народа и приумножить собственными трудами и деяниями предшествующих поколений соотечественников.

Материал на тему Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности

Все это и определило направление моей работы: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры.

В работе по данной теме сложилась определенная система учебных занятий, однако современный учитель в массовой школе неизбежно сталкивается с проблемой нехватки времени на уроке, тогда как внеклассная деятельность по предмету лишена этого недостатка.

Программа его основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русской народной традиционной культуры позволяет рассматривать как основу воспитания подрастающего поколения.

Истоки русских традиций - важнейший механизм сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: традиции Любви к родной природе, Родине, традиции русского Слова, традиции Дела (труд, служение, ремесла), традиции Праздника (народного, религиозного).

Содержание работы объединения направлено на реализацию гуманизации содержания духовно-нравственного образования и воспитания учащихся 5-7-х классов.

Цель:

формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи:

Показать традиционную русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание.

На материале конкретных произведений разных видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.

Работа объединения охватывает круг четырех проблем и направлена на ознакомление обучающихся с русским народным декоративно-прикладным искусством, произведениями отечественных авторов о природе, особенностями русской речи, русскими народными праздниками.

Программа состоит из четырех разделов, в каждом из которых выделены темы. Программа состоит из четырех разделов; в каждом из них выделены темы.

Первый раздел посвящен природе Вологодского края. Материал объединен идеей неповторимости и красоты природы.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

"Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности"

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части - детях. Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены. Молодое поколение оказалось под давлением все более усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно. Современная молодежь находится в своего рода нравственном вакууме, многие из них затруднены в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.

В формировании духовно-нравственных установок современного молодого человека играют роль различные факторы (семья, подростковая группа, телевидение, школа). Очень часто оказывается, что ценности, пропагандируемые в семье, входят в противоречие с ценностями, которые пытаются навязать с экрана телевидения, возникают в компании сверстников. Поэтому роль школы, как реального противоядия давлению телевидения, улицы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности.

Все это и определило направление моей работы: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры.

Программа его основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русской народной традиционной культуры позволяет рассматривать как основу воспитания подрастающего поколения. Истоки русских традиций - важнейший механизм сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: традиции Любви к родной природе, Родине, традиции русского Слова, традиции Дела (труд, служение, ремесла), традиции Праздника (народного, религиозного).

Содержание работы объединения направлено на реализацию гуманизации содержания духовно-нравственного образования и воспитания учащихся 5-7-х классов.

Цель: формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи: Показать традиционную русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание.

На материале конкретных произведений разных видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.

Работа объединения охватывает круг четырех проблем и направлена на ознакомление обучающихся с русским народным декоративно-прикладным искусством, произведениями отечественных авторов о природе, особенностями русской речи, русскими народными праздниками. Программа состоит из четырех разделов, в каждом из которых выделены темы. Программа состоит из четырех разделов; в каждом из них выделены темы.

Первый раздел посвящен природе Вологодского края. Материал объединен идеей неповторимости и красоты природы.

Второй раздел предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств, традиционных для русской речи. Учащиеся постигают красоту и выразительность русского слова.

Третий раздел раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами ремесел и старинных промыслов.

Четвертый раздел дает возможность узнать о русских народных традиционных праздниках, обрядах, обычаях, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа.

Цели и задачи объединения. Русская традиционная народная культура и современность.

Раздел 1. Неповторимость и красота природы Вологодского края.

Образность, своеобразие описаний, эмоциональность как средство выражения любви к родной природе, к Родине и малой родине. Природа в произведениях отечественной литературы.

Раздел 2. Богатство и выразительность русского языка.

Традиции народной культуры русского языка в жизни современного общества. Богатство русской речи. Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления. Синонимическое богатство русского языка. Благозвучие русской речи. Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Образность русской речи. Живость, эмоциональность, выразительность речи.

Раздел 3. Русское народное декоративно-прикладное искусство.

Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, хохломская и городецкая роспись, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Тканые изделия природных материалов. Вологодское кружево. Загорская и семеновская матрешки.

Раздел 4. Художественный мир русских народных праздников.

Изучение традиционной народной культуры на занятиях объединения организую по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. В основе этого лежит аксиологическая концепция, согласно которой у учащихся формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это способствует воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению. В своей работе использую тематику, традиционную для русского народа: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию, лексику русского языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, то есть духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Провожу интегрированные занятия по литературе, технологии и т.д.

Применяю как традиционные формы: уроки, мастер классы, семинары, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия-экскурсии, защита творческих проектов, связанных с исследованием этнокультуры народа, при этом этнокультурный материал включается в занятия объединения. Я уверена, ребенок в нашей школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни.

Народная культура скрепляет поколения духовными связями. Особая роль принадлежит языку, подлинным творцом которого был и остается народ. Именно язык сплачивает общество, прокладывает прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим. Проблема языка сегодня -это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача, как и любого учителя-словесника, не только показать красоту русского слова, его выразительность, образность, но и сохранить традиции русской речи. Интерес учащихся к слову воспитывает и их театральная самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые программы, поскольку изучение и освоение традиционных русских народных игр тоже одно из направлений. При этом основной задачей является не создание постановок, проведение праздников и игр, а воспитание и развитие ребят в процессе их подготовки, приобщение к традиционной культуре своего народа как основе духовности и нравственности человека. Именно так, я уверена, возникает интерес к традициям, сопровождающийся желанием и стремлением не только познать, но и усвоить.

На таких занятиях учащиеся понимают, что истоки художественного воплощения и развития идут от природы, которая не бывает застывшей, а поражает многообразием форм, видов, красок, оттенков, изменчивостью и преображением. Вечно живая природа помогает детям преодолеть косность и побуждает их к деятельности, к творчеству, к художественному созерцанию и осмыслению окружающего мира. Дети постигают его красоту через восприятие художественных произведений, так закладываются, по моему мнению, основы культуры, удовлетворяется потребность ребенка выразить и объяснить собственным творчеством естество природы, приобщиться к Вечному и Непреходящему. Руководствуюсь при проведении занятий следующими принципами:

последовательное обучение от теории к практике (основные законы, правила и навыки усваиваются детьми при выполнении учебных работ и упражнений и затем сознательно применяются в творческих работах);

использование различных форм занятия и, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;

разнообразие творческих заданий;

поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей.

Указанный мной опыт работы соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий духовно - нравственное развитие учащихся.

Нравственные диалоги со школьниками позволяют им углубиться в осмыслении этических категорий и понятий о ценностях духовно-нравственной жизни человека. В настоящее время это особенно важно. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным обществом.

Работая в данном направлении, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.

Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать некоторые лингвистические или литературоведческие термины. Главное, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия.


-75%

Введение
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу ихарактер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности.
Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени.
Традиции передают, закрепляют и поддерживаютразнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средствстабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Формы преемственности культуры.
Ритуал, обряд, обычай
Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это – ритуалы . Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М.Дуглас определяет ритуалы как типыдействий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам .
Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель — постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, связанных с важными этапами в прошлом народа или группы и тем самым подчеркивающих ихединство. Например, ритуальный ремонт лодки индейцами кечуа определенным способом происходит лишь потому, что ее именно так чинил праотец кечуа: тем самым все кечуа подчеркивают свою преданность и мифическому предку, и друг другу. Вне ритуала поломанную лодку они будут ремонтировать более удобным образом. Но тогда это будет просто починка лодки, не несущая глобального символического наполнения.В силу своего символического характера ритуал играет роль механизма регуляции внутриэтнических связей: поддерживает определенную иерархию этнических статусов; помогает членам этносов в усвоении групповых норм и ценностей; дает им осознание сакрально обусловленной сплоченности и солидарности, а, следовательно, и защищенности; помогает снять напряжение обыденной жизни; в кризисные моментыдает ощущение поддержки свыше, оказываемой общности. Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область государственных церемониалов и церемониальных форм бытовых отношений (этикет).
Постепенно ритуал приобретает характер систематического следования некоторым традиционным правилам, которые зачастую несоответствуют изменившимся потребностям, но поддерживаются по соображениям, связанным с интересами правителей, а отчасти — с неповоротливостью социальных институтов, с инерцией массовой психологии.
Вторая исторически существующая форма преемственности культуры – обряд. Обряд – это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия.

Читайте также: