Правотворческая инициатива граждан доклад

Обновлено: 17.05.2024

Правотворческая инициатива является правом граждан, которые населяют муниципальное образование, на участие в разработке и обсуждениях местных нормативных актов.

Правотворческая инициатива может использоваться инициативной группой граждан, которые имеют избирательные права, в порядке, который установлен на основании нормативного правового акта представительных органов муниципального образования. Минимальное число участников указано в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования и не может быть больше, чем 3 процента от количества проживающих в пределах муниципального образования, которые имеют избирательное право. К примеру, в Саратове минимальное количество принимающих участие в инициативной группе должно составлять 1 тысячу человек.

Документы, вносимые инициативной группой граждан

На основании утвержденного решения Саратовской городской думы от 16 мая 2006 года Положения о правотворческой инициативе граждан (4 статья), инициативной группой граждан должны вноситься в соответствующие государственные органы местного самоуправления такие документы:

  1. проекты муниципальных правовых актов, которые оформлены на основании регламента органа местного самоуправления;
  2. протоколы собрания граждан по поводу того, чтобы создать инициативную группу выдвижения правотворческой инициативы граждан;
  3. сопроводительные письма (заявления) относительно внесения в орган местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов в порядке правотворческой инициативы граждан, которые содержат названия проектов муниципального правового акта (в приложении 2), за подписью ответственного лица инициативной группы. Сопроводительное письмо должно содержать информацию относительно лиц, которые имеют полномочия на представление инициативной группы при рассмотрении органами местных самоуправлений правотворческой инициативы граждан, включая докладчиков проекта муниципальных правовых актов из тех, кто уполномочен представлять инициативную группу;
  4. пояснительные записки (для проектов, которые вносятся в Саратовскую Городскую думу) или справки (для проектов, которые вносятся в администрацию муниципального образования Саратов), содержание предмет правового регулирования, информацию относительно обоснования необходимости принимать решение по данному проекту (включая финансово-экономическое образование);
  5. другие документы, которые необходимо предоставить в соответствии с законодательством и регламентом муниципалитета.

Если отсутствует нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, который регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принимаются на рассмотрение муниципальные правовые акты, внесенные гражданами, которые также осуществляются на основании Закона о местном самоуправлении от 2003 года.

Проекты муниципальных правовых актов

Проекты муниципальных правовых актов, которые были внесены в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должны обязательно быть рассмотрены в органах местного самоуправления или их должностными лицами, в пределы компетенции которых входит возможность принимать соответствующие акты в течении 3 месяцев после их внесения.

Представитель инициативной группы обязан обеспечить возможность изложить свою позицию во время рассмотрения указанных проектов.

Если принятие правового акта местного самоуправления, проект которого внесен на основании правотворческой инициативы граждан, входит в компетенцию коллегиальных органов муниципалитета, данный проект необходимо рассматривать на открытом заседании указанного органа. На основании Положения о правотворческой инициативы граждан указанная инициатива, которая была внесена в Саратовскую Городскую думу, должна быть обязательно рассмотрена в рамках открытого заседания Саратовской Городской думы. Подготовка к тому, чтобы рассмотреть документы, внесенные в Городскую думу в рамках осуществления правотворческой инициативы граждан, должна проводиться на основании Регламента Саратовской Городской думы.

Порядок рассмотрения муниципальных правовых актов

Председателем ответственной постоянной комиссии правотворческая инициатива граждан направляется для заключения в профильных структурных подразделениях администрации местного самоуправления Саратова. Заключение выдается в течении рабочей недели.

Проект правового акта рассматривается в рамках открытого заседания Саратовской Городской думы при участии представителей инициативной группы, обладающих соответствующими полномочиями на основании регламента.

Проекты муниципальных правовых актов, которые вносятся в соответствии с порядком правотворческой инициативы граждан в местное самоуправление Саратова, должны обязательно быть рассмотрены должностным лицом, в компетенцию которого входит возможность принимать соответствующие акты. Они рассматриваются в рамках личного приема уполномоченных лиц, являющихся участниками инициативной группы главой администрации Саратова или лицом, у которого есть определенные полномочия. Подготовление к рассмотрению документации, которые были внесены в администрацию Саратова в рамках правотворческой инициативы граждан должно быть проведено на основании регламента администрации города Саратова и инструкции по работе с документацией в администрации города Саратова.

Мотивированные решения, принятые на основании результатов рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, которые были внесены в рамках реализации правотворческой инициативы граждан, необходимо официально в письменной форме довести до инициативной группы граждан, которой они были внесены.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан

1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Процедура реализации правотворческой инициативы представляет собой законодательно закрепленную совокупность последовательных действий участников процесса, обеспечивающих ее осуществление.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов

Главной целью закона, является создание правовых основ для развития практики реализации проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов) на муниципальном уровне, позволяющей обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путем разработки и внесения в орган местного самоуправления проектов инициативного бюджетирования, направленных на решение местных проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований или их частей. При этом обязательным элементом реализации проектов инициативного бюджетирования является обеспечение возможности участия граждан в реализации этих проектов, и общественном контроле за их реализацией.

Одной из особенностей таких проектов является возможность их реализации не только за счет финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, но и за счет финансового (посредством внесения добровольных платежей), имущественного и личного трудового участия заинтересованных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций).

Правотворческая инициатива граждан – это возможность населения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления, как правило, следующие документы:

1. Текст проекта муниципального правового акта

2. Пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия этого проекта

3. Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета

4. Список инициативной группы

5. Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

Если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета, то он изначально вносится главе местной администрации. Если же этот проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к численности или порядку создания инициативной группы, а также к перечню документов прилагаемых к проекту муниципального правового акта.

Если проект внесен с соблюдением всех требований, то он подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение трех месяцев со дня внесения.

Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

Территориальные общественные самоуправления (ТОС)

ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не является публичной властью.

Местное самоуправление и ТОС отличается по следующим признакам:

1. ТОС это самоорганизация граждан, а не самоуправление в прямом его смысле. ТОС создается по желанию жителей муниципального образования

2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам, поэтому решения ТОС не носят обязательного характера.

3. ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а на его части.

ТОС не может осуществляться в муниципальном районе, а действует на части территории поселения, в том числе и городского округа. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по представлению населения. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

1. Подъезд многоквартирного жилого дома

2. Многоквартирный жилой дом

3. Группа жилых домов

4. Жилой микрорайон

5. Сельский населенный пункт, не являющийся поселением

6. Иные территории

Для создания ТОС необходимо соблюдение следующих условий:

1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения

2. На определенной территории не может быть более одного ТОС

3. Территория на которой осуществляется ТОС должна составлять единую территорию.

Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС:

2. Государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица

ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации устава ТОС определяется либо уставом МО, либо актами представительного органа.

ТОС может являться юридическим лицом если это предусматривает его устав.

В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наиболее оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация.

К исключительным полномочиям собрания или конференции граждан относится установление структуры органов ТОС, принятие устава ТОС, внесение в него изменений, утверждение смет доходов и расходов ТОС, рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в местном самоуправлении выступает необходимым условием развития гражданского общества в современной России. Для понимания объективных процессов общественного участия в принятии управленческих решений на низовом уровне властной вертикали необходимо исследовать как состояние института местного самоуправления, так и состояние гражданского общества (территориального сообщества) [3, с. 260].

В соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в которой многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Власть народа (народовластие) – одно из ключевых понятий современного конституционного права [11, c. 6]. Важнейшей формой выражения власти и воли народа является участие в осуществлении местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации регламентируется о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следует согласиться с мнением Н.И. Глазуновой, утверждающей, что если нет прямого народовластия, волеизъявления граждан в муниципальном образовании – нет и местного самоуправления [1, с. 518].

1) форма непосредственного осуществления местного самоуправления;

2) форма участия в осуществлении местного самоуправления [10].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Инициатива субъекта является ответом на потребности общественного развития: она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится прогрессивное развитие общества.

Механизмом реализации правовых инициатив граждан становится правотворческая деятельность. Инициатива в данном случае рассматривается в качестве формы правовой жизни отдельной личности (групп граждан). Правовые акты есть основная форма проявления правовой жизни. При этом неизбежен вывод о том, что комплекс норм, стимулирующих инициативное поведение в сфере права, должен обеспечивать право граждан на инициативу [5, c.20].

Зачастую к правотворческой инициативе относят петиции или правотворческую инициативу определяют в качестве разновидности обращений граждан. В тоже время петиция – это форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение (как правило, с приложением проекта) либо рассмотреть соответствующий вопрос на заседании органа. Петиция содержит определенное количество подписей граждан с указанием их местожительства (возможно, и других данных). Наличие этого количества подписей заставляет компетентный орган рассмотреть поставленный вопрос, хотя он может и не согласиться с предложениями и проектами решений, содержащихся в петиции. Правотворческая инициатива же представляет собой внесение конкретного проекта правового акта, а не предложения о принятии нормативного акта и не является разновидностью обращений граждан как петиция.

При обычном коллективном обращении его предметом будет вопрос, который может быть разрешен правоприменительным решением органа государственной власти, местного самоуправления, или же он начнет подготовку своего нормативного акта. При правотворческой инициативе граждане обязательно ставят вопрос о принятии нормативного акта. Они готовят проект акта, и сбор подписей идет за то, чтобы именно этот проект был рассмотрен органом власти. Также при правотворческой инициативе предполагается значительно большее число подписей граждан, которые надо собрать в поддержку проекта нормативного правового акта, причем с использованием подписного листа установленной формы. А для органа власти может быть определен предельный срок, в рамках которого надо отреагировать на правотворческую инициативу.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Исходя из признания самостоятельного статуса правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, необходимо остановиться на ключевых ее отличительных признаках. Во-первых, правотворческая инициатива граждан как форма участия в осуществлении местного самоуправления предусматривается муниципальным законодательством и является разновидностью народовластия на местах и на уровне субъектов Российской Федерации, если данное право за населением закрепляется уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации. Во-вторых, как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления правотворческая инициатива граждан реализуется посредством внесением проекта правового акта инициативной группой граждан, численность которой определяется правовыми актами субъекта Российской Федерации либо муниципальным образованием, в законодательный (представительный) орган власти.

Сходство двух разных по своему социальному и правовому назначению форм правотворческой инициативы граждан заключается в том, что окончательное решение по принятию правового акта и его обнародованию лежит на уполномоченных органах власти и должностных лицах.

Правотворческая инициатива граждан играет особую роль, так как органы местного самоуправления являются низшим звеном в системе публичных органов и их деятельность связана с непосредственной работой с населением данных муниципальных образований.

Наконец, в-третьих, представляется необходимым четко

разграничить правотворческую инициативу граждан как форму участия населения в осуществлении местного самоуправления и правотворческую инициативу как стадию правотворческого процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Следует различать данные понятия исходя из следующих определений. Правотворческая инициатива граждан как стадия правотворческого процесса представляет собой право инициативной группы граждан на постановку вопроса о разработке и издании правового акта и внесение данного вопроса на рассмотрение в законодательный (представительный) орган на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне власти. Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления предусматривается законодательством на местном уровне власти и на уровне субъектов Российской Федерации, является формой народовластия, реализуется в форме внесения в законодательный (представительный) орган власти проекта правового акта инициативной группой граждан, который составляется ими самостоятельно.

На современном этапе административных реформ огромный потенциал правотворческих инициатив необходимо использовать в полном объеме. Однако в российском обществе и публично-властных институтах сохраняется недостаток созидательной творческой инициативы, без которой невозможно эффективное осуществление местного самоуправления в соответствии с тем понятием и концепцией, которые определены российским законодательством. Оценка и совершенствование правотворческой инициативы граждан позволит обеспечить повышение эффективности механизма ее осуществления, использования потенциала и возможностей населения, а также повысит активность их участия в жизни своего муниципального образования, доверие жителей к местной власти.

Читайте также: