Особенности моторики женщин доклад
Обновлено: 17.05.2024
Теперь мы обратимся к статье Л. Линдбека и К. Кьелберг, в которой отражены свежие экспериментальные данные по изучению рабочих движений по подъему тяжестей — лифтингу. Обобщив результаты ряда исследований (включая и свои собственные), они пришли к следующим выводам:
- во-первых, существуют отчетливые половые различия в технике выполнения лифтинга (мужчины больше наклоняют туловище вперед, а женщины больше сгибают колени),
- во-вторых, следует говорить не о преимуществе какого-либо пола, а только о своеобразии: и мужчины и женщины имеют и преимущества и недостатки в координации и моторике.
Исследование Л. Линдбека и К. Кьелберг
Испытуемые: 12 женщин и 10 мужчин выполняли лифтинг-тест, заключавшийся в поднятии тяжестей — я шика весом 1 2,8 кг для мужчин и 8,7 кг для женщин (именно такое соотношение уравнивает, по мнению авторов, силовые возможности мужчин и женщин — Т. Б.).
Делали они это в четырех вариантах:
а) быстрое поднятие с основной нагрузкой на мышцы ног;
б) медленное поднятие с основной нагрузкой на мышиы ног;
в) быстрое поднятие с участием мыши спины;
г) медленное поднятие с участием мыши спины.
Результаты: обнаружены половые различия в координаиии движений; у обоих полов есть преимущества и недостатки в моторике при поднятии тяжестей.
У женщин была лучше синхронизирована координаиия сочленений бедро—колено, кроме того, они больше сгибали колени (в тех вариантах, где основная нагрузка приходилась на мышиы ног). Мужчины больше нагибали туловище вперед и затрачивали больше времени на выполнение задания.
Выводы: результаты нельзя рассматривать как преимущество одного из полов, но они свидетельствуют об их своеобразии при выполнении моторных задач. Должны быть разработаны отдельные программы обучения женщин и мужчин технике рабочих движений, чтобы учитывать это своеобразие.
Существенное отличие исследований, проведенных в ленинградско-петербург-ской психологической школе, от зарубежных исследований по психомоторике — это попытка не просто констатировать полученные эмпирические результаты, но и обобщить их на более высоком уровне — представить как проявления глобальных закономерностей, отличающих мужчин и женщин.
До сих пор в зарубежных работах по психомоторике нет таких обобщающих выводов, к которым пришел Б. Г. Ананьев и его ученики.
Что касается причин половых различий в моторике, то, казалось бы, здесь отчетливо должен проявиться биологический фактор. В самом деле, существуют убедительные факты влияния этого фактора.
По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия в мозговой локализации моторных функций.
Организация сложных движений рта и рук у женщин представлены в передних областях левого полушария (т. е. топографически близко к моторной коре), а у мужчин — в задних отделах (т. е. в близости со зрительной системой).
Поэтому женщины имеют преимущества в тонкой моторике рук, а мужчины — в движениях, направленны на объекты, которые находятся на некотором расстоянии.
Значительную роль играют и гормоны — так, при увеличении мужских гормонов самки крыс вели себя, как самцы, предпочитая драки с физическим контактом.
Однако другие факты не исключают и влияния личностных черт, которые формируются в результате гендерной социализации. Потвин и коллеги установили, что, когда существовал риск получить травму, испытуемые меняли технику лифтинга (подъема груза), и этот фактор был даже более мощным, чем искривление позвоночника.
Если вспомнить, что женщины менее склонны рисковать, то можно предположить, что они будут более осторожны в своих движениях в рискованной ситуации. По-видимому, на сегодняшний день следует считать, что причиной различий в моторике у женщин и мужчин является совместное влияние биологических и социальных факторов.
Кроме того, существуют большие индивидуальные различия, и можно встретить физически сильных женщин и слабых мужчин. Тем не менее в целом женщины уступают мужчинам в силе (их сила ног равна всего 65-75% силы ног мужчин, мышц туловища — 60-70%, сгибания-разгибания локтя — только 50% от максимальной силы мужчин).
Женщины также обладают иным строением тела (в частности, по расположению силы тяжести). Эти различия прежде всего и определяют своеобразие моторики у разных полов (там же). Однако и социализация, подражание представителям своего пола — сверстникам и взрослым — также может определять отмеченное своеобразие.
Вносит свой вклад и социальное подкрепление, которое постоянно сопровождает гендерную социализацию (девочек и мальчиков поощряют, если они играют, двигаются, сидят так, как положено представителям их пола, и наказывают, если этого не происходит).
Очевидно, в первую очередь мы наблюдаем расхождение между результатами строгих научных исследований (в которых встречаются различия, но, так сказать, тонкие, не слишком заметные для неискушенного наблюдателя) и теми фактами, которые мы постоянно встречаем в повседневной жизни, именно по этой причине.
В частности, можно наблюдать, как по-разному выполняют движения мужчины и женщины — по-разному ходят, бегают, садятся, поднимают тяжести, открывают банки, закрывают дверцы машины и т. п. Будем надеяться, что когда-нибудь психологи исследуют все особенности моторики и установят во всей полноте своеобразие моторики мужчин и женщин.
Еще одна причина отсутствия половых различий в моторике — та же, что и при исследовании других характеристик психики. Это то обстоятельство, что большинство заданий, используемых в исследованиях, созданы с расчетом на испытуемых-мужчин.
Возможно, это развеет мифы и стереотипы о различных способностях мужчин и женщин в освоении этих движений и позволит выработать рекомендации для более рационального обучения этим движениям как мальчиков, так и девочек, а также для развития их моторики в целом.
Существует мнение, что женщины характеризуются большей точностью восприятия, наблюдательностью, вниманием к деталям. Однако экспериментальные данные, подтверждающие такое распространенное мнение, практически отсутствуют. В сенсорной сфере установлены лишь отдельные различия между мужчинами и женщинами. Например, нарушения восприятия зеленого и красного цветов (дальтонизм) присущи 5–8% мужчин и только 0,1 % женщин. Мужчины и женщины отличаются по остроте слуха: более низкие частоты (ниже 1800 Гц) лучше слышат мужчины, а более высокие частоты – женщины [5]. Отмечена тенденция большей дифференциальной чувствительности к звуковым и световым стимулам у женщин по сравнению с мужчинами [14]. Однако в данном исследовании не учитывается фактор обучения, а известно, что дифференциальная чувствительность может существенно изменяться под влиянием тренировки.
Интересные данные получены в последние годы об особенностях восприятия боли мужчинами и женщинами [6]. В лабораторных исследованиях с участием здоровых испытуемых–добровольцев показаны отличия в порогах восприятия болевых стимулов: у женщин пороги ниже, т. е. они обладают большей болевой чувствительностью. Многие клинические наблюдения показывают, что девочки и женщины чаще жалуются на боль при различных заболеваниях, боли у них интенсивнее и продолжительнее, чем у мальчиков и мужчин. Такие различия восприятия боли часто объясняют биологическими особенностями, возможными различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы или влияющих на их передачу.
Приведенные данные не охватывают всего многообразия процессов восприятия и не дают оснований говорить о выраженном половом диморфизме в перцептивных процессах. Они показывают, что различные физиологические, социальные и поведенческие факторы интегрируются и обусловливают субъективный характер процессов восприятия. Исследования по определению удельного веса каждого из этих факторов практически отсутствуют. Оценка полового диморфизма в процессах восприятия только на основании биологических отличий между мужчинами и женщинами является излишне упрощенной, так как игнорирует роль различий между мужчинами и женщинами, приобретенных в процессе социализации.
Среди психофизиологических характеристик особую роль играют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма по этим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установило превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы. Последующие исследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики не столь очевидны [10]. Свойства нервной системы рассматривают как биологическую основу темперамента и некоторых качеств личности. Отсутствие выраженных половых различий в этих показателях служит дополнительным подтверждением того, что биологический пол однозначно не предопределяет психологический пол человека.
Данные о проявлении свойств нервной системы в реакциях на интенсивные стимулы согласуются с представлениями некоторых авторов о более низкой устойчивости к стрессу женщин по сравнению с мужчинами. По мнению Д. А. Жукова, особенно эти различия проявляются при высоком уровне стресса, когда мужчины демонстрируют лучшую способность к принятию решений [9]. Автор объясняет биологические механизмы низкой стрессоустойчивости женщин, исходя из данных о более медленном возвращении некоторых физиологических параметров к норме у женщин после стрессорных изменений. В частности, после стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола (гормона надпочечников) до исходного уровня. Наряду с этим скорость мобилизации регуляторных систем в условиях эмоционального стресса у женщин выше, чем у мужчин. Это выражается в более интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой общей эмоциональной активации женского организма.
Вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в различных стрессовых ситуациях не является окончательно решенным, и сведения относительно эффективности реагирования мужчин и женщин в таких ситуациях неоднозначны. Считается, что, преодолевая стресс, мужчины и женщины используют разные копинг–стратегии: женщины больше фокусируются на эмоциональных и межличностных аспектах ситуации, а мужчины – на концепциях решения проблем. При этом женщины используют более широкий диапазон стратегий, чаще прибегают к социальной и эмоциональной поддержке, чем мужчины.
1. Индивидуальные и групповые особенности моторики (ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА)
2. План лекции
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.
Влияние телосложения на моторику
человека
2.
Этапы развития моторики
3.
Прогноз развития моторики
4.
Двигательный возраст и способы его
определения
5.
Двигательные предпочтения в спорте
3. На проявление двигательных способностей и технику спортивных упражнений влияют
НА ПРОЯВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
И ТЕХНИКУ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ВЛИЯЮТ
Тотальные размеры тела (длина и масса)
Пропорции тела (соотношение размеров
отдельных частей тела)
Конституционные особенности (доля жировой,
мышечной и костной массы тела и их
распределение)
4. Изменение показателей телосложения в зависимости от длины тела
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ ТЕЛА
h
Длиннотные и широтные размеры
тела изменяются на значение h
Площадь (тела, анатомического
поперечника мышц и т.п.)
изменяется на значение h2
Объем (тела, лёгких) изменяется на
значение h3
5. Влияние массы тела на двигательную деятельность спортсмена
ВЛИЯНИЕ МАССЫ ТЕЛА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА
Весовые категории в вольной борьбе
наилегчайший вес — до 48 кг;
легчайший вес—до 52 кг;
полулегкий вес—до 57 кг;
легкий вес — до 62 кг;
первый полусредний вес—до 68 кг;
второй полусредний вес — 74 кг;
первый средний вес—до 82 кг;
второй средний вес — до 90 кг;
полутяжелый вес — до 100 кг;
тяжелый вес — свыше 100 кг.
6. Влияние массы тела на двигательную деятельность спортсмена
ВЛИЯНИЕ МАССЫ ТЕЛА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА
Абсолютная сила возрастает с увеличением
массы тела
Относительная сила уменьшается с
увеличением массы тела
абсолютная _ сила
относительная _ сила
вес _ тела
7. Этапы развития моторики
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Онтогенез моторики - изменение движений и
двигательных возможностей человека на протяжении
его жизни
Созревание - наследственно обусловленные
изменения анатомического строения и
физиологических функций организма, происходящие
в течение жизни человека
Научение - освоение новых движений или их
совершенствование под влиянием специальной
практики, обучения или тренировки
Научение и созревание взаимодействуют нейтрально,
синергетически или антагонистически
8. Этапы развития моторики
9. Этапы развития моторики
10. Этапы развития моторики
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Появляется предметная деятельность – овладение и
использование предметов (ножниц, столовых
приборов, пишущие принадлежностей).
В 5 лет формируется координационная структура
основных движений, таких как ходьба, бег,
прыжки, метания.
Появляется возможность систематически обучать
детей различным движениям, происходит набор в
группы для занятий гимнастикой, фигурным
катанием.
11. Этапы развития моторики
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Школьный период (7-17 лет). К 10
годам формируется взрослая структура
двигательных действий.
К 12-13 годам происходит созревание
двигательного анализатора.
12. Сенситивные периоды развития двигательных способностей у детей школьного возраста
13. Этапы развития моторики
14. Прогноз развития моторики
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
а) изучение стабильности изменения показателей
моторики в зависимости от:
возраста. В каждом возрастном периоде изменения
двигательных действий развиваются волнообразно;
половых различий. Мальчики превосходят девочек в
проявлении двигательных возможностей уже в 3-х
летнем возрасте. Девочки в дошкольном возрасте и в
возрасте 10-12 лет превосходят мальчиков;
состояния здоровья;
целенаправленного развития;
б) изучение наследственных влияний (длина тела от
70 до 98% генетически детерминирована).
Ювенильные и дефинитивные признаки
15. Двигательный возраст и способы его определения
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И СПОСОБЫ ЕГО
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Двигательный возраст – это характерные для
определенного возраста двигательные действия в
совокупности с уровнем развития двигательных
способностей
Нормоданты, акселеранты и ретарданты
16. Двигательные предпочтения
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Асимметрия – неоднородность в развитии.
Проявление асимметрии у человека:
сенсорная асимметрия - в функции анализаторов
(ведущие глаз, ухо) -;
в функциональном плане у человека есть
доминирующее полушарие;
анатомическая асимметрия - несимметричное
расположение внутренних органов,
неравномерность развития мышц правой и левой
половин тела;
двигательная асимметрия проявляется в
преимущественном использовании правой, левой
ноги или руки
17. Двигательные предпочтения
При изучении гендерной психологии важным являетсяознакомление студентов с биологическими аспектами половых различий, сосновными данными об анатомо-физиологических особенностяхмужского и женского организма, а также о степени их влияния напсихологические и поведенческие реакции у мужчин и женщин. В биологиипол определяют как совокупность морфологических ифизиологических особенностей организма, обеспечивающих половоеразмножение [10]. Наличие двух полов предполагает различие встроении и функционировании организмов, относящихся к каждому изних. Внешние и внутренние различия в мужском и женском организменазывают половым диморфизмом. Иными словами, половой диморфизм —это различия между полами, обусловленные биологическими факторами[15].
С учетом многообразия этих механизмов, в психологии полхарактеризуют как комплекс телесных, поведенческих и социальныхпризнаков, определяющих индивида как мужчину или женщину [15].Изучение полового диморфизма и особенностей его проявления вразличных сферах поведения человека имеет самостоятельное значениедля гендерной психологии. При этом интересен не только вопрос отом, какие существуют различия между мужчинами и женщинами, но ив какой мере биологические свойства детерминируют формированиепсихологических особенностей индивида.
Влияние биологических особенностей человека на егопсихическое развитие опосредуется сложнейшей системой связей иотношений. Исходя из идеи о многоуровневой организации, личностьчеловека можно рассматривать в понятиях объектных и субъектныхсвойств [12]. К объектным свойствам относят телесные (соматические)свойства, а к субъектным — психические свойства, промежуточнымзвеном являются психофизиологические. Под психофизиологическимисвойствами понимают совокупность биологических свойств, определяющихособенности поведения человека. Поскольку психофизиологическиесвойства находятся в тесной связи с соматическими, целесообразнорассмотреть некоторые соматические особенности мужчин и женщин.
Половые различия соматических свойств
Мужчины и женщины отличаются по целому рядуморфологических характеристик и в том числе по размерам тела. Ростчеловека колеблется в пределах порядка 150-200 см и зависит отряда факторов, среди которых основные — пол и расоваяпринадлежность. Для населения России средний рост составляет около175 см для мужчин и 165 для женщин [6]. Средний вес 30-летней женщиныростом 165 см составляет 60-65 кг, 30-летнего мужчины ростом 175см — 70-75 кг.
Выраженные половые различиясуществуют в конституции тела. Например, кости мужчин характеризуютсябольшими размерами, более крупными суставными поверхностями, болеерезко выраженными местами прикрепления мышц. Мышцы у мужчинсоставляют 42 % общего веса тела, у женщин — 36 %, жироваяклетчатка у мужчин — 12 %, а у женщин 18 %. Мужчины иженщины имеют явные отличия в пропорциях тела — у мужчинпо сравнению с женщинами явно большая ширина плеч и меньшая ширинабедер. Очевидно, что эти показатели отражают лишь общую тенденцию,имеют большой индивидуальной разброс, зависят от образа жизничеловека. Например, физическая тренировка вызывает уменьшение жировойткани и увеличение массы мышечной ткани.
Размеры отдельных частей тела пропорциональны росту.Этой общей закономерностью могут быть объяснены некоторыеполовые отличия в общих размерах мозга. Масса головного мозга увзрослого человека колеблется в диапазоне 1100-2000 г. В среднем умужчин она равна 1394 г, а у женщин 1245 г [19]. Эта разницаобусловлена в первую очередь разными общими размера тела исоответственно размерами черепа, масса мозга коррелирует сразмерами тела и формой черепа. С возрастом масса мозга женщинуменьшается несколько меньше, чем у мужчин.
Установлено, что размеры мозга не определяют уровеньинтеллекта и психические возможности индивида. Морфологическойосновой индивидуальных различий в психической сфере и поведении могутбыть относительные размеры отдельных структур мозга, участвующих врегуляции определенных функций. В последние 10-15 лет накапливаютсяданные о различиях в строении мозга мужчин и женщин. Во взросломсостоянии такая специализация проявляется в том, что преоптическоеядро гипоталамуса у мужских особей несколько больше, чем уженских [11].
Однако специалисты подчеркивают, что половаядифференцировка мозга не исключает его бипотенциальности [9]. Вотличие от репродуктивных органов, дифференцировка которыхальтернативна, мозг содержит возможности программированияповедения, как по мужскому, так и по женскому типу. Реализация этихвозможностей зависит от условий индивидуального развития.Например, при отсутствии социализации детеныши обезьян и некоторыхдругих животных не могут овладеть необходимыми навыками сексуальногоповедения. У человека автономность сексуального поведения отрепродуктивного увеличивает многообразие форм реагирования, и влияниесоциальных факторов здесь более существенное, чем у животных.
Многие проявления полового диморфизма связаны сгормональной сферой. Женские половые гормоны (эстрогены) и мужскиеполовые гормоны (андрогены) оказывают существенное влияние наразвитие организма человека на всех этапах. Они регулируют половоесозревание организма, развитие половых органов и формированиевторичных половых признаков. В частности, они влияют на развитиескелета, мускулатуры, формирование подкожного жирового слоя,распределение волосяного покрова, развитие грудных желез и т. д.Половые гормоны влияют и на поведение. Например, у животных, длякоторых характерна социальная иерархия, доминирующие особи имеютнаиболее высокий уровень тестостерона [10]. Половые гормоныиграют значительную роль на протяжении всей жизни человека. В то жевремя любое человеческое поведение, в том числе связанное срепродуктивной функцией, обеспечивается эндокринной системой в тесномвзаимодействии с нервной системой, а нервные связи способныперестраиваться под влиянием факторов среды, в том числе исоциальной. Иными словами, поведение человека, егоиндивидуальные особенности определяются не столько генетическими илигормональными факторами, сколько социальными факторами черезвоспитание и обучение.
Таким образом, по соматическим признакам существуютвыраженные отличия между мужчинами и женщинами. Однако этипризнаки жестко не детерминируют поведенческие реакции, в их влияниина поведение значимую роль играют социальные факторы.
Половые особенности психофизиологических свойств
Психофизиологические свойства являются промежуточнымзвеном между соматическими и психическими свойствами индивида.Имеется целый ряд данных о психофизиологических особенностяхмужчин и женщин, среди которых наиболее достоверны отличия вмоторной сфере. У мужчин общая мышечная сила и максимальная силаотдельных звеньев (пальцев, кисти, стопы и др.) выше, чем у женщин[1]. Причем в возрасте 10 лет сила мальчиков и девочек примерноодинакова, затем, между 12 и 19 годами сила юношей возрастаетбыстрее, чем у девушек, со скоростью, пропорциональной увеличениюроста и веса тела, достигая максимума к 25 годам. Силовые возможностиженщин в возрасте 30 лет составляют примерно две трети от силы мужчинтого же возраста. Примерно 10 лет силовые показатели мужчин и женщиностаются неизменными, затем силовые возможности женщин снижаютсябыстрее, чем у мужчин. Пятидесятилетние женщины обладают всреднем 50%-ными силовыми возможностями своих сверстников-мужчин.Возможно, большие силовые возможности способствуют формированиюу мужчин чувства превосходства над женщинами, представление о своейнезаменимости и главенствующей роли.
Некоторые особенности моторики женщин зависят отособенностей телосложения и мышечной силы, например, при ходьбеу женщин шаг короче. Меньшая сила рук сказывается на почерке:при письме женщины меньше надавливают на перо, чем мужчины, но онипишут быстрее, буквы получаются тоньше [4]. Существуют различияв моторном облике — женщины, как правило, более грациозны,их движения отличаются плавностью. Мужчины характеризуются болеевысокой скоростью моторных реакций на раздражители разноймодальности [2]. При работе, связанной с выраженными затратамиэнергии, женщины менее успешны, а в работах, требующих ручнойловкости, они обнаруживают большую скорость и точность.Последнее утверждение согласуется с данными, полученными висследованиях школы Б. Г. Ананьева [14], о большей успешности вдифференцировании мышечных напряжений женщинами. Следует отметить,что половые отличия в точности координации движений не являютсяжестко фиксированными и неизменными, так как эти качества успешносовершенствуются под влиянием тренировки. Например,профессиональные действия, требующие тонкой регуляции мышечныхусилий (сборка мелких деталей, хирургические манипуляции, играна музыкальных инструментах и др.), мужчины осваивают не менееуспешно, чем женщины.
В сенсорной сфере установлены лишьотдельные отличия между мужчинам и женщинами. Например, нарушениявосприятия цвета (дальтонизм) присущи 5-8 % мужчин и только0,1 % женщин [3]. Мужчины и женщины отличаются по остроте слуха— более низкие частоты (ниже 1800 Гц) лучше слышатмужчины, а более высокие — женщины [3]. Отмечена тенденциябольшей дифференциальной чувствительности к звуковым и световымстимулам у женщин по сравнению с мужчинами [14]. Однако эти отличияне охватывают всего многообразия процессов восприятия и не даютоснований говорить о выраженном половом диморфизме в сенсорныхпроцессах.
Среди психофизиологических характеристик особую рольиграют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма поэтим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установилопревосходство женщин по подвижности процесса возбуждения ипревосходство мужчин по силе нервной системы. Последующиеисследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики нестоль очевидны [2]. По времени реакции на сигналы максимальнойинтенсивности женщины характеризуются менее сильной нервнойсистемой, а по реакции на стимулы небольшой интенсивностинервная система женщин более сильная, чем у мужчин. Свойства нервнойсистемы рассматривают как биологическую основу темперамента инекоторых качеств личности [7]. Отсутствие выраженного половогодиморфизма в этих показателях служит дополнительнымподтверждением того, что биологический пол однозначно непредопределяет психологический пол человека.
Важнейшей психофизиологической характеристикой человекаявляется функциональная асимметрия больших полушарий.Межполушарные отношения рассматриваются как важнаянейрофизиологическая детерминанта индивидуально-психологическихотличий, так как они обнаруживают корреляции с различнымипсихическими процессами [18]. Существуют данные о половыхотличиях в скорости созревания полушарий мозга у мужчин и женщин— у мальчиков к моменту рождения более зрелое правоеполушарие, а у девочек — левое. Поэтому девочки раньше начинаютговорить, а также лучше читают, чем мальчики [5]. В процессеонтогенеза левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но увзрослых мужчин, как считают ряд авторов, сознание в большейстепени левополушарное [16].
Функционирование правого полушария связывают с образным,интуитивным мышлением, а левого — срационально-логическим, знаковым. Результаты большей частиисследований позволяют полагать, что мозг мужчин организован болееасимметрично, чем мозг женщин, и доминирование левого полушариянад правым встречается чаще [8]. У женщин функциональная асимметрияполушарий менее выражена, что свидетельствует о билатеральнойпредставленности вербальных, пространственных и психомоторныхспособностей у женщин. Морфологически это обусловлено тем, чтовеличина задней области мозолистого тела, соединяющего правое и левоеполушария, у женщин больше, чем у мужчин, что способствует болееинтенсивному межполушарному взаимодействию.
Считается, что у мужчин типполушарного доминирования устойчивый и сохраняется в разныхжизненных ситуациях. У женщин преобладающая межполушарнаясимметрия обеспечивает легкость перехода с доминирования правогополушария на левое. Возможно, эта функциональная особенностьпозволяет женщинам успешно использовать различные способы восприятия и мышления,что обеспечивает большую приспособляемость женщин к изменениямусловий жизни.
В то же время необходимо отметить, что рассмотренныепредставления о половых различиях в латерализации мозговыхфункций нельзя считать общепризнанными. В ряде исследований полученыданные об отсутствии различий между полами по межполушарнойасимметрии [16]. Существенны также сведения о возможности перестройкимежполушарных взаимоотношений в процессе индивидуального развитиячеловека, например под влиянием профессиональной или спортивнойдеятельности [18].
Таким образом, на соматическомуровне имеется ряд выраженных различий между мужчинами и женщинами.Однако эти свойства нельзя назвать ведущими в формировании высшихпсихических функций и личностных особенностей человека. Впсихофизиологических свойствах половые различия не так четки иоднозначны, как в соматических. В отношении целого ряда свойствполовой диморфизм окончательно не выявлен. Это может бытьобусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, чтопсихофизиологические различия, связанные с биологическим полом,невелики и легко маскируются индивидуальной вариабельностью.Отсутствие выраженных половых различий в психофизиологическихсвойствах дает основание предполагать, что гендерная социализация,формирование маскулинного или фемининного типа личности исоответствующего стиля поведения имеет не столькоуниверсально-биологическую, сколько социокультурнуюдетерминацию.
Основная цель данного занятиясостоит в том, чтобы ознакомить студентов с проявлением половогодиморфизма в психофизиологических свойствах, обучитьустанавливать наличие или отсутствие половых различий по такимпоказателям. Это даст возможность студентам лучше понятьсложность соотношений между биологическими и психологическимихарактеристиками. Проделанная работа также позволит им четчеосознать, что становление половой идентичности не имеет жесткихбиологических предписаний, этот процесс определяется и направляетсяпреимущественно с помощью социальных и культурных детерминант.
Задание 1. Определение мышечной силы рук у мужчин иженщин
Цель исследования— провести измерение и сравнительный анализ мышечной силыправой и левой рук и мужчин и женщин.
Определение силы мышечного напряжения — одна изнаиболее распространенных методик в области психофизиологии.Напряжение, развиваемое той или иной мышцей или группой мышц,является функциональной характеристикой двигательного аппарата ирассматривается как общий показатель физического развития индивида.При исследовании силы мышц дифференцируются показатели становойсилы (силы мышц, выпрямляющих согнутое туловище), силы ног, рук,пальцев. Согласно опубликованным данным, у мужчин-правшей, неиспытывающих интенсивные физические нагрузки, сила кисти правой рукисоставляет около 39 кг, левой — 36 кг. У женщин значения этихпоказателей соответственно составляют - 22 и 20 кг [13].
При анализе показателей мышечной силы необходимоучитывать следующие общие сведения.
• Мышечная сила —хорошо тренируемое свойство. Поэтому под влиянием физическихнагрузок, испытываемых человеком в процессе спортивной,профессиональной или даже бытовой деятельности, сила мышцсущественно возрастает.
• У большинства людей(правшей) сила правой руки больше, чем сила левой, степеньвыраженности асимметрии составляет в среднем 4-8 % величинымышечной силы. Отсутствие различий в мышечной силе двух рукможет быть обусловлено как индивидуальными особенностямимоторики (амбидекстрия), так и влиянием дополнительных физическихнагрузок на левую руку.
• Мышечная сила изменяетсяс возрастом. Наибольшая мышечная сила наблюдается в возрасте 20-30лет. Остается неизменной приблизительно до 40 лет, а затем неуклонноснижается, причем у женщин это снижение происходит более быстро, чему мужчин.
Читайте также: