Особенности моторики женщин доклад

Обновлено: 17.05.2024

Теперь мы обратимся к статье Л. Линдбека и К. Кьелберг, в которой отражены свежие экспериментальные данные по изучению рабочих движений по подъему тяжестей — лифтингу. Обобщив результаты ряда исследований (включая и свои собственные), они пришли к следующим выводам:

  • во-первых, существуют отчетливые половые различия в технике выполнения лифтинга (мужчины больше наклоняют туловище вперед, а женщины больше сгибают колени),
  • во-вторых, следует говорить не о преимуществе какого-либо пола, а только о своеобразии: и мужчины и женщины имеют и преимущества и недостатки в координации и моторике.

Исследование Л. Линдбека и К. Кьелберг

Испытуемые: 12 женщин и 10 мужчин выполняли лифтинг-тест, заключавшийся в поднятии тяжестей — я шика весом 1 2,8 кг для мужчин и 8,7 кг для женщин (именно такое соотношение уравнивает, по мнению авторов, силовые возможности мужчин и женщин — Т. Б.).

Делали они это в четырех вариантах:

а) быстрое поднятие с основной нагрузкой на мышцы ног;
б) медленное поднятие с основной нагрузкой на мышиы ног;
в) быстрое поднятие с участием мыши спины;
г) медленное поднятие с участием мыши спины.

Результаты: обнаружены половые различия в координаиии движений; у обоих полов есть преимущества и недостатки в моторике при поднятии тяжестей.

У женщин была лучше синхронизирована координаиия сочленений бедро—колено, кроме того, они больше сгибали колени (в тех вариантах, где основная нагрузка приходилась на мышиы ног). Мужчины больше нагибали туловище вперед и затрачивали больше времени на выполнение задания.

Выводы: результаты нельзя рассматривать как преимущество одного из полов, но они свидетельствуют об их своеобразии при выполнении моторных задач. Должны быть разработаны отдельные программы обучения женщин и мужчин технике рабочих движений, чтобы учитывать это своеобразие.

Существенное отличие исследований, проведенных в ленинградско-петербург-ской психологической школе, от зарубежных исследований по психомоторике — это попытка не просто констатировать полученные эмпирические результаты, но и обобщить их на более высоком уровне — представить как проявления глобальных закономерностей, отличающих мужчин и женщин.

До сих пор в зарубежных работах по психомоторике нет таких обобщающих выводов, к которым пришел Б. Г. Ананьев и его ученики.

Что касается причин половых различий в моторике, то, казалось бы, здесь отчетливо должен проявиться биологический фактор. В самом деле, существуют убедительные факты влияния этого фактора.

По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия в мозговой локализации моторных функций.

Организация сложных движений рта и рук у женщин представлены в передних областях левого полушария (т. е. топографически близко к моторной коре), а у мужчин — в задних отделах (т. е. в близости со зрительной системой).

Поэтому женщины имеют преимущества в тонкой моторике рук, а мужчины — в движениях, направленны на объекты, которые находятся на некотором расстоянии.

Значительную роль играют и гормоны — так, при увеличении мужских гормонов самки крыс вели себя, как самцы, предпочитая драки с физическим контактом.

Однако другие факты не исключают и влияния личностных черт, которые формируются в результате гендерной социализации. Потвин и коллеги установили, что, когда существовал риск получить травму, испытуемые меняли технику лифтинга (подъема груза), и этот фактор был даже более мощным, чем искривление позвоночника.

Если вспомнить, что женщины менее склонны рисковать, то можно предположить, что они будут более осторожны в своих движениях в рискованной ситуации. По-видимому, на сегодняшний день следует считать, что причиной различий в моторике у женщин и мужчин является совместное влияние биологических и социальных факторов.

Кроме того, существуют большие индивидуальные различия, и можно встретить физически сильных женщин и слабых мужчин. Тем не менее в целом женщины уступают мужчинам в силе (их сила ног равна всего 65-75% силы ног мужчин, мышц туловища — 60-70%, сгибания-разгибания локтя — только 50% от максимальной силы мужчин).

Женщины также обладают иным строением тела (в частности, по расположению силы тяжести). Эти различия прежде всего и определяют своеобразие моторики у разных полов (там же). Однако и социализация, подражание представителям своего пола — сверстникам и взрослым — также может определять отмеченное своеобразие.

Вносит свой вклад и социальное подкрепление, которое постоянно сопровождает гендерную социализацию (девочек и мальчиков поощряют, если они играют, двигаются, сидят так, как положено представителям их пола, и наказывают, если этого не происходит).

Очевидно, в первую очередь мы наблюдаем расхождение между результатами строгих научных исследований (в которых встречаются различия, но, так сказать, тонкие, не слишком заметные для неискушенного наблюдателя) и теми фактами, которые мы постоянно встречаем в повседневной жизни, именно по этой причине.

В частности, можно наблюдать, как по-разному выполняют движения мужчины и женщины — по-разному ходят, бегают, садятся, поднимают тяжести, открывают банки, закрывают дверцы машины и т. п. Будем надеяться, что когда-нибудь психологи исследуют все особенности моторики и установят во всей полноте своеобразие моторики мужчин и женщин.

Еще одна причина отсутствия половых различий в моторике — та же, что и при исследовании других характеристик психики. Это то обстоятельство, что большинство заданий, используемых в исследованиях, созданы с расчетом на испытуемых-мужчин.

Возможно, это развеет мифы и стереотипы о различных способностях мужчин и женщин в освоении этих движений и позволит выработать рекомендации для более рационального обучения этим движениям как мальчиков, так и девочек, а также для развития их моторики в целом.

Существует мнение, что женщины характеризуются большей точностью восприятия, наблюдательностью, вниманием к деталям. Однако экспериментальные данные, подтверждающие такое распространенное мнение, практически отсутствуют. В сенсорной сфере установлены лишь отдельные различия между мужчинами и женщинами. Например, нарушения восприятия зеленого и красного цветов (дальтонизм) присущи 5–8% мужчин и только 0,1 % женщин. Мужчины и женщины отличаются по остроте слуха: более низкие частоты (ниже 1800 Гц) лучше слышат мужчины, а более высокие частоты – женщины [5]. Отмечена тенденция большей дифференциальной чувствительности к звуковым и световым стимулам у женщин по сравнению с мужчинами [14]. Однако в данном исследовании не учитывается фактор обучения, а известно, что дифференциальная чувствительность может существенно изменяться под влиянием тренировки.

Интересные данные получены в последние годы об особенностях восприятия боли мужчинами и женщинами [6]. В лабораторных исследованиях с участием здоровых испытуемых–добровольцев показаны отличия в порогах восприятия болевых стимулов: у женщин пороги ниже, т. е. они обладают большей болевой чувствительностью. Многие клинические наблюдения показывают, что девочки и женщины чаще жалуются на боль при различных заболеваниях, боли у них интенсивнее и продолжительнее, чем у мальчиков и мужчин. Такие различия восприятия боли часто объясняют биологическими особенностями, возможными различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы или влияющих на их передачу.

Приведенные данные не охватывают всего многообразия процессов восприятия и не дают оснований говорить о выраженном половом диморфизме в перцептивных процессах. Они показывают, что различные физиологические, социальные и поведенческие факторы интегрируются и обусловливают субъективный характер процессов восприятия. Исследования по определению удельного веса каждого из этих факторов практически отсутствуют. Оценка полового диморфизма в процессах восприятия только на основании биологических отличий между мужчинами и женщинами является излишне упрощенной, так как игнорирует роль различий между мужчинами и женщинами, приобретенных в процессе социализации.

Среди психофизиологических характеристик особую роль играют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма по этим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установило превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы. Последующие исследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики не столь очевидны [10]. Свойства нервной системы рассматривают как биологическую основу темперамента и некоторых качеств личности. Отсутствие выраженных половых различий в этих показателях служит дополнительным подтверждением того, что биологический пол однозначно не предопределяет психологический пол человека.

Данные о проявлении свойств нервной системы в реакциях на интенсивные стимулы согласуются с представлениями некоторых авторов о более низкой устойчивости к стрессу женщин по сравнению с мужчинами. По мнению Д. А. Жукова, особенно эти различия проявляются при высоком уровне стресса, когда мужчины демонстрируют лучшую способность к принятию решений [9]. Автор объясняет биологические механизмы низкой стрессоустойчивости женщин, исходя из данных о более медленном возвращении некоторых физиологических параметров к норме у женщин после стрессорных изменений. В частности, после стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола (гормона надпочечников) до исходного уровня. Наряду с этим скорость мобилизации регуляторных систем в условиях эмоционального стресса у женщин выше, чем у мужчин. Это выражается в более интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой общей эмоциональной активации женского организма.

Вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в различных стрессовых ситуациях не является окончательно решенным, и сведения относительно эффективности реагирования мужчин и женщин в таких ситуациях неоднозначны. Считается, что, преодолевая стресс, мужчины и женщины используют разные копинг–стратегии: женщины больше фокусируются на эмоциональных и межличностных аспектах ситуации, а мужчины – на концепциях решения проблем. При этом женщины используют более широкий диапазон стратегий, чаще прибегают к социальной и эмоциональной поддержке, чем мужчины.

1. Индивидуальные и групповые особенности моторики (ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА)

2. План лекции

ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.
Влияние телосложения на моторику
человека
2.
Этапы развития моторики
3.
Прогноз развития моторики
4.
Двигательный возраст и способы его
определения
5.
Двигательные предпочтения в спорте

3. На проявление двигательных способностей и технику спортивных упражнений влияют

НА ПРОЯВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
И ТЕХНИКУ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ВЛИЯЮТ
Тотальные размеры тела (длина и масса)
Пропорции тела (соотношение размеров
отдельных частей тела)
Конституционные особенности (доля жировой,
мышечной и костной массы тела и их
распределение)

4. Изменение показателей телосложения в зависимости от длины тела

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ ТЕЛА
h
Длиннотные и широтные размеры
тела изменяются на значение h
Площадь (тела, анатомического
поперечника мышц и т.п.)
изменяется на значение h2
Объем (тела, лёгких) изменяется на
значение h3

5. Влияние массы тела на двигательную деятельность спортсмена

ВЛИЯНИЕ МАССЫ ТЕЛА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА
Весовые категории в вольной борьбе
наилегчайший вес — до 48 кг;
легчайший вес—до 52 кг;
полулегкий вес—до 57 кг;
легкий вес — до 62 кг;
первый полусредний вес—до 68 кг;
второй полусредний вес — 74 кг;
первый средний вес—до 82 кг;
второй средний вес — до 90 кг;
полутяжелый вес — до 100 кг;
тяжелый вес — свыше 100 кг.

6. Влияние массы тела на двигательную деятельность спортсмена

ВЛИЯНИЕ МАССЫ ТЕЛА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА
Абсолютная сила возрастает с увеличением
массы тела
Относительная сила уменьшается с
увеличением массы тела
абсолютная _ сила
относительная _ сила
вес _ тела

7. Этапы развития моторики

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Онтогенез моторики - изменение движений и
двигательных возможностей человека на протяжении
его жизни
Созревание - наследственно обусловленные
изменения анатомического строения и
физиологических функций организма, происходящие
в течение жизни человека
Научение - освоение новых движений или их
совершенствование под влиянием специальной
практики, обучения или тренировки
Научение и созревание взаимодействуют нейтрально,
синергетически или антагонистически

8. Этапы развития моторики

9. Этапы развития моторики

10. Этапы развития моторики

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Появляется предметная деятельность – овладение и
использование предметов (ножниц, столовых
приборов, пишущие принадлежностей).
В 5 лет формируется координационная структура
основных движений, таких как ходьба, бег,
прыжки, метания.
Появляется возможность систематически обучать
детей различным движениям, происходит набор в
группы для занятий гимнастикой, фигурным
катанием.

11. Этапы развития моторики

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Школьный период (7-17 лет). К 10
годам формируется взрослая структура
двигательных действий.
К 12-13 годам происходит созревание
двигательного анализатора.

12. Сенситивные периоды развития двигательных способностей у детей школьного возраста

13. Этапы развития моторики

14. Прогноз развития моторики

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
а) изучение стабильности изменения показателей
моторики в зависимости от:
возраста. В каждом возрастном периоде изменения
двигательных действий развиваются волнообразно;
половых различий. Мальчики превосходят девочек в
проявлении двигательных возможностей уже в 3-х
летнем возрасте. Девочки в дошкольном возрасте и в
возрасте 10-12 лет превосходят мальчиков;
состояния здоровья;
целенаправленного развития;
б) изучение наследственных влияний (длина тела от
70 до 98% генетически детерминирована).
Ювенильные и дефинитивные признаки

15. Двигательный возраст и способы его определения

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И СПОСОБЫ ЕГО
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Двигательный возраст – это характерные для
определенного возраста двигательные действия в
совокупности с уровнем развития двигательных
способностей
Нормоданты, акселеранты и ретарданты

16. Двигательные предпочтения

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Асимметрия – неоднородность в развитии.
Проявление асимметрии у человека:
сенсорная асимметрия - в функции анализаторов
(ведущие глаз, ухо) -;
в функциональном плане у человека есть
доминирующее полушарие;
анатомическая асимметрия - несимметричное
расположение внутренних органов,
неравномерность развития мышц правой и левой
половин тела;
двигательная асимметрия проявляется в
преимущественном использовании правой, левой
ноги или руки

17. Двигательные предпочтения

Скрыть уведомление

При изучении гендерной психологии важным являетсяознакомление студентов с биологическими аспектами половых различий, сосновны­ми данными об анатомо-физиологических особенностяхмужского и женского организма, а также о степени их влияния напсихологические и поведенческие реакции у мужчин и женщин. В биологиипол опреде­ляют как совокупность морфологических ифизиологических особен­ностей организма, обеспечивающих половоеразмножение [10]. Нали­чие двух полов предполагает различие встроении и функционирова­нии организмов, относящихся к каждому изних. Внешние и внутренние различия в мужском и женском организменазывают половым димор­физмом. Иными словами, половой диморфизм —это различия между полами, обусловленные биологическими факторами[15].

С учетом многообразия этих механизмов, в психологии полхаракте­ризуют как комплекс телесных, поведенческих и социальныхпри­знаков, определяющих индивида как мужчину или женщину [15].Изучение полового диморфизма и особенностей его проявления вразличных сферах поведения человека имеет самостоятельное зна­чениедля гендерной психологии. При этом интересен не только воп­рос отом, какие существуют различия между мужчинами и женщина­ми, но ив какой мере биологические свойства детерминируют фор­мированиепсихологических особенностей индивида.

Влияние биологических особенностей человека на егопсихиче­ское развитие опосредуется сложнейшей системой связей иотно­шений. Исходя из идеи о многоуровневой организации, личностьчеловека можно рассматривать в понятиях объектных и субъектныхсвойств [12]. К объектным свойствам относят телесные (соматиче­ские)свойства, а к субъектным — психические свойства, промежу­точнымзвеном являются психофизиологические. Под психофизио­логическимисвойствами понимают совокупность биологических свойств, определяющихособенности поведения человека. Посколь­ку психофизиологическиесвойства находятся в тесной связи с со­матическими, целесообразнорассмотреть некоторые соматические особенности мужчин и женщин.

Половые различия соматических свойств

Мужчины и женщины отличаются по целому рядуморфологических характеристик и в том числе по размерам тела. Ростчеловека колеблет­ся в пределах порядка 150-200 см и зависит отряда факторов, среди которых основные — пол и расоваяпринадлежность. Для населения России средний рост составляет около175 см для мужчин и 165 для женщин [6]. Средний вес 30-летней женщиныростом 165 см составля­ет 60-65 кг, 30-летнего мужчины ростом 175см — 70-75 кг.

Выраженные половые различиясуществуют в конституции тела. Например, кости мужчин характеризуютсябольшими размерами, более крупными суставными поверхностями, болеерезко выражен­ными местами прикрепления мышц. Мышцы у мужчинсоставляют 42 % общего веса тела, у женщин — 36 %, жироваяклетчатка у муж­чин — 12 %, а у женщин 18 %. Мужчины иженщины имеют явные от­личия в пропорциях тела — у мужчинпо сравнению с женщинами явно большая ширина плеч и меньшая ширинабедер. Очевидно, что эти показатели отражают лишь общую тенденцию,имеют большой индивидуальной разброс, зависят от образа жизничеловека. Например, физическая тренировка вызывает уменьшение жировойткани и увеличение массы мышечной ткани.

Размеры отдельных частей тела пропорциональны росту.Этой об­щей закономерностью могут быть объяснены некоторыеполовые от­личия в общих размерах мозга. Масса головного мозга увзрослого человека колеблется в диапазоне 1100-2000 г. В среднем умужчин она равна 1394 г, а у женщин 1245 г [19]. Эта разницаобусловлена в первую очередь разными общими размера тела исоответственно раз­мерами черепа, масса мозга коррелирует сразмерами тела и формой черепа. С возрастом масса мозга женщинуменьшается несколько меньше, чем у мужчин.

Установлено, что размеры мозга не определяют уровеньинтеллек­та и психические возможности индивида. Морфологическойосновой индивидуальных различий в психической сфере и поведении могутбыть относительные размеры отдельных структур мозга, участвующих врегуляции определенных функций. В последние 10-15 лет накап­ливаютсяданные о различиях в строении мозга мужчин и женщин. Во взросломсостоянии такая специализация проявляется в том, что преоптическоеядро гипоталамуса у мужских особей несколько боль­ше, чем уженских [11].

Однако специалисты подчеркивают, что половаядифференцировка мозга не исключает его бипотенциальности [9]. Вотличие от репродуктивных органов, дифференцировка которыхальтернатив­на, мозг содержит возможности программированияповедения, как по мужскому, так и по женскому типу. Реализация этихвозможно­стей зависит от условий индивидуального развития.Например, при отсутствии социализации детеныши обезьян и некоторыхдругих животных не могут овладеть необходимыми навыками сексуально­гоповедения. У человека автономность сексуального поведения отрепродуктивного увеличивает многообразие форм реагирования, и влияниесоциальных факторов здесь более существенное, чем у животных.

Многие проявления полового диморфизма связаны сгормональной сферой. Женские половые гормоны (эстрогены) и мужскиеполовые гормоны (андрогены) оказывают существенное влияние наразвитие организма человека на всех этапах. Они регулируют половоесозрева­ние организма, развитие половых органов и формированиевторичных половых признаков. В частности, они влияют на развитиескелета, мус­кулатуры, формирование подкожного жирового слоя,распределение волосяного покрова, развитие грудных желез и т. д.Половые гормоны влияют и на поведение. Например, у животных, длякоторых характер­на социальная иерархия, доминирующие особи имеютнаиболее высо­кий уровень тестостерона [10]. Половые гормоныиграют значительную роль на протяжении всей жизни человека. В то жевремя любое челове­ческое поведение, в том числе связанное срепродуктивной функцией, обеспечивается эндокринной системой в тесномвзаимодействии с нерв­ной системой, а нервные связи способныперестраиваться под влияни­ем факторов среды, в том числе исоциальной. Иными словами, поведе­ние человека, егоиндивидуальные особенности определяются не столько генетическими илигормональными факторами, сколько социальными факторами черезвоспитание и обучение.

Таким образом, по соматическим признакам существуютвыражен­ные отличия между мужчинами и женщинами. Однако этипризнаки жестко не детерминируют поведенческие реакции, в их влияниина поведение значимую роль играют социальные факторы.

Половые особенности психофизиологических свойств

Психофизиологические свойства являются промежуточнымзвеном между соматическими и психическими свойствами индивида.Име­ется целый ряд данных о психофизиологических особенностяхмуж­чин и женщин, среди которых наиболее достоверны отличия вмо­торной сфере. У мужчин общая мышечная сила и максимальная силаотдельных звеньев (пальцев, кисти, стопы и др.) выше, чем у жен­щин[1]. Причем в возрасте 10 лет сила мальчиков и девочек при­мерноодинакова, затем, между 12 и 19 годами сила юношей возрас­таетбыстрее, чем у девушек, со скоростью, пропорциональной уве­личениюроста и веса тела, достигая максимума к 25 годам. Силовые возможностиженщин в возрасте 30 лет составляют примерно две трети от силы мужчинтого же возраста. Примерно 10 лет силовые показатели мужчин и женщиностаются неизменными, затем сило­вые возможности женщин снижаютсябыстрее, чем у мужчин. Пя­тидесятилетние женщины обладают всреднем 50%-ными силовыми возможностями своих сверстников-мужчин.Возможно, большие сило­вые возможности способствуют формированиюу мужчин чувства превосходства над женщинами, представление о своейнезаменимо­сти и главенствующей роли.

Некоторые особенности моторики женщин зависят отособенно­стей телосложения и мышечной силы, например, при ходьбеу жен­щин шаг короче. Меньшая сила рук сказывается на почерке:при письме женщины меньше надавливают на перо, чем мужчины, но онипишут быстрее, буквы получаются тоньше [4]. Существуют разли­чияв моторном облике — женщины, как правило, более грациоз­ны,их движения отличаются плавностью. Мужчины характеризу­ются болеевысокой скоростью моторных реакций на раздражите­ли разноймодальности [2]. При работе, связанной с выраженными затратамиэнергии, женщины менее успешны, а в работах, требую­щих ручнойловкости, они обнаруживают большую скорость и точ­ность.Последнее утверждение согласуется с данными, полученны­ми висследованиях школы Б. Г. Ананьева [14], о большей успеш­ности вдифференцировании мышечных напряжений женщинами. Следует отметить,что половые отличия в точности координации движений не являютсяжестко фиксированными и неизменными, так как эти качества успешносовершенствуются под влиянием тре­нировки. Например,профессиональные действия, требующие тон­кой регуляции мышечныхусилий (сборка мелких деталей, хирур­гические манипуляции, играна музыкальных инструментах и др.), мужчины осваивают не менееуспешно, чем женщины.

В сенсорной сфере установлены лишьотдельные отличия между мужчинам и женщинами. Например, нарушениявосприятия цвета (дальтонизм) присущи 5-8 % мужчин и только0,1 % женщин [3]. Муж­чины и женщины отличаются по остроте слуха— более низкие часто­ты (ниже 1800 Гц) лучше слышатмужчины, а более высокие — жен­щины [3]. Отмечена тенденциябольшей дифференциальной чувстви­тельности к звуковым и световымстимулам у женщин по сравнению с мужчинами [14]. Однако эти отличияне охватывают всего многооб­разия процессов восприятия и не даютоснований говорить о выра­женном половом диморфизме в сенсорныхпроцессах.

Среди психофизиологических характеристик особую рольигра­ют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма поэтим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установилопревосходство женщин по подвижности процесса возбуждения ипревосходство мужчин по силе нервной системы. Последующиеисследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики нестоль очевидны [2]. По времени реакции на сигналы мак­симальнойинтенсивности женщины характеризуются менее силь­ной нервнойсистемой, а по реакции на стимулы небольшой интен­сивностинервная система женщин более сильная, чем у мужчин. Свойства нервнойсистемы рассматривают как биологическую ос­нову темперамента инекоторых качеств личности [7]. Отсутствие выраженного половогодиморфизма в этих показателях служит до­полнительнымподтверждением того, что биологический пол одно­значно непредопределяет психологический пол человека.

Важнейшей психофизиологической характеристикой человекаяв­ляется функциональная асимметрия больших полушарий.Межполушарные отношения рассматриваются как важнаянейрофизиологиче­ская детерминанта индивидуально-психологическихотличий, так как они обнаруживают корреляции с различнымипсихическими процес­сами [18]. Существуют данные о половыхотличиях в скорости созре­вания полушарий мозга у мужчин и женщин— у мальчиков к момен­ту рождения более зрелое правоеполушарие, а у девочек — левое. Поэтому девочки раньше начинаютговорить, а также лучше читают, чем мальчики [5]. В процессеонтогенеза левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но увзрослых мужчин, как считают ряд авто­ров, сознание в большейстепени левополушарное [16].

Функционирование правого полушария связывают с образным,инту­итивным мышлением, а левого — срационально-логическим, знаковым. Результаты большей частиисследований позволяют полагать, что мозг мужчин организован болееасимметрично, чем мозг женщин, и домини­рование левого полушариянад правым встречается чаще [8]. У женщин функциональная асимметрияполушарий менее выражена, что свидетель­ствует о билатеральнойпредставленности вербальных, пространственных и психомоторныхспособностей у женщин. Морфологически это обуслов­лено тем, чтовеличина задней области мозолистого тела, соединяющего правое и левоеполушария, у женщин больше, чем у мужчин, что способ­ствует болееинтенсивному межполушарному взаимодействию.

Считается, что у мужчин типполушарного доминирования устой­чивый и сохраняется в разныхжизненных ситуациях. У женщин преоб­ладающая межполушарнаясимметрия обеспечивает легкость перехода с доминирования правогополушария на левое. Возможно, эта функцио­нальная особенностьпозволяет женщинам успешно использовать различные способы восприятия и мышления,что обеспечивает большую приспособляемость женщин к изменениямусловий жизни.

В то же время необходимо отметить, что рассмотренныепредстав­ления о половых различиях в латерализации мозговыхфункций нельзя считать общепризнанными. В ряде исследований полученыданные об отсутствии различий между полами по межполушарнойасимметрии [16]. Существенны также сведения о возможности перестройкимежполушарных взаимоотношений в процессе индивидуального развитиячеловека, например под влиянием профессиональной или спортивнойдеятельности [18].

Таким образом, на соматическомуровне имеется ряд выраженных различий между мужчинами и женщинами.Однако эти свойства нельзя назвать ведущими в формировании высшихпсихических функций и лич­ностных особенностей человека. Впсихофизиологических свойствах по­ловые различия не так четки иоднозначны, как в соматических. В от­ношении целого ряда свойствполовой диморфизм окончательно не выяв­лен. Это может бытьобусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, чтопсихофизиологические различия, связанные с биологическим полом,невелики и легко маскируются индивидуальной вариабельно­стью.Отсутствие выраженных половых различий в психофизиологиче­скихсвойствах дает основание предполагать, что гендерная социализа­ция,формирование маскулинного или фемининного типа личности исоответствующего стиля поведения имеет не столькоуниверсаль­но-биологическую, сколько социокультурнуюдетерминацию.

Основная цель данного занятиясостоит в том, чтобы ознакомить студентов с проявлением половогодиморфизма в психофизиологи­ческих свойствах, обучитьустанавливать наличие или отсутствие по­ловых различий по такимпоказателям. Это даст возможность студен­там лучше понятьсложность соотношений между биологическими и психологическимихарактеристиками. Проделанная работа также позволит им четчеосознать, что становление половой идентичности не имеет жесткихбиологических предписаний, этот процесс опреде­ляется и направляетсяпреимущественно с помощью социальных и культурных детерминант.

Задание 1. Определение мышечной силы рук у мужчин иженщин

Цель исследования— провести измерение и сравнительный анализ мышечной силыправой и левой рук и мужчин и женщин.

Определение силы мышечного напряжения — одна изнаиболее распространенных методик в области психофизиологии.Напряже­ние, развиваемое той или иной мышцей или группой мышц,явля­ется функциональной характеристикой двигательного аппарата ирассматривается как общий показатель физического развития ин­дивида.При исследовании силы мышц дифференцируются пока­затели становойсилы (силы мышц, выпрямляющих согнутое туло­вище), силы ног, рук,пальцев. Согласно опубликованным данным, у мужчин-правшей, неиспытывающих интенсивные физические нагрузки, сила кисти правой рукисоставляет около 39 кг, левой — 36 кг. У женщин значения этихпоказателей соответственно состав­ляют - 22 и 20 кг [13].

При анализе показателей мышечной силы необходимоучитывать следующие общие сведения.

• Мышечная сила —хорошо тренируемое свойство. Поэтому под влиянием физическихнагрузок, испытываемых человеком в про­цессе спортивной,профессиональной или даже бытовой деятель­ности, сила мышцсущественно возрастает.

• У большинства людей(правшей) сила правой руки больше, чем сила левой, степеньвыраженности асимметрии составляет в сред­нем 4-8 % величинымышечной силы. Отсутствие различий в мы­шечной силе двух рукможет быть обусловлено как индивидуаль­ными особенностямимоторики (амбидекстрия), так и влиянием дополнительных физическихнагрузок на левую руку.

• Мышечная сила изменяетсяс возрастом. Наибольшая мышечная сила наблюдается в возрасте 20-30лет. Остается неизменной приблизительно до 40 лет, а затем неуклонноснижается, причем у женщин это снижение происходит более быстро, чему мужчин.

Читайте также: