Экуменизм доклад митрополита виталия устинова

Обновлено: 13.05.2024

В ваших письмах вы постоянно пишете, что от меня ожидаете некоторого руководства, ко мне прислушиваетесь и хотели бы знать, что я думаю обо всем, что творится сейчас в России. Со стороны, может быть, я и имею немножко больше объективности, да и сан мой мне в этом помогает, предоставляя мне просто по должности более широкий кругозор; но поверьте, что тут вопрос в Промысле Божьем о России, и вы таким образом просите непосильного для меня дара пророчества.

Вы правы в том, что по чисто человеческому, земному, логическому рассуждению только все выглядит крайне мрачным. Я даже сказал бы, что за всеми тучами со всех сторон света Божьего не видно. Если Россия не выберется из этих душных трущоб, то, по всей вероятности, мы идем – весь мир идет к Концу, и тогда можно сказать с апостолом: “Ей, гряди, Господи Иисусе”. Однако вся наша русская духовная литература, наши старцы, наши святые, богодухновенные писатели и просто просвещенные люди Земли Русской более или менее предсказали и ужасы, и возрождение нашей Родины.

Препятствия этому возрождению я вижу два. Во-первых, нераскаянность нашего народа и натиск непомерных искушений в виде распущенности, безстыдства, пьянства, наркомании. Как-то на одном собрании молодежи я сказал, что России придет полный духовный крах не от разгула большевизма, но тогда, когда будут избирать блудниц, называя их именами наших священных городов, прославленных нашими великими святителями и преподобными: когда выберут мисс Москву, мисс Киев, мисс Казань, мисс Новгород и так далее. Вы мне возразите, что это уже налицо. Но вы ошибаетесь. Да, мисс уже избраны, но это пока что простое, примитивное подражание Западу, но совсем не органическое явление, а потому не есть еще выражения глубинного нравственного растления. Дореволюционный общественный строй России именно и был глубоко растлен, и от такого органического повреждения Богом была допущена революция, кровавая купель, в которой многие безнадежно опороченные омылись и как-то спасли свои души. Так и в Великом Потопе многие люди спасли свои души, ибо всякое наказание Божье таит в себе милосердие, если кто примет его сердцем своим.

По всей вероятности, случаются в истории человечества такие глубинные повреждения, перерождения в зло, что необходимы для возможного спасения шквалы потрясения, даже катаклизмы, и все это по неизреченному милосердию Божьему. Во всяком грехе можно каяться, какой бы страшный грех ни был. Но попробуйте покаяться во всем своем порочном мировоззрении, которое вы себе сложили постепенно, день за днем, год за годом. Да ведь это вы весь налицо: вы срослись, сроднились с ним, а по закону естества человеческого вы непременно и живете по этому своему мировоззрению. Тут уже нет места покаянию, потому что человек не видит, в чем ему каяться конкретно. Ему, конечно, надо каяться во всем, с головы до ног, каяться, что он живет, дышит, ест и пьет, но это уже не покаяние, а перерождение полное – то, о чем говорил Спаситель с Никодимом: надо снова родиться. Для такого нового рождения у Господа суть безчисленные пути – чудесное явление Савлу, будущему апостолу Павлу, чудесное перерождение Марии Египетской, болезни, потрясения и другие безчисленные способы сокровенные, нам неведомые, для перерождения из безнадежно падшего в святого.

Но вернемся снова к России. Сейчас многие наши молодые люди и девушки посещают Россию, ее святыни, монастыри и поразительно чутко передают мне свои впечатления. Одна девушка написала мне замечательное письмо, в котором говорит: “Я ушла от одного иегумена, как от змеи”; от другого, претендующего на старчество, “я ушла обледенелая, пустая”. Другой молодой человек мне пишет: “Какой чудный наш русский народ, верующий, простой народ. Среди них есть настоящие Христа ради юродивые, праведники, скромные, смиренные души. Сколько я видел этих русских глаз, молитвенных глаз, молчаливых, глубоких”.

Есть еще одна опасность характера чисто умышленного, намеренного, планомерного. Злые силы столько потрудились, чтобы сокрушить Православную русскую державу, что для них возрожденная Россия – это ночной кошмар с холодным, леденящим потом. Один не то депутат, не то сенатор здесь, на Западе, заявил цинично: “Мы не допустим такого”.

Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона, Гитлера. Но если с нами Бог, то чего нам бояться? Все же только в этом и ни в чем другом. Итак, всем русским людям я хочу напомнить слова преподобного Серафима Саровского: “Спаси свою душу, и тысячи спасутся вокруг тебя”. Мы же часто по своей деятельности уподобляемся евангельским словам о том человеке, увлекающемся желанием объять весь мир, губя свою душу.

Итак, оставим весь мир в покое и серьезнейшим образом займемся спасением своей души, и тогда, и только тогда, мы увидим много чудесного вокруг себя, нового, неожиданного, радостного. Не то уподобимся безумным людям, бьющим палками воздух. Масса энергии, движения, эффективности, а в итоге итогов – пустота, а все дело ни с места. Ну уж и хитер наш вечный враг дьявол! Так и ведет нас за нос, заставляя нас делать совершенно никому не нужные вещи, внушая нам, что это так важно, и одновременно исполняя нас чувством экзальтации, энтузиазма, эмоциональности и какой-то всегда нервной радости (страшно не люблю все эти слова на “э” – экуменизм, эволюция, эмансипация).

Мы же по нашей духовной незрелости и наивности принимаем эти чувства за Божью благодать, уловляемся на мякине и еще с большим рвением погружаемся в общественную, социальную суету. Тут кстати нам вспомнить и нашего Достоевского, как к старцу Зосиме пришла одна дамочка и заявила ему, что она весь мир возлюбила, так бы и заключила его в свои объятия. А вы уже знаете, что старец ей ответил. Итак, не будем уподобляться этой дамочке из Достоевского, а лучше от всего сердца обратимся к Богу, к Его Пречистой Матери и возопим: Боже, прости мне грехи и прегрешения мои, очисти меня, вразуми меня! – и скажем это от всего сердца, от всей души, вкладывая в эти слова все свое человеческое естество – и душу, и тело, так, чтобы ни одна клеточка нашего духовно-телесного существа не отсутствовала бы в этом вопле души.

И вы думаете, что Господь не ответит вам на такой крик вашей души?!

Непременно ответит! Да так ответит, что ног не почувствуете под собой, и просимое исполнится. Изыдет слово Божье от самого престола Пресвятой Троицы “Да будет…”, и от слова сего вострепещет вся вселенная, весь космос, и все силы небесные устремятся исполнить это слово, и земля будет изгибаться перед волей Божьей. И там, где была гора, будет овраг, а там, где была равнина, станет гора. Все народы будут смотреть в священном ужасе на такое зрелище восстающей из моря крови очищенной, прощенной Святой Руси.

Можно, конечно, сказать, что я впадаю в фантасмагорию, взяв апокалипсический тон вещуна. Но мы ведь живем на самой грани этого. Откровения, даже, может быть, и вошли уже в последнюю фазу истории земной части Церкви Христовой, о чем и говорит нам эта последняя книга Священного Писания.

А разве можно говорить другим языком, когда пролито столько крови истинных свидетелей Христа Спасителя?! (По-гречески наше слово “мученик” звучит “мартириос”, что и значит – свидетель и глубже определяет этот подвиг.) Наша Православная Русская Церковь дала столько мучеников, что можно одними святыми именами их заполнить все двенадцать книг новых месячных Миней и на каждый день. Мы ежегодно празднуем 40 мучеников Севастийских, а у нас есть где-то в тайге в Сибири яма, в которую падали по одному иереи Божий после выстрела одной пули в затылок и после утвердительного ответа на вопрос “Есть ли Бог?”. Их было 60.

Да разве можно перечислить все роды жесточайших пыток, которым подвергались сотни тысяч православных?

Теперь уже, слава Богу, заговорили немного о Церкви Христовой, но еще неясно, как о каком-то учреждении, даже департаменте. Ее еще не чувствуют как сердце, как причину всего, как начало и конец, как средоточие во всем космосе. Ее голос еще не звучит ясно среди всяких течений: очень трудно разобраться в этом чертополохе мыслей, теорий, безчисленных рецептов на возрождение, на обновление. Но настанет день, когда Церковь восстанет во всей своей красе и славе, и весь мир увидит Истину. Нашей Церкви будет дана власть встретить своего непримиримого врага Антихриста. А вы, молодые друзья мои, не падайте духом. Разве вы не видите, как благодать Духа Святого пробивает путь для Своей Церкви? Вся Россия волнуется, и волнуется весь мир. И вы, может быть, еще в своей жизни увидите это торжество.

Ну, вот и поговорил с вами. Призываю на всех вас Божью благодать.

Ваш искренний благожелатель.
Митрополит Виталий (Устинов)

В миру Устинов Ростислав Петрович, родился 18 марта 1910 года в Петербурге в семье русского офицера Черноморского флота Петра Константиновича Устинова и генеральской дочери Лидии Андреевны урожденной Стопчанской. Имя Ростислав он получил в честь одного из кораблей Черноморского флота, с детства ему была уготована военная карьера. В 1920 году поступил кадетом на военные курсы, учреждённые генералом Врангелем в Феодосии. В том же году кадеты были эвакуированы в Константинополь, а затем в Югославию - вначале в Стрнище, а затем в Белу Цркву.

В 1923 его мать из Константинополя переехала в Париж и с осени поместила сына в колледж имени святого Людовика, короля Франции, в городе Ле-Ман (Le Mans), Франция. Учась в школе, которой руководили иезуиты, не проникся симпатиями к римо-католицизму. По окончании обучения присоединился к матери в Каннах.

В 1934 отбывал воинскую повинность во французской армии, и был зачислен в 9-й конный (кирасирский) полк, где дослужился до чина капрала. Полковник де Мюлэн предлагал ему остаться на сверхсрочной службе, обещая офицерство, но его стремления уже находились в сфере духовного.

Ладомировский монах

В 1936 году ушёл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Карпатах [1]. В 1938 году настоятелем обители архимандритом Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор с именем Виталий, "чтобы монастырь не остался без Виталия" ввиду отъезда в Америку основателя обители - архиепископа Виталия (Максименко). Во время Великого поста 1939 года был пострижен в малую схиму. 17 июля того же года епископом Мукачевским Владимиром был рукоположен во иеродиакона. В 1940 году в Братиславе был рукоположен архиепископом Берлинским и Германским Серафимом в сан иеромонаха.

Начал служить на приходах Зарубежной Церкви в деревнях Порубки и Медвежье на границе Чехословакии и Польши. В последней была возведена новая деревянная церковь в ходе Второй мировой войны.

Окормление перемещенных лиц в Германии

Наступление советских сил побудило Ладомировскую монастырскую братию эвакуироваться в Германию. Иеромонах Виталий окормлял массы русских беженцев в Берлине и в близлежащих лагерях, еженевно обслуживая сотни умирающих страдальцев. В 1944 году был возведен в достоинство игумена.

С приближением советских войск к Берлину вновь отбыл - на этот раз, вместе с архимандритом Нафанаилом (Львовым), перебрался в Гамбург. Стал пастырем "перемещенных лиц" не желавших возвращаться в сталинское государство. Вместе с архимандритом Нафанаилом спас от выдачи сотни людей, поручившись перед британской администрацией, что они являются гражданами Польши, а не СССР. Вёл активную миссионерскую работу в среде русских беженцев и военнопленных. Устроил суточные богослужения в лагере Фишбек (Fischbek), собрал малую монашескую братию, основал типографию где печатал Великие сборники и молитволсловы для лагерных церквей Восточной Германии, ежемесячный журнал "Почаевские листки". Организовал псаломщицкие курсы и преподавал семинарское богословие для двенадцати молодых людей.

В 1946 году был возведен в достоинство архимандрита.

В Великобританской епархии

В 1947 году был переведен временным заведующим Великобританской епархией. Будучи настоятелем Лондонского прихода в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей с 1947 по 1951 год он ездил по всей Англии и устраивал приходы в Манчестере, Престоре и Брэдфорде. На его энергию и распорядительность обратило внимание церковное начальство, лестные рекомендации ему дал и бывший соратник по работе с "перемещенными лицами", теперь уже епископ Нафанаил.

Викарий Бразильской епархии

12 июля 1951 года был хиротонисан во епископа Монтевидеоского, викария Сан-Паульской епархии и отбыл в Бразилию [2]. Своим кафедральным храмом он сделал Троицкий в Вилла-Альпина, пригороде Сан-Паулу. Тут он устроил монастырь во имя преподобного Иова Почаевского, устроил приют для мальчиков, открыл типографию где издавал церковные книги и журнал "Православное обозрение". Владыка Виталий со своей монашеской братией посещали православных в отдалённых уголках Бразилии. Их трудами были образованы два новых прихода - в Гоянии (Goiania) в глубинке страны, и в пригороде Сан-Паулу Педрейра (Pedreira).

Архиеп. Монреальский Виталий (Устинов). Фото не позднее 1968 г.
Архиеп. Монреальский Виталий (Устинов). Фото не позднее 1968 г.

Канадский архипастырь

В 1954 году был назначен епископом Эдмонтонским и Западно-Канадским. В апреле 1955 года, вместе со своей монашеской братией, отбыл к месту нового служения. Основал к северу от Эдмонтона Успенский скит близ Гранада-джанкшн (Granada junction).

В августе 1957 года назначен правящим архиереем вновь объединенной Канадской епархии с титулом Монреальского и Канадского и переехал в Монреаль. В 1958 году был возведен в достоинство архиепископа.

Канадская епархия при нём была одной из самых благоустроенных в Русской Зарубежной Церкви: поддерживавшийся в отличном состоянии кафедральный собор, трехэтажное архиерейское подворье, хороший хор. Вскоре по назначении в Монреаль приобрел землю в Мансонвилле и начал устравать тут Преображенский скит. В 1965 году основал Покровский приход в Оттаве. Обустроил перевезенную из Бразилии типографию, как и там выпускал журнал, а также многочисленные книги и брошюры. Устроил несколько молодежных конференций в Канаде, принимал участие в таких же собраниях в США, и инициировал организацию общеобразовательных молодежных курсов при Синодальном управлении в Нью-Йорке.

На Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в 1967 году сделал доклад где определил экуменизм всепроникающей ересью своего времени, оказав большое влияние на общую точку зрения Русской Православной Церкви Заграницей по этому вопросу.

Первоиераршество в Зарубежной Церкви и отход от неё

В 1986 году Архиерейский собор РПЦЗ избрал его первоиерархом с титулом митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, причём владыка сохранил за собой и Канадскую епархию.

В октябре 2001 года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ на котором была принята отставка владыки Виталия. Новым первоиерархом избрали архиепископа Лавра (Шкурлу), в течение последних лет бывшего "человеком № 2" в РПЦЗ. Однако сторонники Виталия, которыми руководила секретарь митрополита Людмила Роснянская, вызвали во время Собора к зданию Синода полицию, утверждая, что там захвачен человек - Виталий. Полиция приехала, разобралась и уехала. Недовольный происходящим владыка Виталий тоже покинул Собор и перебрался в Мансонвилль, на территорию своей бывшей Канадской епархии. Теперь уже Синод направил по следу беглецов полицию. Тут случилась история с психиатрическим освидетельствованием митрополита - в Синоде полагали, что престарелым иерархом манипулируют запрещенный епископ Варнава, Роснянская и другие. Психиатр, впрочем, дал заключение скорее в пользу владыки, заявив, что "нет никаких ограничений для продолжения его нынешних занятий или профессии".

В Мансонвилльском Преображенском ските владыка Виталий провозгласил себя первоиерархом новой организации - Русской православной церкви в изгнании (РПЦИ), впоследствии переименованной в РПЦЗ(В) - "витальевцы". "Изгнанники" противопоставили себя абсолютному большинству православных, причем не только русских. Они подчеркнуто отказались от общения не только с Московским Патриархатом, но и с РПЦЗ, со всеми "экуменистами", в том числе и с Сербской Церковью.

Сначала в РПЦИ были два иерарха - владыки Виталий и Варнава (Прокофьев). Но в течение ноября уже совершено три новых архиерейских рукоположения. Под юрисдикцию владыки Виталия переходят некоторые приходы РПЦЗ, в том числе и в России - те, что наиболее враждебно относятся не только к Московской Патриархии, но и вообще к малейшим проявлениям модернизма или примиренчества с ним. Таким образом, на склоне лет митрополит Виталий, известный своей приверженностью церковной дисциплине, фактически пошел на раскол и оказался во главе секты.

Так владыка Виталий ставший изгнанником в возрасте десяти лет, закончил свои дни тоже в изгнании - вдали не только от Родины, но и от Церкви, которой служил почти всю свою жизнь.

Скончался 25 сентября 2006 года, около 19:45 по московскому времени в больнице канадского города Мансонвилль.

Литература

  • Чуваков, В. Н., сост., Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах, М., 2004, т. 4, 42.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.


Неожиданная встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским в аэропорту на Кубе 12 февраля 2016 года в день, когда наша Церковь празднует Собор Трех Святителей, вызвала и сейчас вызывает большое смущение и боль в сердцах большинства клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей. Эта картина встречи Патриарха с папой заставила нас вспомнить те фотографии и видеопередачи встреч патриархов Константинополя с папами сначала 5-6 января 1964 г. в Иерусалиме, затем дважды в 1967 г., а также в ноябре 1979 г. в Риме, где оба сидели в облачениях перед престолом собора апостола Петра; в 1987, 1995, 2002, 2004, 2005 гг. в Риме; в 2006 г. в Константинополе, 21 октября 2007 г. в Неаполе, в 2008 г. в Ватикане, в 2011 г. в Италии, в 2012 и 2013 гг. в Риме и в мае 2014 г. в Иерусалиме. Помню, как эти встречи весьма расстраивали нас в Зарубежной Церкви, ибо на этих встречах подписывались всякие неприемлемые для нашей Православной Церкви документы и заявления, ведущие к сближению Православной Церкви с католиками. На этих фотографиях мы видели, как Римский папа и Православный патриарх стояли вместе в облачениях, совершали совместные богослужения, и все это для нас было неприемлемо и, откровенно говоря, противно. Поэтому лицезрение такой картины в новостях 12 февраля 2016 г. на сей раз уже с нашим патриархом и новым папой вызвало у нас большую боль.

Митрополит Виталий мало писал в своей жизни, но зато был духовно силен своей молитвой, аскетизмом и верностью святой Русской Православной Церкви. По сей день мы вспоминаем его пламенные проповеди и к чему он нас призывал.

Третий первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский) понимал свою ответственность за сохранение Зарубежной Церкви и всей Церкви в целом от антиправославных поступков Вселенского патриарха. Митрополит Филарет является автором трех скорбных посланий Святейшим и Блаженнейшим Главам Православных Церквей в 1969, 1972 и 1975 гг., в которых он подробно разоблачает предательский путь многих православных иерархов и клириков.

В этих трех скорбных посланиях митрополита Филарета, третьего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, можно найти подробное и полное описание всей истории экуменизма, как он развивался в Православной Церкви и в Русской Церкви, в частности, и эта ценная информация даст каждому понять, что же происходит сейчас в нашей Церкви.

Часто Святейший Патриарх в своих выступлениях говорит, что народ Божий также имеет голос в решении церковных вопросов, и пусть это небольшое письмо будет моим скромным голосом народа Божия. Замечательную статью о. Владимира Василика мы сразу отпечатали на русском и английском языках для всех наших прихожан и раздали в своем приходе. Также радует нас, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге проходили богословские конференции на темы встречи на Кубе и Всеправославного Собора, проведение которого планируется на Троицу, и что народ в России волнуется и заботится о судьбе Церкви.

Печально было слушать выступления видных столичных клириков, которые высказывали свой полный восторг от встречи на Кубе и говорили, что в их приходах никто не обеспокоен этой встречей. Лично слышал, как известный московский клирик пригласил своего друга католика выступить перед приходом после службы на амвоне, чтобы прихожане увидели хорошего человека-католика. Если я бы сделал подобное в Торонто, мои прихожане выгнали бы меня за такой соблазн. Этот восторг столичных клириков, наверное, объясняется тем, что у них совершенно другое восприятие экуменизма, чем в Заграничной Церкви. Мы его совершенно не принимаем и не примем, тогда как в России, в Русской Церкви, начиная с 1961 г., экуменизм развивался и развивается с большой скоростью. К сожалению, в Русской Церкви Московского Патриархата экуменическое мышление и воспитание издавна вошло в церковный организм. И как нам быть? Мы ведь одна Церковь и имеем совершенно другое восприятие темы и деятельности экуменизма. Господи, дай нам терпение, любовь и веру все это пережить!

Митрофорный протоиерей Владимир Мальченко,

Настоятель Свято-Троицкого собора в г. Торонто,

Благочинный Восточного округа Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей.


Митрополит Виталий, в миру - Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге 18 марта 1910 года в семье морского офицера Петра Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармского генерала, служившаго на Кавказе.

В 1920 году, во время Гражданской войны в России, Ростислав Устинов с семьей переехал в Крым и был определен в кадетский корпус, основанный генералом Врангелем. В конце года корпус эвакуировали в Константинополь (Стамбул), а затем - в Югославию (при эвакуации корпус насчитывал 650 кадетов).

В 1923 году мать будущего Первоиерарха вызвала своего сына в Константинополь, откуда с ним переехала в Париж, где поместила его во Французский колледж имени святого Людовика в городе Ле Ман. По окончании коллежа Ростислав проживал с матерью в Каннах.

В 1934 году Ростислав Петрович Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (конный) полк. Дослужившись до чина бригадира, он отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь.

В 1938 году он поступил в монастырь преподобнаго Иова Почаевскаго в Ладомировой на Карпатах (тогда - территория Чехо-Словакии). В 1939 году трудник Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год - в малую схиму.

В 1941 году в городе Братиславе о. Виталий был рукоположен архиепископом Серафимом (Ляде) Берлинским и Германским в сан иеромонаха с поручением ему, оставаясь насельником монастыря, окормлять два села у границы Чехо-Словакии с Польшей.

Обосновавшись в Гамбурге, игумен Виталий занялся устройством церковной жизни при лагере Фишбек. Там сразу же была основана барачная церковь с ежедневным кругом богослужений, курсы псаломщиков и даже годовой курс богословских наук для 12 юношей. Одновременно с этим игумен Виталий собрал там и небольшую монашескую братию, а также основал типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии "Великие сборники" (краткие своды основных богослужений), молитвословы и периодические "Почаевские листки".

С 1947-го по 1951 гг. архимандрит Виталий пробыл на посту настоятеля лондонского прихода РПЦЗ, где поочередно служил в одном храме с будущим митрополитом РПЦ МП Антонием (Блумом). 12 июля 1951 года, в день св. апостолов Петра и Павла, о. Виталий был рукоположен в сан Сан-Паульского, викария Бразильской епархии. Там молодой епископ открыл свою типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному кругу.

В 1955 году епископ Виталий со своей братией был переведен в Эдмонтон в Канаду. В 75 милях от города он устроил Свято-Успенский скит. Будучи вскоре назначен правящим епископом Монреальским и Канадским, владыка Виталий устроил монашеский скит в Мансонвилле.

В Монреале епископ Виталий приобрел и благолепно обустроил крупный по размерам собор. Прекрасный дом его монастырского подворья и резиденции находится недалеко от собора. В этом подворье также была устроена типография, выпускавшая богослужебную, вероучительную, церковно-историческую литературу и периодическое издание "Православный вестник".

Сделанный им в 1967 году доклад Архиерейскому Собору об экуменизме никогда не оставлял сомнений в том, что архиепископ Виталий непримиримо настроен по отношению к "официальному православию".

Кончина Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Филарета в 1985 г. вызвала необходимость экстренного Архиерейского Собора - как для избрания нового первосвятителя, так и для обсуждения духовно-административных вопросов. 9/22 января 1986 года, в день памяти священномученика Филиппа, Митрополита Московскаго и всея Руси, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран архиепископ Монреальский и Канадский Виталий. Став Митрополитом Восточно-Американский и Нью-Йоркским, он сохранил за собой и управление Канадской епархией.

Настолование нового Митрополита было совершено 25 января по окончании Всенощного бдения. В слове приветствия, с которым обратился к новому первоиерарху архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич), в частности, говорилось: "Мой долг приветствовать Тебя от имени нашего епископата. Ты сам, Владыко святый, должен был заметить, как после смерти блаженнопочившаго святителя нашего Митрополита Филарета епископат как бы возродился, почувствовал новые силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг Тебя".

Курс РПЦЗ при Митрополите Виталии отличался внутренней противоречивостью. В первые годы первосвятительства его критиковали за фактическое упразднение Синодальной канцелярии, в течение 55 лет возглавлявшейся епископом Григорием (Граббе), а также за "Бостонский раскол" и ухудшений отношений РПЦЗ с греками-старостильниками. После 1990 года, когда Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством Митрополита Виталия принял решение о легализации канонических структур этой Церкви в России и принятии под свой омофор раскаявшихся клириков РПЦ МП на постсоветском пространстве, ряд противоречивых указаний и назначений, сделанных Митрополитом Виталием, привели к расколам РПЦЗ в России и к фактическому замораживанию процесса "церковного строительства на родине". С середины 1990-х годов все отчетливее проявлялась старческая немощь Митрополита Виталия, прежде всего - в нарушениях функции памяти, а параллельно с этим в епископате РПЦЗ набирала сила группа сторонников вхождения в РПЦ МП, разочарованная попытками создания канонических структур РПЦЗ в России. Тем не менее, Митрополит Виталий продолжал оказывать консервативное влияние на Архиерейский Собор и до конца своих дней оставался категорическим противником "воссоединения".

После травмы в 2000 году Митрополит Виталий фактически отошел от дел, а в июле 2001 года передал свои полномочия заместителю, архиепископу Лавру. В октябре того же года Архиерейский Собор РПЦЗ избрал Лавра новым Первоиерархом, однако, под давлением окружения, Митрополит Виталий не признал этого избрания, удалился в свой скит в Мансонвилле и, при участии епископа Варнавы (Прокофьева), положил начало РПЦЗ(В). Обстоятельства отъезда Митрополита Виталия из Нью-Йорка, а также попытки нового руководства РПЦЗ(Л) получить над ним контроль, сопровождались физическим насилием над старцем, что вызвало сочувствие к нему многих клириков и мирян РПЦЗ. В первый период существования РПЦЗ(В) ею фактически управляли секретарь епископа Варнавы прот. Вениамин Жуков и многолетний секретарь самого Митрополита Виталия Людмила Роснянская. По мере роста епископата РПЦЗ(В) в нем появились разные группы влияния, что и привело к расколу в июле 2006 года. Помимо двух "ветвей" РПЦЗ(В), Митрополита Виталия номинально признавала своим Первоиерархом действующая в России и Украине РИПЦ, обособившаяся в 2002 году.

Последние годы своей жизни старец-Митрополит почти безвыездно провел в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле, где ходил на службы и принимал гостей. Иногда он произносил простые поучения о молитве, делился воспоминаниями. Постоянной квалифицированной медицинской помощи ему не оказывалось, несмотря на что он до последних дней сохранял бодрость.

Читайте также: