Прохождение отопительного сезона доклад

Обновлено: 02.07.2024

Подготовка к осенее-зимнему периоду 2016-2017 гг.в Чамзинском муниципальном районе проведена на основе первоочередных мероприятий, разработанных и утвержденных на муниципальном уровне, которыми обозначены наиболее значимые объемы и виды работ.

Всего к отопительному сезону подготовлено 7 котельных, 3 теплопункта, 4 миникотельные, 110,2 километра водопроводных, 52 километра канализационных сетей, 59,7 километров тепловых сетей, 334 тысяч квадратных метров состоящего на обслуживании жилого фонда, 8 водозаборов, очистные сооружения в р.п. Чамзинка и р.п. Комсомольский.

Водоснабжение и водоотведение

Для обеспечения устойчивой работы в осенне-зимний период объектов водоснабжения предприятиями выполнены следующие работы:

На очистных сооружениях п.Чамзинка подготовлены насосные группы, отревизирована запорная арматура. На канализационных сетях восстановлены разрушенные колодцы. Установлено на канализационные и водопроводные колодцы новых крышек в количестве 100 шт.

Затрачено собственных средств предприятия на ремонтные работы 2873 тысяч рублей, средства местного бюджета в сумме 7471 тыс.руб.

Теплоснабжение

В г.п.Чамзинка котельные №1, и№2 оборудованы современными приборами учета газа и теплоносителя. Теплоснабжающим предприятием проведены работы по замене теплообменников в котельной№1 в количестве 6 шт, ревизии запорной арматуры, химводооборудова ния, настройке автоматики, отремонтировано и отревизировано насосное оборудование, поверены прибора контроля и учета сигнализации. Отремонтированы здания котельных. Определены и заменены наиболее ветхие участки сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В п.Комсомольский в трех котельных отремонтированы существующие котлы. В Котельных №3, №6, №8 заменена большая часть котловых труб. В котельной №6 подготовлены имеющиеся резервных 2 котла (ДЕВ-1-14) и заменены теплообменники в количестве 6 шт. Проведена опрессовка системы теплоснабжения. Запорная арматура отревизирована, приборы учета поверены, вспомогательное оборудование, насосное оборудование также подготовлено к работе в зимний период. Три теплопункта п.Комсомольский полностью готовы.

Котельная №9 в Апракинском сельском поселении (три котла КСВаУ-0,86) подготовлена к осенне - зимнему периоду. Теплотрасса опресована. Начаты работы по изоляции трасс.

Паспорта готовности объектам теплоснабжения и потребителям муниципалитетами выданы.

Электроснабжение

Всего в Чамзинском муниципальном районе 810 км электрических сетей, в том числе 125,7 км арендованных, 235 трансформаторных подстанций, из них 35 арендованных.

Жилой фонд

Общая площадь жилищного фонда Чамзинского муниципального района – 837,6 тыс. м 2 , в т.ч. площадь многоквартирных домов – 361,398 тыс. м 2 (43 %); всего 480 МКД, в том числе 250 домов блокированной застройки (средний износ жилого фонда составляет более 40%); 193 многоквартиных дома имеют центральное отопление. В жилой застройке нагорной части п.Чамзинка 4 МКД отапливаются миникотельными и 54 МКД имеют индивидуальное отопление.

заменено трубопроводов различного диаметра 1508 м на сумму 1531,600 тыс.рублей (ХВС и ГВС -553 м, отопление — 515 м, канализация — 427м), отремонтировано мягкой кровли – 3025 м2 на сумму 1747,337 тыс.рублей, выполнены работы по ремонту входных групп МКД в количестве 33 шт. на сумму 1310тыс руб. Проведены работы по ревизии запорной арматуры во все МКД. Проведены гидравлические испытания систем теплоснабжения в МКД. Продолжаются работы по ремонту дымоходов; входных дверей в подъезды, подвалы и на чердаки, остеклению подъездов, изоляции трубопроводов и др.

Оформлены паспорта готовности многоквартирных жилых домов.

Всего опрессовано 193 жилых домов с центральным отоплением, что составляет 100 % от общего количества домов с центральным отоплением.

Объекты образования и культуры, здравоохранения

В Чамзинском районе функционируют 13 школ, 12 детских садов, 3 учреждений дополнительного образования (спорт школа, центр детского творчества, школа искусств), 23- клубных учреждений, 22 — библиотеки.

Здания Комсомольской межрайонной больницы отапливаются центральными котельными. По учреждениям образования, здравоохранения, культуры практически все запланированные мероприятия выполнены. Имеющиеся недостатки в подготовке систем отопления, ремонту кровли руководителями учреждений устранены.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Герб Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

Уважаемая Людмила Валентиновна, члены коллегии, присутствующие.

Согласно графикам подключения, в первую очередь тепло получили объекты социальной инфраструктуры (детские сады, школы, больницы). Запуск жилищного фонда на территории Вяземского муниципального района прошел в плановом режиме без серьезных аварийных ситуаций, что говорит о слаженной и четкой работе жилищных организаций района, коммунальных и аварийных служб.

Отопительный период в муниципальном районе проходит устойчиво, без срывов и сбоев в работе топливно-энергетического комплекса благодаря тому, что в период подготовки к отопительному сезону были определены и поставлены наиболее важные задачи, которые выполнены своевременно, качественно и в полном объеме подрядными организациями и предприятиями отрасли жилищно – коммунального хозяйства.

На подготовку к отопительному периоду коммунальных объектов, расположенных в сельских поселениях района было направлено 17 миллионов 145 тысяч рублей, в том числе:

- средства бюджета муниципального района - в сумме 14 миллионов 17 тысяч рублей.

- средства предприятий - в сумме 3 миллиона 128 тысяч рублей.

В целях контроля за ходом прохождения отопительного периода и работой объектов жизнеобеспечения района при главе муниципального района с заслушиванием руководителей жилищно-коммунальных предприятий еженедельно проводятся заседания районного штаба.

Все внештатные ситуации, связанные с обеспечением объектов жилищного фонда и социальной сферы электроэнергией, центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением устраняются в нормативные сроки.

Организация успешного прохождения отопительного периода зависит от бесперебойного снабжения и поддержания необходимого запаса топлива в муниципальном районе.

В настоящее время в районе действует схема централизованного завоза топлива. На 2018 год теплоснабжающими предприятиями района были заключены договоры на централизованную поставку топлива Ургальского и Красноярского угольных месторождений. В 2019 году договор на централизованную поставку топлива заключен с единственным поставщиком - Ургальским угольным месторождением сроком на три года.

Источниками оплаты за топливо являются средства краевого бюджета (субвенция на тепловую энергию) и средства предприятий (топливная составляющая).

- средства краевого бюджета (субвенция на тепловую энергию) в сумме 43 миллиона 800 тысяч рублей;

- средства предприятий (топливная составляющая) в сумме 37 миллионов рублей.

По состоянию на 20.02.2019 задолженность перед поставщиками за поставленное топливо отсутствует.

Для обеспечения населения топливом для нужд печного отопления приобретено 1 тысяча 389 тонн угля на сумму 4 миллиона 700 тысяч рублей. В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.10.2017 № 118 утверждена предельная максимальная розничная цена твердого топлива реализуемого гражданам.

На возмещение убытков предприятиям, связанных с реализацией твердого топлива населению для нужд отопления из консолидированного бюджета района выделено 553 тысячи 400 рублей в том числе:

- бюджеты сельских поселений - 253 тысячи 500 рублей,

На отопительный период для котельных района требуется:

- 25 тысяч 536 тонн социального топлива на сумму 84 миллиона 650 тысяч рублей,

- 3 тысячи 536 тонн коммерческого топлива на сумму 11 миллионов 676 тысяч рублей.

Плановая потребность дизельного топлива на производство электрической энергии составляет 122 тонны на сумму 6 миллионов 148 тысяч рублей. Источником оплаты топлива являются субвенция на электрическую энергию и собственные средства предприятий.

Общая сумма дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2019 по действующим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства составила 50 миллионов 800 тысяч рублей. Наибольший удельный вес в общей сумме задолженности – 83% или 41 миллион 300 рублей составляет задолженность населения.

Общая кредиторская задолженность предприятий по состоянию на 01.01.2019 составила 13 миллионов 500 тысяч рублей.

Сумма, поступившая по исполнительным производствам, за 2018 год составила 3 миллиона 437 тысячи рублей.

- в городском и сельских поселениях района происходило частое отключение электрической энергии,

- нарушения температурного режима были выявлены и Вяземской районной больнице и в жилых домах городского поселения (ул. Ленина, 7, ул. Орджоникидзе, 26, 41, ул. Коммунистическая, 64, пер. Мирный, 1),

Необходимо уделить особое внимание подготовке объектов к работе в отопительный период 2019-2020 годов, а именно: произвести промывку внутренней системы отопления зданий с прочисткой каждого радиатора в отдельности, замену отдельных стояков внутренней системы отопления, также провести гидравлическую наладку сетей теплоснабжения городского поселения.

Для подготовки жилищного фонда к отопительному периоду 2019-2020 годов управляющим компаниям необходимо до 1 апреля провести осмотры жилых домов, составить дефектные ведомости и планы проведения работ. Общая для всех задача успешно закончить отопительный сезон текущего года и приступить к выполнению мер по подготовке жилищно-коммунального хозяйства муниципального района к отопительному сезону 2019 -2020 годов.

Мероприятиями, направленными на подготовку коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2019 - 2020 годов планируется освоить 12 миллионов 404 тысячи рублей, в том числе:

- средства бюджета района – 8 миллионов 876 тысяч рублей;

- средства предприятий – 3 миллиона 528 тысяч рублей;

В подготовительном периоде запланирована разработка проектно-сметных документаций в следующих сельских поселениях:

В завершении доклада хочется отметить, что администрацией муниципального района, управлением коммунальной инфраструктуры и жизнеобеспечения и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Вяземского муниципального района будут приниматься все меры, способствующие выполнению предлагаемых к утверждению мероприятий по подготовке коммунального хозяйства к успешному прохождению отопительного сезона 2019-2020 годов.

В этом году отопительный период проходит на фоне заметного роста электропотребления и максимальных нагрузок на генерирующее сетевое оборудование.

Энергосистема России продолжает сохранять устойчивость и стабильность работы. Обеспечены резервы генерирующих мощностей, резервы пропускных способностей магистрального сетевого комплекса.

Как я уже ранее докладывал, при оценке готовности к зиме на тепловых станциях созданы необходимые запасы топлива, которые превышают утвержденные нормативы и составляют сегодня по углю больше 13 миллионов тонн, по мазуту –больше двух миллионов тонн. Подземные газовые хранилища заполнены до целевого уровня, и сегодня идет плановая сработка хранилищ. Созданы запасы гидроресурсов на гидростанциях.

Аварийность по итогам IV квартала этого года в сравнении с прошлым кварталом 2020 года на генерирующих объектах и сетях высокого напряжения – 110 киловатт и выше – за последние три года уменьшается, и последняя цифра такая, что [аварийность] снизилась на 30 процентов.

Об аварии на ТЭЦ-1 в Улан-Удэ, ТГК-14. С учетом социальной значимости теплоснабжения для населения и объектов жизнеобеспечения в условиях низких температур, конечно, особую важность приобретает надежное функционирование объектов комбинированной выработки электричества и тепла, надежная работа этих объектов генерации, а также котельных. Кроме того, важное значение приобретает возможность резервирования объектов теплоснабжения тепловыми сетями.

22 декабря произошла крупная коммунальная авария в городе Улан-Удэ. В результате возгорания, вызванного коротким замыканием в кабельной сети электроснабжения основного оборудования электростанции, произошло нарушение в работе станции, которое привело к отключению двух турбогенераторов и четырех котлов среднего давления. Улан-Удэнская ТЭЦ-1 снизила плановые параметры энергетического и теплового режимов.

Температура теплоносителя в тепловых сетях снизилась до 35 градусов при температурном графике 104 градуса. В течение 57 часов проводились неотложные аварийно-восстановительные работы. Они были завершены с восстановлением параметров теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей. При этом шло постепенное восстановление параметров при включении котлов из резерва или после проведения восстановительных работ.

С учетом произошедшей аварии для потребителей будет пересчитана оплата за услуги теплоснабжения и электроснабжения. На текущий момент на станции работают пять котлов из семи, один находится в резерве, и один будет отремонтирован в течение января.

Следует сказать, что действующая система обеспечения тепловой энергией города Улан-Удэ на сегодняшний день, можно сказать, ненадежна, поскольку не предусматривает резервирование теплоснабжения потребителей.

Утверждение схем теплоснабжения в городах менее 500 тысяч человек, и к ним относится Улан-Удэ, относится, конечно, к региональным полномочиям. Но в феврале этого года по поручению Правительства Министерством энергетики был рассмотрен проект схемы теплоснабжения города Улан-Удэ. По результатам анализа были выявлены существенные недостатки и замечания: отсутствие в схеме мероприятий по резервированию тепловой мощности источниками тепловой энергии через тепловые сети. Несмотря на полученные замечания, схема все же была утверждена администрацией города.

Считаю, что с учетом произошедшей аварии региональным властям необходимо разработать план мероприятий по резервированию Улан-Удэнской ТЭЦ-1 путем строительства тепловых сетей и провести изменения или корректировку схему теплоснабжения.

По всем субъектам Федерации считаю необходимым реализовать следующие системные решения.

Первое. При разработке схем теплоснабжения необходимо проводить моделирование гидравлических режимов работы теплоснабжающего комплекса при аварийных режимах, потере источника тепловой энергии, порывов в тепловых сетях. Сегодня таких расчетов не делается.

Второе. Необходимо выявлять все же критические узлы системы теплоснабжения с точки зрения надежности и бесперебойности теплоснабжения для того, чтобы направлять инвестиции именно на устранение и расшивку таких критических мест. Соответствующие изменения мы обсуждаем уже в течение года на площадках Министерства энергетики и Минстроя. Считаю, что эта работа должна быть ускорена и активизирована.

Конечно, такая работа потребует решений по проектированию и строительству дополнительных резервирующих источников тепловой энергии, тепловых сетей и привлечения существенных дополнительных инвестиций в отрасль. А их источником должно явиться либо превышение предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги, либо федеральная поддержка, либо их комбинация.

Кроме того, считаю, что региональным властям нужно все же проводить работу по анализу утвержденных муниципалитетами схем теплоснабжения на предмет выявления резервирования тепловых источников или их отсутствия.

Третье. Региональным властям необходимо разработать детальные планы реагирования и ликвидации угрозы нарушения теплоснабжения до момента приведения таких схем на соответствие требованиям надежности.

В следующие проверки ОЗП [осенне-зимнего периода] 2022–2023 годов мы внесем в условия готовности требования по наличию резервирования систем теплоснабжения бытовых потребителей, а по городам, где таких резервов пока нет, предусмотрим проведение тренировок по ликвидации аварий в системах теплоснабжения.

По нарушению электроснабжения в ноябре–декабре этого года в распределительных сетях, то есть в сетевом комплексе. Основные факторы, которые оказали негативное влияние на электросетевой комплекс, – это были, конечно, экстремальные условия для многих регионов. Сети напряжения в 110 киловатт и выше справились с непроектными нагрузками, отключения были единичными. Основные нарушения происходили в распределительных сетях 6(10)/0,4 киловольт, от которых как раз запитаны основные бытовые потребители.

В текущем отопительном сезоне в эти месяцы количество таких экстремальных воздействий погоды увеличилось более чем в четыре раза и составило 39 случаев. Масштабные отключения проходили в тех регионах, где большое количество потребителей существенно удалены от центров питания, а линия электропередач проходит через лесные массивы с затрудненной транспортной доступностью. Таким отключениям подвержены Тверская, Новгородская, Псковская области, да и Вологодская тоже.

Неудовлетворительное состояние распределительных сетей связано с недостатком тарифных источников для покрытия затрат на поддержание сетевого комплекса в удовлетворительном состоянии, отключением от средств энергокомпаний на обязательное льготное присоединение и накопленными взносами распределительных сетей.

Выводом из этой ситуации, помимо решений по сбалансированию тарифных решений, является реализация точечных программ повышения надежности. Такие программы разработаны совместно с региональными властями, сетевыми компаниями по республикам Северного Кавказа – Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, а также по Псковской, Новгородской, Архангельской, Мурманской, Тверской областям, по Приморскому краю и Сахалину. По некоторым регионам реализация программ уже начата, по оставшимся решается вопрос финансирования и поиска нетарифных источников.

Необходимый объем финансирования по всем этим регионам составляет около 136 миллиардов рублей, из которых примерно половину необходимо выделить из федерального бюджета. Регионы самостоятельно, я считаю, не справятся с этой задачей – нужна федеральная поддержка.

На мероприятия по подготовке к зиме по Республике Дагестан уже выделено буквально на днях из федерального бюджета, из Резервного фонда, 891 миллион рублей. Также предусмотрено дополнительное финансирование в 2022 году в размере почти двух миллиардов рублей, но необходимо на реновацию системы республики не менее восьми миллиардов рублей.

Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением, основываясь на требованиях обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителям, мы продолжаем системную работу по сокращению количества территориальных сетевых организаций и бесхозных сетей. Подготовлены необходимые изменения в нормативно-правовую базу, закрепляющие единый центр ответственности в регионе за электроснабжение потребителей.

В заключение хотел бы отметить, что эту ситуацию мы отслеживаем постоянно – по готовности регионов к прохождению пиковых нагрузок. Согласно прогнозу погоды Росгидромета, в первой декаде января возможно сверхнормативное воздействие на электросетевой комплекс на отдельных территориях Приволжского федерального округа, юга России, Северо-Западного федерального округа, где прогнозируются циклоны, сильный дождь, переходящий в снег, многократный переход через ноль, который вызывает налипание на провода, падение деревьев на линии электропередач.

Компании находятся в состоянии постоянной готовности к ликвидации нарушений электроснабжения. Сегодня на постоянном дежурстве 21 тысяча бригад, 130 тысяч работников отрасли. Проведены все необходимые противоаварийные тренировки, укомплектовано более семи тысяч передвижных резервных источников электроснабжения, 50 тысяч единиц специализированной техники. Организовано в компаниях дежурство ответственных работников во все праздничные дни. И сейчас наша основная задача – обеспечить надежное и стабильное энерго- и теплоснабжение граждан и объектов социальной инфраструктуры в период новогодних праздников.

Минэнерго РФ 28 апреля 2015 г провело Всероссийское совещание по итогам ОЗП.

Минэнерго РФ 28 апреля 2015 г провело Всероссийское совещание по итогам ОЗП.

Рад приветствовать вас на Всероссийском совещании по итогам прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП).

Отопительный период в большей части субъектов РФ еще продолжается (в 68 из 85), но максимум зимних нагрузок уже пройден.

Это дает нам основания обсудить результаты нашей работы.

Надежное прохождение ОЗП является одним из главных приоритетов Минэнерго.

Мы в постоянном режиме контролируем основные технико-экономические показатели электросетевых и генерирующих компаний, уделяя особое внимание работе в условиях зимних максимумов нагрузки.

Отметим, что основные показатели прохождения ОЗП демонстрировали позитивную динамику, несмотря на известные экономические трудности.

Мы фиксируем снижение аварийности, сокращение времени прекращения энергоснабжения потребителей, уменьшение суммарного недоотпуска.

Продолжаются такие процессы общего оздоровления отрасли, как обновление основных фондов и внедрение инновационных технологий.

Наша совместная работа по решению острых проблем отрасли, в тч, проблемы неплатежей, позволит поддержать эти тенденции.

Основные особенности ОЗП

Анализ итогов прохождения ОЗП хочу начать с климатических особенностей.

Во-1 х , мы отмечали низкий объем выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях(ГЭС).

В ОЗП выработка ГЭС снизилась с 87,6 до 67,5 млрд кВт*ч (-22,9%).

В связи с этим для компенсации спроса на э/энергию мы были вынуждены увеличить выработку тепловой генерации, что стало одной из главных задач для Минэнерго.

Сотрудниками отрасли была проведена значительная работа по оптимизации логистических маршрутов доставки топлива на ТЭС, проводился постоянный мониторинг технического состояния оборудования и топливоснабжения ТЭС.

Увеличение объема тепловой генерации, как и прогнозировалось, привело к небольшому росту аварийности на соответствующих объектах по сравнению с предыдущим ОЗП - всего на 1,15% (на 21 аварию с 1826 до 1847).

Такой незначительный рост свидетельствует о тщательной и ответственной подготовке к зиме, за что я хотел бы поблагодарить руководителей и сотрудников теплогенерирующих компаний.

Хочу обратить ваше внимание на проблему обновления и проведения своевременных технологических мероприятий по диагностике и техническому обслуживанию поверхностей нагрева котлового оборудования.

Данный вопрос актуален для объектов генерации обеспечивающих 22% общей выработки э/энергии в энергосистеме России.

Что касается запасов топлива, то здесь отмечу, что в целом нормативы перевыполняется энергетиками в 1,5 - 2 раза.

Это создает ощутимую подушку безопасности не только для энергопредприятий, но в для регионов в целом.

Выполнение нормативов на текущую дату составило: по углю - 216,46%, по мазуту - 187,13%.

Во-2 х , ОЗП имел более теплый температурный режим по сравнению с ОЗП 2013/2014 гг.

Текущая средняя температура превысила климатическую норму на 3.9 °C и составляет -3.8 °C.

Это теплее предыдущей зимы на 0,3 °C.

Мы отмечаем изменение общего погодного и температурного режимов, в тч, в периоды максимальных нагрузок.

Существенный диапазон колебания температуры в течение непродолжительного промежутка времени, обширные ураганные явления, частые колебаниями температуры воздуха около 0 °C вносят свои коррективы в работу энергетиков.

Большое количество аварийных отключений бытовых потребителей было связано с интенсивным гололедообразованием и существенными ветровыми нагрузками.

В связи с этим в электросетевых компаниях проводится дополнительная подготовка персонала и техники, осуществляются мероприятия по плавке гололеда, тщательно расчищаются просеки.

Именно в этот ОЗП мы впервые начали массово применять механический способ удаления гололедообразований с линий электропередач высокого класса напряжения.

Это позволило предотвратить развитие неблагоприятных аварийных ситуаций и обеспечило повышение надежности энергоснабжения конечных потребителей.

Кроме того, сократились сроки ввода в работу обледеневших линий после плавок.

Слаженная планомерная работа по подготовке к зиме приносит свои плоды.

Аварийность в этот ОЗП в целом по объектам энергетики снизилась более чем на 13% (5% по сравнению с ОЗП 12/13 гг).

Основную долю этого снижения составляют электросетевые компании - 19% по сравнению с предыдущим ОЗП.

В отношении масштабов аварий отмечу, что из-за технологических нарушений рост количества отключенных потребителей за ноябрь-январь 14/15 по сравнению с аналогичным периодом прошлого периода составил 64 % (с 8 млн чел до 13 млн чел).

Это было вызвано технологическим нарушением, произошедшим 4 ноября 2014 г на Ростовской АЭС.

Тогда без электроснабжения оставалось 4,2 млн человек (общая мощность порядка 1,7 ГВт).

В результате произошло выделение ОЭС Юга на изолированную работу от ЕЭС России.

Благодаря профессиональным действиям энергетиков восстановить энергоснабжение всех обесточенных потребителей удалось в течение 4 часов.

Другая авария произошла 4 января 2015 г на Сургутской ГРЭС-2 (обособленное подразделение Э.ОН Россия).

Там из-за возгорания масла в районе питательного турбонасоса энергоблока № 4 произошло обрушение кровли машинного зала (около 1 300 м 2 ).

На открытом воздухе осталась верхняя часть станции от отметки 11 до отметки 28.

Несмотря на то, что в результате нарушения бытовые потребители обесточены не были, мы взяли ликвидацию последствий данной аварии под личный контроль.

Это было связано с риском нарушения теплоснабжения г Сургута, вызванного замораживанием оборудования станции в машинном зале (системы автоматики, охлаждения).

В результате скоординированных действий персонала ГРЭС-2, сетевых компаний администрации Сургута и Тюменской области, удалось избежать остановки станции и прекращения электро- и теплоснабжения потребителей.

Еще одно крупное нарушение произошло 7 февраля 2015 г на Барнаульской ТЭЦ-2 (Сибирская генерирующая компания).

В результате пожара полностью выгорело помещение блочного щита управления, и станция полностью сбросила электрическую и тепловую нагрузку без потери энергоснабжения собственных нужд.

Причиной пожара явилось короткое замыкание, а сопутствующими причинами - отсутствие автоматического включения резерва насосов, обеспечивающих подачу воды в систему пожаротушения.

Оперативный персонал не принял соответствующих мер по включению резервного насоса для обеспечения работы автоматической системы пожаротушения.

Сегодня на совещании прошу коллег отдельно остановиться на этих случаях и подробнее доложить о ходе восстановительных работ и принятых мерах по недопущению повторения подобных аварий.

Оценивая работу энергетиков в целом, хочу отметить прогресс в сокращении сроков восстановления энергоснабжения после сбоев.

Мы научились слаженно действовать при массовых нарушениях энергоснабжения и оперативно выполнять все необходимые мероприятия.

За предыдущие 3 года среднее время восстановления энергоснабжения у бытового потребителя сократилось с 2 суток до 3 часов.

Положительную оценку также стоит дать слаженным действиям региональных штабов по обеспечению надежности энергоснабжения, в рамках их работы по координации ликвидации последствий аварий связанных с массовым обесточением потребителей.

Недоотпуск электроэнергии в ОЗП 2014/2015 сократился на 45 % по сравнению с аналогичным периодом ОЗП 2013/2014 (с 34,97 до 19,19 ГВтч).

Тенденцию по росту данного показателя удалось сломить в 2013 г и сформировать условия для снижения данного показателя в целом по стране.

Безусловно, эту динамику надо сохранить.

Ремонты и контроль технического состояния

Достигнутые результаты по снижению аварийности, недоотпуска, времени перерыва электроснабжения потребителей связаны с работой по унификации и оптимизации подходов к планированию и исполнению субъектами электроэнергетики ремонтных программ и вводов в эксплуатацию нового оборудования.

В 2014 г в России суммарно введено 7,13 ГВт новой мощности, а также порядка 21 254 МВА трансформаторной мощности и 30,3 тыс км ЛЭП.

За последние 3 года введено около 20 тыс МВт новых мощностей.

Больше всего введено в эксплуатацию турбин, работающих в парогазовом цикле.

Хуже обстоят дела с котлоагрегатами, средний срок службы которых находится практически на уровне естественного старения.

Обновление парка котлоагрегатов не происходит, что приводит к росту аварийных отключений данного вида оборудования.

В целом по генерирующему оборудованию планы ремонтов выполнены примерно на 92%, по ремонту ЛЭП планы выполнены на 99%, по расчистке просек от древесно-кустарниковой растительности - на 95,8%.

В целом по энергосистеме физические объемы ремонтных программ растут, даже с учетом ввода новых мощностей и обновления парка оборудования.

Однако в части котлового оборудования за последние 4 года был утрачен практически весь набранный за 2010 г объем прироста ремонтных программ.

С 2011 г объемы ремонтов суммарно снизились на 11%, прирост за 2010 г составил 12,8%.

Надеюсь, что руководство энергокомпаний не допустит снижения финансирования деятельности, обеспечивающей поддержание должного уровня технического состояния активов и квалификации необходимого ремонтно-эксплутационного и аварийного персонала.

Повышение надежности работы ЕЭС России

Отдельно хотел бы остановиться на вопросе повышения надежности работы энергосистемы в целом.

На основе опыта прошлых лет Минэнерго постоянно оптимизирует требования по планированию электроэнергетических режимов.

В тч, в части синхронизации ремонтных программ и определения состава включенного генерирующего оборудования.

Важным аспектом повышения надежности работы ЕЭС России и технологически изолированных территориальных энергосистем является повышение требований к оборудованию, находящемуся в холодном резерве.

Кроме того, нужно обеспечить его своевременное включение в работу в условиях аварийных ситуаций.

Прошу соответствующие структурные подразделения Министерства совместно с Системным Оператором и другими субъектами энергетики закончить в 2015 г работу по доработке требований к оборудованию, находящемуся в холодном резерве, и синхронизации и взаимной увязки сроков проведения ремонтных программ субъектов электроэнергетики со сроками определения состава включенного генерирующего оборудования.

Успешное прохождение ОЗП зависит не только от выполнения планов ремонтов и удовлетворительного технического состояния отдельных элементов энергосистемы, но и от общего состояния отрасли, ее способности быстро реагировать на текущую ситуацию в экономике.

На фоне сложной экономической ситуации в России еще одним фактом, требующим дополнительного внимания, является проблема неплатежей, из-за которой некоторые субъекты электроэнергетики оказались в сложном финансовом положении.

Задолженность на оптовом рынке за покупку э/энергии по состоянию на конец апреля 2015 г составляет более 50,5 млрд руб.

С первого января она приросла более чем на 8,8 % (4,1 млрд. руб).

За аналогичный период 2014 г снижение задолженности на оптовом рынке составило 2 794 млн руб или 5,8%.

Задолженность на розничном рынке на конец апреля составляет порядка 200 млрд руб, она приросла с 1 января 2015 г на 32% или на 49 млрд. руб.

Для ведения операционной деятельности компании вынуждены покрывать недофинансирование кредитами, обслуживание которых, с учетом роста процентных ставок, оказывается для них проблемой.

Это, конечно, сказывается на реализации программ ремонтов оборудования и оплате за топливо.

Для решения этой проблемы в Минэнерго создана рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния компаний в отрасли, а также разработана программа по оказанию мер государственной поддержки.

Проводится работа по актуализации обязательных требований к надежности и безопасности в электроэнергетике.

Здесь нужно навести порядок и завершить принятие необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих технические особенности функционирования отрасли, которые не обновлялись с 2000 г - с реформы РАО ЕЭС, и утратили свою актуальность.

С целью актуализации обязательных требований надежности и безопасности в электроэнергетике Минэнерго РФ разработало в внесло в установленном порядке в Правительство РФ соответствующий законопроект, которым предусматривается предоставление полномочий Правительству Российской Федерации, либо уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти, по разработке, актуализации и утверждению таких требований.

Подготовка к отопительному сезону считается базовым мероприятием по жизнеобеспечению населения при низкотемпературных атмосферных режимах.

Профессионально и своевременно реализованный план мероприятий позволяет обеспечить санитарные нормы проживания и надежное функционирование тепловых объектов в холодный период года.

Все подготовительные мероприятия должны соответствовать нормативным требованиям, правилам подготовки и проведения отопительного сезона и Методическим рекомендациям, изданными профильными органами.

Что говорит приказ

Подготовка тепловых объектов к эксплуатации в осенне-зимний период (ОЗП) следует начинать с оформления соответствующего приказа.


Прежде всего, в нем определяется ответственное лицо за эксплуатацию теплоэнергетических установок, и его заместитель. Для организаций занимающихся генерацией тепла и отпуска его потребителям, ответственное лицо должно иметь высшее теплоэнергетическое образование. Ответственные лица также обязаны проходить ежегодную проверку знаний со сдачей экзамена в Ростехнадзоре.

В приказе по подготовке теплового оборудования к работе в ОЗП должны быть отражены следующие основные пункты:

  1. Создание комиссии по подготовке теплового хозяйства к работе в ОЗП, приему готовности теплового хозяйства, закрепленного на балансе организации.
  2. Определение ответственных лиц и конечных дат по каждому пункту приказу.
  3. Разработка и утверждение плана осенне-зимних мероприятий (ОЗМ) по подготовке теплового оборудования предприятия к работе в осенне-зимний период.
  4. Процедуру контроля и отчетности по мероприятиям по подготовке к отопительному сезону.
  5. Порядок наладочно-испытательных работ системы отопления.
  6. Порядок получения акта и паспорта, подтверждающего готовность к ОЗП.

Разработка плана ОЗМ должна проводиться с учетом выявленных сбоев тепло-гидравлических режимов функционирования теплового оборудования в прошлый зимний период.

Соответствующие приказы и распоряжения глав управ районов, а также руководителей частных управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК, самостоятельно управляющих жилыми домами должны ежегодно издаваться до 30 апреля.

Так совещания по подготовке к отопительному сезону 2020 проводились в мае 2019 года, на которых , утверждались планы по подготовке теплоэнергетического оборудования к работе в ОЗП.

Начало и конец отопительного периода

Начало и завершение ОЗП устанавливаются нормативными актами и решениями местных властей. Одновременно с этим старт отопительного сезона происходит при понижении среднесуточной температуры на улице до +8 C, которое будет длиться не менее 5 суток.

Завершение отопительного сезона, происходит при росте среднесуточной температуры на улице свыше 8C, которое будет происходить непрерывно на протяжении более 5 суток.

Что касается жилищного фонда, положение о включении домов обусловлено правительственным постановлением N 307 от 2006 года.

Вторым разделом, которого предусматривается, что в случае, когда владельцы квартир в многоквартирном доме или хозяева индивидуальных домостроений не определили порядок установления даты начала/окончания отопительного сезона, и теплоэнергия отпускается по центральным тепловым сетям, то исполнитель услуг приступает и завершает отопительный сезон в период, определенный уполномоченными органами.

Зачем нужно готовиться к отопительному сезону

Надежная работоспособность объектов ЖКХ, своевременная и полная подготовка к новому отопительному сезону проводится для обеспечения стабильного энергоснабжения потребителей при отрицательных температурах наружного воздуха. Обеспечение требуемых технологических режимов отопления зданий являются приоритетными вопросами коммунального хозяйства в регионах РФ.


Подготовка объектов ЖКХ к ОЗП, выполняется для снижения воздействия температурных и иных атмосферных факторов на конструкционную устойчивость коммунальных объектов, профилактики аварийного износа и предупреждения нарушений работоспособности оборудования в системах жизнеобеспечения.

Подготовка объектов ЖКХ к отопительному сезону обязана гарантировать:

  • нормативную технологическую эксплуатацию объектов ЖКХ;
  • выполнение общеустановленного санитарно-гигиенического режима по допустимым температурам и влажности в помещениях;
  • предельную надежность и высокую экономичность функционирования тепловых объектов;
  • рациональное потребление материалов и топлива.

Требования по подготовке жилых домов к отопительному сезону

Существует ряд неукоснительных требований по подготовке дома к отопительному сезону у и внутридомовых инженерных систем, без выполнения которых эксплуатирующая организация не получит разрешительные документы для запуска тепловой энергии на объект теплоснабжения.

Основные направления плана ОЗМ:

  1. Технический весенний/осенний осмотр а конструктивных элементов многоквартирных домов, ИТП и сооружений.
  2. Комплекс ремонтно-восстановительных ремонтов подведомственного теплоэнергетического оборудования в соответствии с действующими графиками планово-предупредительных ремонтов и результатами весеннего обследования.
  3. Водяная промывка сетевых труб.
  4. Гидравлическое испытание теплосетей.
  5. Комплектование систем теплоснабжение недостающим оборудованием и приборами КИПиА.
  6. Обеспечения котельных резервными энергоисточниками.
  7. Составление акта аварийной и технологической брони теплоснабжения.
  8. Выполнение мероприятий по утеплению строительных конструкций.
  9. Получение акта и паспорта готовности котельной к ОЗП.

Как проходит подготовка к отопительному сезону

Ответственность за полноту выполнения плана ОЗМ возложена на руководителей учреждений и компаний ЖКХ. Они обязаны организовать работу в три этапа:

  1. Подготовительный, рассматриваются результаты прошлого отопительного сезона, выполняется анализ сбоев, поломок и аварийных ситуаций. В этот период составляют комплексные планы ОЗМ, срок до 30 апреля.
  2. Выполнение восстановительно-ремонтных работ, до 1 сентября.
  3. Проверка готовности оборудования к ОЗП, выполнение тестирования систем на работоспособность, ликвидация установленных нарушений, срок до 15 сентября, после чего период заканчивается.

Затем цикл повторяется. Так, например, 30 апреля 2020 года начнется подготовка к отопительному сезону 2020-2021 годов.

Штаб при местных администрациях согласно утвержденному графику проводит свои заседания, по ходу выполнения планов подготовки к отопительному сезону, в процессе которых рассматривают отчеты ответственных лиц.


После того, как комиссии обсудили подготовку, принимаются решения о результатах исполнения плана подготовки по району, которые доводят до сведения населения немедленно.

Весенний осмотр общедомового имущества

При проведении весеннего осмотра обследуется техсостояние оборудования ЖКХ, наличие топлива, технологическая надежность снабжения потребителей коммунальными услугами, выполнение технологических режимов работы тепловых сетей в прошедшем ОЗП.

Основные направления по осуществлению весеннего осмотра:

  1. Обследование инженерных конструкций жилых зданий: кровли, окон, дверей, стен, состояния изоляционных систем и внутридомовых инженерных сетей.
  2. Составление акта осмотра объектов с обозначением необходимых видов ремонтов, материального и финансового обеспечения, лиц и дат выполнения.
  3. На базе акта осмотра разрабатывается план ОЗМ.
  4. Согласовывают план с органами местной власти, и утверждается руководителем компании.

Подготовка мероприятий по результатам весеннего осмотра

По результатам весеннего осмотра составляют организационные мероприятия, с обозначением предельных дат устранения обнаруженных дефектов:

  • территория расположения дома, отмостки и цоколь должны обеспечить качественный отвод природных вод;
  • конструкционные элементы в подвальных и полуподвальных помещениях должны быть исправными;
  • гидроизоляция стыков и сопряжений не должны иметь видимых трещин, влажных пятен, коррозии арматуры и отслоение предохранительного слоя бетонированных конструкций;
  • техническое состояние стен проверяют наружным осмотром, на них не должны присутствовать щели, обрушение штукатурки и изоляции;
  • при осмотре окон и дверей проверяют исправность коробок, наружных отливов и полноту остекления;
  • проверяют кровли на обеспечение требуемого температурно-влажностного режима в мансардном строении;
  • проверяют вентиляционные систем на обеспечение полноты удаления выбросов от газовых печей и колонок;
  • осуществляют контроль состояния теплоизоляции внутридомовых систем отопления и ГВС.

Составление паспорта готовности здания к зимнему отопительному периоду

Паспорт выполняют по типовому образцу, и выдается он специальным органом, создавшим комиссию, на протяжении 15 дней после оформления акта.

Документ выдается только в том случае, когда объект готов к ОЗП, или в случае, когда недостатки обнаруженные комиссией к были исправлены в установленный срок. К уполномоченным органам на объектах ЖКХ относятся территориальные органы власти.

Временные сроки оформления паспортов домов к отопительному сезону устанавливаются уполномоченным органом исходя из отличительных черт погодных условий, но не позже 15 сентября — для потребителей, и не позже 1 ноября — для теплоэнергоснабжающих компаний.

Осенний осмотр и составление акта

После проведения восстановительных работ и техобслуживания теплосетей, специальной комиссией по подготовке ОЗП до 15 сентября выполняется осеннее освидетельствование проделанных работ и готовность зданий к отопительному периоду.


После завершения обследования ответственные лица осуществляют корректировку ремонтных планов в соответствии с выявленными дефектами на объектах теплоснабжения, которые необходимо устранить до 15 сентября, после чего переходят к процедуре оформления актов и получению паспортов.

Подключение к действующим теплосетям выполняют до 1 сентября, а в промежуток с 15 сентября до официального начала отопительного сезона — выполняют пробные пуски установок теплоснабжения. Так по состоянию на 15.11.2019 по данным Минэнерго России после проведения проверки 941 субъектов электроэнергетики о готовности к зимнему сезону в 2019 году - 83 % получили паспорта, по остальным объектам работа продолжается.

Какие работы проводятся в рамках подготовки к отопительному сезону

Мероприятия по ремонту в теплосетях потребителей увязываются с планом ремонта теплосиловых систем источников тепла. Акты и внесение информации о произведенных объемах ремонтов и результатах предпусковых проверок, оформляют ответственные лица.

Проверка котельного оборудования

При подготовке котельной к отопительному сезону необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

  • ремонт поверхностей нагрева котла по ППР, замена дефектных участков труб, экономайзеров, воздухоподогревателей, котловой арматуры, гарнитуры, дымовентиляционных систем и обмуровки котлов;
  • восстановительные ремонты насосов, дымососов и вентиляторов;
  • восстановление арматуры и первичных датчиков КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы электросилового оборудования;
  • ремонтно-наладочные работы объектов химподготовки воды;
  • ремонтно-наладочные работы системы топливоподачи;
  • подготовка печей к отопительному сезону;
  • государственная поверка приборов учета тепла.

После окончания ремонтно-восстановительных работ собирают тепловые схемы котельных установок и выполняют гидроиспытания котлоагрегатов с давлением равным 1.25 рабочего давления насыщенного пара в котле.

Ремонтные работы


В тепловых сетях по результатам весеннего осмотра и ППР требуется осуществить такие основные виды ремонта:

  • замена дефектных участков труб;
  • восстановление тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия;
  • ремонт и ревизию запорной арматуры, дренажных вентилей, воздушников, обратных и предохранительных клапанов;
  • ревизию и ремонт сетевых и подпиточных насосов;
  • замена и ремонт электромагнитных и гидравлических исполнительных механизмов регулирующих клапанов и пусковых устройств;
  • замена и ремонт контрольно-измерительных приборов;
  • очистка грязевиков и аккумуляторных баков;
  • ремонт и настройка автоматики безопасности, самописцев контролирующих приборов.

По завершению всех плановых работ, собирают тепловую схему и выполняют гидравлические испытания теплосетей с давлением - 1,25 рабочего, но не менее 1.6 МПа и температурой сетевой воды не выше 40 С.

Поверка приборов

Согласно Правилам учета теплоэнергии каждый источник и приемник тепла должен быть оборудован приборами коммерческого учета, кроме того котельные и ИТП потребителей оборудуются приборами системы безопасности.

Для обеспечения надежной работы вышеперечисленных устройств в ОЗП, выполняют ремонт и поверку следующих приборов:

  • регулировка расхода тепла;
  • регулировка температуры в системе ГВС;
  • поддержка статического давления в тепловых системах;
  • по давлению в подающем/обратном сетевом трубопроводе;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения/падения давления;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения температуры в подающей сети;
  • по автоматическому включению резервного насоса;
  • по автоматической защите бака-аккумулятора от переполнения;
  • автоматика включение/выключение дренажных насосов.

Пусконаладка и составление режимных карт

После промывки и гидравлического испытания теплосетей, выполняют пусконаладочные работы на теплосиловых установках, и у теплоснабжающих организаций, и у потребителей. По результатам пусконаладки устанавливаются режимные карты работы теплосилового оборудования.


Основные данные режимных карт:

  1. Расчетные объемы теплоносителя по эксплуатационным участка тепловой сети.
  2. Рабочие параметры по давлению в сетевых трубопроводах: прямая и обратная линия.
  3. Рабочий температурный график прямой и обратной сетевой воды, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
  4. Расходов теплоносителя у потребителей.
  5. Расчет температурного расширения тепловой сети.
  6. Анализ гидравлического и теплового режимов функционирования теплосети.
  7. Расчет диаметров ограничительных шайб и сопел элеваторных узлов у потребителя.

Акт о готовности к отопительному сезону

Для оценивания подготовленности потребителей к отопительному сезону комиссия проверяет:

  • полноту выполнения плана ОЗМ;
  • проведение промывки и опрессовки тепловых устройств;
  • наличие наладочных испытаний и режимных карт оборудования;
  • уровень утепления сооружений;
  • техсостояние труб и запорно-регулировочной арматуры;
  • исправность приборов учета тепловой и электрической электроэнергии и их поверка;
  • исправность автоматической защиты;
  • наличие паспортов теплового оборудования, схем и производственных инструкций;
  • присутствие пломб на ограничительных шайбах и элеваторных узлах.

При полной готовности теплового хозяйства потребителей к прохождению осенне-зимнего периода готовится акт установленного образца, который подписывается всеми членами комиссии.
К акту могут прилагаться замечания, и устанавливаться сроки их исправлений. После извещения комиссии об устранении недостатков потребитель может получать паспорта готовности объекта к зимнему периоду.

Здравствуйте. Я автор этого сайта. Продолжительное время я занимаюсь монтажом и пусконаладкой котельного оборудования. Если вы наладчик "старой гвардии" прошу подписаться на обновления. Будем вместе обсуждать интересные моменты монтажа и ПНР котельных.

Читайте также: